Ishtar

Ворота Иштар и процессия

Модель главной улицы процессии (Адж-ибур-шапу) в сторону ворот Иштар

Один раз в год ворота Иштар и соединяющая их дорога процессий использовались для новогоднего шествия, которое было частью религиозного праздника, посвященного началу сельскохозяйственного года. В Вавилоне обряды, связанные с этим праздником, длились двенадцать дней. Празднование Нового года началось сразу после сбора урожая ячменя, во время весеннего равноденствия . Это был первый день древнего месяца нисан, что эквивалентно сегодняшней дате 20 или 21 марта.

Путь процессий, протяженностью более полумили, простирался к северу от ворот Иштар и был спроектирован с использованием кирпичных рельефных изображений львов, символа богини Иштар (также известной как Инанна), богини войны, дракон Мардука, повелителя богов, и бык Адада, бог бури. Почитаемая как Госпожа Небес, Иштар олицетворяла силу сексуального влечения и считалась дикой и решительной. Символизируемая звездой и ее священным животным, львом, она также была богиней войны и защитницей правящих династий и их армий. Идея защиты города далее воплощена в этом проекте ворот за счет использования зубчатых контрфорсов по обеим сторонам этого входа в город.

Фризы с шестьюдесятью свирепыми львами, олицетворяющими Иштар, украшали каждую сторону Пути Процессии, с вариациями цвета меха и гривы. На восточной стороне у них была левая нога впереди, а на западной стороне правая ступня была впереди. Каждый лев был сделан из сорока шести формованных кирпичей в одиннадцать рядов. Лев изображен на синем эмалированном кафельном фоне и оранжевой кайме, идущей вдоль самой нижней части стены. Обладая белым телом и желтой гривой, лев Иштар был воплощением яркого натурализма, который еще больше усилил славу Вавилонской улицы Шествия.

Цель новогодних праздников заключалась в том, чтобы подтвердить превосходство Мардука и его представителя на Земле, царя, и выразить благодарность за плодородие земли.

Путь Процессии был вымощен большими каменными плитами, установленными в битумном слое, и в некоторых местах достигал 66 футов в ширину. Эта улица шла от Евфрата через храмовый квартал и дворцы к воротам Иштар.

История происхождения

Иштар

Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.

Шумеры

Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Возрождение Астарты в магической традиции

Определенные попытки обратиться к образу Астарты прослеживались у человечества с самых древних времён. Еще древнегреческие и древнеримские историки внимательно исследовали остатки культов этой богини, и именно благодаря им возникло само по себе имя Астарты, так как оно является греческой адаптацией других шумеро-аккадских, вавилонских и финикийских племен. Тем не менее, древние греки и римляне лишь констатировали факт существования этого образа и проводили параллели с имеющимися в их пантеонах божествах.

Снова свои взгляды к Астарте начали направлять различные маги, эзотерики, предсказатели и колдуны в 15-16 веках. Эпоха Возрождения подстегивала интерес к познанию древности и сокровенных тайн бытия. Именно тогда были написаны самые знаменитые гримуары, подробнейшим образом описывающие самых разнообразных ангельских и демонических существ. В некоторых из таких книг фигурировала и Астарта.

Конечно, в одном из самых сохранившихся к сегодняшнему моменту магических пособий — Малом Ключе Соломона, имя Астарты отсутствует, несмотря на то, что сам Соломон значительную часть своей старости посвятил поклонению этой богине. Впрочем, многие исследователи склоняются к тому, что в этих гримуарах просто-напросто вообще нет женских имен различных демониц, духов или же древних богинь.

Следует отметить, что в отличие от большинства других демонов, Астарта сохранила свою божественную силу и мощь, поэтому никаких практических ритуалов относительно её непосредственного вызова, или же эвокации не осталось. Единственный ритуал непосредственного призыва заключался в вызове теней Астарты. Для этого ритуала необходимо было начертить октограмму, расставив по восьми лучам получившейся звезды свечи. Делать этот ритуал необходимо исключительно в день Сатурна — субботу. После расстановки свечей, в центре звезды разжигается костер, которому необходимо прогореть до углей. После этого в угли бросается фимиам, сделанный самостоятельно из большого комплекса трав, а именно:

  • 1 доли белого ясенца;
  • 1 доли гнездовки настоящей;
  • ½ доли корня душистой фиалки;
  • ¼ доли пятнистого ятрышника;
  • ½ доли цветков серебристой акации;
  • ½ доли корня мандрагоры;
  • 1 доли ягод и листьев падуба;
  • ¼ доли ядовитого веха;
  • 1 доли ягод черного паслена.

После вдыхания фимиама, по классическому ритуалу приносятся в жертву белый и черный голубь, а их кровь открывает в этот мир Врата Астарты, через которые проходят её тени. Следует отметить, что в данном ритуале взывание обращено именно к тёмной и демонической ипостаси богини. Проводится ритуал в низинах, предпочтительно — на месте сильных пожарищ или кровавых сражений. Сила вызванных теней позволит вам получить благословение на практически любые дела, нацеленные на ваше обогащение, личную месть или просто успех в любых начинаниях за счет страданий других людей.

Также существуют практики вызова и других ипостасей Астарты — воительницы, небесной матери, покровительницы мореходов или земной богини. Так, для людей опасных профессий, связанных с воинским делом, будет очень полезно обращение именно к Астарте-Воительнице:

В целом, об Астарте сейчас известно далеко не всё, что знали люди в древности, но обилие магических практик, а также археологических источников позволяет довольно точно реконструировать образ этой богини и сущность основных культов поклонения ей. И применение этой информации в магическом смысле способно обеспечить быстрого достижения практически любых целей, начиная от налаживания семейной жизни и заканчивая причинением кому-либо зла и страданий.

Сейчас имя Астарты можно встретить во многих отраслях человеческой культуры. Так, это имя взяла себе одна гадалка, которую часто ищут как Астарту Ленорман, что само по себе является путаницей. Есть несколько культовых музыкальных коллективов тяжелой направленности, использующих в своей музыке песни и мотивы, связанные с историей этой богини. А одна из греческих групп, полностью состоящая из женщин, полностью взяла себе имя этой богини. В честь богини назван астероид, про неё написано множество книг, она фигурировала в самых разнообразных фильмах, поэтому говорить о её забытьи неуместно.

Трансформация роли Астарты

Великая Астарта предстала как древнейшее божество, занимающее главенствующую роль в большинстве пантеонов. Она постепенно трансформировалась из покровительницы цариц в защитницу проституток, объявлялась из великой матери в богиню лжи и обмана. Цари то жаждали олицетворять ею верховного жреца, то, наоборот, упраздняли матриархальный строй, считая не уместным проявление женской царственности и силы. Подобная трансформация прослеживалась в большей части культур.

С формированием и распространением иудаизма, а затем и христианства поклонение Астарте стало носить запретный характер, так как ее образ начали демонизировать. Ее провозгласили одной из верховных демониц.

Подтверждением ее темной сущности служит то, что одним из ее имен было Люцифер или Анунит, что означает утренняя звезда, а в более поздней христианской теологии – дьявол.

Брак Иштар

О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке «битва» дословно на русский переводится как «пляска Иштар». Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.

Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.

Images

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Stage 4

April Fool

Ereshkigal’s April Fool Art

Stage 2 (Fate/Grand Order Arcade)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Stage 4

Portrait (Stage 1)

Portrait (Stage 2)

Portrait (Stage 3)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Command Card (Stage 1)

Command Card (Stage 2)

Command Card (Stage 3)

NP Logo

Stage 1 (No Maanna)

Stage 2 (No Maanna)

Stage 3 (No Maanna)

Stage 1 (Old)

Stage 2 (Old)

Stage 3 (Old)

Command Card (Old Stage 1)

Command Card (Old Stage 2)

Command Card (Old Stage 3)

Stage 1 (No Maanna, Old)

Stage 2 (No Maanna, Old)

Stage 3 (No Maanna, Old)

Weapon (Old)

Heavenly Boat Maanna (Old)

Heavenly Boat Maanna (Stage 3, Old)

Gems (Old)

Venus (Old)

Official Render (Stage 2)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Mini Ishtar (Babylonia Story)

Super Ishtar (Christmas 2017 and Battle in New York 2019 Story)

Super Ishtar (Hologram)

Seven-Headed Warhammer Sita (Max Bond CE)

Jewel-Cut Stars (Valentine CE)

Heroic Spirit Formal Dress

2 Gods 3 Legs

Starry Nights

Fate/Grand Order Arcade (CE)

Giant Babbage

Silver-Glittering Snow Goddesses

Bitter Sweet

Absolute Demonic Battlefront Babylonia

A Graceful Heaven, A Magnanimous Earth

Heroic Spirit Travel Journal: Ishtar

Flower Sunshine

Heroic Spirit Tour: Ishtar

Mistress of the Heavens (Command Code)

FGO MyCraft April Fools

Stage 2 (Fate/Grand Order Arcade)

Character Design of Fate/Grand Order -Babylonia-

Fate/Grand Order -Babylonia- Art

Illustration by Kouzuki Kei for F/GO Babylonia Anime Campaign

Fate/Grand Order 5th Anniversary: under the same sky

Servant Details Ishtar

Иштар — богиня коварства

В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.

Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.

Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.

Карьера

Алабина лет

В 23 года Иштар переехала во Францию ​​и начала петь в клубах. У нее была своя группа по имени Алеф. Она также выступала в качестве бэк-вокалистки у нескольких известных артистов и французских певцов, таких как Джулиан Клэр. Во Франции ее обнаружил продюсер, которому понравился ее голос. Он познакомил ее с Лос-Ниньос-де-Сара . Она присоединилась к группе в качестве ведущей вокалистки, и вместе они выступали под именем Alabina .

Вскоре Alabina стала успешной во всем мире, несколько раз входя в топ-10 и топ-40 только в США.

Алабина успешно смешивала звуки фламенко , арабского языка , поп-музыки и танцев . Los Niños de Sara обычно пели на испанском, а Иштар пела на испанском, арабском, французском, иврите или на смеси языков — несколько песен были спеты на испанском и арабском языках.

Сольная карьера

Несмотря на успех Алабины , после двух альбомов Иштар решила заняться собственным сольным проектом (хотя по-прежнему в составе группы); Los Niños de Sara также начали выпускать собственные компакт-диски.

В ноябре 2000 года был выпущен La Voix d’Alabina (Голос Алабины) . Он усилил звучание восточной поп-музыки, смешав некоторые традиционные арабские звуки и танцевальные ритмы. Девять из двенадцати песен были в основном на французском, хотя арабский, испанский, английский и иврит были смешаны в разных песнях (например, Last Kiss был на английском). Некоторые треки, в том числе Last Kiss, пользовались успехом на танцполе .

Иштар также нанесла визит своим поклонникам в Израиле, где она вела несколько телешоу, исполнив дуэты с местными звездами, такими как Павло Розенберг , Авиу Медина и Дэвид Д’Ор .

Иштар продолжала гастролировать по миру с Алабиной в течение следующих нескольких лет, работая над своим вторым альбомом Truly Emet , который был выпущен в августе 2003 года, на этот раз с большинством песен на иврите . Однако она решила спеть больше песен на смеси арабского и иврита, чтобы показать, что между двумя культурами может быть гармония. Поистине, Emet снова пользовался успехом на танцполе, особенно песни C’est La Vie и снова Last Kiss .

Еще несколько выступлений было сделано с Alabina , хотя по состоянию на 2005 год казалось, что группа распалась, больше не исполняя и не выпуская новую музыку.

Третий альбом Иштар, Je Sais D’où Je Viens (я знаю, откуда я) был выпущен в ноябре 2005 года. На этот раз музыка все еще была восточной поп-музыкой, но не более танцевальной. Больше хип — хоп -типа ударов перемешивались с использованием арабской музыки. Большинство песен были исполнены на арабском языке, четыре — на французском и несколько — на английском, в то время как на протяжении всего альбома можно было найти испанский и иврит. Она снова обрела танцевальный успех с такими синглами, как Habibi (Sawah) , в котором впервые в ее карьере участвовал рэпер JMI Sissoko.

Вскоре после этого был выпущен компакт-диск с лучшими хитами The Alabina Years , в который вошли сольные хиты Иштар, ее хиты Alabina, а также несколько новых английских треков.

В настоящее время Иштар живет во Франции и работает над продвижением своего альбома «Best Of».

В 2005 году Иштар выпустила свой пятый альбом, который был записан в Париже, Нью-Йорке и Турции. В этом альбоме Иштар адаптировала арабскую музыку из своего детства с различными направлениями испанской и западной поп-музыки с участием художника Джимми Сиссоко.

После этого альбома она решила сделать перерыв, чтобы в 2007 году родить близнецов.

В 2009 году она записала песню «Yahad» в дуэте с Коби Перецем, которая была удостоена звания «Песня года» (Diamond Award) на церемонии Big Apple Music Awards в Нью-Йорке.

В 2012 году она выпустила новый альбом под названием «7». В альбоме 12 песен, в том числе первый сингл «Mi Amor». В том же году в израильском фильме «Баллада о плачущей весне» она сыграла драматическую роль и исполнила заглавную песню. В 2016 году она выпустила новый альбом в сотрудничестве с первым французским каналом TF1, который спродюсировал ее альбом. Ее первый сингл A PARIS стал большим хитом сразу после террористической атаки. я-Пэрис, — сказала она.

Контекст

Ворота Иштар стали частью строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор II. По его повелению Вавилон был обнесен двойной стеной. Высота внешних стен достигала 8 метров, ширина — почти 4 метра; внутренних — 11−14 метров и 6,5 метра соответственно. Через каждые 20 метров располагались оборонительные башни. Войти в город можно было через одни из восьми укрепленных ворот. Одними из них были и ворота Иштар. Они находились в конце так называемой Дороги процессий, по которой в день празднования Нового года проносили статуи богов.


Богиня Иштар. (Pinterest)

То, что осталось от ворот Иштар, сегодня хранится в Пергамском музее в Берлине, а часть барельефов рассеяна по музеям мира. Как же часть крепостной стены попала в Германию? Произошло это век назад после раскопок одного из крупнейших немецких археологов Роберта Кольдевея. В конце 19 века он смог убедить Германское восточное общество, правительство и кайзера Вильгельма II финансировать раскопки в Месопотамии на месте Древнего Вавилона.


Роберт Кольдевей. (Pinterest)

Раскопки Вавилона продолжались 18 лет (вместо планировавшихся пяти) и если бы не британские войска, в 1917 году вступившие в Багдад во время Первой мировой войны, не исключено, что Кольдевей работал бы и дальше в долине Евфрата. Археологам удалось раскопать крепостные стены, царский дворец, остатки храма Мардука и др. Во время работ верхняя часть ворот обрушилась — в Берлин были доставлены сотни обломков, из которых было восстановлено сооружение с максимально возможной точностью.

От богини к демонице

С ростом и популяризацией иудаизма возникло жесткое противостояние существующим языческим религиозным обычаям и пантеонам, и, конечно, любое поклонение Астарте стало недопустимым и запрещенным. Хотя вера в нее сильно укоренилась, и продолжалась еще длительный период.

Демон Астарта даже в монотеистических обычаях имел более сильный образ в отличие от, например, величественной Лилит. Супругом новоиспеченной демоницы был Астарот – представитель знати ада, верховный демон.

Астарта в лице демона стала выступать как символ и олицетворение хитрого расчета и целенаправленной жестокости. Даже в качестве демона она осталась соблазнительницей, повелительницей суккубов и злонамеренных замыслов. Преклонение и чтение богини стало запрещенным действом, а неповиновение безжалостно наказывалось, в том числе и смертной казнью.

В Библии же она упоминается чаще других богинь, фигурируя совместно с ваалами в качестве обобщающего термина идолопоклонства. Ее имя стало нарицательным, и обозначает приплод в стаде.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина — около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич. Основной цвет сооружения — ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных — сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.

Возрождение культа

Христианству было суждено завоевать весь мир, чтобы потерять его. Через Возрождение и Просвещение в Европу стало возвращаться язычество в форме оккультизма. Учёные того времени прикрывались от христианской мистики позитивизмом главенства опыта в познании, а сами увлекались астрологией, алхимией и магией. Повсеместно ультрамодными стали тайные антихристианские общества масонского типа. Полетели головы христианских монархов. Разбогатевшие торговцы и ростовщики подчинили себе правительства государств.

Неудивительно, что древний давно дискредитировавший себя культ Богини Матери, противостоящей Богу-Творцу, начал возрождаться.

Чтобы его увидеть в современных проявлениях необходимо вспомнить символы Богини Матери. Одним из явных и повсеместных символов богини является сова. Она сопровождает богиню в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Европе.

Одной из ярких вспышек пробуждения древней бездны было создание масонского Ордена баварских иллюминатов. На их эмблеме красуется сова. Иллюминаты – это значит просвещенные. Свет – это спутник солнечного бога (не Творца), который сопровождал богиню. Здесь же всплывает другой страшный символизм. Свет является спутником падшего ангела. Он сияющий пал во тьму. Поэтому его называют несущий свет (люцифер).

Другой вспышкой является искажение древнего благочестивого иудаизма в виде модной каббалы Средневековья и Нового времени, в которой наряду с Адамом и Евой появляется ещё один персонаж — Лилит. Этот персонаж в вавилонских мифах тесно связан с Иштар. Лилит тоже имеет спутницей сову, является первой женой Адама и убивает младенцев. Имеет змееподобную внешность. Если эти образы соотнести с вавилонской змееподобной Тиамат и библейским змеем, который соблазнял Еву, становится очевидным, что мы имеем дело с осколками единого образа Великой Матери, осужденной на безвестность и навсегда вытесненной иудаизмом.

В кровавых реках террора жертвоприношений Великой французской революции проявляется женский образ богини свободы, которая восходит к римским Либере и Либеру, но имеет явные атрибуты Астарты, супруги солнечного бога. Богиня была увековечена в статуях Свободы. Самая известная из них возведена в Нью-Йорке и имеет лучезарный головной убор (атрибут солнечного бога). Образ статуи Свободы имеет много параллелей с античными богинями, которые также во многом производны от Иштар и от Великой Матери.

Если говорить про современность, то в Богемской роще рядом с Сан-Франциско располагается 10-ти метровая статуя совы, рядом с которой собираются политики (включая президентов США) и бизнесмены для ночных тайных обрядов, один из которых запечатлен на видеокамеру американским журналистом Алексом Джонсом. Богемская роща связана своими посетителями с тайным обществом «Череп и кости» («Йельские иллюминаты»), которое в свою очередь связано основателями с баварскими иллюминатами. Более того, общество «Череп и кости» связано с немецкими оккультистами, которые стояли у истоков нацистской НСДАП.

Функции и культ

Инсталляция архаического храма Иштар с храмовым инвентарём (курильницы, ступенчатый алтарь) и статуэтками молящихся. Ашшур, ок. 2400 года до н. э., Музей Пергамон, Берлин

Андрогинные функции аккадской богини, при наложении их на шумерскую основу обусловили то, что Инанна-Иштар — наиболее сложный персонаж шумеро-аккадской мифологии; ей приписывались противоречивые, порой — прямо противоположные функции. С одной стороны, это была богиня плодородия и плотской любви, с другой стороны — войны и распри; кроме того, это было астральное божество, олицетворение планеты Венера.

Как сама Иштар, так и её ипостаси почитались в локальных пантеонах многих центров Северной и Южной Месопотамии. В начале 2-го тысячелетия до н. э. в рамках её культа сохранялся ритуал «Священного брака», до этого характерный для культа шумерской Инанны, но теперь принявший относительно формальный вид. Тем не менее, в Уруке, бывшем до того крупнейшим центром почитания Инанны, культ Иштар приобрёл оргиастические черты; празднества включали самоистязания (возможно, самооскопление), проявления сексуальной раскрепощенности, принесения в жертву девственности особыми жрицами-кадишту. Считается, что Иштар, помимо прочего, была покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. При этом, культ богини был связан с практикой сакральной проституции; сама Иштар порой называлась «куртизанкой богов», а её святой город Урук — «городом священных куртизанок». Попытки уничтожить оргиастический культ могли предприниматься ещё во 2-м тысячелетии до н. э., однако лишь к концу правления Ахеменидов богиня (в ипостаси Нанайи) окончательно утратила соответствующие черты.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.

Иштар – арт

Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.

Эрешкигаль

Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает Гильгамешу взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.

Гильгамеш и Энкиду

Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.

Гильгамеш и небесный бык

Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия — «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, бога плодородия и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди — размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует смену времён года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector