Казанский женский монастырь

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор, сооруженной к концу первой половины 19 века. Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честь иконы Казанской Богоматери.

Интерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм, сооруженный во второй половине 19 столетия в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Настоятели

Игумены

  • Герман (упом. 1392)
  • Кассиан (упом. 1541)
  • Иона (упом. 1555 и 1556)
  • Иоанн (упом. 1 дек. 1561)
  • Феодосий (Харитонов) (1578—1602)
  • Иона II (1606—1611)
  • Макарий (упом. 1613, 1614)
  • Серапион (1618—1634)
  • Адриан (1635—1640)
  • Иоиль (1641—1650)
  • Мисаил I (упом. 1652, 1654)
  • Филарет (упом. 1655, 1656)
  • Мисаил II (упом. 1659 — упом. 1661)
  • Дионисий (упом. 1662)
  • Мисаил III (упом. 28 июля 1663)
  • Сергий (1662—1666)
  • Савватий (1666—1671)
  • Гордиан (1671—1700)
  • Филарет I (1701—1705)

Архимандриты

  • Корнилий (упом. 1707)
  • Рафаил I (Казанович) (упом. 25 дек. 1707)
  • Иона I (1711—1719)
  • Даниил (1719—1722)

Игумены

  • Афанасий (Коноиди) (2.3.1722 — 8.7.1723)
  • Филарет II (упом. янв. 1724)

Архимандриты

  • Пимен (Савелов) (1729—1736)
  • Рафаил II (1736—1737)
  • Иосиф I (1737—1743)
  • Иоанникий (1743—1746)
  • Гавриил I (1746—1747)
  • Иосиф II (1747—1752)
  • Иосиф III (1752—1754)
  • Вонифатий (Борецкий) (1754—1758)
  • Пармен (28.4.1758 — 3.8.1758)
  • Илларион (Завалевич) (13.8.1758 — 10.9.1758)
  • Киприан (1758—1762)
  • Иринарх I (1762—1775)

Игумены

  • Игумен Филимон (Терлецкий) (1775—1786)
  • Игумен Иоанн (Терликов) (1786—1789)

Архимандриты

  • Порфирий (1790—1795) (погребён)
  • Анастасий (Щепетильников) (11 июня 1795 — 29 июня 1797)
  • Никон (1797—1799) (погребён)
  • Августин (Сахаров) (1798—1800)
  • Моисей (1800—1812)
  • Иоанн (29.3.1813 — 16.10.1813)
  • Аполлос (Алексеевский) (29 сентября 1813 — 18 декабря 1816)
  • Феофилакт (Протопопов) (1816—1820) (погребён)
  • Гавриил (Розанов) (11.1.1821 — 18.9.1821)
  • Аарон (Нарциссов) (1821—1826)
  • Иассон (Никольский) (15 марта 1826 — 5 октября 1830) (погребён)
  • Иринарх (Попов) (1831—1836)
  • Авраам (Шумилин) (1836—1844) (погребён)
  • Макарий (1836—1838)
  • Афанасий (Соколов) (1838—1841)
  • Феогност (Лебедев) (1841—1848)
  • Ириней (Нестерович) (1848—1864) (погребён)
  • Флавиан (Остроумов) (1865—1867) (погребён)
  • Владимир (Миловиднов) (1869—1877)
  • Павел (Глебов) (1878—1892)
  • Герман (Ханов) (1892—1897)
  • Порфирий (Кулаков) (1897—1910)
  • Игумен Серафим (Самойлович) (1910—1915)
  • Анемподист (Алексеев) (1917—1921)
  • Григорий (Алексеев) (1921-1928)

Как добраться

Адрес монастыря: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д. 25. Обитель находится в Кировском районе на берегу речки Которосль, рядом с Московским мостом.

Если добираться из Москвы на собственном авто, то следует ехать по трассе М8. В черте города она называется Московским проспектом. Монастырский двор расположен по правой стороне улицы.

Также удобно добираться из столицы на поезде. Экспрессы прибывают за 3 часа, обычный поезд едет чуть дольше — до 5 часов. От Московского вокзала в Ярославле к монастырю можно пройти пешком, расстояние составляет всего 2,5 км.

Архитектурные памятники и достопримечательности

Главной жемчужиной этого места является Спасо-Преображенский собор, который относится к одним из старейших памятников архитектуры в этом регионе. Историки считают, что это сооружение стало своеобразной закладкой основ ярославской архитекторской школы.


Росписи алтарной части Спасо-Преображенского собора

Не меньший интерес представляют сохранившиеся дозорные башни, трапезная палата и святые ворота. Во дворе обители установили декоративные улья возле храма Ярославских чудотворцев в виде избы, церкви и русского терема. Также на территории установлены памятники князю Пожарскому и копейке 1612 года — эта монета содержит именную надпись последнего представителя династии Рюриковичей, находившегося на престоле — Федора Иоанновича.

Напротив покоев Настоятеля живет в вольере медведица Маша. В теплое время года здесь очень зелено и уютно.

Режим посещения

Вход для посетителей платный. Просто прийти для ознакомления можно в любой день. Выставочные залы по понедельникам закрыты. «Отдел природы» не работает по четвергам. Во вторник выходной день у «Сокровищ Ярославля».

В период с октября по апрель попасть на территорию музея-заповедника можно с 9:00 до 18:00. Залы с экспонатами открываются с 10:00 и открыты до 17:30. Желающие полюбоваться окрестными видами могут подняться на звонницу с 8:30 до 19:30.

В летнее время (с мая по конец сентября) режим посещения выставочных залов не меняется, а на территории можно находиться на два часа дольше — до 20:00. Каждую первую среду месяца проводится санитарный день.

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь

Что посмотреть

Посетители монастыря попадают на его территорию через массивные ворота, увенчанные двумя башнями

Стоит обратить внимание на старинные двери и крепостные стены толщиной несколько метров — монастырь служил не только религиозным нуждам, но и в случае необходимости должен был выдержать осаду неприятеля. Верхний ярус перекрыт крытой галереей.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (17 век) — главное здание монастыря. В интерьерах — великолепные росписи; также здесь ценные иконы в иконостасе

Обратите внимание на пять светлых, летящих главок и трёхъярусную колокольню. Часовня-киот Толгской Божией Матери расположена в зарослях кедра: по преданию, именно здесь произошло чудесное явление

А сама обретённая икона размещена в Крестовоздвиженской церкви.

В числе других интересных строений монастыря церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного, часовня Трифона (где покоятся мощи основателя монастыря), часовни Александра Невского и Пресвятой Богородицы.

Помимо поклонения Толгской иконе, паломники спешат прикоснуться к мощам святителя Игнатия. 21 августа по новому стилю в монастыре отмечается праздник Толгской иконы Богоматери.

История обители

По документальным свидетельствам, монастырь в честь образа «Казанской» Божией Матери был основан в XVI веке и находился изначально рядом со Спасским монастырем. На его территории размещалась первоначальная деревянная церковь. Большой каменный храм был возведен в XVII веке при участии митрополита Авраамии. Обитель поддерживали государственным пособием в виде денег и хлеба до 1764 года, а в 1779 году было принято решение о его перемещении на современное место.


Казанский женский монастырь города Рязани

Стараниями игумений обитель процветала и росла. В 1861 году при поддержке неизвестных благодетелей тут была открыта больница для больных монахинь и всех нуждающихся в помощи. В 1863 году обитель переходит под управление игуменьи Евгении, которая смогла сделать невероятно много:

  1. Было открыто училище в 4 класса для девочек.
  2. Построен новый храм Казанский с приделами (сщмч. Харлампия и прп. Сергия Радонежского).
  3. Построена надвратная церковь святой Варвары.

За всю историю существования монастыря в нем хранились удивительные иконы, а некоторые из них были написаны господином Живаго. Помимо икон, в храмах хранилось множество золотой и серебряной утвари, священные сосуды, кресты и ковчеги. Монастырь имел множество покровителей и все они щедро жертвовали. Всего на территории располагалось 40 корпусов и среди них:

  • деревянный дом настоятельницы;
  • 6 каменных корпусов для монахинь;
  • помещение больницы и аптеки;
  • училище;
  • библиотека-читальня;
  • корпус по производству свечей;
  • пекарня;
  • хозяйственные постройки.

Вся территория была окружена каменным забором и имела две пары ворот — восточные (с церковью святой Варвары) и западные. Паломники могли остановиться за пределами обители, в специальном здании гостиницы. Монахини, помимо работы на территории, преподавания и производства свечей, возделывали огород в 2,5 га.


Казанский Явленский (Девичий) женский монастырь в начале ХХ века

С началом революции все монахини были изгнаны, а все имущество реквизировано советской властью. Высокая каменная ограда пригодилась большевикам для удержания всех недовольных их руководством — правление города и жандармы тут ждали своего приговора. После завершения Гражданской войны здесь устроили клуб для воинов Красной Армии, все росписи и иконы были закрашены. Помимо клуба, за советское время тут устраивали колонию для беспризорников и швейный цех. Храм Варвары отдали под жилой дом, колокольню на нем снесли. Прочие здания были использованы под конторы, некрополь полностью разграблен и разорен.

Лишь в 2006 году Казанский женский монастырь вновь стал частью РПЦ и начал реставрацию. Сегодня сохранился только Казанский храм, а церковь святой Варвары так и остается жилым домом. В 2007 году освятили алтарь в Казанском храме и провели первую литургию на Рождество.

Как добраться

Монастырь располагается на пересечении сразу двух улиц в Ярославле: улиц Первомайская (здание 19-а) и Трефолева (здание 20). На машине со стороны Москвы следует заезжать в Ярославль по трассе М8, затем продолжать движение по Московскому проспекту и после моста через 800 метров свернуть на парковку монастыря.

При путешествии на поезде от Московского вокзала можно добраться до подворья пешком, попутно любуясь видами Ярославля. Можно взять такси или воспользоваться автобусом № 99 или № 1 до остановки «Площадь Волкова».

Внимание! Для планирования групповых посещений паломников следует связаться с администрацией подворья для организации экскурсий и трапезы по телефону +7-(4852)-72-77-51. До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню

Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну. Нуждается в ремонте и главный храм подворья

До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню. Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну. Нуждается в ремонте и главный храм подворья.

Тем не менее монахини всегда искренне радуются паломникам и туристам, с готовностью проводят экскурсии и кормят в трапезной. В храмах работают церковные лавки, а прихожане могут исповедаться и причаститься.

Казанский женский монастырь города Ярославля

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год.

Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Деревянная звонница

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной

на казанском пепелище1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову

, который приобрел ее список и привез его в городРоманов (ныне Тутаев)в 1588 году . Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской Богоматери

В начале 17 века

, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный полякамиЯрославль . Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходскомХраме Похвалы Богоматери. Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару

с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходитв 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называетсяЯрославская-Казанская . А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители

, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

Новое время

1918 год — обитель упразднена, старицы отправлены в Толгский монастырь, имущество экспроприировано, чудотворный образ — утерян…;

1919 – 1922 годы — монастырь превращён в концентрационный лагерь;

1928 год — в соборе размещён Госархив Ярославской области;

1930 год – по наше время — в Покровской церкви размещают библиотеку, а затем планетарий и колледж;

1988 год — монастырь восстановлен в своём статусе.

Как только монастырь открыли, ему передали новый список с чудотворный иконы, сделанный монахинями перед самым закрытием. Словно предчувствуя годину, старицы сохранили для храма и прихода, для города чудотворный лик, вдохновлявший ярославцев на победы.

В 2000 году монастырю переданы мощи святителя Агафангела, который был причислен к лику святых и новомучеников российских. Позже возобновились и богослужения в соборе, в 2002 году — крёстный ход, с 2006 года началось обучение в первой православной гимназии, названной в честь Игнатия Бренчанинова. Занятия в гимназии проводят и по мирским наукам, и по православным, а в роли учителей — священники, доктора и кандидаты разнообразных наук, специалисты в разных областях знания.

Теперь при возрождённом и действующем монастыре открыта регентская школа для образования регентов, уставщиц и псаломщиц для нужд епархий Ярославля и прочих городов.

Адрес: г. Ярославль,ул. Первомайская, 19-а.

Карта расположения:

Церковь Сретения Господня в Депутатском переулке

  Храм Богоявления Господня

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Бесчинства польских интервентов

Тяжкие испытания, выпавшие в период Смутного времени на долю всей России, не обошли стороной и Свято-Толгский монастырь. На этот раз враг рода человеческого избрал своим оружием польских интервентов. Вторгшийся 18 мая 1609 года на его территорию отряд Адама Вишневецкого разграбил все, что можно было унести с собой, а саму обитель предал огню. Более сорока иноков, попытавшихся оказать сопротивление врагу, пали под ударами польских сабель. Позднее над их братской могилой была возведена часовня.

Попустив разорение Толгского монастыря, Господь тем не менее сберег для россиян чудотворную икону Божьей Матери, хранившуюся в его стенах. Святыню удалось заранее вывести из обители, и спрятать в надежном месте. В те годы она была особенно дорога людям, поскольку, благодаря многим явленным через нее чудесам, снискала славу первой, среди особо почитаемых икон Ярославского края. Сразу после изгнания польских интервентов оставшиеся в живых иноки приступили к восстановлению своей поруганной и сожженной святыне.

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, DariaZi

Исторические сведения о женской обители на Толге

Место христианской святыни было указано Самой Богородицей. В 1314 году епископ Трифон, служивший в ростовской епархии, объезжал вверенные ему владения. Во время одной остановки, когда священникам пришлось ночевать на берегу реки Толги, недалеко от Ярославля, епископ Трифон был разбужен ярким светом, изливающимся из противоположного берега.


Свято-Введенский Толгский монастырь

От одного берега к другому появился чудный мост, по которому священник подошел к светящемуся столпу и обнаружил в нем висящую в воздухе икону Божьей Матери с Младенцем. После долгой молитвы епископ возвратился в шатер, решив промолчать об увиденном.

Однако наутро он не обнаружил своего посоха, и послал за ним на лодке монахов, которые привезли икону и посох, он лежал около святого лика Богородицы. Святитель Трифон благословил строительство на святом месте явления Богородицы деревянного храма, который был возведен чудесным образом за один людьми, они буквально стекались толпами с ближайших мест.

Интересно! Чудодейственная сила святого места проявилась сразу после освящения церкви, все больные, принимающие участие в строительстве, были исцелены.

По благословению епископа постепенно здесь возник мужской монастырь.

  • В 1392 году Толгская икона Богородицы стала мироточить, помазание целебным елеем дало исцеление больным.
  • Вскоре сильный пожар уничтожил все постройки, и паломники скорбели о сгоревшей, как они думали, иконе. Чудеснейшим образом божественный лик был перенесен в лес, и дал знать о себе необычным ярким свечением. Мужской монастырь потихоньку восстановился.
  • В 1553 году, по повелению царя Ивана Грозного, получившего исцеление ног после молитвы у чудотворной иконы, стали возводить каменные постройки. Игуменом нового монастыря стал игумен Феодосий.
  • Через 50 лет поляки осквернили и разграбили святыню. Однако икона Богородицы снова чудным образом была спасена, чтобы в 1612 году явиться свою целительную силу при спасении города от чумы.

Игумен Гордиан в начале восемнадцатого века практически завершил строительство мужской обители, ансамбль которого мы видим в настоящее время.

Им были закончены:

  • Святые ворота;
  • церковь Николая Угодника;
  • наполненная величием Введенская церковь;
  • трехъярусная колокольня.


Спасский храм Свято-Введенского Толгского монастыря

В XVIII веке монастырский ансамбль украсила его жемчужина — храм Нерукотворного Образа Спасителя, величественное строение с золотыми куполами.

Церковь Воздвижения Креста Господнего и поныне дарует прихожанам и паломникам чудеса духовного и физического спасения.

В 1914 году все здания ярославской святыни были тщательно отреставрированы для празднования 100-летия обители, однако, ее упразднили в 1917, а в 1929 году закрыли Советы.

Постепенно помещения с бесценными фресками стали жильем для обычных граждан, затем здесь обосновалась детская колония. Пришельцы окончательно были выселены только в 1986 году, а христианская святыня стала первым на территории России женским монастырем.

Временные трудности, полуразрушенные постройки не испугали первых монахинь.

К восставшему из руин Свято-Введенскому монастырю постоянно направляются паломники, немощные, скорбящие люди прибегают к защите верной Заступнице, Толгской иконе Богоматери с Младенцем, получая по вере своей исцеления и вспоможения в бедах.

29 июля 1988 года в честь перенесения на территорию монастырского подворья мощей преподобного Игнатия (Брянчанинова) была совершена первая Торжественная Литургия, а 25 сентября того же года настоятельницей Толгского женского монастыря стала игуменья Варвара (Третьяк).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector