Иван корейша

БЕССМЫСЛЕННЫЕ КАРАКУЛЬКИ?

На вопросы страждущих Иван Яковлевич отвечал записочками — каракульками, где встречались греческие и латинские слова. Когда блаженный стал стар и слаб, на записки под его диктовку отвечал Павел Аладьин — молодой образованный дворянин, поверивший в провидца.

Этнограф Прыжов, скептически относившийся к Корейше, говорил, что в этих записках можно видеть все и ничего не видеть, так как они загадочны до отсутствия в них всякого смысла. Однако можно и поспорить с известным историком. Некоторые письменные ответы Ивана Яковлевича дошли до наших дней. Нужно сказать, они вовсе не бессмысленны.

Просто Прыжов увидел Корейшу к концу его жизни, когда тому было уже около 80. Поразила сама палата со множеством икон. Страждущих — целая толпа. На полу лежал юродивый, до половины закрытый одеялами: он мог ходить, но уже несколько лет предпочитал лежать и есть в постели. Голова у него лысая, лицо неприятное…

В числе больных Преображенской больницы, в пору пребывания там прорицателя, находился священник отец Самсон. Он был тих и молчалив, С ним единственным сбрасывал маску блаженного Иван Яковлевич и дружески беседовал как с товарищем по духу.

Отказ от жизненных благ

И в народном сознании, и в научно-публицистической литературе юродивыми и божьими людьми считают тех, кто добровольно отказывался от материальных благ и бытового комфорта и выбирал уединенное существование в глуши. Жизнь Ивана Корейши идеально подпадает под это определение: житье в заброшенной бане на краю села и в шалаше в глухом лесу, прозябание в больничном карцере. И даже после перевода в светлую больничную палату Иван Яковлевич отгораживался от всего мира, очертив вокруг себя невидимый круг, за который не переступал до конца дней.

Слухи о провидце распространялись молниеносно, и от желающих проведать предсказателя не было отбоя ни в Смоленске, ни в Москве. Посетителей в столичной лечебнице он принимал всегда стоя, в последние же годы жизни лежа. Мог отвечать на вопросы, лёжа под грязным одеялом в куче песка и мусора. При этом предприимчивый главврач больницы Саблер с 1833 года стал пускать к Корейше по билетам (по 60 копеек за визит) – так пациент зарабатывал для больницы в год до тысячи рублей.

Что ж, пока Церковь размышляет, насколько этот неординарный человек был близок к святости и разумна ли его канонизация, архивная публицистика и даже русская классическая литература помнят о юродивом, а народ уповает на помощь и утешение от благочестивого Ивана Корейши. На его могилу и сегодня десятки страждущих несут записочки и дары в надежде найти ответы на духовные и бытовые вопросы.

Зрящий истину

Никаких откровений относительно своего внезапного решения Иван Яковлевич не оставил. Поэтому мы и не знаем, что заставило его отправиться в странствие посреди дня. Причём ушёл Корейша в чём был. Не взял с собой ни сменной одежды, ни еды, ни воды. После стало известно, что посетил он много святых мест. В том числе, в Киевской лавре, в Соловках, провёл какое-то время В Нило-Столобенской пустыни, где впервые проявились его способности видеть истину. В дороге Корейша бывал серьёзно болен, но каждый раз, будучи уже на пороге смерти, чудом выздоравливал. В конце концов Иван Яковлевич вернулся в родные края, но не под отчий кров. Осел он в лесу, где жил тем, что природа дарила. Как люди прознали о его способностях к предсказанию, тоже не до конца ясно. Но постепенно те, кто остро нуждался в совете или другой помощи, потянулись к Корейше десятками, если не сотнями.

Молодые годы

В 1783 году, 8 сентября, в семье смоленского священника родился сын Ваня. Отец Яков в свое время отказался от звания дворянина, посвятив свою жизнь Господу. Ваня отличался особой одаренностью в плане познания грамоты, его приняли в уездное училище, минуя первый класс. Через три года юноша становится семинаристом Смоленской духовной семинарии, которую заканчивает в 1803 году.


Иван Яковлевич Корейша (1783–1861) — московский юродивый

Кроткого характером, любознательного и добродушного Ваню любили товарищи по обучению и преподаватели.

Особых успехов трудолюбивый семинарист достиг в таких предметах:

  • богословие;
  • латынь;
  • греческий язык;
  • толкование Библии.

Уже в то время юноша отличался замкнутостью и нелюдимостью, предпочитая обществу друзей уединение и чтение духовных писаний, за что был известен, как анахорет. Окончив духовную семинарию с отличием, Корейша поступает в Духовную академию, но обучается там недолго.

Особенность его характера проявилась уже в 1803 году, когда молодой выпускник семинарии отказался принять сан священника, занявшись преподавательской деятельностью в училище Поречья. Основной перелом в душевном состоянии Корейши произошел после встречи с протоиереем Успенским, который на то время был наставником старших братьев Корейши.

В мае 1806 года преподаватель Иван поразил детей училища странным поступком, прервав урок на полуслове и покинув помещение, удалившись за околицей. Он объявился в начале осени в Соловецком монастыре, где жил целый год, как инок.

В 1808 странник отправляется в Печерскую Лавру Киева, где живет, как паломник.

Возвращаясь в Соловецкий монастырь, паломник тяжело заболевает под Могилевым, после выздоровления меняем свои планы и отправляется в Нило —Столобенскую пустынь, где получает полное исцеление около мощей святого Нила. Обладая уже тогда даром прозорливца, Корейша снискал уважение братии и настоятеля.

В 1809 году после посещения сестры Параскевы Иван Яковлевич возвращается домой, снова работает преподавателем, но тяготится нелюбимым занятием.

Горе от ума

В православной традиции признаком истинного юродста во Христе и божьей святости является дар пророчества. Им Иван Яковлевич обладал в полной мере, хотя не все и не всегда могли правильно и своевременно истолковать его предсказания. Одно из первых его пророчеств – это указание обстоятельств собственной смерти, а именно, во время паломничества в Нилову пустынь. Затем он предрекал войну 1812 года, в ходе которой, кстати, Корейша кормил голодных москвичей в разоренной столице и перевязывал раненых французов при их отступлении. Несколько десятков предсказаний и их различные интерпретации вынуждают скептиков сомневаться в правдивости описываемых случаев и предполагать, что все истории рассказаны и записаны посетителями под внушением прозорливого Корейши, который был всего-навсего хорошим психологом.

Как бы то ни было, но и в психиатрической лечебнице пророк оказался «по доброте душевной». По одной версии, провидец раскрыл ложь женатого столичного инспектора, пытавшего соблазнить дочь бедной купчихи. По другой – разоблачил смоленских чиновников-казнокрадов, укравших 150 тысяч, которые предназначались для восстановления послевоенного Смоленска. Корейшу поместили в психлечебницу – сначала смоленскую, потом московскую. За многие годы «лечения» «буйнопомешанному» пришлось пройти через многое: карцер, сидение на цепях, прикованных к полу, процедуры-пытки и издевательства санитаров-надсморщиков – это ли не мученический подвиг, который убеждает в святости Корейши.

В его истории болезни было указано, что причиной недуга является «помешательство из-за чрезмерного чтения священных книг». В графе «диагноз» стояло слабоумие, а прогноз «неизлечимый» ставил крест на свободе. Но с учетом того, что психлечебницы в XIX веке мало отличались от обычных тюрем и как таковое лечение в них не проводилось, можно ли безоговорочно принять безумие Корейши? Впрочем, когда в конце жизни Корейшку выписали, он отказался покидать палату. Интересно, что после смерти Корейши московский митрополит Филарет назвал блаженного «великим тружеником», перекрестился и произнес: «Помяни его Господи во Царствии Твоем».

Путь юродивого

В один момент Корейша уходит жить в баню, расположенную на огородах, где он находил себе пропитание. В уединении отшельник горячо молился, пел псалмы, сочинял собственные оды для прославления Творца и Спасителя.

Среди смоленских жителей быстро разлетелась молва о паломнике, как о юродивом и блаженном, и потянулись к нему толпы желающих получить духовное наставление или узнать свою судьбу. Мечтающий о духовном отшельничестве Корейша оказался в центре внимания и постоянного присутствия людей.

Видя основной интерес горожан в решении бытовых, суетных вопросов жизни, блаженный начал глумиться над ними, написав на дверях, что принимает тех, кто вползет к нему на коленях. Желая остаться в одиночестве, Иван симулировал сумасшествие, часто что-то бормотал про себя, порой выкрикивая какие-то обвинения в сторону горожан.

Устав от нашествия посетителей, он переселяется в лесной шалаш, спит на земле. зимой ходит босиком, питаясь сухарями и водой из родника. Скрывающийся от людей странник чудным образом возникал в городе в тот момент, когда кого-то из горожан постигала тяжелая болезнь. Подходя к больному, юродивый, которого никто не звал, проговаривал свой вердикт, выздоровеет или нет больной, и при этом никогда не ошибался.


Иван Корейша

По этой причине появление в городе блаженного из лесной чащи вызывало у горожан чувство страха. Считалось, что в чьем доме юродивый отобедает или проведет ночь, там и будет даровано счастье. Горожане старались накормить Корейшу вкусными булками и предлагали горячий чай. Блаженный булки раздавал птицам, а на чай порой так долго дул, что выдувал его на стол, что стало плохой приметой для хозяев дома.

Интересно! Никто не мог объяснить, каким образом прозорливец предчувствовал, что смерть скоро посетит тот или иной дом, он просто заходил в середину и начинал петь заупокойные молитвы, так же внезапно уходил, не беря никакой платы.

Зимой 1811 прозорливец Корейша предсказал нападение французов и будущую победу.

Добровольное отшельничество

Жизнеописание Ивана Корейши принято делить на два периода – смоленский и московский. Подробно о них рассказано, в частности, в работах смоленского ученого-филолога Владимира Захарова. И на протяжении всей жизни Иван Яковлевич стремился к отшельничеству, что характерно для жизни многих русских святых. С юных лет Иван предпочитал затворничество: он не участвовал в общих играх в семинарии, а читал богословские труды и заучивал молитвы. Не приняв духовный сан, пошел работать школьным учителем, но однажды посреди урока покинул класс, чтобы отправиться в паломничество. Через три года вернулся в Смоленск и быстро стал известен далеко за пределами родного города как отшельник-пророк, обличитель казнокрадов и заступник бедняков.

Не исключено, что ищущего покоя и уединения Корейшу пугали посетители, число которых множилось день ото дня. При этом большинство из них интересовались вопросами бытовыми: кто украл порося, куда делось кольцо, выходить ли замуж. И это раздражало и расстраивало того, кто искал духовного просветления. Как предполагает в книге «Русские провидцы и предсказатели» В. Меньшов, именно тогда Иван Яковлевич и начал вытворять «несусветицу» – кричать и браниться, запутанно лепетать, ковырять землю палкой. Возможно, он симулировал сумасшествие, чтобы напугать тех, кто жаждал бытовых предсказаний, ведь их не останавливало даже то, что вползать в хижину провидца разрешалось только на коленях.

Знаменитый пациент

Ивану было около 35 лет, когда его бросили в сырой подвал, где над ним не просто издевались санитары, а физически пытались уничтожить. Блаженный Иван Яковлевич называл сырой подвал своей кельей, где он пребывал в смирении и терпении, уподобившись преподобному Арсению.

Для обитателей сумасшедшего дома блаженный Корейша был молитвенником и попечителем, врачевателем и обличителем, называя себя Студентом холодных вод. Грязная ночлежка, полуголые пациенты, порой буйные, жили в неотапливаемом помещении, где даже зимой не было стекол.

  • Смотритель Боголюбов пришел к странному посетителю с вопросом о болезни дочери, сразу получил ответ, что это корь.
  • Приезд родного брата Павла, протоиерея Павловска, блаженный терпимец почувствовал задолго до приезда родственника.
  • Больничные надзиратели втайне пускали к Корейше посетителей, собирая с них деньги за полученные откровения.

Кардинальные изменения в условиях жизни Корейши произошли с приходом в больницу главврача Василия Саблера и посещением из любопытства странного пациента психушки княгиней Татьяной Голицыной.


Московская психиатрическая больница, где лечился Иван Корейша

В 1838 году Иван Яковлевич получает отдельную палату, но отвергает чистую постель, продолжая жить в углу комнаты на холодном полу. Отделив себя от мира чертой, принимает посетителей, которым был открыт доступ к прозорливцу, лежа или стоя. Главврач вводит официальную плату за посещение юродивого, используя заработанные средства для нужд больницы.

Московская достопримечательность, блаженный Корейша, не принимал приношения, предлагая оставлять их в специальной больничной кружке, а гостинцы и табак раздавал бедным посетителям и пациентам больницы. Корейша был неравнодушен к табаку, поэтому посетители несли его в таком количестве, что больничный персонал организовал табачную торговлю.

Не выходящий за нарисованную линию, юродивый все нужды справлял вокруг себя, запрещая убирать в палате. Санитары нашли спасение в песке, которым посыпали как пол, так и постель знаменитого пациента.

Трудно поверить, но многие паломники считали этот песок чудотворным и покупали его за большие деньги, и многие из них получали исцеление.

Даже после смерти Корейши продолжалась уникальная, необычная торговля песком с испражнениями, покупатели не подозревали обмана и также исцелялись. Юродивый часто буквально издевался над посетителями, в его ответах трудно было найти смысл, но поток желающих услышать пророчество или получить знак не прекращался.

Из слов тогдашнего посетителя, писателя Ивана Прыжова, можно представить картину палаты, в которой на полу, на груде тряпья вперемежку с песком лежит грязный лысый мужчина, руки положил под голову и молчит или мычит. Около двери стоит диван, на котором сидят посетители, кто молится на коленях, кто стоит у дверей.

Удивительно, немытый мужик грязными руками превращает в месиво пищу и кормит нею посетителей, среди которых были князья и княгини, и все едят и пьют грязную воду, видя в этом пророческие действия.

Одна княгиня умирала, а врачи отказались ее лечить из-за своего бессилья. Поехала княгиня к юродивому, тот, как только увидел больную, подбежал к ней и ударил в живот двумя яблоками, да так, что женщина потеряла сознание, а на утро оказалась здоровой.

Будучи глубоким стариком, Иван Корейша в один из дней лег ногами к образам и спокойно отошел к Богу 6 сентября 1861 года. Гроб с телом блаженного пять дней стоял в больнице, тело обкладывали ватой со льдом, а потом сохраняли, как чудотворную реликвию. Похоронили терпимца в Москве, и через 150 лет у его могилы можно встретить паломников.

Важно! Православная церковь не причислила Ивана Корейшу к лику святых, но негласно он считается блаженным Христа ради, то есть таковым, кто принял вид юродства добровольно, для усмирения своей гордыни и страстей. 19 сентября православный мир отдает дань памяти Божьему человеку, похороненному на Черкизовском кладбище в Москве

19 сентября православный мир отдает дань памяти Божьему человеку, похороненному на Черкизовском кладбище в Москве.

Документальный фильм об Иване Корейше

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1992 году Иван Яковлевич принимает решение заняться бизнесом и спустя год работы входит в совет директоров предприятия «Пермские моторы».


В личном кабинете

В 1994 году бизнесмен Василий Анисимов пригласил Стрешинского в девелоперский проект, в рамках которого он работал на разных постах: board director, Executive director, CFO. В 2006 году занял должность генерального директора ЗАО «Газметалл». В марте 2008 года перешел на аналогичную работу в компанию Coalco Group, а уже в ноябре возглавил «Телекоминвест».


На банкете

В 2012 году стала главой USM Advisors. На данный момент Стрешинский входит в совет директоров ряда крупных компаний: «МегаФон», «Металлоинвест», «СИТИ», Mail.ru Group, USM Holdings, UTH Russia, «Коммерсантъ», Garsdale Services Investment.

Молитвенные откровения

В записях врачей больницы есть моменты, указывающие на то, что психические отклонения у Корейши всё же были. Тем не менее, давая советы людям, он демонстрировал поразительную трезвость ума. Как же так? Скорее всего, дар предвидения у него был с самого начала. Сознательно или нет, но Корейша совершенствовал его в постах и молитвах. О том, что молитвы могут погрузить человека в состояние транса, говорят давно. Это состояние очень близко к тому, в которое погружаются северные шаманы во время своих ритуалов. Человек в трансе способен получить доступ к информационному полю, которое хранит сведения о прошлом, настоящем и будущем. Особо одарённые могут не просто увидеть ворох образов, но и вычленить что-то, относящееся к определённому человеку или месту. Посвящавший много времени молитвам, Корейша к этому полю доступ имел. Возможно также, что тяжёлые болезни, побои и последующее заключение в подвале серьёзно пошатнули его психическое здоровье. А это, в свою очередь, стало причиной того, что «подключение» больше не прерывалось. Что и сделало Ивана Яковлевича действительно похожим на сумасшедшего, юродивого. Однако нельзя не заметить, что он всегда знал, что и кому говорит. И его поведение для сумасшедшего было на редкость адекватным. Говорят, что у него была своя, особенная молитва, которая позволяла обратиться непосредственно к Высшим силам в расчёте на их содействие. И вроде бы некоторым людям эту молитву Корейша открыл. Однако вряд ли можно со всей ответственность утверждать, что опубликованный в книге Прыжова «Житиё Ивана Яковлевича» вариант на самом деле когда-то был продиктован пророком. Тем не менее, Корейша утверждал, что верная молитва действительно может помочь человеку получить желаемое. Главное, чтобы это желаемое не было во зло другому человеку.

Метки: биография, предсказание, Гороскопы и предсказания, пророчество, Корейша, юродивые

Вперед

Иван Корейша: Пророк от Бога

В отличие от многих других пророков, Иван Яковлевич видел очень чёткую картину и ответы на вопросы давал очень точные, буквальные. Правда, людям сложно было иногда представить ситуацию, о которой он говорил, поэтому предсказания выглядели абстрактными и казалось, что они требуют расшифровки, как катрены Нострадамуса. Но это было не так. Плюс ко всему пророчества эти неизменно сбывались. Так что поток людей, обращавшихся к нему, не иссякал. Даже Николай бывал у Корейши. о чём конкретно говорил император с юродивым, осталось тайной. Единственное, что известно, — это то, что Корейша рассказал императору о судьбе, которая ждёт Николая II. В некоторый момент Иван Яковлевич начал приходящих к нему женщин просить, чтобы они учились делать перевязки и начинали резать бинты. Вскоре началась Русско-турецкая война.

Известные предсказания

Считается, что Корейша предвидел дату своей смерти. Ещё в молодости он сказал, что умрёт через 53 года. И действительно, юродивый умер спустя ровно 53 года после предсказания. Точность пророчества была поразительна, поэтому можно ли считать его простым совпадением?

Каждый день больницу, где жил провидец, посещало не меньше 60 человек. Иногда их количество переваливало за сотню. Среди посетителей была княгиня Голицына. Ей хотелось проверить способности юродивого, и она спросила, где сейчас находится её муж. Корейша назвал точное место и дом. Княгиня отправилась по указанному адресу и встретила там своего супруга.

О далёком будущем Корейша не пророчествовал. Но однажды в больнице предсказателя посетил Николай I. Подробности разговора неизвестны, однако вышедший из палаты император был очень взволнован и хмур. Присутствующим он сказал лишь одно: «Как хорошо, что я Николай I». А ведь это значит, что юродивый открыл императору будущее царской семьи, рассказал, какая судьба ожидает Николая II! Как далеко мог заглядывать таинственный прорицатель?

Несчастья, поджидающие страну, Корейша предвидел не раз. Он предсказал, что в Смоленск войдёт армия Наполеона. А за год до начала Крымской войны предсказатель говорил всем приходящим к нему женщинам, что нужно учиться накладывать бинты и обрабатывать раны.

Приписывали Корейше и дар целителя. Он точно определял болезни и мог вылечить разные недуги. Однажды юродивый исцелил посетительницу, которой врачи собирались ампутировать руку!

Дар Корейши будоражил умы многих писателей и мыслителей. Но скептики высмеивали людей, спешащих на поклон к юродивому. Говорили, что условия, в которых живёт провидец, отвратительны. Комната его была грязной, сам он не мылся, всегда спал на полу… А сторонники юродивого ломали голову: почему Корейша отказывается от благ даже тогда, когда руководство больницы было готово пойти на уступки?

Корейша не смог стать в один ряд с Нострадамусом, Блаватской и Вангой. Но если он предвидел революцию, которая случится через много лет после его смерти, знал ли юродивый что-то ещё, о чём молчал? Какие видения о будущем России его посещали? Многие предсказания Корейши забыты, к другим же современники могли относиться как высказываниям умалишённого. Возможно, самые ценные пророчества ясновидящего мы уже никогда не узнаем…

Смерть юродивого целителя и пророка

В воспоминаниях об этом юродивом больше самых обычных бытовых сцен. Например, он прекрасно видел любого человека насквозь, поэтому если к нему приходили богатые лоботрясы, чтобы посмеяться над старцем, он легко уличал их в этом и пристыжал, о чем прекрасно рассказал в «Бесах» Федор Достоевский. Иван Яковлевич не только изгонял любую болезнь из тела, но и предупреждал посетителя, чего он должен остерегаться в жизни. Например, излечив мещанина Кореева от пьянства, юродивый предрек ему кончину от огня. С тех пор тот стал остерегаться пожаров и даже спал по этой причине неспокойно, однако сгорел от огня внутреннего: съел или выпил чего-то непоребное, после чего умер в муках и с криками, что у него внутри все горит.

Скончался Иван Яковлевич Корейша в 1861 году, ровно 6 сентября, как и предсказал сам себе. В этот день он лег ногами к образам, да и представился. Похороны его были настолько торжественными, что с ними не сравнить было даже довольно громкие проводы того времени Николая Гоголя или Алексея Ермолова. Достаточно сказать, что к гробу юродивого пять дней шли люди, по нему отслужили почти две с половиной сотни панихид, а когда гроб понесли к церковному кладбищу храма Илии Пророка в селе Черкизово, народу собралось несколько сот тысяч. Люди падали перед гробом ниц, старались прикоснуться в нему (даже отгрызали щепки от гроба, цветы же расхватали в миг), а могилу пророка и целителя забросали деньгами… И это не смотря на то, что в этот день шел проливной дождь. К тому же и на удивление, что при таком многолюдии никто не пострадал.

Поразительно и то, что в безбожные времена советской власти не пострадала в Черкизово ни сама церковь Илии Пророка, ни старинное кладбище возле нее, которое сегодня называют мини-музеем малых архитектурных форм – уникальным собранием старинных надгробий, среди которых особо выделяется крест на могиле Ивана Яковлевича Корейши. Люди до сих пор приезжают сюда со своими, бедами, болями и хворями. Говорят, что юродивый и после стольких многих лет после своей кончины продолжает помогать людям…

ХИТРЫЙ ЮРОДИВЫЙ

Иван Яковлевич родился на Смоленщине, в семье священника. Отучился в духовной семинарии, но сан священника не пожелал принять, пошел преподавать в духовное училище. В 1813 году молодой человек чем-то провинился, ему грозили неприятности. Испугавшись, он подался в леса. Может быть, через это и умом повредился.

Спустя четыре года крестьяне нашли в лесу юродивого, отвели в старую баньку на окраине Смоленска, где он стал жить. Тут и пошли слухи о его провидении, и вскоре сила его стала известна во всей округе. А он, желая отгородиться от людей, притворялся и вовсе помешанным.

На двери баньки повесил объявление: дескать, принимает только тех, кто вползет к нему на коленях. Иных желающих это охладило: кому хочется одежду рвать и пачкать.

Как-то через Смоленск проезжал знатный вельможа. Ему приглянулась здешняя красавица — дочь купчихи. Девица ни в какую не соглашалась стать содержанкой, и тогда вельможа повел речь о браке. Вдове, конечно, льстило его предложение, однако и страх брал: а ну как обманет?

Надумали с дочерью ехать к Ивану Яковлевичу за советом. Тот и показал, что жених давно в браке, троих детей имеет, что потом и подтвердилось. Девушка вельможе отказала, постриглась в монахини и всю жизнь, до самой кончины блаженного, переписывалась с ним.

Незадачливый же кавалер, узнав причину отказа, поколотил предсказателя, да еще и жалобу губернатору подал: Корейша якобы расстраивает семейства и вообще, лишившись разума, народ портит…

Жалобу приняли: чин «жениха» был высок. Решено было отвезти Ивана Яковлевича в Москву, в безумный дом. Сдали как буйного характером. Несчастного тут же кинули в сырой подвал, приковали к стене. Вместо постели клок сена бросили. Держали на хлебе и воде — такой приказ был.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

Египет и Франция

Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.

Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.

О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.

В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.

Святой или шарлатан?

Алексей Ильин в монографии «Новое истолкование юродства» справедливо подмечает, что на Руси всегда существовал особый культ почитания юродивых. Но одни, например Василий Блаженный, причислены к лику святых, а другие (инокиня Досифея, блаженные Петр и Филиппушка, юродивый Иван Коробочкин) остались божьими людьми в народной памяти. Ко второй категории и относится Иван Корейша. Многие десятилетия простые люди вслед за теологами и биологами спорят, кто же был такой Иван Яковлевич: истинный юродивый; обычный аферист, притворявшийся умалишенным из своих соображений и для собственной выгоды, или действительно сумасшедший, который обрел славу пророка и святого благодаря «сарафанному радио»?

Кто-то считал его проходимцем и шарлатаном, в лучшем случае – умалишенным самодуром. А кто-то твердо верил в его духовную просветленность, дар пророчества и трудный подвиг юродства. И невозможно понять, кем же реально был Иван Корейша. Ведь на одной чаще весов лежат многочисленные архивные свидетельства его праведной и страдальческой жизни, пророческие предсказания и чудесные исцеления. На другой – неадекватное и эпатажное поведение, крепкая брань, которой Корейша осыпал приходящих, нарушение православных канонов и нечленораздельные пророчества, которые можно трактовать как угодно – была бы фантазия.

Так, ярый противник Корейши этнограф Прыжков, сделавший имя в середине XIX века на публикациях, обличающих «лжеюродивого», обвинял Ивана Яковлевича в нарушении православных правил во время Великого поста. Якобы Корейша смешивал постную и скоромную пищу, а затем ел ее сам и угощал других. Но с точки зрения православной традиции подобные «выходки» юродивого – не что иное, как попытка безнаказанно обличить лицемерие. Почему одни должны поститься и молиться, а другие – веселиться на балах и ужинать фаршированными поросятами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector