Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Содержание:

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.


Что такое духовно-нравственное воспитание – составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Нравственные основы – цель духовно-нравственного воспитания

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

?
Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Основы духовно-нравственного развития и его ожидаемые результаты

К какому же идеалу должен стремиться индивид, чтобы чувствовать себя максимально комфортно в окружении других людей? Попробуем нарисовать — в самых общих чертах, конечно, – портрет субъекта, совершенного в духовном и нравственном плане:

1. Это внутренне свободная личность, уверенная в себе, самоопределившаяся в жизни, занявшая свое место в общественной нише.

2. Это мудрец с активной позицией и богатым жизненным опытом, умеющий самостоятельно делать выбор и решать другие насущные проблемы.

3. Это гуманист, способный строить отношения в различных социальных группах и находить выход их конфликтных ситуаций.

4. Это оптимист, наполненный внутренней силой и умеющий достигать душевного равновесия, не поддаваясь разрушительным стрессам.

5. Это эффективный сотрудник, владеющий искусством ладить с людьми для достижения общих целей.

6. Это превосходный собеседник, умеющий вести диалог и влиять на представителей обоих полов, различных социальных слоев, возрастных групп и культур.

7. Это творец, создающий СВОЮ музыку / поэзию / живопись / архитектуру / IT-технологию – словом, реализующий свои творческие способности.Как видим, овладение основами духовно-нравственного развития – это путь к счастливой жизни человека в обществе и преодолению глобального конфликта между ними. Каким же образом можно его достичь?

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.

Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Какие нравственные качества прививать дошкольникам

Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.

В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.

Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.

Воспитание младших дошкольников

До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.

Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.

Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».

Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.

Формирование нравственных качеств у старших детей

В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:

  • Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
  • Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
  • Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).

Развиваются нравственные мотивы

Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования. Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства

Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы

Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.

Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана. 

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
привлекает к семейным традициям;
возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

?

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра “Зарница” – воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.


Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.


Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Оставить комментарий

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра – одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел

Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Оставить комментарий

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Специфическая черта воспитания нравственности – его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

?
Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector