Гегель
Содержание:
Детство и юность будущего философа
Будущий философ родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарт, расположенном на юго-западе Германии. Предки семьи были из австрийских лютеран, покинувшим страну в XVI веке в связи с проведением Контрреформации. Сбежав в Германию, они обосновались в Швабии Отец Гегеля, Георг Людвиг, состоял на службе при дворе герцога Вюртембергского в налоговом ведомстве. Мать, Мария Магдалена Луиза, вела домашнее хозяйство. Она происходила из семьи Фромм, ее отец был юристом в суде Вюртемберга. Кроме Георга Вильгельма Фридриха в семье родилось еще двое детей, дочь Кристина Луиза и сын Георг Людвиг, который погиб в России, будучи офицером в рядах армии Наполеона.
Семейный быт складывался, как у многих порядочных чиновников того времени, на строгости нравов, религиозности и домовитости. В таких семьях жены обходились без прислуги, хлопоча с утра до вечера по хозяйству, воспитывая детей, следя за аккуратностью одежды членов семьи, и ни в коем случае не обсуждая с супругами политические события и их общественную деятельность. Попасть в дом чиновника было весьма затруднительно, поэтому у будущего светила философии не было друзей, с которыми он мог бы шалить и играть в детские игры.
Гегель начал обучаться наукам в трехлетнем возрасте, его отправили в немецкую школу, где он проучился два года. В пять лет начал обучаться в латинской школе, а в семилетнем возрасте стал учеником Штутгартской гимназии. Помимо занятий в учебном заведении, дома его ждали занятий с репетиторами, приглашенными его отцом, поскольку тот считал, что полученных в гимназии знаний недостаточно для хорошего образования.
Судя по тому, что Гегель был завсегдатаем городской библиотеки и карманные деньги тратил на книги, молодому человеку нравилась такая вовлеченность в учебу, он много читал, особенно его привлекали идеи античных философов.
Когда Гегелю исполнилось 13 лет, мать умерла от желчной лихорадки. Отец и сам будущий философ тоже переболели этой болезнью, но им удалось выжить.
Гегель в молодости
Философия духа Гегеля – кратко
Философия духа, один из наиболее разработанных Гегелем отделов системы, разделяется на учение о субъективном духе, объективном и абсолютном. На определённой ступени развития природы появляется разумный человеческий индивид. Живя вначале, как дитя, в естественном состоянии, в подчинении инстинктам эгоизма и разнообразным влияниям природы: различиям рас, народов, полов, возрастов, темпераментов, естественных способностей и пр., — он представляет собой субъективный дух. Однако по мере развития разума, он признает в других индивидах равных себе, то есть духовные существа, которые он должен уважать. Индивид понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.
Так начинается коллективная жизни людей — ступень объективного духа. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения. Свобода всех, признанная и принятая индивидом ради собственной свободы, обретает тем самым форму права, которое, по Гегелю, призвано путём наказуемости преступлений реализовать не грубую и сиюминутную пользу, а идею вечной справедливости. Поднявшись к уровню добровольного личного побуждения, право возвышается до нравственности. Одним из главных нравственных институтов является семья — но лишь в том случае, когда она не основана на простом инстинктивном влечении, а одухотворена идеей служения обществу.
Из семей составляется гражданское общество. Его более высокой разновидностью является государство, которое преследует не одно только благо индивидов, а стремится к осуществлению требований разумного объективного духа. Монархический тип государственности консерватор Гегель ставил выше республиканского. Республика, по мнению Гегеля, преувеличивает значение и роль индивида и из-за этого со временем неизбежно разлагается изнутри, переходя в свою противоположность — деспотизм. Монарх же — это олицетворение великих духовных интересов, само государство, ставшее человеком, безличный разум, ставший разумом личным, общая воля, ставшая волей личной.
С появлением гражданских обществ и государств объективный дух переходит к историческому развитию. Ему посвящена философия истории Гегеля.
Третья ступень развития духа — абсолютный дух — есть единство субъективного и объективного. На этой ступени дух становится совершенно свободным от всяких противоречий и примиряется с самим собою. Абсолютный дух достигает истинного, совершенного знания о себе самом, проходя, по мнению Гегеля, три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли в философии. Предмет искусства, прекрасное, есть абсолютное в чувственном явлении, идея в ограниченном существовании. Смотря по соотношению этих двух элементов: внешнего образа и внутреннего содержания, их преобладанию или равновесию, искусство бывает или символическим (раздельное существование идеи и формы, эстетическая форма лишь как символ идеи, без точного и конкретного её воплощения – восточное искусство, архитектура) или классическим (ясная и непосредственная материализация идеи – греческое искусство, пластика) или романтическим (идеализация материальной формы – христианское искусство, поэзия). В религии абсолютная идея выражается не в грубом материале, а в духовных образах и чувствах. Гегель считает, что религия и философия, в сущности, тождественны: обе стремятся к единению конечного с бесконечным, и различаются только по формам. Религия изображает в образах, в представлениях то, что философия содержит в форме понятия. В философии абсолютный дух достигает высокой ступени самосознания, как бы возвращается к себе, обогащенный длинной историей саморазвития. Философия, согласно Гегелю, есть мыслящая самое себя идея, в ней дух стоит лицом к лицу с самим собой. В таком самопознании нет ничего внешнего, оно есть само мышление, вошедшее в себя и признающее себя сущностью вещей; вне такого абсолютного ничего не существует и, напротив, в нем все существует. Так как такое познание абсолютного есть высшая цель философии, то, следовательно, гегельянство есть абсолютная философия, превосходящая все другие философская системы, религии и искусства, оно дает разгадку вселенной.
Отправная точка философии Гегеля
Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первоисточник всего сущего.
Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли (абсолютной идеи). С этой точки зрения разум является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира, из чего следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму.
Таким образом, Гегель рассматривал мысль и разум как абсолютную сущность природы, независимую от человека. Гегель пытается доказать, что мысль находится в мире, как его внутреннее содержание, которое проявляется в разнообразных явлениях действительности.
Чтобы утвердить принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как постоянно развивающийся процесс познания, который восходит от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и содержанием всего мирового процесса. В этом смысл гегелевского определения, что абсолютное должно пониматься не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат, т.е. как высшая ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.
Мысль — это высшая форма познания внешнего мира. Мы не можем ощущать и воспринимать то, что не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорное восприятие связано с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука открывает, исследует явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать.
Возможности теоретического познания безграничны, но мышление основано на чувственном опыте и невозможно без него. Гегель не понимал, как мысль черпает свое содержание из чувственных восприятий внешнего мира.
Мысль и наука познают свое содержание и познание через самосознание духа. В итоге Гегель приходит к выводу, что человеческая мысль является лишь одним из проявлений абсолютной мысли, существующей вне человека, — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.
Мысль отражает объективную реальность и поэтому является рациональным взглядом на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, объективную действительность. Это тождество мирового разума с миром явлений, этот процесс мышления, который содержит в себе все многообразие действительности и называется «абсолютной идеей», с одной стороны, наполнен реальным природным содержанием, а с другой — оказывается представлением Бога.
Основной формой мысли является понятие. Гегель обожествляет его. Согласно его учению, она является «началом всей жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая содержит в себе всю полноту содержания и в то же время служит его источником». Гегель выступает против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной реальности и переворачивает с ног на голову соотношение мышления и бытия: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие является воплощением мышления, понятий и идей.
Таким образом, отправной точкой философской системы Гегеля является идеалистическое отождествление мышления и бытия, которое сводит все процессы к процессу мышления. Действительная история сводится к истории знаний, а рост и углубление знаний о мире рассматривается как развитие самой реальности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человеком, и выдает его за божественное самопознание, а также за познание человеком Бога и, следовательно, самого себя.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Это интересно: 4765,Филистимляне (народ)
Что есть абсолютная идея?
Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух – это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.
Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.
Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.
Система философии Гегеля – кратко
Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.
Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера
Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.
Гегелевская логика
Основными частями философской системы Гегеля являются логика, философия природы и философия разума, за которыми следуют философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история философии.
Логика составляет самую важную часть системы. До Гегеля логика рассматривалась как наука о субъективных (человеческих) формах мышления. Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие законы развития знания.
Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому, кроме обычных для логики вопросов и понятий, в «Науке логики» Гегеля рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы, касающиеся законов самой действительности, превращения количественных изменений в качественные, соотношения философских категорий и т.д.
Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Но гегелевское понимание форм мысли, содержит глубокое допущение, что различные формы мысли аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.
Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, сливаются, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность. Развитие понятий идет от понятия, бедного по содержанию, к понятию, более богатому по содержанию. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.
Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий указывает на закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них тождественно. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различия; когда мы говорим о различиях, мы предполагаем идентичность.
Понятие абстрактной идентичности предполагает существование вещей, которые всегда одинаковы. Концепция конкретного тождества, указывает на то, что каждое явление изменяется, то есть не остается самим собой, а переходит в другое, содержит это другое как противоположность, отрицание в себе.
Характеризуя понятие, Гегель отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, то есть с тем, что отличает одно явление от другого. Раскрывая множественность понятия, Гегель приходит к выводу, что истина является истиной лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных, даже противоположных сторон реального. В этом смысле Гегель говорит: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как, единство всеобщего, получает свое выражение в различного рода суждениях, которые представляются Гегелем как реализация творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе процессов, наблюдаемых в природе и обществе в ходе истории.
Понятие для Гегеля — это процесс теоретического мышления. Деятельность мышления и вся сознательная практическая деятельность человека по переустройству мира трактуется Гегелем как творчество, как самораскрытие «абсолютной идеи». Так, Гегель, признавая развитие, представляет его как процесс познания, совершающийся в «абсолютной идее».
В своей эпистемологии Гегель также поднимает вопрос о соотношении теоретического знания и практической деятельности, пытается раскрыть единство и взаимодействие теории и практики.
Философия Гегеля
Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером – Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов – Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.
Гегельянство – что это?
После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.
Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».
Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).
Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.
Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.
Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.
Это интересно: Финны (народ)
[править] Диалектика
Создал систематическую теорию диалектики, центральными понятиями которой являются тезис, антитезис и синтез (у Гегеля эти понятия называются по-другому). Вот ключевые понятия Гегелевской диалектики:
- Истинное является целым: только целое является истинным, а отдельные вещи являются моментами целого и отдельно взятые недействительными. Гегель считает, что антитезис находится в тезисе, поскольку оба понятия соотносятся к чему-то высшему, общему. Для этого требуется проход через другое. Таким образом, отдельно существует только потому, что существует другое, вместе с которым они являются целостностью.
- Противовес: В состоянии синтеза противовес между тезисом и антитезисом нейтрализуются. Они одновременно исчезают, остаются и переходят на более высокий уровень.
- Диалектика в мышлении и бытии: для Гегеля диалектика является не только методом мышления, но и формой, в которой развивается все бытие.
- Единство и борьба противоположностей: бытие складывается из многих противоположностей. Противоположности являются движущей силой, а движение является предпосылкой существования, напр. потребность человеческого существа. Потребность — это противоречивость между существующим и желаемым состоянием. С этой противоречивости возникает человеческое действие.
- Количественное и качественное: констатация перехода от количественных изменений к качественным, например, вода не перестает быть жидкостью до тех пор, пока она имеет температуру от 0 до 100 градусов. Ниже нуля она становится или твердой, или приобретает газообразные формы.
- Развитие от низшего к высшему: в эволюции наблюдается развитие от простых структур к более сложным.
- Отрицание отрицания: развитие идет как отрицание отрицания.
- Диалектика господства и крепостничества: пример, который возможно вдохновил Маркса. Синтезом этой диалектики является свобода. Поскольку мировая история происходит из абсолютного духа, который является свободным, развитие событий можно связать с волей. Маркс выводит из этого идею классовой борьбы.
Абсолютный идеализм
Гегель синтезирует из субъективного идеализма Фихте (материальный мир является продуктом субъективного духа) и объективного идеализма Шеллинга (субъективный дух является продуктом материального мира, а материальный мир является по своей сути объективным духом) абсолютный идеализм, где субъективный и объективный дух идентичны и одновременно неидентичны. Такое высказывание не соответствует аристотелевской логике. Но Гегель именно хотел создать диалектическую логику, которая превосходит аристотелевскую. В советской литературе гегелевская философия называлась объективный идеализм.