Земная жизнь и слово господа нашего иисуса христа. евангелие в стихах и поэмах (н. а. тимофеев)
Содержание:
- История святой Фотинии
- (см.: Ин 4, 1–54)
- Краткое житие св. мученицы Фотины (Светланы) Римской
- Описание
- День ангела Светланы
- Перевод на русский или английский язык текста песни — Христос И Самарянка исполнителя Евгения Смольянинова:
- Использовать
- Художник
- Где надо кланяться Богу
- Чудеса веры
- Оригинальный текст и слова песни Христос И Самарянка:
- Кто ближе ко Христу?
- Свобода и творчество
- Молитва
- Библейское повествование
- Мученичество
- Интерпретации
- Почитание в православии
- Притча о воде живой
- Культурные ссылки
- Противостояния с царями
История святой Фотинии
После значимой встречи со Спасителем, Светлана начала проповедовать христианство в городе Карфаген, чем вызвала недовольство самого императора Нерона, жестоко расправлявшегося с последователями Господа. Несмотря на это, смелая женщина открыто проповедовала Евангелие, и император, преследовавший учеников веры Христовой, приказал схватить святую Фотинию и заключить под стражу.
На допросах святая Фотиния не отказалась от своих убеждений, за что язычники пытались отрубить ей руки, но из этого ничего не вышло.
Произнося слова молитвы Фотинии (Светлане), верующие должны помнить о страданиях и муках за веру, которые вынесла эта святая, когда язычники содрали с неё кожу и бросили в колодец.
(см.: Ин 4, 1–54)
Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.
Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.
В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».
Фреска Живоносный Источник
В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.
Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.
11 июня 2017 г.
Квитанция
Реквизиты для юридических лиц
Реквизиты для переводов из-за границы
Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro
Оплата наличными через кассы и терминалы
Пожертвование через Сбербанк Онл@йн
Яндекс.Деньги
Альфа-клик
MasterPass
Интернет-банк Промсвязьбанка
скрыть способы оплаты
Краткое житие св. мученицы Фотины (Светланы) Римской
Ничего не известно о том, как жила самарянка до зрелого возраста, чем занималась и кто были ее родители. Да и имя Фотины мы знаем только из церковного предания, оно не упоминается в Евангелии. Возможно, это имя она получила при крещении.
Полезные материалы
Кажется, до встречи с Христом самарянка не раз была замужем, имела двоих сыновей, Виктора и Иосию. Из жития известно также о пяти сестрах святой
Но все это не так важно. Ведь после встречи с неизвестным путником у колодца, вырытого когда-то праотцем Иаковом, для женщины начинается совершенно другая жизнь
Разговор у колодца
В тот день Фотина шла за водой – дело вполне рутинное. Может быть, думала о хозяйственных делах, повседневных нуждах. У колодца Иакова она увидела человека, одетого по-иудейски.
Христос и самарянка, копия картины Генриха Семирадского
Иудеи с самарянами не сообщаются
Это казалось довольно странно: иудей на самарийской земле, по представлениям евреев, едва ли не оскверненной.
Интересный факт
Народ самарийский образовался от смешения иудеев Израильского царства и ассирийцев. Таким же смешением иудаизма и язычества отличались религиозные взгляды самарян. Они почитали и Единого Бога, и богов языческих, признавали Тору Моисея, и совершали языческие обряды, ждали пришествия Мессии – и кланялись идолам. «Самарянин» у иудеев времени Христа было едва ли не бранным словом.
Да и Господь, посылая Апостолов на проповедь, говорил им:
Христос заповедал ученикам не идти к самарянам – а Сам пошел. И вот недоумевающая Фотина слышит от странного путника еще более странные слова: «Дай Мне пить!» Простая просьба изнуренного жарой и дорогой человека, не имеющего, чем почерпнуть воды, но ведь он – иудей. Как же так, ведь евреи гнушаются полуязычниками-самарянами? Это и спросила Фотина. А в ответ услышала:
Вода живая
Сначала она подумала, что Он говорит об обычной воде. А потом поняла – вообще не о воде. О чем-то другом. О жизни, о вечности. И что Он знает о ней, неизвестной женщине, всё.
В изумлении Фотина воскликнула: «Господи, вижу, что Ты пророк!» А потом вдруг, вне связи с предыдущей беседой, стала спрашивать, где нужно поклоняться Богу – в Иерусалиме или на горе Гаризим, как самаряне? И снова ответ, которого Фотина не ожидала: место поклонения не так важно, только бы человек любил Господа духом своим, «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4:23). Видимо, тогда благодать Божия коснулась сердца женщины
Уже не думая о повседневных нуждах, бросив кувшин, отправилась она в город, рассказывая всем и каждому, что обрела Мессию. Евангелист Иоанн больше не пишет о «жене самарянке». Но ее жизнь с тех пор, очевидно, изменилась навсегда.
Беседа Христа с самарянкой. Италия. Равенна, VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Описание
Христос и самарянка — это скульптура из мрамора и бронзы в натуральную величину. Две бронзовые фигуры, Иисуса и Самарянки, окружают мраморный колодец. Фигура Христа смотрит вверх с поднятой рукой, как бы говоря. Женщина держит кувшин с водой и смотрит вниз. Мештрович также завершил уменьшенную версию того же произведения, сделанную из гипса. Его размеры 28 х 23 дюйма, и на момент печати коллекции 1974 года он является частью коллекции картинной галереи Нотр-Дам и является подарком преподобного Теодора Хесбурга . Сама вещь имеет некоторый внешний вид, так как стареющая бронза приобрела зеленоватый оттенок за годы выветривания из-за снега, дождя и сильной жары в районе Саут-Бенд на верхнем и среднем западе . Скульптура прошла реставрацию в 2019 году компанией Kline Fine Art, LLC — Сидар-Спрингс, Мичиган.
День ангела Светланы
Св. Фотину церковно чествуют 20 марта (2 апреля). Предполагается, что это день ее мученической кончины около 66 г. от Рождества. Кроме того, событие ее встречи со Христом вспоминается в 5 Неделю (воскресенье) после Пасхи. Этот день называется «Неделей о Самаряныне».
Особую историю в России имеет имя святой, которое носят сейчас очень многие женщины.
Интересный фактФотина – греческое имя, означающее «Светлая». Интересно, что русский перевод «Светлана» возник только в начале XIX в. А.Х. Востоков в 1802 г. впервые употребил это имя в романсе «Светлана и Мстислав». В 1813 г. В.А. Жуковский создал балладу «Светлана». Но только после 1917 г. имя стало распространяться.
Однако в Крещении Светланы обычно нарекаются Фотиниями. В то же время в современных святцах и церковных календарях нередко можно встретить двойное именование мученицы: «Фотиния (Светлана)», поскольку речь идет просто о переводе на русский язык греческого имени.
Немногие храмы посвящены мученице Фотине – она так и осталась как бы в тени самой важной встречи в своей жизни. Ни до, ни тем более после встречи с Господом она не желала славы: судьбой и содержанием жизни была только проповедь веры
Как и Апостол Павел, она могла сказать о себе:
Перевод на русский или английский язык текста песни — Христос И Самарянка исполнителя Евгения Смольянинова:
Under the shade of the canopy on the ledge of a smooth,He sat at the well ChristSamaritan woman came in the usual attire.Fill your water carrier.
Christ asked to share water,She said in response:«After all, I Samaritan woman, and with our environment,Communication seems to be no. «
Jesus told her: «Oh, if you knew,Who creates living water,Herself to look for, she would ask,He who speaks with you. «
Well deep as the living water,Can you get out of it,Our father Jacob gave the water a simple,Art thou greater than he?
Jesus said to her, «Bring here the husband»Answer: «I do not have.»You told the truth, you’re five they had,And this is not your husband from you.
I see you a prophet, pray tell me where?In our grief Hiruzen,Or the living God, il at the Saints,Erusalim come in.
Neither here nor there, but everywhere,Where the heart is burning with love,This will tell people the Messiah,Messiah is speaking to you.
She quickly ran to the Samaritan woman,I forgot about my water carrier,And counter screaming and all invited,Go «was Christ!»
He was there at the well, sitting restingAnd the eyes are burning with fire,Listen, people, it invites allDelighted to harp on it
He told me that I thought secretly,Go, and he will tell you,And they were all amazed, meeting by chance,And we believe these words.
And lead to a Samaritan woman penetrated the heart,Though was short, simple,And many people were looking for salvation,In the teachings of Jesus Christ.
Использовать
Мемориал Шахина-Местровича, и особенно статуя «Христос и самарянка», используется студентами и преподавателями в университетском городке для многих целей. Днем студенты сидят вокруг памятника. Некоторые студенческие группы и общежития проводят молитвенные службы, ретриты, время для размышлений или собрания веры у статуи. В ноябре 2016 года отец Джон И. Дженкинс , президент Университета Нотр-Дам , провел перед статуей межконфессиональную молитву для жителей кампуса. Служба, проводимая совместно со студенческим правительством Нотр-Дам, стремилась «поддержать всех, кого коснулись недавние выборы», с приглашением «присоединиться к нам в этом служении сострадания, когда мы молимся за мир и единство в нашей стране», разосланное всем студенты.
Художник
Иван Мештрович был хорватским скульптором (1883-1962). Всю свою жизнь он жил по всей Европе, в Риме , Вене , Белграде и Загребе , а также путешествовал по многим другим европейским городам со своими коллекциями произведений искусства. Он был сослан на время из своего дома в Югославии по политическим причинам во время Первой мировой войны . Он стал профессором искусства и часто жертвовал свои работы католической церкви, если они не могли за это заплатить.
Во время Второй мировой войны Мештрович отказался сотрудничать с «марионеточным» хорватским правительством, созданным Адольфом Гитлером и державами Оси . Его посадили в тюрьму. После освобождения он и его семья бежали в Рим . Больше не имея возможности возвращаться в Хорватию после войны, он принял должность профессора в Сиракузском университете в 1946 году. В 1955 году Мештрович перешел в Университет Нотр-Дам , где стал резидентом-скульптором и «Заслуженным профессором», где затем -Президент, отец Теодор Хесбург , построил ему студию.
В Нотр-Дам Мештрович создал множество произведений искусства, которые находятся на территории кампуса, и его влияние также заметно в произведениях, созданных его учениками. По его словам, «Скульптура и искусство в целом должны способствовать человеческой цивилизации, человеческому прогрессу и духовному развитию человечества». Таким образом, большая часть его работ в кампусе Нотр-Дама ориентирована на веру, в том числе его знаменитая копия статуи Пьета, размещенная в базилике Святого Сердца, Нотр-Дам .
Где надо кланяться Богу
Главная мысль этого отрывка в том, что Бог ждет от нас не видимого поклонения Ему, а горячей душевной веры, исправления жизни и устремления духа к Нему. На вопрос самарянки, где надо кланяться, т.е. кто же прав, иудеи или самаряне, Христос постарался прекратить этот долгий спор, тем самым примирить эти народы, имеющие общие корни. Тем самым давая понять, насколько неразумны споры или даже ссоры, военные действия, возникающие по причине недоразумений в вере, разности религиозных взглядов.
Богу не нужны наши телесные поклоны, а тем более, ссоры из-за веры, Ему нужно открытое, горячее сердце человека!
Проповедь Патриарха Кирилла в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Чудеса веры
Примерно наказав христиан, Нерон, человек непостоянный, видимо, забыл об этой христианской семье – как повествует житие Фотины, на долгих 3 года.
А потом до Нерона дошли слухи о том, что все пошло совсем не так, как ему думалось. Мало того, что ослепленные Виктор и Севастиан странным образом исцелились и в тюрьме принимали множество людей, обращая их ко Христу. Странное происходило в самом дворце царя, в его собственной семье.
Интересный факт
Фотина своей пламенной верой и чистотой жизни обратила ко Христу и царевну Домнину, и даже ее служанок. Тайно от Нерона все они крестились. Царский дворец стал местом христианских молитв и славословий.
Кончина
Новый суд и новые мучения, которым подверг Нерон Фотинию и ее семью – сопровождались новыми знамениями христианской веры.
Фотина, Иосию и Севастиана распяли вниз головами и три дня избивали. А потом слуги, посланные посмотреть, живы ли непокорные христиане, лишились зрения. Сами страдальцы тогда же получили полное здравие от явившегося Ангела. Помолившись о слугах, Фотин и его сострадальцы вернули ослепшим зрение. Все исцеленные тут же стали христианами. Вскоре они приняли мученическую кончину, как и Фотин, Иосия и Севастиан. Именно их особенно сильно истязали перед смертью: отрубили голени, содрали кожу. То же мучение и отрезание грудей пережили сестры Фотины. Одна из них, Фотида, потерпела и более ужасные мучения: ее за ноги привязали к двум пригнутым к земле деревам. Выпрямившись, деревья разорвали мученицу надвое. Остальных уверовавших Нерон велел усечь мечом.
В это время Фотина, с которой также содрали кожу, лежала в глубоком колодце, куда ее бросили, думая, что она умрет. Но когда, спустя несколько дней, ее вытащили из колодца, она была жива. Оставшись последней из семьи, уже казненной за Христа, мученица безбоязненно продолжала говорить о своем Боге и вере. Акты мученические, протоколы допросов, которые велись тогда на суде, сохранили ее ответ Нерону.
Когда император предложил Фотине поклониться богам, она безбоязненно бросила ему в лицо обличение:
Понимавший толк в мучительстве Нерон не знал, что еще сделать с несгибаемой женщиной. Фотина еще раз была брошена в колодец. Это стало ее последней казнью и окончанием земного пути.
Цветная Триодь в Синаксаре на Неделю о самаряныне дополняет сведения жития и говорит, что перед кончиной Фотина претерпела и другие муки:
Оригинальный текст и слова песни Христос И Самарянка:
Под тенью навеса на выступе гладком,Сидел у колодца Христос,Пришла самарянка в обычном наряде.Наполнила свой водонос.
Христос попросил поделиться водою,Она же сказала в ответ:«Ведь я Самарянка, а с нашей средою,Общения кажется нет».
Христос ей ответил: «О, если б ты знала,Кто воду живую творит,Сама бы искала, сама бы просила,Того, кто с тобой говорит».
Колодец глубокий, как воду живую,Ты можешь достать из него,Отец наш Иаков, дал воду простую,Неужели Ты больше его?
Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа»,Ответила: «Нет у меня».Ты правду сказала, ты пять их имела,И этот, не муж у тебя.
Я вижу, пророк Ты, скажи где молиться?На нашей горе Хирузим,Иль Богу Живому, иль в храме Святому,Пришедше во Ерусалим.
Ни здесь и ни там, но везде и повсюду,Где сердце любовью горит,Об этом Мессия поведает людям,Мессия с тобой говорит.
Она Самарянка быстрей побежала,Забыла про свой водонос,И встречным кричала и всех приглашала,Идите: «явился Христос!»
Он там у колодца, сидит отдыхает,И очи пылают огнём,Послушайте, люди, он всех приглашаетВ восторге твердила о нём
Он все мне сказал, что я думала тайно,Пойдите, он скажет и вам,И все удивлялись, встречая случайно,И верили этим словам.
И весть Самарянки в сердца проникала,Хоть была коротка, проста,И многие люди спасенья искали, В учении Иисуса Христа.
Кто ближе ко Христу?
Евангелие важно и актуально всегда. Беседа Христа с самарянкой — не исключение
На чём важно сосредоточиться, читая эту главу? Прежде всего обращает на себя внимание место встречи — Самария. Самаряне для иудеев — современников Христа были не просто чужеземцы, но отщепенцы, как в политическом, так и в религиозном плане. Их рассматривали как предателей, которые свою богоизбранность променяли на преференции со стороны языческой Римской империи, как на еретиков, которые извратили Закон, данный Богом, и даже покусились на святая святых: построили свой храм в противовес Иерусалимскому
Отношение было соответствующим: полное презрение
Их рассматривали как предателей, которые свою богоизбранность променяли на преференции со стороны языческой Римской империи, как на еретиков, которые извратили Закон, данный Богом, и даже покусились на святая святых: построили свой храм в противовес Иерусалимскому. Отношение было соответствующим: полное презрение.
Самаряне внимательно слушали Христа — Мессию, Который пришёл проповедовать в первую очередь иудеям. На их несвятой земле Он встречает гораздо большее понимание и заинтересованность в Божественном слове, чем у иудеев, которые якобы всё уже знали. Это трагедия не только иудеев — она может стать и нашей. Если христианин открывает Евангелие с мыслью, что всё уже знает, он перестаёт воспринимать то, чему оно учит. Может случиться, что люди, которые не знают Бога, но живут честно и не ослеплены чувством самодостаточности, окажутся более открытыми Божественному учению.
Свобода и творчество
Здесь нужно разобраться, что такое дух и истина, о которых говорил Христос. О духе в Евангелии уже было сказано раньше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Он не ограничен ни временем, ни пространством, ни культурной или социальной средой — как абсолютная свобода. Истиной же Христос называет Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Истина имеет свойство освобождать человека: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). С момента беседы Христа с самарянкой религия — это уже не слепое следование некоему шаблону, а дар свободы и творческий труд. Когда художник стоит перед чистым холстом, он волен изобразить на нём всё, что угодно. Так и человек: стоит перед своей чистой душой и может сделать с ней что угодно. Если он смотрит на Бога как на художника — «Величайшего Художника», как говорится в одной из молитв Последования святого Крещения, — то на картине своей души будет стараться изображать только прекрасное.
Молитва
Молитва святой мученице Фотине О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.
Библейское повествование
Восточно-православная икона Святой Фотины, встречающей Христа
Женщина появляется в Иоанна 4 : 4–42; вот от Иоанна 4: 4–26:
Этот эпизод происходит перед возвращением Иисуса в Галилею . Некоторые евреи считали самаритян иностранцами, и их отношение часто было враждебным, хотя они разделяли большинство верований, в то время как многие другие евреи принимали самаритян как своих собратьев-евреев или как самаритян-израильтян. Эти две общины, кажется, разошлись в период после изгнания
Обе общины разделяют Пятикнижие , хотя, что очень важно, Самаритянское Пятикнижие помещает святую гору на горе Геризим, а не на горе Сион , как это подтверждается в Иоанна 4:20.
Евангелие от Иоанна, как и Евангелие от Луки, благоприятствует самаритянам повсюду, и, хотя Евангелие от Матфея цитирует Иисуса на одном из ранних этапов его служения, говоря его последователям не проповедовать в то время ни один из городов самаритян, это ограничение было явно отменено позже, ко времени Евангелия от Матфея 28:19. Ученые расходятся во мнениях относительно того, являются ли упоминания самаритян в Новом Завете историческими. Согласно одной точке зрения, исторический Иисус не имел контактов с самарянами; во-вторых, это то, что рассказы восходят к самому Иисусу. В Деяниях 1: 8 Иисус обещает апостолам, что они будут свидетелями самарянам.
Мученичество
Около 63 г. Фотина и ее дети жили уже в Карфагене. Житие святой умалчивает, как и зачем они туда попали из Сихари. Но точно известно, что Фотина передала своим детям горячую веру в Спасителя. Так сложилось, что именно сын святой начал мученический подвиг, который потом прошла и вся семья.
Воин-христианин
Христианская вера не помешала Виктору, старшему из двух сыновей самарянки, служить в римском войске. Храбрый и умелый, он был на хорошем счету. Его даже направили на высокую должность в Атталию
Здесь его открытая проповедь Христа – а своей веры Виктор никогда не скрывал – привлекла внимание градоначальника, Севастиана. Тот, разузнав о новом военачальнике и его семье, просил доблестного мужа не говорить о Христе всем и каждому
Да и мать с братом убедить не делать так. Верите – верьте «в душе». Ведь как будет жаль, если столь прекрасный воин и его семья пострадают за веру в Распятого – как известно, император Нерон христианам не благоволит.
Житие повествует, что Виктор отказался выполнить настоятельную рекомендацию начальника города. А сам Севастиан, «мудро» советовавший христианам воздержаться от проповеди, вдруг лишился зрения. Три дня пролежал он не только без зрения, но и без голоса. А на четвертый день… сам стал христианином узрев некое Божественное видение. Видевшие его обращение слуги также крестились.
Суд в Риме
Император Нерон, узнав о едва ли не скандальном случае перехода в христианство градоначальника и всего его дома, велел привести в Рим на судилище Севастиана, Виктора и прочих уверовавших. По преданию, перед царским судом Сам Господь явился Виктору и Севастиану. Последнего Он благословил и укрепил предстоящий подвиг, а Виктора переименовал Фотином, «Светозарным».
Что же касается Фотины, то она, также извещенная Самим Христом об ожидающем ее Виктора и его друзей судебном процессе у Нерона, пришла в столицу империи сама вместе с младшим Иосией – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией. Все они, представ на суд, исповедовали себя христианами и не пожелали отречься от своего Бога. Нерон велел выколоть глаза Севастиану и Виктору и бросить их в тюрьму. Фотину и других женщин он решил отправить в свой дворец под надзор дочери, Домнины. Вероятно, Нерон думал, что в языческом окружении христианки оставят свое «заблуждение».
Интерпретации
Ученые отметили, что эта история, по-видимому, смоделирована по образцу стандартной « типовой сцены » обручения из еврейского Священного Писания, в частности, Иакова в Бытии 29. Это соглашение, которое было бы знакомо еврейским читателям, следуя более ранней сцене, в которой Иоанн Креститель сравнивает свои отношения с Иисусом с отношениями друга жениха. Джо-Анн А. Брант, например, заключает, что «среди литературных критиков существует почти единодушное мнение о том, что сцена у колодца Джейкоба соответствует условностям типовой сцены обручения, которые можно найти в еврейском повествовании». Другие ученые отмечают существенные различия между Иоанна 4 и сценами помолвки в еврейской Библии. Например, Дороти А. Ли перечисляет несколько несоответствий между еврейскими сценами обручения и Иоанна 4: «Самарянка — не молодая еврейская девственница, и обручения не происходит; колодец не связан с половым плодородием, но является образом спасения (см. Ис. 12: 3); Иисус представлен не как жених, а как податель воды живой ».
Этот эпизод Евангелия упоминается как « парадигма нашего взаимодействия с истиной» в книге « Римская курия» Христианское размышление о Новой Эре , поскольку в диалоге говорится: «Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем». и предлагает пример «Иисуса Христа, носителя воды жизни». Отрывки из иногда называют о воде жизни , которая является дополнением к беседе о хлебе жизни .
В Оахаке, штат Оахака , Мексика, в четвертую пятницу Великого поста проходит празднование самарянки . По обычаю, церкви, школы и предприятия раздают прохожим морсы.
Фотина, Самарянин Женщина честь с Мал праздником на литургическом календаре в Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки на 26 февраля .
Почитание в православии
Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.
Храм в Наблусе
Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.
Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе
В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.
29
Август
2008 года
Мощи священномученика Филумена обретены нетленными, и тогда же перенесены в восстановленный храм Фотины.
Сейчас среди святынь храма:
- колодец Иакова, находящийся в крипте;
- кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.
Другие реликвии
В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления
В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.
Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.
Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка
Почитание в России и на Украине
Интересный фактДо 1917 г. Фотину особенно любили в народе как врачующую от лихорадки, видимо, на основании Синаксаря из Триоди. Считалось, что от этой болезни она в свое время исцелила своего сострадальца, мученика Севастиана. Высказывались также предположения, что, поскольку обращение Фотины произошло у колодца, Господь дал святой особое благословение освящать воды, а, по народным представлениям, источником лихорадки как раз являлась вода.
В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.
Иконография
На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:
Притча о воде живой
Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды
, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Никодимом, притча построена в форме вопроса и ответа. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются ». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:
Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками. Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Иисус возвещает ей о наступлении нового времени:
Христос и Самарянка (греческая икона)
Женщина говорит, что ей известно что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все
» и Иисус в ответ говорит — «Это Я, Который говорю с тобою ».
Культурные ссылки
В музыке
- Иисус встретил женщину у колодца , евангельская песня, датируемая 1949 годом или ранее (самая ранняя известная запись The Fairfield Four )
- Поднимите его, вот и все , евангельская песня, датируемая 1927 годом или ранее (самая ранняя известная запись Вашингтона Филлипса )
- Женщина из Самарии , священная кантата 1867 года английского классического композитора Уильяма Стерндейла Беннета
- Служанка и Палмер, также известные как Колодец ниже долины ( Руд 2335, детская баллада 21)
В кино и на телевидении
Самарянку играет Ванесса Де Сильвио в многосезонном шоу о жизни Христа «Избранник» . Ее встреча с Иисусом завершает первый сезон. В начале 2 сезона ее снова видели, нетерпеливо рассказывающей всем окружающим об Иисусе.
Противостояния с царями
Когда ее отец пришел к ней с разговорами о свадьбе, Ирина рассказала ему что отныне она Невеста Христова и это привело его в ярость. Он стал угрожать дочерью расправой за предательство богов и отказ выходить замуж. Ирина мужественно противостояла ему.
В ярости своей Ликиний бросил дочь под копыта диким лошадям, но по милости Божьей кони не тронули Ирину, а обернувшись, растоптали самого царя. Ирина долго оплакивала отца и молилась о его воскрешении, и Господь услышал ее. Царь, воскреснув, отказался от трона, принял христианство и удалился для уединения в отдельном замке.
На его троне воцарился Седекия, который принялся уговаривать Ирину вернуться к принятым в стране богам, на что девушка упорно отвечала нет. Разгневанный царь повелел бросить упрямицу в ров со змеями. Но господь защитил ее и от этого, выведя здоровой и невредимой на свободу.
Спустя какое-то время, Седекию свергли с трона, а его сын потерпел поражение, пытаясь отвоевать трон обратно. Господь поразил все его войско слепотой, а Ирина исцелила их всех. Но душевная слепота осталась и царь, вместо благодарности, пробил ее ноги гвоздями и дал в руки мешки с песком, заставив идти 5 километров.
За это позже царь получил наказание от самого Господа.