Снетогорский монастырь
Содержание:
Даруя любовь
С фотографии последних месяцев на нас смотрит строгий схимник. Но строгим он был, прежде всего, к себе. Священник Снетогорского монастыря о. Александр Савельев в своём прощальном слове на отпевании батюшки сказал: «Никто не знает, сколько и когда отец Ермоген спал. Как ни подойдёшь к его келье – молится или беседует с людьми».
В последние годы батюшка служил редко. Зато часто исповедывал в храме, принимая богомольцев со всей России, не жалея своих сил, которые таяли с каждым месяцем. После Божественной литургии все уходили на трапезу, а батюшка ещё долго оставался в храме. Час, два и более, пока не придёт за ним келейница.
Приехав как-то к батюшке и ожидая его после вечерней службы в храме (батюшка задерживался обыкновенно в алтаре), вижу, как он выходит на солею и идёт к аналою исповедать и благословить в дорогу свою духовное чадо, одну знакомую мне онкологическую больную. Почти мигом выстроилась длинная очередь к батюшке. Был одиннадцатый час ночи. Я взорвалась: «Люди Божии, пожалейте батюшку, он еле на ногах держится». Подействовало, отошли. Но так было постоянно, рассказывали снетогорские насельницы.
В последние годы батюшка служил редко. Зато часто исповедывал в храме, принимая богомольцев со всей России
Так было и есть у всех старцев, полагавших, как бескровную жертву, свою жизнь за других. Их жертвенная любовь, по сути, безмерна. Но безмерными бывают и наш эгоизм, наше желание получить от старца, ничего не отдав взамен. А точнее, понимания, сочувствия, любви Христовой, а главное – покаяния, к которому призывал всех отец Ермоген.
На похоронах батюшки мы молились и плакали. Чин отпевания в Снетогорском женском монастыре Рождества Богородицы совершил митрополит Тихон (Шевкунов) с четырьмя архиереями и сонмом духовенства. Похороны неожиданно, по благодати Божией, стали торжеством православия. Во время отпевания был дождь, словно плакали Небеса. Когда запели «Со святыми упокой», выглянуло солнце. Видимо, батюшку уже встречали небожители из Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря, где он упокоился рядом со старцем Адрианом (Кирсановым).
Все, кто пришёл проводить батюшку в последний путь, старались выразить к нему свою любовь, которой, наверное, не хватало ему от нас при жизни. Но это лишь капелька от той безмерной любви, которой одаривал всех нас дорогой батюшка.
Вспоминаются мудрые слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр. 13, 7).
← Предыдущая публикация Следующая публикация →Оглавление выпуска
Фото и описание
Церковь Николая Чудотворца – памятник архитектуры 16 века. Храм расположен на территории Снетогорского монастыря, на его верхней террасе, на крутом обрыве реки Великой. Известно, что Снятная гора, на которой построен Снетогорский монастырь, возвышается на 14 метров от воды. Название «Снятная гора» происходит от названия «снеток», это мелкая промысловая рыба, которую ловили в заливе возле высокой известняковой горы, которую и назвали Снятной. Храм построен из камня в 1519 году, о чем свидетельствуют Псковские летописи.
После пожара в 1493 году весь Снетогорский монастырь сгорел. После долгого восстановления монастыря на его территории построили также и новый храм – Николая Чудотворца.
Архитектурный образ храма имел вид одноглавого одноапсидного четверика, вначале с восьмискатной крышей, а позднее – четырехскатной. К нему пристроена трапезная с высокой двухскатной крышей. Внизу храма — подклет. Площадь четверика равна около 60 м², трапезной – около 175 м². Глава храма имеет луковичную форму. В верхней части фасадов можно заметить следы от ниш. Эти ниши были плоскими с закругленными вверху углами. Над крышей виднеется каменный барабан. Его основание сохранилось со времен постройки храма. Там было четыре оконных проема. Высота четверика – 15 метров, трапезной – 9,7 метров. Из четверика в трапезную можно попасть через дверь. В трапезной на потолках и стенах – штукатурка. Из трапезной можно было подняться на второй этаж архиерейского дома через широкую дверь.
В начале 19 века количество братии в монастыре значительно уменьшилось. Об этом можно судить из описи монастыря 1802-1804 гг. : «…трапеза по малому числу братства находится без употребления». Видимо, поэтому в 1805 году монастырь упразднили. В здании расположилась загородная архиерейская резиденция. В результате таких изменений здание было решено реконструировать. Теперь в здании трапезной располагались архиерейские покои, храм преобразовали в алтарь домовой церкви. Храм переосвятили во имя Рождества Христова. В трапезной разобрали столб и своды. Перекрытия стали плоскими. Каменные полы заменили деревянными. Кровля была сделана из теса, а двери – двустворчатыми с филенками. Окна заметно увеличили. В трапезной выложили заново голландские печи с изразцами. Заменили иконостас.
В 1812 году храм Рождества Христова временно передали Артиллерийскому ведомству. В 1814 году были произведены ремонтные работы, и церковь вновь была открыта для богослужений. В 1817 году заменили стропильную систему, полы и печи, крышу покрыли железом, обновили штукатурку фасадов. В 1845 году поставили новый иконостас. В 1862-1863 годах вновь прошли ремонтные работы в храме. Было обновлено покрытие стен и побелка потолков, покрыли краской киот на горнем месте, иконостас, рамы, подоконники.
Немного истории
За века своего существования обитель привлекала внимание как паломников, так и разрушителей или захватчиков — этому способствовало не только удобное расположение монастыря на высоком берегу р. Великой, но и пограничное положение самого Пскова.. Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари
К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.
Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари. К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.
История
Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.
SovEst-Ksju
В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.
Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.
Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.
Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах
Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.
В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.
Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.
Руины башни-колокольни на территории монастыря, Ксения Митрофанова
После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.
Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.
Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.
Вид на монастырь с реки Великой, travelbeard
Фото и описание
Снетогорский монастырь является действующим женским монастырем во Пскове. Он располагается примерно в 4 километрах от центра города, на высоком берегу реки Великая. Место, на котором стоит монастырь, называется Снятной горой. Название горы происходит от слова «снеть», то есть «снеток» – маленькая рыбка, которой славится Псков.
Ансамбль Снетогорского монастыря состоит из собора Рождества Пресвятой Богородицы, трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца, Архиерейского дома, руин колокольни с храмом Вознесения Господня, Святых ворот и ограды монастыря (ее периметр составляет 420 метров).Когда точно возник Снетогорский монастырь, неизвестно. Легенда гласит, что его могли основать монахи, которые прибыли со Святой горы Афон. По другому преданию, считающемуся в настоящее время основным, создателем является игумен Иоасаф. Впервые упоминание об обители встречается в псковской летописи конца XIII столетия, по данным которой 4 марта 1299 года уже существовавший к тому времени монастырь был сожжён при нападении на город Псков ливонских рыцарей. Тогда погибли 17 монахов и настоятель монастыря – преподобный мученик Иоасаф.
Снетогорский монастырь пережил немало бед: вражеские нападения и разорения от польской армии в 1581 и 1612 годах, от шведских войск Густава Адольфа в 1615 году, страшные пожары 1493 и 1824 годов. В 1804 году монастырь упразднили, и он стал местом духовной деятельности Евгения Болховитинова, архиепископа Псковского, создателя трудов по российской истории. В 1825 году Снетогорский монастырь посещал Александр Сергеевич Пушкин.
В советские годы монастырь был домом отдыха. В то время был уничтожен Снетогорский столп (возведен в XVIII веке), высота которого составляла 63 метра. В 1993 году монастырь стал принадлежать Псковской епархии. В настоящее время в монастыре проживает более 60 сестер, а с церковным клиром и трудниками – около 100 человек. Руководством монастыря занимается игуменья Людмила.
Главный строительный этап в истории Снетогорского монастыря – возведение каменных церквей и гражданских зданий в I четверти XVI века. Недалеко от древнейшей и главной святыни обители – собора Рождества Богородицы, построенного в 1311 году, была возведена в 1519 году Никольская церковь, которая сохранилась до настоящего времени. Около 1526 года был построен Вознесенский храм, реконструированный и надстроенный высоким шатром в XVII веке. К сожалению, до наших дней церковь не сохранилась.
Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по архитектурной модели Преображенского храма Мирожского монастыря. Как говорилось выше, его возвели в 1311 и расписали в 1313 году. Рождественский собор известен своими фресками. При их создании местные мастера использовали практически все тона здешних минеральных красок с доминированием знаменитой «псковской черлени», которая придает росписям особый, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись представляет собой начальный период расцвета псковской фрески. Роспись псковских мастеров характеризуется яркой, живописной манерой исполнения и свободным интерпретированием религиозных сюжетов. Построение фресок – необычайно живо. На северной стене находится фреска «Успение», над дверным проемом в жертвенник – сцена «Введение во храм». Яркое впечатление производит фреска «Страшный суд», изображающая не только грешников и мифических героев, но и фантастических животных. Мастера выработали свой смелый стиль росписи – белильные блики («пробелы»), оживлявшие фигуры и придававшие им динамичность.
Примечания
- ↑
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 7-13.
- РГИА. Ф.796. Оп.92. Д.331.
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 15-21.
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 3-6, 9-11, 13-16, 18-21.
- Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — С. 24—25.
- Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. — М., 2001. — Вып. 5. — С. 29-39.
- Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 11—12. Илл. 9.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2012.
- . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 8 июля 2019.
Храмы, архитектура, роспись
Богородице-Рождественский собор
Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик ограниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всероссийского значения.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря |
Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, роспись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную стену занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвенник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.
Никольский храм
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.
Вознесенский храм — «Снетогорский столп»
Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Снетогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Великой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.
Подворья
- Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
- Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. |
Расписание богослужений
Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.
Расписание богослужений на сайте монастыря
Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.
Церковь Святого Николая, A.Savin
Как добраться
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь расположен недалеко от современного центра Пскова. Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — Снятная гора. Здесь курсируют автобусы маршрутов № 1 и № 16, отправляющиеся с железнодорожного вокзала Пскова. Так как автовокзал Пскова расположен в непосредственной близости к ж/д вокзалу, то эти маршруты подойдут и тем, кто прибывает в город на автобусе.
Расписание автобусов на официальном сайте «Псковпассажиравтотранс»
Доехать до монастыря можно и на такси. В городе работают службы Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi, Uber.
Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии
Приехать в монастырь можно только при наличии действующей справки об отсутствии короновирусной инфекции. И необходимо благословение архимандрита Нифонта. |
Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.
С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.
Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.
Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.
14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.
Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.
Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.
Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.
Что посмотреть
Снетогорский монастырь действующий, поэтому около трети его земли занимают хозяйственные постройки, а также огороды и сады, бережно оберегаемые послушницами. Из-за этого гулять можно не везде и не всегда — монахини вполне могут не пустить слишком любопытного туриста. Зато если удастся попасть в собор (иногда он закрыт по техническим причинам), то для поклонников старины и православной культуры все равно найдется немало интересного.
На территории обители царит строгая атмосфера — никаких угощений для уставших туристов здесь не продают, а послушницы с посетителями не разговаривают. Обязательна строгая одежда у мужчин и покрытая голова у женщин.
Настенная роспись внутри отличается нестандартным стилем — явно видны традиции псковской фрески, однако трактовка религиозных символов отличается некоторой вольностью. Привычные образы творцы изобразили куда человечнее, без устоявшегося символизма. К сожалению, большинство оригинальных фресок либо утрачены, либо не сохранились в изначальном виде — в 19 веке стены забелили, и работы по восстановлению росписи продолжаются уже около 100 лет.
Помимо основного храма, осмотреть можно миниатюрную церковь Св. Николая, которая выступает трапезной, или руины церкви Вознесения. Последняя возвышалась более чем на 70 м, но ее разрушили вначале советские солдаты на нужды армии, а затем немецкие войска — взорвав при отступлении.
Снетогорский монастырь: что рядом?
Снетогорский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Снетогорский монастырь ~ 0,0 км. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря ~ 0,1 км
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря ~ 0,1 км
Церковь Николая Чудотворца Снетогорского монастыря ~ 0,1 км
Монумент «Ледовое побоище» ~ 1,4 км
Церковь Петра и Павла на Брезе ~ 1,9 км
Церковь Жен-Мироносиц ~ 3,3 км
Церковь Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва ~ 3,4 км
Памятники княгине Ольге ~ 3,4 км