История строительства
Содержание:
- Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.
- Живопись
- Архитектурные и культурные достопримечательности
- Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
- Краткое описание
- Молодые годы
- Современное состояние собора
- Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы
- Фон
- Сердце Кутузова
- Стиль архитектуры
- Строительство ансамбля Казанского собора.
- Молитва Казанской иконе Божией Матери
- Интерьеры собора
- История знаменитой иконы
- Архитектура и внутреннее убранство
- Скульптурные украшения
- Конкурс проектов нового собора.
Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.
Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.
Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.
Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.
Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.
Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.
Живопись
Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.
Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.
Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по желанию императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, возведя с северной стороны собора колоннаду из 94 столпов высотой 14 м и весом около 28 т. Но если в Риме соборные колонны являются просто декорацией площади, то в Петербурге они полукругом вписываются в Невский проспект и ловко прячут несимметричность постройки: храм-то православный, и главный вход у него с запада, то есть с Казанской улицы, да и купол не посередине, как в католической традиции, а восточнее входа. Если рассматривать Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, этой тонкости можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, подобный травертино – камню для наружных работ в соборе св. Петра. Его без особых усилий добывали в деревне Пудость в 49 км от Петербурга.
- Памятники у Казанского собора. Несмотря на то, что само здание имеет религиозный смысл, на территории собора расположились бронзовые скульптуры двух знаменитых полководцев – М. Кутузова и М. Барклая де Толли. По желанию императора Николая I изображены они на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и олицетворяют разные этапы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступали, а Кутузов разбил их начисто. Трио мастеров – Б. Орловский, В. Екимов и С. Суханов – закончили работу над памятником Кутузову у Казанского собора в 1831 г., а статую Барклая – в 1835 г. Хотя на законные места памятники водрузили одновременно, в 1837 г., отмечая 25-летнюю годовщину победы над армией Наполеона. Столетием позже возле статуй совершали присягу бойцы советской армии.
Могила фельдмаршала
Многие соборы России могут похвастаться, что являются последними пристанищами известных фамилий, религиозных или политических деятелей. Собор на Казанской площади не исключение. Кто же похоронен в Казанском соборе Петербурга? Здесь захоронен тот, чья жизнь была тесно переплетена с историей собора, – фельдмаршал М. Кутузов. Будучи военным губернатором города, он помогал в строительстве собора и принял командование армией только после молитвы здесь. Когда фельдмаршал скончался в походе 1813 г., император Александр I принял решение навсегда оставить тело полководца в Казанском соборе. Правда, до места покоя гроб кочевал по Европе 2 месяца. Архитектор собора А. Воронихин оказал Кутузову посмертную услугу, занявшись оформлением его захоронения. Сверху над забальзамированными останками повесили икону Смоленской Богоматери и, подтверждая военный статус Кутузова, 6 связок ключей от взятых городов (Брюсселя, Нанси и Ахена). Существовала легенда, что сердце фельдмаршала осталось на боях сражений с его солдатами. В 1933 г. при вскрытии цинкового гроба миф был развеян: в серебряной банке рядом с останками покоится сердце смелого полководца. Несмотря на это, могила Кутузова в Казанском соборе остается своеобразным военным символом России.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Скульптура Андрея Первозванного
Скульптура князя Владимира
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов.
Чугунные двери
Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер Казанского собора
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Купол
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
50533
Фонтан в сквере перед собором
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи
Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Молодые годы
Воронихин родился 17 (по новому стилю 28) октября 1759 года в селе Новое Усолье на Урале — в центре обширных вотчин графов Строгановых, крепостным которых и был будущий зодчий. Художественные способности у Воронихина обнаружились еще в детстве. Он в 1777 году попал в Москву. Здесь Воронихин мог получить первые уроки зодчества у прославленных архитекторов — В.Баженова и М.Казакова. Успехи в учении, которых добился талантливый юноша
привлекли к нему внимание сиятельного хозяина — графа А.С.Строганова, известного любителя и покровителя искусств, возглавлявшего работу Публичной библиотеки и Академии художеств в Петербурге
Выполняя желание графа, Воронихин переезжает в Петербург и становится “домашним художником” Строгановых. Он получает возможность познакомиться со многими выдающимися представителями русской культуры, посещавшими Строгановский дворец. Среди них были литераторы Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, живописцы С.Щукин и В.Боровиковский, скульптор И.Мартос, композитор Д.С.Бортнянский, географ и путешественник П.С.Паллас, математик Л.Эйлер. Общение с ними, несомненно, оказало на развитие будущего зодчего самое благотворное влияние. Дружеские отношения завязались между Воронихиным и воспитателем юного графа Павла Строганова — Жильбером Роммом, позже принявшим активное участие в событиях французской революции. Вместе с П.Строгановым и Ж.Роммом молодой Андрей Воронихин совершил несколько поездок по России, во время которых смог познакомиться с памятниками зодчества и народного искусства.
Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене. 1810-е гг.
Современное состояние собора
Рисунок 3. Казанский собор ночью
Сейчас собор активно функционирует. В нем можно заказать венчание или молебен, помолиться Богоматери или просто почтить святыню, проходя мимо нее к Кремлю.
Благодарственная молитва Богородице
Архитектура и убранство собора
Казанский собор ‒ это характерный для первой половины XVII века бесстолпный одноглавый храм с горкой кокошников. С трех сторон окружен открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла.
Иконостас
17 марта 1922 года старый иконостас собора разобрали — он был из золота и серебра. Все драгоценности были проданы.
Сейчас его по возможности восстановили, где это возможно, — оригиналами икон, где нет — их списками. Есть на нем изображения Троицы, святых угодников и, традиционно, архангелов.
Святыни и реликвии
В соборе хранятся две чудотворные иконы — Московский список Казанской (копия того, который был украден) и «Воспитание», а также мощевик с частицами мощей 83 угодников, не раз являвший благие знамения.
Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы
Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:
- мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
- в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
- говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
- согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.
Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.
Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:
- 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
- 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
- 18:00 0 вечерняя служба.
В праздничные и воскресные:
- 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
- 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
- 18:00 – вечернее служение.
Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве
В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.
Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.
Фон
Строительство собора началось в 1801 году и продолжалось десять лет под руководством Александра Сергеевича Строганова . По завершении строительства в 1811 году новый храм заменил церковь Рождества Пресвятой Богородицы , разобранную при освящении Казанского собора.
Архитектор Андрей Воронихин спроектировал здание на базе базилики Святого Петра в Риме . Некоторые искусствоведы утверждают, что император Павел (годы правления 1796–1801) намеревался построить на другой стороне Невского проспекта подобную церковь, которая бы отражала Казанский собор, но такие планы не осуществились. Хотя Русская православная церковь категорически не одобряла планы создать копию католической базилики в тогдашней столице России, несколько придворных поддержали дизайн Воронихина в стиле ампир .
После того, как Наполеон вторгся в Россию (1812 г.) и главнокомандующий генерал Михаил Кутузов обратился за помощью к Казанской Богоматери , назначение церкви изменилось. По окончании Отечественной войны россияне видели в соборе прежде всего памятник своей победе над Наполеоном. Сам Кутузов был похоронен в соборе в 1813 году; и Александр Пушкин написал знаменитые строки медитирующих на его гроб . В 1815 году ключи от семнадцати городов и восьми крепостей были привезены победоносной русской армией из Европы и помещены в ризнице собора . В 1837 году Борис Орловский спроектировал две бронзовые статуи Кутузова и Барклая де Толли, которые стоят перед собором.
Фотохромная печать 1896 г.
В 1876 году перед церковью прошла казанская демонстрация — первая политическая демонстрация в России. После русской революции 1917 г. власти закрыли собор (январь 1932 г.). В ноябре 1932 года он вновь открылся как промарксистский « Музей истории религии и атеизма ». или, как более откровенно выразился один современный писатель, «крупнейший в Ленинграде антирелигиозный музей» с восковыми фигурами испанской инквизиции. Богослужения возобновились в 1992 году, а через четыре года собор был возвращен Русской православной церкви. В 2017 г. он функционирует как мать собор в мегаполисе Санкт — Петербурге.
Внутреннее убранство собора с его многочисленными колоннами перекликается с внешней колоннадой и напоминает дворцовый зал: 69 метров в длину и 62 метра в высоту. В интерьере представлены многочисленные скульптуры и иконы, созданные лучшими русскими художниками того времени. Кованую решетку, отделяющую собор от небольшой площади позади него, иногда называют одной из лучших из когда-либо построенных.
Огромные бронзовые двери собора являются одной из четырех копий оригинальных дверей Баптистерия во Флоренции , Италия (три других находятся в Соборе Грейс в Сан-Франциско , США , в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити , США. , и в самом баптистерии Флоренции).
Казанский собор считается образцом неоклассического стиля Хельсинкского собора , одной из самых знаковых достопримечательностей Хельсинки , Финляндия .
Сердце Кутузова
Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.
Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.
В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.
Стиль архитектуры
Монументальный православный Казанский кафедральный собор – архитектурное сооружение начала 19 века в стиле ампир — мы можем увидеть сразу после 25 дома, который принадлежит церковнослужителям Казанского собора. Казанский храм, раскрываясь своей колоннадой к Невскому проспекту, организовал вокруг себя целое пространство – Казанский сквер, Казанскую площадь, Казанский мост и Казанскую улицу.
Архитектура Казанского собора
Все свои замыслы архитектор воплотить не смог, но и то, что ему удалось осуществить, поражает своим величием, монументальностью и масштабностью. После завершения всех строительных работ прежний Казанский храм был разобран, и икона Казанской богоматери перенесена была в новый собор.
По православным канонам основной вход в храм должен находиться на западе, а Невский проспект был к северу от собора. Решая эту непростую архитектурную задачу, Воронихин делает два входа – с запада и востока. А посредством северной колоннады объединяет храм с Невским проспектом. Таким образом, внутреннее строение собора делится на боковые нифы (коридоры) и центральный. Этим он похож на строение римской базилики.
Казанский собор в 19 веке
Поражает воображение внутреннее убранство ныне действующего собора с его 56-ю розово-гранитными колоннами коринфского ордена, украшенными позолоченными капителями. В интерьере собора, похожего на дворцовые залы, использован мрамор и гранит различных видов. В нишах находятся скульптуры из бронзы князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, А.Невского, который упирается щитом на льва – символ Швеции. Интересны и барельефные сцены жизнеописания Богоматери. Иконы для украшения собора выполняли известнейшие русские живописцы — Боровиковский, Кипренский, Иванов, Брюллов и другие.
Внутри петербургского Казанского собора
После войны 1812 года собор становится памятником русской военной славы. Здесь помещают военные трофеи и ключи взятых городов. Здесь же хоронят в специальном склепе и умершего в 1813 году М.Кутузова. Над его могилой устанавливается икона Смоленской Богоматери, привезенной из Александро-Невской лавры.
Захоронение М.Кутузова в Казанском соборе
Основной святыней храма, как и прежде, является Казанская икона богоматери, к которой обращался Кутузов перед тем, как ехать принимать армию в 1812 году. К 25-й годовщине победы над Наполеоном на Казанской площади устанавливаются бронзовые скульптуры героев войны 1812 года – М.Кутузова и М.Барклая-де-Толли.
Памятник Кутузову около Казанского собора
В октябре 1893 в этом соборе происходило отпевание великого российского композитора П.И.Чайковского. В годы советского строительства социализма Казанский храм был закрыт, вплоть до 90-х годов 20 столетия.
Строительство ансамбля Казанского собора.
Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Интерьеры собора
По своему виду внутреннее пространство обители напоминает скорее дворцовые залы, нежели интерьеры религиозных сооружений. Интерьер поражает своим великолепием и разнообразной отделкой. Впечатляют 56 колонн из розового финского камня с позолоченными капителями.
Расположение колонн в четыре ряда делит пространство на три нефа, из которых центральный шире боковых в 4 раза.
Отделка потолка живописными розетками из французского алебастра, пол, выложенный серым рускеальским и розовым белгородским мрамором, и роспись стен создают светский жизнерадостный интерьер.
Волнующий свет, льющийся из 16 окон, расположенных по периметру барабана купола создает оптический эффект, когда возникает ощущение, что купол буквально парит в воздухе. Живопись, скульптурные композиции и лепные элементы придают интерьеру необыкновенную выразительность.
Интерьер собора еще называют энциклопедией камня из-за широкого использования редких и полудрагоценных минералов. Алтайские порфиры и эстонские доломиты, шошкинский кварцит и яшма придают интерьеру исключительную художественную и эстетическую ценность.
История знаменитой иконы
В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.
Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.
С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.
Архитектура и внутреннее убранство
Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.
Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.
Скульптурные украшения
Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:
- один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
- второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».
Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.