Святые первоверховные апостолы петр и павел: день памяти

Содержание:

Обращение ко Христу

И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.

Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».

Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.

Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».

Апостолы Петр и Павел: две несхожих стези ко Христу

Двух апостолов именуют первоверховными, но путь к этому достоинству у них совершенно разный. Петр входил в круг близких учеников Христа, а Павел не участвовал в событиях, описанных в Евангелии. Он начал свою проповедь много позже и не никогда не входил в число ни 12, ни 70 апостолов. Но мы можем сравнивать судьбы этих двух святых.

Петр, как и его младший брат, Андрей, был обычным рыбаком из Галилеи. Эта область расположена далеко от Иерусалима, и многие галилейские жители были язычниками. Жители Иерусалима смотрели на галилеян свысока, как на провинциалов, которые даже разговаривали с акцентом.

А профессия рыбака одна из самых простых, тяжелых и непритязательных. Работа была тяжелой и изнуряющей, доход был мизерным и непредсказуемым. Может по этой причине Петр с Андреем, когда услыхали призыв Христа следовать за Ним и сделаться ловцами человеков, разом откликнулись на Его зов.

Павел, который до принятия Христа носил имя Савл, наоборот, был представителем элиты. Будучи римским гражданином от рождения, он происходил из колена Вениаминова и жил в городе Тарс, который был столицей Киликия. Получив блестящее на тот момент образование, Савл становится фарисеем — ревнителем иудейского закона.

Долгое время он был противником христианского учения и преследовал христиан. Но все же, после чудесного явления ему Спасителя, Савл уверовал во Христа, взял себе имя Павел.

А вот в характерах у Петра и Павла имелось много общего. Святой Павел, пламенея душою, ревностно защищает иудейский Закон от возникшей «ереси» о распятом и воскресшем Иисусе.

Петр тоже горяч и нетерпелив. Когда Христос совершал чудеса, то Петр не мог не реагировать на это. Он даже пытался следовать за Спасителем по воде.

Каждый из них прошел поворотный момент в своей жизни, сотворивший их теми, кем они стали. Для Савла это было явление Христа на пути в Дамаск. После чего вместо гонения христиан он посвятил свою жизнь проповеди учения Христа.

Началом восхождения Петра, напротив, стало отречение. Он забыл о своем обещании даже под страхом смерти не оставлять Христа, но еще до утреннего крика петухов, трижды отрекся от него.

На своем примере один из первых апостолов испытал, с какой легкостью можно сделаться последним. Только после горячего и искреннего раскаяния Петр услышал вопрос Христа: «Любиши ли Мя?» произнесенный троекратно. Вот так Петр ранее трижды отрекшийся, трижды исповедал свою любовь.

Где проповедовал апостол

С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы:  высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.

«Братия, я фарисей, сын фарисея. За чаяние воскресения мертвых меня ныне судят!» — так сказал Апостол Павел на суде синедриона по «делу» о проповеди им нового и неизвестного учения. В этих словах – его жизнь.

Гонитель Церкви 

Родившись в образованной иудейской семье, выучившись Закону Моисееву у великого законника Гамалиила, Савл – ибо таково его имя в иудействе – был идейным и убежденным гонителем «галилейской веры», как ее презрительно называли. Мало того, что проповедовали ее простые неученые рыбаки. Еще и то, что говорили они, по Закону и здравому смыслу иудеев было дерзко и весьма богохульно. Бог стал Человеком, жил в мире, умер позорнейшей смертью на Кресте, а потом… воскрес!

По Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.

«Из Савла в Павла» 

Сам Христос, явившись Савлу на пути в Дамаск (он шел туда, чтобы и там найти и арестовать «галилеян»), обратил его к Себе. «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Эти слова любви и упрека, сказанные Им из неизреченного света, осиявшего Савла и всех бывших с ним, Павел вспоминал через десятилетия.

Велико было покаяние Савла. Даже самое имя его в христианстве – Павел – переводится с латинского языка как «малый», даже «наименьший».

Так он видел себя – «наименьшим из Апостолов», «как бы неким извергом… потому что гнал Церковь Божию…».

Умалившись, поставив ни во что свою великую ученость, Павел смог сделаться избранным сосудом, как называл его Христос, зная, какие плоды принесет бывший Савл, изменив свою жизнь. Удивительным образом самый образованный в Законе апостол, правоверный иудей, заговорил о том, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея».

И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:

Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.

Детство и юность

Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.

Апостол Павел

Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.

Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.

Савл

Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.

Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.

«Каменование Святого Стефана», Рембрандт

По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.

В «Деяниях Апостолов» говорится, что Савл обладал правом сажать в тюрьму, выносить смертные приговоры: «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Впервые имя Савла — будущего апостола — упомянуто в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана, первого христианского мученика. Из тех же «Деяний» известно, что к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».

Знаменитые образы

Особенно часто Павла изображают с апостолом Петром. Это символизирует их первоверховность и миссионерские труды. Иногда их изображают обнявшимися, показывая их любовь друг к другу и общее дело.

Ведь именно они первыми принесли христианство в Римскую империю и по преданию, были казнены в один день (или с разницей в год). Т.к. день памяти отмечается в один день, возникла необходимость в создании единой иконы, для удобства в литургии.

Изображения с церковью в их руках, отражает основание Петром и Павлом первых храмов. Иконы апостолов изображаются в числе деисусного чина иконостаса. Образ Павла располагается справа – вслед за Иоанном Предтечей и Архангелом Гавриилом.

Часто изображаются житийные сюжеты апостола Павла, например, Обращение Савла, Анания крестит Павла. Особенно много таких иллюстраций на храмовых фресках и мозаиках в Риме и других православных и католических странах прошлых веков.

Работа Андрея Рублёва

По преданию, первые образы апостола Павла были созданы евангелистом Лукой, но, к сожалению, все они были утрачены. К счастью, до нас дошел образ созданный Андреем Рублевым – великим русским иконописцем, которым восхищаются не только в нашей стране, но и по всему миру.


Икона Апостола Павла работы Андрея Рублёва

Он пишет икону в 1408 или 1410 году. Икона происходит из Звенигородского деисусного чина. На ней апостол Павел глубоко погружен в мысли, тревогу о тех, кто ещё не ощутил, не принял Божью благодать.

В руках он держит книгу – Священное Писание, изображение которой со временем было утрачено. Этот образ признан самым каноническим, и сейчас он находится во Владимирском Успенском Соборе, где долгое время работал Рублев.

Почитание святых апостолов Петра и Павла

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).

Перед этим днем Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

*Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость. *

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

*О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.*

*Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.*

*О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.*

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

*Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.*

Святой апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

Смерть Апостола

И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9, 16).

По преданию, незадолго до своей смерти апостол Павел проповедовал в Риме при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был осужден и, избежав, по милости Божией, казни на арене цирка через растерзание хищными зверями, был все же ввергнут в узилище — так называемые вторые узы, находясь в которых, написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его поспешить в Рим, на последнее свидание. Апостол Павел, видимо, чувствовал приближение смерти.

В то время в Римской империи было распространено четыре вида казни: распятие, сожжение заживо, растерзание дикими зверями и усечение мечом. Первый вид казни предназначался для рабов, второй и третий — для свободного низшего сословия, усечение мечом — только для римских граждан. После девятимесячного пребывания в темнице в 67 году в царствование императора Нерона святой апостол Павел, как римский гражданин, за дело евангельской проповеди принял мученическую кончину через усечение мечом.

Денис КаменщиковГазета «Православная вера» № 11 (415) 2010 г.

Праздник

Пальма Джоване , Музей Прадо

Праздник обращения святого апостола Павла — праздник, отмечаемый в течение литургического года 25 января и посвященный обращению. Этот праздник отмечается в римско-католической , англиканской и лютеранской церквях. Этот праздник является завершением Недели молитвы за христианское единство , международного христианского экуменического праздника, который начался в 1908 году и представляет собой октаву (восьмидневный праздник), охватывающий 18 января (отмечается в англиканской и лютеранской традиции как исповедь). Петра , а в Римско-католической церкви до 1961 года как праздник кафедры Святого Петра в Риме) до 25 января. В сельской Англии день функционировал так же, как день сурка в современных Соединенных Штатах. Предполагаемые пророчества варьировались от прекрасных дней, предсказывающих хороший урожай, до облаков и туманов, означающих эпидемию и войну в ближайшие месяцы.

Собирает в римском Миссале является:

О Боже, научивший весь мир
через проповедь блаженного апостола Павла,
нарисуй нас, молимся, ближе к тебе
на примере того, чье обращение мы празднуем сегодня,
так сделайте нас свидетелями вашей истины в мире.

Точка зрения популярная, но не библейская

Я не уверен, откуда именно пошла эта идея — хотя, наверняка, есть трудолюбивые люди, изучавшие это — но, кажется, что эта идея этого Савла-переименованого-в-Павла это перенос на апостола ветхосюжетной истории.

Как известно, Бог изменил имена двух ветхозаветных патриархов: Аврама на Авраама (Быт. 17:5) и Иакова на Израиля (Быт. 32:28). Судя по всему, идея заключается в том, что нечто подобное произошло с Павлом, когда он встретил Иисуса на дороге в Дамаск (Деяния 9).

Однако в Писании нет ничего, что подтверждало бы изменение имени Савла на Павла. Вот шесть стихов из Писания, которые доказывают, что эта популярная идея не верна:

1.В своем явлении Павлу Иисус обращается к нему как “Савл, Савл” (Деяния 9:4).Ничто в этой истории не предполагает, что Иисус впоследствии изменил имя Савла. В послании к Галатам 1:15-17 Павел говорит о том, что он еще до рождения был отделен на то, чтобы проповедовать язычникам, — но там нет никакого упоминания об изменении имени.

2. После его обращения Анания обращается к нему как к “Савлу” (Деяния 9:17).Нет упоминания о смене имени, и он по-прежнему называет его “Савл” даже после явления Христа Павлу.

3. Святой Дух называет его “Савлом” перед его первым миссионерским путешествием.В Деяниях 13:2 говорится: “Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”. Было бы странно, если бы третье лицо Троицы продолжало называть этого человека по его имени, оставшемуся с тех временем, когда он еще преследовал церковь, если бы второе лицо Троицы изменило его имя на новое, “апостольское”, четырьмя главами ранее.

4. После его обращения его еще 11 раз называют Савлом.Опять же, это было бы странно, если бы Иисус изменил его имя на Павла.

5. Решительный переход от “Савла” к “Павлу” в Деяниях происходит только тогда, когда Павел отправляется в свои миссионерские путешествия из Иерусалима.Этот тонкий сдвиг происходит в Деяниях 13:13: “Отплыв из Пафа, Павел…” Человек, который “изменил” его имя — не Иисус, а Лука.

6. Савл и Павел — это два имени одного и того же человека.Деяния 13:9 — ключ к разгадке: “Но Савл, он же и Павел…” Здесь обратившегося ко Христу человека называют и Савлом, и Павлом — а не “Савлом-тираном, который был переименован в Павла-христианина.” Савл и Павел — это два имени одного человека, до и после его обращения.

Суд над Павлом

В Иерусалиме на него было воздвигнуто обвинение, что он
разрешает язычникам ходить в Соломонов храм. На суде в Синедрионе, куда привели
Павла, состоялась распря между саддукеями и фарисеями. По причине римского
гражданства Павла не смогли казнить. Он был отправлен к прокуратору Феликсу на
суд, который оставил его в узах. Прокуратор послал его в Италию к императору на
суд.

Затем Павла, как пленника, отправляют на корабле. Но около
острова Мелит корабль терпит крушение. Потом он отправляется в Сиракузы и в
Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он
перечисляет свои страдания и мытарства, которые ему пришлось перенести за
Христа во время своих проповедей. Также в них описываются и чудеса, такие как:
открытие ангелом темницы, где находился Павел и другие.

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода

Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы)

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с ) и др.

Молитва первоверховному апостолу Павлу

О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святым апостолам Петру и Павлу, глас 4-й

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите; мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак святым апостолам Петру и Павлу, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Происхождение: вывезена из церкви Флора и Лавра (первая треть XIX в.) деревни Астафьево (XVII в.) Каргопольского района Архангельской области. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 111,3 см, ширина 43,5 см. Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла  в трехчетвертном повороте. Инв. № ДРЖ-864. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. С. 88. № 15.

Жизнь апостола Павла – пример того, как по неизъяснимой воле Господней рьяный гонитель христиан превратился в горячего проповедника Слова Божьего на земле. Он так много послужил миссионерской деятельности, что вместе с Петром стал называться «первоверховным» апостолом.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

Жизнь апостола и создание Посланий

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До 34 года: прежде обращения в христианство

Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).

Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).

32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности

Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).

45–49: первое миссионерское путешествие

Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).

Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме

Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).

50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром

Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:

Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).

Интересный фактОдним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.

52–58: третье миссионерское путешествие

Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).

58–63: кесарийские и первые римские узы

В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).

63–66: четвертое миссионерское путешествие

После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).

67: вторые римские узы и мученическая кончина

Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

12

Июль
67 года

Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector