Поведение раскольникова во время убийства и после него

Ответ или решение 1

1. На протяжении всего романа Раскольников не раскаивается в своём преступлении, ведь оно было им совершено для того, чтобы проверить свою теорию. А согласно этой теории раскаяние будет означать, что он принадлежит к «тварям дрожащим», а он хотел доказать обратное. Поэтому он всеми силами пытался скрыть его и избежать наказания. Единственное, о чём он переживал, это то, что был недостаточно осторожен и может «погореть» из-за пустяка. Даже на каторге другие осуждённые считали его «убивцем», потому что он продолжал жить своей теорией, а свою вину видел в том, что не смог выдержать и признался во всём. Но в эпилоге говорится о том, что он принял и поверил идею Сони, которая прямо противопоставлена его теории. Он начинает верить в Бога, к нему начинают относится по-другому. Это говорит о том, что он изменил свою точку зрения и отказался от своей теории, а значит, понял, что убийство человека, каким бы он ни был, большое преступление.

2. Порфирий Петрович опытный следователь, поэтому он понимает, что Раскольников не родился убийцей, а стал преступником в силу обстоятельств. Он сделал это ради спасения других людей, для очищения мира, то есть им двигала праведная цель, но путь к этой цели он выбрал неправильный. А так как на самом деле Раскольников добрый и отзывчивый человек, совершивший ошибку, то ему морально очень тяжело, его раздирают внутренние противоречия, и следователь это понимает. Нормальный человек не может спокойно нести такой груз.

vashurok.ru

После преступления раскольников

С изумительным искусством рисует Достоевский в «Преступлении и наказании» состояние души Раскольникова после убийства. Прежде всего, он – весь во власти кого-то жалкого, животного страха. Деньгами он не воспользовался, – зарыл их в каком-то дворе и затем, больной, нравственно измученный, заперся у себя в комнате, весь порабощенный одним только инстинктом самосохранения, боясь, что его поймают, что его посадят.

https://youtube.com/watch?v=EuaVUjPPljA

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Теперь «мания величия» сменяется у него «манией преследования». Прежних гордых мечтаний о том «новом слове», которое скажет он людям своим «делом» (убийством старухи), – не осталось и следа. «Наполеон» – обратился в затравленного зайца. Он заметает всяческие следы, он хитрит, подличает (сцена в участке; разговор с Никодимом Фомичом).

Потом он испытывает ужас одиночества. В теории он легко рвал связи свои с человеческим обществом, с его «принципами». Но когда он, на деле, порвал эти связи и оторвался от того целого, «круглого, цельного», о котором говорит и Толстой в «Войне и Мире» – он почувствовал одиночество: он со страхом чувствовал, что не может радоваться приезду матери и сестры, что трудно ему, «преступнику», дышать одним воздухом с ними, что порвались какие-то невидимые связи его с людьми. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг охватывает всю его душу.

Он ясно ощущает, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже, с чем бы то ни было, ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и, будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда ещё до сей минуты не испытывал подобного странного, ужасного ощущения. И, что всего мучительнее, это более ощущение, чем сознание, непосредственное ощущение мучительнейшее ощущение из всех, до сих пор пережитых им в жизни ощущений.

Он то доходит до ясного понимания, что сделанное им гадко и подло , то его мучат страшные кошмары, доводящие до временного помешательства, то мелькает в нём его прежняя, потускневшая теперь «гордыня», – ему опять хочется поиграть роль «героя». Письмоводителю Заметову он, бравируя, говорит о том, как неумело иные преступники скрывают себя от рук правосудия. Когда, не зная, что он убил старуху, при нем говорят об убийстве, говорят, что «убийца не обокрал старуху потому, что руки дрогнули: обокрасть не сумел, не выдержал, – Раскольников как будто обиделся», – делает характерное замечание Достоевский.

Но эти беглые проблески прежнего эгоизма и мании величия не могли спасти его от сознания, что он – не великий человек, а – «вошь», что своего «нового слова» он не доказал, – что всей тяжестью легло на него проклятие его совести, – что он – не протестующий реформатор, а жалкий «отщепенец», «отверженец».

Но неожиданно как раз в это время ему удается совершить доброе дело, – все свои деньги он отдал осиротелой семье Мармеладова. Сознание сделанного доброго дела, радость, что чувство альтруизма не чуждо его душе, что не навсегда оторвался он от других людей, наполнила его существо.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.

«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»

https://youtube.com/watch?v=Ei4ydLhPxRA

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Он смутно начинает сознавать, что спасение для него – в том, чтобы слиться опять с людьми, от которых он оторвался. Нужно было подчинить себя требованиям жизни человечества, – и чтобы войти в него, нужно согласиться на несение «наказания», нужно было открыть свое преступление. И вот, Раскольников чувствует позывы выдать себя в руки правосудия – но борется с этим чувством, пока на его пути не встречается Соня Мармеладова.

«Если действительно всё это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» – говорит он сам себе.

rushist.com

Социальные и философские мотивы преступления раскольникова

Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя “высшим существом”, способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого – денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом – у старушки-процентщицы – лежат деньги, которые ничего не стоит взять.

Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить “по совести”. И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре.

Инфо

На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность – преступно, не нарушить – тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет “падения” которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: “Ко всему-то подлец человек привыкает!” Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.

Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда – высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам.

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Причины преступления

Дуня
«Ты опять права, Соня. Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья… (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!..» — Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» — Раскольников. Часть 5, глава IV.

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?» — Раскольников. Часть 5, глава IV.

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. — Это человек-то вошь!— Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру… Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!… Я давно ни с кем не говорил, Соня… Голова у меня теперь очень болит. — Раскольников. Часть 5, глава IV.

«Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!» — Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Теория главного героя о двух типах людей

От вопиющей нищеты у главного героя рождается теория, которая призвана оправдать многие моральные аспекты жизни и спасти от бедности и других несчастий тех, кто нуждается. Суть рождённой героем теории в том, что люди от природы делятся на “великих”, тех, кто правит миром, создаёт историю; и на тех, кто просто “материал”, кто не способен на судьбоносные поступки, жизни таких людей ничего не стоят. Себя Раскольников причисляет к первой категории, он практически уверен, что является своеобразным “наполеоном”. Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни.

В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом.

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Каковы причины преступления Раскольникова?

(По роману Ф Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству. У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили.

Внимание

Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.

• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман.

Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь — роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения.

• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это — психологический отчет одного преступления.

Таким образом, примеряя на себя роль «вершителя судеб», Раскольников находиҭ не счастье и успокоение, а жестокие нравственные мучения и страдания совести. Он не может переступить через свою «натуру», поскольку сам себя виниҭ как преступника: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку». В романе «Преступление и наказание» автор нарисовал перед нами правдивую карҭину страданий человека под гнетом бедности и социальной несправедливости и ясно показал, какие уродливые, анҭигуманные идеи рождаюҭся на этой почве. Разоблачая индивидуализм и своеволие теории Раскольникова, Достоевский приходиҭ к выводу, что анархический бунҭ несет обездоленным людям только несчастье и страдание.

Права на сочинение «Социальные, философские, психологические мотивы преступления Раскольникова» принадлежат его автору.

Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства.

И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый.

Деятельное раскаяние

Смысл применения этой статьи основывается на факте признания вины самим виновником, что предполагает раскаяние, преступник понимает неправильность своих действий, своим поведением он показывает, что хочет измениться. Применение деятельного раскаяния как основание прекращения уголовного дела может быть осуществлено, чтобы соблюсти принцип гуманности, действующий в российском сборнике законов.

Раскаяние выражается в следующих моментах, производимых злоумышленником:

  1. Самостоятельное признание.
  2. Работа со следствием по добровольному принципу.
  3. Устранение нанесённого ущерба.
  4. Устранение морального вреда.

По закону деятельное признание имеется в виду, если злоумышленник выполнил все или часть этих параметров. Прибытие в отдел полиции или иной правоохранительный орган с повинной предполагает, что человек самостоятельно обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления. Из данного сообщения органы, охраняющие порядок, должны понимать, что совершил человек и как. После получения сведений о совершении злодеяния начинаются следственные действия по выявлению преступника, выявляются все обстоятельства дела, определяется потерпевшая сторона. В этот период виновник также может выражать раскаяние путём помощи органам следствия.

Для этого обвиняемый должен:

  • рассказать о том, в чём он участвовал;
  • показать место преступления, орудие;
  • сообщить об иных участниках или обстоятельствах, которые могут иметь значение.

Обычно заключается мировое соглашение между пострадавшей стороной и виновником, выплата средств происходит в том объёме, в котором договорились обе стороны, а пострадавшая сторона впоследствии не применяет возражений по применению данной статьи и хочет прекратить уголовные преследования в отношении виновника.

Традиционно считается, что применение статьи возможно только при выполнении всех условий, свидетельствующих о том, что виновник осознал своё неприемлемое отношение к пострадавшей стороне и раскаялся в этом отношении. Преступник может сначала совершить злодеяние, скрыть его, и только когда следствию станет известен данный факт, преступник может являться в органы следствия. Это должно выразиться в помощи следствию, а также в материальном заглаживании своей вины. В такой ситуации на применение статьи, где можно примириться с пострадавшей стороной и не нести своё наказание, можно рассчитывать.

Причины преступления Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским 150 лет назад.

Главный герой романа – Родион Романович Раскольников проходит путь от студента, считающего себя «сверхчеловеком», до преступника, осознающего всю мелочность своего поступка. Так какова же главная причина преступления Раскольникова?

Родион Раскольников – главный персонаж романа.

Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором?

На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории.

Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».

Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях.

Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины. В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других.

Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра.

Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли. Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон».

Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление.

Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь. Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа. Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «».

В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него. Тест по произведению Самые популярные материалы августа для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Побудившие факторы

От природы Раскольников был горделив и надменен. В своём университете он заслужил оценку скрытного и молчаливого человека, который ни с кем не общается и с презрением смотрит на всех окружающих. Именно поэтому он не особо стыдился своей нищеты и относился к этому как ко временному недоразумению. Тем не менее она тоже внесла свою лепту и была одним из тех кирпичиков, которые составляли всю решительность Раскольникова в плане совершения преступления.

Хотя мотивы преступления Родиона Раскольникова и были сведены к проверке одной лишь теории, но было множество предпосылок, которые побудили его сделать это. Повлияла целая таблица факторов, из числа которых ведущими можно назвать:

  • желание проверить собственные силы;
  • теснота и давящая атмосфера каморки, где он жил;
  • угрюмость погоды Петербурга;
  • нищета;
  • желание справедливости;
  • постоянные совпадения и намёки на то, чтобы он предпринял попытку убийства.

Вполне возможно, что в совокупности это и дало такой результат, ведь мало задаться мыслью и идеей, надо ещё создать условия для её существования и развития. Последние же как нельзя лучше подходили для неё и способствовали воплощению задуманного. Как только в Раскольникове что-то перевернулось и он ощутил свою мечту как нечто осязаемое, с того момента он начал ходить по острию лезвия. Внутренне он только и ждал момента и знака, чтобы решиться на это. В это время мало что зависело от него самого, хотя он до последнего верил в полный самоконтроль и то, что может вдруг, несмотря ни на что, отказаться от всего задуманного.

Роль предзнаменований

После встречи со студентами был ещё ряд случаев, когда он всё более и более укреплялся в своей идее. Например, встреча с Мармеладовым произвела на него крайне тяжёлое впечатление. Вполне вероятно, что после исповеди Семёна Семёныча он внутренне негодовал на ту же несправедливость. Его бедствующая семья, больная жена и голодные маленькие дети были причиной этого. Он сразу вспомнил про свою идею, и что неплохо было бы решиться на преступление хотя бы ради помощи этим людям.

Однако решающую черту поставил другой момент. Как бы ни был продуман его замысел, он всё равно был несовершенен. В частности, он боялся внезапного появления Лизы, сестры старухи, которая могла испортить всё дело. Чисто случайным образом он узнал точное время, когда её не будет дома. Не сказать, что он был суеверен, но на фоне всех прочих намёков это поставило точку в его голове. Он почему-то решил, что такой момент может являться только раз в жизни и его ни в коем случае нельзя упускать.

Человечность героя

Раскольников не был извергом или что-то в этом роде. В его преступлении есть скрытый мотив, который, впрочем, был непонятен и следователям после раскрытия его дела. Слишком непохоже было всё на простое ограбление, потому как он даже не воспользовался награбленным.

Дотоле же он успел зарекомендовать себя как крайне порядочный человек, который не скряжничал и даже в своём нищенском положении умудрялся помогать нуждающимся.

В чистосердечном же признании в качестве причины убийства он указал, что сделал это в целях улучшения своего материального положения и восстановления на учёбе.

На самом деле причина уходила глубже корнями, и понять её мог тот, кто сам испытывал подобные чувства. После убийства он понял следующее:

  • собственную ничтожность и слабость;
  • несовершенность своей теории;
  • бессмысленность дальнейшей жизни;
  • невозможность находиться в социальных условиях.

Его больше ущемляло осознание своего жалкого состояния и то, что теория провалилась. То, о чём он думал на протяжении долгих дней и о чём строил арифметические подсчёты, было так складно и ясно, а на деле оказалось тлетворно. Он думал, что, перешагнув через мёртвые тела, он станет сильнее и прочнее укрепится в своей идее, но в реальности же только потерял самообладание и наделал кучу ошибок. Свидригайлов сказал Соне, что у Родиона есть только два выхода: или пуля в лоб или каторга.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту

Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя

К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.

Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.

Почему раскольников страдает после преступления

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей.

Внимание

Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова.

Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «

Важно

Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок. Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова.

Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

102931

человек просмотрели эту страницу.

Почему страдает раскольников после преступления сочинение

В Правилах используются следующие основные понятия и термины: (Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу) Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним

  • Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» социально-психологического сопровождения
  • Блуд и наказание О покаянии и блуде Проповедь в Неделю блудного сына Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих. (Лк. 15: 18–19) Сегодняшнее Святое Евангелие, как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же
  • Недорогие дома для круглогодичного проживания Недорогие дома для круглогодичного проживания Иметь тёплый загородный дом мечтает каждый. Возможность возведения построек из бруса для многих превращает мечту в реальность. Благодаря своим эстетическим и эксплуатационным характеристикам, этот строительный материал
  • Исправление ошибок через суд Каков порядок и условия исправления ошибок в решении суда? Какие документы выдает суд после вступления в законную силу определения об исправлении ошибок в решении суда ? КАС РФ статья 184.

Второй сон. Сон о том, как Илья Петрович бьёт хозяйку.

Сразу после совершения убийства Раскольников видит второй безобразный и ужасный сон, который наполнен только воплями, криками и в котором Илья Петрович бьёт хозяйку квартиры: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Здесь нет ярких и приятных красок, каких-то дорогих сердцу воспоминаний, а только ужас и страх: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел. «Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал», — пишет автор.

Но так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом. С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой – это всё – страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.

Но будто бы в ответ на внутренние душевные переживания Роди его мать присылает ему денег. Раскольников выкупает у своей квартирной хозяйки вексель, и уже одной проблемой меньше, но если её сравнивать с драмой героя, то она просто кажется каплей в море!

Несмотря на всё, Родион был просто поражён такой жестокостью людей. Возможно, в этом сне он себя оправдывает и говорит себе, что он не один такой, то есть, по сути, любой человек способен на преступление, если его толкнёт судьба или так сложатся обстоятельства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector