Никого не будет в доме

Темы и настроения

Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.

Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.

Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.

Направление, жанр, размер

На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.

«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.

Тема и идея

  • одиночество;
  • любовь;
  • ожидание встречи с возлюбленной.

По мнению биографа Пастернака, Дмитрия Быкова, в этом стихотворении всё устремлено в будущее, оно даже написано «в будущем времени». Автор находится на пороге новой жизни, в которой начнёт всё с чистого листа. За это ощущение предстоящего счастья и грядущего чуда, по мнению Быкова, Пастернак трепетно любил Новый год.

Лирический герой представляет один из дней, которые ждут его в будущем. Он будет пребывать в доме в полном одиночестве, в тишине и белизне, которая словно готовит само появление чуда. В первых двух строфах с помощью слова «кроме» лишь подчёркивается его отстранённость от всего остального мира и от людей: «кроме сумерек», «кроме крыш и снега, никого». Он полностью растворяется в мире зимней природы и белом цвете, символизирующем одиночество.

Но в третьем и четвёртом четверостишии его настроение и ожидание чуда омрачается тягостными воспоминаниями: им овладевают «прошлогоднее унынье» и думы о «делах зимы иной». В этих строках поэт передаёт своё состояние, связанное с его неудавшимся браком. Его сердце колет «неотпущенная вина»: он не может простить себя за то, что оставил первую жену и сына. Невесёлый зимний пейзаж наводит его на воспоминания не только о непростом расставании с бывшей супругой, но и о тяжёлой жизни послереволюционных лет. На это указывает словосочетание «голод дровяной».

Однако в последних двух четверостишиях настроение героя резко меняется: «как будущность» появляется его долгожданная возлюбленная. Герой явно с нетерпением ждал её, хотя и тщательно скрывал это от читателя. Её образ рисуется всего несколькими штрихами: она легка, воздушна, «без причуд» — её наряд прост, она приносит с собой свет и надежду на счастливое будущее.

История и смысл стихотворения «Никого не будет в доме…»

Борис Леонидович написал его летом 1931 года, и вскоре стихотворение опубликовал журнал «Красная новь». В тридцать втором его издали в сборнике «Второе рождение».

О ком «Никого не будет в доме…»? Литературные критики высказывают разные версии, но большинство исследователей едины во мнении. Принято считать, что автор обращается к Зинаиде Нейгауз, которая стала его женой в начале тридцатых годов и была супругой поэта до самой его смерти.

Пастернак познакомился с Нейгауз в 1929 году. К тому времени он уже семь лет был женат на Евгении Лурье. Зинаида Николаевна утверждала, что Борис Леонидович влюбился в неё летом тридцатого года, когда их семьи вместе отдыхали на дачах. В декабре он ушёл из семьи, а его новая возлюбленная покинула своего мужа, пианиста Генриха Нейгауза.

Затем их отношения развивались отнюдь не гладко. Сам Пастернак порой назвал их «му́кой». Говорят, в ту пору он был даже близок к самоубийству. В 1932 году они вступили в брак, но это была не последняя любовь поэта. На закате жизни Борис Леонидович воспылал чувствами к Ольге Ивинской, но это уже другая история.

Построчные анализы стихотворения «Никого не будет в доме…» Бориса Пастернака опубликованы во многих учебниках и сборниках критических статей по литературе. Не буду их пересказывать и тем более не хочу навязывать читателям Song-Story.ru свою трактовку.

Кстати, не все критики согласны с тем, что произведение посвящено Зинаиде Нейгауз. Так, филолог Наталья Фатеева высказывала предположение, что поэт имел в виду свою первую жену Евгению Лурье.

«Никого не будет в доме…» в фильме «Ирония судьбы»

Над музыкой к мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» работал Микаэл Таривердиев. Стихотворение Пастернака он представил в стиле русского романса, убрав из оригинала текста четвёртое четверостишье и повторив в конце первое. Песню исполнил под гитару Сергей Никитин.

Далее можно посмотреть онлайн музыкальный клип «Никого не будет в доме…» из знаменитого фильма Эльдара Рязанова.

Исполнители песни «Никого не будет в доме…»

Со второй половины семидесятых годов бард Сергей Никитин исполнял на концертах песню на стихотворение Пастернака.

Трио «Меридиан» играло «Никого не будет в доме…» с начала восьмидесятых.

https://youtube.com/watch?v=HWNSjnv3WWc

В двадцать первом веке композицию пели Сергей Трофимов, Алексей Воробьёв и другие известные артисты.

Средства художественной выразительности

Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.

Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.

Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..»  для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.

Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк  маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.

Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.

Жанр, стихотворный размер и композиция

Жанр — любовная лирика. На первый план выходят эмоции и чувства главного героя. Грустный мотив стихотворения характерен для элегии.

Оно написано четырехстопным хореем с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Стихотворение состоит из шести четверостиший, но композиционно делится на две части, которые тесно связаны между собой:

  1. В первой части описываются дом, в котором пребывает лирический герой, зимний пейзаж, тишина, его одиночество, невесёлые мысли, переживания и сожаления.
  2. Во второй части происходит резкая смена настроения, когда появляется возлюбленная героя. Её воздушный образ привносит в действительность свежесть и лёгкость, наводя на мысли о светлом будущем.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», – именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Средства художественной выразительности

По своей интонации стих очень плавный и спокойный, будто лирический герой не хочет нарушать мирную атмосферу зимнего дня и тишину, господствующую в пустом доме. Даже когда появляется долгожданная героиня, автор не использует восклицательных предложений, хотя и чувствуется его восторг и восхищение ею. Должно быть, именно благодаря размеренному тону повествования текст легко превратился в лирическую песню в жанре романса, включённую в фильм «Ирония судьбы». Композитор Микаэл Таривердиев называл текст «нежными стихами».

Борис Пастернак использует большое количество средств художественной выразительности, которые служат для более подробного раскрытия темы и передают внутреннее состояние героя. Благодаря тропам можно погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа или почувствовать одиночество персонажа. Автор подбирает художественные средства на основе своих ассоциаций. Например:

  1. Метафоры, присутствующие почти в каждом четверостишии: «белых комьев быстрый промельк моховой», «зачертит иней, завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
  2. Эпитеты: «зимний день», «белые комья».
  3. Сравнение: «ты, как будущность».

В строке «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин» он показывает немного тревожную атмосферу, используя звуки «р», «з», «с», а в строке «пробежит сомненья дрожь» с помощью звука «ж» показывает неожиданность вторженья героини. Её возникновение заставляет все тревоги героя стихнуть и становится началом чего-то нового, но об этом читатель догадывается уже сам, так как в этот момент повествование обрывается на светлой позитивной ноте.

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятение, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине». Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

Образы и символы

Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».

Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.

Идея

Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.

Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector