Фёдоровский собор

Архитектурные особенности

Затейливое здание Федоровского собора возведено в неорусском стиле, по образцу православных храмов Ростова Великого, Юрьева-Польского, Суздаля и Ярославля, которые строили во времена царствования государя Михаила Федоровича. Питерский собор сделан из железобетона и стоит на цельной железобетонной плите. Его купола светятся приятной позолотой.

Необычный храм сочетает древние мотивы с модерном, имеет высоту 48 м и вмещает 3,5 тысячи верующих. По периметру здания возвышаются три непохожих друг на друга башни. Стены облицованы белым известняком и украшены затейливой резьбой. На них легко найти райскую птицу Сирин, российского двуглавого орла, птицу Феникс, льва и единорога.

На парадном фасаде с северной стороны красуется мозаика с изображением Богоматери, русских святых и представителей дома Романовых. Она сделана из майолики и имеет высоту 8 м.

Главный вход в собор украшает мозаичная икона Иисуса Христа. Более ста лет назад мастера Академии художеств изготовили необычную икону по рисунку Василия Михайловича Васнецова. К сожалению, в годы советской власти оригинальный мозаичный образ был уничтожен. Под толстым слоем штукатурки сохранилось только несколько разрозненных фрагментов. Современный художник-мозаист Виктор Татаренко использовал их в качестве образца и воссоздал красивую мозаику заново.

Крытый переход, который похож на краснокирпичную стену Московского Кремля, связывает основное здание со стройной шатровой колокольней. Все, кто идет со стороны Московского вокзала, видят на восьмигранном куполе аккуратную черепичную кровлю. В проемах колокольни висят 11 колоколов, общий вес которых составляет 17 тонн.

Облик и внутреннее убранство верхней церкви

Верхняя Федоровская церковь тоже трехпридельная. Ее, могущую вместить 2 тысячи человек, украсили в ростовском стиле. Отсутствие колонн создавало в храме некое ощущение простора. Лестницу, ведущую внутрь, расписали сценами из священной истории. Не меньше восхищали красивые двери, изготовленные из чеканной бронзы.

Отдельно следует отметить ее иконостас в пять ярусов, покрытый басмой. Зодчий, разработавший эскиз, взял за основу иконостас родового храма семьи Романовых – церкви Святой Троицы (Грузинской Божией Матери) в Никитниковом переулке в Москве. Вырезали иконостас из липы в столичной мастерской И. М. Дикарева. Руками ее же мастеров изготовили Голгофу, царское место и киоты.

Церковь украсили копии старинных икон. Их писали именитые столичные изографы М. С. Емельянов, В. П. Гурьянов и упомянутый Г. И. Чириков. Работами руководил профессор Н. В. Покровский. Росписью внутренних стен занимался В. Ф. Щербаков. За образец он взял фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Колокола с именами членов семьи Романовых отлили в той же фирме Оловянишникова. Ее же мастерами изготовлены церковная утварь и ажурное паникадило из бронзы в форме шапки Мономаха. Диаметр этого центрального светильника составил 3 сажени (6,4 метра).

Императорская свита даровала храму серебряную дарохранительницу, имевшую вид уменьшенной копии Успенского собора. Гвардейский корпус преподнес свой дар: воспроизведение священных сосудов из Ипатьевского монастыря.

Хронология строительства Феодоровского собора

Решение о строительстве храма, которое полностью одобрил император Николай II, было принято в 1907 году. Однако строительный комитет образован только через два года. Его возглавил генерал-майор Д. Я. Дашков, принадлежавший до 25 октября 1909 года к свите великого князя Михаила Александровича. Сам Михаил Александрович взял комитет под личное высочайшее покровительство. Был объявлен конкурс проектов. Из множества предложений комитет остановил свой выбор на варианте архитектора С. С. Кричинского. В 1910 году определились с местом строительства – возле Николаевского вокзала, на пересечении улиц Миргородской и Полтавской.

5 августа 1911 года состоялась закладка храма. Божественную литургию по этому случаю отслужил Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский. В торжественной церемонии принял участие великий князь Михаил Александрович. В месте закладки заранее было приготовлено углубление. Все присутствующие после богослужения положили в него монеты. Причем сам Михаил Александрович опустил в углубление «деньгу» времен Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых (правил в 1613–1645 гг.).

Крест на центральный купол строящегося собора воздвигнут 14 марта 1913 года. Торжественное богослужение, которое предварил молебен, возглавил Григорий IV, патриарх Антиохийский. Всё строительство было подчинено главной идее – увековечить память о «двух русских царственных домах». Она и определила облик храма: как внешний, так и внутренний.

Место для будущей постройки

Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным. Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории. Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.

Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.

С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.

Проект собора-памятника

Для реализации этих планов в 1909 году под августейшим покровительством великого князя и родного брата императора Николая II – Михаила Александровича — был учреждён особый комитет, который возглавил один из видных государственных деятелей тех лет генерал-майор Д. Я. Дашков.

Свою работу комитет начал с рассмотрения нескольких десятков архитектурных проектов, присланных в столицу со всех концов страны. Лучшей была признана работа петербургского зодчего С. С. Кричинского, спроектировавшего Феодоровский собор в стиле нижневолжских храмов XVI-XVII веков. Его проект и был принят к реализации.

Интересные факты

  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.


Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.


Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.


Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

Автор статьи

Анастасия

Живу в Великом Новгороде. С удовольствием провожу время в Санкт-Петербурге. Люблю писать об истории и культуре этих двух городов.

Написано статей

4

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века — с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской — это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598–1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Советские годы

В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.

В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор.

Можете представить что на этом месте был молочный завод?

ДаНет

В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.


В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.

Описание

До момента закрытия

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI—XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей).
Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек.
Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликой. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», которое было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским.
Икона венчает символическое древо, в ветвях которого — русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова.
Купол собора был покрыт золоченой медью, а над входом — мозаичная икона «Нерукотворный образ Спасителя», также утраченная в советские годы и воссозданная при реставрации.

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

После восстановления

Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству.
Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.

Посвящая нижний храм святому Александру Невскому создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — XIII века.

Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.

Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона. Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон.

В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.

В настоящее время

После восстановления в соборе ежедневно совершаются богослужения.
При храме открыта воскресная школа для детей, несколько раз в году проводятся
т. н. «детские» литургии, рассчитанные на участие большого количества детей.
Ведется работа по катехизации (воцерковлению взрослых) для полноценного вхождения в христианскую жизнь, подготовке к крещению или знакомству крещеных с Библией и Церковью.
Действуют группы по совместному чтению Евангелия и Псалтири.
Проводятся занятия на религиозно-просветительских курсах, тематические лекции по искусству, истории, богословию и толкованию Библии, концерты духовной и классической музыки.
Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания.
Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков.
Действует экскурсионная служба.

литургические реформы

Несколько раз в году проводятся детские литургии, крещальные литургии, ночные литургии, миссионерские литургии (литургии оглашенных с комментариями). Регулярно совершается «вечерня по древнему чину» (автор чина — о. Зинон (Теодор)).

Ведется модернистская индоктринация. Среди катехизаторов: о. Александр Сорокин, о. Ианнуарий (Ивлиев), Зинон (Теодор), о. Димитрий Сизоненко, о. Алексий Волчков, о. Владимир Коваль-Зайцев, диакон Олег Луферов, Сергей Земсков, Виктор Андриянов, Александр Квакин, Марина Смирнова, о. Владимир Хулап, а также преподаватель Высшей католической семинарии «Мария-Царица апостолов» католический священник-кларетинец Мариано Хосе Седано Сиерра и др. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. При храме открыта воскресная школа для детей.

Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков. Действует экскурсионная служба. Храм участвует в акции «Ночь музеев» (с года).

Община активно сотрудничала с сектой священника Георгия Кочеткова в конце 1990-х гг., в настоящее время сотрудничает с общиной Тезе, общиной Chemin Neuf.

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.


Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.

Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской.  И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.  

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Федоровская икона

Собор посвящен одному из самых почитаемых на Руси образов – Федоровской иконе. По преданию, автором изображения Богородицы с маленьким Иисусом на руках был евангелист Лука. Эта икона появилась на Руси в XII веке, и для нее была построена деревянная часовня в Городце. Спустя век, здесь выросла мужская Богородице-Федоровская обитель.

Знаменитая икона получила свое имя в честь святого великомученика Федора Стратилата. Она считалась едва ли ни главной святыней рода Романовых. Именно с этой иконой в 1613 году был призван на царство родоначальник династии – Михаил Романов. В настоящее время древняя святыня хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Нижняя церковь посвящена Александру Невскому

Нижняя Федоровская церковь – трехпридельная. Была оформлена четырьмя массивными колоннами, окнами-бойницами и стрельчатыми сводами. Внутри была выдержана в стиле новгородской архитектуры XIII века. Могла вместить полторы тысячи человек. Ее посвятили святому благоверному князю Александру Невскому. Правый и левый пределы храма – святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы – носили имена родителей первого царя династии Романовых. Их освятили 7 ноября 1913 года.

А вот главный придел нижней Феодоровской церкви к сроку оформить не успели. Хотя мраморный иконостас (его изготовили на знаменитой фирме Оловянишникова) и образа к нему авторства Г. И. Чирикова были готовы. Украшением иконостаса должны были стать старинные царские врата. Их подарил инженер С. Н. Смирнов.

Освящение нижнего придела состоялось только осенью 1920 года. Тогда же освятили и правый придел, святителя Николая и мученицы Александры. Спустя неделю Романовская церковь (так ее тогда называли) получила статус соборной, при ней образовался небольшой приход. Богослужения, как и прежде, тут совершали монахи Феодоровского монастыря. Так продолжалось вплоть до конца июня 1932 года.

История храма

В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.

В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.

Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.

Вид Федоровского собора с Полтавского проезда

Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.

Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.

После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.

Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.

Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.

Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.

В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.

Вид на северный фасад Феодоровского собора

Памятник Дому Романовых

Собор, ставший памятником эпохи правления Дома Романовых, был возведён из железобетона на основе новой по тем временам технологии. Средства на его постройку – полмиллиона рублей, что составляло огромную по тем временам сумму, были полностью собраны из народных пожертвований, поступавших со всей России. Это, поистине народное детище, в обиходе стало именоваться «Романовской церковью».

Феодоровский собор – величественное сооружение высотой в сорок семь с половиной метров и увенчанное традиционным для российской храмовой архитектуры пятиглавием, — вмещал одновременно более трёх с половиной тысяч человек. Они могли без труда разместиться на площади его внутреннего помещения, составлявшей триста шестьдесят квадратных метров.

Оригинальной архитектурной находкой являлась стена, примыкавшая к колокольне, и напоминавшая своим обликом стену Московского Кремля. По замыслу автора, она должна была символизировать единение главных российских городов Санкт-Петербурга и Москвы – двух столиц великой империи.

Где находится

Адрес

Миргородская улица, 1-В, литера А

Метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского

Как добраться

  • Со станции метро Площадь Восстания выйти на Московский вокзал. Пересечь площадь Восстания и идти по улице Гончарная. Дойдя до Полтавской улицы, повернуть направо и следовать до ее пересечения с Миргородской. Там и находится собор. Путь пешком займет около 10 мин.
  • Прибыв на станцию метро Площадь Александра Невского, повернуть направо – при выходе через Александра Невского-I или налево – при выходе через Александра Невского-II. Идти по Невскому проспекту до Харьковской улицы и свернуть налево. По ней – до пересечения с Миргородской и направо. Пешком – приблизительно 15 мин.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector