Дмитрий щедровицкий: введение в ветхий завет. пятикнижие моисеево

Введение в Пятикнижие

Каждая книга представляет собой отдельное государство, но при этом все они составляют определенный союз. И красной нитью в них проложены богословские темами.


Задача №1: Сотворить мир.

Структура повествования Пятикнижия: Творение — Падение — Обетование; Завет — Испытание — Исполнение Обетования; Спасение народа — Грех народа — Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею).

Такая структура может послужить основой для написание хорошей драмы.

В Пятикнижие Моисея входят следующие книги:

1) Бытие;

включает Пролог (в нем идет речь о создании мира и человека) и сказания о патриархах;

2) Исход;

книга, посвященная освобождению народа Божьего от рабства под предводительством Моисея;

3) Левит;

богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4) Числа;

книга описывает странствия израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5) Второзаконие

книга содержит предсмертные законы Моисея, которые были озвучены народу в восточной Палестине, и сам рассказ о смерти апостола.

Пятикнижие в христианстве

В христианстве велись дискуссии о том, насколько заповеди Моисея, данные в Пятикнижии, могут быть применимы к христианам. В англоязычной литературе выражение Biblical Law in Christian Context также может относиться к установлениям и этическим правилам, содержащимся в Пятикнижии, в их применении к христианам, в особенности в контексте суперсессионизма (богословской теории, согласно которой отношения между Богом и христианами могут быть описаны как «замещение» или «исполнение» заветов с еврейским народом). В различных христианских конфессиях высказываются различные точки зрения — от полного отрицания какого-либо применения закона Моисея христианами, до частичного их приятия и (в различных протестантских деноминациях, например, у адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других направлений христианства, которые утверждают, что христиане должны отмечать в качестве дня отдыха субботу, а не воскресенье — в соответствии с Пятикнижием Моисеевым) до учения о полном соблюдении христианами постановлений Пятикнижия.

Хотя христианская традиция считает Пятикнижие богодухновенным, в христианской традиции (как и в иудейской) чаще всего отрицается необходимость соблюдения всего закона Моисея христианами, но для доказательства используются различные аргументы и различные мнения о том, какие из постановлений Моисея всё же могут также относиться к христианам. Наиболее часто исключение делается для десяти заповедей, а ритуальные, церемониальные и гражданские законы считаются отменёнными.
См. также Новый Завет в богословии.

Что такое Пятикнижие Моисея — Хумаш, Тора?

Пятикнижие

(Пятикнижие Моисея ), или«Хумаш» на иврите (от слова«хамеш»«пять» ) — те пять книг Торы, которые были записаны пророком Моисеем (Моше) после Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Часто, когда говорят слово«Тора» , подразумевают именно Пятикнижие (хотя в широком смысле«Тора» — это все Учение и законы иудаизма). Пятикнижие является первой частью ТаНаХа и состоит из пяти книг: Берешит (Бытие в русск. традиции), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

С тех пор, как Тора была дана Моше-рабейну, Хумаш разделен на пять частей — так это следует из высказывания мудрецов в трактате Недарим (22 б): «Если бы не согрешил Израиль — были бы им даны только пять книг Торы и книга Йеошуа, потому что это книги Страны Израиля» .

Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим — книги, которые составляют Хумаш

Пять книг Торы не пишутся отдельными свитками. Пишется один свиток, разделённый на пять частей. Каждая часть отделяется от следующей четырьмя пустыми строками. Эти части называются сифрей Тора

— «книги Торы».

Эти «книги» — части Пятикнижия — называют по тому слову, с которого книга начинается (или по одному из первых слов) — Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Но, хотя названия даны по первому слову книги, они глубоки и содержательны.

Мидраш говорит (Тадше

, часть 2): «В названиях всех священных книг — мудрость, и понимание, и постижение того, что написано в книге. Почему первая книга Торы называетсяБерешит («В начале»)? Потому, что в ней сказано о сотворении всего мира, и она глава всему. И будут знать все поколения, что Всевышний, благословен Он, существовал прежде мира и по воле Своей создал мир и все создания его, а не по желанию какого-либо из творений этого мира, и Он Сам в славе Своей управляет миром».

Но в книгах мудрецов и книгах комментаторов ранних поколений мы находим «дополнительные» названия книг Торы. Так, например, книгу Берешит иногда называют Сэфер а-Йашар

(«Прямая Книга», т.к. большую её часть занимает рассказ о праотцах — Аврааме, Ицхаке и Яакове — людях прямых. Книга Ваикра называетсяТорат Коаним («Устав коэнов»), потому большая часть её посвящена законам служения коэнов. Книгу Бемидбар иногда называютСэфер Пкудим («Книга исчислений»), потому что в начале её говорится об исчислении сынов Израиля.

История, рассказанная в Пятикнижии.

Единство Пятикнижия исходит из единства истории, рассказанной в пяти книгах. Бог творит мир и рай для человека, человек съедает плод с дерева познания, за что Бог изгоняет его из рая, но благословляет его потомство. Человеческая раса растет, владения человека расширяются, однако его дурное поведение провоцирует Бога послать Великий Потоп, чтобы стереть с лица земли всех грешников, кроме праведного Ноя с семьей. После потопа, мир вновь населяется потомками трех сыновей Ноя — Хама, Сима и Иафета. От них произошли все народы цивилизованного мира. Потомок Ноя Авраам получает обетование от Господа – землю Ханаанскую. Несмотря на все испытания, сын Авраама Исаак получает право собственности на Ханаанские земли. Потомок его Иаков становится отцом двенадцати сыновей (из-за чего его впоследствии называют “Исраэль”).

Это история в целом, давайте рассмотрим ее развитие по книгам.

Примечания

  1. — статья из .
  2. Исх. ; .
  3. Талмуд Авода зара 25а
  4. «Халахот гдолот», «Мишна брура»
  5. Мишна Мегила 3:5, Мидраш Шир ха-ширим Раба 5:20
  6. Мишна Иома 7:1 и др.
  7. Сифрей, Втор. 160; ср. Втор. 17:18; Талмуд, Авода зара 25а.
  8. Втор. .
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2007.
  10. Исх. .
  11. Исх. .
  12. Исх. , .
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
  14. Лев. .
  15. Лев. .
  16. Лев. .
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
  18. Чис. .
  19. Чис. ; ; ; .
  20. Чис. .
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2007.
  22. Втор. .
  23. Талмуд Мегилла 3а.
  24. Существует, однако, мнение, что эта система в древности существовала также и в земле Израиля.
  25. Сегодня это деление взято за основу чтения Торы в некоторых консервативных и реформистских синагогах.
  26. Талмуд Баба Батра 15а.
  27. Чис. .
  28. Исх. .
  29. Неем. .
  30. ср. Неем. , с Втор.  и др.
  31. ср. Неем. , , с Лев.  и след.
  32. ср. Неем. , с Чис. , и след.
  33. Сифра Втор. 35б.
  34. Палестинский Талмуд Шкалим 4:3, Вавилонский Талмуд 48а.
  35.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 июля 2011.
  36. Пьетро делла Балле привёз в Европу приобретённую им в Дамаске рукописную копию (первое печатное издание вышло в 1629—1645 годах в составе парижской многоязычной Библии).

Что такое Библия

Библия – Священная Книга христиан. Она состоит из Ветхого Завета и Нового Завета, основой для которых послужила Тора или Пятикнижие. В Ветхом Завете рассказывается история древнего народа божьего – евреев, Бытие, их испытания и обещание Мессии. В Новом Завете говорится о жизни и смерти Иисуса Христа. Всё это было записано четырьмя апостолами из двенадцати.

Первый язык, на который была переведена Библия, греческий, поэтому она получила такое название от греческого слова «книга» — «библия». При переводе некоторые древние мудрецы, не связанные друг с другом, внесли некоторые изменения.

Позднее она была переведена на латынь, где также подверглась коррекции. Когда началась протестантская Реформация Священную Книгу Библию перевели на другие языки. Так как латынь знали только образованные люди – дворяне, то беднякам, посещавшим богослужения, было трудно понять, о чём говорит священник. Библию читают в церкви во время обрядов и церемоний, но христиане также могут держать её для чтения у себя дома.

Некоторые направления христианства рекомендуют толкование Библии на дому самостоятельно, а другие, в свою очередь, осуждают такую практику. Они заявляют, что это должно делать духовенство, специально обученное читать и распространять слово Божье.

Книга 2 – “Идиот” (1968-69)

Работа над этим романом, по словам самого Достоевского, протекала довольно сложно, ведь его главной целью было изображение положительно прекрасного человека – “труднее этого нет ничего на свете”. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. С черновиками “Идиота” Достоевский объездил западную и южную Европу, работая над произведением, то в Швейцарии, то в Германии, то в солнечной Италии.

Сюжет. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду – необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы – словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни (эпилепсии). У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является.

Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума.

Вопрос о жизни пророка Моисея

Лишь немногие исследователи (напр., Штаде, Н.М.Никольский) считали личность Моисея мифической. Большинство же признавали его историчность и выдающуюся роль.

М.Шагал “Моисей”

«Не вызывает сомнения, — пишет Брайт (1981), — что он был таким, каким его описывает Библия, великим основателем веры Израилевой. Любые попытки снизить его значение являются в высшей степени субъективными. Исход и Синайские события требуют для себя прочной основы, великой личности. А вера, столь уникальная, как вера Израилева, подобно христианству и исламу, бесспорно, требует, чтобы у нее был основатель».

В Пятикнижие нет точных дат и указаний на современных Моисею исторических деятелей (егип. цари названы просто «фараонами»).

Хронология, которую можно вывести из самого текста Библии, опирается на дату в 3 Цар 6:1, где сказано, что Храм начали строить через 480 лет после исхода. А поскольку Соломон приступил к сооружению Храма ок. 968 г., то время жизни Моисея следует отнести к середине XV в. до Р.Х.

Но здесь имеется серьезное хронологическое возражение. В Исх 1:11 говорится, что угнетенные израильтяне строили для фараона г.Рамсес; между тем в XV в. этот город еще находился в руинах и не носил имени Рамсес. Возродил его фараон Рамсес II (ок. 1290-1224). Поэтому библеисты рассматривают цифру 480 как символическое число. Найденная Петри стела фараона Мернептаха поставила новые вопросы. Она датируется ок. 1220 г. и упоминает об Израиле как племени, живущем уже в Ханаане (или на границе его).

В настоящее время существует три варианта решения проблемы:

1) Мернептах имел в виду израильтян, которые покинули Египет еще до Моисея;

2) в стеле отображены события, связанные с исходом (Рамсес — фараон-угнетатель, а его сын Мернептах — фараон исхода);

3) исход произошел при Рамсесе II, а стела указывает на появление израильтян в Палестине.

Последняя точка зрения была детально обоснована Олбрайтом (1938), хотя впервые была высказана Струве, который считал, что стела имеет в виду Израиль до переселения в Египет.

Кто и когда написал Пятикнижие?

Вплоть до семнадцатого века, практически единогласный ответ иудеев и христиан на данный вопрос был “Моисей”. Моисей написал Пятикнижие, так говорит Давид в Псалтири, и никто не смел в этом сомневаться, хотя уже тогда многие замечали нестыковки и дубли в повествовании. Долгое время все объяснялось теорией боговдохновения: Бог вдохновил Моисея, и он писал словами Бога. Однако, если посмотреть на конец Пятикнижия, то мы увидим, что Книга Второзаконие заканчивается описанием смерти Моисея. Как Моисей смог бы описать собственную смерть? Данное несоответствие обычно объясняли одним из вариантов:

  • Моисей описал собственную смерть под диктовку Бога,
  • Последние строки Пятикнижия Были описаны Иисусом Навином.

С подъемом исторической критики, ученые стали использовать дубли и несоответствия в тексте в качестве аргумента того, что Пятикнижие имеет нескольких авторов.

К концу девятнадцатого века, ведущей теорией авторства Пятикнижия была следующая: Пятикнижие было записано в эпоху судей (ок. 1220-1020 до н. э.) по устной традиции.

На сегодняшний день основной версией происхождения является версия 4 источников (ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ), которые были сведены во едино и подверглись нескольким (как минимум трем) редакциям.  В пользу данной точки зрения свидетельствуют следующие аргументы:

  • Наличие повторений – их в Пятикнижии более 25. Повторения иногда противоречивы в деталях, иногда версии дополняют друг друга.
  • Различная терминология в разных книгах и частях книг.
  • Различие в теологической концепции просматривается на протяжении всех 5 книг.

Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия.

Согласно данной гипотезе, Пятикнижие Моисеево было написано исходя из 4 источников:

  • Яхвист
  • Элогист / Элохист
  • Второзаконие
  • Жреческий кодекс

Давайте рассмотрим источники Пятикнижия и их особенности.

ЯХВИСТ или источник J — древнейшая часть Пятикнижия. Яхвист датируется IX—X веком до н. э. Название источник получил от имени Бога Яхве. Для Яхвиста характерно:

  • Бог – антропоморфен физически и духовно,
  • Положительное отношение к Иудейскому Царству и критика других колен Израиля,
  • Много заимствований из вавилонского эпоса о Гильгамеше

Именно яхвист дает нам истории о Творении Мира и Человека, о грехопадении, о Каине и Авеле, а также о Вавилонской Башне. Яхвист также содержит детали Великого Потопа и Исхода из Египта.

ЭЛОХИСТ или источник Е — его название происходит от слова Элохим, термина, используемого в иврите и Ханаанейских языках для именования Бога. Источник принято датировать концом IX до н.э. История источника Элохист начинается, по-видимому, с истории Авраама. Более того, считается, что согласно данному источнику, Авраам принес Исаака в жертву, а вмешательство ангела стало результатом более поздней редакции уже после того, как перестали практиковаться человеческие жертвоприношения.

Для Элохиста характерно:

  • Абстрактное представление о Боге,
  • Положительное отношение к Северному Царству,
  • Большая роль ангелов

Элохист дает более подробный и детальный рассказ об исходе из Египта, нежели Яхвист.

ВТОРОЗАКОНИЕ. Авторство книги приписывается иерусалимскому духовенству. Эта книга рассматривается, как целое и неделимое, в отличие от четырех других книг Пятикнижия Моисеева. Весьма вероятно, что Второзаконие датируется XIV-XIII вв. до н. э. Второзаконие выделяется из всего Пятикнижия и стилем, и содержанием, и жанром, представляя собой скорее проповедь, нежели рассказ.

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС. Жреческий кодекс включает в себя генеалогические списки, описание заключение Заветов Бога с Ноем и Авраамом. Он же стал основой книги Левит.

Особенности Жреческого Кодекса:

Бог – антропоморфен.
Основное внимание здесь отводится культу.

Считается, что источники были объединены воедино после падения Северного Царства. Второзаконие было добавлено несколько позже.

Однако, следует сказать, что документальная гипотеза на сегодняшний день также подвергается критике. Ученые говорят, что данный подход сильно упрощает ситуацию, что источников и редакций Пятикнижия Моисея было намного больше.

Традиционный иудаизм и сегодня отрицает наличие нескольких источников Пятикнижия Моисея. Иудеи воспринимают текст Пятикнижия как единый и неделимый.

Книга 5 – “Братья Карамазовы” (1879-80)

Роман “Братья Карамазовы” Федор Михайлович и многие критики считают главным произведением его жизни, его личным “Фаустом”. Глупо называть его просто “семейной хроникой”, этот труд представляет из себя нечто более масштабное – обобщенное метафорическое изображение современной действительности и всей интеллигентской России. В планах Достоевского было написание продолжения произведения, однако внезапно обострившаяся болезнь не дала ему осуществить свой замысел – писатель умер через два месяца после публикации.


Роман состоит из 12 книг, объединенных в четыре смысловых части.

Сюжет. События происходят в городке Скотопригоньевске в состоятельном семействе Карамазовых. Смысловая линия разворачивается вокруг убийства главы семейства – Федора Павловича Карамазова. Почву для преступления подготовило его соперничество с сыном из-за Грушеньки Светловой. В канву детектива мастерски вплетены философские размышления героев и самого автора, безжалостно вскрыты социальные и моральные пороки современного общества и человечества вцелом.

3.6 5 ( 15 голосов )

Личность Моисея в Пятикнижии.

С еврейской точки зрения, доминирующей фигурой Пятикнижия является Моисей. Авраам также играет важную роль, однако даже его личность не может конкурировать с Моисеем.  Хотя Моисей родился в обычной еврейской семье, воспитывался он дочерью фараона и получил образование, достойное дома фараона. Забота Моисея о своем народе в более поздний период его жизни привело к его изгнанию из Египта. После 40 лет скитания по пустыне Мадиамской, он говорил с Богом и предстал в роли пророка.  Причем он был пророком особого толка. Бог говорил не через него, но с ним, лицом к лицу.

Важны в пророческой роли Моисея были «знамения и чудеса», которые Господь совершил через него, сначала в Египте, а затем в пустыне. Пророк также был человеком молитвы, ходатайствующим от имени других лиц. Заступничество Моисея от имени Израиля наглядно демонстрирует его роль как посредника между Богом и Израилем. На горе Синай Моисей также сыграл важную роль в создание национального культа под руководством священников и левитов. Моисей совершил рукоположение священников, которые совершали предписанные жертвоприношения, необходимые согласно Левитского закона. Таким образом, прежде чем Аарон был утвержден в качестве верховного жреца, Моисей был первым священником Израиля.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЯТИКНИЖИЯ—ОТ БЫТИЯ ДО ВТОРОЗАКОНИЯ

Хронология является основой истории. Без понимания хронологии не может быть историчности

Установлении хронологических рамок событий, описанных в Пятикнижии, важно для понимания Истории Ветхого Завета

Установление хронологических рамок Пятикнижия проблематично в абсолютном смысле, то есть в соотнесении определенного события с точным годом, однако библейских данных достаточно, чтобы соотнести временные рамки одного события с временными рамками другого, — это так называемая относительная хронология. Обычно, абсолютным ориентиром для Нового Завета считается рождение Христа.

В установлении абсолютного ориентира для Ветхого Завета, включая Пятикнижие, есть много проблем.

Источниками датировки считаются следующие:

  • Библейские повествования,
  • Археологические находки,
  • Астрономические наблюдения

Если соотносить современную хронологию, с описанными в Пятикнижии событиями, можно получить следующую хронологию основных событий:

  • Сотворение первых людей – ок 4000 лет до н.э,
  • Великий Потоп – 2300 г. до н. э,
  • Рождение Авраама – около 2000 до н.э,
  • Жизнь Моисея — XVI—XII вв. до н. э.

Происхождение Пятикнижия Моисея

Традиционно, Пятикнижие или Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, полностью записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют несколько мнений: первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — они были дописаны Иисусом Навином.

В Чис.12:6—8 говорится о том, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличается от остальных, какими все другие пророки получали откровение: других пророков в эти моменты покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании,

По мнению исследователей, Второзаконие отождествляется с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии, что описано в 4Цар. 22.

Традиционный иудаизм отвергает историко-критический подход к Пятикнижию и научно-филологический анализ текста. Масоретский текст принимается за чистую монету Пятикнижия

Специальная коллегия, состоявшая на храмовом содержании, периодически проверяла текст. С великим прилежанием к своему делу последующие поколения переписчиков заботились о точном воспроизведении оригинала. Во избежание возможных ошибок при копировании текста были разработаны детальные правила для переписчика (Софрим). Исследование библейских текстов, обнаруженных среди содержания свитков Мёртвого моря, которые на тысячу лет старше стандартного масоретского текста, подтвердило его аккуратность и показало неправомерность многочисленных «поправок», предложенных за последние два века.

Учёные-библеисты рассматривают Пятикнижие как результат ряда редакций с использованием различных литературных источников.

Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)

Хрестоматийный роман Достоевского “Преступление и наказание” прошел долгий путь в сознании автора от замысла до реализации. О сильной личности, которая не боится ни угрызения совести, ни суда, Федор Михайлович стал задумываться в те времена, когда сам сидел на каторжных нарах. По иронии судьбы, именно сюда и вернулся его главный герой. Зарисовки сюжетных линий были разбросаны по отдельным рассказам и черновикам, которые Достоевский впоследствие соединил. Первые главы будущего шедевра были написаны в Висбадене. Писатель проиграл залог от издательства в карты, потому работал голодный, холодный, освещая путь своему Раскольникову огарком свечи. После публикации “Преступление и наказание” вызвало мощную волну полемики, которая, надо сказать, не утихает до сих пор. Роман по-прежнему является объектом исследования многих ученых, ведь это кладезь идей и смыслов.

Сюжет. Родион Романович Раскольников – обыкновенный питерский студент, вернее, бывший студент. Из-за крайней нужды ему пришлось бросить образование. Он снимает грязную, тесную каморку под самой крышей, постоянно голодает и не видит ничего, кроме желтых стен своего ненавистного пристанища. В этой нездоровой атмосфере у Раскольникова рождается странная теория, о том, что все люди делятся на два типа – обыкновенные люди (для которых закон писан) и “необыкновенные” (те, кто может переступить через закон, ведь они сами “законодатели человечества”; к этим “сверхличностям” Раскольников относит в первую очередь своего кумира Наполеона).

Для воплощения своей теории в жизнь Раскольников выбирает старуху-процентщицу Алену Ивановну, на самом деле мерзкую и никому не нужную особу. Невероятная скряга, она брала вещи за бесценок и ставила на них неподъемные проценты, чем и зарабатывала на свое сытое житье. Последней каплей для Родиона стало письмо из дома, в котором сообщалось, что скоро его сестра – красавица Дуня – будет выдана замуж за “благодетеля” Петра Петровича Лужина. Раскольников прекрасно понимал, что Дуня Лужина не любит и что это жертва для спасения семьи, в частности, его самого.

Раскольников убивает процентщицу топором, но внезапно появившаяся сестра Алены Ивановны, робкая Лизавета, рушит его планы. Как свидетельницу, Родиону приходится убить и ее. Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми – пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем – главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника.

Самаритянское Пятикнижие

Самаритяне используют свой вариант древнееврейского текста Пятикнижия, который написан палеоеврейским письмом. Большинство исследователей сходятся на том, что самаритянское Пятикнижие существовало уже в III веке до н. э. Первое знакомство европейских исследователей с этим Пятикнижием относится к 1616 году.

Началась дискуссия исследователей Библии о сравнительных достоинствах самаритянского и масоретских текстов Пятикнижия. Наиболее полный сравнительный анализ осуществил Г. Ф. В. Гезениус в труде «О происхождении самаритянского Пятикнижия» (на латинском языке, 1815 год). Гезениус доказал, что масоретский текст ближе к оригиналу, чем самаритянский. Последний всегда предпочитает более простые слова там, где первый даёт архаическую или сложную форму. Традиционное произношение, сохраняемое при чтении самаритянами Пятикнижия, обнаруживает близость к языку свитков Мёртвого моря. Наиболее значительное текстуальное отличие самаритянского Пятикнижия от масоретского — вставка после Исх.  и Втор.  длинного отрывка, представляющего собой главным образом стихи Втор. , . Это, безусловно, сознательное видоизменение текста, которое вместе с рядом других, менее значительных изменений призвано «подтвердить» утверждение самаритян, что гора Гризим близ Шхема — «избранное место», то есть место храма.

Книга 3 – “Бесы” (1871-72)

“Бесы” являются самым политизированным романов Достоевского, его нередко ставят в один ряд с антинигилистическими произведениями XIX века. В литературоведении за романом также закрепились определения – роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы – вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина. Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества – деградации души и морали.

Почвой для рождения идеи “Бесов” стало появление террористических и радикальных движений среди интеллигентов, а импульсом послужило политическое убийство студента Ивана Иванова, спланированное нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым для укрепления своих позиций в кругу единомышленников, и спровоцировавшее начало новой революционной философии, так называемой “нечаевщины”.

Сюжет. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь. В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский (прототип Сергей Нечаев) организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям. Для того чтобы укрепить отношения в “кружке” (“пятерке”) Верховенский задумывает убийство. В качестве жертвы он выбирает Ивана Павловича Шатова, бывшего революционера, который после путешествий по Европе разуверился в революционных идеях и стал пропагандировать новую философию о народе-богоносце (прототип убитый народной расправой Иван Иванов). Первое политическое убийство круто изменяет жизнь городка и его обитателей, многие из которых невольно оказываются втянуты в революционную игру Верховенского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector