Ионический ордер

Детали орнаментов

До V в. ионийская орнаментировка сохраняла некоторые черты дорийской строгости. К началу македонской эпохи, в то время как дорийская орнаментировка становится жесткой до сухости, ионийские украшения принимают все более округлые и гибкие очертания.

Уже при исследовании общих характерных черт ордеров мы отметили, что дорийские мулюры редко украшались скульптурой. Дорийский эхин никогда не декорируется иониками, в то время как они являются почти обязательным украшением ионийского эхина. В дорийском ордере мулюры антаблемента гладкие, в ионийских же памятниках они почти всегда вырезаны в форме иоников или сердцевидных листочков.

На рисунке 159 мы приводим два примера иоников: B – ионики V в., C – македонской эпохи. Первые, более древние разделяются выступающими ребрами; вторые, позднейшие, – копьевидными листочками.

Одна особенность в обработке иоников в Пропилеях показывает нам, до какой глубины доходил у греков анализ световых эффектов. Не все ионики капители обработаны одинаково: под балюстрами, в той части эхина, где несколько раз отраженный свет смягчает очертания, форма иоников упрощена, некоторые детали устранены, а контуры обрисованы с особой резкостью. Ордер Пропилеев был впоследствии скопирован, но эта утонченность в обработке ускользнула от внимания подражателей.

Незадолго до эпохи Адриана, отмеченной нерешительностью своих стремлений и отсутствием оригинальных идей, явилась мысль воспроизвести в Элевсине афинские Пропилеи, но при выполнении этого плана вышеуказанная особенность была опущена, и все ионики оказались одинаковыми.

В такого рода оттенках кроется различие между картиной мастера и простым подражанием ей; глаз может не заметить этой разницы, но развитый художественный вкус тотчас же ее почувствует. 

Выбор места расположения

Как уже описывалось раннее в статье, замечательным вариантом является устройство полуколонн в стене спальной комнаты. Здесь появляются большие возможности по выбору дизайна, подсветки, стеновых ниш и перспективных фотообоев.

Межкомнатные дверные проемы заменяются арками с узорчатыми архитравами, установленными на высокие, утонченные к потолку античные колонны.

Оформление дверного проема колоннами в классическом стиле

Парные колонны как разделители пространства

Колоннадное зонирование представляется возможным в устройстве больших по площади квартир студий. При этом колонны декорируют подсветкой (настенными светильниками) и другими элементами декора, дополняющими и подчеркивающими общую стилевую задумку помещения.

Колоннами можно зонировать квартиры-студии, большие залы и обычные комнаты

Колонны в стиле модерн

Например, между двумя колоннами можно установить небольшой фонтан, и запустить туда золотых рыбок.

Устройство колонн – это современная тенденция в организации красивого и богато обставленного жилого помещения в современном мире. А благодаря использованию недорогих материалов, старинные античные колонны теперь стали доступны любому желающему.

Внутренние колоннады и дополнительные части ордера

Ордера внутренних частей. – От главного фасада мы перейдем теперь к рассмотрению внутреннего строения портика.

Различие между внешним и внутренним оформлением здания заключается в строении антаблемента, который, так же и как и в дорийском ордере и по той же причине, не имеет во внутреннем портике карниза. Однако здесь это упрощение идет еще дальше: фриз, вообще не являющийся неотъемлемым элементом ордера, обычно исчезает вместе с карнизом. В Пропилеях, в храме Милета и других памятниках ионийские колонны внутри портика увенчаны одним архитравом, который непосредственно принимает на себя тяжесть балок потолка (рисунок 218, Милет).

Анты и пилястры. – Дорийский ордер допускает пилястры только в виде антов, т.е. при обработке верхних поверхностей стен. В ионийском же храме в Милете мы, кроме того, находим целую композицию пилястров вдоль всех внутренних фасадов целлы.

Ни анты, ни пилястры не воспроизводят форм колонны: их ребра вертикальны, без кривизны профиля и расширения книзу. Одна только форма базы иногда заимствуется у колонны: в Эрехфейоне формы обеих баз совершенно точно совпадают, а в храме Милета база у анта, хотя и составлена из тех же элементов, что и у колонны, но представляет сравнительно с нею меньший рельеф. Что касается капители анта, то ее нормальный профиль представлен на рисунке 219, A. На месте грубого дорийского клювообразного профиля здесь появляется каблучок. Пилястры же и в Приене и в Милете заканчиваются сплюснутыми капителями M с закруглениями, весьма отдаленно напоминающими волюты колонны.

Плафоны. – Ионийские плафоны, как и дорийские, имеют кессоны, но отличается от них большей легкостью и менее строгим убранством. На рисунке 219, E воспроизведен карниз, окаймляющий плафон в портике Кариатид.

Окна и двери. – Окна лишь слегка суживаются кверху и обрамляются наличниками (западный фасад Эрехфейона; рисунок 139, A). На дверях же, кроме наличников, встречается еще карниз, покоящийся своими концами на кронштейнах. Двери храма в Сардах являются лучшим примером подобного рода архитектурной обработки; самым же известным ее примером служит Эрехфейон.

В Эрехфейоне венчающий карниз (рисунок 220) имеет крайне незначительный выступ и лишен вырезки для стока воды. Эта двоякая особенность объясняется его положением внутри портика, где он защищен от дождя и где иная его форма противоречила бы здравому смыслу. 

Детали антаблемента

Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.

В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.

Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:

  • конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
  • стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата – стилобат;
  • антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.

Капители Возрождения и современные

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Капитель (архитектура)» в других словарях:

капитель (в архитектуре)
— капитель Верхняя выразительная часть колонны или пилястры, обычно художественно обработанная в форме классического ордера или с использованием национальных мотивов … … Справочник технического переводчика

Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… …

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Капитель
— (от позднелат. capitellum головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как,… … Архитектурный словарь

Барнаул с самого своего основания в 1730 х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт Петербурге. Профессиональные архитекторы… … Википедия

— (архитект. термин) верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях. Подробности … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Содержание 1 Древнегреческие храмы 2 Стили колонн 3 Основные периоды греческой архитектуры … Википедия

Первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры … Энциклопедия Кольера

Ордер (архитектура)
— Ордера архитектурные: А дорический; Б ионический; В коринфский; 1 карниз; 2 фриз; 3 архитрав; 4 капитель; 5 ствол колонны; 6 база. ОРДЕР архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Колонна. Железная колонна в Дели (IV V вв. н. э.) Колонна (греч … Википедия

Обломы

Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных, тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами. В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания (рис. 5).

5. Греческие обломы: 1 — полочка, плинт или плита; 2 — валик или вал (торус) и четвертной вал (до пунктира): строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертеж); 3 — дорический «ястребиный клюв» (слезник) и этапы его развития; 4 — дорическая кима (киматий) или гусек (а — прямой, б — обратный); 5 — ионический «лесбийский киматий», или каблучок (а — прямой, б — обратный); 6 — выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности; 7 — скоция (асимметрическая выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой); 8 — астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки)

Это были: 1) полочка (плинт) или (в случае больших размеров) плита; 2) полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми); 3) «дорический ястребиный клюв» или слезник; дорический киматий* (Термин «кима», или «киматий» (греч. — волна) применялся к обломам с «волнистым» профилем (гусек, каблучок и приближающиеся к ним по форме обломы). Необходимо различать киму (облом) от симы (водосточного желоба вдоль края крыши). Профиль кимы обычно придавался венчанию карниза, часто (но не обязательно) образуемого симой) — нижняя часть дорического клюва, которой нередко придавали выпуклую кривизну; 4) гусек (дорический киматий) — прямой и обратный* (Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если он расширяется книзу); 5) каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный; 6) выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности; 7) скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец 8) астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой.

Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки; другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг

Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом; гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом); астрагал — бусами (жемчужником).

Все сказанное о греческих ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этими величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.), в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н. э. уже отражавшие влияние ордеров. Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных нам данных, в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшееся величию больших храмов — мест государственных культов.

Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.

Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в еще доордерных дерево-сырцовых, так и в ранних ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.

Детали орнаментов

До V в. ионийская орнаментировка сохраняла некоторые черты дорийской строгости. К началу македонской эпохи, в то время как дорийская орнаментировка становится жесткой до сухости, ионийские украшения принимают все более округлые и гибкие очертания.

Уже при исследовании общих характерных черт ордеров мы отметили, что дорийские мулюры редко украшались скульптурой. Дорийский эхин никогда не декорируется иониками, в то время как они являются почти обязательным украшением ионийского эхина. В дорийском ордере мулюры антаблемента гладкие, в ионийских же памятниках они почти всегда вырезаны в форме иоников или сердцевидных листочков.

На рисунке 159 мы приводим два примера иоников: B – ионики V в., C – македонской эпохи. Первые, более древние разделяются выступающими ребрами; вторые, позднейшие, – копьевидными листочками.

Одна особенность в обработке иоников в Пропилеях показывает нам, до какой глубины доходил у греков анализ световых эффектов. Не все ионики капители обработаны одинаково: под балюстрами, в той части эхина, где несколько раз отраженный свет смягчает очертания, форма иоников упрощена, некоторые детали устранены, а контуры обрисованы с особой резкостью. Ордер Пропилеев был впоследствии скопирован, но эта утонченность в обработке ускользнула от внимания подражателей.

Незадолго до эпохи Адриана, отмеченной нерешительностью своих стремлений и отсутствием оригинальных идей, явилась мысль воспроизвести в Элевсине афинские Пропилеи, но при выполнении этого плана вышеуказанная особенность была опущена, и все ионики оказались одинаковыми.

Антаблемент без фриза

Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.

Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из «сухариков». Верхняя часть «сима», венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.

Математика в зодчестве

Число каннелюр на одну колонну строго стандартизовано, их должно быть ровно 24. Такое количество считается оптимальным, и для этого есть математически обоснованные аргументы. Даже одна лишняя каннелюра делает колонну слишком «исчерченной», а если убрать одну, то оставшиеся выглядят чересчур широкими. Таким образом, можно утверждать, что стандартизация была проведена правильно.

Каннелюры в количестве 24 штук, если их углубить, давали эффект светотени, а это в масштабе всего портала из восьми или двенадцати колонн выглядело фантастически красиво. Четко обозначенные грани каждой каннелюры придавали общей картине впечатление контрастности.

Совмещение нескольких стилей

В некоторых случаях дорический и ионический ордера могут комбинироваться, если здание имеет два или больше фасадных образований. Здесь имеет значение отличие стиля колонн в верхней части. Различные по стилю капители создают условное архитектурное разнообразие, а колонны у обоих ордеров примерно одинаковые, каннелюрованные и приблизительно одного диаметра. Колонна ионического ордера немного стройнее и легче, но это существенного значения не имеет. Степень похожести колонн и радикальное различие капителей позволяют использовать оба типа при строительстве здания, если оно достаточно крупное и в плане делится на несколько не связанных друг с другом частей. Ионический ордер при этом может доминировать из-за более изящных капителей, следовательно, его нужно применять при строительстве главного фасада.

Статьи

Развитие архитектурного ордера как художественной и конструктивной системы

Отрывок из книги: Иконников А.В. «Художественный язык архитектуры» М.: Искусство, 1985 г., ил.

  • Древняя Греция
  • Канонизация ордера Витрувием
  • Ордер в римской архитектуре
  • Ренессанс
  • Палладианство
  • Ордер в архитектуре XVII-XX вв.

Отношение членение греческого ордера к человеческой фигуре (Н.И. Брунов)

Сближению колонны и человеческой фигуры в мышлении классического греческого архитектора, также и воспринимающего зрителя вплоть и до нашего времени способствует сама функция колонны, которая заключается в том, что она несет тяжесть антаблемента. Колонна несет положенную на нее тяжесть подобно живому существу далее

Что такое антаблемент

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре – горизонтальная, часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

  • архитрав;
  • фриз;
  • карниз.

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Влияние колонн на интерьер

Колонны в интерьере – признак величия и достатка семьи. Сейчас очень много частных домов с использованием в дизайне элементов декоративных колонн. Но в основном – это не столь примечательные, как в «былые времена», обыкновенные кирпичные оштукатуренные части стен. Несомненно, даже устройство таких элементов декора домашнего убранства привнесет классическую элегантность и создаст атмосферу уюта. Но что будет, если мысленно представить интерьер гостиной с колоннами дорического ордера? Присущий данному ордеру классической архитектуры капитель с его стилистическими манерами вдохнут в жилище непередаваемую атмосферу.

Пример использования колонн в дорическом стиле в интерьере частного дома

Можно выбрать колонны и других стилей или так называемых ордеров.

  • Ионический ордер. В отличие от дорического «мужского» ордера, ионическому присуще женские черты и плавные линии. Его отличительной характеристикой являются симметричные капители, закрученные в волюты.
  • Дорический ордер. Как описывалось выше, имеет более грубые, мужественные черты. Отличается сильным утончением ствола колонны, а также характерными чертами каннелюра (вертикальные желобки на стволе).
  • Коринфский ордер. Возник позже остальных, поэтому имеет богатую отделку элементами декора.

Основные стили классических колонн

Каждый ордер подразделяется еще на несколько подгрупп, которые характеризуют территориальное место возникновения и национальное происхождение.

Данной классификации достаточно для общего понимания разновидностей колонн. Подобрать различные варианты таких элементов декора для квартиры можно в строительном магазине. Тематические колонны, в основном, выполняются из полиуретана. Но если говорить о роскоши, то резному дереву нет равных.

Оригинальные колонны из стволов деревьев, взятых вместе с прикорневой частью

Классические колонны в интерьере

Их характерным признаком является чёткая выделенная структура: основа (база), ствол, завершающая часть (капители), которая по своей задаче обеспечивает опору горизонтальной части сооружения (назвается — антаблемента).

Есть несколько стилей классических колон, а именно:

  • Дорический.
  • Ионический.
  • Коринфский.

Теперь немного подробней о каждом из них.

Дорический стиль

Считается самым ранним представителем этого направления. По данным он сформировался около 7-го века до нашей эры. Таким колоннам характерно отсутствие базы, а стволы колон достаточно мощные и приземистые. Если на них смотреть, можно увидеть, что они сужаются к верху в диаметре. Сам капитель состоит из двух плит: одной круглой (эхина), и одной квадратной (абаки).

Ионический стиль

Возник немного позже дорического, примерно в начале 6-го века до нашей эры. Эти колонны уже тоньше и выше своих предыдущих представителей, и имеют ярко представленную квадратную базу с несколькими круглыми элементами. Капитель представлен более интересной и сложной формой – эхин украшенный орнаментом, и довершён декоративными завитками (волютами).

Коринфский стиль

Был условно последним, и появился примерно в 5-6 веке до нашей эры. По сравнению со своими предшественниками тут колонны уже стали выше и изящней. Самым главным отличием являлась капитель, оформленная резьбой, которая имитировала растительность. А волюты в свою очередь изображались усиками виноградной лозы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector