Кто такие демиурги
Содержание:
- Внешние ссылки
- Этимология и общее использование терминов
- Демиург в христианском богословии
- Современный прием
- Цитаты[]
- Демиург в философии
- литература
- История
- Плеяды[]
- Демиург в науке[править]
- Демиург-герой
- Демиург в славянской мифологии[править]
- Neoplatonic and Christian criticism
- Высшие существа[]
- Определение
- Неоплатонизм и гностицизм
- Другие древнегреческие философы о демиурге
- Демиург в мифологии
- Стражи этажей[]
- Демиург в современной культуре и религии
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Демиург , в Викисловаре
Христианский гнозис |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гностические тексты |
|
||||||||
Гностические богословы |
|
||||||||
Концепции |
|
||||||||
Упражняться |
|
||||||||
Родственные философии и убеждения |
|
||||||||
Псевдогнозис и дуалистический гностицизм |
|
- Мифологический портал
- Философский портал
- Портал религий и верований
- Портал богословия
Этимология и общее использование терминов
Слово dēmiourgós (δημιουργός, прилагательное «активный для широкой публики», существительное «общественный работник», «ремесленник», «художник») состоит из компонентов dēmio- (образовано от прилагательного dḗmios « относящийся к людям», «общественный ») И — (ϝ) orgós или — (ϝ) ergós (« производитель »,« работник », производное от (ϝ) érgon « работа »). Первоначально он должен был быть специалистом , который работает творчески для общественных проблем и которые, с профессиональной , производит специальные продукты и предоставляют услуги для общественности. В этом смысле Гомер причислял к демиургам не только мастеров, но и врачей и вестников . Позднее художников и некоторых государственных чиновников также называли демиургами .
В архаической Аттике , в демиургов якобы образуется в 6 веке до н.э. Кроме крестьян и дворян один из трех классов гражданства, но такая структура гражданства не считается надежной. Вплоть до классической эпохи ремесленников называли демиургами . Однако, когда ручное ремесло со временем все больше обесценивалось, наиболее уничижительный термин « банауза » (от βάναυσος bánausos ) стал обычным для мастеров , в то время как представителей уважаемых профессий продолжали называть «демиургом».
Демиург в христианском богословии
Бог-творец. Художник Виктор Васнецов (1848—1926)
В христианском богословии термин демиург (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт» — др.-греч. ποιητής) характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала. В святоотеческой литературе термин Демиург употреблялся как применительно к Богу вообще, так и по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в отдельности, а также ко всем Лицам Святой Троицы вместе, поскольку «вся Троица есть творящая и созидательная». Вместе с тем в святоотеческом богословии существовало устойчивое представление, что поскольку Сын как Слово Божие приводит в исполнение творческий замысел или волю Отца о мире, то имя Демиург подобает Ему в первую очередь. Это мнение ясно выразил святитель Василий Великий (330—379), который в творении различал «Отца как предначинательную причину сущих, Сына — как демиургическую, а Святого Духа —
как совершительную». Вместе с тем святитель подчеркивал, что наделение Бога Слова демиургическими функциями обусловлено исключительно волей Отца. Термин Демиург
в святоотеческом богословии изредка мог применяться к человеку и ангелу, но лишь в значении «автор», «источник», «причина».
Современный прием
В наше время философ Джон Стюарт Милль в своем посмертно опубликованном эссе 1874 года « Теизм» (« теизм ») обсуждает возможность того, что мир был создан опытным, но не всемогущим демиургом. Поступая так, Милль ограничивает свои размышления тем, что, по его мнению, может сказать об этом естественное богословие . Согласно гипотезе, Демиург не создал мир из ничего, а объединил уже существующие материалы заданной природы. Он не создал два великих элемента Вселенной, материю и силу, но нашел их. Хотя он был в состоянии создать мир, он столкнулся с препятствиями, которые лишь частично позволили ему достичь своих целей. По словам Миллса, эти препятствия могут заключаться либо в заданных свойствах материала, либо в ограниченных возможностях Демиурга. Милль сомневается, что, подобно древним платоникам, можно сказать, что навыки Демиурга «достигли предельного уровня совершенства, совместимого с материалом, который он использовал, и силами, с которыми он должен был работать».
Цитаты[]
- (Момонге): «Мудрый в суждениях и быстрый в действиях. Безупречный.»
- (О завоевании мира):«Истинно внушающая благоговение речь. Если вы пожелаете, я немедленно соберу армии Назарика и захвачу шкатулку. Величайшей честью Демиурга будет вручить этот дар владыке Момонге.”
- (О человеческих экспериментах): «Сначала эксперименты с магией лечения. Если отрезать руку и наложить на рану заклинание лечения, отрезанная рука исчезнет. Что случится, если заставить их съесть отрезанную руку и наложить лечение, питательные вещества исчезнут? А если повторять это неопределённый срок, те, кто едят, умрут с голоду?»
- (Альбедо о Аинзе): «Это слишком нерационально, наивно. Чисто эмоциональное суждение. Владыка Аинз — последнее Высшее существо, которое здесь осталось. Зная, что его жизнь в опасности, это мы обязаны придумать план, чтобы устранить опасность. Даже если нас будут ругать, даже если мы пожертвуем жизнью, мы должны шагнуть вперёд и действовать, разве не так?»
Демиург в философии
В философский лексикон термин Демиург был введен древнегреческим философом Платоном (428 или 427—348 или 347 до н. э.), который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса. Платон в диалоге «Тимей» описывает акт сотворения всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи. При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, он лишь соединяет их вместе, в этом состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости, мешает ему полностью осуществить своё намерение.
Древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.) употреблял слово Демиург в традиционном значении — «ремесленник, мастер». Греческий философ-платоник Алкиной (II в.н. э.) понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума.
С мировой Душой отождествляют Демиурга также философы-платоники II века Аттик и Апулей. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает всё сущее и «над которым нет никакого другого начала». Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» его и им «управляет».
Древнегреческий философ Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) приписывает функции Демиурга Логосу — творческой силе верховного Бога, содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю. Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворождённым Сыном» Бога.
Нумений Апамейский, греческий философ II века н. э. описывает Демиурга как «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами.
В гностицизме возникает учение о злом и неразумном Демиурге. В системе античного философа II века Валентина, Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей — «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создаёт демиурга из собственных страстей — страха и желания вернуться назад в плерому. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит и постоянно ошибается. Отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая — более низкого. Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своём порождении, а Демиург — изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.
По одним гностическим системам недостаток Демиурга — только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему ещё дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества.
В неоплатонизме, начиная с его основателя античного философа Плотина (204/205 — 270), функции Демиурга прочно закрепляются за Умом — второй после Единого бестелесной сущностью. Вступая в спор с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нём самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой — в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.
В позднем неоплатонизме появляется уже целая «серия» демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. У античного философа-неоплатоника Прокла (412—485) роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум — последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум.
литература
- Йенс Халфвассен : Демиург: его позиция в философии Платона и ее интерпретация в античном платонизме . В: Ada Neschke-Hentschke: Le Timée de Platon. Вклады в историю приема. Платос Тимей. Вклад в его историю приема . Peeters, Louvain / Paris 2000, ISBN 90-429-0860-2 , стр. 39-62.
- Ян Опсомер: Демиурги в раннем имперском платонизме . В: Райнер Хирш-Люпольд (ред.): Бог и боги у Плутарха. Образы богов — образы Бога — образы мира. Де Грюйтер, Берлин 2005 г., ISBN 978-3-11-018479-2 , стр. 51-99.
- Питер Джон Родс , Матиас Балтес : Демиург. В: (DNP). Том 3, Метцлер, Штутгарт 1997, ISBN 3-476-01473-8 , Sp. 446-448.
- Валериан фон Шёффер : Демиургой. В: Paulys Realencyclopadie der classischen Antiquity Science (RE). Том IV, 2, Штутгарт 1901, полковник 2856-2862.
- Матиас Форверк: Создатель или отец? Демиург от Плутарха до Плотина . В: Ричард Д. Мор, Барбара М. Саттлер (ред.): Одна книга, вся Вселенная. Платоновский «Тимей» сегодня . Издательство Парменидес, Лас-Вегас 2010, ISBN 978-1-930972-32-2 , стр. 79-100.
История
древняя Греция
Слово происходит от греческого δημιουργός , demiourgos , образованного от «demos», что означает «простые люди» (то есть «люди»), и от «ergon», «работа». Буквально это слово означало ремесленник или изготовитель. В IV — м веке до н.э., Платон подразумевает в своем Тимее , что первая причина вселенной и ее создателя являются хорошим и мудрым «Демиург». В двенадцатой книге, известной как «Лямбда-книга» Λ метафизики , Аристотель развивает идею неподвижной побудительной причины, организатора, который создал мир из ранее существовавшей материи.
Древний Египет
В египетской мифологии демиург Атум — творческое существо Вселенной от Монахини (изначального океана). Он оживает, осознавая свое существование, и посредством слов и мыслей создает все. Если этот принцип является общим (с некоторыми вариациями) для всех египетских космогоний, роль Демиурга обычно передается богу-покровителю каждого крупного религиозного центра .
Египетские демиурги:
- Ра — Атум в Гелиополисе ,
- Тот в Гермополисе ,
- Птах в Мемфисе ,
- Амон — Ра в Фивах .
- Хнум
Гностицизм
В гностицизме Демиург (Ялдабаоф) — это архангельское божество, упрямое, вспыльчивое, «исходящее от истинного Бога», он является причиной зла своим разрушительным творением, смешавшим материю с божественной искрой. Это творение, истоки которого были восстанием и его выбором для других ангелов по свободной воле (факт восстания переходит в обладание свободной волей, способностью, которой ангелы обычно не обладают), создало в физическом мире, который он обрисовал вечный дуализм . Эта несовершенная материя произвела зло из-за несовершенства и сущности, но также и из-за противодействия совершенству души (гностицизм). Таким образом, физический мир был наложен на глаза людей, делая их невежественными и слепыми ко всем истинам, реальностям и мудрости ( гнозис ) .
Другие значения
- В древней Греции , демиурги были самозанятыми.
- По словам писателя Джеральда Мессадье , демиург стоит выше Бога и Дьявола, то есть выше Добра и Зла.
- По словам публициста Буркхардт Gorissen , гностический демиург и Великий Архитектор в масонстве Вселенной является тем же лицом.
Плеяды[]
Плеяды работали вместе с Демиургом в его плане сделать Момона национальным героем. Они играли роль слуг Ялдаваофа и сражалась против Ивилай.
Солюшн была согласна с планом убийства Цуаре, после этого он хотел поместить ее в резервный запас, если что то пойдет не так по плану сделать Момона национальный героем. Но решил ее оставить вместе с Себасом, чтобы помочь ему найти Цуаре.
Демиург спас Энтому от членов Синей Розы, Ивилай, Гагаран и Тии. Он попросил ее создать иллюзию в Королевстве для его плана, операции «Геенна». Энтома также участвовала в его плане сделать Момона национальным героем. Она играла роль одного из слуг Ялдаваофа и сражалась против Набе вместе с Люпус Региной.
Себас Тиан
Как создатель Себаса, и создатель Демиурга, они не ладят. Скорее всего, из-за их морального виденье мира, а не по причинам споров их создателя по вопросам гильдии. По неизвестным причинам Демиурга заинтересовался отношениями Себаса с Цуаре.
Демиург в науке[править]
Как это ни странно, но благодаря Демиургу мы видим мир таким прекрасным/уродливым (нужное подчеркнуть), каким он есть. От древнего Полубога зависит множество физических и математических законов:
- Площадь треугольника равняется половине произведения двух строн на синус угла между ними. Если бы не Демиург, треугольник был бы равен четырёхугольнику и наше пространство замкнулось само в себя.
- Металлический радиус равняется половине кратчайшего расстояния между атомами в кристаллической структуре металла. Если бы не Демиург, не было бы металлов, а были бы одни неметаллы.
- Кинетическая энергия равняется половине произведения массы на квадрат скорости. Если бы не Демиург, мы бы двигались со скоростью света, а Эйнштейн повесился от отчаяния.
- Освещается только половина земли. Если бы не Демиург, мы бы не знали что такое Ночь.
- Половина ускорения Кориолиса получена при дифференцировании по времени переносной скорости, а вторая половина — при дифференцировании относительной скорости. Это релятивно непонятно, но если бы не Демиург, было бы очень плохо.
- Половина — деревня в Карелии, если бы не Демиург, то всех людей из Половины не существовало, а на месте деревни была бы замкнутая в свою сингулярную пространственно вакуумную отрицательность пустота.
- Компьютеры построены на полупроводниках. Если бы не демиург, инфернета бы не существовало.
- В силу своей половинности распространяемой на все окружающие объекты, демиург может быть зохаван Ктулху лишь на половину, причём с половинной вероятностью, это будет та половина в которой моска нет, это наводит на мысль что один демиург может уцелеть после того как Ктулху окончательно пробудится.
Демиург-герой
В древних мифах часто встречается демиург-герой. Он творит не столько материальную Вселенную, сколько культуру общества. Задает социальные рамки и законы. Такой герой может параллельно являться плутом и трикстером, как ворон или койот – известные герои африканских мифов.
В развитых мифологиях над демиургами-героями обычно возвышается пантеон богов и противостоят злые духи, души мертвых, природные силы. Задача героя – упорядочить жизнь общества, создать цивилизацию.
В Китае первопредки Нью-ва и Фу-си совершают ряд культурных деяний, таких как изобретение рыбалки и охоты, создание музыкальных инструментов, и это делает их демиургами-героями.
Всем нам известен Прометей, который в древнегреческих мифах создает людей из глины и похищает для них огонь.
Демиург в славянской мифологии[править]
Древние славяне ласково называли Демиурга Полу-Перун и поклонялись ему, употребляя ритуальный напиток «поллитра». В его честь древние укры переименовали город Таву в Полтаву. Многие предметы славянской культуры и быта относятся к культу Демиурга-Полупердуна:
- полушка (ритуальная монета)
- полушубок (одеяние жреца Полупердуна; быть жрецом и, соответственно, носить полушубок имел право каждый взрослый славянин мужского пола, и даже некоторые женщины)
- «Полундра!» — боевой клич, трансформированное ритуальное призывание Полу-Перуна
- «Получай!» — связано с поговоркой «Завтрак съешь сам, обедом поделись, ужин отдай врагу». Когда бой шёл в обед, воины выпивали полкружки горячего чая, а полкружки с самым этим кличем выплёскивали в лицо врагу.
- и т. д.
Neoplatonic and Christian criticism
Plotinus criticized Gnosticism in the ninth tractate of the second Enneads, entitled «Against Those That Affirm the Creator of the Cosmos and the Cosmos Itself to Be Evil.» Plotinus criticizes his opponents for “all the novelties through which they seek to establish a philosophy of their own” which, he declares, “have been picked up outside of the truth”; they attempt to conceal rather than admit their indebtedness to ancient philosophy, which they have corrupted by their extraneous and misguided embellishments.
The majority view tends to understand Plotinus’ opponents as being a Gnostic sect. Several such groups were present in Alexandria and elsewhere about the Mediterranean during Plotinus’ lifetime, and his criticisms bear specific similarity to Gnostic doctrine. Plotinus points to the Gnostic doctrine of Sophia and her emission of the Demiurge for example.
Christian critics of the idea of the Demiurge begin in the New Testament. The First Epistle to Timothy, for example, says, «Command certain men not to teach false doctrines any longer nor to devote themselves to myths and endless genealogies.» (1:3-4) This is apparently a reference to Gnostic mythology, which often involved long lists of intermediate spiritual powers between the Supreme God and the Demiurge. Later Christian writers directly criticized Gnostic teachers and their doctrines. Since many Gnostic writings themselves were destroyed by the Church once it had the power to do so, these anti-heretical authors were the main source of knowledge concerning ancient Gnostic doctrines about the Demiurge until the discovery of the Nag Hammadi Library and other Gnostic works in recent centuries.
Высшие существа[]
Аинз Оал Гоун
Демиург думает о нем как о всеведущем Высшем существе, веря, что Аинз способен предвидеть все заранее, еще до того, как он об этом подумал. В некотором смысле Демиург пришел к выводу, что все, что Аинз делал до сих пор, должно быть частью более крупной цели на будущее. Он думал о нем как о мудром правителе, который всегда продолжает планировать на один шаг впереди, показывая то, что даже сам Демиург не может ожидать и предсказать, что может произойти дальше. В страхе, это иногда заставляло его быть переполненным восхищением и уважением к Аинзу.
Не предлагая ничего, кроме похвалы ему за то, что он делает самостоятельно, Демиург также продолжает искать задание от самого Аинза. Он склонен описывать Аинза как кого-то, кто является несравненным и совершенным мастером. Он также считает, что была причина, по которой никто другой не был достаточно достоин, чтобы возглавить гильдию и других высших существ, но только не Аинз. Демиург также заботится о безопасности Назарика, это показано, когда он хотел остановить Аинза от противостояние с Шалти, опасаясь его возможной смерти.
Ульберт Ален Одл
Улберт является создателем Демиурга. Как и другие НИПы, он очень уважает своего создателя и считает его своим Богом. Демиург воплощение злого Улберта, как полностью злого персонажа,также он гордится тем, что он охраняет этаж созданным лично Улбертом. Демиург также очень ценит предметы, созданные Улбертом ,но с неохотой был готов использовать его, ради плана, который может принести пользу его нынешнему хозяину, Аинзу. Демиург даже костюм, который он носит, считает важным предметом от своего создателя.
Определение
В античной философии это слово означает создателя вещей чувственно воспринимаемого космоса. В христианстве Демиург – творец всего сущего, одно из названий Бога. Гностицизм дает более сложное определение этому понятию. Демиург – это творец видимого космоса, находящийся на средней позиции между всеблагим Первоотцом и Сатаной.
Если заглянуть в прошлое, мы увидим, что слово не всегда обозначало Бога. Значение слова «демиург» было гораздо шире, чем сейчас. Любой человек, который выполнял какую-либо общественную работу, мог носить такое звание. Ведь для труда кузнеца или должностного лица требуется наличие мастерства и определенного искусства. Также слово использовали для обозначения любого создателя чего-либо, и вовсе не обязательно целого мира.
Неоплатонизм и гностицизм
Гностицизм приписывал лживость или зло концепции Демиурга или создателя, хотя в некоторых гностических традициях создатель исходит из падшей, невежественной или меньшей, а не злой точки зрения, такой как точка зрения Валентиния .
Плотин
Неоплатонический философ Плотин обратился в своих работах концепции гностицизма в Демиурге, который он видел , как незамедленное Hellenic и кощунствен Демиурга или создатель Платона. Плотин вместе со своим учителем Аммонием Саккасом был основателем неоплатонизма . В девятом трактате второй из своих Эннеад Плотин критикует своих оппонентов за присвоение ими идей Платона:
Здесь следует отметить замечание относительно второй ипостаси, или Творца, и третьей ипостаси, или Мировой Души . Плотин критикует своих оппонентов за «все новшества, с помощью которых они стремятся установить свою собственную философию», которая, как он заявляет, «заимствована за пределами истины»; они пытаются скрыть, а не признать свою причастность к античной философии, которую они испортили своими посторонними и ошибочными приукрашиваниями. Таким образом, их понимание Демиурга также ошибочно по сравнению с первоначальными намерениями Платона.
В то время как Демиург Платона добр, желая добра своему творению, гностицизм утверждает, что Демиург является не только источником зла, но и злом. Отсюда и название опровержения Плотина: «Против тех, кто утверждает, что Создатель Космоса и Сам Космос — зло» (обычно цитируется как «Против гностиков»). Плотин утверждает о отключиться или большого барьер , который создается между Nous или умом ноуменом (см Гераклита ) и материальным миром ( явлением ), веруя материальный мир есть зло.
Большинство ученых склонны понимать противников Плотина как гностическую секту — конечно (особенно сифианские ), несколько таких групп присутствовали в Александрии и в других местах Средиземноморья при жизни Плотина. Плотин особо указывает на гностическую доктрину Софии и ее излучение Демиурга.
Хотя первое понимание, безусловно, пользуется наибольшей популярностью, идентификация противников Плотина как гностиков не лишена некоторых сомнений. Христос Евангелиу утверждал, что противников Плотина можно было бы лучше назвать просто «христианскими гностиками», утверждая, что некоторые из критических замечаний Плотина применимы также и к ортодоксальной христианской доктрине. Кроме того, учитывая свидетельства того времени, Евангелиу подумал, что определение термина «гностики» было неясным. Следует отметить, что хотя ученик Плотина Порфирий называет христианство именно в собственных работах Порфирия, а Плотин должен был быть известным сподвижником христианского Оригена , ни в одном из произведений Плотина не упоминается Христос или христианство, тогда как Плотин конкретно обращается к своей цели в Эннеады как гностики.
А.Х. Армстронг определил так называемых «гностиков», которых атаковал Плотин, как евреев и язычников, во введении к трактату в своем переводе « Эннеад» . Армстронг намекает на то, что гностицизм является своего рода эллинской философской ересью, которая позже затронула христианство и неоплатонизм.
Джон Д. Тернер , профессор религиоведения в Университете Небраски и знаменитый переводчик и редактор библиотеки Наг-Хаммади , заявил, что текст, который прочитали Плотин и его ученики, был сифианским гностицизмом, предшествовавшим христианству. Похоже, что Плотин попытался прояснить, почему философы академии не пришли к тем же выводам (например, антитеизм или мизотеизм для Бога-творца как ответ на проблему зла ), что и цели его критики.
Эмиль Чоран также написал свой Le mauvais démiurge («Злой Демиург»), опубликованный в 1969 году под влиянием гностицизма и шопенгауэровской интерпретации онтологии Платона, а также Плотина.
Другие древнегреческие философы о демиурге
Рассмотрим суть понятия «демиург». Это в Древней Греции было противоречивым вопросом. Разные философы спорили об его истинной природе и выдвигали свои версии. Философ-платоник Алкиной, живший во втором веке нашей эры, понимал демиурга как разумную часть «мировой души». Демиург не самостоятелен и мыслит под влиянием Высшего божественного ума.
Аттик, напротив, считал, что именно от Демиурга берет начало все сущее и нет ничего выше этого понятия. Это и ум, и благо, и разумная божественная душа, которая царит в мире, упорядочивает и поддерживает его.
Более поздний философ Филон Александрийский создает понятие «демиургический логос». Это творческая сила Бога. В ней заключен божественный замысел о мире, и именно она активно взаимодействует с материей, созидая ее. Филон называет эту силу перворожденным сыном Бога.
Демиург в мифологии
Этот персонаж в мифах часто владеет профессией кузнеца, гончара или ткача. Но их трудовые обязанности носят космический масштаб и не ограничиваются узкими рамками земного понимания этих профессий. Древнегреческий бог Гефест кует в своей кузнице щит, который является моделью мировой жизни. В финской мифологии Сеппо Ильмаринен выковывает солнце и луну, а Хнум в Древнем Египте творит мир на гончарном круге.
Иногда Демиург предстает более абстрактным богом-творцом, который создает весь космос недоступными для человеческого понимания способами. Например, с помощью магии, или просто называя разные предметы вслух. Сразу вспоминается библейское «Вначале было Слово…» Так, египетский бог Птах творит мир «языком и сердцем».
В мифологии африканских племен демиург – это зачастую тотемное животное. Например, у народов бассейна реки Конго, где водилось много змей, вся мифология тесно переплетена с этими земноводными. Создание мира произошло благодаря четырем духам, обитавшим в теле змей, которые жили на дне реки. В данном случае они выступают творцами и тотемами-прародителями.
В древнемексиканской мифологии существует целый пантеон богов, но функции демиурга также отданы земноводному. Пернатый змей Кецалькоатль участвовал в создании Космоса и сотворил людей из добытых в царстве мертвых костей.
У многих народов существует «близнецовый» миф о двух братьях-демиургах. Один из них создает прекрасные вещи, стремится к гармонии, творит мир. А другой все портит и разрушает. Иногда он это делает по незнанию, а иногда специально. Как бы то ни было, такая пара объясняет двойственную природу мира и наличие в нем добра и зла. Болезни, смерти, уродство, голод – это все плоды деятельности брата-двойника.
Широко известные, благодаря голливудскому фильму, скандинавские братья Тор и Локи как раз являются такой парой двойников. Один из них добр и справедлив, стремится к созиданию, а второй сеет хаос и несет в мир зло.
Стражи этажей[]
Альбедо
В то время как Альбедо является командиром стражей, Демиург отвечает за защиту Назарика. Поскольку их этажи перекрывают друг друга, он часто служит вторым в команде Альбедо. Чаще всего он делает все сам, он также служит как главный помощник и указатель , убедившись, что она остается сосредоточенной на задачах, которые стражам назначил их хозяин. Из-за её звания командира, Демиург не может, использовать силу, чтобы заставить её прийти в себя, когда она забывает обо всем, из-за Аинза. Альбедо также является одной из двух существ в Назарике, чьи действия и мысли Демиург не может читать.
Шалти
Хотя, со стороны может показаться,что он безразлично относится к Шалтир, Демиург несколько заботится о ней. Когда Шалтир умоляла о прощении за предательство у ног Аинза, Демиургу, что нехарактерно, удалось пролить хоть каплю печали, увидев, как его товарищ опустился. Также они имеют схожие интересы.
Коцит
Как страж, Коцит является коллегой и в то же время соперником
Несмотря на их соперничество за внимание и похвалу Аинза, у них стабильные рабочие отношения. Они вежливы друг с другом и считаются партнерами по питью в баре Су-Шефа на девятом этаже Назарика
Демиург дает Коциту советы и выводы по заданиям Аинза. Он даже старался изо всех сил поддержать просьбу Коцита спасти деревню людоящеров после неудачи его товарища.
Маре
Демиург находится в невероятно хороших отношениях с Маре и считает его своего рода учеником. Демиург впечатлен тем, что Маре не только обладает острым интеллектом, но и скрывает этот интеллект за супер застенчивой внешностью.
Из-за разговора с Маре о том, как он одевается и что это была воля Букубукучагамы, Демиург убежден, что Высшие существа думают, что все мальчики должны носить женскую одежду.
Демиург в современной культуре и религии
В настоящее время это понятие имеет широкий смысл и обозначает различные персонифицированные образы божественного начала, независимо от религий. В индуизме существует триада богов – Вишну, Брахма и Шива. Из них троих Демиургом является Брахма. Именно он создал мир.
Менее распространено употребление термина по отношению к культурному герою, который выполняет работу на благо человечества. Созидает во имя людей. В книгах, фильмах, играх и живописи демиург – создатель мира. Как правило, некий нейтральный персонаж – не Бог и не дьявол. Могущественная сила, не относящаяся ни к добру, ни к злу, но всегда несущая в себе начало нового.
Демиург – это… Значение слова, понятие. Демиург в мифологии на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.