Ордерная система
Содержание:
- История Архитектурного ордера.
- Что такое колонный зал
- Ограничение применение ордерной системы
- Аттический ордер
- Карниз
- Тосканский ордер
- История развития и изучения ордерных систем
- Интересные факты
- Смешанные ордера
- Обзор использованной литературы
- Оформление фасада, советы
- Примечания
- Контроль остатков
- Капители
- Необходимые реквизиты ордера
- Математика в зодчестве
- Как нарисовать капитель колонны
История Архитектурного ордера.
Классическая ордерная система это величайшее достижение античного зодчества! Архитектурные ордера известны с древних времен в Египте, Ассирии и в странах Передней Азии. Но все- таки, в классическую систему ордера сложились и VII-V вв. до н.э в Древней Греции в храмах и общественных зданиях, которые строили из камня.
Название «ОРДЕР» произошло от латинского ordo. Это означает строй, порядок. Архитектурный ордер – особый вид композиции, развившийся из стоечно-балочной конструкции как ее своеобразная художественная переработка.
В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Зародившися в разных частях Эллады, они получили всеместное распространение. Эти орадера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.
- Трехчастное деление
- Четкое деление на несущие и несомые элементы
- Нарастание композиции снизу вверх
- Расположение самой ответственной части в среднем звене композиции.
Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном повторении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиции и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.
Наибольшее распространение получили дорический и ионический ордера. Характерные примеры этих ордеров можно встретить в храмах афинского Акрополя, дорический – Парфенон и Пропилей; ионический – храм Никик Аптерос, Эрехтейон. Коринфский ордер не нашел в Греции широкого применения. Впервые он встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (V вв до н.э).
Храм Никик Аптерос
Парфенон
Прямыми наследниками греческого искусства явились римляне. Римляне переняли греческую ордерную систему. Они «вписывали» свои великолепные конструкции в греческую ордерную систему, придавая ей чаще декоративное значение. Кроме греческих ордеров (дорического и ионического) в римской архитектуре встречаются новые типы: тосканский (упрощенный вариант дорического) и композитный или сложный.
Излюбленным ордером в римской архитектуре является коринфский, самый изящный и пышно декорированный. Римляне усовершенствовали пропорции этого ордера, не получившее у греков широкого развития. Классическим образцом римского коринфского ордера является храм Пантеона (II в. Н.э.)
Храм Пантеон
В композитном ордере сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Он является кульминацией декоративного искусства римлян. (пример, триумфальная арка Тита, I в. Н.э.).
Триумфальная арка Тита
В эпоху Возрождения (XIV-XV вв) зодчие обратились к античному наследию. Элементы ордера уже не имели непосредственного отношения к конструктивной схеме здания, а являлись лишь внешней декоративной его оболочной. В архитектуре Возрождение явно преобладали декоративные начала, которые проявились в выдающихся художественно-композиционных пластических решениях сооружений. Теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоции в Италии; Филибер де Лом во Франции; Ганс Блюм в Гермации и др.) разработали ордерную систему.
Едва ли не каждая эпоха возвращалась к античному наследию, черпая в нем то, что оказалось полезным для решения новых задач архитектуры. Ордерная система широкло применялась в белорусской архитектуре. В период барокко в отечественном зодчестве (конец 16 вв)встречаются оригинальные решения зданий, построенных с применением архитектурных ордеров и их элементов (памятники Несвижа, Гродна, Минска, Пинска идр). Начинаяс периода классицизма широка применялась классическая ордерная система, умело использованная в застройках Гомеля и других белорусских поселений.
В Минске в XX в.(в послевоенные годы) был построен ряд сооружений, в которых также использована ордерная система: административное здание по проспекту Независимости , арх.М.П.Парусников); Суворовское училище (арх.Г.В.Заборский); административное здание по ул.Коммунистической (арх.В.И.Гусев) идр.
«Живучесть» плодотворных античных традиций обусловлена прежде всего неразрывной связью архитектурного творчества и строительной индустрии.
Другие статьи
Что такое колонный зал
Издревле люди любили все красивое. Поэтому пытались преобразить интерьер помещения. Колонны являлись неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, так как от них не получалось избавиться, с помощью них стали обыгрывать дизайн залов. Такие опорные столбы могли находиться по периметру комнаты или же делить ее на несколько частей. Со временем стали образовываться колонные залы. Это такой вид помещения, в котором деление пространства происходит с помощью столбов. Колонны являются главным украшением помещения. Они или выкрашивались в белый цвет или же покрывались позолотой. В колонных залах проводились балы, торжественные приемы послов, концерты и спектакли.
Ограничение применение ордерной системы
Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.
В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера носит условный и абстрактный характер.
Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.
Аттический ордер
Если ствол колонны заменить не человеческой фигурой, как в ордере
кариатид, а простым квадратным опорным столбом, то мы получим ордер пилястров,
который Плиний называет «аттическим». С этим ордером мы ознакомимся по
памятнику Фрасилла (рис. 2), очаровательному зданию IV в., несколько обломков
которого находятся в Британском музее. Детали его сохранил для нас в своем
сочинении Стюарт.
Рис. 2. Памятник Фрасилла
Формы опорных столбов памятника Фрасилла непосредственно вытекают из форм
дорийского анта. Угловые столбы являются настоящими антами, которыми
завершаются боковые стены; средний же столб имеет странно стройные пропорции
анта, рассматриваемого в профиль. Капитель профилируется клювоообразно и также
ничем не отличается от капители анта. Антаблемент носит дорийский характер,
однако не имеет ни триглифов, ни мутул. Мы не встречаем здесь ничего нового:
это просто более широкое применение форм анта, перенесенных на отдельные точки
опоры и имеющих квадратное сечение.
Применение этого ордера стройных пилястров было, по-видимому, в большом
ходу в греческой гражданской архитектуре. Крыша арсенала в Пирее покоилась на
опорах, носящих в смете название, соответствующее нашему слову «столб», причем
пропорции этих столбов, казалось, были совершенно несовместимы с формами колонны:
высота их была в одиннадцать раз больше толщины, а капитель равнялась лишь
одной тридцатой длины ствола. Без всякого сомнения, ордер арсенала в Пирее был
«аттическим» ордером, и его детали мало чем отличались от деталей памятника
Фрасилла; правда, эти два памятника почти современны друг другу.
Карниз
Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.
Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.
В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с . Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются и .
Тосканский ордер
Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью
дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь
его главные особенности (рис. 3).
Рис. 3. Пример тосканского ордера
Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом
(шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок.
Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша.
Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими
пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на
сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими
планами.
История развития и изучения ордерных систем
Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век
История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.
Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.
Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).
В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.
Интересные факты
- Длина колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге равна 9,5 м, и сделаны они из цельного куска малахита. Весят такие махины 114 тонн. Некоторые люди уверенны, что без инопланетного вмешательства такие колонны поставить на место невозможно.
- Многие удивятся, но Александрийская колонна весом в 700 тонн держится в вертикальном положении, благодаря собственному весу. А вот центровали ее на постаменте с помощью интересного раствора, который содержал цемент, водку и мыло.
- А теперь еще один факт об обсадной колонне, да той самой которой бурят скважины. Их теперь планируют изготавливать из пластика. Кажется удивительным, что сталь, самый твердый сплав в мире, может заменить легкий кусок пластика, но ведь технологии не стоят на месте.
Смешанные ордера
Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных
сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у
канонических типов. Независимо от капителей смешанных форм, которые можно по
желанию назвать ионийскими или коринфскими, в греческой архитектуре встречается
ионийский и даже коринфский ордер, увенчанный дорийским фризом с триглифами.
Витрувий допускает применение триглифов в композициях коринфского ордера, и мы
встречаемся с ними в азиатских памятниках эпохи упадка, в гробницах Петры. Что
же касается применения триглифов в ионийском ордере, то уже в V в. мы находим
этому пример в так называемом храме Эмпедокла в Селинунте. Такое же смешение мы
наблюдаем и в гробнице Ферона в Акраганте, в одном из портиков Пергама и во
многих памятниках Помпеи. При отсутствии триглифов в ионийском ордере колонны
расставлены на равном расстоянии друг от друга; но с появлением триглифов
последний промежуток между колоннами суживается.
За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто
являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии
и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское,
вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е.
египетских элементов.
Впрочем, смешанные композиции подобного рода не лишены известного стиля
изящества. В греческих же колониях искусство сохранилось в такой же чистоте,
как и в метрополии: там никогда не допускали примеси чуждых элементов. Оно
видоизменилось лишь впоследствии, чтобы удовлетворить вкусам и потребностям
Рима.
Заключение
В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных
сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая
тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же
возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к
которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы
приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до
Перикла является рядом постепенных переходов
Греческое искусство никогда не
отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем
осторожной и методической работы от природной суровости. Это — как бы живое
существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно
склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска
На римской земле до заимствования греческой культуры развивались
конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и
своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не
находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных
построений.
В ранний период римского заимствования греческие ордера без особой
переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и
храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений
сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения
числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн
пьедесталов, а к базе снизу — плинта.
В дальнейшем развитии римской архитектуры, особенно в высоких
многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных
конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами,
ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство. Некоторые детали
ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные
конструкции.
Обзор использованной
литературы
1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т.1-2. — М.,
1935-37.
. Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. — М., 1939.
. Витрувий. Десять книг об архитектуре, т.1. — М., 1936.
. Ковалев С.И. История Рима. — Ленинград: Издательство ЛГУ,
1986.
. Кузищин В.И. История Древней Греции. — М.: «Высшая школа»,
1996.
. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М,
1998.
. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: «Просвещение»,
1980.
. Маркузон В.Ф. Архитектурные ордера. Происхождение ордера,
т.1. — М., 1973.
. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. — М., 1967.
. Михайловский И.Б. Теория классических архитектурных форм, 3
изд. — М., 1944.
. Р. фон Пёльман. Очерк греческой истории и источниковедения
(пер. с нем. А.С. Князькова). — СПб: «Алетейя», 1999.
. Шуази О. История архитектуры, т.1-2. — М: Издательство
всесоюзной академии архитектуры, 1935.
ансамбль
ионийская архитектура дорийский ордер
Приложение
Разновидности ордеров
(слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский,
композитный)
Оформление фасада, советы
Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.
Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.
Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.
Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.
Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.
Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.
Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.
Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.
Примечания
- Ордер (архитект.) // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. // БСЭ
- Блинова Е. К. Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге: Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора искусствоведения. СПб, 2012
- Некрасов А. И. Теория архитектуры. — М. : Стройиздат, 1994. С. 41-42
- Власов В. Г.. Ордер // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 486—498
- ордер архитектурный // Художественная энциклопедия. // Художественная энциклопедия
- Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре. — М.: КомКнига, 2005. — С. 65. (Кн. 4; Гл. 1; 6-8)
Контроль остатков
Для того чтобы нельзя было продать товар, которого нет на складе, или переместить больше, чем необходимо, в программе реализован контроль остатков. Он включается в разделе компания, в группе Администрирование – Общие настройки – Контролировать остатки при проведении:
В программе остатки контролируются не на дату документа, а на момент проведения!
Остатки контролируются так же по организации, если не установлен флаг Учета по компании в целом. В случае такой настройки, остатки контролируются только в рамках склада:
Рисунок 15
В случае включения контроля остатков серийных номеров, серийные номера обязательны к заполнению во всех документах движения товаров. Так же есть настройка контроля остатков по номерам ГТД:
Капители
Тосканская и дорическая капители имеют общую структуру. Высота их равна нижнему радиусу колонны; они делятся по высоте на три равные части: абак, эхин с ремешками и шейку.
Ионическая капитель имеет высоту (не считая волют), равную 2/3 нижнего радиуса колонны.
Составные части ионической капители: квадратный абак, подушка с волютами, балюстры (с боковых фасадов капители) и эхин, украшенный . Структурной частью волют является глазок, положение которого в капителях Виньолы и Палладио несколько различается. Вычерчивается волюта по системе центров, расположенных внутри глазка.
Коринфская капитель имеет в высоту 2 1/3 нижнего радиуса. Ее основные конструктивные части – колокол и абак (криволинейный в плане); ее декоративные части – два ряда акантовых листьев, угловые и средние волюты, выходящие из стеблей, акантовые листья, подходящие к волютам, и цветок. Построение капители производится в основном с плана по четырем осям с использованием диагональных и промежуточных осей.
Построение капителей:
- Тосканской
- Дорической
- Ионической
- Коринфской
- Сложной
Необходимые реквизиты ордера
Важно соблюдать верный порядок заполнения всех полей документа. Мемориальный ордер должен содержать следующие реквизиты:
- код по ОКУД формы документа;
- наименование;
- номер, который заполняется цифрами в соответствии с номером, присваиваемым предприятием самостоятельно;
- дата, заполняемая цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ;
- составитель, в этой графе указывается полное наименование организации;
- наименование счета, эта графа содержит информацию в соответствии с Книгой регистрации открытых счетов по дебету;
- дебет счета с указанием кода дебетуемого счета;
- наименование счета в соответствии с Книгой регистрации открытых счетов по кредиту;
- кредит счета с указанием кода кредитуемого счета;
- сумма, указывается цифрами и прописью;
- шифр документа, следует проставить в это поле значение «09»;
- свободные поля для указания необходимой информации по усмотрению предприятия;
- содержание операции с кратким указанием сути совершенной операции, включая номера и даты первичных документов;
- подписи лиц, которые отвечают за составление ордера и его проверку;
- приложение, если есть, в котором указано количество приложенных к ордеру документов.
Важно помнить, что в том случае, если первичные документы оформлены в бумажном виде, их следует приложить к ордеру согласно приложению. Если же первичные документы оформлены в электронном виде, то в приложении необходимо отразить такие электронные реквизиты, по которым их можно идентифицировать
В некоторых случаях допускается отсутствие первичных документов. Ими могут быть:
- если ордер выписан с целью формирования бухгалтерских записей, которые требуются для оформления переноса остатков одного лицевого счета предприятия на другой лицевой счет, парный первому;
- если ордер является «исправительным», то есть потребовался для исправления ошибок в бухгалтерских записях.
Математика в зодчестве
Число каннелюр на одну колонну строго стандартизовано, их должно быть ровно 24. Такое количество считается оптимальным, и для этого есть математически обоснованные аргументы. Даже одна лишняя каннелюра делает колонну слишком «исчерченной», а если убрать одну, то оставшиеся выглядят чересчур широкими. Таким образом, можно утверждать, что стандартизация была проведена правильно.
Каннелюры в количестве 24 штук, если их углубить, давали эффект светотени, а это в масштабе всего портала из восьми или двенадцати колонн выглядело фантастически красиво. Четко обозначенные грани каждой каннелюры придавали общей картине впечатление контрастности.
Как нарисовать капитель колонны
Размещаем лист вертикально. Теперь нужно наметить ось, основание и капитель колонны. Учитывая перспективу, намечаем основные части базы и ствола. Теперь нужно сделать чертеж колонны.
Когда подготовительная часть готова, переходим к самому сложному – изображению капители. Рисуем эллипс эхина, примыкающий к нижней части абаки. Изображаем валюты и придаем им объем. Когда линейно конструктивный рисунок готов, начинаем вводить тон. Кладем тень на правую часть колонны, а также с помощью светотеневой игры передаем объем на капители. Прорисовываем все каннелюры. Последним этапом обобщаем рисунок за счет изображения заднего плана.