Деревянное зодчество древней руси и россии

Содержание:

Древнерусские храмы

В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.

Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:

  • однокупольный — это символ единства Бога;
  • три элемента — Пресвятая Троица;
  • 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
  • 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.

Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи

Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.

Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.

Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.

Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.

Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было. Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и  многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).

Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.

В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и  романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.

Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России

Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.

Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.

План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье . (Кликайте на картинку для просмотра.)

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.

Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)

Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.

Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.

Реконструкция

Реставрационные работы в пирамиде Джосера. \ Фото: pinterest.com.

Проект по восстановлению пирамиды Джосера до её былой славы занял в общей сложности четырнадцать лет и несколько раз срывался. В 2011 году в Египте вспыхнули политические беспорядки после того, как народные восстания привели к свержению президента. Впоследствии работы над пирамидой были приостановлены и не возобновлялись до конца 2013 года.

Реставрация столкнулась с дальнейшим вниманием, когда Высший совет по древностям Египта был обвинён в найме фирмы, которая не имела опыта работы с древними памятниками. Некоторые эксперты даже утверждали, что ремонт фактически подрывал структурную целостность египетской пирамиды

По сей день некоторые подземные камеры всё ещё находятся под угрозой обрушения.

Архитекторы Древней Руси

По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:

  1. строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
  2. собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
  3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
  4. стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).

Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.

Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.

Фильмы, игры

Цифровая реконструкция Саккары из игры Assassins Creed. \ Фото: twitter.com.

Пирамида Джосера снова и снова появлялась в популярной культуре на протяжении тысячелетий, прошедших с момента её строительства. В классический период ходили истории о легендарных личностях Джосера и Имхотепа. Папирус римского периода повествует о серии вымышленных приключений из жизни архитектора, в то время как другой описывает его как потомка богов. Такие истории представляют Имхотепа как могущественного мага, чьё строительство великой ступенчатой пирамиды было чудесным произведением магии.

Много веков спустя возник феномен Большого тура. Это было тогда, когда элитные молодые люди взяли годичный отпуск после окончания формального образования, чтобы посетить места художественного, интеллектуального и архитектурного наследия. Когда эти туристы начали путешествовать по древним руинам Северной Африки в XVIII и XIX веках, пирамида Джосера была ключевой достопримечательностью. Следовательно, существует множество рисунков, картин и гравюр этого периода, изображающих великолепный памятник.

Имхотеп, кадр из фильма Мумия. \ Фото: google.com.

В наши дни пирамида Джосера продолжает проникать в народное воображение, служа декорацией для книг и стихов, опубликованных в ХХ веке. Американский поэт Чарльз Олсон использует его как символ смертности.

Он даже фигурировал в видеоигре «Кредо убийцы: Истоки», где игрокам приходится входить в его лабиринтные проходы, чтобы найти мистическую древнюю табличку. Примечательно, что изображение египетской пирамиды в игре на самом деле гораздо более подробное и точное, чем многие археологические реконструкции.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Цель

Рельеф Джосера, обращённый к храму Гора из Бехедета, пирамида Джосера. \ Фото: pinterest.com.

Пирамида была построена для фараона Джосера. Он был одним из правителей Третьей династии Египта. Хотя и был фараоном около двух десятилетий, о его правлении известно мало. За годы его правления по всему королевству начали возводиться более крупные и долговечные памятники, часто под присмотром Имхотепа. На одной гравюре IV века до н. э. записано, что фараон Джосер спас Египет от голода, восстановив храм, посвящённый богу Хнуму, который, как считалось, контролировал Нил.

После его смерти саркофаг Джосера был помещён в погребальную камеру, глубоко внутри великой ступенчатой пирамиды. Рядом с его останками было найдено до сорока тысяч каменных урн. На этих сосудах начертаны имена фараонов Первой и Второй династий, и они продолжают представлять загадку для современных археологов. Некоторые предполагают, что они были созданы для того, чтобы представить правление Джосера как кульминацию египетской истории.

Особенности возведения зданий на Руси

Русь славилась тем, что архитектурные сооружения возводились из дерева при помощи одного только топора. Самые ранние постройки не сохранились, но мастера бережно передавали свои традиции от поколения к поколению. Письменные источники и изображения помогают понять особенности деревянного русского зодчества.

Основы традиций строительства храмов и жилых помещений укладываются в несколько правил: практичность, красота, использование только одного строительного материала, долговечность использования создаваемого сооружения.

Изначально зодчими именовались только горшечники и гончары“Зьдъ”— «глина» (этимологический словарь Г. А. Крылова)Андрей Шишкин «Гончар», 2018 год

Зодчие тщательно выбирали породу дерева, учитывая конструктивные и эстетические его качества. Древесина для настоящих мастеров становилась материалом для творчества.

Постройки на Руси отличались разнообразием и неповторимостью, они удачно вписывались в окружающий ландшафт, создавая удивительные ансамбли архитектуры. Настоящие мастера хранили свои секреты, передавая их от поколения в поколение, поэтому и было русское зодчество уникальным и особенным. Как будто слово заветное строители знали, с деревом разговаривать умели.

Аполлинарий Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», 1903 годМестонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия

Декоративные украшения дома

Одна из
особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов,
композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы —
помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в
значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это
приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским
домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и
в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало
разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции
мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы
художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали
русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из
косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода.
Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь
развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу
исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив
фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки,
распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений,
фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

Декоративные
украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись
на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи),
потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца,
наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота,
галереи-гульбища.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Основные внешние элементы храма: прирубы, бочки и главки

После возведения сруба к нему пристраиваются основные архитектурные элементы храма  — в зависимости от идеи мастеров и от типа самого сруба.

Один из таких элементов в северных храмах  — прúруб. Прúрубами называют пристройки к основному срубу, которые не являются с ним одним целым, но увеличивают его объем. Прирубы увеличивают не только внутренний объем храма, но и поверхность крыши, где можно разместить дополнительные главки.

На прирубы устанавливается бочка  — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан  — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка.

Сложно сказать, когда точно в храмовой архитектуре появились бочки. Но наиболее широкое распространение они получили с XVII–XVIII веков. Потом они вновь исчезли и появились только на рубеже XIX и XX веков  — как характерная черта уже неорусского стиля.

Кроме тех главок, которые стоят на прирубах, основная их часть стоит на крыше восьмериков, которая называется пόлица.

5

Деревянное зодчество Руси

Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.

Русская деревня

Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.

Но все деревни так  умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её  продолжением. Русские мастера умели использовать особенности  ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.

Русская деревня. Художник Ярцев

Восьмое чудо света

К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.

Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

 К концу 18 века по приказу  императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция

Деревянная сказка

Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.

Надеюсь, что собранный и обработанный мной материал поможет сделать более наглядным и запоминающимся изучаемый на уроке материал. Вот моя задача! Буду рада, если мой труд принесёт пользу.

Древнерусскому зодчеству посвятила я ещё несколько презентаций:

  • Архитектура Московского княжества.
  • Новгородское зодчество.
  • Русь домонгольская. Архитектура Древней Руси.
  • Дивное узорочье. Архитектура 17 века.
  • Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Удачи!

На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере

В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях  — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.

Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.

Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.

10

Крепостные сооружения

Строительство
крепостных сооружений относилось к одной из традиционнейших ветвей
древнерусского деревянного зодчества. Обычно они возводились вокруг поселений,
имевших оборонно-стратегическое значение для определенной территории.

Наряду со
строительством оборонительных крепостей многие крупные монастыри также
воздвигали прочные стены и башни, близкие по архитектуре и конструкции
крепостным постройкам.

В северной
части России почти не сохранилось деревянных крепостных сооружений. Исключением
может служить надвратная башня Николо-Карельского монастыря (XVIII век)
Приморского района Архангельской области, перевезенная в Государственный
историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» в Москве.

Однако
изображения древнерусских крепостных сооружений — башен, стен — можно видеть на
рисунках художников — иностранцев XVII века (Олеария, Мейерберга,
Герберштейна). Несколько старых крепостей, представляющих собой главным образом
фрагментные остатки в виде башен и части стен, сохранилось в Сибири. Одним из
блестящих памятников крепостного строительства является Якутский острог (1683
год), построенный воеводой Иваном Преклонным. Не менее интересны и другие
остатки крепостного строительства в Сибири, , к которым относятся остроги
Климский, Братский и Бельский (XVII век).

В суровой
архитектуре деревянных крепостей отражались многовековые строительные традиции
восточных славян, создавших замечательные по красоте произведения крепостной
архитектуры, доведя при этом использование дерева до высокого совершенства.

Типы русских деревянных храмов

Древнеру́сские деревя́нные хра́мы строились сравнительно небольших размеров. Но выглядели они монументально за счёт большой высоты. Внутри же высота была небольшой – она ограничивалась подвесным потолком (небом).

Церковь Ризоположения из села Бородава – древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой. Она перенесена из Ферапонтова монастыря в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. В этом храме безгвоздевая конструкция скатов крыши. Архитектура таких храмов называлась клетской – один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Такие храмы были преимущественно «безглавыми». На Руси они существовали вплоть до XVII в. Их архитектура имела сходство с жилыми строениями: составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни.Деревянные шатровые храмы также имели несколько вариантов конструкций.

Церковь в селе Саунино (1665) Архангельской области

Церковь Рождества Христова в селе Казаково (Большая Шалга) Каргопольского района Архангельской области

Георгиевская часовня в деревне Низ Каргапольского района Архангельской области (но это уже строение XIX в.)Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов – восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике. Например, Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области.Ярусный храм – нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.

Деревянная церковь Вознесения (Тихвинской иконы Божьей Матери XVII в.) в городе Торжок Тверской области

Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Ярусная церковь Николы 1757 г. из д. Высокий Остров Окуловского района Новгородской областиОбразцом многоглавого храма является церковь Преображения Господня на острове Кижи (1714)

Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб (восьмерик) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами.Северные русские храмы очень разнообразны по стилям и формам, но одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Это вполне объяснимо: из дерева создать традиционный купол весьма затруднительно.Строительство самой ранней из известных шатровых церквей датируется 1501 г. – это была Климентовская церковь в погосте Уна. Церковь сгорела в 1892 г., от неё остался только архитектурный чертёж. Но сохранились другие деревянные шатровые храмы: Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области и др.

Успенская церковь в ВарзугеЦерковь построена в 1674 г. в селе Варзуга Мурманской области. Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы (большинство жителей Мурмана боролись против всяких никоновских нововведений).Построена церковь по принципу «золотого сечения»: основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт этого основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. Верхняя часть церкви – восьмистенный сруб (восьмерик), затем сам шатёр, основание купола и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом.Украшен храм многочисленными декоративными элементами: кокошниками и чешуей (специальным покрытием).Высота церкви 34 м. В иконостасе 84 иконы.

Успенская церковь в Кандопоге (Республика Карелия)Успенская церковь в Кондопоге (1774) – шатровый храм; восьмерик на четверике. Церковь является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Во время православных праздников в церкви проводятся службы, в основном в летнее время. Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 г. Нынешний деревянный храм – четвёртый, был построен в 1774 г., уже на закате деревянного зодчества.Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок (небо).

P.S. Церковь сгорела 10 августа 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector