Рязанский казанский женский монастырь епархиальные монастыри рпц

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Интересные факты

  • Описание событий по обретению иконы принадлежит Гермогену – Всероссийскому патриарху и великомученику, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 году. Во времена явления образа — в 1579 году — будущий патриарх был приходским батюшкой в Николо-Гостинодворской церкви в Казани.
  • Согласно легенде, когда найденный образ Божией Матери переносили из сгоревшего дома в ее временное пристанище, к нему прикоснулись двое слепых и в тот же час прозрели.
  • Список (копия) Казанской иконы Богоматери официально признан чудотворным Ватиканом.

Общеправославное празднование иконы Божией матери проводится 21 июля (по новому стилю) в день празднования явления иконы и 4 ноября (по новому стилю) в память о помощи Богородицы в освобождении Москвы от оккупации поляками в 1612 году.

Деятельность прихода

Сегодня обитель находится под управлением игуменьи Анны (Сычуговой). Тут ежедневно проходят богослужения по установленному расписанию:

  • утренняя служба в 7 утра в будние дни, и в 8 утра в праздничные;
  • вечерня в 5 часов вечера;
  • лития по усопшим ежедневно в 6.40 утра;
  • по воскресным праздникам также проходит водосвятный молебен в 9 утра.

На заметку! Помимо богослужений, с 2007 года на территории обители действует и Рязанское женское епархиальное духовное училище. Оно стало продолжением и преобразованием ранее действующей школы регентов-псаломщиков. Сегодня в училище может поступить любая девушка по желанию и по окончании получить соответствующий диплом. В обители выпускается периодическое издание «Вестник Казанской обители» и действует воскресная школа для взрослых и детей.

Наши дни

Сегодня это святое место стало центром духовной жизни края

При посещении святыни важно ознакомиться с расписанием Ибердского монастыря в Рязанской области

Время проведения Божественной литургии – 8 часов утра по воскресеньям. После этого проводят молебен. С 11 часов происходят обряды крещения. Богослужения в Ибердском монастыре Рязанской области по расписанию проходят при большом собрании прихожан.

Адрес монастыря: Кораблинский район, поселок Ибердский. Добраться до места, где находится Ибердский монастырь (Рязанская область), можно по хорошей асфальтированной дороге до таблички–указателя. Ориентирами служат здание лесопилки и старого завода.

Ехать можно на такси или личном транспорте, двигаясь по трассе на Ряжск. К ней выезжают через Реткино. Ориентиром служит поселок Пехлец, после которого идет поворот к Ибердскому. Монастырь располагается на правобережье реки Иберди.

Святыни

Чтимая икона Божией Матери «Казанская» • Чудесно явленная Чудотворная Казанская икона Божией Матери.

• Ковчег с частицей мощей святого апостола Симона Кананита

• Ковчег с частью мощей блаженной Любови Рязанской

• Икона Петра и Февронии Муромских с частицей мощей

• Икона с частицей мощей блаженного Василия Кадомского

• Икона Божией Матери «Каплуновская»

• Икона Божией Матери «Скоропослушница»

• Афонский образ святого великомученика и целителя Пантелеимона

• Чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

• Ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Анны Срезневской

• Чтимая икона Божией Матери «Казанская»

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.


Иконостас Спасо-Преображенского собора

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

История монастыря

Монастырь расположился на западе Рязани и история возникновения его покрыта тайной. Но все же основные вехи его ранней истории можно наметить.

  1. Возникла обитель не ранее XIV века.
  2. Главное событие в жизни обители того времени — это посещение его прп. Сергием Радонежским, он здесь ночевал.
  3. Прп. Сергий исполнял важную дипломатическую миссию примирить Московское и Рязанское княжество, и это посольство удалось, так как преподобный помирил двух князей.
  4. Видимым воплощением этого стало заключение брака между князем Федором Рязанским и дочерью Дмитрия Донского Софией.


Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани

Дальнейшая судьба Троицкого мужского монастыря города Рязани складывалась следующим образом:

  • в период Смутного времени монастырь был разорен, из описания 1628 года следует, что в нем находилась одна деревянная Троицкая церковь, две келии и проживал один иеромонах;
  • видимые изменения начались в Свято-Троицком монастыре г. Рязани только в 1695 году, когда на деньги стольника Ивана Вердеревского вместо деревянного был построен каменный Троицкий храм, а сама обитель обнесена кирпичной оградой;
  • в 1697 году прямо против храма построена каменная колокольня;
  • в 1752 году построен второй каменный Сергиевский храм на том месте, где прежде была Иоанно-Предтеченская церковь;
  • в XVIII веке в стенах монастыря одно время в течение четырех лет размещалась Славяно-латинская школа;
  • XIX век принес новые изменения, были построены новые въездные ворота, двухэтажный каменный братский корпус, казначейский корпус и открыта церковно-приходская школа.

До революции успели еще построить у святых врат гостиницу для паломников и новый двухэтажный братский корпус на 10 келий.

Интересный факт! Рязанский Троицкий монастырь никогда не отличался многолюдством, в 1763 году здесь проживало 15 монашествующих, а в начале XX века — 20.

В 1919 году монастырь был официально закрыт, но церкви оставались действующими, как приходские до 1940 года. После в них размещались различные учреждения: мастерские, автошкола и даже какое-то время храмы использовались как жилые помещения.

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Пощупово)

Сайт: http://www.obitel-bogoslov.ru

Расположен в село Пощупово Рыбновского района. Чтобы проехать к монастырю, достаточно свернуть с трассы «Москва — Рязань» (М5) за бывшим постом ГАИ налево (при движении со стороны Москвы), ну а дальше по указателям.
Пощуповский монастырь в силу его расположения, пожалуй, один из самых известных и посещаемых монастырей Рязанской области. В силу его же расположения мы сами бываем в этом монастыре очень часто, и я даже о нем писала.
Если кратко, то датой основания греческими монахами этой обители считается конец XII — начало XIII века. В свое время даже Хан Батый «обошел монастырь стороной», говорят, что ему явился сам небесный покровитель обители — Иоанн Богослов. К концу XVII века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии, но затем началось его угасание, длилось оно до 1859 года, когда благодаря меценату Давиду Ивановичу Хлудову началось возражение обители. В Советское время монастырь удавалось сохранять до 31 мая 1931 года, но потом он «пал». И повторное его возрождение началось при архимандрита Авеле (Македонове), очень интересная личность, попробуйте найти и почитать о нем книги. Умер он в 2006 году, но в обители его до сих пор помнят и любят. Ну а теперь немного фотографий обители.
Знакомство с обителью обычно начинается со Святых врат.

За ними высятся Большая и Малая колокольни. Высота Большой — 76 метров.


В обители два основных храма – собор св. Иоанна Богослова

Сбоку от него есть вход в небольшой Храм – усыпальницу Серафима Саровского, там же располагается могила Авеля.

Второй большой храм — Успенский собор с очень красивым алтарем.

А вот они два храма вместе.

Насколько я поняла, в монастыре есть Паломнический центр.

Рядом с монастырем стоят палатки, где продается монастырская продукция, можно попить чай.

Так же при монастыре есть святой источник, пройти можно либо от монастыря по тропинке (лучше уточните у местных куда идти), а если Вы на машине, то проще доехать. Для этого возвращаемся назад и поворачиваем в первый поворот налево, не доезжая до вывески «Медведево» (это следующий поворот), со стороны к монастырю соответственно это будет первый поворот после той же вывески (куда поворачивает серая машина).

На источнике есть ключ, где можно набрать воду.

Часовня.

Купальни для мужчин и женщин раздельные.

Здесь же можно купить монастырскую продукцию, подать требы, если Вы это не сделали в монастыре.

Так же здесь же можно посидеть, попить чай. А для деток есть качели.

Плюсы монастыря:

  • Недалеко от Рязани, легко найти, легко доехать.
  • Есть источник с купальнями.
  • В течение дня всегда какой-нибудь храм открыт.
  • Не нужно думать о «дресс-коде»: юбки и платки выдают при входе.
  • Хорошая, легкая атмосфера. Очень ухоженная территория.
  • Неплохая иконная лавка. Можно так же приобрести монастырскую продукцию: чай, молоко, творог, хлеб и т.д., всё очень вкусное. Можно купить чай, пряники и перекусить тут же.

Минус:

В выходные и праздники огромное количество людей. На Крещение сюда вообще лучше не ехать: очереди, очереди, очереди.

Православие в Рязанской области

Рязанская митрополия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы.

В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.

Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.

Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским.

На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129).

В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.

Деятельность прихода

Сегодня обитель находится под управлением игуменьи Анны (Сычуговой). Тут ежедневно проходят богослужения по установленному расписанию:

  • утренняя служба в 7 утра в будние дни, и в 8 утра в праздничные;
  • вечерня в 5 часов вечера;
  • лития по усопшим ежедневно в 6.40 утра;
  • по воскресным праздникам также проходит водосвятный молебен в 9 утра.

На заметку! Помимо богослужений, с 2007 года на территории обители действует и Рязанское женское епархиальное духовное училище. Оно стало продолжением и преобразованием ранее действующей школы регентов-псаломщиков.

Сегодня в училище может поступить любая девушка по желанию и по окончании получить соответствующий диплом. В обители выпускается периодическое издание «Вестник Казанской обители» и действует воскресная школа для взрослых и детей.

История основания

Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.


Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область

На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

  • два келейных корпуса;
  • больница;
  • кухня;
  • трапезная;
  • просфорня;
  • баня;
  • хозяйственные постройки.

Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

Дореволюционное развитие

Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
  • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
  • Надкладезная часовня.


Историческое фото монастыря в начале ХХ в. К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

Советское время

С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

Фото и описание

Казанский монастырь расположен в Ярославле, на Первомайской улице. Он был основан в 1610 году. Начало обители было положено возведением деревянного Казанского храма недалеко от городского Земляного вала. Первые насельницы – 72 монахини из уничтоженного польско-литовской армией в 1609 году Рождествобогородицкой женской обители, находившейся в Ярославле около Спасо-Преображенского монастыря.

Каменный Казанский собор появился в 1649 году, спустя чуть более 20 лет (1672 год), здесь был освящен придел во имя святой Параскевы Сербской, а в 1673 году был освящен и сам собор. В 1680 году храм внутри был украшен стенной живописью. Через 4 года к собору была пристроена каменная трапезная, а над входом появилась шатровая колокольня. В конце XVIII века при соборе был освящен теплый храм в честь Нерукотворного Образа Спаса.

В 1658 году Казанский монастырь серьезно пострадал во время сокрушительного городского пожара.

В 1766 году обитель была обнесена каменной стеной с надвратным Иоаннопредтеченским храмом. В период с 1808 по 1817 годы здесь появились настоятельские покои, а на смену деревянным келейным корпусам пришли каменные. В 1818 году была возведена новая монастырская стена с четырьмя башнями по углам и тремя воротами. В 1820-1828 годах на территории монастыря появилась теплая одноглавая церковь Покрова Богородицы с четырехъярусной колокольней над воротами с восточной стороны.

В 1835-1838 годах в соборном храме велись работы по его переустройству, а в 1845 году он был освящен во имя иконы Казанской Божией Матери. Ходом работ руководил губернский архитектор П.Я. Паньков. Массивный собор выстроен в позднеклассическом стиле. Колонны и полуколонны оформляют не только входы в собор и участки между окнами, но и главы в форме восьмиугольных башен. Собор был украшен росписью в 1840 году артелью под управлением Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.

В 1878-1881 годах при игуменьских покоях была построена одноглавая домовая Сретенская церковь.

Во владении монастыря находилась часовня на Красной (бывшей Семеновской) площади в Ярославле. В северо-восточной башне обительской стены была устроена вторая часовня. Третья часовня располагалась с 1869 года в Рыбинске на земле, принадлежащей монастырю.

В XVII столетии содержание Казанской обители осуществлялось на доходы от таможенных пошлин в городе. В начале XX века в 9 корпусах (1 – из дерева, 8 – из камня) проживало более трех сотен насельниц. Содержанием из казны были обеспечены игуменья, 2 диакона, 40 иноческих вакансий. Здесь действовали иконописная и золотошвейная мастерские, церковно-приходская школа.

Казанский монастырь владел приобретенными и пожертвованными землями и домами в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольной мельницей на реке Лахость, сдававшейся в аренду, а также домом в Рыбинске. За Волгой, на монастырской земле, в 1891-1894 годах была сооружена Тихвинская церковь, при которой было устроено кладбище. При церкви находилась богадельня.

В 1918 году Казанский монастырь был закрыт, а оставшиеся монастырские здания использовались под совсем иные функции. И лишь спустя 80 лет, в 1998 году, монастырь был вновь открыт. В 2001 году в Казанском соборе были возобновлены богослужения.

С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи Митрополита Ярославского и Ростовского – святителя Агафангела (Преображенского), причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских.

Монастырь сегодня

Исконный статус Свято-Троицкому монастырю вернули в 1995 г. Заново освятили соборы во имя Пресвятой Троицы и Сергиевский, была возведена надвратная церковь во имя святых Петра и Февронии, отремонтированы келейный и трапезные корпуса, восстановлены кровли, территорию обнесли кованой оградой. Любители старины будут разочарованы — все строения выглядят как новенькие, интерьеры современны.

Сегодня здесь живут 12 монахов и действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы, Сергиевский и надвратный в честь Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная». Эта церковь находится на втором этаже в часовне Святые Врата, построенной в 1858 г. В 19 в. ее помещения служили нуждам церковно-приходской школы, в 2000 г. церковь освятили, но регулярные службы в ней не проводят.

Главной ценностью обители до прихода советской власти была Феодоровская икона Божией Матери (список образа 12 века, хранящегося в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме). Сейчас она находится в Борисоглебском соборе Рязани, а здесь хранится ее копия. Верующие утверждают, что у этой иконы случаются исцеления.

Чудом сохранилась самая старинная и почитаемая дореволюционная реликвия Свято-Троицкого монастыря — Казанская икона Божией Матери, которая сегодня находится в Троицком соборе.

При монастыре открыт странноприемный дом для паломников, работают детская воскресная школа и православные курсы для взрослых. Проходят выставки старопечатных книг из монастырской библиотеки, в благотворительной столовой ежедневно кормят 50 нуждающихся.

На кладбище Троицкого монастыря похоронен знаменитый архитектор второй половины 18 — начала 19 в. Матвей Федорович Казаков. По его проектам построены здание Сената в Московском кремле, корпус Института стран Азии и Африки МГУ на Моховой, генерал-губернаторский дом, где сейчас находится мэрия Москвы, Голицынская, Павловская и Ново-Екатерининская больницы и множество дворянских усадеб, сохранившихся по сей день. В 1812 г., когда москвичи эвакуировалось при наступлении войск Наполеона, архитектор оказался в Рязани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector