Храм илии пророка в москве

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище — самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название Черкизовское кладбище получило от села Черкизово, рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал». На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 12 марта 2020 года

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша (1783—1861) — знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович (1904—1965) — профессор
  • Замятин Николай Михайлович (1886—1951) — генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич (1831—1903) — священник
  • Соколов Алексей Павлович (1880—1949) — протоийрей
  • Ильин Николай Ильич (1877—1940) — настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич (1923—1994) — настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна (1949—2012) — ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович (1921—1947) — военный летчик

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.


Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.


Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

Время основания

Храмовая история насчитывает четыре столетия. За это время строение пережило множество событий, хоть изначально задумывалось как временное. 16 век был смутным временем для России. За это время столица увидела немало пожаров и бунтов, в результате которых было разрушено много строений. Место возведения храма — небольшой ремесленнический район, в котором проживали и работали мастера строители. В район, где находится церковь Ильи пророка,.по воде переправлялась древесина и строительные материалы, из которых наскоро сколачивали срубы, после чего повторно перепродавали их.

Так как в смутное время многие люди за один день могли остаться без жилья, такое ремесло процветало. Срубы домов сколачивали на скорую руку. Переулок, в котором работали такие мастера, получил наименование Обыденный.

В числе прочих деревянных построек в переулке была отстроена небольшая деревянная церковь, названная в честь пророка Ильи. Точная дата строительства неизвестна, но есть предположение, что деревянная церковь была возведена в 1592 году. Место довольно быстро стало популярным среди православных людей, его начали посещать массово практически сразу после завершения строительства. По названию церкви стали Ильинскими, а за тем и Обыденскими называть три переулка, ведущих к святыне.

С тех пор святое место стало центром многих городских событий. Например, в 1612 году в смутное время у стен храма проводилась молитва духовенства и ополченцев, которые подверглись изгнанию еретиков-иноземцев, попавших в немилость к горожанам за осквернение местных святынь, хранившихся в Кремле.

Данный храм всегда пользовался большой популярностью как среди местных жителей, так и приезжих из прилегающих столичных окрестностей. Для того, чтобы совершить молитву в храме пророка Ильи в Москве, люди иногда преодолевали немалое расстояние.

Особенно много прихожан было во времена засухи, когда крестьяне терпели большие убытки из-за погоды. Большой приплыв прихожан отмечался в день памяти пророка Ильи. В дни двунадесятых праздников при совершении массовых молитв храм посещали даже члены царской семьи.

Немного исторических фактов

Данное строение, как и многие подобные церкви того периода, было построео в архитектурном стиле «корабля». До того, как был построен современный храм на этом месте стояла старая церквушка, которая была возведена из деревянных строительных материалов. Первая церковь была здесь в 15 столетии.

Существует легенда что в те давние времена мимо этого места где сегодня стоит церковь проезжал князь. В один момент без видимых на то причин началась сильная гроза. Князь дал обещание, что если он выживет и не умрет, то он обязательно построит на этом месте храм в честь Пророка Илии. Точных данных, когда она была построена нет, но по некоторым документам примерная дата возведения приходится на 1592 год.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки

Нужно отметить и тот факт, что сохранено и само название храма. Он всегда имел особое почтение среди жителей города. Согласно историческим фактам во время засухи и ненастий вокруг нее проводили крестовые походы во главе с царем. В 1702 году на месте деревянной церкви была построена каменная церковь.

Новый храм строили братья Деревнины. По преданию говорят, что церковь хотели закрыть в июне 1941 года, но этого так и не произошло по той причине, что началась война.

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

История создания

В 14 веке появился Ильинский храм в Черкизове. Данное селение получило свое название благодаря его владельцу – Царевичу Серкизи. Со временем он продал свое владение такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Он был крещенным татарином и все его знали как довольно набожного человека. Благодаря ему и появился храм, который он назвал в честь своего небесного покровителя.

Эта церковь была возведена в очень живописном уголке на берегу речки Сосенка. Вместе со своим братом Илья были слугами митрополита Алексия. Именно к нему и перешло владения Ильи Озакова. Местоположение храма было очень по душе митрополиту и он сделал его летней резиденцией московских патриархов. Наибольшего роста и развития обитель приобрела при святителе Иннокентии.

В 1689-1690 году на месте старой сгоревшей деревянной церкви возвели каменный храм. Освятили его 18 июня 1690 года. За 20 век храм был реставрирован дважды:

1821-1825 годы – на некоторое время он стал пятиглавым.некоторые письма говорили о том, что необходима реконструкция храма. Проект был обнародован 1888 году, а уже в 90-х годах было проведено освящение.

Кладбище данного храма является неким некрополем, которое смогло устоять перед разорением в советское время. Кроме того, тут похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша.

Полезные статьи:

ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКВИ «Я не пойду в церковь, я ее не выношу, потому что у попа богатый мерседес, а у Патриарха дорогие часы» — несется из всех щелей. Надо ли говорить о том, что те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время актуализировались оправдания. Уже были злые старухи. Уже бы… Читайте далее

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна ег… Читайте далее

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ 1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёр… Читайте далее

История о лайнере, потерпевшем крушение Учительница рассказывала классу историю о лайнере, потерпевшем крушение: “… На корабле оказалась супружеская пара, которая сумела добраться до спасательной шлюпки, но, к несчастью, там было только одно место. Вдруг муж оттолкнул жену, и сам забрался в лодку. А жена перед с… Читайте далее

Обязательно к прочтению: Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений

Советский период им удалось пережить хитростью. Священнослужители собрали 1 млн. средств и отправили Сталину. Таким образом обитель была взята под контроль. Также сюда привозили иконы, которые собирались уничтожить.

К основным святыням относят:

икона «Успение»,икона «Живоносный источник»,образ «Исцеление свт. Алексием Тандулы»,икона Богоматери Иерусалимской,икона семи отроков Ефесских с частями мощей,Афонский список Иверской иконы Богородицы.

История

Черкизово на Сходне ( Новоподрезково )- крайний населенный пункт Северного административного округа Москвы ( Молжаниновский район); в составе Москвы- с декабря 1985 года. Храм в честь Рождества Христова находится на дороге из Москвы в Санкт- Петербург, и в конце XIX века он так и назывался Христорождественским в селе Черкизово на Санкт- Петербургском тракте.

Расположенное на месте древнего волока от Всходни к Клязьме , на оживленном тракте между Москвой и Тверью, Черкизово в XIV веке было дано великим князем князем Дмитрием Ивановичем Донским в вотчину знатному выходцу из Золотой Орды царевичу Серкизу(получившему во святом Крещении христианское имя Иоанн) и , таким образом , в своем названии сохранило тюркское имя первого вотчинника.

Описание храма в 1682 году: он представлял собой клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей- папертью с двумя входными лестницами. Сруб храма и паперть были покрыты тесом. Отдельно от храма стояла колокольня: восьмиугольный сруб с шатровым завершением, крытый тесом. На колокольне помещался скромный звон в четыре колокола общим весом 10 пудов. Построенный на дворцовые средства храм был богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах, располагал необходимым количеством богослужебных книг и другим церковно-ризничным имуществом. Местный ряд иконостаса включал храмовую икону “Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в киоте оклад серебряной басемной золочен , 13 венцов серебряных резных золоченых, образ Нерукотворенного Образа Спасова , образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием , образ Огненное восхождение пророка Илии”. Кроме местного ряда , в описании упоминаются иконы деисусного и праздничного чинов. В трапезной храма находились чтимые иконы Рождества Христова и жен- мироносиц.

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского.

Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями , двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса : длина 4 сажени, высота 15 аршин.

31 мая 1855 года о. Васили Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено.

О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось , что этот палач сфабриковал 11 дел, по которым были расстреляны 8 человек , в том числе 2 священника и одна монахиня.

Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже- под склад, клуб и мебельный магазин.

В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община . С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года.

Храм входит в состав Знаменского благочиния Москвы.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Перестройки проводили с особой осторожностью

    В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года

    Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

    Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

   К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

История постройки

Исторические сведения не сохранили точных дат основания Черкизово. Известно, что некоторое время селом владел обращенный в христианство потомок татарских царей Андрей Серкизов, погибший в битве на Куликовом поле.

В конце 14 века владельцем подмосковного Черкизова упоминается Илья Озаков, так же потомок татар, он продает свои земли митрополиту Алексию. При владении Ильей Озаковым Черкизовым и была возведена первая деревянная Ильинская церковь, в честь ангела-хранителя владельца села.


Храм Илии Пророка в Черкизове, Москва

С высокого холма, на котором возвышалась православная святыня, освященная в 1590 году, на много верст вокруг был слышен колокольный звон. Вотчина чудотворца Алексия своими лесными дубравами, живописными берегами реки Сосенки, впадающей в Яузу, привлекала царских особ, часто посещающих и Ильинский храм во время отдыха в этих краях.

По завещанию митрополита Алексия после его смерти село и церковь Ильи Пророка Божьего отошли к Чудову монастырю, и были в его владении до 1764 года.

В конце 17 столетия во времена Патриарха Андриана началось возведение каменного храмового комплекса после пожара в деревянном строении, который был освящен митрополитом Иосафатом. В то же время был освящен новый придел в честь митрополита Алексия.

С 1874 года Черкизовский храм пророка Ильи является отдельным приходом. В это же время в летописи говорится о церковном кладбище в Черкизово и небольшой часовенке при нем.

Интересно! Историки описывают Ильинскую святыню начала 18 столетия, как великолепное здание с удивительной красоты лепниной, стеклянными оконницами, трапезной и колокольней с пятью колоколами.

Значение села Черкизово увеличивается с назначением Чудова монастыря кафедрой Московской митрополии. Здесь часто бывали московские владыки Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

В 1821 году московский архитектор Матвей Казаков руководил перестройкой Черкизовской церкви, во время которой центральный купол был дополнен четырьмя боковыми главками.


Внутреннее убранство Ильинского храма

Черкизовское кладбище является самым древним московским некрополем, здесь в 1861 году похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейшу, почитаемого среди народа святым.

При каждой перестройке архитекторы тщательно изучали первоначальную архитектуру постройки, чтобы сохранить уникальность древней святыни, но искажения были неизбежны. При расширении храмового пространства алтарь в северном приделе стал шире за счет уборки дуговых перемычек окон, увеличен шатер над колокольней.

Перестройки в конце 19 века каждый раз вызывали жаркие споры историков и архитекторов.

Деятельность прихода

Воскресная школа действует с 5 октября 1996 года. С 1 сентября 1999 года на базе Воскресной школы проводятся занятия с детьми по программе начальной школы (1-4 класс). Предметы Закон Божий и Основы Православной культуры включены в сетку учебных часов. Организованы занятия с детьми по подготовке к школе и с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

Православный семейный лагерь «Витязь»

Приход храма Рождества Христова в Черкизове г.Москвы организовывает 7-й сезон ПРАВОСЛАВНОГО СЕМЕЙНОГО ЛАГЕРЯ «ВИТЯЗЬ» на территории Валдайского Иверского Святоозерского монастыря.

8-903-149-69-93 – диакон Владимир Кузнецов,

8-905-505-74-15 – директор Приходской школы Кузнецова Оксана Вячеславовна.

Военно-патриотический клуб «ЕРМОЛОВЕЦ»

Клуб создан 28 августа 2002 года.

Основателем клуба является Миловзоров Юрий Викторович.

Руководитель — Селеменев Александр Сергеевич.

8-926-579-16-82 (руководитель — Селеменев Александр Сергеевич)

8-926-810-97-14 (ответственный за работу с новобранцами Кузнецов Андрей Владимирович)

8-926-534-52-24 ( заместитель руководителя- Кузнецов Алексей Владимирович)

Клуб находится на территории храма Рождества Христова в Черкизове.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного — Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Перестройка храма

В 1702 году строение обрело новую жизнь, а точнее — деревянные шаткие стены церкви были снесены, а на их месте воздвигнуты новые, каменные. Алтарная часть новой постройки была заложена по распространенному в то время принципу — «восьмерик на четверике». Строение именно в таком виде сохранилось до наших дней, пронеся сквозь столетия дух древности и первоначальной атмосферы. В этом здании богослужения ведутся на протяжении более трех сотен лет.

Надо отметить, что на протяжении более трех сотен лет была предпринята не одна попытка закрыть храм или вообще разрушить его. В периоды, когда многие люди отрекались от бога, а представители власти выдавали указания о прекращении деятельности местного духовенства, всегда находились группы верующих людей, которым удавалось отстоять право святыни на существование. Так, например, в 1930 году, когда по всей территории Советского Союза массово уничтожались и закрывались храмы, верующие активисты отстояли святыню и сохранили её в первоначальном виде.

Известно также, что власти собирались закрыть храм в 1941 году. Закрытие планировалось на великий для всех верующих людей день — 22 июня, когда православные христиане почитают память Всех святых. По роковому стечению обстоятельств как раз в этот день началась война, так что правительственным планам и на этот раз было не суждено осуществиться. Ввиду трагических военных событий по всей территории России распадались и переставали существовать многие православные общины. Часто представители общин верующих, которые были в столице и ее окрестностях, приходили в храм Ильи пророка в Обыденском переулке.

Таким образом за период 20 столетия в данном храме появилось много новых, интересных традиций, так что сегодня эта святыня является настоящей исторической и культурной достопримечательностью. Каждый человек, посетивший данное место, почувствует не только прилив сил и энергии, а также и живой интерес к изучению и познанию чего-то нового.

Так некогда временная деревянная церковь, которая изначально возводилась лишь для небольшой ремесленнической общины, со временем превратилась в настоящий архитектурный шедевр, наполненный духовностью и христианскими традициями древнего русского православия.

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества


Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.


Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector