Первое послание к коринфянам апостола павла
Содержание:
Глава 11
1 | Будьте подражателями мне, как я Христу. | |
2 | Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. | |
3 | Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. | |
4 | Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. | |
5 | И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. | |
6 | Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. | |
7 | Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. | |
8 | Ибо не муж от жены, но жена от мужа; | |
9 | и не муж создан для жены, но жена для мужа. | |
10 | Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. | |
11 | Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. | |
12 | Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. | |
13 | Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? | |
14 | Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, | |
15 | но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? | |
16 | А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. | |
17 | Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. | |
18 | Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. | |
19 | Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. | |
20 | Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; | |
21 | ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. | |
22 | Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. | |
23 | Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб | |
24 | и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. | |
25 | Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. | |
26 | Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. | |
27 | Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. | |
28 | Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. | |
29 | Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. | |
30 | Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. | |
31 | Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. | |
32 | Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. | |
33 | Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. | |
34 | А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. |
Глава 10
Глава 12
Глава 10
1 | Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; | |
2 | и все крестились в Моисея в облаке и в море; | |
3 | и все ели одну и ту же духовную пищу; | |
4 | и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. | |
5 | Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. | |
6 | А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. | |
7 | Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. | |
8 | Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. | |
9 | Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. | |
10 | Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. | |
11 | Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. | |
12 | Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть. | |
13 | Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. | |
14 | Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. | |
15 | Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю. | |
16 | Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? | |
17 | Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. | |
18 | Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? | |
19 | Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? | |
20 | Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. | |
21 | Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. | |
22 | Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? | |
23 | Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. | |
24 | Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. | |
25 | Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; | |
26 | ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. | |
27 | Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. | |
28 | Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. | |
29 | Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? | |
30 | Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? | |
31 | Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. | |
32 | Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, | |
33 | так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. |
Глава 9
Глава 11
Расколы и падения
Предполагают, что после ухода Павла в город пришли другие проповедники Господа. Среди них были:
- Аполлос, добрый знакомый Акиллы и Прискиллы, друзей Павла; с ним они познакомились в Эфесе;
- возможно, ученики апостола Петра, а также другие проповедники.
Как это часто бывает, по особой любви к этим красноречивым учителям высокой духовной жизни коринфские христиане стали чрезмерно почитать кто Аполлоса, кто Петра, а кто-то особенно помнил ушедшего Павла.
Немало досаждали коринфянам также соблазны богатого города, так трудно совместимые с христианским аскетизмом. Узнав об этом, Павел пишет свои послания молодой общине.
1-е Послание к коринфянам – читать и слушать по главам.
1 Послание к коринфянам состоит из 16 глав, почитать и прослушать которые Вы можете на нашем сайте.
Авторство, время и место написания.
В отличие от Послания Павла к римлянам, записанного учеником Павла, Послание к коринфянам автор записывал собственноручно. Было это во время третьего апостольского путешествия в Эфесе. Время написания – между 54 и 57 гг. Подлинность послания никогда не вызывало вопросов. Авторство Апостола Павла доказывают следующие моменты:
- В тексте есть несколько указаний на авторство Павла;
- Послание к коринфянам по стилистике и тону повествований похожи на другие тексты, приписываемые перу Павла;
- Картина, нарисованная автором Послания, весьма детальна и не содержит каких-либо исторических несоответствий, что свидетельствует о большой вероятности авторства самого Павла, либо кого-либо из его близкого окружения.
Во время своего первого пребывания в Коринфе апостол Павел основал здесь христианскую общину. Вначале он проповедовал Евангелие коринфским иудеям в синагоге. Проповеди его не возымели должного эффекта
Поэтому он вскоре переключил свое внимание на язычников и нашел среди них много приверженцев. Именно язычники из бедных слоев населения составили основу новой христианской общины в Коринфе
Апостол Павел провел в Коринфе около двух лет.
Глава 14
1 | Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. | |
2 | Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; | |
3 | а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. | |
4 | Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. | |
5 | Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. | |
6 | Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? | |
7 | И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях? | |
8 | И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? | |
9 | Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. | |
10 | Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. | |
11 | Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. | |
12 | Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. | |
13 | А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. | |
14 | Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. | |
15 | Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. | |
16 | Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь. | |
17 | Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. | |
18 | Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; | |
19 | но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. | |
20 | Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. | |
21 | В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. | |
22 | Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. | |
23 | Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? | |
24 | Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. | |
25 | И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. | |
26 | Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию. | |
27 | Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй. | |
28 | Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. | |
29 | И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. | |
30 | Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. | |
31 | Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. | |
32 | И духи пророческие послушны пророкам, | |
33 | потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых. | |
34 | Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. | |
35 | Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. | |
36 | Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? | |
37 | Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни. | |
38 | А кто не разумеет, пусть не разумеет. | |
39 | Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; | |
40 | только всё должно быть благопристойно и чинно. |
Глава 13
Глава 15
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 12.
1Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4Дары различны, но Дух один и тот же;
5и служения различны, а Господь один и тот же;
6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос.
13Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14Тело же не из одного члена, но из многих.
15Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19А если бы все были один член, то где было бы тело?
20Но теперь членов много, а тело одно.
21Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
27И вы — тело Христово, а порознь — члены.
28И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
Блж. Феодорит Кирский
Первым спасительную проповедь коринфянам принес богомудрый Павел и провел у них много времени, по ясному повелению Господа, ибо Господь сказал ему: Говори и не умолкай, потому что у Меня много людей в этом городе (Деян 18:9-10). Итак, по прошествии года и шести месяцев апостол пошел для проповеди в другие города. А коринфяне предались софистическим прениям и честолюбию, разделились на многие партии, поставив учителями красноречивых мужей. Каждая партия восхищалась своим учителем и спорила о них друг с другом. Один же из этих славящихся красноречием отважился на великое беззаконие, потому что сожительствовал с мачехой. А принадлежавшие к его партии не обращали на это внимания, но восхваляли только красноречие. Поэтому божественный апостол в начале послания осуждает эту мнимую мудрость и доказывает, что проповедь, хотя и лишена ее, имеет величайшую силу. Он укоряет и тех, кто спорил друг с другом и о других делах, избирая судьями мирских начальников. Также запрещает им вкушать идоложертвенное, давая понять, что некоторые отваживались и на это. Между тем апостол дает полезные советы о девстве и вдовстве, а также ведет длинную речь о духовных дарованиях, объясняя их различие и повелевая пользоваться
дарованием языков не из честолюбия, но по необходимости. Он предлагает
им и учение о воскресении, поскольку некоторые из них, вероятно, пытались убедить коринфян в том, чтобы они не принимали учения о воскресении тел. И нечто иное (не буду распространяться подробно о каждом деле) апостол изложил в послании к ним как то, что и для них полезно, и
содействует преуспеянию всех людей. Но о догмате сказал немного, потому
что, проведя у них немало времени, в точности преподал им, как должно мудрствовать, и дивный Аполлос, придя после Павла, поддерживал
апостольское учение. Он подражал совершенному врачу и предлагал
врачевства, соответствующие недугам. Послания же доставили посланные Павлом к коринфянам Стефан, Фортунат и Ахаик, как сообщает он в конце. Ибо хотя послал к ним блаженного Тимофея, но не с посланием.
Толкования на послания апостола Павла (1 Кор).
История написания
Великолепный богатый город, находящийся на главных торговых путях, средоточие культуры, образованности – таким был Коринф, о котором говорили, что он превзошел по значимости даже Афины (от которых отстоял всего на 78 км).
Таким увидел его скромный внешне человек, пришедший сюда около 51 или 52 г. Уроженца города Тарса в Киликии иудея Савла давно уже знали как Апостола Христа – Павла.
О прибытии Павла в Коринф рассказывает 18 глава Апостольских Деяний. В город он пришел из Афин, где тоже проповедовал Божие слово.
К этому времени в Коринфе поселились его давние – еще по Риму – знакомые, Акилла с женой Прискиллой. Св. Лука, автор «Деяний», пишет, что у них Павел остался «по одинаковости ремесла… ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18:3), таким образом, Апостол не был в тягость друзьям, обеспечивая себя, помогая им зарабатывать на хлеб.
Основание первой общины
В городе Павел провел 18 месяцев. Первоначально он проповедовал местным иудеям. Но после того, как некоторые из них возмутились его проповедями обращенные Павлом христиане стали собираться в отдельном доме, принадлежавшем одному из них, Иусту (Деян. 18:6-8).
Хотя св. Лука говорит, что из коринфян уверовали «многие», историки сомневаются, что первоначально христиан было существенное количество – скорее всего, не более нескольких десятков.
Возможно, после нападок иудеев св. Павел даже впал в некоторое малодушие, ибо ему было послано укрепившее его видение.
Сам Господь сказал ему:
Однако, численный рост христиан Коринфа произошел уже после ухода Павла. И при этом не обошлось без сложностей.
Иконография: Павел, апостол Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Толкование первого и второго наставления святого Апостола Павла
Свое 1 послание Павел начинает с именования себя «волею Божиею призванным Апостолом Иисуса Христа» (1 Кор.1:1), напоминая: слова, некогда сказанным им коринфским христианам, произносились не от себя.
«Разве Христос разделился?» (1 Кор. гл. 1-4)
И это напоминание было не лишним. В общине не было мира из-за постоянных расколов. А причиной их было, по сути, человеческое, мирское мудрование, связанное с авторитетом того или иного христианского учителя, отчего христиане объявляли: «я Кифин», «я Аполлосов», или «Павлов».
Скорбя о таком неразумии, Павел, духовный отец общины, напоминает о своей проповеди в Коринфе: как он пришел в город, не известный здесь никому, будучи «в немощи и в страхе и в великом трепете» (Деян. 18:3). Кем же обращены коринфяне? Неужели скромным проповедником? Не Самим ли Господом?
Да и сами христиане – много ли среди них сильных мира сего? «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:26). Так стоит ли гордиться, да и чем?
Грехопадения (1 Кор.:5-6)
Говоря, что некоторые из верующих возгордились своей мнимой праведностью, Павел более всего скорбит о том, что праведности этой нет даже по рассуждению человеческому.
Может ли быть христианином блудник, развратник? А в общине Коринфа, едва только начавшей христианскую жизнь, уже появился человек, не справившийся со своими страстями, так что «вместо жены имеет жену отца своего»: кровосмешение, отвратительное даже для многих язычников. Упоминает св. ап. Павел также:
- идолослужителей, почитающих как Христа, так и языческих богов;
- лихоимцев-корыстолюбцев;
- пьяниц;
- воров;
- злоречивых, постоянно впадающих в осуждение.
Да, этих грехов немало в мире, окружающем Церковь. Но когда совершающий их еще называется братом, христианином – «с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Грозны слова Апостола, обращенные к таким лжебратиям:
Порицает Апостол также столь распространенную в богатом городе приверженность к материальным ценностям. С глубокой скорбью он говорит о корыстолюбии верующих: те, кто ищет Царства Небесного, ссорятся из-за ценностей мира сего, да еще идут судиться в языческие суды. Так в чем же их христианство?
Вопросы верных (1 Кор.7-12)
Но сказанное Павлом – не приговор падшим. Уже с 7 главы послания мы узнаем: оказывается, писание Апостола – не просто скорбь о духовных чадах, а ответ на их вопрошания.
Какие бы ошибки ни делали христиане, они любили своего духовного наставника и спрашивали его, как жить среди языческого мира, как правильно поступать по заповедям.
О браке
Говоря о супружестве, учитель коринфян не отрицает брака, однако напоминает: «проходит образ мира сего». А потому заботиться лучше о своей душе, а не о мирских дела, угождении мужу или жене.
Значит ли это, что верные должны оставить жен и мужей? Нет, более того: даже если супруг неверующий, лучше остаться с ним – как знать, не придет ли спасение через верующую жену или мужа?
Итак, нет необходимости в чрезмерном неразумном воздержании, впрочем, девство Апостол признает лучшим брака, ибо так проще угодить Господу.
Христиане и язычники
Несколько глав (8 и 10) посвящены животрепещущему для общины языческого города вопросу: общаться ли с иноверцами? Ответ прост: да. Но человеческое общение не означает духовной близости.
Принимай угощение, однако откажись от него, если знаешь, что пища – идоложертвенная. Приходи в гости к соседу-язычнику – но не посещай языческих капищ. Итак, христианин нетерпим к язычеству, но не к людям, еще не просвещенным верой.
Поведение в храме
Отвечает св. Павел также на вопросы о том, как вести себя на молитвенном собрании. Здесь вновь – скорбь о немощи духовных детей. Кто-то неразумно превозносится, иная жена пытается учить, не сообразуясь со своим достоинством, иная – неподобающе одевается.
Но больше всего огорчают «агапы», вечери любви, на которых верующие должны помочь бедным, даже голодающим, а между тем «всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор.11:21).
Отличают ли верные храм Божий от «домов, чтобы есть и пить»? Сознают ли последствия? Ведь от такой «агапы», пишет Апостол, «многие из вас немощны и больны и немало умирает», ибо, по слову святого, собираются на осуждение себе (1 Кор. 11:30, 34).
Все ли чудотворцы?
И вновь Павел возвращается к теме расколов среди верующих. Кто выше, чье служение больше? Он пишет, что Церковь – единое тело Христово. И о каждом верующем – свой план Божий, а потому различны дарования. Ссориться из-за этого нет смысла:
Итак, завидовать ближнему – неразумно, да и богопротивно.
Блж. Феофилакт Болгарский
Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы — свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиной же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью исправить все это. Поскольку же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает следующим образом.
Толкование на 1-ое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Прп. Ефрем Сирин
Когда Евангелие чрез Павла достигло до Коринфян, и они получили Духа, ими овладело надменное тщеславие из-за благодатных даров Духа. И начал каждый из них стараться о том, чтобы привлечь к себе ближнего своего; и как только учитель приобретал какого-либо ученика, он тотчас же спешил крестить его, дабы кто другой не предупредил крещением его и не назвал его своим именем. Хотя и новое учение проповедывали эти люди, но предпочитали прежний образ поведения. Правда, по обетам секты различались, так что школы Платона и Аристотеля не имели таких обетов, однако же остался и у них тот же нрав разномыслия, как и у тех. Так между начальниками их и учителями один был еврей, и он, величаясь над товарищами своими, предавался гордости; другой отличался мудростью; иной был богат и раздавал щедрые милостыни. Один был одарен пророчеством, другой родом языков, третий толкованием языков, а иной превосходил другого тем, что терпел за Евангелие преследование и мучение.
И между тем, как каждый из этих учителей высокомерно величался тем, что имел, — ученики их еще более, чем они, превозносились тою же похвальбою учителей.
Посему Апостол со смирением написал им, говоря так:
Толкование на послания божественного Павла (1 Кор).