Хронология посланий апостола павла

Содержание:

Осуждение пороков, унаследованных от язычества

Речь в данном случае идёт о тех пороках, которые были широко распространены среди местных христиан, не успевших ещё побороть в себе пристрастия, унаследованные ими от их языческого прошлого. Среди многообразных проявлений греха, присущих новой и ещё не устоявшейся в моральных принципах общине, апостол с особой непримиримостью осуждает повсеместно практиковавшееся сожительство с мачехами, и проявления нетрадиционной сексуальной ориентации. Своей критике он подвергает обычай коринфян вести друг с другом нескончаемые судебные тяжбы, а также предаваться пьянству и распутству.

Кроме того, в этом послании апостол Павел призывает членов недавно созданной общины не скупясь выделять средства на содержание проповедников и по мере сил оказывать помощь нуждающимся иерусалимским христианам. Упоминает он и об отмене принятых у иудеев пищевых запретов, позволяя употреблять все продукты, кроме тех, что местные язычники приносят в жертву своим идолам.

Жизнь апостола и создание Посланий

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До 34 года: прежде обращения в христианство

Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).

Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).

32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности

Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).

45–49: первое миссионерское путешествие

Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).

Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме

Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).

50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром

Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:

Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).

Интересный фактОдним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.

52–58: третье миссионерское путешествие

Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).

58–63: кесарийские и первые римские узы

В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).

63–66: четвертое миссионерское путешествие

После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).

67: вторые римские узы и мученическая кончина

Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

12

Июль
67 года

Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.

Протоиерей Стефан Жила

Жила Стефан, протоиерей. Послания апостола Павла: пособие по изучению и толкованию / Сретенская духовная семинария. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 720 с. — ил.     

Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через святых апостолов, распространявших глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68) по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился святой апостол Павел (1 Кор. 15: 10), покоривший Кресту Христову многие народы языческого мира. За это он навечно вошел в историю христианства как «апостол народов», так же как святой Иоанн вошел с именем «апостол любви», а святой Петр — «апостол исповедания и камень веры».

Автор новой книги издательства Сретенского монастыря, пособия по изучению и толкованию «Посланий апостола Павла» — протоиерей Стефан Жила — преподавал послания апостола Павла и Апокалипсис на кафедре Нового Завета в Московской и Сретенской духовных семинариях. Настоящее издание является плодом его 15-летних исследований. В данном пособии излагается содержание посланий, краткие исагогические сведения о них, приводится доступное толкование, а также уясняются вероучительные истины, касающиеся догматического учения Церкви

Большое внимание уделено раскрытию апостолом Павлом нравоучительных истин, то есть приложению вероучения в христианской жизни

«Как восседает Христос на небесных силах, так восседал Он и на языке Павла. Подлинно достоин был принять Христа этот язык, вещавший только угодное Христу и, подобно серафимам, воспаривший на неизреченную высоту», — сказал об апостоле святитель Иоанн Златоуст, подчеркнув этим исключительную богоизбранность этой личности. Апостольские труды Павла были воистину «жертвой живой, святой, благоугодной Богу» (Рим. 12: 1), безраздельным служением Ему.

Четырнадцать посланий апостола Павла занимают в новозаветной письменности почетнейшее место, ибо в них во всей глубине изложены важнейшие истины христианства: об оправдании человека перед Богом, о Церкви, о личности Иисуса Христа и Его миссии, освещены тайны эсхатологии. Притом Апостол со всей ясностью подчеркивает, что его благовестие есть откровение именно Христово, а не его, Павлово (Гал. 1: 11–12); оно есть истинное слово Божие (1 Фес. 2: 13; см.: 4: 15), потому по праву его можно назвать «вторым Евангелием».

Благовестие апостола Павла не было ни систематическим богословием, ни хронологическим изложением христианских событий. В его благовестии нашло отражение только то, что необходимо было для конкретных нужд тогдашних христиан. Его послания адресованы к пастве, уже осведомленной об историческом бытии Христа, поэтому он больше касается вопросов практического усвоения христианства. Задачи универсальной проповеди христианства диктовали и круг затрагиваемых им вопросов, и форму их выражения.

Краткое оглавление

Введение

Раздел Ι. Апостол Павел и его послания

Раздел IΙ. Послания апостола Павла к церковным общинам

Глава 1. Послание к Римлянам

Глава 2. Первое послание к Коринфянам

Глава 3. Второе послание к Коринфянам

Глава 4. Послание к Галатам

Глава 5. Послание к Ефесянам

Глава 6. Послание к Филиппийцам

Глава 7. Послание к Колоссянам

Глава 8. Первое послание к Фессалоникийцам

Глава 9. Второе послание к Фессалоникийцам

Глава 10. Послание к Евреям

Раздел ΙII. Пастырские послания апостола Павла

Глава 1. Первое послание к Тимофею

Глава 2. Второе послание к Тимофею

Глава 3. Послание к Титу

Глава 4. Послание к Филимону

Библиография

Подробное оглавление

26 января 2019 г.

Гонение христиан

В те времена были распространены гонения на христиан со стороны фарисеев. Это объяснялось христианской общественной проповедью, несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, крестная смерть считалась самой позорной для евреев. Таким образом расправлялись с особо опасными преступниками. А иудеи ждали Мессию, как царя израильского, который должен был прийти во всей помпезности и величии.

Во-вторых, многие христианские проповеди обличали культ Израильского храма. Это не устраивало фарисеев, даже оскорбляло их религиозные чувства.

Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения, был участником гонения на христиан и даже принимал участие в некоторых расправах над ними. В частности, книга Деяний апостолов подробно описала, как во время казни святого первомученика Стефана, Савл стерег верхние одежды своих собратьев, забивающих камнями мученика.

Другими наказаниями христиан были: бичевания (сорок ударов в пять подходов) и заключение в темницы. Но избиение камнями было самой жестокой казнью. Даже наблюдать за такой процедурой было очень тяжело, зрелище не для слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, охраняя одежды палачей-фарисеев. Скорее всего, сердце его тогда было весьма ожесточенно.

Цель написания

Некоторые думают, что это послание было написано в ответ на крайности в интерпретациях учения Павла о вере. Эта позиция, называемая антиномизм, гласила, что через веру во Христа человек полностью освобождается от ветхозаветного закона, законничества, светских законов и любых нравственных порядков общества. Послание Иакова направлено на евреев-христиан, рассеявшихся среди всех народов.

Мартин Лютер, ненавидевший это послание и называвший его «соломенным посланием», не смог понять, что учение Иакова о делах дополняло, но не противоречило учению Павла о вере. В то время как учения Павла сосредотачивались на нашем оправдании Богом, учение Иакова делало ударение на делах, иллюстрировавших это оправдание. Иаков писал для евреев, чтобы побудить их продолжать расти в этой новой христианской вере. Он подчеркивает, что хорошие поступки свойственны тем, кто наполнен Духом, и выразил сомнение в том, может ли кто-то иметь спасительную веру, если плодов Духа, описанных Павлом в Послании Галатам 5:22–23, не заметно.

Значение Послания святого апостола Иакова

Основная мысль послания Иакова в том, что «вера без дел мертва». Апостол Иаков утверждает, что истинная вера должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Апостол Иаков адресует послание «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», следовательно, Иаков адресует послание евреям-христианам, живущем на Востоке, в Вавилоне и Месопотамии. Видимо, именно поэтому Послание Иакова изначально входило в список канонических книг в малой Азии, но было включено в Святой канон в Риме только в конце 4-го века. Церкви Рима и Карфагена сомневались, можно ли считать это Послание Иакова каноническим — христиане на Западе не могли легко и быстро признать послание, написанное в Иерусалиме и адресованное евреям, жившим в странах восточного рассеяния.

Послание Иакова имеет характер публичной проповеди. Оно выдержано в авторитетном тоне – в тексте аж 54 повелительных предложения, что еще раз свидетельствует о том, что автор занимал высокое положение в христианском мире Иерусалима.

Стиль речи послания Иакова живой и понятный – даже сложные вещи подаются доступно. Короткие предложения, ясные метафоры и простые сравнения – вот стилистика послания. Здесь также много риторических вопросов. В тесте много ссылок на тексты Ветхого Завета.

Послание апостола Иакова, по всей видимости, написано под прямым влиянием от речей Иоанна Крестителя. Вполне вероятно, что апостол Иаков лично присутствовал на проповедях Иоанна. Текст послания также созвучен Нагорной проповеди Христа. Соборное послание Иакова написано на древнегреческом языке. Оно прекрасно по форме и наполнено глубочайшим содержанием.

Цель послания — призвать верующих к истинному духовному росту

 Послание заостряет внимание на практической стороне христианской жизни. По мнению автора, самоотверженность и личная стойкость перед грехом – истинный путь веры.  Автор показывает, как должна проявляться вера на практике в повседневной жизни

Послание апостола Иакова – краткое содержание.

Содержание по главам.

Глава 1. Приветствие. Рассуждение об искушениях и о радости, которые человек должен испытывать, противостоя искушениям. Об источниках и степенях искушения. Слово о гневе. Рассуждения о стойкости веры и покорности Слову Божьему.

Глава 2. О лицеприятии и необходимости соблюдения закона целиком.  О вежливости и учтивости. О сострадании и последовательности. О необходимости принимать и помогать ближним. Утверждение о том, что вера без дел мертва.

Глава 3. Тезисы об опасности необдуманных слов и о том, что речь подлежит контролю. Рассуждения об истинной мудрости. Истинная мудрость – красива, милостива и мирна.

Глава 4. О причине конфликтов и о пути от ненависти к смирению. Осуждение грехов и распрей

О важности справедливости.  Путь от самонадеянности к вере

Глава 5. Обращение к богатым с предостережением. Опасность и тленность богатства. Призывы к терпению. Примеры и признаки терпения. Рассуждение о силе молитвы. Забота о заблудших.

Послание апостола Иакова на сайте bibliya-online.ru дается с иллюстрациями известных художников.

Жизнь апостола и создание Посланий

«Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение»

«Апостол Павел и его изображения на святых иконах»


Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До 34 года: прежде обращения в христианство

Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).

Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).

32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности

Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).

45–49: первое миссионерское путешествие

Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).

Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме

Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).

50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром

Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:

Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).

Интересный факт

Одним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.

52–58: третье миссионерское путешествие

Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).

58–63: кесарийские и первые римские узы

В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).

63–66: четвертое миссионерское путешествие

После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).

67: вторые римские узы и мученическая кончина

Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

12

Июль

67 года

Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.

Послания святых апостолов — это письма к христианским общинам или конкретным людям

Когда Церковь Христово уже получила некоторое развитие и утвердилась в ряде городов в качестве религиозных общин, появилась традиция писать послания.

Цели таких посланий разные — кого-то поддержать, кого-то предостеречь, кого-то осудить. В любом случае тексты апостолов имели преимущественно религиозное содержание. Особенно отличился апостол Павел, который написал рекордное число посланий — 14.

Послание
это письмо, которое авторитетная в христианстве фигура, апостол, направляет в такую религиозную общину.

По количеству книг в Библии он поставил рекорд, но куда важнее то, что послания Павла содержат описание важнейших для христиан идей, на которых сегодня базируется Христианская Церковь.

Читателям посланий следует помнить, что все они были написаны в определённых обстоятельствах и к конкретным лицам. Это не какое-то объективное исследование, а письмо человека, который имел свои интересы и мог по-своему интерпретировать различные события.

Поэтому читать такие тексты следует с осторожностью, ведь мы же не станем всецело доверять сведениям из чужой переписки? Нужно быть готовыми к различным неточностям. Кроме того, как и всегда в Библии, есть вопросы авторства посланий

Некоторые послания святых апостолов могут иметь не тех авторов, которым они приписаны. К этому стоит быть готовыми

Кроме того, как и всегда в Библии, есть вопросы авторства посланий. Некоторые послания святых апостолов могут иметь не тех авторов, которым они приписаны. К этому стоит быть готовыми.

Также среди трудов Павла есть два послания не к общинам, а к конкретным людям — к Филимону, Титу и Тимофею.

Литература

  • Богдашевский (еп.Василий), Неповрежденность послания св. ап. Павла к Римлянам, ТКДА, 1904, № 6;
  • Боор Вернер де, Послание к римлянам, Корнталь, 1989;
  • Жизнь, посвященная возвышенной цели. Пособие к изучению послания ап. Павла к Римлянам, Буэнос-Айрес (б. г.);
  • архиеп. Ириней (Клементьевский), Послание св. ап. Павла к римлянам со истолкованием, М., 1787;
  • еп. Михаил (Лузин), Библейская наука. Академические чтения по Свящ. Писанию НЗ, т.3, вып. 2: Римская церковь и послание к римлянам, Тула, 1906;
  • Пробудись к жизни: Парафраз Послания к Римлянам, Wheaton, 1983;
  • Розанов Н.П., К Римлянам послание св. ап.Павла, ТБ, т.10;
  • его же, О послании ап. Павла к Римлянам, там же;
  • Тярк О.А., Послание к Римлянам, БВс, 1972, № 3-6, 1973, № 1-6, 1974, № 1-4;
  • еп. Феофан (Говоров), Толкование на послание св. ап.Павла к Римлянам, кн. 1-2, М., 1890;
  • Barrett C.K., Reading Through Romans, L.-Phil., 1977;
  • Bruce F.F., The Epistles of Paul to the Romans, Grand Rapids (Mich.), 1963;
  • Fitzmeyer J.A., Romans, NCE, v.12;
  • Hunter A.M., The Epistle to the Romans, L., 1957;
  • Kertelge K., The Epistle to the Romans, L.-N.Y., 1972;
  • Kasemann E., Commentary on Romans, Grand Rapids (Mich.), 1980;
  • Lyonnet S., Le message de l’№p€tre aux Romains, P., 1971;
  • id., Les №tapes de l’histoire du salut selon l’Ep€tre aux Romains, P., 1969;
  • Maly E.H., Romans, Wilmington, 1979;
  • Minear P.S., The Obedience of Faith, L., 1971;
  • Moxnes H., Theology in conflict, Leiden, 1980;
  • Stagg F., Galatians, Romans, Atlanta, 1980;
  • Zilonka P., Romans, Chi., 1979;

Комментарии из Женевской Библии: Иакова 1 глава

1:1 Иаков, раб. Иаков именует себя рабом или слугой Бога и Христа. Рабами называли тех, кто не принадлежал себе, а являлся собственностью своего господина. То, что Иаков именует себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, указывает не только на его глубочайшее смирение, но и свидетельствует о его полном уверовании в своего земного Брата как Мессию и Искупителя (1 Кор. 15,3)

С богословской точки зрения очень важно отметить, что автор говорит о себе как о рабе одновременно и Бога, и Господа Иисуса

1:2 С великою радостью принимайте. Весь этот стих требует глубокого богословского осмысления. Здесь можно видеть призыв к принятию страдания с позиции уверенности в Божием всесилии.

братия мои. К своим единоверцам Иаков обращается как к своим родственникам, членам одной семьи Божией.

искушения. Т.е. различного рода тяжелые обстоятельства, нередко связанные с гонениями, которым подвергались христиане.

1:3 испытание. Восприятие искушений как «великой радости» основывается на знании того, что все они ниспосылаются Богом не бесцельно. Эти испытания веры служат тому, чтобы развивать терпение. Терпение же, в свою очередь, создает зрелый христианский характер (Рим. 5,3).

1:5 мудрости. Слово «мудрость» употребляется здесь как специальный библейский термин, который означает знание и понимание того, что угодно Богу. Быть мудрым значит понимать и исполнять то, что соответствует воле Божией. Эта тема получает дальнейшее развитие в гл. 3.

да просит у Бога. Бог – Источник премудрости. Он дарует эту мудрость тем, кто прилежно взыскует ее.

1:8 Человек с двоящимися мыслями. Это выражение, по-видимому, создано самим Иаковом. Оно означает человека, который «не тверд», как страдающий раздвоением личности.

1:9 Да хвалится. Автор призывает и бедных и богатых с честью воспринимать свое положение. Бедный брат богат своим духовным сокровищем. Он занимает высокое положение в Царствии Божием. Если термин «богатый» относится к состоятельным христианам, то в этом случае Иаков говорит о том, что они могут радоваться, ибо знают, где надлежит искать подлинное сокровище. Если же речь идет о неверующих, то это изречение приобретает несколько иронический смысл.

1:11 См. Иов 14,2; Пс. 102,15.16; Ис. 40,6.7.

1:12 Блажен. См. Мф. 5,3-11.

1:13 Бог меня искушает. Здесь следует отметить важную разницу между понятиями «испытание» и «искушение». Бог испытывает людей, но никогда не искушает их в смысле вовлечения в грех. Иисуса в пустыне испытывал Бог, а искушал сатана. Существует различие между искушениями, которые возникают из греховных наклонностей (т.е. внутренними), и искушениями, приходящими извне (т.е. внешними). Иисус, будучи непричастен первородному греху, искушаем был только внешне, но не внутренне. Испытание веры может оказаться причиной для внутренних или внешних искушений, но само искушение никогда не исходит от Бога.

1:17 от Отца светов. Здесь имеются в виду, очевидно, не только и не столько природные небесные светила, сколько духовные сущности. Истинной первопричиной и физического и духовного света является Бог.

1:18 родил Он нас словом истины. Здесь говорится о благодати возрождения, посредством которой верующие стали своими Богу (1 Пет. 1,23).

1:19 скор на слышание, медлен на слова

Хотя в собраниях христианских общин очень высоко ценился талант красноречия, Иаков обращает внимание на дар слушания. Человек возрастает в благочестии, слушая слово истины (и, естественно, исполняя его)

1:22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19.

1:23 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание – своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу.

1:25 закон совершенный. Т.е. Священное Писание (Пс. 18,8).

свободы. Свободы от власти греха (Ин. 8,36; Рим. 8,2.15; Гал. 5,13).

1:26 не обуздывает своего языка. См. гл. 3.

1:27 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог (Втор. 10,18; Пс. 67,6; 145,9). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю (Втор. 14,29; Иез. 22,7).

← Деяния 28    •    Иакова 2 →

Послесловие

В заключение следует отметить, что все послания апостолов проникнуты истинно евангельским духом, и отцы церкви настоятельно рекомендуют читать их всем, кто желает наиболее полно познать учение, дарованное нам Иисусом Христом. Для их более полного понимания и осмысления следует, не ограничиваясь лишь прочтением самих текстов, обратиться к трудам толкователей, наиболее известным и авторитетным среди которых является святитель Феофан Затворник (1815-1894), портрет которого завершает статью. В простой и доступной форме он разъясняет многие фрагменты, смысл которых подчас ускользает от современного читателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector