Апокалипсис

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос — Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

Глава 21

1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены́ его.
16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21 А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.
23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
26 И принесут в него славу и честь народов.
27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Глава 20
Глава 22

Значение «Апокалипсис» в словарях


Исторический словарь
(греч. «раскрытие», «откровением) — заключительная часть в Библии. Написан Иоанном Богословом в самом начале II века н.э. на эгейском острове Патмосе.


Исторический словарь
(греч. apokalypsis — откровение) — одна из книг Библии (Нового завета), содержащая пророчество о конце света: о борьбе между Христом и Антихристом, страшном суде, тысячелетнем царстве Божьем и т. д.


Исторический словарь
(греч. — откровение) — часть Библии, одна из книг «Нового Завета» — Откровение Иоанна, — содержащая рассказы о судьбах мира, о страшном суде, пророчества о «конце света».


Исторический словарь
(греч. — откровение) — 1. Последняя по счету книга Нового Завета, в которой описано видение Иоанна Богослова на острове Патмос. В символических формах представляет конец мира, второе пришествие Христа, Страшный Суд над живыми и мертвыми и торжество праведников в Небесном Иерусалиме. Отдельные мотивы из этой книги используются в живописной композиции «Страшный Суд».         2. Название иконы, иллюстрирующей текст Откровения св. Иоанна Богослова («» из Успенского собора Московского Кремля и др.).       


Политический словарь
(гр. apokalypsis букв. откровение) — 1) Откровение Иоанна Богослова (завершающая часть Нового Завета); 2) пророчество, предвещающее катастрофическую гибель человечества, культуры, природы.


Психологический словарь
См. Бред шизофренический, стадии по Конраду.


Философский словарь
— (откровение) часть Библии, одна из книг «Нового завета», содержащая мистические пророчества о «Конце света». ом часто называют сам «конец света».


Философский словарь
(греч. — откровение, Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, а также обобщающее наименование определенной совокупности иудейских и христианских текстов эсхатологического и провиденциалистского толка, главным образом фундирующихся на книгах пророков Иезекииля и Захарии. Наиболее значимые тексты в жанре А.: «Книга Пророка Даниила» (впервые является образ Сына Человеческого, которому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы и племена и языки служили Ему»); три книги Еноха (древнееврейская, славянская и эфиопская); » Ездры»; » Авраама»; » Варуха», а также «малый » (эпизод в т.наз «синоптических» Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки, — в котором Иисус Христос вещает о «кончине века», в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого). К христианским апокрифическим А. относятся » Петра» и два различающихся «а Павла», » Фомы», «Откровения Варфоломея» и др. Главная идея «канонического» А. — А. Иоанна Богослова — возрастающее могущество сатанинского антихристова града в конечном счете приведет его к грандиозному столкновению с противостоящей силой и к гибели. А. Иоанна не являл собой конкретного пророчества, нося скорее метаисторический характер, В А. Иоанна изображено также торжество Царствия Божьего на земле — пророческое предсказание о «тысячелетнем царстве Христовом». Одни церковные авторитеты (св. Ириней Лионский, св. Юстин Мученик, Мефодий Олимпийский и др.) считали, что царство Христово восторжествует здесь, на земле, в предконечный, «посюсторонний» период мировой истории. Другие (например Августин Блаженный) настаивали на том, что царство праведников, царствующее с Христом, — это и есть Церковь, ее странствия по земле и т.п. 21 глава А. Иоанна изображает цель процесса спасения, т.е. преображения, обожествления мира. Не личности будут уничтожены к моменту пира — торжества всего спасенного человечества — а все пройдут очистительный огонь, и будет изгнано «оно», зло, находящееся в этих личностях, во всем, во всех существах, от демонских сил до человеческих (о. Сергий Булгаков). Тексты в жанре А., как правило, отражали диссидентские тенденции в христианской литературе, большинство из них осуждалось официальной церковью. А. А.Грицанов


Философский словарь
(греч. apokalyp-sis — откровение) — см. Откровение св. Иоанна Богослова.

Похожие слова в словарях

Апокалипсис (откровение Св.иоанна Богослова)

Религиозный словарь

I В обще-библейском понимании — любое откровение, пророчество, как правило, о судьбе избранного народа. Изучением откровений и пророчеств в аспекте их отношений к избранному народу занимается апокалиптика. Первым апокалипсисом является Книга пророка Дан

Значение слова апокалипсис

Примеры употребления слова апокалипсис в литературе.

Это — чисто арийская, антисемитическая религия, религия гладкого и пресного монизма, без безумной антиномичности, без апокалипсиса. В приложение включены лекция отца Александра об Апокалипсисе и статья из неопубликованного Библиологического словаря.

Главное, о чем можно с уверенностью сказать: и Апокалипсис, и Иоанновы писания — послания и Евангелие — вышли из одного круга.

Можно предположить, что эти писания вышли из круга учеников Иоанна, но я полагаю, что Апокалипсис он мог написать и сам во время Иудейской войны, поскольку в тексте нет еще указаний на разрушение Храма.

Один из героев неверующего Чернышевского говорил, что Апокалипсис — произведение безумца, сумасшедшего, а Николай Морозов считал его сочинением Иоанна Златоуста, который описал в нем какую-то бурю и ввел в него астрологические символы.

Мы говорили вначале, что Апокалипсис датируется временем между 64 и 95 годами.

Весь Апокалипсис посвящен этой брани, этой трагедии противостояния мира и Бога, восстания против Бога, противления Ему.

Между тем виноградники давали огромный урожай, кладовые были полны сосудов с вином, и в странах, где голод терзал людей, буйствовало повальное пьянство А в 90-е годы, когда, как полагают, был написан Апокалипсис, император Домициан даже издал указ вырубать виноградники, потому что люди, вместо того чтобы сеять пшеницу, сажали виноград.

Действительно, в то время, когда писался Апокалипсис, преследования в Риме, сначала при Нероне, а потом при Домициане, а также преследования на Востоке сильно потрясли Церковь.

Надо сказать, что Римская империя первого столетия, когда был написан Апокалипсис, была государством, где торжествовало поклонение человекобогу, поклонение гению императора.

Богословы предположили, что поскольку Апокалипсис написан человеком, который мыслит на семитском языке, надо брать арамейское или древнееврейское слово.

Весь Апокалипсис пронизан этими волнами, в нем есть определенный ритм: нарастает волна зла и потом, как во время прибоя, обрушивается и разбивается о камни и отступает.

Первое объяснение: Апокалипсис писался несколькими авторами, которые потом соединили все в одну книгу.

Второе объяснение: апостол Иоанн написал Апокалипсис не сразу, а в течение, возможно, длительного пребывания на острове Патмос.

Третье предположение: часть Апокалипсиса была написана чуть ли не до нашей эры — это был иудейский апокалипсис, соединенный впоследствии с Апокалипсисом апостола Иоанна.

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.

Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд — как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

При этом нужно помнить, что всё Священное Писание богодухновенно и, соответственно, его смысловое содержание никогда не может считаться исчерпанным имеющимися толкованиями. Многообразие интерпретаций отражает бездонность Божественной мудрости, которая априори несоизмерима с человеческой ограниченностью. Любое наше нынешнее знание несовершенно, и узнать, что есть «на самом деле», мы сможем лишь в будущем веке, как об этом пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13:12). Потому можно сказать, что и текст Апокалипсиса будет понят нами до конца, когда свершатся все события, символически описанные в этой книге.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Во-первых, это Священное Писание. Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги, так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Из библейских книг для понимания Апокалипсиса особенно важны тексты великих пророков, прежде всего Иезекииля и Даниила, книга пророка Захарии, а также книга Исход и второй псалом. Из святоотеческих трудов, наряду с классическим толкованием Андрея Кесарийского, следует отметить труд о «Христе и антихристе» священномученика Ипполита Римского, относящиеся к Апокалипсису фрагменты «Пира десяти дев» священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского), а также двадцатую книгу «О граде Божьем» блаженного Августина.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Замечательным примером современного русскоязычного научного исследования, посвященного Апокалипсису, является монография В. А. Андросовой «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» (М., 2013). Хорошим введением в связанную с Откровением Иоанна Богослова проблематику может служить статья в Православной энциклопедии «Иоанна Богослова Откровение» (т. 24, с. 705–745).

Тихон Сысоев

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9)

Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей

Видение апостола Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.).

Избежание конца света[]

Многие люди задают вопрос: «А можно ли как-нибудь избежать конца света?». Однозначного ответа дать нельзя. Возникает множество споров на этот счёт, мнения сильно расходятся: одни говорят «да», другие — «нет». Всё зависит от вида самого Апокалипсиса. Например, в случае потопа следует построить ковчег или его некое подобие, предварительно успев запастись съестными припасами, как это сделал Ной из Библии. Ходит мнение, что в будущем планируется построить гигантские космические корабли, покинуть Землю и колонизировать другую планету, дабы избежать возможной тотальной катастрофы. Однако всё это выглядит фантастично. Тем более, что ещё не была найдена планета, пригодная для жизни. Существует версия, что приблизительно через сто лет прилетит гигантский астероид и, ударившись об Землю, уничтожит её. Но правда ли это, ещё неизвестно. В мире было сделано множество прогнозов по этому поводу (вспомним хотя бы древние гадания индейцев Майя о приходе Апокалипсиса в 2012 году, оказавшиеся ошибочными).

Так что нам остается только надеяться на то, что всё это останется в рамках художественных произведений и пользоваться дарованным временем жить и получать от жизни максимально возможное удовольствие.

Толкования

Интересным является то, что Апокалипсис, – предсказания, полученные Иоанном Богословом от самого Бога, имеют несколько совершенно разных толкований. Дело в том, что оригинал самого откровения написан очень своеобразно. Понимать его можно двояко. По этой причине некоторые считают, что события, описанные в Апокалипсисе, уже произошли. Примером могут служить гонения христиан, Первая и Вторая мировые войны, постоянные катастрофы и землетрясения.

Другие же считают, что события произойдут в скором времени, и следует начинать к ним готовиться. А некоторые и вовсе не верят в конец света (Апокалипсис) и считают его всего-навсего аллегорией. Очень часто круглые даты также приписывают к Апокалипсису. Так в 2012 году на многих интернет-ресурсах была размещена информация о том, что именно в этот год настанет конец света. На данную тему даже в 2009 году снят фильм, который так и называется «2012». Сюжет фильма рассказывает о целой цепочке катаклизмов и о последнем дне на Земле.

Нельзя не вспомнить и о «Четырех всадниках Апокалипсиса». Они упоминаются в шестой главе откровения. Каждый из персонажей олицетворяет бедствие — так, например, всадник на белом коне – это Чума, на рыжем – Война, на вороном – Голод, а на бледном – Смерть. Они и есть тот самый Апокалипсис. Значение слова в этом случае подразумевает собой события, предшествующие концу света. Каждый из четырех всадников открывает по одной печати Откровения (всего их 7). Первый всадник на белом коне олицетворяет болезни и эпидемии. Второй – это война, раздор. Большой меч в его руках показывает, что будет пролито много крови. Третий всадник держит в руках весы и указывает на то, что будет голод, и пища будет делиться на всех в равных количествах, однако её не будет хватать. Последний всадник носит имя Смерть, и его часто изображают с косой в руке. Он олицетворяет конец всему (итог) и ведет в ад.

Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что хоть слово «апокалипсис» и переводится как «откровение», его также довольно часто употребляют в значении «конец света». Армагеддон, в свою очередь, — это место (гора, возвышенность, холм), где будет происходить последняя битва добра и зла в Судный день. События, как и место где они будут происходить, называют одним и тем же словом – армагеддон. Оно так же, как и апокалипсис, может означать конец света.

В Медиа

Мультсериалы

Апокалипсис появляется в «Люди Икс», озвученный Джоном Коликосом и Джеймсом Блендиком. Апокалипсис введен в первом сезоне в эпизоде «Лечение», где он вместе со своим близким союзником Мистик создаёт заговор, чтобы предложить «вылечивать» мутации. В конечном счёте показано, что это экспериментальное лечение, чтобы избавить мутантов от мутации, является фактически уловкой, чтобы создать рабов, которые будут находиться под контролем Апокалипсиса. В эпизоде «Приближение Апокалипсиса», четыре мутанта, которые используют лечение, преобразованы во Всадников Апокалипсиса и посланы, чтобы напасть на конференцию Мир во всем Мире в Париже.

Апокалипсис появляется в «Люди Икс: Эволюция», озвученный Дэвидом Кэем. Апокалипсис заменил Магнето в роли главного антагониста третьего и четвертого сезона. Он управляет мутантом по кличке Месмеро и использует его, чтобы отпереть двери, которые держат Апокалипсиса запечатанным подальше от планеты Земля.

Апокалипсис появляется в «Росомаха и Люди Икс». Апокалипсис появляется как мастер дающий Злыденю, задание заполучить ДНК Джин Грей и Циклопа. Апокалипсис появляется в эпизоде под названием «Предвидение (Часть 3)».

Фильмы

Канадский актер Брендан Педдер исполнил роль молодого Апокалипсиса в сцене после титров в фильме 2014 года, «Люди Икс: Дни минувшего будущего».

Апокалипсис появляется в фильме «Люди Икс: Апокалипис», роль персонажа исполнил актёр Оскар Айзек.

Игры

  • Апокалипсис появляется в игре «Spider-Man/X-Men: Arcade’s Revenge» (1992).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men» (1993).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men: Mutant Apocalypse» (1994).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men 2: Game Master’s Legacy» (1994).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men 2: Clone Wars» (1995).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men vs. Street Fighter» (1996).
  • Апокалипсис появляется в игре «Marvel Super Heroes vs. Street Fighter» (1997).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men: The Ravages of Apocalypse» (1997).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men: Reign of Apocalypse» (2001).
  • Апокалипсис появляется в игре «X2: Wolverine’s Revenge» (2003).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men Legends» (2004).
  • Апокалипсис появляется в игре «X-Men Legends II: Rise of Apocalypse» (2005).
  • Апокалипсис появляется в игре «Marvel: Avengers Alliance» (2012).

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.


Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни

Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света

Для чего было написано пророчество?

Значение слова «апокалипсис» читатель уже знает. Теперь попробуем разобраться с тем, для чего автор создал работу и где он ее писал. Откровение написано греческим языком на острове Патмос в Эгейском море примерно в конце первого века. Уже в то время христианство было разделено на течения, да и ложные проповедники плодились, словно мухи. Сам Иоанн указал цель написания столь сложной книги так: рассказать, что ждет мир и предсказать судьбу церкви, привлечь к истинной вере больше людей, укрепить их дух, поскольку начались сильные гонения. Апостол изобразил борьбу церкви с дьяволом, добра и зла, а также методы, которые использовал нечистый для победы. Это должно было помочь противостоять искушениям, чтобы приблизить торжество Иисуса.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Другие символы Апокалипсиса

Помимо особенных числовых значений, Откровение богато и другими образами. Так, начинается книга с Посланий семи церквям, которые можно рассматривать как схему жизни Церкви от начала христианства и до конца мира.

Еще одним интересным богословским моментом данной книги является видение четырех всадников. Символически они говорят обо всех исторических этапах развития человечества. Изначально жизнь в раю первых людей (символ белого коня), последующее познание греха и отпадение от Бога (рыжий конь). Как следствие греха — смертность и беды всех последующих поколений (бледный и вороной конь).


Всадники апокалипсиса появятся на земле поочередно

Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов — следующий образ Апокалипсиса.

Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.

После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.

Следующий образ, который рисует данная книга — это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.

Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения — боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.

Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка

Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.

Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное — для этого наступит подходящее время.

https://youtube.com/watch?v=cDzRR3eYUSo

Откровение святого Иоанна Богослова

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

 Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом — Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector