Спасо-елеазаровский монастырь

Русская Православная Церковь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

Спасо-Елизаровский монастырь: что рядом?

Спасо-Елизаровский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Николая Чудотворца на острове Залита ~ 8,1 км. Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь ~ 19,0 км

Церковь Апостола Матфея в поселке Писковичи ~ 21,1 км

Церковь Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва ~ 22,2 км

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Боровик ~ 22,7 км

Монумент «Ледовое побоище» ~ 22,9 км

Снетогорский монастырь ~ 24,2 км

История

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион. После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «».

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

С по 1859 годы настоятелем монастыря был Порфирий (Карабиневич).

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена. Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения КНЯЗЬ_ИГОРЬ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства — ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Возрождение обители

Памятная монета Банка России (2014)

В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

В 2006 году монастырю переданы два здания подворья во Пскове с храмом Преполовения Пятидесятницы на Детской (Спасской) улице.

События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера.

По смерти ( года) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх..

Описание архитектуры

После разрушений советской эпохи строения женской обители начали реставрировать уже в наши дни. Сейчас полностью окончены работы в храме Трех Святителей, построена новая башня колокольни, возводятся еще один храм, Воскресная школа и приют. Также восстановлен келейный корпус 1904 года.

Трехсвятительский собор стоит на высоком подклете и представляет собой трехапсидную церковь. В ней освящен придел великомученицы Елисаветы. Колокольня с семью колоколами расположена над лестницей. Скромный храм Архангела Гавриила открыт в белоснежном игуменском доме.


Часовня Спаса Нерукотворного Образа на территории монастыря

У дороги соорудили часовню Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, в композицию монастыря входят два сестринских корпуса, постройки хозяйственного назначения и здание паломнического центра, в котором имеется собственный домовой храм. Двор обители огражден забором. Территория очень ухожена, в теплое время здесь много цветов и зелени.

В монастыре находится чудотворная цареградская икона Божией Матери

В монастыре находится цареградская икона Божией Матери. Преподобной Евфросин вместе со своей братией для встречи Цареградской иконы Божией Матери шел от Пскова несколько верст к источнику. Там состоялся водосвятный молебен в честь ее явления и была заложена часовня.

Цареградская икона Божией Матери находится в храме Трех святителей. Фото: i4.stat01.com

Множество страждущих людей получали исцеление от душевных и телесных болей подле иконы. Однажды произошел такой случай — лютеранка Эмилия, которая страдала много лет от кровотечения, впала в такой сильное истощение, что уже не могла ходить.

При чтении акафиста  Цареградскому образу Божией Матери, она была помазана святым елеем от лампады, зажженной перед иконой.После этого она очистилась от кровотечения и исцелилась от своей болезни.

Есть еще история и об одном человеке, который был слеп, но он имел веру в Господа нашего. Он часто ходил в Елизаровскую пустынь и молился перед чудотворным образом о даровании ему зрения. Во время окропления святой водою, несколько капель попали ему на глаза и вернули человеку зрение.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион. После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

С 1855 по 1859 годы настоятелем монастыря был Порфирий (Карабиневич).

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена. Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

Деятельность прихода

Монастырь строго соблюдает принятый устав, но помимо этого, занимается и благотворительностью. Сестры обители оказывают помощь нуждающимся семьям как духовную, так и материальную. На реабилитацию принимались люди, зависимые от наркотических веществ. С ними проводилась духовно-нравственная работа.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

В Елеазаровском женском монастыре пребывает Феодоровская икона Божией Матери, перед которой, как гласит предание, молились царь Николай II с супругой и детьми. Она мироточит.

Также в его стенах хранится Цареградский образ Девы Марии и Спас Елеазаровский. Роща, где начиналась история создания обители, также почитается, как священная.

Престольные праздники

  • 5/18 июля — день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары;
  • 16/29 августа — перенесение Нерукотворного образа Спаса из Едессы в Константинополь;
  • 6/19 августа — Преображение Господне;
  • 15/28 мая — день памяти преподобного Ефросина;
  • 25 апреля/8 мая, 17/30 сентября — икона Богоматери «Цареградская».


Богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре

Расписание богослужений

Попасть в храмы обители можно каждый день с утра до вечера. В них проходят богослужения по такому распорядку:

  • в будние дни и субботу с 7:00 идет утренняя служба и Полунощница. С 8:00 начинается Божественная литургия;
  • по воскресеньям и праздничным дням утренние молитвы читаются с 8:00, Литургия — с 9:00;
  • вечерняя служба начинается с 17:00 ежедневно.

История основания обители

В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.


Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.

Монах Ефросиний

Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.

Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.

Строительство монастыря

Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.

И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.


Преподобный Евфросин Псковский, основатель монастыря

На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.

На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.

Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.

В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.

«Третий Рим»

Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.

Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.


Ручной листовой колокол на территории монастыря

Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.

Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.

Возвращение в лоно церкви

После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.

Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.

Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector