Молитвы косме и дамиану

Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана

В 1383 году в Пскове, на Гремячей горе, была построена церковь в честь святых Козмы и Дамиана. Издавна здесь существовал мужской монастырь, и в нем — церковь Козмы и Дамиана, сооруженная в камне в 1383 году. В 1540 году, после пожара, она значительно перестраивалась. В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую и приписана Петропавловскому собору. По архитектурным формам это средний по размерам памятник, одноглавый, трехапсидный, с типичной декорацией фасадов (широкие лопатки, лопастные арки, валиковая аркатура, «поребрик — бегунок — поребрик»).


Церковь Козмы и Дамиана бывшего Гремяцкого монастыря. Псков

Также известна псковская церковь Козмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году. Храм и его окружение восстанавливались и перестраивались. Это крупный одноглавый трехапсидный храм с восьмискатным покрытием.


Церковь Козмы и Дамиана с Примостья. Псков

В Москве, в Старых Кузнецах, существовала церковь Козмы и Дамиана. Она находилась в Заяузье, в Кузнецкой слободе, около пересечения Гончарной улицы и 3-го Котельнического переулка. Прихожанами храма были кузнецы и бронники, считавшие святых Козму и Дамиана своими покровителями. В конце XV века в этой местности существовало сельцо боярина князя Ивана Юрьевича Патрикеева, в грамоте которого от 1498 года впервые упоминается Козмодамианский монастырь, позже упраздненный. Монастырский храм в XVI веке выстроили заново в камне, а в 1657 году к нему пристроили придел святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1745 году возвели новую колокольню. Церковь меняла облик в 1769–1770, 1855, 1863–1869 и 1899 годах. В 1936 году церковь снесли, а на ее месте в 1950-х гг. выстроили многоэтажный жилой дом.


Церковь Козмы и Дамиана в Старых Кузнецах (Москва)

В Москве, в Старых Панех (Старопанский переулок, дом № 2-4), освящен храм в честь святых Козмы и Дамиана. Впервые он упоминается уже в 1468 году. Свое название «в Старых Панех» храм получил по располагавшемуся поблизости польскому «Панскому двору», известному здесь с 1508 года. В камне храм был отстроен в 1564 году, и, возможно, сохранил фрагменты первоначальной постройки. Согласно преданию, в этом храме Иван IV венчался с шестой женой Василисой Мелентьевой. Первоначально храм был увенчан пятью главами, установленными на двусветном четверике основного объема. В XVII в. церковь стала слободской для патриарших певчих, селившихся в этой местности. В 1640 году с севера к церкви был пристроен Успенский храм. В 1803 году храм был сильно перестроен в стилистике классицизма. В 1929 году храм закрыли, разрушили трапезную и колокольню. В 1960-1980-е гг. здесь располагался отдел регулирования уличного движения. В 1993 году его передали общине РПЦ. Богослужения возобновились в 1995 году.


Церковь Козмы и Дамиана в Старых Панех (Москва)

В честь святых Козмы и Дамиана 5 декабря 1564 года был освящен храм в Муроме. Строительство храма было начато после взятия Казани. Сохранившаяся часть церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного в плане четверика и полукруглой апсиды. Здание невысокое одноэтажное, но под алтарем есть подклет, который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших.


Церковь Козмы и Дамиана в Муроме

Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Козма и Дамиан родились в Асии. Время их рождения и смерти точно неизвестно. Считается, что они жили не позднее III века. Они были воспитаны своей благочестивой и богобоязненной матерью Феодотией. Позже Козма и Дамиан были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им дар исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых Козма и Дамиан лечили, они никогда не брали оплаты, соблюдая заповедь Господа:

Слава о Козме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Лечили они не только людей, но и животных. Однажды Козму и Дамиана позвали к тяжело больной женщине по имени Пелагия, лечить которую отказались все врачи из-за ее тяжелого состояния. Она потратила множество средств от своего имения и не смогла исцелиться ни от одного врача. Козма и Дамиан исцелили болящую. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Но Дамиан отказывался принять дар. Тогда Пелагия со многими слезами умолила его принять этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял дар. Козма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Козме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям явился верблюд, которого когда-то Козма исцелил от бешенства, и проговорил человеческим голосом:

Так мощи братьев были положены вместе в Феремане. По преданию, и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Врачевание и помощь нуждающимся

Косма и Дамиан были целителями искусными, умелыми и искренне преданными своему делу, но при этом никогда не брали с больных никакой платы за лечение. Более того – всем исцеляемым они сами помогали щедрыми подаяниями. Полученное от родителей имение братья продали, а все вырученные деньги тратили на помощь нуждающимся.

Одного только просили братья у своих пациентов: уверовать в Христа Спасителя, потому что только истинная вера открывает путь к исцелению тела и души. Косма и Дамиан всегда разъясняли больным, что лечат не наложением рук, а молитвой к Богу и не собственной силой, а силой Христовой. Благодаря братьям множество благодарных пациентов оставили идолопоклонничество и обратилось к истинной вере.

Примечания[править | править код]

  1. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 1. — С. 5.
  2. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 1. — С. 5.
  3. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 17. — С. 410.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2006.
  5.  (англ.).
  6.  (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июня 2015.
  7.  (англ.) (недоступная ссылка). — Базилика святых Козьмы и Дамиана в Риме. Дата обращения: 20 июня 2015.
  8. . church-site.kiev.ua. Дата обращения: 14 ноября 2016.

Смерть святых целителей

Братья продолжали обходить окрестности, искать нуждающихся в исцелении и спасать их тела от недугов, а души – от языческих заблуждений. Слава о Косме и Дамиане, искусных и бескорыстных врачах, распространилась широко и достигла ушей одного известного лекаря, у которого братья в юности обучались врачебному искусству.

Врач этот позавидовал славе братьев-бессребреников и обозлился на них. Зависть и злость подсказали ему хитроумный план: лестью и показной добротой расположив к себе братьев, он позвал их якобы собирать целебные травы на гору. Заведя братьев на гору, врач этот предложил ходить всем порознь и подальше друг от друга, чтобы насобирать как можно больше разнообразных лечебных трав.

Разлучив таким образом братьев, он подкрался сперва к одному и забил его камнями, затем то же самое сделал и с другим. Тела Космы и Дамиана преступный врач спрятал в колодце (по некоторым другим данным он зарыл тела святых на берегу протекавшего неподалеку ручья).

Историки приходят к выводу, что святые Косма и Дамиан Римские приняли смерть не позднее 285 года, поскольку происходило все описанное при императоре Карине, который правил как раз до 285 года. После торжества христианской веры один из языческих римских храмов был обращен в христианский и назван именем святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот храм был украшен мозаичными изображениями, которые с VI столетия и до наших дней сохраняются целыми и неповрежденными.

Память святых Космы и Дамиана Римских отмечается Православной Церковью 14 июля по новому стилю.

Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских

Святые Косьма и Дамиан Асийские

Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии. 

Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.

На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин.  Трехфигурные  ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах.  На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота. 

Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. &copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:

рождение и Крещение асийских близнецов  

  • приведение их материю Феодотией к учителю
  • беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
  • Получение от Христа небесного дара целительства 
  • Исцеление страдающих бешенством верблюдов 
  • Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана 
  • Сюжет со змием во чреве пахаря 
  • Сюжет о Малхе и жене его Фекле 
  • Глухонемая, исцеленная в храме 

Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее  Ипатьевского  монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ  XVI веком.  Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.

Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.

Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря  Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 

25

Июль
2018 года

 Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье

Покровители кузнечного дела

Восточные славяне называли Косму и Дамиана Божиими кузнецами. Считая их своими патронами в старину кузнецы считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. В то же время во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1/14 ноября какие-либо обетные работы, а продав их, вырученные деньги употреблять на покупку свечей к иконам или для раздачи нищим.

По народным представлениям, Кузьму и Демьяна считали ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество. Их называли божьими или святыми кузнецами, кузнецами-бессребрениками, работавшими не за вознаграждение.

В народной загадке кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Святые Косма и Дамиан сливались в народном сознании в одно лицо и назывались зачастую “Кузьма-Демьян”. Созвучие имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а также с «кузлом» (народным названием, обозначающим ковку – новгородск., нижегородск., пермск.), а также приходящиеся на период празднования зимние погодные явления, давали возможность народу представить Кузьму и Демьяна кузнецами Бога и Зимы, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, создающих мороз и зимнюю стужу. Отсюда происходит и большинство пословиц и поговорок, относящихся к этому дню: «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»; «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются»; «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!»; «Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом». С днем святых связывались и другие зимние приметы: «Кузьминки — от осени одни поминки»; «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы»; «Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз».

Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою — «Узловат Кузьма, развязать нельзя». А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой — Змием.

Так, в белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (иногда – Борис и Глеб), поймав змея, истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.

Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом — молотом, и кроме изготовления ледяных цепей для земли, выковывали свадьбы (отсюда, «Кузьма-Демьян — свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь, таким образом, покровителями брака, семьи и домашнего очага.

Донос и гнев римского императора

Вскоре братья-врачеватели стали известны и в своем родном поселении, и в его ближних и дальних окрестностях. Конечно, их добрая слава не могла остаться незамеченной и завистниками. На Косму и Дамиана донесли в Рим императору, и последний, выслушав доносителей, отправил стражу за христианскими врачами. В то время Римом правил император Карин.

Воины императора, придя в поселение, где жили братья, стали расспрашивать о Косме и Дамиане. Услышав эти расспросы, жители бросились к святым и упросили их спрятаться от императорского гнева в тайной пещере. Косма и Дамиан поначалу не хотели скрываться, но люди умоляли их спрятаться не ради себя, а ради спасения других. Братья прислушались к просьбам и спрятались от воинов императора.

Воины, безуспешно разыскивая братьев, вскоре обозлились и схватили почетных мужей поселения – чтобы снять с себя ответственность за невыполнение императорской воли, они заковали пленников и повели их в Рим. Узнав об этом, Косма и Дамиан вышли из пещеры и, догнав воинов императора в дороге, добровольно сдались им, попросив отпустить невинных жителей поселения.

В Риме братьев заточили в темницу, а вскоре они предстали перед императором, который потребовал от них принести жертву языческим богам и поклониться им. Косма и Дамиан ответили, что веруют в единого истинного Бога и приносят Ему бескровную жертву – свои бессмертные души. Император Карин, придя в ярость, стал угрожать братьям пытками и требовать отречения от христианского Бога.

Тогда Косма и Дамиан сказали ему: — Ты отвращаешь свой разум от истинной веры, пусть же на посрамление тебе лицо твое отвернется со своего привычного места.

И тут же шея императора искривилась таким образом, что лицо его оказалось повернуто к плечу, и Карин не мог повернуть голову и вернуть ей нормальное положение. Императора и его приближенных объял страх Божий, и Карин стал слезно просить братьев излечить невиданный недуг. Братья же на эти просьбы ответили, что только истинная и искренняя вера способна излечить императора.

Тогда Карин громко воскликнул: — Верую в Господа Иисуса Христа, Бога истинного!

И в тоже время шея его выпрямилась и лицо вернулось в свое первоначальное положение. Император одарил братьев и с миром отпустил их домой. Косма и Дамиан же, придя в родное селение, раздали императорские дары нуждающимся и снова стали исцелять людей молитвой и словом Божиим.

Изображение с сайта days.pravoslavie.ru

Молитва святым бессребреникам Косме и Дамиану, чудотворцам Асийским

О чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Космо́ и Дамиа́не! Вы, от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́вше, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Те́мже и нас, пред честно́ю ико́ною ва́шею припа́дающих, ско́ро услы́шите. ю́ныя де́ти, ва́шея по́мощи во уче́нии кни́жнем прося́щия, моли́твами свои́ми наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вей ве́ре непреста́нно да преспева́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, в челове́честей по́мощи отча́явшимся, к вам же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым чудоде́йственным посеще́нием да́руйте; та́кожде и от лю́тых неду́г во уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия да́нною вам от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о них Бо́жию святу́ю и соверше́нную, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и всех к вам усе́рдно прибега́ющих от боле́зней лю́тых невреди́мы сохрани́те, и от внеза́пныя сме́рти огради́те, и мо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу в пра́вей ве́ре тве́рды соблюди́те, во благоче́стии же преспе́юща, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я 

Чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Космо́ и Дамиа́не! Вы от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́вше и Того́ повеле́ния всем се́рдцем соблюда́ющи, а́ще и вда́сте себе́ уче́нию враче́бному, но доброде́тельнаго ра́ди жития́ и чистоты́ душе́вныя, си́лою Христа́ Бо́га, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Отоню́дуже любо́вию и милосе́рдием к неду́гующим подвиза́еми, не то́кмо лю́дем, но и ското́м исцеле́ния боле́зней подава́ете, неисче́тным мно́жеством чуде́с ва́ших весь мир наполня́ете, и не теле́сныя то́кмо неду́ги исцеля́ете, но и ве́рою Христо́вою ду́ши просвеща́ете, в терпе́нии боле́зней укрепля́ете, в тя́жких неду́зех о исправле́нии жития́ вразумля́ете и ко Христу́ покая́нием привлека́ете. Тем же ны́не и нас, припа́дающих к вам пред честно́ю ико́ною ва́шею, ско́ро услы́шите, ю́ныя де́ти, ва́шей по́мощи во уче́нии кни́жном прося́щия, ва́шими моли́твами наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию науче́ние приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вой ве́ре вы́ну да преуспе́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, челове́ческая по́мощи отча́янным, к вам же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым, чудоде́йственным посеще́нием да́руйте. Мно́гажды в боле́зни впа́дающия и от лю́тых неду́гов в уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия, да́нною вам от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те, и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о них Бо́жию святу́ю и благу́ю и са́ми себе́ и живо́т свой во́ли Христа́ Бо́га предаю́т. В неду́зех су́щих, о исправле́нии же жития́ не радя́щих, во гресе́х не раска́ивающихся, се́рдцем ожесточе́нных сокруши́те во спасе́ние и к покая́нию призови́те, да не́мощни су́ще те́лом, здра́ви пребу́дут душе́ю, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и всех к вам усе́рдно прибега́ющих невреди́мы сохрани́те от долгонеду́жия, от боле́зней лю́тых и неисце́льных, от разслабле́ния те́ла, от иступле́ния ума́, от смертоно́сной я́звы, от внеза́пныя сме́рти, и всемо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу соблюди́те в пра́вой ве́ре тве́рдых, во благоче́стии преспева́ющих, в до́брых де́лах усе́рдных, в моли́тве к Бо́гу приле́жных, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не, посети́те не́мощи на́ша: ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод: Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак

Благода́ть прии́мше исцеле́ний, простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве, чудотво́рцы пресла́внии, но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те, мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector