Иверский самарский женский монастырь

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

См. также: Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

История обители

История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни. В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею. В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем.Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат

В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем.Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться. На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Жемчужина Самарской земли

«Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега составляет великое украшение местности города» – писали в 1880 году «Самарские епархиальные ведомости».

Священнослужители сравнивали женскую обитель с ярким светильником, в свете и величии которого народ «поучается и укрепляется в истине и превосходстве исповедуемой нами веры и церкви Христовой».

Летопись монастыря, основанного в Самаре в половине девятнадцатого столетия с целью противостояния расколу, прервалась в послереволюционный период, когда безжалостной рукой солдата была снята надвратная Иверская икона Божией Матери. Действие это сопровождало грозное знамение Царицы Небесной. Толпа народа на площади услышала стон. Вскоре начались беды и несчастья – гражданская война и разруха.

Новая страница летописи открылась с регистрации общины в 1991 году. Комплекс зданий Иверского монастыря был включен в реестр памятников архитектуры. Великая милость Божия, дарованная земле Самарской, проявилась в восстановлении монастыря. Целевое финансирование из областного бюджета и поддержка правящего архиерея Сергия, труды сестер и многих людей помогли возродиться Иверской обители на своей исконной территории с духовными традициями и культурой, завещанными праведниками Святой Руси.

Под защитой Царицы Небесной вновь встала на волжском берегу высокая белая красавица – колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон с монастырской колокольни летит над городом и речными далями мелодичной проповедью Евангелия миру, преподанной языком пятнадцати колоколов. Услышав благовест, радуется православный народ и все, кто проплывает в этот час по Волге.

Иверский жив. И дух благочестия вернулся в него с жизнью насельниц по уставу, келейной молитвой и церковным Богослужением. В монастыре, посвященном Божией Матери, «доме Богородицы», два храма в честь Ея икон Иерусалимской и Иверской. Мир горний предстает в сюжетах храмовой росписи. На монастырских службах невольно растворяешься в молитве. Распевы, которые звучат с клироса, заставляют забыть о реальной жизни с повседневными хлопотами. Душа возвышается. И благодать Божия касается сердца.

«Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая».

Современная история женской обители развивается в молитвенном заступничестве мучеников и исповедников Самарского края, в сонме которых и бывшие ее инокини. В монастыре обретены мощи праведного Александра Чагринского. Торжественное прославление святого произошло 15 октября 2001 года. В главном соборе монастыря – Иверском установлена под сенью рака с его мощами, к ней притекают верующие с надеждой получить помощь в избавлении от скорбей.

Обитель вновь стала не только украшением города, но и средоточием благочестия, высокой подвижнической жизни, молитвенным утверждением и покровом.

Восстановительный период монастыря отмечен ярким событием – посещением Патриарха Алексия II 13 октября 1999 года.

Пребывая в обители, Его Святейшество одобрительно отозвался о результатах работы по восстановлению монастыря, обратил внимание на роль монашества в современном мире – «на молитвах монашеских держится земля». Впечатление о монастыре выразил фразой: «Иверский монастырь – жемчужина Самарской земли»

Возрождение Иверской обители

Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.


храм Святого Духа

Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь. Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной

Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье

Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

См. также: Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии

Святые и святыни

Среди святынь обители особенно выделяют:

  1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
  3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
  4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

Из истории Монастыря

Монастырь был создан по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли с прошением об открытии в Самаре женской общины к епископу Симбирскому Феодотию.

К этому времени изъявили желание посвятить себя иноческой жизни 38 сестер.

Общину назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, пожертвовавшей в возникшую обитель фамильную икону Божией Матери «Иверская» в драгоценной золотой ризе.

Иверская женская община основана в 1850 году (официально утверждена императорским указом в 1855 году, а в 1860 году переименована в женский общежительный монастырь). Архитектурный ансамбль Иверского монастыря формировался на протяжении пяти десятилетий. В его состав входили Сретенский Храм (разрушен в 30-е годы), Иверская Церковь, Трапезный Храм, колокольня с Никольской Церковью (разрушена).

При монастыре имелись два кладбища, на которых были захоронены священнослужители, многие родовые дворяне и известные в Самаре люди (уцелела только могила городского головы П.В. Алабина).

В 1919 году монастырь как религиозный институт закрыли, а на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы.

Большинство жилых корпусов монастыря уже с 1919 г. были заняты под квартиры рабочими «Водосовета» и общества «Металлист». В оставшихся корпусах до 1929 г. проживали монахини. К началу 30-х гг. архитектурный комплекс монастыря утратил две основные доминанты — был взорван Успенский собор и разрушена 65-метровая колокольня. Возрождение монастыря началось только в 90-е годы.

Возрождение Монастыря

С 1991 года началось возвращение Церкви сохранившихся зданий Иверского монастыря. С февраля 1992 года возобновились богослужения в трапезном храме, освященном в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.

«Жемчужиной Самарской земли» назвал обитель Святейший Патриарх Алексий Второй, посетивший епархию в октябре 1999 года. В монастыре построены новый игуменский дом, четырехэтажный келейный корпус, звонница. Активно ведутся работы и по строительству других объектов монастыря.

26 октября 2008 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Нежинский и Прилукский Ириней совершили чин великого освящения храма в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря. С Божией помощью Иверская обитель вновь становится украшением города, его молитвенным утверждением и покровом.

На сегодняшний день Иверский женский монастырь — памятник архитектуры местного значения.

В монастыре подвизается более 60 сестер. Богослужения совершаются ежедневно: вечернее — в 16.40, утренняя литургия — в 8.00. В Воскресенье литургия — в 9.00. Круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтырь с поминовением живых и умерших. По средам совершается соборный акафист Иверской иконе Божией Матери — главной святыне монастыря.

Настоятель: игумения Иоанна (Капитанцева).

Видео-приложение

Сюжет об Иверском женском монастыре

Энциклопедия Самарской Губернии: Иверский монастырь

Новостной сюжет о монастыре 05.10.2012

История

В далеком, примерно1900 году, богатый ростовский купец пожертвовал Екатеринославской епархии земельный участок. Он находился недалеко от города Нахичивани. С самого начала он предназначался для создания женской монашеской обители. Желание сделать такой щедрый подарок было спровоцировано тем, что 16-ти летняя дочь купца захотела покинуть суетный мир и уйти в монашеский.

В этом же году получив все юридические разрешения началось строительство обители. По историческим данным не известно ушла ли 16-ти летняя девушка в монастырь или удачно вышла замуж и подарила своему отцу наследника, но Иверский женский монастырь Ростов-на-Дону был построен и существует по сей день. В народе первоначально монастырь называли Федоровским, в честь фамилии его создателя. Кстати сам создатель в свое время заказал для него список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, от которой обитель и получила свое название.

В период первой мировой войны сестры обители проявили истинное христианское милосердие. Они взяли на воспитание девочек сирот, которые были привезены с оккупированной Польши. Дети не только были окутаны любовью и заботой, но и имели возможность учиться в школе.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соборы и храмы Санкт-Петербурга

В период драматических событий в 1917 году, когда все церкви и монастыри закрывались согласно указанью власти, обитель благодаря мудрости своей настоятельницы просуществовала еще с десяток лет. Ее пере зарегистрировали как сельхозартель. За очень короткий период времени монахини открыли у себя скотный и птичий двор. Также на территории обители была хлебопекарня, пасека и фруктовый сад. Но несмотря на успешное хозяйство в 1929 году монастырь закрыли. Всех монахинь разогнали, а их настоятельниц судили.

Спустя несколько лет полностью все хозяйство, которое было создано собственноручно его жительницами было полностью разорено. И только в конце восьмидесятых годов епархия обратилась в правительственные органы с просьбой вернуть территорию монастыря вместе с постройками церкви. Правительство дало разрешение на реставрацию возвращение святыни. Все ремонтные работы официально были закончены к концу 90-х годов.

Создание женской общины

Датой основания обители принято считать 1850 год, когда была построена часовня, в которой совершались всенощные бдения. Для их отправления привлекался притч двух существовавших тогда в городе храмов ― Казанского собора и Троицкой церкви. Со временем вокруг часовни были построены восемь келий, в которых поселились те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.

Из этих первых насельниц в 1852 году образовалась небольшая община, для окормления которой был назначен священник. Настоятельницей её стала благочестивая девица Мария Янова. Этот выбор был весьма удачным, так как впоследствии она проявила себя как энергичный и талантливый организатор. Благодаря её трудам пошёл интенсивный процесс обустройства общины.

Мужские монастыри Самарской Епархии

Воскресенский мужской монастырь Подробнее >>>Основанный 1685 году русскими императорами Петром I и Иваном V по просьбе отставных солдат, населявших крепостьНо весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в соседний город Кашпир, находящийся всего лишь в 8 верстах от Сызрани.

В 1691 году оставшаяся братия прежней обители и горожане попросили благословения у Патриарха Адриана на возведение монастыря в честь Вознесения Господня. Получив благословение Патриарха, старец Филарет возобновил постройку монастыря. В 1691 году начали строительство деревянной Вознесенской церкви, которую построили в 1694 году.

Адрес: г.Самара, ул. Краснодонская, 101

В честь преподобного Сергия Радонежского

Адрес: г.Самара, Академический пер., 1.

В честь иконы Божией Матери Знамение (подворье)

Адрес: г.Самара, 10-я просека, д. 7

Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня

Адрес: Самарская обл., Волжский р-он, с. Подгоры, ул. Лесная, 5а

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь Подробнее >>>

Свято-Богородичный мужской монастырь Казанский иконы Божьей Матери в селе Винновка располагается на живописном берегу великой реки Волга  в Ставропольском р-не, Самарской обл. Монастырь был открыт по указу Святейшего Синода РПЦ 26 декабря 2006 года. Монастырь имеет статус Архиерейского, а Священно-Архимандритом монастыря является Владыка Сергий, Митрополит Самарский и Новокуйбышевский.

Адрес: Россия, Самарская область, Ставропольский район, с. Винновка, ул. Казачкова 3

Мужские монастыри Тольяттинской Епархии

Воскресенский мужской монастырь Подробнее >>>

Свято-Воскресенский мужской монастырь в городе Тольятти был основан в 1997 году. Монастырь располагается в Портпоселке на берегу Жигулевского водохранилища. Зданиям монастыря уже более ста лет.

Адрес: г.Тольятти, ул. Нагорная, 1а

Вознесенский мужской монастырь 

Адрес: г.Сызрань, ул. Монастырская, 2

Мужские монастыри Отрадненской Епархии

Мужской монастырь во имя благоверного князя Александра Невского

Монастырь в честь Александра Невского в сельском поселении Старая Бинарадка был открыт в 2014 году. 

6 декабря 2014 года, в день памяти Александра Невского, в храме монастыря, который был освящён в его честь, было проведено первое архиерейское богослужение.

Адрес: Самарская обл., Красноярский р-он, село Старая Бинарадка, ул. Набережная, 64.

Мужские монастыри Кинельской Епархии

Никольский мужской монастырь 

Адрес: Самарская обл., село Богатое, ул. Чапаева, 10

Покровский монастырь 

Адрес: Самарская область, Кинельский район, с. Чубовка, ул. Трудовая, 14 А

Иверский женский монастырь

Адрес: Волжский пр., 1

Телефон:

«Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега составляет великое украшение местности города» – писали в 1880 году «Самарские епархиальные ведомости».

Иверский монастырьСвященнослужители сравнивали женскую обитель с ярким светильником, в свете и величии которого народ «поучается и укрепляется в истине и превосходстве исповедуемой нами веры и церкви Христовой».

Летопись монастыря, основанного в Самаре в половине девятнадцатого столетия с целью противостояния расколу, прервалась в послереволюционный период, когда безжалостной рукой солдата была снята надвратная Иверская икона Божией Матери. Действие это сопровождало грозное знамение Царицы Небесной. Толпа народа на площади услышала стон. Вскоре начались беды и несчастья – гражданская война и разруха.

Новая страница летописи открылась с регистрации общины в 1991 году. Комплекс зданий Иверского монастыря был включен в реестр памятников архитектуры. Великая милость Божия, дарованная земле Самарской, проявилась в восстановлении монастыря. Целевое финансирование из областного бюджета и поддержка правящего архиерея Сергия, труды сестер и многих людей помогли возродиться Иверской обители на своей исконной территории с духовными традициями и культурой, завещанными праведниками Святой Руси.

Под защитой Царицы Небесной вновь встала на волжском берегу высокая белая красавица – колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон с монастырской колокольни летит над городом и речными далями мелодичной проповедью Евангелия миру, преподанной языком пятнадцати колоколов. Услышав благовест, радуется православный народ и все, кто проплывает в этот час по Волге.

Иверский жив. И дух благочестия вернулся в него с жизнью насельниц по уставу, келейной молитвой и церковным Богослужением. В монастыре, посвященном Божией Матери, «доме Богородицы», два храма в честь Ея икон Иерусалимской и Иверской. Мир горний предстает в сюжетах храмовой росписи. На монастырских службах невольно растворяешься в молитве. Распевы, которые звучат с клироса, заставляют забыть о реальной жизни с повседневными хлопотами. Душа возвышается. И благодать Божия касается сердца.

«Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая».

Современная история женской обители развивается в молитвенном заступничестве мучеников и исповедников Самарского края, в сонме которых и бывшие ее инокини. В монастыре обретены мощи праведного Александра Чагринского. Торжественное прославление святого произошло 15 октября 2001 года. В главном соборе монастыря – Иверском установлена под сенью рака с его мощами, к ней притекают верующие с надеждой получить помощь в избавлении от скорбей.

Обитель вновь стала не только украшением города, но и средоточием благочестия, высокой подвижнической жизни, молитвенным утверждением и покровом.

Восстановительный период монастыря отмечен ярким событием – посещением Патриарха Алексия II 13 октября 1999 года.

Пребывая в обители, Его Святейшество одобрительно отозвался о результатах работы по восстановлению монастыря, обратил внимание на роль монашества в современном мире – «на молитвах монашеских держится земля». Впечатление о монастыре выразил фразой: «Иверский монастырь – жемчужина Самарской земли»

53.200512, 50.099861

История основания обители

На берегу реки Волги расположился один из прекраснейших храмовых комплексов города Самары — Иверский женский монастырь. Его история началась еще в середине XIX века, когда по императорскому указу в этом месте была основана небольшая женская община. Всего лишь за первые 10 лет жизни община настолько разрослась, что было принято решение преобразовать ее в монастырь с действующей больницей, школой и мастерскими. В нем проживало на тот момент 400 монахинь и множество послушниц.


Иверский женский монастырь, Самара

Известно, что некогда, в XVIII веке в Самаре имелась небольшая женская обитель — Спасо-Преображенский монастырь, где проживали на тот момент около 30 монахинь, однако, в годы правления Екатерины II обитель была ликвидирована, а проживающих в ней насельниц перевели в другую обитель. Спустя полвека женщины, представляющие интересы религиозного движения «келейниц» стали добиваться того, чтобы в память о некогда существовавшем здесь монастыре была открыта православная женская община.

Благодаря поддержке дворянского и купеческого сословия города решено было создать на месте Спасо-преображенского монастыря православную женскую общину, ставшую после Иверским женским монастырем.

Свое название обитель получила по имени святого образа Иверской Божьей матери, подаренной монастырю купчихой Марихиной.

Годы запустения

В тяжелые годы советской власти послушницы приняли разумное решение благодаря наличию швейных мастерских замаскировать обитель под швейную артель, но, к великому сожалению, отсрочить «гибель» обители удалось таким образом всего лишь на несколько лет.

В начале XX века монастырь был разворован и разорен, церковь была и вовсе подорвана и полностью разрушена. Спустя некоторое время уцелевшие корпуса женского монастыря были перестроены под общежитие. Согласно местным церковным преданиям, тех самых монахинь, некогда ратовавших за образование обители, советская власть, собрав всех на барже, утопила в Волге.

Лишь в конце XX века, оставшиеся на месте женского монастыря строения, были признаны архитектурными памятниками и возвращены в Самарскую епархию. С этого времени начался долгий процесс восстановления Иверской Самарской женской обители.

Современное состояние

С 1994 года общине вернули монастырский статус и, начиная с 1998 года, обитель зажила своей обычной жизнью. Первое богослужения в отреставрированном Иверском храме прошло в конце октября 2008 года, с тех самых пор службы не прекращались и до наших дней.


Внутреннее убранство Иверского храма в Самарском Иверском монастыре

Сегодня Иверская женская обитель вновь считается одним из красивейших мест города.

Последние годы перед революцией

Игуменья Антонина отошла к Господу в 1892 году и была погребена в храме Тверской иконы Божьей Матери, к постройке которого она приложила столько душевных и физических сил. Её место заняла так же, как и она, исполнявшая прежде послушание казначея монахиня Феофания, но через шесть лет она была отстранена от этой должности и уступила место священнической вдове А. В. Миловидовой, принявшей в монашестве имя Серафимы. В течение последующих лет она руководила обителью, умело сочетая духовную и хозяйственную деятельность. Под её началом Иверский монастырь (Самара) встретил драматические события 1917 года.

Следует отметить, что к этому периоду монастырь достиг очень многого в своём развитии. На его территории находились четыре храма. Службы в Иверском монастыре (Самара) посещали, как сами насельницы монастыря, так и жители города. Кроме того, обитель славилась своими благоустроенными благотворительными учреждениями, среди которых были: больница, церковно-приходская школа, приют для девочек-сирот и странноприимный дом. Общая численность обитательниц монастыря в 1917 году превышала четыреста человек.

Правящий архиерей

Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий (Полеткин Виктор Моисеевич)

Родился 14 апреля 1951 года в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

В храм – Успения Божией Матери села Стружаны ходили с отцом двенадцать километров.

Первым духовником и наставником стал прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский).

В 1969 году после окончания строительного техникума работал в строительно–монтажном управлении. В 1972 году был рекомендован назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону (Новикову) и служил год иподиаконом в Борисоглебском соборе города Рязани. Затем была учеба в Московской Духовной семинарии.

В 1981 году окончил семинарию, в 1981 году – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, был профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие», преподавал в МДА. Защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

26 апреля 1981 года был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери.

24 июля 1983 года – во иерея.

С 20 июня 1983 года клирик Рождественно-Богородичного кафедрального собора города Ростова – на Дону. До 1988 года исполнял обязанности секретаря митрополита Владимира (Слободана) и делопроизводителя епархиального управления.

Дата пострига: 23 декабря 1984 года. Монашеский постриг совершил в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия наместник лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский).

На следующий день был возведен в сан архимандрита.

В 1988-89 годах заведовал канцелярией Московской Патриархии.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий.

Хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону. Возглавил хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (+ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

23 февраля 1993 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен епископом Самарским и Сызранским.

25 февраля 1998 года возведен в сан архиепископа.

15 марта 2012 года определением Священного Синода (журнал №6) назначен главой новообразованной Самарской митрополии.

18 марта 2012 года – возведен в сан митрополита.

С 4 мая 2017 года – Самарской и Тольяттинской в связи с образованием Сызранской епархии.

За годы служения Преосвященного Сергия на Самарской кафедре было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты мужские монастыри – Вознесенский и Воскресенский в городах Сызрани и Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени.

Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» – Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности – медалью «Ревнителю просвещения».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий считает одним из самых главных дел своего архипастырского служения на самарской земле – духовное просвещение и воспитание подрастающего поколения на основе православной веры.

Награды

Церковные:

  • орден пр.Серафима Саровского второй ст.
  • орден свт.Макария Московского первой ст.
  • орден св. бл.кн. Даниила Московского второй ст.
  • орден свт. Иннокентия Московского первой ст.
  • орден Сергия Радонежского второй ст.

Светские – государственный орден Дружбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector