Базилик

English[edit]

English Wikipedia has articles on:basilica

Wikipedia

Basilica built by the Emperor Maxentius, Rome (ruins)

Interior of St. Francis of Assisi Basilica, Assisi

Etymologyedit

Borrowed from Latin , from Ancient Greek (basilikḗ), from (basilikḕ stoá, “royal hall”), ultimately from (basilikós, “royal”), from (basileús, “king, chief”). of .

Nounedit

basilica (plural or )

  1. (architecture) A Christian church building having a nave with a semicircular apse, side aisles, a narthex and a clerestory.
  2. A Roman Catholic church or cathedral with basilican status, an honorific status granted by the pope to recognize its historical, architectural, or sacramental importance.
  3. () An apartment provided in the houses of persons of importance, where assemblies were held for dispensing justice; hence, any large hall used for this purpose.

Translationsedit

Christian church building having a nave

  • Bulgarian:  f (bazílika)
  • Catalan:  (ca) f
  • Chinese:
    Mandarin:  (zh) (bāxīlìkǎ), , 大圣堂 (dàshèngtáng)
  • Czech:  (cs) f
  • Danish:  c
  • Dutch:  (nl) f
  • Esperanto:
  • Estonian: basiilika
  • Finnish:  (fi),  (fi)
  • French:  (fr) f
  • German:  (de) f
  • Greek:  (el) f (vasilikí)
  • Hungarian:  (hu)
  • Ido:  (io)
  • Indonesian:  (id)
  • Irish: baisleac f
  • Italian:  (it) f
  • Japanese: (bashirika), (せいどう, seidō)
  • Latvian:  f
  • Lithuanian:  (lt) f
  • Macedonian:  f (bazilika)
  • Malay:
  • Manx:  f
  • Norwegian:
    Bokmål:  m
  • Polish:  (pl) f
  • Portuguese:  (pt) f
  • Romanian:  (ro) f
  • Russian:  (ru) f (bazílika)
  • Serbo-Croatian:
    Cyrillic:  f
    Roman:  (sh) f
  • Slovak:  f
  • Slovene:  (sl) f
  • Spanish:  (es) f
  • Swedish:  (sv) c
  • Tagalog:
  • Thai: (má-hǎa-wí-hǎan)
  • Turkish:  (tr)

Базилика Святого Иоанна Крестителя в Латеране

Она является  Святейшей Патриаршей архибазиликой и Кафедральным собором города Рима. Здесь находится кафедра Епископа Рима (Папы), а также Папского трона. Эта Базилика главнее всех храмов мира. Об этом мы читаем над входом: “Святейшая церковь в Латерано, всех церквей Рима и мира мать и глава” — Mater et Caput. Базилика была построена императором Константином Великим во втором десятилетии IV века и была посвящена Христу Спасителю за полученную благодать после победы, одержанной над Максенцием.

История застройки этого района тесно переплетается с судьбами его обитателей. Мы узнаем, что находилось на месте, где сооружена Базилика, почему Константин выбрал именно это место для ее постройки и как развивался и изменялся в веках весь комплекс в Латеране.

Фасад современного собора выполнен по проекту знаменитого флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Нынешний облик базилика приобрела после коренной реставрации под руководством одного из выдающихся мастеров эпохи барокко — Франческо Кастелли Борромини. Входные двери Базилики украшают бронзовые створки Курии Остилия аль Форо, привезенные с Римского Форума.

Была сохранена античная форма храма и прекрасный потолок центрального нефа. В центральном нефе помещены статуи двенадцати апостолов, а над ними рельефно изображены эпизоды из Ветхого и Нового завета.

Над папским алтарем, в ажурном псевдоготическом табернакле находятся главные реликвии: в форме серебряных бюстов хранятся головы Святых апостолов Петра и Павла.

Необычайным интересом пользуется Исповедальня. Кто погребен здесь и почему посетители продолжают возлагать денежные пожертвования на гробницу?  Об этом отдельный рассказ.

В трансепте мы увидим прекрасный образец эпохи маньеризма — фрески в виде гобеленов, рассказывающие истории из жизни Константина. Над ними работали выдающиеся мастера Орацио Джентилески, Джузеппе Чезаре, Чезаре Неббья и др.

В южной части трансепта находится прекрасный  алтарь с барочным киворием, под которым расположен реликварий. В нем хранится одна из величайших святынь христианства — Священная трапеза, кусочки Столешницы, за которой, как считается, Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками. В апсиде — папский трон, а над ним замечательная мозаика. Необычайной красоты пол работы Космати завершает неповторимость собора.

Кроме Базилики, была построена Крестильня (Баптистерий, важная часть комплекса, ведь в Риме того времени свободно исповедовались разные религии) и епископский Дворец. Мы посетим древний Баптистерий и увидим прекрасные декоративные мозаики.

Мы обязательно посетим Святую лестницу и папскую капеллу. Она реализована архитектором Доменико Фонтана по велению папы Сикста V и включает в себя Скала Санта — собственно памятную античную лестницу, по которой прошел Иисус на суд к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи. Ступеньки лестницы окроплены кровью Христа и по сему верующие поднимаются по ним только на коленях. Все 28 мраморных ступеней покрыты ореховыми досками XVI века, а на вершине Скала Санта за оградой открывается античная Папская капелла —  наиболее почитаемое место в Риме — Санкта Санкторум (Святая Святых, как в храме Соломона в Иерусалиме). На архитраве, поддерживаемом четырьмя порфировыми колоннами, написано: “Нет места более святого, чем это”. Вдоль противоположной стены Sancta Sanctorum, находится Нерукотворная Икона Христа Спасителя. Об этой иконе — отдельный рассказ.

Инженерное дело

Базилика Максенция заимствовала элементы как римских бань, так и типичных римских базилик. В то время здесь использовались самые передовые инженерные технологии, в том числе новшества, взятые с рынков Траяна и терм Диоклетиана .

Подобно многим базиликам того времени, таким как Базилика Ульпия , Базилика Максенция имела огромное открытое пространство в центральном нефе. Однако вместо того, чтобы поддерживать потолок колоннами, как в других базиликах, он был построен с использованием арок, что гораздо чаще встречается в римских банях, чем в базиликах. Еще одно отличие от традиционных базилик — крыша строения. В то время как первые были построены с плоской крышей, базилика Максенция имела складчатую крышу, что уменьшало общий вес конструкции и уменьшало горизонтальные силы, действующие на внешние арки.

Колонна из внутренней части базилики, ныне отдельно стоящая Колонна делла Паче , за пределами Санта-Мария-Маджоре .

Как добраться до базилики Сиде

Центральный район города довольно небольшой, поэтому все достопримечательности расположены в пешей доступности. Например, расстояние между базиликой и храмом Аполлона, который возвышается в противоположной стороне, составляет лишь 1,2 километра.

Добраться пешком до старинной христианской святыни не составит труда. Для этого туристам нужно идти по улице Сиде в сторону Средиземного моря (в юго-западном направлении). Возле руин античного нимфеума улица пересекается с проспектом Лиман. Свернув на него, придётся преодолеть расстояние в 400 метров, пока по левой стороне не покажутся амфитеатр и Агора.

Пройдя через античную площадь, стоит выйти на развилку. Южная дорога ведёт к пляжу, северо-восточная — к базилике и дворцу епископа. Отдыхающим нужно пройти около 220 метров, прежде чем они увидят образец византийской архитектуры.

Проще всего заказать такси и доехать до места назначения. Город довольно маленький, поэтому здесь действует только одна служба — Side Taxi. Путь до руин базилики займёт не более 5 минут, с пробками — чуть дольше.

Можно арендовать автомобиль и отправиться на поиски базилики самостоятельно. Самым популярным транспортом Сиде остаются велосипеды, которые можно найти в пунктах проката. Постояльцы отелей и пансионов часто обращаются за этой услугой на ресепшн.

Базилика епископа в Сиде на панораме GoogleMaps:

Базилик в кулинарии

Базилик можно назвать воплощением итальянской кухни. Специя прекрасно сочетается со всеми блюдами, содержащими чеснок, паприку, помидоры и оливковое масло.

Что касается других специй, то базилик имеет доминирующий характер. Однако с орегано или майораном базилик вполне готов вступить в соблазнительную связь.

Среди самых известных блюд из базилика – капрезе, салат из помидоров и моцареллы и, конечно же, песто алла Дженовезе, где базилик явно играет главную роль. Кстати, термин «песто» происходит от итальянского слова «pestare» (растолочь). Это говорит о том, что соус раньше изготавливался в ступке, сегодня же часто для его приготовления используют блендер или миксер.

По материалам: «Basil», The Worlds Healthiest FoodsJoseph Nordqvist, «Basil: Health Benefits and Nutritional Information», MNT, Februar 2016Carmen, «Medicinal Uses and Health Benefits of Basil», Off The Grid News, April 2011

Выращивание

Базилик — это растение, которое может достигать 20-40 см в высоту и не требует тщательного ухода. Он достаточно устойчив к морозам, его можно выращивать в саду, теплице или даже дома, например в горшке на подоконнике. Все, что ему нужно, — это защищенное место, куда не проникает слишком много солнечного света. Конечно, в этом случае лучше всего подойдет стеклянная поверхность или даже тонкий слой фольги, которая будет защищать ее от солнца.

Поливать растение нужно несколько раз в день небольшим количеством воды, только снизу. Однако не стоит переусердствовать, чтобы не привести к загниванию корней. Как только они начнут портиться, рано или поздно все растение погибнет.

Перед посевом базилика (лучший период — март или апрель) стоит позаботиться о правильной подготовке субстрата, чтобы обеспечить растению максимальные условия для развития. Почва должна быть слабокислой, очень хорошо рыхлой и питательной. Настоятельно рекомендуется его регулярный полив, потому что только он может гарантировать доступ растущего растения ко всем наиболее важным для него питательным веществам.

Римские мученики и раннехристианские святые

Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)

Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:

Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)

Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)

Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “Имперский Рим“.

Святой Кирилл, один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “Шедевры и реликвии“)

Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente)

Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “Сердце Рима“.

Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)

Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “Шедевры и реликвии“)

Св. мученики Хрисанф и Дария, покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “Прогулка по эпохам“)

Св. Евгения и ее мать Клавдия (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli)

Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “Сердце Рима” с аудиогидом.

Святая Цецилия Римская, покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)

Свт. Лев, Папа Римский (собор св. Петра в Ватикане)

Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)

Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)

Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “Шедевры и реликвии“)

Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).

Фото и описание

Латеранский дворец — бывший Апостольский дворец, старинное строение эпохи Римской империи, а позднее — главная резиденция Папы Римского. Расположенный неподалеку от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец ныне занят Историческим музеем Ватикана, в котором представлена история Папской области. Здесь также находятся офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для ведения дел епархии. Вплоть до 1970-го года во дворце также хранилась коллекция Латеранского музея, ныне ставшая частью Ватиканских музеев.

Место, на котором стоит базилика Сан Джованни ин Латерано, в эпоху Римской империи было занято домусом (дом-особняк одного рода) семейства Латерани, члены которого служили нескольким императорам. Один из членов семейства, Платиус Латеранус, стал известен тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение вылилось в то, что вся собственность Латерануса была конфискована и роздана. В 4-м веке Домус Латерани был передан епископу Рима, а его базилика была переделана и расширена, в конечном счете став кафедральным собором Рима и получив название базилика Сан Джованни ин Латерано.

В 10-м веке дом и базилика были отреставрированы после страшного пожара, а позднее богато украшены по приказу Папы Римского Иннокентия III. Неподалеку от строений был установлен Латеранский обелиск, имеющий древнеегипетское происхождение. Достигая высоты в 45,7 м, обелиск и сегодня считается самым высоким в Риме и самым большим стоящим древнеегипетским обелиском в мире (весом около 230 тонн).

Латеранский дворец лишился своего возвышенного положения после того, как Папа Римский был изгнан из Рима и на несколько десятков лет поселился в Авиньоне (так называемое Авиньонское пленение пап). В 1307-м и 1361-м годах дворец подвергался разрушительным пожарам, и, несмотря на то, что на его восстановление были выделены огромные суммы, он так никогда и не вернул былого величия. После возвращения Папского двора из Авиньона, резиденцией Папы Римского сначала была базилика Санта Мария ин Трастевере, а затем — Санта Мария Мадджоре. Папа Сикст V, более расположенный к рациональному планированию городского устройства, чем к сохранению древних строений, в 1586-м году приказал снести то, что осталось от античного Латеранского дворца и возвести на его месте меньшее по размерам здание. В 1589-м году архитектор Доменико Фонтана выполнил его приказ. От старинного дворца сохранились только три элемента — Святая лестница, часовня Санкта Санкторум и триклиний (пиршественный зал) Папы Лео III. В этом зале можно увидеть некоторые старинные мозаики.

В конце 17-го века Папа Иннокентий XII организовал в части Латеранского дворца приют для сирот, которые работали на небольшой шелковой фабрике. В 19-м столетии во вдорце был создан музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему был добавлен этнографический музей, коллекция которого была собрана миссионерами. Здесь же в 1929-м году были подписаны Латеранские соглашения — система договоров, регулирующих отношения между Папским престолом и Итальянским государством. Позднее коллекции Латеранского музея были переданы Ватикану, а во дворце разместился Исторический музей Ватикана, открытый в 1991-м году.

Центрический план

Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.

Мавзолеи

Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.


Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.

Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)

В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.

Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)

Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.

Равенна

В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений. В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)

Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи; и две апсиды по бокам.

Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.

Базилик в народной медицине: области применения

Базилик не является типичным лекарственным растением, потому что его целебный эффект, по сравнению с другими лекарственными растениями, такими как зверобой, не выражен так ярко.

Тем не менее базилик признан с медицинской точки зрения и до сих пор используется в народной медицине при различных жалобах. Среди них:

  • стресс;
  • воспаление;
  • проблемы с пищеварением, включая болезни желудка;
  • депрессия и перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • мигрень;
  • головокружение;
  • менструальные боли и менопауза;
  • боль в горле и хрипота;
  • кожные заболевания;
  • боли в суставах.

Лечебный эффект особенно исходит от эфирного масла базилика. Его компоненты (например, линалоол, цитраль, эвгенол и пр.) обладают противовоспалительным, антибактериальным, обезболивающим и противораковым действием.

Вещество цинеол также содержится в эфирном масле базилика. Цинеол обладает отхаркивающим и антибактериальным действием и может помочь при острых, а также хронических и воспалительных заболеваниях дыхательных путей, при астме и сенной лихорадке. Исследования показали, что чистый цинеол значительно улучшает функцию легких при астме и хроническом обструктивном заболевании легких.

Другое вещество в базилике – эстрагол. Однако его репутация не так хороша. Детям грудного возраста, а также во время беременности и кормления грудью применять высококонцентрированные препараты из эфирного масла базилика не рекомендуется.

Содержание и состав эфирного масла базилика сильно варьируется в зависимости от сорта, происхождения и времени сбора урожая. Наибольшее количество эфирного масла растение содержит незадолго до цветения.

Чай с базиликом как заваривать

Базилик больше известен как пряность, но из его листочков можно заваривать чай. Напиток быстро насыщается букетом витаминов и эфирных масел растения, благодаря которым он становится лечебным питьем. Как приготовить такой целебный чай и от каких болезней он поможет?

Пряный чай с базиликом

Базилик – однолетнее ветвистое растение высотой до 60 см с продолговатыми зелено-фиолетовыми листочками. На концах стеблей расположены соцветия из нескольких цветков белого, розового или светло-фиолетового цвета. Имеет бальзамический запах с нотками гвоздики, лимона и пряный вкус. Листья используют как пряность в кулинарии или заваривают чай с базиликом.

В Индии базилик возведен в ранг священного (вторым после лотоса). Его используют для улучшения мозговой деятельности, стимуляции иммунитета. В Древнем Египте пряность использовали при мумификации и для отпугивания кровососущих насекомых.

В составе растения – витамины (С, В2, РР), эфирные масла, каротин, дубильные вещества, гликозиды, фитонциды, сапонин, рутин. Пряное эфирное масло имеет действие:

  • Бактерицидное – это используют для лечения кожных ран.
  • Снимает спазмы, вздутие кишечника.
  • Применяют для ингаляций во время заболеваний дыхательных путей.
  • Антиоксидантное – уничтожает свободные радикалы.

Сок листьев применяют при грибковых поражениях кожи, водные вытяжки – при гастрите, отравлении, кишечных коликах. Спиртовой настой эффективен при лечении невроза, колита, головной боли, гипотонии, пониженном аппетите, воспалении мочевого пузыря.

Чай из базилика готовят на основе сушеных или свежих листьев. Напиток обладает свойствами:

  • стимулирует иммунную систему, сдерживает развитие ВИЧ и раковых клеток;
  • облегчает дыхание при респираторных заболеваниях;
  • понижает температуру тела;
  • уменьшает количество слизи в носу;
  • укрепляет нервную систему и сон;
  • очищает полость рта от бактерий, налета, запаха;
  • ускоряет сжигание жиров;
  • улучшает потенцию;
  • нормализует функционирование ЖКТ.

Настой взбодрит и поможет проснуться утром, приведет организм в тонус. При этом на возбужденную нервную систему оказывает обратное действие – успокаивает и умиротворяет.

  • Базилик тонизирует и бодрит, поэтому его не стоит употреблять при тяжелых заболеваниях сердца и сосудов: после инфаркта, при тромбофлебите, низкой свертываемости крови. Растение повышает кровяное давление, что опасно для гипертоников.
  • Во время беременности стоит ограничить прием пряности, а кормящим матерям она разрешена – и даже поможет увеличить количество грудного молока. При употреблении базилика в больших количествах появляются симптомы пищевого отравления.

Теперь вам известна польза и вред от этого растения, если по состоянию здоровья противопоказаний к приему нет, то изучите несколько несложных рецептов.

Базовый

Напиток получается зеленовато-фиолетового цвета. Принимайте перед едой по 1 кружке во время депрессии, бессонницы, авитаминоза, нарушенного пищеварения.

  • На 1 л воды возьмите пучок листьев 40-50 гр.
  • Тщательно промойте зелень под струей, обсушите.
  • Положите листочки в заварочную емкость, залейте кипятком.
  • Настаивайте 15-20 мин под крышкой.

С добавлением лимона чай с базиликом обогащается витамином С и цитрусовым запахом. На 2 кружки настоя:

  • Оборвите листочки с 5 веточек растения, промойте, высушите.
  • Доведите до кипения 350 мл воды.
  • Выжмите 1 ст. л. лимонного сока, корочки от 2 ломтиков лимона очистите от белой части.
  • В закипевшую воду бросьте листья.
  • Снимите с огня через 2 мин, добавьте корки лимона.
  • Через 15 мин влейте лимонный сок.

Напиток можно подсластить медом. Если вы не любите лимон, замените его на апельсин, увеличив количество сока и корочек в 2 раза.

Охлажденный с клубникой

Базилик с клубникой образуют оригинальный букет вкуса, который сочетается с фисташками.

  • Вскипятите 1 л воды.
  • Положите 8 ч. л. заварки черного чая.
  • Добавьте 450 гр. крупно порезанной клубники.
  • Всыпьте 150 гр. сахара, размешайте.
  • Закиньте 80 гр. свежего базилика, оставьте на 10 мин.
  • Уберите листья, остывший настой поместите в холодильник.
  • Подавайте в бокалах с кубиками льда.

Настой обладает успокоительным эффектом, помогает заснуть. Смешайте по 20 гр. листьев малины, черной смородины и базилика, 10 гр. мяты. Влейте 1 литр кипятка, выдержите 20 мин.

Базиликовый чай

Пряные листочки можно добавить в чашку традиционного черного или зеленого чая, крупнолистового или пакетированного. На кружку напитка возьмите 4-5 листьев, через 5-7 мин уберите их. Вкус отлично сочетается с тростниковым сахаром, молоком и сливками.

Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан Джованни ин Латерано, или Латеранская базилика святого Иоанна – один из первых христианских храмов Вечного города. Этот величественный собор был заложен ещё в IV веке, при императоре Константине Великом. Также его называют «архибазиликой», то есть главной базиликой. Да-да, именно этот собор Рима по своему официальному статусу является главным в католическом мире, даже более важным, чем собор святого Петра в Ватикане! Ведь именно здесь, в Латерано, когда-то находилась резиденция римских пап. И вплоть до 1870 года в этом кафедральном соборе происходило возведение в папский сан.

Интерьер этой грандиозной базилики впечатляет своим величием и торжественностью. Внимательный путешественник найдет в нем много интересного, особенно если с ним хороший аудиогид. Мозаичный пол, прекрасные статуи апостолов, мозаика XIII века за центральным алтарем, орган XVI века, великолепные реликварии…. В храме хранятся важные святыни – главы святых апостолов Петра и Павла, а также часть стола, за которым Христос с апостолами вкушали Трапезу на Тайной вечере.

Адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4Режим работы: 7.00 – 18.30 (без обеда).

Узнайте о Латеранской базилике много интересных фактов и историй с аудиоэкскурсией «Шедевры и реликвии», которая доступна в нашем путеводителе по Риму для iPhone.

Основные или папские базилики

К этому классу принадлежат только четыре великие папские церкви Рима, которые, помимо прочего, имеют особую « святую дверь » и посещение которых всегда предписывается как одно из условий получения римского юбилея . Только основные базилик могут префикс их название с прилагательным sacrosancta (святейшим) .Upon отказа в 2006 годе титул Патриарха Запада , Папа Бенедикт XVI переименованного этот базилик из «Патриаршего базилика» до «Папской Базилики».

  • Святой Иоанн Латеранский , также называемый Латеранской базиликой. Поскольку это собор Папы, в традициях католической церкви, он претендует на мира. По этой причине церковь Св. Иоанна Латеранского — единственная церковь, которую также называют «архибазиликой».
  • Базилика Святого Петра , также называемая базиликой Ватикана, является крупным местом паломничества, построенным над местом захоронения Святого Петра .
  • Святой Павел за стенами , также известный как Остийская базилика, потому что он расположен на дороге, ведущей в Остию , построен над местом захоронения апостола Павла .
  • Св. Марии Майор , также называемую базиликой Либерии, потому что первоначальное здание (не нынешнее) было приписано Папе Либерию , является самой большой церковью в Риме, посвященной Пресвятой Деве Марии .

Четыре папские или главные базилики раньше назывались «патриархальными базиликами». Вместе с малой базиликой Святого Лаврентия за пределами стен они были связаны с пятью древними патриархальными кафедрами христианского мира (см. Пентархия ). Базилика Святого Иоанна Латеранского была связана с Папой, Патриархом Запада; Собор Святого Петра с Константинопольским Патриархом ; Св. Павла с Патриархом Александрийским ; и Базилика Святой Марии Майор Антиохийского Патриарха . На Халкидонском соборе (451 г. н.э.) Иерусалим был возведен в категорию патриархата, а Внешняя базилика Святого Лаврентия была передана Иерусалимскому патриарху . Номинально соответствующие патриархи могли пользоваться помещением, прикрепленным к базиликам, если у них был бизнес в Риме. Однако теперь эти задания стали чисто историческими. В некоторых случаях титул одного и того же патриархата принадлежит более чем одному патриарху. Например, каждый из католических патриархов мелькитского , маронитского и сирийского обрядов имеет титул «Патриарх Антиохии».

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОГО РИМА

В настоящей главе мы рассмотрим памятники дохристианской эпохи, а также и те, которых не коснулось влияние христианства. Они распадаются на две группы:

а) Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики, частные сооружения.
б) Памятники, в которых выявляется организаторский и политический гений Рима без всяких чуждых влияний, т. е. сооружения, являющиеся символом владычества над миром и распространения римских нравов: термы, акведуки, амфитеатры, дороги и оборонительные сооружения.

Мы собираемся подробно остановиться на памятниках, являющихся собственным достоянием римлян; в остальном же мы ограничимся только выявлением тех новых деталей, на которые Рим наложил свой отпечаток.

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Служить за алтарём этой базилики может только папа римский – поэтому ей и был присвоен статус архибазилики, то есть главной среди католический церквей. Расположенный здесь Святой престол, представленный в виде Папского трона, символизирует силу и ответственность Епископа Рима.

Служить за алтарём этой базилики может только Папа римский

Первое здание базилики было возведено в IV веке на территории поместья семьи Латеранов, но к XVI столетию постройка окончательно обветшала, пережив несколько реконструкций и два пожара. Поэтому здание было решено снести, а на его месте построить новый собор.

Строительство нынешнего храма продолжалось до XVIII века. Сегодня здесь хранятся статуи двенадцати апостолов, рельефы с эпизодами Ветхого и Нового Заветов, напольная мозаика XIV века, фрески работы Джотто и фрески в виде гобеленов в стиле маньеризма.

Первое здание базилики было возведено на этом месте еще в IV веке

Одна из главных реликвий собора — останки Столешницы, за которой Иисус и его ученики собрались на Тайную вечерю.

  • Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4
  • Часы работы: с 07:00 до 18:30
  • Как добраться: на метро  остановка San Giovanni (Линия А), на автобусе – остановка San Giovanni (№ 116).

История

Торжественное открытие базилики Богоматери Гваделупской. Мануэль Арельяно, гр.  1709

Близлежащая часовня была построена на священном месте, посвященном храму Тонанцин Коатлаксопеу , важной богини-матери, после того, как испанские завоеватели разрушили храм.

С 1531–1532 годов к этой святыне почти непрерывно совершаются паломничества . В последний год у подножия холма Тепеяк был построен храм , который служил людям девяносто лет. Он был приспособлен как часть приходской ризницы новой базилики. В 1622 г. была возведена богатая святыня; более новый, гораздо более богатый, в 1709 году. С ним связаны другие постройки восемнадцатого века: приходская церковь, монастырь и церковь монахинь-капуцинов, часовня у колодца и часовня на холме. Около 1750 г. святыне присвоили титул коллегиата, были учреждены каноническая и хоровая служба. В 1754 году он был объединен с базиликой Святого Иоанна Латеранского . В 1904 году он был обозначен как базилика.

Архитектурные особенности

При разработке плана постройки и его декора древние мастера взяли за образец термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Особенность постройки заключалась в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не состояло, как в предшествующих постройках такого же типа, из балок.

Базилика Максенция по своей конструкции напоминала термы тех времен, имевшие сводчатые потолки над основным пространством. Свет должен был проникать через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Основанием для крестообразного свода являлись столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора высотой 14,5 метров.

По проекту общая площадь основного пространства базилики превосходила 4 тысячи м². Стены были выполнены из бетона и обложены кирпичом, у восточного входа построили лестницу большой ширины. Своды также были бетонными, но украшенные позолотой.

Центральный неф был длиной 80 метров и высотой 39 метров, боковые соответственно – 20,5 метров в длину и 24 в высоту. Богатство внутреннего убранства подчеркивалось отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Пристроенный по указанию Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Пристроенная с северной стороны апсида была декорирована скульптурами и закрывалась воротами, так как там проводились заседания суда по разбору дел, в которых фигурировали имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Кроме своего прямого назначения, здание использовалось как место деловых переговоров и др.

Церковь Сан Клементе (Basilica di San Clemente)

Церковь Сан-Клементе также является одной из древнейших в Риме. Осматривая эту церковь, можно изучать различные эпохи, погружаясь вглубь веков. Дело в том, что под основным зданием XI-XII века (которое само по себе заслуживает внимания) сохранилась более древняя церковь, построенная еще в 385 году. А еще ниже, под раннехристианской базиликой, можно увидеть кусочек античности! На самом нижнем уровне сохранились руины языческого храма, датируемого III веком, и руины античного города I века – то, что осталось после великого пожара 64 года, приписываемого Нерону. Там же до сих течет подземная река – часть древнеримского акведука.

Чтобы спустить на нижние уровни, необходимо приобрести билет.
Адрес: Via Labicana, 95
Режим работы: будние дни 9.00-12.30 и 15.00-18.00; воскресные и праздничные дни 12.00 – 18.00.

Архитектура базилики Сиде

Хотя от святыни остались только развалины, документальные источники позволяют представить, какой она была в период расцвета Византии. Центральную часть базилики занимала комната квадратной формы, которая делилась на три отдельных помещения. Между ней и входом было пустое пространство. От этого нартекса начинались нефы с колонными рядами.

В восточной части базилики установили алтарь треугольной формы. Вокруг него располагались многоуровневые скамьи, предназначенные для христианских священников.

PercyGermany

К алтарному помещению примыкала крестильная комната, куда можно было попасть через узкий коридор. Как и центральная часть святыни, она делилась на три небольших помещения. В стенах комнаты были вырублены полукруглые и четырёхугольные ниши. Предположительно здесь хранились атрибуты, необходимые для крещения по христианским обычаям.

В центре помещения находился крестильный бассейн из мрамора. В него спускалась 3-ступенчатая лестница, установленная с западной стороны. По бокам от бассейна располагались купели полукруглой формы.

Украшения на потолке отсутствовали. Вместо лепнины и фресок, которые часто встречались в христианских соборах и церквях, верхняя часть базилики была украшена кирпичными «поясами».

Святыня и резиденция епископа были соединены усыпальницей. Вход во дворец находился со стороны древнего амфитеатра.

PercyGermany

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector