Самые красивые монастыри и храмы рязанской области

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Добролюбов Иоанн, свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных . Том 1, Зарайск, 1884, сс. 50 — 53
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 423 — 425
  • Денисов Л.И. Рязанский Троицкий Третьеклассный необщежительный мужской монастырь. Историко-статистический очерк, Москва, 1907

  На официальном сайте монастыря именуется Арифметической

  По другим данным — в 1695 году.

  Рязанские епархиальные ведомости, 1904, № 22. Отдел неофиц. с. 713

  Переведен в Рязанский Духов монастырь

  Переведен в Рязанский Духов монастырь

  В 1787 году переведен из Чернеева (?), а в 1789 году — в Рязанский Богословский монастырь

  Переведен в Николо-Радовицкий монастырь.

  Переведен в Рязанский Богословский монастырь

  Из настоятелей Московской Университетской церкви; переведен в Арзамасский Спасский монастырь

  Переведен из Рязанского Богословского монастыря, скончался в 1812 году

  Переведён в Солотчинский монастырь

  Переведен в Почаевскую Лавру.

  Переведен в 1835 году из Ольгова монастыря, в 1838 — в Николо-Радовицкий монастырь.

  Впоследствии — игумен Ряжского Димитриева моанстыря

  По другим данным с года по апрель 1902 архимандритом монастыря был Иоанн (Смирнов)

  см. Добролюбов, Указ. соч., с. 51, На оф. сайте монастыря — 206 душ

  см. Добролюбов, Там же. На оф. сайте — 342 души, 642 четверти 4 четверика земли

19 мая Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Свято-Дмитриевский Скопинский мужской монастырь (Скопин)

Сайт: http://dimitrimon.cerkov.ru
Расположен недалеко от Скопина (Скопинский район, п. Заречный, c. Дмитриево), о нем я тоже уже кратко писала. Чтобы добраться до монастыря, едем через Скопин в сторону Милославского. На развилке за городом будет указатель. Дальше всё время можно доверять интуиции. Только когда доберётесь до высоких развалин фабрики с воротами, ехать надо по дороге, уходящей влево, как раз мимо этих «развалин». Монастырь расположен на высоком берегу реки Вёрды.

Немного истории. Говорят, что на этом месте жил отшельник, именно у него молился Пересвет перед Куликовской битвой. А потом на этом месте после битвы остановился Дмитрий Донской и основал монастырь. Хотя существует и альтернативная версия событий. Что на самом деле Куликовская битва была не в Тульской области, а именно под Скопином, и именно поэтому здесь и был основан монастырь. Но мы это уже не узнаем. Как обычно, монастырь был разорен в Советское время, возрождение началось в 1995. Сейчас это небольшой монастырь с двумя храмами — святого великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского.


Близ монастыря есть источник, но мы на нем не были.

Минусы:

  • Можно заблудится.
  • Когда были мы – шло строительство, территория была немного не ухоженной.
  • Церкви были закрыты, никого на территории не нашли, правда особо и не искали.
  • Юбку и платок брать с собой.
  • Ближайшие кафе в Скопине.

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Крупнейший на Рязанской земле памятник архитектуры нарышкинского барокко.Монастырь основан великим рязанским князем Олегом в 1390 году. Одно из предназначений монастыря было охранять с севера город Переяславль-Рязанский, современная Рязань.По легенде монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, здесь же князь Олег впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь Рождества Богородицы на Солотче считался одним из главнейших. Он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина). Именно при нем обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, часть зданий подверглась разрушениям, часть была передана под музей. В монастыре находилась колония для несовершеннолетних преступников.В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений. И в 1994 году Солотчинский монастырь возвращен Русской Православной церкви и возобновлен как женский. Первым храмом в монастыре была деревянная Покровская церковь, где были погребены князь Олег и его жена Ефросиния. В середине XVI века в память о походе Ивана IV на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Московского. Однако до настоящего времени эти здания не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке по причине ветхости зданий. До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 год), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту архитектора Я.Г. Бухвостова. Интересны Настоятельный корпус (17 век), пятиглавый Рождественский собор (1691 год), крепостные стены (1688 год).Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Богослужения в Солотчинском монастыре совершаются ежедневно: 8.00 – утреннее, 17.00 – вечернее. Гостиницы для паломников в монастыре нет, в настоящее время идет ее строительство.Сайт монастыря Солотчинский-монастырь.рф
пос. Солотча, пл. Монастырская, 1 ВТелефон: (4912) 28-79-37

начало строительство привратной у ворот обители

3 июня 2013г. Седмица 5-я по Пасхе. Владимирской иконы Божией Матери.

Равноап. царя Константина и матери его царицы Елены.

3 июня (21 мая по ст.ст.) Русская православная церковь отмечает праздник Владимирской иконы Божией Матери. Это наиболее почитаемая в нашей стране икона, она считается чудотворной

Согласно преданию, написал эту икону еще евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели за трапезой Иисус Христос,Богородица и Иосиф Обручник.     Сам праздник 3 июня был установлен в память о спасении Москвы от нашествия Крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521 году.
Вечернее богослужение с полиелеем и божественную Литургию служил протоиерей Николай Сафонов.

Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея России чудотворца.

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.

Перед смертью святитель Алексий заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудове монастыре. Скончался святитель «в заутренюю годину» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120-121), на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.

Праздничное всенощное бдение взглавлял иерей Владимир Решетников. Божественную Литургию служил иерей Александр Братищев.

» Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу«Духом и истиной»отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)»

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Пощупово)

Сайт: http://www.obitel-bogoslov.ru

Расположен в село Пощупово Рыбновского района. Чтобы проехать к монастырю, достаточно свернуть с трассы «Москва — Рязань» (М5) за бывшим постом ГАИ налево (при движении со стороны Москвы), ну а дальше по указателям.
Пощуповский монастырь в силу его расположения, пожалуй, один из самых известных и посещаемых монастырей Рязанской области. В силу его же расположения мы сами бываем в этом монастыре очень часто, и я даже о нем писала.
Если кратко, то датой основания греческими монахами этой обители считается конец XII — начало XIII века. В свое время даже Хан Батый «обошел монастырь стороной», говорят, что ему явился сам небесный покровитель обители — Иоанн Богослов. К концу XVII века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии, но затем началось его угасание, длилось оно до 1859 года, когда благодаря меценату Давиду Ивановичу Хлудову началось возражение обители. В Советское время монастырь удавалось сохранять до 31 мая 1931 года, но потом он «пал». И повторное его возрождение началось при архимандрита Авеле (Македонове), очень интересная личность, попробуйте найти и почитать о нем книги. Умер он в 2006 году, но в обители его до сих пор помнят и любят. Ну а теперь немного фотографий обители.
Знакомство с обителью обычно начинается со Святых врат.

За ними высятся Большая и Малая колокольни. Высота Большой — 76 метров.


В обители два основных храма – собор св. Иоанна Богослова

Сбоку от него есть вход в небольшой Храм – усыпальницу Серафима Саровского, там же располагается могила Авеля.

Второй большой храм — Успенский собор с очень красивым алтарем.

А вот они два храма вместе.

Насколько я поняла, в монастыре есть Паломнический центр.

Рядом с монастырем стоят палатки, где продается монастырская продукция, можно попить чай.

Так же при монастыре есть святой источник, пройти можно либо от монастыря по тропинке (лучше уточните у местных куда идти), а если Вы на машине, то проще доехать. Для этого возвращаемся назад и поворачиваем в первый поворот налево, не доезжая до вывески «Медведево» (это следующий поворот), со стороны к монастырю соответственно это будет первый поворот после той же вывески (куда поворачивает серая машина).

На источнике есть ключ, где можно набрать воду.

Часовня.

Купальни для мужчин и женщин раздельные.

Здесь же можно купить монастырскую продукцию, подать требы, если Вы это не сделали в монастыре.

Так же здесь же можно посидеть, попить чай. А для деток есть качели.

Плюсы монастыря:

  • Недалеко от Рязани, легко найти, легко доехать.
  • Есть источник с купальнями.
  • В течение дня всегда какой-нибудь храм открыт.
  • Не нужно думать о «дресс-коде»: юбки и платки выдают при входе.
  • Хорошая, легкая атмосфера. Очень ухоженная территория.
  • Неплохая иконная лавка. Можно так же приобрести монастырскую продукцию: чай, молоко, творог, хлеб и т.д., всё очень вкусное. Можно купить чай, пряники и перекусить тут же.

Минус:

В выходные и праздники огромное количество людей. На Крещение сюда вообще лучше не ехать: очереди, очереди, очереди.

История

Основан в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Долгое время монастырь являлся северным форпостом Переяславля-Рязанского. Легенда гласит, что на основание монастыря князя сподвигла встреча с двумя отшельниками — Василием и Евфимием — на берегу Солотчи.

До самой кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Фёдор Ольгович, внук Иван Фёдорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря.

В начале XV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых.

В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.

Новый расцвет пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина). Именно при нём обитель приобрела нынешний вид. Согласно введённым при секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году монастырским штатам, обитель была причислена ко второму классу монастырей. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. 12 мая 1827 года архимандритом был поставлен Иларий Иродионов, который пробыл в этой должности около семи лет и за это время «значительно обогатил и обстроил» монастырь.

В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий.

Роль Князя Олега в развитии Солотчинского монастыря

На развитие Солотчинского Рождество-Богородского женского монастыря Князь Олег выделял большие средства, земли, имущество и драгоценности. Традицию эту много лет продолжали его потомки – дети, внуки и даже правнуки. Благодаря покровительству княжеского рода монастырский комплекс быстро развивался, увеличивал количество владений и имущество. Еще при жизни Олега здесь построены Покровская и Свято-Богородицкая церкви, монашеские кельи.
Две отдельные кельи возведены для князя и его жены. Сам Олег в конце XIV века был пострижен в монахи, иногда приезжал сюда помолиться, побыть в уединении. При этом он оставался князем рязанской земли, который 50 лет управлял княжеством. После смерти вместе с женой они были похоронены на монастырской территории. Интересно, что и супруга князя – Ефросинья – приняла монашеский постриг при жизни и была основательницей другого монастыря – Зачатьевского. Останки княжеской четы находились в Покровском храме монастыря до 1768 г., но потом перенесены в соседнюю церковь. Причинами этому послужило обрушение берега реки, аварийное состояние собора Покровы.
Более 500 лет в монастыре находилась и кольчуга князя, которую Олег носил не снимая. После революции 1917 г. она передана в местный Исторический музей. К месту захоронения четы нередко приходили люди, верившие, что его останки способны исцелить от болезней, особенно душевных, пьянства и алкоголизма. С этой же целью многие верующие надевали кольчугу, чтобы получить исцеление.

13.04.2014 Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

один из двунадесятых праздников. В основе — евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье.

Праздничное богослужение возглавил прот. Николай Сафонов.

По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина в нашем монастыре по Воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам будут совершаться две Литургии. Ранняя Божественная литургия будет совершаться в 6.30. Начало поздней Божественной Литургии в 9:00.

После поздней Литургией перед чудотворным образом «Влахернской» иконы Божией Матери был совершен водосвятный молебен с чтением акафиста.

Молебные пения перед чудотворным образом служатся ежедневно.

Ибердский Александро-Невский Софрониев монастырь (Ибердский)

Расположен в Кораблинском районе недалеко от поселка Ибердский. Сразу хочу предупредить, если навигатор поведет вас любым другим путем, кроме как через поселок Ибердский, — не верьте, там можно проехать только летом, да и то на внедорожнике, зимой дорогу никто не чистит.

Для меня это, пожалуй, самая «эталонная» обитель. Монастыри и должны быть вот такими — маленькими, среди лесов, где одна церквушка, одна колоколенка и несколько насельников, а вокруг тишина. Именно такой монастырь в Ибреди, до него ехать где-то около 3,5 километров от посёлка, так что лишних людей здесь нет, особенно зимой. Опять немного истории. Сама обитель была заложена в 1892 в честь спасения Александра III с семьей. В становлении обители активное участие принимал старец Софроний, умер он в 1914 году. Сейчас его мощи покоятся в соборе Александра Невского. Как обычно, монастырь закрыли в 1918, в 1949 разрушили. Возрождение обители началось в 1996 году. Сейчас это очень маленький монастырь с храмом Александра Невского и колоколенкой посреди леса.

Дорога к монастырю.

Недалеко от монастыря есть источник.


Воду испить удалось.


А искупаться – нет, обе купели (и мужская, и женская) – замерзли.

Территория почищена и огорожена.

На территории есть беседка, чтобы перекусить.

Плюсы монастыря:

  • Уединение, а за счёт этого особая атмосфера.
  • Есть беседка для принятия пищи.
  • Есть источник и купальни, по крайней мере, летом, можно окунутся.

Минусы:

  • Сложно найти, можно заблудиться.
  • Юбку и платок надо брать с собой.
  • Храмы открыты только во время службы.

Вотчины монастыря

До секуляризации 1764 года монастырь владел следующими вотчинами:

село Бахмачево, по ревизии 1744 года в нем 206 дворов , 305 четвертей земли. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле.

село Козарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании.

село Девичий рукав (Шацкий уезд, Замокшенский стан, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани), по ревизии 1744 года в нем 352 двора, 450 четв. земли . Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме.

деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 года, «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.

Дальнейшая история обители

Солотчинский монастырь был одним из наиболее известных и богатых как в Рязани, так и на Руси. Многие князья старались что-то построить на его территории, сделать ему богатые дары. В середине XV столетия здесь появилась каменная Церковь чудотворца Алексея, который в то время был митрополитом. Она простояла более 400 лет, а потом была разрушена из-за аварийного состояния.
В конце 1680-х гг. монастырским настоятелем стал Игнатий, с именем которого связывают возвращение обители величия и славы. Он активно занимался восстановлением старых зданий, строительством новых. При нем здесь появился неповторимый архитектурный комплекс, построенный в стиле барокко. В XVII веке тут появились иконописная школа и архив, где были собраны документы XV-XVII вв. Количество земель, которыми владел в то время Солотчинский монастырь, насчитывалось более 8 тыс. га. При этом лесов, озер и хозяйственных угодий у него было в три или даже четыре раза больше. В 1860-х гг. здесь проведены частичные восстановительные работы, во время которых отремонтировали церкви XIV века, монашеские кельи и архив.После революции 1917 г. сакральный комплекс закрыли, а большинство старинных церквей разрушили, уничтожили и разграбили. Святыни были вывезены в неизвестном направлении. Вскоре здесь открылась колония для малолетних преступников, в отдельных же зданиях оборудованы складские помещения, клуб и кинозал. Советские власти долгое время решали участь княжеских мощей, отправленных в Губернский музей в Рязани. Уже в 1990 г. их вернули Русской православной церкви, а в начале XXI века они переданы в монастырь.
Возрождение Солотчинского монастыря началось в начале 1990-х гг. – когда здесь разместилась женская обитель. За два десятилетия полностью отремонтировали две древние церкви, жилой корпус, ограду, кельи архиерея. Тогда же для удобств монахинь возведены корпус для сестер, трапезная, хозяйственные и административные постройки. Большую ценность для памятки православия, историков и ученных представляет библиотека, где собрано множество документов, книг и грамот. Монастырь действует как паломнический центр. Для посетителей тут созданы отличные условия для проживания, молитв, экскурсий и посещения храмов.

Архитектурные памятники монастыря

Самой древней монастырской постройкой считается Покровский храм, где некогда хранились мощи упомянутой выше княжеской четы. В XVI веке все храмовые строения стали перестраиваться на каменные. К сожалению, Церковь святой Покровы была разрушена из-за обвалов.
Всего в монастыре действуют три церкви, построенные в конце XVII столетия. К ним относятся трапезный Храм святого Духа, церкви Рождества Богородицы и Рождества Ивана Предтечи (надвратная). Посещение каждой из них приводит в восторг как православных паломников, так и обычных путешественников, оказавшихся в Рязани.
Важными историческими памятниками являются древние стены монастыря и собор Рождества. Для искусствоведов все постройки обители имеют необычную ценность, поскольку они украшены изразцами. На них изображены картины из Библии. Находящиеся здесь изразцы имеют рельефную форму, полихромны, содержат орнаментальные мотивы.

Солотчинский монастырь в Рязани является не только важным духовным центром, но и историко-архитектурным комплексом. Здесь хранятся исторические документы, рассказывающие о разных периодах истории Рязани, княжества и местной княжеской династии.

Храмы

Троицкий соборный храм

Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году .

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

С 1929 года здание храма использовалось «под ссыпку и хранение хлебных продуктов»

В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.

Был освящен 16 июня 2000 года.

Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.

Сергиевский храм

Был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским

с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского).

В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском — был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.

Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 годах).

В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской».

В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.

Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902 – 1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 года ). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных.

В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры».

В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.

В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы.

17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года — главный придел.

27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери.

Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.

Защита князя от врагов

Легенда относит это событие к 1390 г. Монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. У мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

Фото: архив

В тот же 1390-й год епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега (в крещении — Иакова) в монашество с именем Ионы. Осенью 1395 г. в Рязань прибыл преподобный Сергий Радонежский с тем, чтобы помирить московского св. блгв. князя Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. Мир был скреплён браком дочери князя Дмитрия — Софии и сына князя Олега — Феодора, а также разменом Коломны на Тулу. В Солотчинском монастыре князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. У Олега первая жена была татарской царевной, вторая — литовской княжной. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) он выдал сестру свою Анастасию. В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста, свидетельствовавшие, что под ней захоронен…татарин Салахмир. Эта находка стала сенсацией в отечественной исторической науке по своей древности и значимости.

После смерти в 1402 году Олег положен был в иссечённом каменном гробе в Покровском храме. Подле Олега, в том же гробе, положена была и супруга его — великая княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, «1405 г. 5 декабря», а по Татищеву — в 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.

Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены в первой половине XV века. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г. часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector