Ефрем сирин

Содержание:

После того, как преподобный Иаков Низибийский умер, Ефрем Сирин поселился в Едессе

В 350 году умер Иаков Низибийский и преподобный Ефрем перебрался в город Едессу. Здесь находился священный образ «Спас Нерукотворный», кроме того, здесь же проповедовал апостол Фаддей. В окрестностях Едессы процветала иноческая жизнь. Так как святой не имел материальных средств к существованию, он устроился работать в местную баню.

Святой Апостол Фаддей, апостол от 70-ти, бейрутский епикоп. Святой апостол Фаддей проповедовал в Едессе, когда туда пришёл преподобный Ефрем Сирин

В это время в Едессе проживало большое количество язычников. Святой часто беседовал с ними, движимый желанием распространить христову веру. Одни раз в процессе такой беседы Ефрема заметил один старец из находящейся рядом обители. Поговорим с ним и выяснив, что преподобный желает присоединиться к местному иночеству, он его отвел на гору, где жили местные монахи.

Отшельники жили трудом и молитвой, в качестве келий им служили пещеры, в качестве пищи они употребляли местную растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. Он стал пример для него на пути аскетического подвига. Предание гласит о том, что таланты Ефрема Сирина первым заметил как раз старец Иулиан.

Едесса, Турция. Остатки древнего города. После смерти святого Иакова Нибизийского преподобный Ефрем Сирин поселился в Едессе. Фото: upload.wikimedia.org

В это время святой Ефрем слыл образованным человеком, так как много читал. При этом он ещё не пришёл к писательской деятельности. К ней он приступил лишь только тогда, когда через откровение от прозорливцы получил на это Божие благословение.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Творческое наследие

В сирийских источниках указывается, что Ефрем Сирин создал около 1000 трудов. Часть текстов сохранилась на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых трудов не доказана, а только приписывается святому.

Все труды преподобного можно разделить на несколько групп:

  1. Экзегетические трактаты – толкования библейских текстов. Славу Ефрему принесли толкования «Пятикнижия Моисея», пророчеств, свода 4-х Евангелий Татиана, послания Павла.
  2. Беседы в стихах. Небольшие поэтические творения называются мемре, они объединены в группы по темам. В форме мемре написаны беседы о Светлой седмице, о вере, о Никомидии, о хвале за трапезой.
  3. Гимны. Эти тексты исполняются как песни с мелодией.

Тексты святого отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и скорби о том, что подлинная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.

Молитва святого Ефрема считается гимном православия:

«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!»

В коротком тексте заключены основные упования христиан – на осознание и избавление от грехов, обретение терпения, любви, покаяния, предания себя Божьей воле.

Творческое наследие

Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:

  1. Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
  2. «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.

В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.

В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.

Преподобный прославился своими литературными трудами

Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу

При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления

В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Значение в православии

Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение и миссионерскую работу, направил свой литературный талант на прославление Господа. Прп. Ефрем создавал свои творения на сирийском языке, но яркость и проникновенность текстов быстро оценили церковные иерархи. Его труды еще при жизни переводили на греческий, а затем – на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при жизни. Имя преподобного упоминается в трудах многих современников Сирина, отмечающих общехристианское значение его работ и личности.

Скромность и аскетизм были главными чертами святого, он подчеркивал, что считает себя неученым. Но труды опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, был знаком с трудами выдающихся эллинов, мифами язычников и даже естественными науками. Познания святого в разных областях поразили даже Василия Великого, известного ученостью и эрудицией.

Тексты Ефрема Сирина отличались красотой звучания и глубоким смыслом. В кратких словах святой умел выразить глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквах во время богослужений сочинения преподобного читали после Священного Писания. Такой чести удостаивались труды немногих авторов.

По форме творения преподобного заметно отличаются от произведений других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианского учения, не углублялся в дебри богословских определений.

Справка: тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, обращаются к чувствам и душе верующих.

Святой богослов не мудрствовал о Господе, а воспевал Всевышнего в молитвах. Сирин заложил основы православного способа славить Бога – с помощью молитвенного опыта верующих, прочувствованного и пережитого во время богослужений и самостоятельно, в уединении.

Большое место в трудах святого занимает разоблачение ересей, которые поразили христианство в 4 веке. Труды Сирина имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует ту же линию – не углубляется в догматику и детали, а указывает на отступничество от подлинной веры и скорбит о грехах и вольнодумстве еретиков.

Значительную часть творений святого составляют проповеди, в которых прославляется жизнь «для Бога». Условием вхождения в Царство Небесное Ефрем Сирин считал покаяние, осмысление своих грехов, отказ от стяжательства, борьбу с унынием и праздностью. Господь решает, кто достоин Царствия Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе крупицы Духа Божьего трудом и ежедневными усилиями. Святой писал, что в покаянии человек сам воскрешает себя из мертвых.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Тело и душа христианина должны быть единым целым

Протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма, пос. Малотарановка:

Если разобраться, то целомудрие вмещает в себе всё просимое в молитве святого Ефрема Сирина. И смиренномудрие, и терпение, и любовь — всё в нём!

Молитва прп. Ефрема — древняя, как и само слово «целомудрие», пришедшее в современный язык от наших благочестивых предков. Рождённая столетия назад, она, помимо прочего, говорит нам, что и тогда народ страдал от греха. Ещё Цицерон восклицал в своих творениях: «О времена, о нравы!», и карфагенские отцы писали об этом.

Что же такое целомудрие? Не только телесная чистота, как сейчас принято считать. Это категория нравственности человека. Отсутствие целомудрия, как говорит христианство, — это повреждённость ума. Из этой повреждённости вытекает всё греховное.

Часто мы каемся, автоматически произнося слова молитвы: «согрешил словом, делом, помышлением»… Но нужно заострить внимание на том, что сначала человек согрешает помышлением, то есть мысленно. Потом — вынашивает в себе порок, рождает его — и вот он уже в словах, в интонации, в речи, в лексике

А потом уже грех совершается делом. Отсюда вытекает представление о целомудрии как о целостности, неповреждённости. Если человек повреждён в уме своём, в помышлении, т.е. сознании, — значит, от него никакого целомудрия ждать не приходится.

В свете Христовом всё это видно. Есть выражение у святителя Григория Двоеслова в литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех». А наш современник богослов Алексей Ильич Осипов привёл такой пример: в солнечном луче мы видим даже пылинки, но чем дальше от света — тем меньше грязи заметно. Так и Свет Христов: в нём видна вся повреждённость человека.

Целомудрие касается не только женщин, но и мужчин, это общечеловеческая категория. Если в словах человека царят гниль, сквернословие — о каком целомудрии может идти речь? Если ум повреждён — о какой духовности он задумается? То, что у человека в душе, на сердце, он выносит вовне. Как из переполненного сосуда, изливается содержимое из наших душ. Но если христианин старается исполнять заповеди Божьи, причащается и постоянно пребывает в свете Христовом, он исправляет недостатки, искореняет свои грехи и только лишь тогда начинает проявлять целомудрие — становится целостным.

Один святитель сказал: исцеление человека происходит тогда, когда его тело и душа живут совместно, когда человек целостен. Если же наоборот, как муж и жена, которые развелись — это болезнь. Тогда тело живёт своими желаниями, жаждой тепла, комфорта, сытости, а душа просит своего — горнего мира. И тогда человек заболевает духовно. Происходит разделение человеческой природы.

Но если тело и душа христианина живут как единое целое, и только лишь при этом условии, человек исцеляется. Когда человек живёт целомудренно, он рассуждает, мудрствует, основываясь на том, чем наполняет его Христос. С этим он будет идти по жизни дальше.

Вообще, духовное состояние человека проявляется во всём: в его глазах, речи. Но сказать, что целомудрие редко встречается только сегодня, будет несправедливо. Шекспир писал «Гамлета» несколько веков назад, но и у него главный герой восклицает: «…и добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока!» Всё это было в истории, но сегодня падение нравственности очень заметно. Мы живём во время, когда добродетелью считаются вещи, ей противоположные.

Я смотрел передачу, в которой рассказывалось, как в первой половине ХХ века в Америке женщина была арестована за то, что вошла в магазин в брюках: это считалось нецеломудренным и нарушало общественную мораль. Сегодня в той же Америке подобная ситуация невозможна, и минимум одежды на женщине — дело нормальное.

В заключение скажу: целомудрие — это дар Господень, и не каждому сразу даются столь большие дары. Большинство христиан приобретает дары Духа Святаго усердным молитвенным трудом, и только через этот труд Господь открывает Свои сокровищницы и дарует целомудрие, смирение, терпение и любовь.

Самая известная история из жития Ефрема Сирина

Житие преподобного Ефрема не изобилует фактами. Главная память о нем — его творения и тексты молитв, которые до сих пор хранит Церковь.

Пожалуй, самая известная история о Ефреме Сирине произошла с ним в юности, когда он попал в тюрьму.

Хотя, Ефрем вырос к благочестивой семье, в юношестве он вел не самый праведный образ жизни. Однажды он напился вместе с одним из крестьян, а на утро был обвинен в краже нескольких овец.

Преподобный Ефрем Сирин овец не крал, — их утащили ночью дикие животные, — однако ему не поверили и посадили в тюрьму. Там он оказался с еще двумя заключенными, которых также заточили по ложным обвинениям.

В тюрьме три человека разговорились и выяснилось, что по данным обвинениям все трое невиновны (Ефрем Сирин овец не крал, другой — не прелюбодействовал, третий — не убивал), но каждый, оказывается, совершал в своей жизни поступок, который заслуживал наказания — просто о них никто не узнал. Например, сам Ефрем Сирин за какое-то время до этого из озорства выгнал корову одного бедняка в поле — и там ее загрызли звери.

Вскоре настоящие преступники были найдены и все трое были освобождены. Но сам Ефрем оказался под огромным впечатлением от произошедшего. Оказывается, справедливость — это человеческое понятие, а над ним пролегает Божий промысел, который не всегда сразу виден. И как разнообразно, — и всегда по божественное правде! — устраивается жизнь.

Житие рассказывает, что после этого события Ефрем Сирин сразу же (или вскоре) решился на иноческую жизнь и стал монахом.

Ефрем Сирин, житие кратко

Само житие святого не содержит почти никаких фактов о нем.

Известно только, что он родился в городе Низибия и провел в нем и его окрестностях почти до сорока лет. После Низибия была завоевана персами и преподобный Ефрем перебрался в город Эдесса, где позже умер.

Много лет в Низибии преподобный Ефрем был послушником у подвижника Иакова Низибийского — который в свою очередь был учеником святого Антония Великого: того самого египетского старца, что основал монашество в христианской традиции.

Вот, пожалуй, и все факты.

(Еще, пожалуй, можно отметить, что предание сохранило память об абсолютном незлобии преподобного Ефрема. Это настоящий подвиг, учитывая, что в юности он как раз отличался вспыльчивым и гневливым характером, но в монашестве полностью поборол в себе эти страсти.)

История жития святителя

О святом Исааке Сирине сохранилось очень мало информации, из-за чего его долгое время принимали за Исаака Антиохийского. На самом деле это два разных человека.

Молодой монах

Точные данные о месте и дате рождения великого подвижника отсутствуют. Также неизвестен год его отхода к Господу. Предположительно он жил в VI-VII веках в Сирии и Ассирии.


Преподобный Исаак Сирин является одним из глубоко почитаемых отцов церкви

Он прибыл в монастырь Мар-Матфей из Ниневии или Беф-Катарайи и принял постриг вместе с братом. Оба они выделялись духовными дарованиями среди братии монастыря. Брата преподобного Исаака избрали настоятелем, а сам он выбрал путь отшельничества. Святой отец всячески старался избежать известности и славы человеческой и не покидал пустыню несмотря на просьбы брата о возвращении.

Епископ и его паства

Жители города Ниневии узнали о подвижнике и его великих духовных дарованиях от Господа. Они усердно просили отца быть их архипастырем. Святой Исаак, считая послушание одной из важнейших и главнейших добродетелей, смиренно согласился. Его рукоположение осуществилось патриархом Георгием. Так преподобный стал епископом Ниневийским.

Став на архиерейский престол, подвижник проявлял всяческую заботу о вверенной ему пастве

Святого отца не интересовала слава и почести, ему важно было спасение людей. Но меньше чем за шесть месяцев епископ убедился, что жители Ниневии ведут образ жизни, идущий вразрез со Святым Евангелием, и не хотят менять привычный устой

Так, один человек был должен крупную сумму, но не имел возможности вернуть долг. Он просил заимодавца об отсрочке и обратился со своей проблемой к епископу Исааку. Преподобный старался вложить в сердце заимодавца зерна Святого Писания, наставлял его в христианском отношении к ближним. Он указывал на слова из Евангелия, говорящие о прощении всего долга тому человеку, который не имеет чем заплатить и находится в трудном положении. Но богатый заимодавец прямо заявил, что жить по Евангелию неудобно и невыгодно, кроме того, есть более важные и интересные вещи.

Ряд подобных ситуаций убедили епископа, что ниневитяне не хотят исправляться и изменить их ему не под силу. По словам историков, к этому добавлялось то, что в городе было много еретиков – монофизитов. Подвижник радел о чистоте Православия, не был приверженцем пустых споров и бессмысленных разговоров о догматике. В итоге он снова вернулся к отшельнической жизни.

Последние годы

Подвиг отшельничества преподобный нес до самой смерти. Подробности о жизни подвижника неизвестны. Сохранились свидетельства его учеников, которые рассказывали, что преподобный любил читать Святое Писание, и от этих его трудов и многого плача отец Исаак лишился зрения. Поэтому послушники даже называли его «второй Дидим», имея в виду Дидима Слепца – великого богослова IV в.

Труды подвижника последних лет его земной жизни были записаны под диктовку его учениками. Предположительно земные труды преподобный завершил в VII в.


Исаак вместе с братом в монастыре


Назначение отшельника епископом Ниневии


Аскетическая жизнь в последние годы

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Ефрем Сирин – юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Житие преподобного Ефрема Сирина говорит о том, что он организовал в Едессе училище

В Едессе преподобный Ефрем составил толкование на Пятикнижие Моисея. После этого он получил признание в качестве писателя. Не желая земной славы, он уединился в густом лесу и стал жить на безлюдной горе.

Тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. После этого святой стал активно заниматься просветительской деятельностью, а также бороться против таких ересей как арианство, гностические лжеучения и т.д.

Житие и успение прп. Ефрема. Икона. Итало-критская школа. Андреас рицос. XV век. Греция. Афины. Византийский и христианский музей. На иконе видно собрание ученых мужей, оно изображено потому, что преподобный Ефрем Сирин организовал в Едессе училище. Фото: pravlife.org

В своей проповеднической деятельности преподобный включил толкование Священного Писания, различные наставления инокам и мирянам, а также ответы на их вопросы, рекомендации и облечения грехов.

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его смерти.

Почему Ефрем Сирин так почитаем?

Преподобный Ефрем Сирин почитается православием, как отец Церкви.

Святыми отцами, — или учителями Церкви, — называют тех святых, которые своими трудами сформулировали, основали или помогли устояться какой-либо из сторон Церковной жизни.

См.также: кто такие святые отцы?

Преподобный Ефрем Сирин оставил после себя огромное количество творений (возможно больше 1000, но многие из них не сохранилось). Это и толкование на священное писание, и тексты молитв, и проповеди.

Преподобный Ефрем имел дар слова и убеждения. Его произведения, может быть, не настолько систематичны в плане богословия, как у некоторых других святых отцов — (Ефрем Сирин больше поэт) — но по духовной силе мало кто мог и может до сих пор с ним сравниться.

Собрание сочинений Ефрема Сирина.

В конце своей жизни святой Ефим Сирин совершил путешествие в Египет

В конце жизни преподобный Ефрем пожелал увидеть известных египетских подвижников. Для этого он вместе со своим учеником знавшим египетский язык добрался до Средиземноморского побережья.

По морю святой отправился в Нитрию и далее в путешествие по Египту. Здесь он встретил и побеседовал с иноком Паисием, кроме того, житие святого также говорит о том, что он во время путешествия исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

Василий Великий, икона, икона XVIII века. Во время путешествия в Египет и посещения Кесариии Каппадокийской преподобный Ефрем Сирин встретился со святым Василием Великим. Фото: upload.wikimedia.org

Во время путешествия обратно из Египта святой осуществил ещё одно своё желание — встретиться с Василием Великим. К этому моменту он считался ревнителем Православия, и слава о нём распространилась по всему православному миру.

Для этого Ефрем посетил Кесарию Каппадокийскую. Встреча произошла в храме, и святые обсудили важнейшие вопросы внутрицерковной жизни. Житие святого сообщает о том, что во время встречи Василий Великий рукоположил Ефрема Сирина во диакона.

Кроме того, он также пригласил его занять епископскую кафедру. Святой Ефрем от этого предложения отказался, так как считал себя его недостойным.

Преподобный Ефрем Сирин — это христианский богослов, поэт и один из Учителей Церкви

Житие Ефрема Сирина, христианского богослова, поэта и Учителя Церкви IV века говорит о том, что он родился около 306 года в городе Низибия, Мессопотами, а умер 9 июня 373 года в Эдессе. Он канонизирован в лике преподобных. Православная церковь чтит его память 28 января (10 февраля), Католическая церковь — 9 июня.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска. Византия. Панселинос. XIII-XIV век. Греция. Афон. Протат. Преподобный Ефрем происходит из зажиточной семьи землевладельцев, хотя его прадеды нищенствовали. Фото: pravlife.org

Прадеды Ефрема Сирина относились к беднейшим слоям сирийского общества и жили сбором милостыни. Деды же и родители стали земледельцами и сумели достичь определенного материального достатка.

Именно родители привили Ефрему начатки христианского воспитания. При этом стоит отметить, что всё его окружение служило примером благочестия и страха Божия.

Ефрем Сирин родился около 306 года в Низибии.

Несмотря на это обстоятельство, будущий святой в юношеские годы обнаружил такие греховные черты характера как горячность, нестойкость, неожиданность и порывистость. Это привело к закономерным результатам. Дело в том, что юноша совершил весьма неблаговидный поступок, о котором в последствие весьма сожалел.

Преподобный Ефрем Сирин в тюрьме. Рисунок Елены Поповской. Святой Ефрем решил посвятить свою жизнь Богу после того, как побывал в тюрьме по ложному обвинению. Фото: foma.ru

Ефрем по непонятной причине выпустил из загона корову, которая принадлежала бедняку. После того, как она обессилила от холода, её растерзал хищный зверь. Окружающие не узнали об этом случае, но Бог вскоре преподал ему соответствующий урок.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани

Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак

Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: Творения).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Терпение и любовь рождаются из смиренномудрия

Протоиерей Виктор Шинкарёв, клирик Богоявленского кафедрального собора, г. Горловка:

Вся жизнь человека — это лестница, по которой он должен восходить к Богу. Человек всегда от Бога либо удаляется, либо приближается к Нему. Поэтому даже в великопостной молитве Ефрема Сирина, как мы знаем, перечисляются и грехи, и добродетели. Грехи, от которых он просит Бога избавить его — и, соответственно, нас вместе с ним, — и добродетели, которые он просит Бога даровать ему — и нам. Каждому греху противопоставляется какая-то добродетель, и нужно заметить, что в этой молитве описаны одни из главных добродетелей.

Смиренномудрие — это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем мире. Как сказал святой Игнатий (Брянчанинов), «смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушённый и внушаемый Божественною Истиною». Соответственно, человек всю жизнь может потратить на то, чтобы стяжать подобную добродетель, чтобы свой ум и сердце расположить к принятию Божественного христианского учения и преуспевать в добродетелях. Именно это и делает смиренномудренный человек: он уже не может грешить, потому что всё его естество, весь ум направлены таким образом, чтобы полностью отречься от греха и стяжать все добродетели Божьи.

И, как следствие смиренномудрия, появляются в человеке терпение и любовь. Без терпения мы не можем правильно реагировать на то, что нас окружает

Это особенно важно в нынешнее непростое время, когда каждый день окружающая ситуация требует от нас адекватной реакции — а именно терпения и полного упования на Бога

А без любви христианину вообще жить невозможно, потому что любовь и есть Бог. Апостол Иоанн Богослов говорит, что тот, кто не любит, не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). А кто в любви пребывает, тот в Боге пребывает. Поэтому каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы всё устройство его мышления было смиренномудренно, а вся его жизнь стала наполненной любовью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector