Архиерейское богослужение

Что еще нужно знать

Есть несколько особенностей, с которыми необходимо ознакомиться перед посещением служения:

  • проводить служение должен епископ, так как он обладает апостольским даром;
  • все часы при проведении обряда зачитываются в обычном порядке;
  • при встрече с архиереем все священнослужители должны выстроиться в ряд около входа;
  • процедуру облачения должны проводить иподиконы, которые надевают на архиерея его рясу, мантию, клобук и анагию;
  • перед окончанием литургии проводится причастие священнослужителей и мирян, находящихся в храме;
  • служба должна обязательно заканчиваться молебнами и песнопениями.

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Облачения архиерея

Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.

Митра

Митра является неотъемлемой частью облачения церковных служителей. В различные времена этот головной убор имел разную символику. Однако чаще всего он символизировал диадему и венец Иисуса Христа. При проведении архиерейской службы на голове священника обязательно должна быть митра.

Омофор

Выделяют две разновидности одеяния, которые могут использовать во время обряда:

  • Великий омофор. Внешне напоминает широкую ленту. На ее поверхности можно заметить несколько крестов. Лента огибает шею и одним концом спускается на спину, а вторым — на грудь.
  • Малый омофор. На ее поверхности тоже изображены кресты. Главное отличие от великого омофора заключается в том, что лента обоими концами опускается на грудь.

Пояс и Епитрахиль

Это одни из основных элементов одеяния, без которых архиерей не сможет проводить службу. Каждый из них имеет символический смысл. Например, пояс символизирует полотенце Христа, которым он подвязывался, когда обмывал ноги своих учеников. Епитрахиль символизирует благодатные дары.

Крест и Панагия

Панагия с крестом считаются высшими знаками власти в православии. Некоторые священнослужители сравнивают их значение с запрестольными образами Богоматери.

Поручи

Поручи представляют собой трапециевидные полоски, которые изображены на внешней стороне рукавов одеяния. Края таких полосок обшиты золотистой лентой, которая выделяет их на общем фоне. Они символизируют силу Господа, а также его мудрость, которая передается каждому служителю церкви.

Именины и житие святой Ирины, икона и в чем помогает великомученица

Палица

Палицей называют облачение церковных служителей, которое выполнено в виде платочка в форме ромба. На поверхности палицы могут быть различные изображения, однако чаще всего в ее центре размещается крест. Носится платок с правой стороны, его крепят к омофору.

Подсаккосник

Эту часть облачения надевать не обязательно, однако многие архиереи все равно ее носят. Такое одеяние считается нижним богослужебным облачением, так как его необходимо надевать под саккос.

Саккос

Саккосом называют верхнее одеяние церковных служителей. Главной отличительной особенностью этой одежды считаются ее широкие и удлиненные рукава. Чаще всего окрашивается саккос в черный цвет, однако встречаются и светлые одеяния. Иногда они окрашены в коричневый, серый или темно-синий цвета.

Жезл

У служителей церкви, которые проводят архиерейскую службу, должен обязательно быть жезл. Он показывает духовную власть епископа над остальным верующим церковным народом. Образ жезла был взять с пастухов, которые управляли овцами при помощи деревянного посоха.

Мантия

В православной вере мантией называют верхнее одеяние, которое носят как простые монахи, так и священнослужители, имеющие церковный сан. Это достаточно длинное одеяние без рукавов. На накидке есть специальная застежка, которая покрывает рясу и подрясник. При проведении богослужений чаще пользуются мантиями с широким шлейфом.

Клобук, кокуль или параман

Распространенным повседневным головным убором монахов считается клобук. Он состоит из кокуля и камилавки. Такой головной убор известен в славянской среде еще с древних времен. Многие архиереи при проведении службы надевают на головку клобук.

Архиерейское богослужение иерейским чином

В нашем регионе, в связи с распространением коронавирусной инфекции, продолжаются карантинные меры, для значительной части населения введен режим самоизоляции.

Понимаю, что верующему человеку, особенно в дни Великого поста, непривычно ощутить себя без соборной молитвы и каких-то необходимых треб, однако все предписания важно соблюдать, чтобы не усугубить ситуацию. Тем не менее в храмах Елецкой епархии продолжают проходить богослужения, хотя и без обычного стечения народа

Несмотря на карантин, наша молитвенная связь сохраняется!

Тем не менее в храмах Елецкой епархии продолжают проходить богослужения, хотя и без обычного стечения народа. Несмотря на карантин, наша молитвенная связь сохраняется!

Священнослужители, как и всегда, совершают Божественную литургию, молебны и панихиды. Поэтому подать записки для поминовения, не нарушая карантинных мер, сегодня возможно через электронные ресурсы: по банковским данным и реквизитам, а также через специальную форму на официальном сайте Елецкой епархии.

Молодых людей, более знакомых с современными технологиями, прошу об этом оповестить и помочь своим пожилым родным и близким.

Каждое имя для поминовения и пожертвование, будет обязательно принято и учтено!

Также отмечу, что именно от вашей посильной лепты зависит работа Епархиального управления, отделов и комиссий, жизнь Вознесенского кафедрального собора и Елецкой православной гимназии, а потому надеюсь, что никто не останется безучастным.

Призываю на всех нас благословение Божие и желаю ответственно, рассудительно и мудро пройти попущенное испытание, сохраняя веру, совершая молитву и посильные дела милосердия!

+ МАКСИМ епископ Елецкий и Лебедянский

Карта Сбербанка и номер телефона:

4274 3200 3615 3396, Эмма Викторовна К., тел.: +7-905-688-23-76. Необходимую требу и имена указать в сообщении по телефону или в приложении Сбербанк Онлайн или в специальном разделе на сайте Епархии.

РЕКВИЗИТЫ ЕПАРХИИ:

Религиозная организация «Елецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ОГРН 1134899000015, ИНН 4821036036, КПП 482101001, р/счет 40703810301000059349 ПАО БАНК ЗЕНИТ, кор.счет 30101810000000000272, БИК 044525272.

РЕКВИЗИТЫ ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА:

Местная православная религиозная организация Приход Вознесенского собора г. Ельца Липецкой области Елецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ОГРН1034800000234, ИНН 4821008230, КПП 482101001, р/счет 40703810700620000120 в Елецком филиале (ПАО Банк Зенит), БИК 044206704, кор.счет 30101810400000000704.

В Назначении платежа указать: «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» (обедня, молебен, панихида), имена.

Этапы архиерейской литургии

Архиерейская литургия состоит из одиннадцати последовательных этапов, с которыми следует ознакомиться.

Проскомидия

Проскомидией называют начальный этап проведения церковной литургии. На данном этапе священнослужитель подготавливается вино и хлеб, чтобы совершить таинство Евхаристии. Для проведения проскомидии используется кагор и крупные хлебцы, приготовленные из дрожжевого теста.

Встреча

Это торжественный чин, который проводится, когда епископ входит в стены храма. При проведении чина встречи архиерея зачитываются входные молитвы, после которых служитель облачается в центре храма в священное одеяние.

Облачение

При проведении литургии священнослужители должны надеть полное облачение. Только в таком одеянии они могут начинать и в дальнейшем проводить службу. Прежде чем надеть одеяние, необходимо получить благословение у одного из служителей храма.

Часы

Каждый час литургического богослужения имеет определенное значение:

  • Первый. Молитвенным текстом освящается наступивший день.
  • Третий. На этом этапе в молитве вспоминается сошествие апостолов, Святого духа, а также Суд Пилата
  • Шестой. В полдень во время богослужения читается молитва о грехопадении.
  • Девятый. В конце зачитывается молитвенный текст о жертве Христа.

Значение и история празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм, дата в 2020 году

Малый Вход

Малый Вход проводится во время Литургии оглашенных. Эта процедура считается подготовительным этапом к дальнейшему зачитыванию Священного Писания. При проведении обряда старший священник берет Евангелие и проходит вместе с ним вокруг престола. При этом он должен зачитывать молебен Малого Входа.

Чтение Апостола и Евангелия

Сразу после завершения обряда Малого Входа осуществляется чтение Евангелия и Апостола. Во время процедуры зачитываются послания, взятые из книги Деяний Святых Апостолов. Также зачитываются семь Соборных посланий и послания, оставленные Павлом.

Совершение Ектении

Зачитыванием Ектении занимается диакон, который в процессе проведения процедуры должен стоять лицом к алтарю. При прочтении текста в левой руке он держит орарь, а правой крестится. Если диакона нет, зачитыванием Ектении занимается обычный священник.

Великий Вход

После прочтения Ектении проводится Великий Вход, который считается одной из наиболее торжественных частей литургии. При проведении такой процедуры священнослужитель должен в молебне упомянуть текущего главу Православной Церкви, а также попросить у Господа помощи для всех верующих христиан.

Освящение Даров

Литургия Освящения Даров должна проводиться параллельно с великопостной вечерей. В былые времена она осуществлялась в вечернее время. Однако сейчас в большинстве храмов она чаще проводится утром, а не вечером.

Причащение

Первыми должны причащаться священнослужители. Один из священников делит Агнец на четыре части. Кусочек с надписью «IC» помещается в чашу с горячей водой. Второй кусок с символами «ХС» используется для причастия священников. Оставшиеся отдаются мирянам.

Окончание

Во время окончания литургической службы священнослужители зачитывают молебны, посвященные Иисусу Христу и Богоматери. Также поются песни, которые посвящены Господу. После этого священник объявляет о том, что служба окончена.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Особенности службы на Сретение Господне

Это особый праздник, который считается великим. Его относят, однако, к Богородичным, а не «Господским», то есть посвященным Христу. Всенощная Сретения имеет некоторые особенности.

Время совершения

Праздник отмечается 15 февраля, так что иногда он выпадает на время приготовления к Великому Посту, а иногда – на его первый день, понедельник (не позже).

Праздник, воскресный день

Если так случилось, служба празднику совершается накануне, на Прощеное Воскресенье. При этом (как и вообще, если Сретение выпадает на воскресный день) песнопения Воскресения Христова поются вместе с праздничными.

Подготовка к Великому Посту

Если же Сретение празднуется во время дней подготовки к Великому Посту, когда поются уже покаянные песнопения, они также исполняются вместе с праздничными.

Интересный факт

А вот если праздник выпадает на Мясопустную (предшествующую Масленице) Родительскую Субботу, то служба по усопшим происходит на неделю раньше. Существует также практике переноса этой службы на четверг Мясопустной седмицы.

Праздничные чтения

Паремии, отрывки из Ветхого Завета, читаемые на Сретение, посвящены Богородице. Это

  • фрагменты книг Исход, Левит о первенцах, посвящаемых Богу;
  • пророчество Исайи о попалении грехов человека «углем горящим», прикоснувшимся к его устам;
  • 10 глава книги того же пророка о явлении Господа в Египте, падении идолов, что, по преданию, действительно случилось по Рождестве Христовом.

Песнопения

Они посвящены Христу, Богородице, а также прав. Симеону Богоприимцу.

Тропарь праздника звучит так: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение»

Встреча, входные молитвы и облачение архиерея

После облачения архиерей становится перед передней частью престола, а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.

Служащий священник после облачения, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом.

Во время произнесения служащим священником отпуста

первая параиподиаконов с дикирием и трикирием идет на горнее место. Здесь они трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. На солее они становятся справа и слева от царских врат лицом друг к другу: старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием выходит северной дверью и становится слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю. Послезавершенияизобразительных диаконыоткрывают царские врата,затем все священнослужители

дважды крестятся, целуют святой престол, крестятся третий раз и кланяютсяархиерею, который их благословляет общим осенением. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускается с солеи и становится справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на его благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет справа от архиерея позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от аналоя.

Архиерей спускается с амвона и идет по ковровой дорожке на средину храма и становится на приготовленный для не­го орлец на архиерейском амвоне. Перед ним идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец со свечой, а позади жезлоносец.

Диаконы закрывают царские врата, и все священнослужители

вслед заархиереем выходят из алтаря северной и южной дверями на солею и также идут к архиерейскому амвону позади архиерея:священники идутпо­парно (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди).Первая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священникистановятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановятсявпередимладших священников перед аналоем с праздничной иконой:старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Свещеносец со свечой становится перед аналоем с праздничной иконой посредине лицом на запад. Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконыпо знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею, который благословляет их общим осенениеми поворачиваются лицом друг к другу.

Архиерей отдает жезл жезлоносцу.Жезлоносец принимает жезл, и становятся справа перед аналоем с праздничной иконой рядом со свещеносцем лицом на запад. Первая пара иподиаконовподнимается на архиерейский амвон, подаёт архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе и затем становится перед архиереем в ряд по бокам от жезлоносца и свещеносца.

Второй диакон произносит: «Господу помолимся», и протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Хор поет: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).

Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны, а затем отдает дикирий и трикирий иподиаконам.

Первая параиподиаконов кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с жезлоносцем и свещеносцем. Далее все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. Затем все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.

После этого диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерейскому амвону).

В это же время жезлоносец и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь. В алтаре иподиаконы идут на горнее место, где крестятся, кланяются друг другу и становятся перед престолом около царских врат: старший иподиакон с южной его стороны, а второй иподиакон – с северной.

⇐ Предыдущая20Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Только епископ обладает полнотой апостольского дара

Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.

Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.

Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара

В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:

  • рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
  • хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
  • награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
  • чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
  • чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
  • чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
  • большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)

Епископ Тарасий совершает богослужения в престольный праздник Прокопиевского кафедрального собора Великого Устюга. Во время архиерейского богослужения в нём участвует весь клир того храма, куда прибыл архиерей

Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.

Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.

Описание современных изданий Чиновника

Современный Чиновник издается в двух книгах. В первой книге

(одно из самых распространённых и употребительных издание Московской Патриархии, М., 1982, приурочено 25-летию архиерейской хиротонии Патриарха Пимена. Количество страниц — 252.) содержатся последования:

  • На вечерни (молитвы, набранные крупным шрифтом из последования вечерни, изложенные в служебнике),
  • На литии,
  • На утрени,
  • Чин Божественной Литургии святого Иоанна Златоуста,
  • Божественная Литургия Василия Великого,
  • Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров,
  • Чин поставления во чтеца и певца (сначала в свещеносца),
  • Чин поставления во иподиакона,
  • Чин хиротонии во диакона,
  • Чин возведения во архидиакона и протодиакона,
  • Чин хиротонии пресвитера,
  • Чин возведения в протопресвитера,
  • Чин возведения во игумена,
  • Чин возведения в архимандрита,
  • Отпусты Владычних праздников,
  • Молитвы благодарственные по Святом Причащении (изложены в той последовательности, как и в служебнике. В молитвослове полнее),
  • Месяцеслов (в некоторые дни указывается память только одного какого-либо святого).

Во второй книге

(Издание Московской Патриархии, М., 1983, Стр. 175) содержатся последования:

  • Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской,
  • Последование освящения антиминсов,
  • Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста,
  • Чин великого освящения воды в праздник Богоявления,
  • Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы,
  • Чин благословения колива,
  • Последование Недели Православия (без анафематизмов),
  • Молитва на освящение ваий (по русской традиции — освящение верб в праздник Входа Господня во Иерусалим),
  • Чин умовения ног в Великий четверток,
  • Слово огласительное во Святую и Великую Неделю Пасхи святого Иоанна Златоустого (Из триоди цветной),
  • Молитва на благословение артоса,
  • Молитва на раздробление артоса (в субботу светлой седмицы),
  • Молитвы вечерни Святой Пятидесятницы коленопреклоненные,
  • Молитвы на освящение винограда (на Преображение),
  • Молитвы на освящение плодов (Эта же молитва в служебнике и в требнике надписывается Молитва о приносящих начатки овощей , а в минее приводятся две другие молитвы:Молитва на благословение гро́здия иМолитва над всяким плодом ),
  • Чин освящения храма.

Приведённые чинопоследования, совершаются либо только архиереем, либо (в отличие от Служебника) с особенностями совершения их архиерейским чином.

В данное издание не вошли некоторые чинопоследования:

  • Чин освящения мира,
  • Чин возведения во архиепископа,
  • Чин возведения в митрополита,
  • Чин интронизации (восшествия на престол патриарха),
  • Чин коронации августейших императорских особ,
  • Из Последования Недели Православия были изъяты анафематизмы.

В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского Чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским Советом по благословению Патриарха Кирилла. В сравнении с изданием 1982 г. в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности Патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный Псалом 103. Как и в издании 1982 года, тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причем относительно крупным для удобства их чтения епископом; остальные молитвословия, а также указания и замечания набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом в русской пореформенной орфографии.

Особенности архиерейской Литургии

Так вот, закончили изобразительные и нужно начать Литургию. Старший диакон возглашает: «Архиереи, священницы и диаконы, изыдите». Это делается трижды, на второе приглашение открываются царские врата, на третье — вся масса сослужащего духовенства выходит из Алтаря и становится около архиерея на кафедре. Интересно, что малый вход на Литургии, когда поют «Блажени», что напоминает нам о выходе Христа на общественную проповедь, совершается через весь храм.

Очень красив распев «Святый Боже» по-гречески. Архиерей, как вам известно, выходит с трикирием и дикирием на амвон и говорит: «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград Сей…», и осеняет трикирием и дикирием народ. По старому чину это бывает трижды: по центру, справа и слева с теми же словами, только вначале: «Господи, Господи…»

Я обратил внимание, что Апостол читал не диакон, а приезжий священник, то есть старый чин, при своей жесткой регламентированности и организованности, довольно гибок. Скажем, непривычно было бы видеть нам, что вдруг один из 20 священников, сослужащих архиерею, вдруг стал бы читать Апостол, когда есть пять диаконов на службе

Но вот вышел священник, видимо, что он уж очень хорошо читает, приезжий, дали ему возможность почитать Апостол.

Каждение. Два взмаха, третий крестообразно с поклоном. Скомканности нет, когда один глубоко кланяется, другой только голову наклоняет — в итоге дисгармония получается

Это ослабляет внимание, отвлекает молящегося, ритм же, напротив, мобилизует внимание

После великого входа царские врата остаются открытыми, только завеса задергивается. Когда архиерей произносит «Мир всем», или на евхаристическом каноне «Благодать Господа нашего Исуса Христа», завеса открывается, а так она закрыта до выноса Чаши для причащения. Интересно, что по обычному чину все священники служащие причащаются. Диаконы посвободнее. Диакон, если готовился, то причащается, один уж точно, остальные могут участвовать в службе, не причащаясь. По древнему чину допускалось, чтобы и священники, не готовившиеся специально, не вычитавшие специального правила, могли участвовать в Литургии, не причащаясь, а причащался первый диакон, священник служащий, совершавший проскомидию, и архиерей. Вот такие особенности.

Расслабьтесь и получайте удовольствие

Прежде всего, бесполезно что-то делать с расслабленными хористами. Они не в форме и в форму вряд-ли войдут. Поэтому расслабьтесь и постарайтесь просто компенсировать самые остры углы в службе. Блестящей служба не станет, но ваша задача, чтобы она не стала страшной. Думайте о чем-нибудь приятном и всеми силами сохраняйте в себе спокойствие. Завтра будет новый день и впереди будет еще немало прекрасных служб, так зачем же сегодня терзать себя и окружающих. Но помните! Под расслабленностью подразумевается внутреннее состояние, а не ваш визуальный тонус. Встаньте прямо, подтянитесь, искусственно придайте себе хорошую осанку. Упростите жест (чуть меньше плавающих движений кистью, чуть более четко и определенно все показывайте). Хорошо помогает уменьшение амплитуды жеста и его укорачивание. Хористы с интересом начинают за этим наблюдать и могут отчасти подтянуться, почувствовав ваше собранное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector