Новоспасский монастырь

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью

Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить. На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям). Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский. В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Юрьев монастырь Великий Новгород

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли. А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

15-17 века

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.

Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

20 век

В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии.

В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло — по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия  рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей», висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне — архиепископ Орехово-Зуевский — викарий Святейшего Патриарха).

История иконы Всецарица

Основная икона Божьей Матери, названная как Всецарица, или Пантанасса, находится в Греции в Ватопедском монастыре с XVII века. Расположена в соборном храме слева от царских ворот.

По размеру икона небольшая. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках. Богородица восседает на троне, за которым расположились по обеим сторонам два ангела, благоговейно осеняющие своими крылами Пречистую Деву. Младенец Иисус находится на руках у Богородицы, держит в левой руке свиток, а правой посылает благословение.

Согласно церковным преданиям, первое чудо от иконы Всецарицы случилось в древние времена. Юноша, не имеющий веры и занимающийся колдовством и магией, что признается церковью как грех, решил совершить колдовской обряд перед иконой Божьей Матери, которому не суждено было свершиться. Во время его бормотания лик Девы Марии озарило яркое сияние. Этот свет наполнился необычной силой и откинул грешника от иконы очень далеко. Молодой человек испугался и решил раскаяться в своем поступке перед служителями этого храма и принять монашество, чтобы служить при церкви на Афоне.

Это событие было воспринято как чудо от святого образа, которое привело заблудшую душу к покаянию и вере. На этом чудесные события от иконы Всецарица не заканчиваются. Люди, обращающиеся за помощью к образу Богородицы в этом храме стали свидетельствовать о чудесном исцелении от недуга в виде злокачественной и доброкачественной опухоли.

Рак — это не новая болезнь современного времени, а проблема, с которой люди сталкивались еще в XVII веке, но медицинского лечения как такового еще не было. Больные обращались с молитвой к Богоматери, которую считали единственным спасением. Кто молил искренне и всей душой получали исцеление, о чем свидетельствуют записи в церковных книгах монастыря в Ватопеде на Афоне.

С иконы стали делать многочисленные списки и рассылать по миру, чтобы большее число людей, больных раком, или их родные имели надежду на исцеление, обращаясь к образу Всецарицы.

Появившись в России, икона Божией Матери Всецарице тоже явила чудо. Оздоровление детей в онкоцентре в Москве стало диагностироваться чаще с появлением иконы, потому что медики сами констатировали такой феномен, поясняя, что препараты не могут обеспечить такого результата.

Подтверждением того, что икона чудотворная, является факт того, что образ стал мироточить в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм наполнился благоуханием от нескольких капель. Повторно было замечено, что икона мироточит на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подобные знамения укрепили дух верующих и молящихся о выздоровлении от рака и других недугов.

Первое избавлением от болезни, точнее, от наркотической зависимости, молодого человека — это начало чудесной помощи от иконы Всецарица в России. Благая весть передавалась по Москве из уст в уста и людей, желающих прикоснуться к святыне и помолиться о своей беде становилось больше. Икону было решено перенести в храм Всех Святых и периодически доставлять ее обратно в детский центр для совершения богослужения и духовной помощи болеющим и их родным.

История написания списков с иконы Божьей Матери Всецарица для Москвы на этом не заканчивается. В 1997 году чудотворный образ Богородицы появился в Новоспасском монастыре. Икона имеет такое же свойство мироточить и помогать отчаявшимся, молящимся с особым чувством веры, исцелиться или получить облегчение в болезни.

В Московской области есть еще один список Всецарицы — находится в городе Серпухове в женском монастыре Владычном. Зафиксировано, что этот образ мироточил 30 раз, что является настоящим чудом.

Островок спасения

На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.

Общественное значение

Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.

Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.

В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.

В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.

При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.

Монастырский сад

Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.

Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.

Монашеский труд

Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.

На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.

В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.

Процветание монастыря

Эпоха процветания монастыря связана со вступлением на престол Михаила Федоровича Романова. В монастыре построили палаты патриарха Филарета, Архиерейский дом, каменные стены высотой 7,5 м, толщина которых доходила до 2 м, а протяженность – 500 м, с башнями и бойницами.

Царская семья прибывала сюда на богомолье, к могилам Романовых совершались торжественные царские выходы и делались щедрые пожертвования на помин души предков. Монастырь богател: цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и богатое облачение.

В XVII веке при архимандрите Никоне на месте старого собора построили величественный, торжественный пятиглавый – главный собор Новоспасского монастыря. В основании столбов соборной паперти, внизу – изображения десяти древнегреческих философов, которые должны свидетельствовать о том, что православная вера по величию выше прославленных языческих мудрецов.

Монастырь, владея деревнями и землями, по праву назывался богатейшей московской обителью. В 1786 году над главным въездом в монастырь вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, которую строили с перерывами 50 лет.

Престольные праздники

  • Главный храмовый престольный праздник – Преображение Спасителя, празднуется 19 августа по григорианскому календарю. Православной церковью почитается в числе двунадесятых праздников.
  • 31 августа – праздничное (хвалебное) великое богослужение в почитание иконы Матери Божьей пресвятой девы Марии «Всецарица» (Пантанасса).
  • 14 октября – Празднование Святого Покрова Заступницы нашей Богородицы. Этим же днем проводится служба в честь божественного сочинителя молитв и псалмов Романа Сладкопевца, любимого заступника небесного династии Романовых.
  • 10 декабря – праздничное богослужение в почитание иконы Матери Божьей «Знамение». Это главный храмовый праздник Знаменской церкви.

Господь говорил, что не здоровые, но больные имеют нужду во враче. В Новоспасский ставропигиальный монастырь редко кто приходит из праздного любопытства. В Москве немало святых, намоленных мест, где душа очищается от скорби и наполняется благодатью.

Люди несут сюда свои болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. И приходящий с искренней верой и нуждой в помощи обязательно получает ее – в виде облегчения, укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Оформление статьи: Владимир Великий

История создания обители

Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.

Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.

Архитектурные и культурные памятники

Не все храмы обители на текущий момент восстановлены, некоторые из них еще находятся в стадии реконструкции. Это церковь Сергия Радонежского, которая устроена в колокольне, Николаевский храм (изначально был больничным).

  • Центральным собором обители является Спасо-Преображенский храм, который основали в конце XV века, а нынешнее строение возвели в середине XVII. Именно здесь размещена икона «Всецарица»; Новоспасскому монастырю в Москве ее подарили два десятилетия назад. Сам собор уникален фресковой росписью, которой его украсили сразу же после возведения. Кроме православных сюжетов здесь изображено и родовое дерево рода Романовых, а также греческие философы, символизирующие языческую мудрость. В подклете собора размещена усыпальница Романовых.
  • Покровская церковь – возведена во второй трети XVII века; к храму была пристроена трапезная. Поскольку эта церковь расположена на закрытой территории обители, с главной площади ее не видно. Именно здесь – усыпальница Шереметьевых.
  • Что касается церкви, размещенной в нижнем ярусе колокольни, разрушен этот храм был во время нападения французов: один из колоколов сорвался вниз, упав прямо на церковь.
  • На территории обители установлен также памятный крест Сергею Александровичу Романову. Это копия креста, который спроектировал Васнецов (оригинал находится в Кремле).
  • Недалеко от входа в обитель есть небольшая часовня, возведенная на месте погребения инокини Досифеи. Считается, что именно так стали звать после принятия пострига княжну Тараканову.
  • При обители действует музей, посвященный истории монастыря. Экспозиции демонстрируют уникальные артефакты, церковную утварь прошлых веков. Есть выставка, посвященная князю Сергею Александровичу.

Судьба монастыря в XX веке

Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.

Вход в монастырь

С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму.

В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.

Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.

Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.

Вид монастыря с Саринского проезда

Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.

Чудотворная икона «Всецарица»: современные чудеса

По всему миру зафиксированы чудеса исцелений по молитвам перед иконой «Всецарица». К 2000 году их насчитывалось более 1000. Каждый монастырь и приход стараются вести учет полученной благодатной помощи.

В Московском Онкологическом центре известен случай исцеления больной девочки в 1991 году. Ребенок заметил свечение, исходящее от бумажной репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», находящейся в палате. Затем необычный свет увидели и другие дети. После этого смертельная болезнь отступила от девочки.

В 1996 году в Москве произошло спасение молодого человека от наркомании. После того как он выпил Святой воды, освященной на молебне возле иконы Богородицы «Всецарица», у него появилось желание излечиться и изменить свою жизнь .

Посещение и часы работы Новоспасского монастыря

Собираетесь посетить Новоспасский монастырь в Москве – обязательно изучите расписание богослужений: обитель открывается для посетителей перед литургией, а закрывается – по окончанию вечерней службы. В монастыре можно не только поклониться святыням или помолиться перед иконой «Всецарица», но и побывать на экскурсии. Для этого следует заранее связаться с экскурсионной службой, которая работает с 9.00 до 19.00 (без выходных). Отправить заявку можно и на сайте обители. В монастыре проводят такие экскурсии:

  • обзор архитектуры – часовое знакомство с монастырским ансамблем;
  • обзорная с изучением архитектурного ансамбля, посещением усыпальницы Романовых и Преображенского храма – знакомство с фресковой живописью, историей обители, посещением могил Романовых;
  • обзорная по музею – знакомство с экспозицией, фотогалереей, раритетными экспонатами;
  • экскурсия по стенам – подъем на крепостные стены монастыря, прогулка по саду обители, посещение усыпальницы Романовых.

Важно! Поскольку обитель является действующей, не забывайте о монастырских требованиях к внешнему виду посетителей (женщины – в платьях, юбках, с закрытыми руками и покрытой головой, без косметики; мужчины – в брюках, закрытыми плечами, без головного убора). Фотографировать братию, а также службу в храмах запрещено

История Новоспасского мужского монастыря

XIII век

История основания монастыря уходит корнями в XIII век, когда князь московский Даниил решил основать храм в честь Спаса Всемилостивого. Первоначально он был заложен на месте расположения теперешнего Данилова монастыря, на землях Кремля. А позже Иваном Калитой, сыном Даниила, перенесён на территорию Боровицкого холма и отстроен из первоначально деревянного в каменный.

Названа была обитель в те времена Спасской. Монастырь стал центром духовной жизни всей Москвы. На территории монастыря, наряду с другими специально построенными зданиями, успешно функционировал приют для бедных, снабжавший их едой и кровом.

Во времена Ивана III рядом с обителью шло постепенное замещение множества деревянных построек, их место занимали каменные палаты и дворцы. И монастырь являлся очевидной помехой для подобных нововведений, ведь места для строительства было уже недостаточно.

По этой причине и было задумано перенести обитель в другое место. История гласит, что инициатором подобного решения стала Софья Палеолог, супруга Ивана III. Примерная дата переноса – около 1490 года.

XV век

Новым местом был избран Крутицкий холм недалеко от реки, где монастырь расположен и поныне, получив название Новоспасского. С 1491 по 1496 г. по инициативе Ивана III и под патронажем архимандрита Никона был построен храм Преображения Господня. А задуман и выстроен он был по аналогу Успенского Собора, находившегося на территории Кремля.

Храм Преображения Господня

Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы. При их попечительстве в храме монастыря проводились богослужения, территория украшалась и благоустраивалась, а под монастырскими сводами обретали упокоение целые поколения семей бояр Романовых.

В соборной усыпальнице покоится прах самого родоначальника царской династии – боярина Захарьина Романа Юрьевича. Также там представлены захоронения представителей других именитых родов.

Во времена правления Ивана Грозного монастырь временно утрачивает своё основное предназначение и превращается в подобие крепости для отражения вражеских атак от стен столицы.

XVII век

В обитель в середине века по указу царя переносится из Вятской губернии икона Нерукотворного Образа Спасителя. Она и была главной монастырской святыней на протяжении многих столетий.

Храм святителя Николая Чудотворца

В годы правления Михаила Романова в 1640-х годах на территории монастыря появляется множество новых построек, в числе которых храм святителя Николая Чудотворца и церковь Знамения Богородицы.

Церковь Знамения Богородицы

Во времена смуты обитель использовалась как место заключения инакомыслящих и преступников.

XVIII век

Окончание правления Петра I. Обитель приходит в упадок, её одолевают пожары и разрушения. А с приходом Екатерины II конфискуются земли большей части обители.

XX век

Новоспасский монастырь в 1918 г. закрыт, а его здания отведены под женскую тюрьму, а впоследствии и под концлагерь для опасных преступников и политических заключённых.

Незадолго до войны некрополь святыни разрушили, а монастырь стал архивом НКВД. Также там были размещены склады и даже жилые помещения.

Обитель осквернялась долгие годы, перестав соответствовать своему статусу и предназначению. Решению окончательно её уничтожить помешала Великая Отечественная Война.

Но в 1990 году Новоспасский мужской монастырь вернулся под покровительство Московской Патриархии.

Испытания в сложные периоды

Серьезным испытанием монастыря стало вторжение в Россию Наполеона. Французские солдаты разграбили храмы, перевернули вверх дном акрополь, пытали иноков, надеясь найти спрятанные сокровища. Под Преображенским собором вырыли ямы для взрывчатки, пытаясь взорвать храм, но не успели. Раны, нанесенные войной, монастырь залечивал до 1840 года.

После революции 1917 года монастырь закрыли, монахов прогнали, монастырь превратили в женскую тюрьму. Революционные солдаты напрасно перерыли акрополь второй раз: французские грабители еще до них опустошили могилы.

В храме устроили бараки для уголовников и политзаключенных. В годы репрессий здесь расстреливали заключенных, заставляя самих рыть могилы. В 1918 году в монастыре расположилось Главное управление местами заключения. Здания передали в распоряжение НКВД – здесь хранили архивы и конфискованную мебель. В Никольском храме устроили картофелехранилище. Строения ветшали, и новая власть намеревалась взорвать монастырь, но планам помешала Великая Отечественная война.

После войны в церкви устроили санпропускник – душевую с вошебойкой – в помощь расположенной рядом таганской тюрьме. Позднее санпропускник приспособили под вытрезвитель.

В 1968 году в монастыре начались реставрация. В 1991 году Новоспасский монастырь возвращен Русской православной Церкви. 23 марта 1991 года в обители прошла первая божественная Литургия и постепенно наладилась монашеская жизнь.

Архитектурные особенности

Монастырский ансамбль вызывает восхищение, смешанное с чувством умиротворения и покоя, и завораживает великой тайной бытия. Под красивой, устремленной ввысь колокольней высотой 80,4 м – главные ворота обители.

Во втором из 4 ярусов Новоспасской колокольни – церковь святого чудотворца Сергея Радонежского. Над верхним ярусом издалека видны новоспасские часы. Через каждые полчаса их мелодичный бой оглашает окрестности. Проектировал колокольню зодчий Иван Жеребцов.

Величественная, гордая, удивительно стройная, будто парящая в небе, колокольня – главное украшение. У ее основания, на временной звоннице, – огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых.

Гордость Новоспасской обители – собор Преображения Господня. Величественный четырехстолпный, пятикупольный собор начал строить первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил строительство сын и престолонаследник Алексей Михайлович. Строгая внешняя простота четырехугольного в основании здания усиливает величавую монументальность сооружения. Свод здания поддерживают 4 массивных четырехгранных столба. Каждая сторона здания оформлена тремя апсидами (полусводами).

Вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Церковь построена в 1675 году царем Алексеем Михайловичем, на строительство государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Трехглавый храм выдержан в русском стиле. Внутри храма – три придела.

С северо-запада к собору вплотную примыкает Знаменский храм. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконы «Знамение Богоматери» – семейной реликвии царской династии.

Маленький однокупольный Никольский храм замыкает корпус братских келий вдоль восточной стороны монастырского подворья. Храм построен на средства князя Якова Черкасского в 1652 году. Храм служил монастырской больницей. В подвале Никольского храма в каменных мешках содержались опаснейшие уголовные преступники и еретики. Богослужения в храме продолжались до 1926 года – с улицы церковь имела отдельный вход, и приходская полулегальная община проводила уставные службы с риском для жизни.

Внутри фундамента собора Спаса Преображения приютилась усыпальница царской династии Романовых. Здесь покоятся останки 70 членов династии Романовых и их друзей. В усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов Православной Церкви. Последним здесь захоронен прах великого князя Сергея Александровича Романова, дяди Николая II, прах которого в 1995 году с почестями перевезли в монастырь.

Рядом с усыпальницей – крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образованный в 1902 году, он самый «молодой» из храмов монастыря. Преподобный роман Сладкопевец, живший в Константинополе в VI веке, сочинитель молитв и псалмов, почитался царской семьей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector