Ефрем сирин, прп. 143.на слова: и вот, все

Глава 1

К главе: | | | | | | | | | | |

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается
ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки
текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око
зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового
под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это
было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые
будут после. Я,
Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и
предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается
под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они
упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление
духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше
всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много
мудрости и знания. И
предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
узнал, что и это — томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает
скорбь.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

Экклезиаст: это что или кто?

В еврейском оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». Дословный перевод на греческий — Экклезиаст («Εκκλησιαστής»). Таким образом, Экклезиаст это не собственное имя. В Русском Православии по традиции сохранено именно греческое слово. Так что в полном названии книги синодального перевода указано: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Если Екклесиаст это не имя, тогда кто же тогда автор Книги?

Общепринятого мнения об авторстве и времени написания книги до сих пор нет. Хотя Православное Предание считает, что это творение принадлежит еврейскому царю и пророку Соломону (10 век). Предполагают, что он ее написал на исходе своей долгой жизни. На это указывают слова самого автора, который называет себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.

Однако в 17 веке голландский богослов Гуго Гроций высказал сомнения по поводу авторства царя Соломона. Это мнение поддержали многие протестантские ученые, сомневающиеся в подлинности Книги. Выдвигалось множество предположений о времени ее написания. В пользу своих суждений приводилось описание бедствий, неизвестных в судьбе Соломона. Использование некоторых слов в Книге Экклезиаста признавались несвойственными Соломоновой эпохе. Так, немецким историком Фридрихом Деличем время составления Книги указывался период с 464 по 332 годы до Рождества Христова. Немецкий же историк Генрих Грец относил ее к 1 веку до Рождества Христова.

Для православных вопрос об авторстве Книги Экклезиаста занимает второстепенное значение. Здесь главным является сам смысл Книги, ее содержание и учение.

Глава 3

К главе: | | | | | | | | | | |

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время
уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время
любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в
том.
Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек
не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в
жизни своей. И
если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это —
дар Божий.
Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и
от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет
прошедшее.
Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там
неправда. И
сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог;
потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они
видели, что они сами по себе животные;
потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те
умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества
перед скотом, потому что все — суета!
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли
вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими:
потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет
после него?

Свт. Григорий Нисский

Ст. 17-19 И возненавидех живот: яко лукавно мне сотворенное под солнцем: понеже всяческая суета и произволение духа. И возненавидех аз всяческая, труд мой, им же аз труждаюся под солнцем, яко оставлю его человеку будущему по мне. И кто весть, мудр ли будет, или безумен? и обладати ли имать всем трудом, им же трудихся, и мудрствовах под солнцем? и сие же суета

Сказав это, говорит, что чужда душе его и та мысль, будто бы один и тот же удел и живущего добродетельно и не прилагавшего никакого о сем старания. У одного, говорит он, труд в мудрости, в ведении, в мужестве; а у другого в раздражении, в скорбях, причиняемых житейскою рачительностию. Посему приводить их в равенство между собою, говорит он, есть дело, не только суеты, но и лукавства.

На Книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на

Свт. Григорий Нисский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Под словом: «суетное» разумеется, что неосуществимо, имеет бытие в одном словесном произношении, вместе же с означением имени не появляется состоявшаяся вещь, но бывает какой-то праздный, ничего не содержащий в себе звук, в виде какого-либо речения, случайно произносимый по слогам, без значения поражающий слух, как например иные в шутку сочиняют имена, для которых нет и означаемого. Это один вид суеты. Суетою же другого вида называется бесполезность того, что делается с каким-то тщанием без всякой цели; таковы например детские здания на песке, метание стрел в звезды, старание уловить ветер, состязания в скорости бега с своею тенью, когда кто усиливается наступить на вершину своей тени. И если что иное сему подобное находим в делаемом нами напрасно, все это означается словом: «суета». Но в обычае называть нередко суетным и следующее: когда кто, имея в виду какую-либо цель, и рачительно, как чем-то полезным занимаясь, предлежащим делом, все приводит в действие, а потом, при встрече чего-либо противного, труд его оказывается бесполезным, тогда это самое, что рачительность осталась без всякого успеха, означается словом: «суетное». Ибо о подобном сему в обычае говорить: «напрасно я трудился, напрасно надеялся, напрасно прилагал много усилий». И чтобы не перечислять в подробности всех случаев, в которых употребляется слово: «суета» в собственном его смысле, в немногих словах определим понятие сего речения: суета есть или неимеющее мысли слово, или бесполезная вещь, или неосуществимый замысл, или неведущее к концу тщание, или вообще что либо не служащее ни к чему полезному.

И никто да не подумает, будто бы сказанное служит осуждением твари. Ибо обвинение пало бы на Сотворшего все, если бы и все было суетою, и создателем сего оказался у нас Тот, Кто все привел в бытие из ничего. Но поелику состав человека двоякий, с телом соединяется душа; то и образ жизни делится соответственно каждой из усматриваемых в нас частей. Иная жизнь души и иная тела; одна смертна и временна, другая бесстрастна и негиблюща; и первая имеет в виду одно только настоящее, цель же последней простирается в непреходящее. Посему, так как велика разность между смертным и бессмертным, между временным и вечным, то слово Екклезиаста ведет к тому, что должно иметь в виду не эту чувственную жизнь, которая, в сравнении с жизнию истинною, есть какая-то недействительная и не состоятельная.

На книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на

Прп. Иоанн Дамаскин

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Все здешнее земное призрачнее снов, тени, дуновения ветерка. Малую и недолговременную доставляет оно радость, которую нельзя и назвать радостью, но обманом и заблуждением во зле мира. Нам предписано не любить его, но всем сердцем ненавидеть, и эта ненависть совершенно основательна. Ибо что мир дает своим любимцам, то снова гневно отымает.
Лишенными всякого блага, покрытыми позором, с тяжким бременем отсылает он потом их на вечную скорбь. Кого он возвышает, того же спешит тотчас унизить на радость врагам. Таковы милости и дары мира сего.

Житие Варлаама и Иосафа.

Глава 4

К главе: | | | | | | | | | | |

И
обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы
угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у
них нет. И
ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а
блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие
делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между
людьми зависть. И это — суета и томление духа!
Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И
обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек
одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет
конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю
душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде
их:
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда
упадет, а другого нет, который поднял бы его.
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И
если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка,
втрое скрученная, нескоро порвется.
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не
умеет принимать советы;
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который
займет место того. Не
было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются
им. И это — суета и томление духа!
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к
слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

Глава 10

К главе: | | | | | | | | | | |

Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть
мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его
мудростью и честью.
Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По
какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому
он выскажет, что он глуп.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что
кротость покрывает и большие проступки.
Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая
от властелина;
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может
подвергнуться опасности от них.
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать
силы; мудрость умеет это исправить.
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:
начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет
ему, что будет после него?
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо
тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят
вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! От
лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры
устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь
богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и
крылатая — пересказать речь твою.

Дидим Слепец

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Различные бывают виды суеты — одно является таковой в сильнейшей степени, другое нет.

Вопрос: Об одной и той же ли ?

Ответ: Об обеих: просто суете и сущей суете сует. И то, что есть в самой сильной степени суета, и меньшая суета — все суета по отношению к самой истине. И дитя новорожденное и отрок — несовершенны; мало того, что они несовершенны по отношению к юноше, они все несовершенны по отношению к взрослому мужу…

Вопрос: Не сказал ли он суета сует о видимом и чувственно воспринимаемом?

Ответ: Не сходным образом смотрят на солнце человек несведущий и ученый-звездочет. И астрономическое, и естественно-научное созерцание солнца весьма уступают Бога невидимого и знанию, которое от Бога.

На книгу Екклесиаста.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Комментарии из Женевской Библии: Екклесиаст 1 глава

1:1-2 Мудрец представляет читателю Екклесиаста и его книгу.

1:1 Екклесиаста. Евр.: «когелет» означает, что Соломон выступал в роли созывающего собрание верных завету, чтобы свидетельствовать о Господе и воздавать Царю Небесному славу, наполняющую Его земной храм (3 Цар. 8). Слова Соломона были обращены к народу Божию, а не к агностикам.

сына Давидова. См. Введение: Автор.

1:2 Суета сует. Евр.: «дыхание, «пар», «туман». Т.е. смерть делает тщетными действия и стремления людей, строящих свою земную жизнь («под солнцем»).

1:3 – 3,8 Что пользы человеку. Начиная этим выражением первый из трех циклов книги, автор акцентирует на тщетности труда и знаний. Хотя они и приносят некоторое удовлетворение, смерть делает их бессмысленными. См. Введение: Особенности содержания и темы.

1:3-8 Смертность вынуждает людей вновь и вновь повторять то, что уже другими делалось до них, никогда не получая полного удовлетворения.

1:3 пользы. См. 2,10.11.

под солнцем. Ср. Гал. 1,4. Усилия человека, направленные на созидание земных царств, бесполезны для Царства Небесного (Мк. 8,36).

1:4 проходит … приходит. Люди постоянно начинают все сначала (подобно солнцу, ст. 5), в то время как земля (в которую человек возвращается после смерти), в противоположность этому, остается неизменной.

1:6 кружится, кружится. Фрагмент 1,4-8 образно передает смысл постоянно повторяемого Соломоном рефрена «все – суета и томление духа» и служит моделью циклической структуры книги.

1:7 море не переполняется. Жизненный опыт человека никогда не приносит ему полного удовлетворения, точно так же, как реки, впадающие в море, никогда не переполняют его.

1:9-11 Ничто в этом мире не может изменить вечный процесс, в ходе которого люди вновь повторяют труды своих предшественников, затем умирают в забвении.

1:12-18 Плоды праведного труда и истинной мудрости обесцениваются смертью.

1:12-15 Соломон утверждает, что человеческая цивилизация несовершенна и движется в ложном направлении.

1:12 царем… в Иерусалиме. См. Введение: Автор.

1:13 мудростью. Усилия мира сего выйти из-под Божия предопределения (Быт. 3,16-19) тщетны и безрезультатны.

тяжелое занятие. Человеческое существование связано с тяжелым бременем, на человека возложенным Богом (ср. 1,15 и 7,13; Быт. 3,16-19; Рим. 8,22.23). Иисус дает силы нести его (Мф. 11,28-30).

Бог. Личное имя Бога завета Яхве не встречается в этой книге.

1:14 Видел я все. Соломон был наделен даром Божиим (3 Цар. 3) предвидеть будущее и проникать в тайны прошлого.

1:15 Кривое… чего нет. Т.е. результаты не только сотворенного людьми зла, но также и Божия проклятия (7,13; Быт. 3,16-18).

1:16 мудрости. Возрастая в подлинной мудрости, человек отчетливее различает губительные последствия греха, даже такие, которые проявляются не сразу.

всех, которые были прежде меня над Иерусалимом. Соломон подразумевает царей Иерусалима древнего, доизраильского периода (Быт. 14,18; Нав. 10,1).

← Притчи 31    •    Екклесиаст 2 →

Глава 2

К главе: | | | | | | | | | | |

Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись
добром»; но и это — суета! О
смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»

Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое
руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо
для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни
жизни своей. Я
предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил
себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и
мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в
Иерусалиме;
собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя
певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
4-8: И
сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и
мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему
никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это
было моею долею от всех трудов моих. И
оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился
я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них
пользы под солнцем! И
обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может
сделать
человек после царя сверх того, что уже сделано? И
увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество
света перед тьмою: у
мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна
участь постигает их всех. И
сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к
чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это —
суета;
потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все
будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел
я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо
все — суета и томление духа! И
возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен
оставить его человеку, который будет после меня. И
кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом
моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это —
суета! И
обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я
трудился под солнцем,
потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать
все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло
великое!
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что
трудится он под солнцем?
Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью
сердце его не знает покоя. И это — суета! Не
во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда
своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;
а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму
пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!

Свт. Григорий Нисский

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Посему Екклезиаст видел «всяческая сотворенная» в сей жизни «под солнцем», а именно, что все было «суетство», потому что не было разумевающего, не было взыскующего Бога, когда «вси уклонишася, вкупе неключими быша» (Пс. 13:3). Потому, сказав: «и се вся суетство», присовокупил причину, а именно, что не Бог виновник этого, а произволение человеческого вожделения, которое назвал он «духом». Обвиняет же этот дух не потому, что таков был он изначала (не подлежал бы он и осуждению, если бы таким был создан); но потому что, развратившись, пришел в разлад с устройством целого.

Поэтому Он пришел исследовать Своею премудростью, что произошло под солнцем, что за смешение в том, что делается здесь, как сущее поработилось не-сущему, почему неосуществившееся владычествует над сущим. И увидел, что тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем (Еккл. 1:13). Об этом же неблагочестиво думать так, как понял бы кто с первого взгляда, а именно, будто Сам Бог дал людям лукавое попечение. В таком случае, Он был бы причиной зол. <…> Напротив того, более благочестивый смысл требует разуметь это так, что Божье даяние благо. Это есть свободное движение, которое при греховном употреблении людьми соделалось орудием греха. Ибо что свободно и не порабощено, то добро по естеству, а что сопряжено с необходимостью, того никто не причислит к благам. Напротив, самое свободное стремление мысли, без руководства уклонившееся к избранию худого, сделалось искушением для души, от высокого и досточестного увлекшись к страстным движениям естества. <…> Истинный смысл этого не то подтверждает, будто бы в естестве человеческом происходит что-либо человеческое, чему виновником Бог, а напротив того, обвиняет свободу, которая есть благо и Богом данный естеству дар, но соделалась злом от наклонности к противоположному.

На Книгу Екклесиаста.

Свт. Амвросий Медиоланский

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа

Поэтому склонись перед Тем, о Ком говорит пророк: Кто не принял всуе
душу свою (Пс. 23:4; LXX). Всуе принял душу свою — что мы также скажем о тяготах здешней жизни — тот, кто строил мирское и созидал телесное. Ежедневно мы стремимся к пище и питью, и никто не насытился так, что после некоторого времени не взалкал и не захотел пить. Ежедневно мы ищем выгоду и нет никакого предела жадности. Сказано: …не насытится око зрением, не насытится ухо слушанием (Еккл. 1:8). Нет конца труду и нет проку в избытке.

О благе смерти.

10 ЦИТАТ: Книга Екклесиаста, или Проповедника

1.   Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! 

2.   И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета. 

3.  Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! 

4.  И сказал я в сердце моем: `и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?’ И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 

5.  И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! 

6.  Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа! 

7.  Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! 

8.   Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! 

9.  Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?’ И это — суета и недоброе дело! 

10. Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога. 

***

Слово «суета» подразумевает все же, что можно суетиться и все же что-то приобрести в результате суеты. 

Однако более точно было бы перевести то, что имеет ввиду премудрый Соломон словом «тщета», то есть все попытки человека тщетны, вся жизнь человека тщетна.Какие именно поступки человека тщетны? Соломон начинает размышлять о смысле жизни: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл 1:14). В книге Екклесиаст очень часто встречается фраза «под солнцем» в различных вариациях. 

Что значит «делается под солнцем»? Согласно контекста всей Книги Екклесиаст, дела «под солнцем», это дела совершаемые без Бога, то есть тщетные дела, которые не приближают человека к Спасению и последующей вечной жизни.

Язычники почитали богом солнце, и Екклесиаст на протяжении всех своих размышлений сетует на языческий менталитет людей, которые не видят за ярким солнцем живого, славного, справедливого Бога. Соломон пытается сказать, что конечно, человек может жить как хочет, как будто есть только солнце, и нет справедливого Бога, но все это не так, Бог есть, и Он видит наши дела.

В конце своих размышлений Соломон приходит к выводу что же, действительно, является полезным для человека и какие дела не являются суетой, точней тщетой: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12:13,14).

Бог не запрещает нам радоваться жизни, и нам не стоит быть унылыми. Но в то же время, нам не стоит забывать о Боге, который предлагает нам истинную счастливую жизнь, которая по настоящему утолит жажду нашей души. 

***

Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Читать статью полностью>>

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.


Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector