Богослужение мирским чином
Содержание:
- Комментарии
- Распространение мирянского чина
- Что запрещено делать мирянам
- Церковные заупокойные службы
- Усопшие — не значит неживые
- Что собой представляет служба парастас
- Разница между Литургией и изобразительными
- Литургия — основа христианской жизни
- Комментарии
- Особое значение парастаса для наших усопших родственников
- В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
- 1.3. Глава 3. Последние недели и подготовка к убийству
Комментарии
- Например, храм Воскресения Христова в посёлке Кожино, храм Илии Пророка посёлка Лесного и Иоанно-Предтеченский храм в деревне СумароковоМосковской области, храм Василия Великого в деревне Хохряки Удмуртии, Тверская область, Архангельская область, Хабаровский край, Михайло-Архангельский храм в селе Малая Кема Приморского края; известен случай на Камчатке, часовня Преподобного Серафима Саровского на острове Новая Земля, приход Святого Александра Невского в селе Валуевка Омской области, Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова
- Например, храм Праведного Иоанна Кронштадтского в городе Пестово Новгородской области, храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Приморске Ленинградской области, Введенский храм в Мурманске, приход Святой Великомученицы Параскевы в Волгограде.
Распространение мирянского чина
В новейшее время на высшем уровне в Русской Православной Церкви необходимость более широкого распространения мирянского чина осознаётся, однако какое-либо окончательное решение до сих пор не выработано, хотя вопрос спорадически поднимается. Так, в итоговом документе IV съезда епархиальных православных миссионеров (2010 г.) было упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга:
На Архиерейском Соборе 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил:
Комментируя предложение Патриарха, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал:
С этого момента прошло ещё несколько лет, и каких-либо подвижек в данном вопросе не наблюдалось, при этом энтузиасты мирянского чина продолжали являть собой как бы движение «снизу». Значительный сдвиг произошёл в апреле 2020 года в связи с пандемией COVID-19, когда на официальном сайте РПЦ стали выкладываться последования богослужений Страстной седмицы и пасхального времени мирянским чином (причём в разделе «Документы», указывающем на официальный статус) в качестве благословения и рекомендации совершать его тем, кто из-за карантинных мер лишён возможности участвовать в храмовой молитве.
В силу понятных причин мирской чин в ходу у неканонических юрисдикций, сект и маргинальных группировок, которые весьма продвинулись в его популяризации.
Что запрещено делать мирянам
- Проводить Литургию и Таинство Евхаристии;
- Надевать облачения священников;
- Совершать любые священнодействия;
- Обращаться к Служебнику и Требнику;
- Произносить хвалебные возгласы и ектении.
Внимание! В случае нарушения этих правил прихожанин рискует совершить грех святотатства. Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека
Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена
Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека. Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена.
Согласно предсказаниям, последним приверженцам веры Христовой придется скрываться от гонений. Так же, как первые верующие молились тайно, последние будут вынуждены спасаться без церкви и помощи священника. Обедница учит мирян самостоятельно и правильно обращаться к Богу, вводит их в мир истинной веры, в духовный мир Православия.
Православная азбука. Обедница
Церковные заупокойные службы
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь
Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Усопшие — не значит неживые
Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.
Что собой представляет служба парастас
Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.
В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.
Определение в православии
Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.
Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.
Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.
Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.
Церемония в ранней церкви
Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.
Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.
Душа после смерти
Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.
Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.
Разница между Литургией и изобразительными
Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.
Сходства:
- И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
- Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.
Различия:
- Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
- Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.
Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель
Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.
Литургия — основа христианской жизни
«Это — ось мира!» — так праведный Иоанн Кронштадтский восклицал о Божественной Литургии. И это действительно главное и древнейшее богослужение. Вокруг него, как колеса вокруг оси, выстраивается весь богослужебный цикл Православия.
Главное Таинство Православной Церкви совершается во время Божественной Литургии. Это Таинство Причащения или Евхаристия. Христиане вкушают хлеб и вино, которые мистическим образом превращаются во время богослужения в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Евхаристия была установлена Самим Господом накануне Его крестных страданий. Христос собрался в последний раз с учениками в Сионской горнице, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пасху. Спаситель преломил хлеб и раздал его апостолам со словами:
Затем подал чашу с вином и сказал:
И вот уже два тысячелетия по завету Христа верующие в Евхаристии принимают в своё тело, сердце и душу Самого Господа.
«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь» (Праведный Иоанн Кронштадтский).
В Литургии можно выделить три части. Первая — Проскомидия — происходит невидимо для молящихся. За закрытыми Царскими Вратами священник подготавливает Святые Дары для Таинства Причастия, совершая молитвы за всю Церковь Христову. В храме в это время читаются Третий и Девятый Час.
Затем завеса Царских Врат открывается и начинается Литургия оглашенных. Оглашенный — человек, который ещё не является членом Церкви и лишь готовится принять Крещение. В древности такие люди могли присутствовать на службе при чтении Евангелия и Апостола. После ектении об оглашенных перед началом третьей части Литургии они должны были покинуть храм. Сегодня эта традиция почти утрачена из-за отсутствия самих оглашенных.
Затем начинается Литургия верных. В этой части службы читается древнейшая главная молитва — Анафора или Евхаристический канон. Именно в этот момент совершается главное Таинство Православия — превращение под действием Святого Духа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Комментарии
- Например, храм Воскресения Христова в посёлке Кожино, храм Илии Пророка посёлка Лесного и Иоанно-Предтеченский храм в деревне СумароковоМосковской области, храм Василия Великого в деревне Хохряки Удмуртии, Тверская область, Архангельская область, Хабаровский край, Михайло-Архангельский храм в селе Малая Кема Приморского края; известен случай на Камчатке, часовня Преподобного Серафима Саровского на острове Новая Земля, приход Святого Александра Невского в селе Валуевка Омской области, Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова
- Например, храм Праведного Иоанна Кронштадтского в городе Пестово Новгородской области, храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Приморске Ленинградской области, Введенский храм в Мурманске, приход Святой Великомученицы Параскевы в Волгограде.
Особое значение парастаса для наших усопших родственников
Неоднократно приходится встречаться с утверждениями далёких от православия адептов различных культов: парастас – отмаливание рода, восходящее к древним языческим практикам и замещающее их. На чём основано это утверждение? На Литургии православная проскомидия поименна, молитва возносится за тех наших родственников, кто перечислен в подаваемых к началу службы записках. Благочестивая традиция знать и передавать из поколения в поколение имена своего рода многими из нас давно утрачена. Парастас – это возможность усиленной соборной молитвой достичь тех глубин наших родословных, память о которых не запечатлелась ни в нашем разуме, ни в семейных преданиях. Но дело здесь не в “особого рода мистериях”. Главная сила церковной молитвы – в её соборности, в согласии со словами Спасителя: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20).
Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу.
Парастас – (греч. “ходатайство”, “стояние”) – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).
Кратко об особенностях парастаса:
После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо “Бог Господь…” – “Аллилуиа” и тропари “Глубиною мудрости…”
Примечание. После “Аллилуиа” и тропарей на парастасе поются “непорочны”, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии – “Блажени непорочнии в путь…”, припев: “Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)”, на 2-й статии – “Твой есмь аз, спаси мя”, припев: “Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих”.
После тропарей на панихиде (а на параста́се после “непорочных”) поются тропари по “непорочных”: “Святых лик обре́те источник жизни…” с припевом: “Благословен еси, Господи…”
Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален “Покой, Спасе наш…”, читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
На панихиде поется канон глас 6-й: “Яко по суху пешешествовав Израиль…” или 8-го гласа: “Воду прошед…” На парастасе поется канон 8-го гласа: “Воду прошед…”, вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: “Упокой (или – покой), Господи, души усопших раб Твоих”. На парастасе тропари канона читаются с припевом: “Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев”. После 3-й песни поется седален, после 6-й – кондак “Со святыми упокой…” и икос: “Сам Един еси Безсмертный…”
После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: “Помилуй нас, Боже…”, после которой бывает отпуст, и поется “Вечная память”.
См. также: Великопостные субботы прот. А. Шмеман
Некоторые примеры схем совершения парастаса:
- Парастас. Схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2012 г.) скачать
- Парастас: схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2013). скачать
- Парастас: схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2013 г.) скачать
Подготовил чтец Сергий Забавнов
Назад к списку
Идя по жизни, естественным образом каждый человек задумывается о смерти и ставит перед собой вопросы о том, что произойдёт после того, как его сердце перестанет биться. Некоторые говорят, что душа уходит в небытие. Другие — что душа переходит в другое тело. Истинные последователи Иисуса Христа всегда верили в то, что после смерти душа человека возвращается к Богу. Душа попадает на Божий справедливый суд, на котором решается, где будет она проводить вечность, в раю или же в аду.
Чтобы понять, как православные христиане понимают жизнь после смерти и как верующие, которые ещё живут, относятся к тем, кто уже ушёл в мир иной, нужно подробнее узнать о заупокойной службе в православной церкви.
В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
Если совсем коротко — во всех, когда нет объективной возможности прийти в храм, но есть желание помолиться Богу теми словами, которыми уже много столетий молится Ему вся Церковь, т. е. вместе со всей Церковью.
В истории Церкви таких примеров было немало.
В IV веке расцвело монашество, а вместе с ним стали возникать и последования служб по монашескому (по сути — мирянскому) чину. Поначалу монахи жили уединенно в пустынных местах, зачастую — в нескольких днях пути до ближайшего храма. Священниками они чаще всего не становились (принятие священства было по тогдашним понятиям своеобразным отказом от монашества, замечает протоиерей Георгий Крылов), а вот Богу молились непрестанно — ведь именно ради этого они и уходили из шумных городов! Иногда монахи приглашали священника к себе совершить литургию, а в остальное время служили по мирянскому чину. Это происходит и сегодня в некоторых монастырях России, Греции, Румынии.
Именно из таких монашеских богослужебных правил сложился уже упомянутый нами Часослов.
Службы по мирянскому чину стали нередкой практикой в 1920-е — 30-е годы, когда большевики обрушили гонения на Русскую Православную Церковь. Архиереев и священников арестовывали, храмы закрывали, и некоторые епископы, — например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) — благословляли наиболее надежных и благочестивых мирян совершать службы по домам. Для литургии, как во времена древнего монашества, приглашали епископов и священников, а утреню и вечерню читали сами. Владыка Афанасий (Сахаров) видел в этом «заботу русских людей … об оцерковлении всех сторон мирской жизни, домашней обстановки, семейного быта».
Востребованным «мирянский чин» богослужения оказался и в русском зарубежье. Многие эмигранты, бежавшие из советской России в Чехословакию, Францию, США и другие страны, не имели возможности регулярно бывать в православном храме — тот мог находиться вообще в другом городе. И некоторые брались совершать службы суточного круга по книгам. Такие попытки охотно благословлял, например, архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей Аверкий (Таушев), настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. «Сами тексты наших богослужений предусматривают такую возможность, — писал он. — Общественная молитва, как ничто другое, объединяет верующих». Владыка считал абсолютно необходимым «во всех тех приходах, где нет постоянного священника… не просто разрешить, но и рекомендовать верующим, чтобы они собирались вместе по воскресеньям и праздничным дням в церкви, а если нет храма, то по домам, чтобы вместе помолиться в соответствии с установленным порядком богослужения».
1.3. Глава 3. Последние недели и подготовка к убийству
1.3.1. «Пошли нам, Господи, терпенье…»
Мы никогда не сможем
почувствовать, осознать, понять, как они жили свои последние дни в мрачном
Ипатьевском доме, что они чувствовали, о чем думали. Но не вызывает никакого
сомнения тот факт, что эти последние дни были венцом Их мученичества и венцом
Их подвига. Не в силах человеческих даже представить те душевные страдания,
какие переживал Государь. Он не мог не понимать, не осознавать, не предвидеть,
что смерть неумолимо приближается к Нему и к Его Семье. Он понимал это еще
во время царскосельского заключения, когда сказал отцу Афанасию Беляеву: «Я
решил, что если
это нужно для блага Родины, Я готов на все. Семью Мою жаль!.
Эти слова «Семью Мою жаль», произнесенные
Государем, по свидетельству священника, со слезами на глазах, ложатся тяжким
обвинением на плечи не
только палачей, но и на все человечество.