Молитва царственным страстотерпцам

Мемориал Романовых

В феврале 2008 года владыка Агапит снова посетил Екатеринбург. Он был приглашен на Международную православную конференцию «Семья и будущее России», где выступал с докладом, темой которого была Царская семья. Он знал о том, что проводятся исследования останков, и ждал их завершения, о чем открыто сообщил на конференции. 

Его видение проблемы по вопросу «екатеринбургских останков» заключалось в том, что, для того чтобы принять их как святые мощи, церковное общество должно духовно созреть. Следует признать, что заявленная более десяти лет назад позиция архиепископа Агапита и до настоящего дня остается актуальной: 

«Русская Церковь прославила Царскую семью, Русская Церковь молится Царской семье (о чем свидетельствуют наши храмы, в которых на самых видных местах находятся иконы Царственных мучеников), но мы еще не удостоились поклониться их святым мощам.

По сей день остается неясным, где кончается путь бесчестия по отношению к мученическим останкам: кончается он у Ганиной ямы или же у Поросенкова лога. Уповаем, что, быть может, уже в этом году, с Божией помощью, в этом вопросе наступит ясность…

И я уверен, что по мере нашего духовного возрастания и по мере постижения стояния и подвига Царской семьи мы сподобимся, во время благопотребно, поклониться святым мощам Царственных страстотерпцев.

Сольем наши молитвы, чтобы святая Царская семья дала Русской Церкви и русскому народу окончательное примирение и ясность на долгом пути нашего созревания и осознания их святости!»

5 декабря 2008 года на международной конференции в Екатеринбурге были объявлены итоги исследований останков цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии. Одновременно с высочайшей степенью достоверности была подтверждена подлинность останков, найденных на Старой Коптяковской дороге в 1998 году. 

Очень жаль, что в тот же день умер Святейший Патриарх Алексий II, по инициативе которого на государственный уровень был поставлен вопрос об исследовании «екатеринбургских останков».

Владыка Агапит всегда искал возможности узнать и выяснить для себя что-то новое в истории расследования убийства Царской семьи. Так, в 2008 году он познакомился с внуком генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса Андреем Анатольевичем и изучал его архив. А в 2012-м, по его настоянию, духовные чада нашли и посетили во Франции, в Сальбри, могилу следователя Н. А. Соколова с тем, чтобы отслужить возле нее панихиду.

Владыка с потомком генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса (крайний слева). 2008 г.

Он не оставался безразличным ко всему, что касалось исторической правды. В 2009 году в Екатеринбурге развернулась борьба вокруг земли, принадлежавшей «Мемориалу Романовых». На территории Поросенкова лога, месте сокрытия останков Царской семьи, планировали создать кладбище. И владыка Агапит всецело встал на сторону защитников исторического места и со своей стороны предпринимал шаги для его сохранения.

В ноябре 2008 года в штате Нью-Джерси города Краснобрегово (Red Bank) состоялся первый крестный ход с мощами царственных мучеников. Они упокоились в местном православном храме святителя Николая, принадлежащем РПЦЗ. Частицы мощей оказались в храме после завершения генетических исследований в лабораториях США. Архиепископ Агапит проявил волю и добился, чтобы фрагменты останков Царской семьи были переданы и в Западную Европу, в старинный храм города Штутгарта, настоятелем которого он являлся.

Подготовка ковчега с мощами Царской семьи в алтаре кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских и Николая Чудотворца города Мюнхена. Декабрь 2010 г.

Канонизация царской семьи

В 1981 году зарубежная РПЦ (самоуправляемая Церковь, возникшая после Революции в среде русских эмигрантов) причислила царскую семью к лику святых мучеников. В России же канонизация произошла в 2000 году. Ей предшествовали длительная работа специальной церковной комиссии и широкая общественная дискуссия. Царская семья была прославлена Церковью за её христианское смирение и сохранение верности России во время гонений

Было принято во внимание благочестие семьи, её христианский образ жизни, участие в церковных Таинствах и делах милосердия. Последний трагический год жизни Николая II и его родных был решающим в вопросе церковного прославления

Сыграло роль и широкое народное почитание семьи. Рассматривались свидетельства о различных чудесах (например, мироточение икон с изображением царской семьи). Было зафиксировано множество обращений неравнодушных людей в поддержку канонизации.

РПЦ прославила императорскую семью в лике царственных страстотерпцев. Этот лик святости уже много веков используется Церковью по отношению к некоторым отечественным правителям. К тем, которые, подражая Христу, смиренно приняли крест страданий и были убиты политическими соперниками. Царственными страстотерпцами почитаются, например, святые князья Борис и Глеб. Память царской семьи совершается дважды в год. 17 июля (день её гибели), а также 7 февраля (праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Икос 2

Разумеша людие Российстии, яко избранием
на царство новаго рода благочестиваго, утиши Господь
нестроения и смуты в Земли нашей, принесоша обет вернаго
служения роду сему. Мы же, любви и ревности тех
подражающе, к вам, царственнии страстотерпцы, яко
наследником сего избрания со умилением вопием:

Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго
и священнаго.

Радуйтеся, корене благочестиваго
преславныя отрасли.

Радуйтеся, Патриарха Российскаго
Филарета святое прозябение.

Радуйтеся, попечению его о Церкви и
отечестве подражавшии.

Радуйтеся, великия старицы инокини Марфы
благословенное наследие.

Радуйтеся, покорность воли Божией от нея
восприимшии.

Радуйтеся, пред иконою Божия Матере
Феодоровския молитвы присно возносившии.

Радуйтеся, все упование на помощь
Богородицы с верою возлагавшии.

Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
земли Российския хранителие и молитвенницы.

Песнь 9

Ирмос: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во
гробе, Егоже во чреве без семене зачала ecu Сына:
востану бо и прославлюся, и вознесу со славою
непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Да воскреснет Русь Святая молитвами
царственных страстотерпец и новомученик Твоих, Господи,
и да расточатся вси врази ея вскоре, и от лица ея да
бежат вси ненавидящии ю отныне и до века.

Все упование на Господа возложи
державный царь наш. Такожде и мы со упованием Господу
помолимся, да укрепит Он молитвами Богородицы и
царственнаго страстотерпца страну нашу в Православии и
спасет души наша.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко достойное пение приимите, святии
страстотерпцы, малое моление сие, и, якоже Христос прият
вдовицы две лепте, не возгнушайтеся нас, окаянных,
страстьми обуреваемых, убогих чтителей и служителей
ваших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Державным Твоим покровом,
Чистая, рабы Твоя сохрани вся невредимы: Тя бо едину
имамы Прибежище в нуждах, Утешение в скорбех и Победу во
бранех наших.

Когда читают тропарь Царственным Страстотерпцам

Почему мы обращаемся к святым? Своей праведностью они настолько угодили Богу, что могут просить Его о помощи для молящихся. Святые – это наши ходатаи перед Всевышним

Однако важно помнить, что исполняет просьбы лишь сам Бог. Обращаться ко святым можно как своими словами, так и с помощью специальных молитвословий, среди которых и тропарь

Тропарь – это краткое песнопение, прославляющее святого или церковный праздник.

Тропарь царственным страстотерпцам, как и молитва им, могут читаться верующими в самых разных ситуациях и нуждах. Однако чаще всего к ним обращаются за помощью в семейных делах. Например, при поиске жениха или невесты, для сохранения любви в браке или правильного воспитания детей. Ведь императорская семья собственным примером явила нам идеал христианской семьи.

Также Николай II и его родные вдохновляют нас своей стойкостью и смиренным упованием на Бога в страшные времена гонений. Поэтому верующие молятся царской семье в болезнях, тюремном заключении и прочих скорбях.

Преподобному Моисею Мурину (тропарь, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 1:

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою приходя́щих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 4:

Му́рины зауши́в, и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша.

Молитва первая

О преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.

Молитва вторая

О вели́кая си́ла покая́ния! О, неизмери́мая глубина́ милосе́рдия Бо́жия! Ты, преподо́бный Моисе́й, был пре́жде разбо́йником, но пото́м ужасну́лся свои́х грехо́в, воскорбе́л о них и в раска́янии прише́л в монасты́рь и там в вели́ком пла́че о свои́х беззако́ниях и в тру́дных по́двигах проводи́л свои́ дни до кончи́ны и удосто́ился Христо́вой благода́ти проще́ния и да́ра чудотворе́ния. О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ и моля́щимся тебе́ раба́м (имена), влеко́мым в поги́бель от того́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отверг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих бесси́льных и несча́стных (имена), кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пья́нства, ведь мы все Бо́жьи созда́ния и иску́плены Пречи́стой Кро́вью Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть их страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́ обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего свои́ созда́ния. Ами́нь.

Назад к списку

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

История появления акафиста

Николай II унаследовал императорский трон от своего отца Александра III. Наследник царя получил хорошее образование, его скрупулезно готовили к правлению державой, но он был вынужден взойти на престол, не закончив подготовку, из-за скоропостижной кончины отца. Венчание Николая на царство состоялось в 1896 году. Торжественное событие было омрачено последствиями Ходынской трагедии, унесшей множество людских жизней. Тогда многие сочли это нехорошим знаком.

Со своей будущей супругой, дочерью английской принцессы и герцога, Николай познакомился задолго до принятия императорского трона, в юные 16 лет. Через 10 лет избранница царского наследника приняла православие и стала законной женой Николая Александровича. У супругов родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и младший сын, долгожданный мальчик, Алексей.

Семья императора Николая истинно верила в Бога, соблюдала православные традиции и много времени проводила в молитве и постижении учения Господня. Дети молились вместе с отцом и матерью. Они знали наизусть православные тексты, службы, а порой были певчими на клиросе.

Царь Николай уделял много внимания развитию православия и Русской церкви. Он выделял средства из царской казны на возведение храмов не только в России, но и за ее пределами. Благочестивое правление императора осложняли военные компании. Решающую роль сыграла Первая мировая война, измотавшая как народ, так и самого царя. Революционеры воспользовались накаленной обстановкой и вынудили Николая отречься от престола.

Николаю тяжело далось это решение, но нужно было удержать войска на фронте. Желая спасти Россию, царь подписал Манифест. Царскую семью оклеветали и взяли под стражу. Первые 5 месяцев арестантов держали в Царском Селе, позже перевезли в Тобольск, а затем – в Екатеринбург. Царя и членов его семьи жестоко пытали, а в ночь на 17 июля 1918 года расстреляли всех, включая детей императора.

На третий день после казни царской семьи Патриарх Тихон оповестил народ о совершенном преступлении и отслужил панихиду. С того момента убиенного царя стали почитать православные христиане, как мученика. Все члены семьи Николая II были причислены Русской Православной церковью за рубежом к св. мученикам в 1981 году. В 2000 году, после долгих дискуссий, убиенная царская семья была причислена к лику святых царственных страстотерпцев.

Песнь 5

Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, к нам
милостивно бывшаго, Исаиа, Свет видев Невечерний, из
нощи утреневав, взываше: воскреснут мертвии, и востанут
сущии во гробех, и вcu земнороднии возрадуются.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Миротворец явился еси, царю Николае
святый, неся мир миру, спасая и защищая тысящи во
отечестве твоем и в иных странах, сего ради сыном
Божиим, по слову Господню, нареклся еси.

Изгнание, поношение, гонение и всяк
глагол ложный, на вы реченный, претерпесте, святии
царственнии мученицы. Радуйтеся убо и веселитеся, яко
мзду вашу на Небеси приясте.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Служителие беззакония тайнаго, венец
терновный сплетше, возложиша на тя, царственная главо,
обаче дерзостная дела их погибоша яве.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: В тину грехов впали есмы и
люте потопи ны буря прегрешений. Но, яко рождшая Спаса,
Владычице, призри на ны, рабы Твоя, и избави от страстей
душетленных.

Молитва первая страстотерпцу царю Николаю

О, святый страстотерпче царю мучениче
Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже
милостивно и право судити людем твоим и хранителем
Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим
царское служение и о душах попечение совершал еси.
Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго,
попусти ти поношения, скорби горькия, измену,
предательство, ближних отчуждение и в душевных муках
земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России,
яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб
Христов, мученическую кончину приемь, Небеснаго Царства
достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола
всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею
Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою,
Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение
велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех
отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на
всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение,
кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже
купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники
Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и
присно и во веки веков. Аминь.

«Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит»

Я многодетный отец. По профессии художник. И, как и полагается в этой профессии, живу от заказа до заказа. А это значит то пусто, то густо.

Летом был в гостях в многодетной верующей семье. Они часто бывают в Екатеринбурге в Царские дни. Мы сидели за столом в гостях.

За соседним столиком находился портрет Государя, под которым стояла подпись: «Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит». Я задумался. Потом спросил хозяйку, есть ли у нее акафист Царственным страстотерпцам. Она ответила утвердительно. Я взял, пролистал и прочитал несколько строк. И вдруг в кармане звонит мобильный телефон. Заказчик! Когда я выполнил работу, отдал заработок жене на детей.

Вот такое чудо! Отныне часто молюсь Николаю Второму и его семье с просьбой прокормить свою многодетную семью, и они помогают!

Всеволод, г. Екатеринбург

Мlтва

Q, сaz седмери1це, цaрственніи стrтотeрпцы, нік0лае, ґлеxaндро, ґлеxjе, марjе, џльго, татіaно и3 ґнастасjе. Вы2 сою1зомъ любвE хrт0вы свzзyеми, д0мъ вaшъ, ћкw мaлую цRковь, бlгочeстнw ўстр0или є3стE и3 смирeніемъ себE посредЁ земнaгw вели1чіz ўкраси1ли є3стE. Въ годи1ну же братоубjйственныz брaни и3 гонeній безб0жныхъ во nтeчествэ нaшемъ, всЁ ўповaніе на бGа возложи1вше, џбразъ терпёніz и3 страдaніz всeй земли2 рwссjйстэй kви1ли є3стE, и3 молsщесz њ мучи1телехъ, клеветY, ќзы и3 и3згнaніе, глумлeніе, насмэsніе и3 њболгaніе, ўбіeніе и3 тэлeсъ поругaніе мyжественнэ претерпёли є3стE. Сегw2 рaди t земнaгw цaрствіz къ нбcному прешли2 є3стE и3 тeпліи ход†таи њ нaсъ kви1лисz є3стE.

Q, сjи ўгHдницы б9іи. Моли1тесz њ нaсъ бGу, да цRковь въ є3диномhсліи и3 твeрдэй вёрэ соблюдeтъ, странY нaшу ми1ромъ и3 бlгодeнствіемъ њгради1тъ и3 t междоус0бныz брaни и3 раздэлeніz и3збaвитъ, влaсть предержaщую ўмудри1тъ, в0инство мyжествомъ ўкраси1тъ, супр{ги въ вёрности и3 любви2 ўкрэпи1тъ, ч†да въ бlгочeстіи и3 послушaніи возрасти1тъ, и3 вс‰ ны2 кyпнw съ вaми спод0битъ воспэвaти пречтcн0е и3 великолёпое и4мz живоначaльныz трbцы, nц7A, и3 сн7а, и3 сaгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

И$на мlтва, стrтотeрпцу царю2 ніколaю.

Q, сhй стrтотeрпче, царю2 м§нче нік0лае. ГDь тS и3збрA помaзанника своего2, во є4же млcтивнw и3 прaвw суди1ти лю1демъ твои6мъ, и3 храни1телемъ цRкве правослaвныz бhти. сегw2 рaди со стрaхомъ б9іимъ цaрское служeніе и3 њ душaхъ попечeніе совершaлъ є3си2. ГDь же и3спытyz тS, ћкw јwва многострадaльнаго, попусти2 тебЁ поношє1ніz, скHрби гHрькіz, и3змёну, предaтельство, бли1жнихъ tчуждeніе и3 въ душeвныхъ мyкахъ земнaгw цaрства њставлeніе. Вс‰ сі‰ рaди бlга рwссjи ћкw вёрный сhнъ є3S претерпёвъ, и3 ћкw и4стинный рaбъ хrт0въ м§нческую кончи1ну пріeмъ, нбcнагw цrтва дости1глъ є3си2, и3дёже наслаждaешисz вhшніz слaвы ў пrт0ла всёхъ цRS, кyпнw со с0ю супрyжницею твоeю, цари1цею ґлеxaндрою, и3 цaрственными чaды ґлеxjемъ, џльгою, татіaною, марjею и3 ґнастасjею.

День памяти и канонизация царской семьи

Передовица газеты «Уральский рабочий»

Сообщение о казни Романовых впервые опубликовали 22 июля 1918 г. в газете «Уральский рабочий». Московский патриарх Тихон сразу же выразил отношение церкви к этому событию, осуждая палачей и возвеличивая подвиг императора: «Он мог бы… найти безопасность за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего состояния, безропотно покорился судьбе». Во многих храмах прошли панихиды о монаршей семье.

В 1928 г. Катакомбная церковь (представители духовенства, которые из-за своей антисоветской позиции находились в нелегальном положении) внесла владык в перечень чтимых святых. Те же настроения бытовали среди эмигрантов – в 1947 г. зафиксированы первые сообщения о чудесах, случавшихся после молитвы к царям, а их фотографии вешали рядом с образами. В 1981 г. Романовых и их слуг канонизировала Русская зарубежная церковь.

В 1990 г. на месте Ипатьевского дома (разрушенного в 1977 г.) поставили деревянный крест, к которому немедленно потянулись паломники. Сейчас там возведён Храм на Крови во имя Всех святых, с особой криптой (усыпальницей) на месте комнаты, где произошла казнь.


Храм на Крови на месте дома Ипатьева. Екатеринбург

День памяти царской семьи 17 июля (к дате смерти) и 7 февраля – в праздник Собора новомучеников. В этот день служат особые молебны, читая акафист Царственным страстотерпцам. А в Екатеринбурге от места расстрела до Ганиной Ямы следует многолюдный крестный ход.


Икона царственных страстотерпцев из янтаря

Јкосъ в7

Разумёша лю1діе рwссjйстіи, ћкw и3збрaніемъ на цaрство н0вагw р0да бlгочести1вагw, ўтиши2 гDь нестроє1ніz и3 см{ты въ земли2 нaшей, принес0ша nбётъ вёрнагw служeніz р0ду семY. Мh же любви2 и3 рeвности тёхъ подражaюще, къ вaмъ, цaрственніи стrтотeрпцы, ћкw наслёдникwмъ сегw2 и3збрaніz со ўмилeніемъ вопіeмъ:

Рaдуйтесz, вэнeцъ и3 похвало2 р0да цaрскагw и3 сщ7eннагw. Рaдуйтесz, к0рене бlгочести1вагw пресл†вныz tрасли. Рaдуйтесz, патріaрха рwссjйскагw філарeта с0е прозzбeніе рaдуйтесz, попечeнію є3гw2 њ цRкви и3 nтeчествэ подражaвшіи. Рaдуйтесz, вели1кіz стaрицы и4нокини мaрfы бlгословeнное наслёдіе. Рaдуйтесz, пок0рность в0ли б9іей t неS воспріи1мшіи. Рaдуйтесz, пред8 їкHною б9іz мре fе0дwровскіz мlтвы при1снw возноси1вшіи. Рaдуйтесz, всЁ ўповaніе на п0мощь бцdы съ вёрою возлагaвшіи.

Рaдуйтесz, цaрственніи стrтотeрпцы, земли2 рwссjйскіz храни1теліе и3 мlтвєнницы.

Псаломщик –

Тропарь, глас 4:

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю.

/ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша.

/ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

  • Ин тропарь, глас 5:
  • Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
  • Ин тропарь, глас 7:
  • А́нгели земли́ Росси́йския,/ и воскресе́ния ея́ путеводи́телие,/ Царю́ Никола́е и Цари́це Алекса́ндро,/ нача́вшемуся богоотступле́нию,/ Держа́вою благове́рне пра́вившии,/ и ю́ныя Вели́кия Княжны́,/ в труде́х и милосе́рдии до́бре подвиза́вшияся,/ и Царе́вичу страда́льче Алекси́е,/ Ца́рственнии страстоте́рпцы,/ я́ко а́гнцы незло́бивии,/ от безбо́жных губи́телей Руси́/ му́чимии и закла́ннии,/ ны́не же ца́рство ве́чное прии́мшии,/ моли́теся Небе́сному Царю́ царе́й/ о Держа́ве сро́дников ва́ших,/ просвети́тися ей ве́рою отце́в// и покая́нием па́ки возроди́тися.
  • Кондак, глас 8:
  • Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
  • Ин кондак, глас 6:
  • Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
  • Ин кондак, глас 3:

Днесь ублажа́ем Ца́рственныя страстоте́рпцы,/ пе́рвее богоуго́дне Росси́и послужи́вшия,/ труды́ и ско́рби ве́лия поне́сшия,/ от богобо́рцев за благоче́стие возненави́денныя,/ и сего́ ра́ди я́ко Правосла́вия столпи́,/ слуга́ми диа́вола убие́нныя./ Мо́лим вы, святи́и му́ченицы:/ Никола́е, Алекса́ндро, Алекси́е,/ О́льго, Татиа́но, Мари́е, Анастаси́е,/ моли́те Христа́ Бо́га// благоче́стием просвети́ти лю́ди ва́ша.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́.

Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние.

Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Песнь 3

Ирмос: Тебе, на водах Повесившаго всю
землю неодержимо, тварь видевши на Лобнем висима, ужасом
многим содрогашеся, несть Свят, разве Тебе, Господи,
взывающи.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Поругание и разорение земли своея от
безбожных видя, благочестивый царю, плакася из глубины
сердечныя, яко пророк Иеремия, горце стеняше и моляся за
люди согрешившыя: Милостиве Господи, не остави их,
оставльших мя.

На земли алкал и жаждал еси правды
Божией, за нюже душу кротце положил еси, праведне
Николае, обаче в Горнем Царствии насытился еси, идеже
пребываеши во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Врачевания и чудеса точите, святии
страстотерпцы, людем, верою к вам притекающим, темже
печаль нашу на радость преложите молитвами вашими.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Прибежище, Вышший Покров Тя
имамы, Благословенная Мати Божия, Твоею помощию сохрани
и заступи нас, Всепетая.

Господи, помилуй, трижды.

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector