Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Колокольня

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.

Звонница

  • В 1848 году на северо-западной колокольне установлен главный колокол весом 30 тонн, украшенный изображениями государей России. Масса языка этого колокола составляла одну тонну.
  • На северо-восточной звоннице установили второй по величине колокол — Воскресный, массой 15 тонн
  • На юго-западной стороне — Полиелейный колокол для благовеста в средние полиелейные праздники
  • На юго-восточной звоннице — восемь колоколов различных размеров.

Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.

Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.

Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.

В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.

Собор в наши дни

Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.

Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Посещение Колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор обладает красотой и величием, как своих размеров, так и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру.

Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй.

Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений, здесь располагается смотровая площадка.

Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.

Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года, смотровая площадка работает ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.

Режим работы колоннады совпадает с графиком работы самого музея. Однако, посетить колоннаду можно каждый день, в том числе и по средам, в период с 1 мая по 31 октября.

При этом с 1 ноября по 30 апреля третья среда каждого месяца является выходным днём. Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10:30 до 18:00.

В период с 27 апреля по 30 сентября также доступно вечернее посещение колоннады. «Вечерняя колоннада» открыта для посещений с 18:00 до 22:30.

Лайфхак: вход на колоннаду платный, днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время. Впуск посетителей, так же как и в сам Исаакиевский собор, прекращается за 30 минут до закрытия объекта. Тогда же прекращают работу и кассы.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен

Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации

  • Для колонн Исаакиевкого собора, весившим до 114 тонн, под Выборгом вырубали гранитные монолиты, отделывали фасады и интерьеры из мрамора, завозимого из карьеров: Тивдийского и Рускеальского.
  • Чтобы доставить громадные блоки и установить более сотни колонн был изобретен рельсовый механизм. При создании статуй и барельефов придумали гальванопластику. Данное новшество было применено впервые в мире.
  • Однако до сих пор некоторые считают, что возведение такого гиганта и доминанта в те года  было не под силу людям. Равно, как и строительство Египетских пирамид, мол, без инопланетных высших цивилизаций не обошлось.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией. 

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко

В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.

Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.

Интерьеры собора

Ротонда Исаакиевского собора

Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.

Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.

Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)

Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.

В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.

Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также  между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение  Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия.  Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и  возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.

Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе. 

Никос Флорос награжден за вклад в искусство  Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники. 

После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить  две уникальные работы в этом величественном  православном храме.

Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.

Мараи Георгус,
историк искусств

Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств

Купол Исаакиевского собора

Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.

Колонны из монолитного гранита вокруг барабана главного купола

Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.

Главный купол покрыт позолотой

116772

При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.

Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Мозаика в Исаакиевском соборе

Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.

Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.

Мозаика

Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.

Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».

Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.

Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.

Витраж «Воскресение Христа» в алтаре

Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.

Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.

Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.

Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.

На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.

С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Афиша 1957 года о демонстрации маятника Фуко

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

Памятная доска о ранах собора от немецких обстрелов

Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.

Афиша дома антирелигиозного просвещения, май 1934 г.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.

Купол собора.

Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей. Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов. Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах. Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector