Храм косьмы и дамиана в шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.


Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

Другие храмы в честь Космы и Дамиана:

  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине
  • Монастырь святых Косьмы и Дамиана в Алуште

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

История храма

Точной даты возведения храма нет. Сохранились упоминания о нем, датируемые еще 1547 годом, когда речь шла о пожаре, охватившем древнюю деревянную церковь. Обитель была отстроена, но в 1629 году ее постигла та же участь – огненное пламя. Тогда храм возобновили, используя камень. О нем есть упоминания в книгах Патриаршего Казенного Приказа от 1625 г. и «Книге царского жалованья московским церквам».

В XVII веке это был одноэтажный каменный храм с двумя освященными престолами. Главный из них был освящен в честь Николая Чудотворца, а предельный – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Часто храм именовался в честь свт. Николая, хотя Космодамианское название тоже применялось.

Древний храм Косьмы и Дамиана на Маросейке

У древнего храма изначально не было паперти и колокольни – их достроили отдельно уже в 1651 г. А в конце того же столетия стараниями княжны Евдокии Куракиной был достроен второй этаж. В нем создали церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Тогда обитель стала называться еще и Казанской.

Шло время, строение ветшало, что особенно стало заметно в конце XVIII века. Прихожане решили вместо ремонтных работ построить новый храм, при этом не повторять проект предыдущей церкви, а сделать ряд изменений. По этому поводу обратились к митрополиту. Итогом работ стали следующие изменения:

  • престол в честь свт. Николая из старого храма перенесли в новый, поместив его в южный придел;
  • верхний этаж с храмом Казанской иконы перестал существовать;
  • главный престол освятили в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Во времена войны 1812 года Космодамианский храм, как и многие московские церкви, постигла трагическая участь. Он потерял большую часть своих украшений и утвари.

До 1857 г. церковь делилась на две части – летнюю и зимнюю. Зимой в храме в честь Спасителя было холодно, поэтому его закрывали и служили в теплом, который сочетал в себе два придела и трапезную. Но там было очень тесно для многочисленного прихода. Поэтому холодная часть посредством устройства в подвальном помещении печи стала теплой.

Период правления большевистской власти, пришедшей на смену монархии, был тяжелым испытанием веры русского народа. Особенно жестокими стали 30-е годы XX века. В ту пору приход церкви был разогнан, а храм разграблен. Все его ценности исчезли без следа. Власть подписала приказ взорвать Божий храм, но этого не произошло. Со временем в нем организовали производственный склад, мотоциклетный клуб, выделили архивное помещение.

Внутреннее убранство храма

В 1960-х гг. власти уничтожили три храмовых здания. На освободившемся месте возвели администрацию, а сам храм при нем использовался как архив. После распада СССР кощунство над святыми церквями завершилось. В 1993 г. обитель передали РПЦ. С тех пор начались работы по восстановлению и благоустройству церкви, были возобновлены богослужения.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.


Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Где находится храм?

Село Шубино, названное в честь воеводы Акинфа Шубы, стало частью Москвы еще в XVIII столетии. Однако еще задолго до этого здесь была построена Космодамиановская церковь: сперва из дерева, в 1626 году – в камне. Время шло, храм постепенно достраивался, улочка, на которой он стоял, именовалась сперва Шубиным переулком, затем – Космодамианским переулком, а после влилась в Столешников переулок. Коренные москвичи за сотни лет существования храма идентифицировали его местоположение по-разному: «церковь на Ржищах», «церковь что на Шубине», «храм за золотой решеткой», «церковь за Гагариным двором».

  • Сегодня официальный адрес храма Косьмы и Дамиана таков: г. Москва, Столешников переулок, дом 2.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефону: (495) 629-41-04. Храм открыт каждый день с 8:00 до 20:00, книжный киоск закрывается часом раньше.

О мерах, принятых в Церкви в связи с пандемией коронавируса

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прихожане старше 65 лет, а также входящие в группу риска люди с хроническими заболеваниями (диабет, легочные заболевания, астма, болезни сердца, наличие трансплантированных органов, болезни почек, любые виды онкологии) и ослабленным иммунитетом могут совершать до 14 апреля молитву в своих домах, обращаясь по желанию и по мере необходимости в ближайшие приходы с просьбой направить священника для совершения таинства Исповеди, преподания Святых Христовых Таин и Соборования на дому.

Телефон храма сввятых Космы и Дамиана: 8-495-572-36-28

Во время соблюдения карантина таким прихожанам может оказываться дополнительная помощь. Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий и нуждаетесь в помощи по доставке домой необходимых продуктов и лекарств, можете обратиться в Службу добровольцев Космы и Дамиана по телефону: 8-916-697-19-70.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично.

    Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Интересные факты про храм

Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:

  • княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
  • болховского княжества Солнцево-Засекины;
  • происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
  • ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.

Нередкими гостями были представители дворянского рода:

  • Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
  • Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
  • Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
  • Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
  • относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.

Внутреннее убранство и Святыни храма

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

В чем помогает икона

Днем памяти святых Косьмы и Димиана считается 14 ноября. В этот день старается к ним прийти много людей. Так как именно в этот день чудотворное действие иконы обладает самой большой силой. К образу приходят помолится и попросить:

  • об исцелении от тяжких недугов,
  • об вразумлении близкого человека,
  • не замужние и не женатые просят помощи найти достойную пару,
  • молодые пары просят послать им ребенка.

Главное, чтобы молитва исходила из чистого сердца. При этом мысли нужно формировать четко и понятно. Произносить молитвенное прошение можно как дома, так и в храме. Также можно использовать специальную молитву из молитвослова:

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

  • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
  • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
  • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
  • старшие группы изучают историю христианской культуры;
  • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

Достопримечательности и святыни храма

  • Храм возведен в стиле раннего барокко (начало XVIII столетия) и отличается камерностью, строгостью, отсутствием помпезности и размаха – не это ли идеальные условия для углубленной и сосредоточенной молитвы?
  • Храм чудесным образом уцелел, когда в 1812 году горела вся белокаменная (квартал вокруг храма тогда выгорел дотла), а потом тут же, у церковных стен, наполеоновские солдаты предали казни «зажигальщиков Москвы».
  • Среди прихожан храма были представители таких знатных фамилий, как Гагарины, Одоевские, Урусовы, Тютчевы. В свое время здесь регентовал П. Г. Чесноков, известный композитор, автор духовной музыки. Здесь же отпевали знаменитого художника В. И. Сурикова.
  • В советские времена на территории храма функционировали библиотека и типография. В наше время церкви вернули ее исторический первоначальный облик, даже восстановили разрушенную ранее колокольню.
  • В храме хранится икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана, а также икона святой Матроны Московской с частичками мощей.

Икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Икона святой Матроны Московской с частичками мощей

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве

ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПРЕДПИСАНО

с 20.04.2020 по 28.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах Москвы будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.


Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служители Сан Годы службы Полезная информация
Петр Ильин отец С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр Борисов протоиерей С 1991 г Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий Чистяков священник С 1992 г Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр Кузин протоиерей С 15.02.2000 г Закончил авиационный институт Москвы.
Иоанн Власов протоиерей Окончил Духовную Семинарию.
Петр Коломейцев священник С 1.02.2012 Получил диплом столичного архитектурного института.
Иоанн иеромонах С 2014 Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий Булычев диакон Духовная Семинария
Александр Константинов диакон Духовная Семинария Смоленска

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector