«смотри, куда ножки христа идут»

Памяти архимандрита Адриана (Кирсанова)

28 апреля на 97-м году жизни отошел ко Господу старец-духовник Псково-Печерского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов). Я встречался со старцем в далеком 1998 году. Двадцать лет минуло с той встречи, но помню ее как сейчас. Поделюсь своими воспоминаниями.

…Вхожу в келью старца. Отец Адриан встречает меня очень приветливо, благословляет. Батюшка небольшого роста, весь седой, очень располагающий. Тогда ему было 76 лет. Более шестидесяти лет отец Адриан подвизался в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и все остальные годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Келья старца, как мне показалось, состояла из двух частей – «притвора», где стоял небольшой диванчик, на который о.Адриан меня и усадил и его «покоев». Дух батюшки как-то особенно чувствовался в его жилище. Он присел со мной рядом и начал беседовать. Я приехал в монастырь, так сказать, за послушание. Батюшка сам меня пригласил. У него оказалась моя книжечка о душевных недугах, и отец Адриан захотел встретиться со мной. По неопытности, вопросов к старцу у меня не было. А вот у отца Адриана были ко мне и вопросы, и советы. Дело в том, что долгие годы он имел дело с психически больными людьми и с одержимыми. Пытался им помогать, молился за них, отчитывал. И прекрасно знал, сколь внимательно и благочестиво нужно жить тому человеку, который дерзает заниматься их душепопечением. Будь то врач или священник. Отец Адриан спрашивал о том, как я живу, регулярно ли исповедуюсь и причащаюсь, есть ли у меня духовник, как мое здоровье. Свои вопросы он дополнял разными комментариями, случаями из богатой пастырской практики. Много говорил о терпении скорбей, болезней и христианском к ним отношении. Говорил он очень просто, как родной дедушка.

То ли от бессонной ночи в поезде, то ли от усталости, а может от того и другого, голова у меня сделалась «чугунной» и начала болеть. Я терпел, и батюшке, конечно, ничего не говорил. А старец как будто почувствовал это. Он медленно поднялся, удалился на минуту-другую в свои «покои» и вернулся со свертком, от которого струилось несказанное благоухание.

— Это чехол от чудотворной мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери. Икону эту хранил брат Иосиф Муньос, — тихо, но очень проникновенно сказал отец Адриан, — давай-ка я возложу тебе его на голову, чтобы она не болела.

Я опустился на колени и через мгновение оказался как бы под омофором Царицы Небесной. Ни до, ни после нигде я не ощущал столь сильного благоухания. А старец помолился надо мной и потом также аккуратно снял с моей головы эту чудесную ткань. Пришло время прощаться. Отец Адриан помазал мой лоб маслицем от лампадки, дал с собой просфор и отпустил с Богом. Так я встретился со старцем архимандритом Адрианом (Кирсановым) и навсегда запомнил этот день.

Думаю, что по Промыслу Божиему в тот 1998 год, я, специально не планируя, побывал в Святой Земле, на Кипре, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Серафимо-Дивеевском монастыре, в Свято-Успенском Печерском монастыре, в Рождества-Богородичном Санаксарском монастыре и некоторых других святых местах. Только теперь я осознаю, какая это была ко мне грешному милость Божия. Святыни и благословения старцев укрепили меня на избранном пути. А год тот стал для меня переломным. Я все-таки уволился из светской больницы и стал постоянно принимать в Душепопечительском центре, а позднее, с Божией помощью организовал Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям и стал развивать Православную психотерапию.

Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Адриана, и сотвори ему вечную память!

Дмитрий Авдеев

«Смотри, куда ножки Христа идут»

Однажды, после нескольких томительных дней ожидания, мы смогли попасть в келью старца Адриана под шёпот келейника: «Заболел батюшка. Мы из Пскова уже “скорую” вызвали, чтобы госпитализировать его. Не задерживайте батюшку, а?!» Но и без слов келейника видно: батюшке плохо, и благословляющая рука обжигает огнём. Все стараются говорить кратко, и лишь один инок разливается соловьём:

— Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

— Покороче можно? — шепчет келейник.

— Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник — дракон.

— Значит, хочешь уйти из монастыря? — спрашивает батюшка. — А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

— Мама болеет, — сникает инок, — и просит разрешения вернуться домой.

— Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги — до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

— Тяжело тебе, брат, понимаю, — утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. — Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй: не оставит Господь.

— Погибаю я, батюшка, — плачет инок. — Хочу спастись, а осуждаю всех.

— А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают — приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

— Прошу, ответь на это письмо.


Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

— Напиши ей, — диктует ответ батюшка, — что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает — и глядишь, на поправку пойдёт.

— Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, — недоумеваю я.

— Разве не прочёл? — удивляется старец и даёт последние наставления. — Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.

Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан — вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

— Да что вы ходите за мной толпами? — сокрушается батюшка. — Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

— Батюшка, да полно у нас дома фруктов, — отказываюсь я. — Лучше дайте напоследок духовный совет.

— Ты о чём?

— О том, как жить.

— Как жить? — задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном. — А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю — ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

 Нина Павлова

Памяти архимандрита Досифея (Сороченкова)

Сегодня в Псково-Печерской обители вспоминают архимандрита Досифея (Сороченкова): батюшка отошел ко Господу 5 августа 1998 года.

Отец Досифей совсем был не похож на «настоящего» монаха, такого тихого и прозрачного, каким обычно представляют себе ушедшего в монастырь. Роста он был выше среднего, достаточно крупный, и голос имел «трубный», яркий.

Часто его ставили совершать ежедневные водосвятные молебны с акафистами, и он выполнял это послушание смиренно, с полной отдачей. Обычно братия не очень радовалась, если кому-то приходилось быть седмичным на молебнах: в списке заказов было около 100 различных акафистов, и такая служба затягивалась на несколько часов. А отец Досифей с радостью нес послушание, хотя потом возвращался с молебна, еле-еле переставляя больные ноги.

Много лет подряд он начинал праздничное богослужение в день Успения чтением акафиста на Успенской площади. И в памяти многих паломников, приехавших поклониться чудотворной иконе, именно с его ликующего «Радуйся!» начиналось трехдневное торжество в честь Богоматери.

    

Батюшка очень любил Матерь Божию, и то, что почил он в день празднования Почаевского образа Богородицы, лишь подтверждает это.

А родился он накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 26 сентября 1928 года – в селе Большие Лучинцы Владимирской области, в семье Сергея Григорьевича и Анны Яковлевны Сороченковых, и наречен был именем Константин. Позже семья перебралась в город Кольчугино, где Константин отучился в начальной школе и в 1943 году пошел работать учеником электрика.

Об этом периоде своей жизни отец Досифей ничего не рассказывал. Известно только, что от решения уйти в монастырь 28-летнего Константина все отговаривали. И вот здесь он проявил твердость: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!»

Эту твердость отец Досифей сохранил на всю жизнь; твердость его в вопросах веры была непоколебима. Встречая всех приходящих к нему с доброй улыбкой, на исповеди он был собран и строг.

4 марта 1958 года Константин Сороченков принял в Псково-Печерском монастыре монашеский постриг с именем Досифей (в честь преподобного Досифея, память которого 19 февраля / 4 марта). На следующий день его рукоположили в иеродиакона. Несколько лет батюшка был седмичным иеродиаконом, пел в братском хоре.

В 1966 году он направляется на Святую гору Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где прослужит 16 лет. Перед отъездом в Грецию в Троице-Сергиевой Лавре иеродиакон Досифей был рукоположен в сан иеромонаха.

Пасха. 1997 г     

Батюшка очень любил рассказывать о своей жизни на Афоне. По-детски радовался, разглядывая фотографии монастыря и отыскивая во множестве окон и террас свои. Много лет он прослужил на Святой Горе в одном из храмов, который хотели закрыть из-за нехватки священников. Батюшка же попросился служить в нем один: и за священника, и за диакона, и за уставщика, и за клирос.

Отец Досифей прекрасно знал богослужебный устав, помнил, в какой день память того или иного святого. Как-то выходя из Успенского храма и благословляя на ходу народ, он вдруг остановился и отметил, что чтец (а клирос в храме далеко, и было почти не разобрать слов) неправильно прочел слово канона.

В келье отца Досифея все было устроено для молитвы. Там, где у других была прихожая без окна, у батюшки стояли кровать и шкаф. Основное же помещение было для молитвы: аналой посередине, на стенах – иконы, небольшой столик для книг. Его богослужебные книги от постоянного использования быстро ветшали.

Очень многих молитвенно помнил батюшка Досифей, помнил не только имена тех, кто просил его молитв, но и имена тех, за кого просили. Спустя какое-то время он обязательно спрашивал об этих людях.

Пасха. 1997 г.     

И братия, и сотрудники монастыря очень любили отца Досифея: буквально на ходу он умел сказать нужные слова, часто за шутливостью скрывая свою прозорливость.

До последнего дня батюшка Досифей, превозмогая сильную боль в ногах, выходил за несколько часов на службу в Михайловский храм, являя всем пример невероятной любви к молитве и богослужению.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Досифея и его молитвами помилуй нас, грешных!

5 августа 2019 г.

Отошёл ко Господу старец Адриан (Кирсанов)

В 2021 году мы еще жили в Доминикане, и мой супруг поехал в Россию — сначала в Оптину пустынь. Первым, с кем он там познакомился, был один послушник. Послушник сказал ему: «Это кто у вас в записке болящий — матушка? Вот поедете от нас в Псково-Печерский — возьмите масла, которое освящает старец Адриан, для вашей больной жены!»

Всё бы ничего, только мой муж-то никому не говорил, что после Оптиной собирается в Псково-Печерский. Да и к старцу Адриану не собирался…

Старец Адриан принял его и щедро налил масла. Освящал он это масло крестом, который подарила ему Сама Всепречистая. Он смиренно просил Её: «Матерь Божия! пошли мне что-то от Себя, ну хоть бы гнилушку какую! » Проснулся наутро, а на подушке — Крест… С тех пор он им освящал масло, и многие исцелялись.

Многое говорил он прикровенно, не всё до сих пор «открылось» — но то, что открылось, поразило.

То, что сказано было лично, рассказывать сейчас не следует, но вот такое маленькое чудо вспомнить могу: старец сбивчиво говорил ему про какое-то освящение воды на Крещение, как провалился под лед — и это была «милость Божия»… Непонятно, но он запомнил. Приехал после своего паломничества к друзьям, взял книгу почитать. «А может, лучше эту?» — почему-то сказала хозяйка и подала книгу, где на обложке была фотография о.Серафима (Тяпочкина). Супруг взял ее, открыл где-то посередине — но тут словно кто не давал перелистнуть, нужно было листать дальше.

Надо сказать, что мой супруг «не мистик» и такое было с ним, похоже, вообще впервые в жизни. Он «подчинился» и открыл на следующей странице. Со страницы на него смотрело лицо старца Адриана! И там же описывался эпизод из его жизни, как он, действительно, провалился под лед на Крещение. У нас где-то была фотография этой страницы книги, надо поискать. Словно бы поддержал, «передал привет»: верь!

Муж вернулся, когда я, по обыкновению последних лет, болела. Не хотела бы перечислять диагнозы, но без этого не будет понятно, что именно произошло. Итак, в наличии был запущенный двусторонний паротит с камнем в протоке (я морально готовилась к операции), три камня в почках и воспалены колени, со скопившейся жидкостью, – последнее было осложнением от перенесенной чукунгуньи («комариной» лихорадки). Боль это воспаление давало очень сильную, держалось к тому времени уже три недели, и именно в этот день, когда я готовилась встречать мужа из поездки, боль стала особенно острой. Я просто лежала и честно пыталась не кричать, обезболить не удавалось, ходить — тем более.

Приехав, мой муж вошел в дом и достал из чемодана святое масло, чтобы меня помазать. Сразу же после помазания боль исчезла. Просто отключилась. Воспаление было «на месте», обследование еще покажет не самую легкую форму болезни, но боль пропала и больше не возвращалось.

Обследование я прошла полностью на следующий день по направлению хирурга: нужно было разобраться, что с коленями, назначить день операции по поводу паротита и расписать лечение почек. Но ни камня в протоке, ни камней в почках больше не было. Паротит вылечился в ближайшие дни, последствия лихорадки не давали рецидивов буквально до этого года.

Немного масла у меня хранится до сих пор. Такую вот милость послал нам Господь — молитвами Всепречистой Своей Матери и своего верного служителя — старца Адриана. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Адриана — и даруй нам его святыми молитвами укрепление в вере и всё, потребное для спасения.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

В 1953 Алексея Кирсанова неохотно приняли послушником в монастырь, но он проявил твёрдость и в 1961 стал иеродиаконом

В 1953 году Алексей Кирсанов решился посвятить жизнь служению Богу. Он избрал для этих целей Троице-Сергиеву лавру, куда уже ездил несколько раз.

Но там нового послушника не ждали с распростёртыми объятиями. Архимандрит Иоанн не сразу позволил себя уговорить, но, в конце концов, дал Алексею Андреевичу шанс и взял послушником. Отныне ему полагалось мыть монастырскую посуду.

Архимандрит Иоанн (Разумов), наместник Троице-Сергиевой лавры 1946-1954 гг

Алексей Кирсанов проявил завидную стойкость в своём стремлении оставаться среди монахов. Так, когда мать, уже больная и старая, передала сыну, что сгорел их дом, и попросила вернуться, он не согласился.

Хотя родительница нуждалась в поддержке сына и просила того заработать деньги на новое жильё, он предпочёл искать помощи в молитве Николаю Чудотворцу.

Дальше произошло невероятное — послушнику передали сумку с деньгами. Записка без подписи просила передать всю сумму матери.
Следующие послушания Алексея Кирсанова:

  • роль трапезника (тот, кто организует монастырские трапезы);
  • руководство производством свечей.

1957
в этом году Алексея Кирсанова постригают в монахи, дав имя Адриан

Наконец, в 1957 году твёрдость в послушании принесла плоды — Алексей Кирсанов пострижен в монахи. Его нареченное имя — Адриан. В 1961 году монаха рукополагают в иеродиакона.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова


Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца


Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Новонайденное письмо архимандрита Софрония (Сахарова) архимандриту Адриану (Кирсанову) о церковном единстве

Представляем вниманию читателей письмо старца Софрония (Сахарова) – ученика и сотаинника преподобного Силуана Афонского и основателя Иоанно-Предтеченского монастыря (Милдон, графство Эссекс, Англия), – с ответами на вопросы старца Псково-Печерской обители Адриана (Кирсанова), прозорливца и молитвенника.

Написанное в 1991 году, письмо это звучит весьма актуально сегодня: в нем говорится о важности церковного единства. Это предостережение старца всем нам – и напоминание о самом главном

***

TOLLESHUNT KNIGHTS by Maldon, ESSEX CM98EZ

from Archmandrite Sophrony 27 Апреля 1991 г.

Христос Воскресе! Отче Святый, Игумене Адриане, драгоценнейший нам о Христе брат и сослужитель у Престола Великого Бога и Спасителя мира.

Наконец достигло до меня Ваше пасхальное поздравление (от 25-III). Тороплюсь немедленно ответить Вам на 3 (три) Ваших вопроса.

1) И самый важный пункт: Какому движению церковному следовать. Умоляю Вашу Святыню послушать мой голос, грешного человека: Держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до «исповедничества» (чтобы не сказать «мученичества» (т.е. даже до смерти). Спасение только в Ней. Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражия. Чрез них придет только раскол, ненависть, гибель общая.

Пишу Вам еще с великим сознанием моей ответственности пред Богом – и Церковью, искупленной драгоценной Кровью воплощенного Сына Божия.

Какими бы ни были неизбежные недостатки – Она, и только Она найдет Свой верный путь. Так говорил в свое время Иоанн Златоуст; так говорил пр. Серафим Саровский; так мыслят все, подлинно боящиеся погрешить подвижники всех родов.

2) Молиться за бесноватых – значит «кровь проливать».

Возможно, что Вы сейчас, после столь многих страданий, уже не имеете сил. Поэтому, если это возможно, отказывайтесь от этого подвига. Верю, что Господь не покинет Вас.

3) Поездка в Иерусалим (простите: я уже более чем на 1/2, уже 3/4 – слепой). Мне кажется, что если с Вами поедут люди, способные на каждый час помогать Вам, то подымите сей риск. Я знаю, что в Израиле сейчас очень тяжелая атмосфера. Но б.м. Русская миссия всё же сможет обеспечить Вас.

***

Я сам болею злокачественным раком. Просто не знаю, когда я умру. Сил у меня совсем мало. Дни и ночи проходят в борьбе с болями. Я почти всё время провожу в постели или в удобном кресле. Давно не служу Литургию. Не владею моими ногами. Не хожу один. Не могу поворачиваться у Престола и тому подобное, естественное моему возрасту (я родился в 1896 г.).

Мне всё стало через силу. Мне очень помогает иеромонах Серафим. Он француз, но вполне владеет русским языком. Он скоро, если даст Бог, поедет в Россию и б.м. посетит Вашу обитель. Ухаживать за мною будет иеродьякон Николай, которого Вы знаете. Его послал мне Господь на дни последней старости. Он внук моего любимого брата Николая. Он с любовью кланяется Вам до земли.

Простите за так плохо написанное письмо. Но умоляю Вас – ни за что не отрывайтесь от Патриаршей Церкви. И других детей Ваших духовных удерживайте только в ней (т.е. Патриаршей).

Преданный Вам с любовью ХристовойАрхимандрит Софроний (Сахаров)

19 июня 2017 г.

При публикации письма сохранены особенности орфографии и пунктуации подлинника.

 Старец Адриан долгие годы занимался отмаливанием и исцелением бесноватых.

ГОРОД МЕРТВЫХ

На подземном кладбище покоятся около четырнадцати тысяч человек. Дня не хватит, чтобы обойти все захоронения! Монахи, псковские священники, ратные люди — защитники монастыря, благотворители, дворяне, среди которых немало знаменитых, например из рода Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Ртищевых. При этом каждый гроб стоит там, где ему положено.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Начальников монастыря хоронят на отдельной улице. На пятой и шестой улицах находят последнее пристанище простые монахи, поэтому эту часть называют братским кладбищем. В других галереях хоронят паломников, прихожан, воинов.

В стенах пещер установлены керамиды — плиты с надписями, повествующими о том, кто, когда и где упокоился. Керамиды — настоящие произведения искусства, выполненные в разной технике: глазированный камень с позолотой, известковые, глиняные, керамические и т. д. В конце центральной улицы установлен канун — специальный подсвечник в виде небольшого стола, у которого совершаются панихиды. За кануном находится большой деревянный крест.

Издавна сложилась традиция заносить гробы в пещеры и оставлять в нишах. Со временем нижние истлевают, происходит усадка и сверху освобождается новое место для следующего гроба. При этом воздух в пещерах на удивление чистый и свежий. Дышится так легко, будто находишься в лесу или на берегу моря.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.


остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,


зелёные лужайки и домики

которая заросла травой

Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,


Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.


Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы увидели, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз, образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.


Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector