Все о церкви николая чудотворца в хамовниках: от начала строительства до современности

Основные храмовые святыни

Одной из основных святынь обители является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Споручница Грешных». Она находится в храме уже более 170 лет. История возникновения этого образа до сих пор не имеет полной ясности. Предполагается, что икона была создана как прообраз одной из фраз из акафиста, читаемого перед иконой «Утоли моя печали». Долгое время данная икона никак не выделялась из ряда иных образов Пречистой.

В 1840-х гг. супруга купца Почепина попросила отслужить перед иконой молебен о здравии – у нее сильно болел сын. Мальчик страдал от припадков, но ему никто не мог помочь. Сразу по завершении богослужения все увидели чудо – ребенок получил исцеление. Этот случай быстро стал известен в народе. Об иконе говорили, а сам образ в храме занял почетное место. К нему приходило множество больных, просящих у Богородицы исцеления.

Людская молва сделала икону широко известной. В тех же 1840-х гг. ее купил некий полковник Бонческу. Ему первому довелось увидеть, что образ меняется: он блестит, а во время молитвы от него идут отблески и появляется ароматное миро. Люди, пользующиеся маслянистыми капельками, получали исцеление. В храм св. Николая в Хамовниках икона попала в 1848 году, когда полковник передал ее туда в дар. В обители она была помещена на аналое. По ночам от нее исходило необыкновенное свечение, подобное мерцанию звезд. Это чудо воочию видело множество людей.

В то же время не прекращалось мироточение. Одному дьякону было дано послушание собирать чудесные капли. Миро передавалось больным, в большом количестве приходящим в храм. Сохранились свидетельства об исцелении даже холеры и припадков. Приход храма приложил усилия, чтобы один из приделов церкви освятили в честь образа «Споручница грешных» в 1872 г. С чудотворной иконы сделано множество списков, их распространили по многим уголкам страны. Не имея возможности спорить с истиной, чудеса, происходящие от образа, подтверждают даже иноверцы.

Кроме этого, в храме находятся такие святыни:

  • образ св. Алексия (XVII в.);
  • Смоленская икона Пресвятой Богородицы (XVII в.);
  • икона мч. Иоанна Воина (XVIII в.).


Икона Божией Матери «Споручница грешных»


Икона свт. Алексия


Икона мч. Иоанна Воина

Почему слобода называется Хамовничьей

История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.


Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год

В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.

Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.

Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.

О чем можно молиться Николаю Угоднику:

  • Молитва на удачу и везение
  • Молитва от тревоги за будущее
  • Молитва о семье

У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Исторические события

В XV веке район, где Пресня впадала в Москву-реку, был богатым и живописным. Здесь по благословению митр. Фотия в уединении на холмистой возвышенности был основан Новинский мужской монастырь. В 1540 г. проходила торжественная встреча чудотворного образа Пресвятой Богородицы, принесенного из Ржева. В честь этого знаменательного события указом царя Иоанна IV был основана церковь. Шло время, и около возведенной ранее обители стали появляться другие постройки, слобода разрослась. Со временем была построена церковь Иисуса Навина.

Историки считают, что именно храм Иисуса Навина дал название Новинской земле. Храмы, которые строились до XVIII ст. были необходимы для укрепления, из-за чего нередко обитель называлась осадной. В тот период, когда на Руси исчезло патриаршество, и его заменил собой синод, в монастыре случилось несчастье – сильный пожар уничтожил всю обитель. Насельникам негде было оставаться, и они разошлись в иные монастыри. В 1764 г. указом государыни Екатерины II подворье было официально упразднено. Освободившаяся земля стала доступна для частного владения.

Начало строительства

Со временем у Новинского погоста появился владелец, который решил на месте, занимаемом ранее мужской обителью, построить деревянный храм в честь свт. Николая Чудотворца. В окрестностях было расположено несколько деревень. Позже они стали частями Зеленограда, а в тот период их жители составили собой приход храма. Через 50 лет землевладелец Андрей Долгоруков начал строить новый, теперь уже каменный храм.

В 1827 г., через 25 лет после начала масштабных строительных работ, освятили зимний (теплый) храм. Спустя год был открыт храм, в котором совершались богослужения в теплое время года. Тогда же было дано позволение разобрать уже обветшавший деревянный храм, а все ценности перенести в новую обитель. Постепенно возле храма стали появляться новые здания: дома для священников, женская богадельня около колокольни.

По наказу большевистской власти от 1918 г. богадельня при храме была ликвидирована. А вместе с ней под запрет попали все больницы и приюты, которые до того времени работали при храмах. Церковь, а особенно ее колокольня, сильно пострадали в годы ВОВ. Когда немецкие войска были на подступах к столице, с колокольни храма корректировался бой.

Церковь сильно пострадала в годы ВОВ

Восстановление обители

В 1963 г. началось строительство города Зеленоград. В его состав был включен храм, расположенный в с. Ржевки. Он стал самым древним зданием молодого населенного пункта. Но только в конце XX ст. начались восстановительные работы в древней обители. Несмотря на значительную историческую и архитектурную ценность, государственные органы не выделяли материальные средства на восстановление здания. Реставрация велась за счет пожертвований православных христиан.

В 80-х гг. XX ст. шесть приделов храма и его колокольня имели вид груды камней – небрежное отношение богоборческой власти превратило церковь в развалины. Требовалось не просто восстановление, а строительство сызнова. Усилиями простых прихожан были восстановлены все приделы храма. В 1988 г. еще в полуразрушенной обители была отслужена первая после длительного вынужденного перерыва литургия. Первому настоятелю прот. В. Харитонову удалось сплотить дружный приход и отладить приходскую жизнь в храме.

Зеленоградское благочиние включает в себя несколько храмов, часовню и молельные комнаты, расположенные в больницах. Все они в настоящее время являются приписными к Никольскому храму

Особенно привлекают внимание храмы прп. Сергия Радонежского и митр. Филарета Московского

Оба храма – маленькие церкви, полностью выполненные из дерева, включая купола. Приписной храм Сергия Радонежского стоит на фоне городской многоэтажки, а Филаретовская церковь – в уединенном уголке города

Филарета Московского. Оба храма – маленькие церкви, полностью выполненные из дерева, включая купола. Приписной храм Сергия Радонежского стоит на фоне городской многоэтажки, а Филаретовская церковь – в уединенном уголке города.

НАШ ХРАМ ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОМОЩИ!!!

#ОБРАЩЕНИЕ_НАСТОЯТЕЛЯ:

Дорогие братья и сестры!
Храм существует и действует только благодаря Вашим пожертвованиям и Вашей помощи! Если у вас есть такая возможность, поддержите свой приходской храм материально. 

Вы можете осуществить пожертвования РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ: ЯЩИК ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ — установлен в храме и в доме причта.

Перевести пожертвование НА КАРТУ СБЕРБАНКА 4274320038489707 или по телефону +7(916)406-3231 (Максим Тагирович К.). Обязательно указать назначение пожертвования с пометкой «Пожертвование на храм». Особые указания к пожертвованию и ИМЕНА ДЛЯ ПОМИНОВЕНИЯ можно присылать по указанному телефону через WhatsApp или СМС.

ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ  САЙТ: ОФОРМИТЬ ЦЕРКОВНЫЕ ЗАПИСКИ, ПЕРЕДАТЬ СВЕЧИ В ХРАМ И ПОЖЕРТВОВАТЬ НА БОГОСЛУЖЕНИЯ — https://alexandr-hram.ru/?page_id=22200 ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ — https://alexandr-hram.ru/?page_id=22019

 ПОЖЕРТВОВАТЬ ПО БАНКОВСКИМ РЕКВИЗИТАМ ХРАМА

Обращаем Ваше внимание, что Записки с именами для поминовения принимаются через интернет, но само чтение и поминовение происходит на богослужении, согласно установленной церковной традиции. СПАСИБО ЗА ВАШУ НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ

СПАСИБО ЗА ВАШУ НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что исповедь в нашем храме совершается на вечернем богослужении накануне святого Причастия. Исповедь утром во время Божественной Литургии допустима только в крайнем случае для немощных, беременных, родителей с маленькими детьми, и по особой уважительной причине, только после домашней подготовки к исповеди и Причастию

Желательна исповедь “по бумажке” для того, чтобы не затягивать службу.

С ФЕВРАЛЯ текущего года в нашем храме начинаются ЕЖЕДНЕВНЫЕ богослужения.
 Суточный круг начинается с 17.00 вечерним богослужением. Незадолго до его начала проводится исповедь. Утром Литургия начинается с 9.00 и предваряется Заупокойной литией (кроме праздничных дней) или Водосвятным молебном (по воскресным дням).
 По воскресным дням в 8.30 совершается Водосвятный молебен, который всегда посвящен Божией Матери. На этом молебне можно освятить православные Крестики и Иконы. Принимаются записки на молебен о здравии.
 По окончании воскресной Литургии проводится молебен по требам. Молебен служится по прошению прихожан: Спасителю, Божией Матери (чтимым Ее иконам), святым Небесным Силам бесплотным, Архангелам и Ангелам, и тем святым, коих просим молить Господа о наших немощах. Также в молебне можно поблагодарить Господа (Благодарственный молебен), просить о здравии болящих, призвать Духа Святого перед началом дела, помолиться о путешествующих, о умножении любви и т.д. При написании записки на молебен необходимо указать, какому святому или, о чем будет молебен.

ВАЖНО В записках на молебны надо указывать не вообще всех, кого знаем, а конкретно тех, кто благодарит или болеет, или просит благословения. За исключением болящих, присутствие на молебне благодарителей и других просителей обязательно!.  По воскресным вечерам (кроме особых дней) в 16.00 совершается молебен святому князю Александру Невскому перед чтимым храмовым образом святого.
 Панихиды совершаются только в дни Родительских суббот

 По воскресным вечерам (кроме особых дней) в 16.00 совершается молебен святому князю Александру Невскому перед чтимым храмовым образом святого.
 Панихиды совершаются только в дни Родительских суббот.

Приходской листок СЕНТЯБРЬ 2021 года (PDF)

В нашем храме в дни, когда проходят богослужение, можно подать имена родных и близких на  ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ. Рекомендуемое пожертвование за одно имя 300 рублей.


 СЕМЕЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ на десять имен выполнен в виде открытки на оборотной стороне которой размещен фотопроект будущего храма или икона святого князя Александра.

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ

Исповедь в нашем храме проходит незадолго до Всенощной, и сразу после нее. Исповедь во время Литургии недопустима. Только в крайних случаях во время чтения Часов, либо после, так называемого, запричастного стиха, батюшка может выйти и поисповедовать: детей до 8 лет, немощных и женщин в положении.

Для желающих ПРИЧАСТИТЬ святых Христовых Таин своих родственников на дому, ОСВЯТИТЬ квартиру, автомобиль или офис, просим обращаться в книжную лавку храма или по телефону: 8-916-406-32-31 с 21.00, а также можно отправить SMS.
Вам обязательно перезвонят.

Требы совершаются исключительно  на пожертвования без какой-либо таксы.

История постройки

История Свято-Никольского храма, или как его еще называют, церковь Николая Чудотворца начинается в деревне Солнечная Гора. Местные прихожане в 1873 году написали прошение митрополиту Иннокентию. Они говорили, что ближайшая к ним церковь находилась в селе Никольском-Хлопове.


Никольский храм в Солнечногорске, Московская область

Храм был построен в 1777 году, причем из дерева. Использоваться для богослужений он уже не мог из-за шаткой конструкции. Прихожане просили о строительстве новой церкви в Солнечной Горе.

В 1874 году пришло разрешение на строительство каменного храма, а еще через два года прислали и храмозданную грамоту.

Это интересно! Храмозданная грамота — особый указ о постройке нового храма, выдаваемый архиереем. Ранее за эту грамоту платили деньги, но Екатериной II в 1765 году это было запрещено, потому что считалось не Божьим делом. С того времени храмозданная надпись выдавалась бесплатно, но по рассмотрению специальной комиссии.

Шло строительство, причем в основном на добровольных пожертвованиях. Активное участие в финансировании принимали купеческие семьи Цызаревых и Фришман. Так уже в 1879 году в ноябре показались маковки церкви. Свято-Никольский храм был освящен в том же месяце. Первым настоятелем стал Зимин Василий.

Даже во времена Советского Союза храм оставался одним из немногих в Солнечногорске (ранее деревня Солнечная Гора), где продолжались богослужения.

Почитание святого в России


Русский народ всегда имел и имеет любовь к архиепископу Мир Ликийскому. Так как он в свое время был человеком, отстаивающим правду и защищающим слабых, когда им угрожала опасность. Купцы по роду своей деятельности часто сталкивались с одной стороны с обманом, а с другой – могли сами быть соблазненными неправильно что-то подать, продать.

И вот они, желая избежать и того, и другого, имея своим покровителем Николая Чудотворца, молились Ему, чтобы Господь уберег их от греховного поползновения (падения).

Святитель был бессребреником. В мире давно процветает культ золотого тельца, поэтому примеры бескорыстия так важны сегодня для православных людей. Святой мог отдать последнее человеку, если тот нуждался. Был случай, когда один отчаявшийся отец трех дочерей был готов отдать их на панель, так как не на что было их кормить и одевать, тем более выдавать замуж. Когда святитель узнал об этом, то бросил мешочек с золотом в окно бедняку и быстро удалился неузнанным. Семья была спасена.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Семинар для педагогов Основ православной культуры

16.09.2021

15 сентября на базе Методического кабинета по духовно-нравственному образованию и воспитанию Зеленоградского благочиния, в режиме видео-конференции Zoom, состоялся семинар для педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по методике преподавания Основ православной культуры в 2020-21 учебном году. Такие постоянно действующие семинары способствуют непрерывному методическому и консультативному сопровождению деятельности преподавателей ОПК. Очередной семинар был посвящён экскурсионной составляющей учебного модуля ОПК в зеленоградских школах. …

Читать далее »

Как добраться (доехать) до церкви святого Николая Чудотворца в Севастополе

Дорога до храма состоит из нескольких этапов. Первый – от Графской пристани на рейсовом катере до причала «Бухта Северная». Второй – на автобусе под № 45, 56, 60, 62 или 106 до остановки «АЗС». Она ближе всего расположена к данной достопримечательности.

Если вы следуете от железнодорожного вокзала садитесь на автобус №32. Выйдете на остановке «Инкерман». Пересядете на 60 или 160 маршрут и доедете до той же остановки «АЗС». Проще будет людям, остановившимся в северной части города, например, в отеле у пляжа «Толстяк».

Кстати, пляж «Толстяк» считается одним из лучших в Севастополе. Рекомендую.

Туристы, путешествующие по Крыму на своем или арендованном авто, как правило, ориентируются по координатам на карте или навигатору. Точные данные обозначены ниже. В любом случае, какой бы вариант поездки вы не выбрали, посетить церковь стоит.

Полезные ссылки:

Жилье в СевастополеАктивный отдых в СевастополеПляжи СевастополяРазвлечения в СевастополеМорская прогулка: Тур Севастополь – Фиолент с ночевкой на яхте

Краткое житие святителя

Из жития святого известно, что Николай Чудотворец родился 11 августа (по новому стилю) во второй половине III века в городе Патары, Ликийской области (греческая колония Римской империи). Его родители были благочестивыми христианами из благородного рода. До глубокой старости они не имели детей и просили в молитвах ко Господу о даровании сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана и на свет появился младенец, которому дали имя — Николай (греч. «побеждающий народ»).

Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. С детских лет Николай преуспевал в изучении Писания, молился, соблюдал пост и читал божественные книги.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к людям, приходя на помощь нуждающимся.

Однажды, узнав о нищете одного жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние, чтобы извлечь средства, необходимые для их приданого. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.
Однажды святитель Николай отправился в Палестину. В пути на корабле он проявил дар глубокого чудотворения: силой своей молитвы усмирил сильную бурю. Здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Николай Чудотворец везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от болезней, из других изгнал злых духов, иным подал утешение в скорбях.

По воле Господа святой Николай был избран архиепископом Мир Ликийских. Это произошло после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий. Это был Николай Чудотворец. Получив архиерейский сан, святитель остался тем же великим подвижником, являя собой образ кротости, незлобия и любви к людям.

При жизни святой Николай совершал много добродетелей. Из них наибольшую славу святителю доставило избавление от смерти трёх мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осуждённых. Градоначальник, обличенный Николаем Чудотворцем в неправде, раскаялся и просил о прощении.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу 19 декабря (по н.ст.) 342 года. Его мощи хранились нетленными в кафедральной церкви Мир Ликийских и источали целебное миро (прим. благовонное масло), от которого многие получали исцеления.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

НОВОСТИ ПРИХОДА

07.03.2021 Экскурсия в Знаменском монастыре.

Продолжается учебный год в воскресных школах Иркутской епархии. 
7 марта ребята Свято-Никольского прихода п. Листвянка побывали на экскурсии в одном из красивейших мест города Иркутска –…Подробнее

03.01.2021 Рождественское чудо в Свято-Никольском храме поселка Листвянка

За несколько дней до праздника Рождества Христова в храме Святителя Николая поселка Листвянка произошло знаменательное событие — по Милости Божией и благословению митрополита Иркутского и…Подробнее

21.10.2020 Протоиерею Николаю Обухову и светлой памяти монахини Макарии посвящается.

Байкал. От этого слова щемит сердце не только у сибиряков. Кто не мечтает побывать хоть раз на Байкале, насладиться красотами этой жемчужины мирового значения? А…Подробнее

21.10.2020 20 октября 2020 года в день своего девяностолетия преставился ко Господу горячо любимый людьми священник- настоятель Свято-Никольского храма посёлка Листвянка протоиерей Николай Обухов.

Вся жизнь отца Николая была неразрывно связана со служением Богу и людям.
Вся его жизнь, без преувеличения, являла собой самую сильную и красноречивую проповедь Веры во…Подробнее

Церковь святителя Николы в Москве на Берсеневке

Храм, названный в честь святого, легко найти на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Это историческое место столицы хранит много загадок, а сама церковь напоминает терем.

                                                                                                                                                     Церковь святителя Николы г. Москва

В 1657 г. на Бересеневке Москвы засияли маковки построенной церкви. В храме три престола: боковые названы в честь Николая Угодника и прп. Феодосия Великого, а главный – в честь Троицы.

В годы красного террора церковь закрыли, а колокольню разобрали, а потом и вовсе советские власти собрались снести православную святыню. Но не суждено было стереть с земли храм на Берсеневке. В 1958 г. в здании заработал НИИ музееведения.

Через несколько лет церковь стали реставрировать. Сохранилась часть отделки и убранства: в правом приделе – это иконостас из мрамора серо-розового оттенка 1913 года.

Использованные материалы

  • «№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:

  • «Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:

  • Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:

  • «МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:

  Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

  Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,

Святыни и престольные праздники

В Свято-Никольском храме и по сей день хранятся частички мощей святых:

  • святого Игнатия Брянчанинова;
  • святого Луки Войно-Ясенецкого;
  • святого Дмитрия Ростовского;
  • преподобного Нила Столобенского;
  • святого Николая Мирликийского;
  • мученицы Татьяны.

Здесь же находятся и некоторые почитаемые православной церковью иконы святого Николая Мирликийского, блаженной Матроны Московской и праведного Федора Ушакова.

Самой почитаемой иконой в Свято-Никольском храме является образ Богоматери «Троеручицы», в честь которой освящен один из пределов. Ее привезли со святой горы Афон. Она же популярна среди прихожан, как чудотворная.

Полезно знать! Икона Богоматери «Троеручицы» — одна из самых почитаемых икон в Православной церкви. Своими историческими корнями уходит в Византию в VIII век. Тогда в империи главенствовало иконоборчество. С иконой связывают и ее создателя — Иоанна Дамаскина.

Престольными праздниками в Свято-Никольском храме являются:

  • День Николая чудотворца, который проводится 22 мая и 19 декабря по новому стилю.
  • День Александра Невского, который организуется 6 декабря и 12 сентября.
  • День почитания иконы Богоматери «Троеручицы», который проводится 25 июля.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector