Феодоровская икона

Содержание:

Молитва о детях Божией Матери

Молитва — это разговор с Богом и говорить вы должны от сердца. Но вы знаете, что с разными людьми вы говорите по-разному: с родителями, друзьями, коллегами и начальством. Поэтому и при общении с Богом. Его Матерью — нашим Небесным Отцом — стоит говорить по определенным правилам. Кроме того, молитва — не заговор, не механическое произнесение слов. Господь увидит ваше сердце, поэтому вместе с молитвой вы должны направлять и свою душу к Богу, к добру и любви.

Вот что нужно помнить при молитве: • Молясь, вы обращаетесь к Богу с верой в Него, со смирением в принятии Его воли о вас — а Господь всегда управит все к лучшему, стоит только молитвой попросить Его об этом. Помните, даже если кажется, что все идет не так, молитесь, не оставляйте молитвы — Богу виднее, что лучше для нас. • Будьте искренны, не бойтесь своих эмоций, скажите о них Богу, например: «Господи, мне так плохо, я так расстроен, покажи мне, что сделать, успокой меня!» • Молитва перед иконами не обязательна, но желательна. Например, находясь в разлуке с близкими, мы желаем увидеть их, смотрим на их фотографии. Так и с Богом и святыми легче говорить от сердца, видя святые иконы — их изображения. • Время чтения молитвы — сложный вопрос. Принято молиться утром и вечером по молитвослову (в разделах — «Утреннее правило» и «Вечернее правило»). Немногие современные люди успевают это делать. Можно молиться в течение дня по четкам. А молиться в трудных обстоятельствах можно столько, сколько попросит душа — главное, не гордитесь тем, что молились долго, ведь это потребность говорить с Богом, словно вести беседу с Другом, которому вы рассказываете свои горести и просите о помощи. Но постарайтесь посетить богослужения в храме, приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. Помните, что это не обряды, а живая духовная жизнь, здоровье души.

Феодоровская икона в Костроме — история

В 1608 году в России появился новый лжецарь, самозванец Лжедмитрий Второй. Царя Ейского не любили, и самозванец нашел много приверженцев. Их войска подошли к Москве, когда Патриарх Московский Гермоген стал рассылать просьбы архиереям молиться о царе Василии. К этим воззваниям присоединился и митрополит Ростовский Филарет, в соответствии со своим саном покорный законному царю.

Его Высокопреосвященство пробыл в польском плену восемь лет. Лишь после воцарения его сына Михаила Федоровича, чье избрание на царство прошло через волеизъявление народа, митрополит Филарет вернулся в страну. Он был обменен как пленный, по договору с Польшей, в 1619 году. Место Московского патриарха было свободно, и естественным было определение отца царя, имеющего монашеский сан и митрополичью власть, в Патриархи.

Именно Феодоровская икона стала покровительницей рода Романовых, начавших править в 1619 году вместе — отец и сын, Патриарх и царь. Перед этой иконой Михаил Федорович Романов давал клятву стать царем.

Молитвами всех святых и Своей Пречистой Матери да хранит вас Господь!

Молитвы Богородице перед Её иконой «Феодоровская»

К кому воззову, Владычица, к кому прибегу в печали моей; кому принесу слёзы и воздыхания мои, если не к Тебе, Царица Неба и земли? Кто вырвет меня из тины грехов и беззаконий, если не Ты, о Мать Жизни, Заступница и Прибежище рода человеческого?

Услышь моё воздыхание, утешь меня и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избавь от озлобления и скорбей и всех недугов и болезней, от врагов видимых и невидимых, успокой тех, которые мне докучают, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческой; также освободи меня от гнусных похотей моей плоти.

Укрой меня под сенью милости Твоей, да найду покой и радость и очищение от грехов. Твоему Материнскому заступлению себя вручаю; будь мне, Мать и надежда, покров и помощь и заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница.

О чудная Владычица! Каждый, который к Тебе прибегает, без Твоей всесильной помощи не уходит: поэтому и я недостойный к Тебе прибегаю, да буду избавлен от неожиданной и лютой смерти, скрежета зубов и вечного мучения. Небесное же Царство получить сподоблюсь и Тебе во умиле́нии се́рдца скажу: Радуйся, Матерь Божья, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Как правильно молиться перед иконой Богородицы

Молиться святому лику Божией Матери, изображенному на Феодоровской иконе, можно в стенах православного храма и в домашней обстановке. Главные условия обращения к Царице Небесной – истинная вера и упование на провидение Господа Бога, благостные намерения и искренность произносимых слов. Молитва, идущая от сердца, будет всенепременно услышана на Небесах.

Чтобы плодотворно молиться в церкви, рекомендуется посетить богослужение, поставить свечи перед ликами святых, приложиться к иконе. Усилят прошение исповедь и принятие святого причастия. Также хорошо будет заручиться благословением батюшки на чтение молитв.

Для домашней молитвы необходимо выбрать подходящее место, где молящийся может уединиться, и время, когда существует наименьшая вероятность быть потревоженным домочадцами. Молитвы читают, стоя перед образом. Тому, кто по состоянию здоровья не в силах стоять, разрешается молиться сидя или лежа. На молящемся обязательно должен быть надет нательный крест.

Чтобы обрести внутреннее успокоение и настроиться на нужный лад, дома перед иконой зажигают церковную свечу или лампадку. Произносить слова молитв нужно не спеша, отчетливо, вдумываясь в смысл каждой прочитанной фразы. Сбившись при чтении текста, нужно начать молиться заново. Все мысли просящего должны быть обращены к молитве. Нельзя во время молебна думать о насущных заботах, отвлекаться физически и мысленно.

Феодоровская икона Божией Матери: происхождение

Существует множество различных преданий о происхождении чудотворной иконы, её наименовании и обретении. Есть версия, что образ написали в 13 веке для князя Ярослава Всеволодовича из рода Рюриковичей. Святыня была создана в качестве подарка на свадьбу его сына – Александра Невского.

Феодоровская икона стала так именоваться в честь небесного покровителя Ярослава – раннехристианского мученика Феодора Стратилата. После смерти Александра реликвию унаследовал его младший брат Василий, который перенёс её в Кострому.

По другим легендам, икону создали не позднее 12 века. Якобы она находилась в деревянной часовне близ селения Городец (Нижегородская область). В начале 13 века в честь святыни на том месте возвели монашескую обитель. После разорения монастыря войсками монгольского хана Батыя в 1238 году хранившийся там образ Богоматери исчез.

Спустя год произошло чудесное обретение реликвии костромскими князьями. Икону торжественно перенесли в Кострому, в храм вышеупомянутого великомученика Феодора. Согласно этой версии, святыню стали именовать по месту её хранения.

История происхождения

У иконы интересная история.

Предания о появлении

Существует несколько версий появления иконы. Предание гласит, что икону написал Лука. После этого она попала в город Городец. Однако населенный пункт сожгли в 1239 году, и икона пропала. Но чудным образом она снова нашлась, но уже в другом городе. Сделал это младший брат Александра Невского князь Василий Костромской. История появления довольно не оригинальная: князь шел охотиться на зверей и случайно увидел икону на сосне. Однако она сразу не поддалась, и князю пришлось изловчиться, чтобы достать ее. Костромская икона стала символом города Костромы, куда ее сразу же привезли.

Научные версии

Если и различные научные версии, которые рассказывают об истории появления иконы. Историки отмечают, что:

  • икона могла быть написанной по заказу Андрея Боголюбского в середине 12-го века;
  • икону написали специально для Ярослава Всеволодовича к свадьбе его сына — Александра Невского;
  • икону сделали по заказу Ярослава по случая прибытия его супруги Феодосии.

Каждая из этих версий имеет право на существование. Есть достоверные аргументы и в пользу того, что икона была написана Лукой, и в пользу того, что ее писали для Андрея Боголюбского. Так или иначе, ясно, что в истории иконы часто встречаются имена таких знаменитых людей, как Александр Невский, князья Романовы.

Первые упоминания

Первые упоминания об иконе появляются, когда ее привезли в Городец. Признали же икону чудотворной немного позже. Причиной этому послужило чудесное спасение при пожаре. А вот слава закрепилась за иконой Феодоровской после того, как она помогла спасти Кострому в битве при Святом озере.

Призвание на царство Михаила Федоровича

В начале 17-го века Земской собор избрал Михаила Романова. Посольство переместилось в Костромской монастырь. Патриарх Филарет описал этот день в летописях так: «В тот день на Костроме радость, и празднество иконе Богородицы Феодоровская». По некоторым преданиям, посвящение Романова происходило именно этой иконой Божией Матери.

Святыня Дома Романовых

Икона стала настоящей святыней дома Романовых. Ей было посвящена сотня упоминаний в летописях тех лет. Указывается, что немецкие принцессы, которые входили в состав русской семьи, в честь иконы принимали отчество Федоровна.

Описание и значение в православии

Богоматерь в православии воспринимается чистым, непорочным, но очень сильным образом. Относится к типу Умиление. На иконе изображена Богоматерь, держащая на одной руке Иисуса Спасителя, а другой окутывает его светлым платком. Спаситель нежно прижимается к щеке матери.

Икона очень похожа на Владимирскую, поэтому некоторые историки называют ее репликой. Однако есть отличие — видна левая оголенная ножка Иисуса.

Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 8.

Днесь светло красуется град Кострома, и вся российская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя христианския народы, на преславное торжество Божия Матере, чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа пришествия. Днесь боя вися нам пресветлое великое солнце. Приидите вси богоизбраннии людие, новыи израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудная милости Пречистая Богородица, избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но О! всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, сохрани страну нашу и митрополита, и вся люди Твоего достояния от всяких бед, по велицей Твоей милости, да зовем Ти, радуися Дево християном похвало.

Кондак, глас 8.

Притецем людие вси к тихому и доброму пристанищу, в Дом Божия Матере чуднаго образа явлению Царицы и Богородицы. За неизреченную милость Ея, верно припадающе и вопиюще: О! Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение чуднаго образа к нам пришествие, посети нас грешных, светло сотворяющих празднество Твое. Укрепи людей наших, дивно им на враги победу подающи. И митрополита нашего утверди, церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди. Притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави: сохраняя в мире все православие, да зовем Ти, радуися Невесто Неневестная.

Библиотека Русской веры Канон Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн

Феодоровская Оршинская икона.

Вскоре после прославления Костромской Феодоровской иконы стали появляться списки с нее, также ставшие чудотворными. Два из них просияли в Вознесенском Оршине монастыре как чудотворные.

Икона, привезенная архимандритом Иосифом, является точным списком с Костромской иконы. В середине XIX в. на икону была пожертвована драгоценная риза. В настоящее время список находится в Тверской картинной галерее.

Феодоровская Оршинская икона Божией Матери XVIII века.

Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в кремлевских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Младенцем осеняют своими крылами Серафим огненно-красного цвета и два Херувима. Крылья, закрывающие ноги и руки, говорят о том благоговении, смирении, страхе и трепете, с какими они предстоят Богу и Богоматери. Серафимы и Херувимы – чины ангельские, ближе всего находящиеся к Богу. На головах их слухи — ленточки, с помощью которых Ангелы слышат Бога. Внизу Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат с крестом в руке в знак мученичества — римский воин, казненный за христианскую веру в IV веке. Великомученик Феодор Стратилат изображается потому, что он XIII веке спас икону Богоматери от поругания и вернул верным людям во град Кострому. С другой стороны Божией Матери предстоит великомученик Меркурий. Возле великомучеников изображен раскрытый свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…». Извод сложился на основании иконографии Феодоровского Костромского образа. Похоже расположение рук Богородицы и Младенца, Его ножек, но сама манера письма другая, поздняя.

Есть и другие различия. На мафории Богородицы звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее Приснодевства: Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече, в данной иконографии — закрыто Богомладенцем); Дева — в самый момент непостижимого Рождения Сына Божия (звездочка на челе); остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече).

На Оршинской Феодоровской иная кайма, другие звездочки и бахрома. На Оршинской Феодоровской у Младенца рубашечка, а на Костромской Феодоровской — хитон.

 Феодоровская Оршинская икона Божией Матери нач. XXI века (иконостас Феодоровского придела).

В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, его южный придел был освящен в честь Феодоровской иконы. На современном иконостасе находится икона Феодоровской Божией Матери, написанная в наше время в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, иконография соответствует Феодоровскому Костромскому образу.

История появления акафиста иконе Феодоровской Божией Матери

Где и когда появилась икона – не известно. Первые упоминания о ней можно найти в средневековых источниках. В них указано, что образ находился в городецком Богородичном монастыре. В 1238 году город и обитель подверглись нападению Батыя. Монастырь сожгли, а дивная икона была утеряна.

Обретение святыни приписывают разным историческим персонажам. Легенды связывают икону то с правителем Костромы Василием Квашней, то с семейством Александра Невского, его дедом Юрием либо братом Василием.

Согласно преданиям, проезжая по берегу реки Запрудни, князь заметил на дереве дивную икону, привез ее в Кострому и поместил в храме Феодора Стратилата. По именованию церкви назвали и икону – Феодоровская. А в том месте, где нашли образ, построили Спасо-Запрудниковский монастырь.

С тех пор Феодоровский образ Богородицы стал почитаемой святыней. Именно им благословляли на брак юного Александра Невского. Поскольку на обороте реликвии было изображение святой Параскевы Пятницы, считающейся покровительницей семьи и женщин, в народе распространилось убеждение, что молитва образу помогает в брачных делах.

Реликвия защитила жителей города от нашествия татар в 1260 году. Враг превосходил княжескую дружину числом воинов, но правитель велел нести впереди отряда прославленную святыню. Тогда кочевники отступили в состоянии необъяснимого ужаса.

Наиболее яркий исторический период – это время избрания на царство новой династии Романовых, когда на Земском соборе государем был избран юный Михаил Федорович. Бояре отправились к новому царю на поклон в Кострому. Он долго отказывался принять бремя державной власти, но, в конце концов, признал, что страна нуждается в нем. Тогда мать будущего правителя, инокиня Марфа, благословила его Феодоровской иконой Богородицы.

После этих событий образ считался покровительствующим семейству Романовых. Икона хранилась в Костроме, но ее подробные списки всегда были при дворе. Даже когда немецкие принцессы выходили замуж за русских царей, свое отчество – Федоровна – они получали в честь этой реликвии.

Значение святыни было столь велико, что в советские годы ее хранили и берегли. В послереволюционный период с образа сняли золотую ризу с драгоценными камнями, но само изображение Богоматери не пострадало. В тридцатые годы икону реставрировали в Москве, где она довольно долго хранилась.

В 1991 году святыню вернули на прежнее место – в Костромской Богоявленско-Анастасинский собор. То, что древнюю реликвию удалось сберечь и сохранить для потомков – настоящее чудо. К иконе стекаются паломники. Люди молятся Небесной Царице о заступничестве и помощи. При желании многие читают акафисты Феодоровской Богородице.

Хотя и не известно, кто и когда составил акафист в честь Феодоровской Богородицы, традиция прославления образа имеет давнюю историю. Обрывочные легенды доносят сведения о наследниках в царском семействе, рожденных после упорных молитв перед почитаемой святыней. Чудотворное действие образа пробрело повсеместную известность.

Феодоровская икона Божией Матери: описание

Икона является поясным изображением Девы Марии с Богомладенцем Христом в правой руке. Матерь слегка склоняет Свою голову к Сыну, прильнувшему к Её щеке обхватив руками за шею. Между фигурами Христа и Богородицы нет просвета. Это символизирует не только их личную тесную связь. Так подразумевается безграничная любовь Господа к человеческому роду (к которому принадлежит Дева Мария).

Композиция изображения относит его к распространённому иконографическому типу «Умиление». Исследователи предполагают, что Феодоровская Богоматерь следует образцу другой известной иконы данного типа – Владимирской. Единственным значительным отличием Феодоровского образа является обнажённая левая ножка Христа.

Древний оригинал чудотворной иконы является двусторонним. На обороте по пояс изображена великомученица Параскева. Святой образ, вероятно, был свадебным подарком. А эта праведница почиталась на Руси как покровительница невест и бракосочетаний. Также святую Параскеву особенно чтили в Полоцком княжестве. Именно оттуда была родом супруга Александра Невского, княгиня Александра Брячиславна. Святая молится с воздетыми на уровне груди руками. Изображение великомученицы Параскевы сохранилось намного лучше лицевой стороны, которую неоднократно реставрировали в течение последних столетий.

Сила иконы Феодоровской Божьей Матери

Феодоровский образ Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом на руках написан кистью иконописца Луки. Святыня была обретена святым князем Юрием Всеволодовичем в старой часовне, находящейся близ городка Городец. После кончины князя икону забрал его младший брат Ярослав Всеволодович, нареченный при крещении Феодором. В его честь и был назван святой образ Богоматери.

На месте обретения святыни был воздвигнут монастырь, а икону установили во Владимирском Успенском соборе. Позже Феодоровским образом князь Ярослав благословлял своего сына, будущего святого Александра Невского, унаследовавшего реликвию. Святой Александр почитал святыню и читал перед ней молитвенные речи. После кончины Александра икону взял его брат Василий. Так образ оказался в Костроме.

Феодоровским образом был благословлен на царствование Михаил Романов, и святыню считали оберегом царской семьи. Молитвы перед святыней приносили исцеление от хворей, утешение и пособничество в мирских делах.

Икона Феодоровская Божья Матерь: в чем помогает

История иконы Феодоровской Божией Матери

  • Написал эту икону Лука Святой, а вот когда именно завезли в Россию-Матушку ее никто не знает.
  • А своим названием икона обязана Святому Феодору Стратилату, который нашел ее висящей на сосне.
  • На том месте позже построен был Городецкий Феодоровский монастырь.
  • Несколько пожаров пережила эта икона, но невредимой осталась.
  • Только потемнела она, но после того, как отречение Николая Второго произошло, то она снова посветлела и засияла.
  • А 27 марта и 29 августа ее чествуют и вспоминают.

Что изображено на иконе?

  • Написана эта икона в черно-красных оттенках.
  • На ней изображены Богоматерь и Христос маленький.
  • Малыш крепко обнимает маму за шею, а она к нему льнет щекой.
  • Глаза Богородицы грустны и полны страдания.
  • Одной рукой Богоматерь поддерживает свое чадо, а вторую руку тянет к его ручонке.
  • На обратной стороне этой иконы можно увидеть лик мученицы по имени Праскева. Этим Феодоровская икона Богоматери отличается от других. Эта двусторонность делает ее уникальной.

Где находится она сейчас?

  • Много путешествовать пришлось Феодоровской иконе Богоматери по свету по разным церквям и храмам.
  • А в настоящее же время ее увидеть можно в Богоявленском Соборе, что в Костроме находится.
  • Она туда перенесена была в 1991 году, в августе 17-го числа.

Кому можно молиться пред ее образом?

  • Перед Феодоровской иконой Богоматери помощи просить могут роженицы, чтоб послала она им здорового малыша, да чтоб роды прошли без осложнений.
  • Те, кто забеременеть не может, тоже помолиться может пред иконой этой.
  • Тот, кто в семейной жизни счастья никак обрести не может тоже обратиться к иконе Феодоровской Богоматери может.
  • Со слабым здоровьем люди прибегнуть к этой иконе могут.
  • Тем, у кого дети непослушные и воспитанию плохо поддаются тоже поможет эта икона.

Как правильно молиться пред этой иконой?

  • Нельзя ставить ультиматумов ни перед Феодоровской Богоматерью, ни перед иными иконами.
  • Просите помощи в воспитании детей, в родах, в зачатии малыша, здоровья попросить тоже можно.
  • Можете попросить сил жить дальше и укрепления веры своей в Господа.
  • Нельзя денег много просить, чтоб богаче всех быть, ибо не в них счастье, и добра они не принесут все равно.
  • Если вы бедны, то можете попросить помощи в поиске работы достойной, которая обеспечит вам и вашим детям житье нормальное без голода и холода.

Какие слова читать надо возле нее?

  • Если есть у вас эта икона, то прочесть пред ней можете хоть православную молитву, хоть свою собственную. Господу и собственного сочинения молитвы угодны.
  • Текст молитвы может быть примерно такой: “Милая Матерь Божья, пресвятая Дева Мария, помоги мне родить здорового малыша, да чтоб не случились осложнения никакие во время родов у меня. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!”

Теперь вам известно икона Феодоровская Божья Матерь в чем помогает и какие молитвы читать подле нее положено.

Сайты приходов:

Галичская епархия:

Храм иконы Божией Матери «Феодоровская» с. Хомутово

Храм в честь «Феодоровской» иконы Божией Матери пос. Ветлужский

Иваново-Вознесенская епархия:

Храм Воскресения Христова дер. Сорокино

Храм иконы Божией Матери «Феодоровская» г. Иваново

Храм иконы Божией Матери «Феодоровская» г. Иваново

Калужская епархия:

Храм в честь «Феодоровской» иконы Божией Матери с. Коллонтай

Храм в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» с. Лукьяново

Храм «Феодоровской» иконы Божией Матери на Правобережье г. Калуга

Московская епархия (городская):

Храм свт. Николая Мирликийского с. Федоровское

Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва

Храм Новомучеников и исповедников в Строгино г. Москва

Храм Федоровской иконы Божией Матери г. Москва

Храм иконы Божией Матери «Феодоровская» дер. Ворсино

Московская епархия (областная):

Борисоглебский мужской монастырь г. Дмитров

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь с. Старое Бобренево

Самарская епархия:

Храм в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» пос. Новокашпирский

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери пос. Красный Пахарь

Санкт-Петербургская епархия:

Феодоровский собор г. Санкт-Петербург

Феодоровский Государев собор в Царском Селе г. Пушкин

Храм «Феодоровской» иконы Божией Матери на Поклонной горе г. Санкт-Петербург

О чем говорит образ

Хотя каким-то чудом икона дошла до наших дней, состояние ее довольно среднее. Лики Богородицы и Христа практически не видны. Композиция очень напоминает «Владимирскую», с той разницей, что левая нога Христа является приоткрытой. Ведь такое иногда случается, когда малыш льнет к матери — именно этот момент показан на иконах типа Елеуса (Умиление).

Святыня тесно связана с российской историей, но также она считается чудотворной. Дважды полностью были уничтожены огнем храмы, где располагался образ, но однако он оставался цел. Еще одно великое чудо было явлено во время битвы с татарами. Враги, окружившие Кострому, не смогли выдержать сияния, которое стало исходить от лика Матери Божией.

О чем молятся Феодоровской иконе Божией Матери

Каждый читает молитву о том, что его тревожит или беспокоит

Образ помогает не только при тяжелых родах, но и хорошему воспитанию ребенка, что немаловажно для будущих родителей

Как известно, все чудотворные просьбы задокументированные в летописях храмов. К молитве не стоит относиться, как к заклинанию. Помните, что молитва — это ваше обращение к Богу, Богородице или Святому. Молиться нужно от чистого сердца и искренне.

Не стоит молиться в ультимативной форме. Если у вас недостаточно духовного опыта, есть написанные молитвы, которые помогут вам подобрать необходимые слова. Также вы можете молиться своими словами, ведь Богу угодно и такое обращение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Воздвижение Креста Господня, значение и в чем помогает

Не забывайте просить сил и помощи, чтобы перенести жизненные испытания, разума, мудрости и светлого ума.

Вот так произносят саму молитву образу Богородицы:

Как выглядит Федоровская икона Божьей Матери

По своему иконографическому типу образ относится к категории икон Богородицы «Умиление». Богородица держит Богомладенца на своих коленях, Он прильнул к Матери щекой. Пречистая Дева безмерно любит своего Сына, но на Ее лице нет улыбки. Выражение лица Девы Марии не выражает покой – лишь скорбь, безмерную скорбь о своем Сыне, которому суждено принять крестные страдания ради всего человечества. Обычно Пречистая Дева на иконах одета в сине-красные одежды, что символизирует единение земного и небесного начала. На этом образе цвет одежды Божьей Матери пурпурный. В христианской культуре этот цвет символизирует страдания Христа. О будущих страданиях говорят и обнаженные ноги Богомладенца.

История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской

О появлении на Руси Феодоровской иконы Божией Матери нет точных сведений. Первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Икона располагалась в деревянной часовне у города Городец (Нижегородская область). В начале XIII века на этом месте был сооружен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а затем — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по истечении нескольких лет была обретена повторно. Существует несколько преданий о повторном обретении Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Первое предание. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня (XIII век) неподалеку от реки Запрудни увидел образ Богородицы,  который висел на дереве. При участии священства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте обретения иконы был построен Запрудненский Спасский монастырь. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает следующее:

От имени великомученика Феодора икона получила свое название — Феодоровская. Вскоре в Костроме появился житель Городца, который сообщил, что это та самая икона, которая считалась утраченной после сожжения Феодоровской обители.  

Согласно второму преданию, Феодоровскую икону Божией Матери 16 августа 1263 года обрел младший брат Александра Невского (1221-1263 гг.) костромской князь Василий Ярославич (1236/1241-1276 гг.). Эта дата указана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (1670 г.)

Третье предание сообщает, что Феодоровский образ Богородицы обрел Юрий Всеволодович (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне неподалеку от Городца (позднее на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь). После смерти князя икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190/1191- 1246 гг.), который благословил образом брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нем сообщает второе предание), который перенес святой образ в Кострому.

Описанные выше события легли в основу сказания об иконе. Икона была перенесена из разоренного Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата (ум. 319 г.). Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента она стала именоваться Феодоровской. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии ее происхождения:

  1. икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского (1111-1174 гг.) для Городецкого монастыря;
  2. икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Примечательно, что на обратной стороне образа — изображение великомученицы Параскевы, которая на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра;
  3. икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218-1220 годы в честь возвращения ему его жены Феодосии, которая была отнята своим отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождения у него от нее первенца Феодора (1219-1233 гг.)

Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного (ум. 1228 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector