Икона божией матери «всех скорбящих радость»
Содержание:
- История иконы
- В чем помогает икона Всех скорбящих Радость и ее значение
- Икона «Всех скорбящих радость»: история происхождения, чудеса
- Появление чудотворной святыни
- Икона из Воронежа
- Иконография
- Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
- Оригинал или копия?
- Чудо с грошиками
- Как правильно обратиться к Божией Матери
- Начало всеобщего почитания образа
- Какой образ чудотворнее: петербургский или московский?
- Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость: молитва
- Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- Петербургская икона Богородицы
- История происхождения
История иконы
Особенное событие произошло летом 1888 года, когда чудотворный список иконы начал приобретать особенную славу. Икона с грошиками, пребывавшая в Питере, нашла почитателей во многих российских городах. Тогда в городе на Неве произошел серьезный пожар, причиненной ударом молнии. Деревенская часовня Клочки, находившаяся на городской окраине, возгорелась. Люди потушили религиозный объект, отметив, к своему удивлению, что лик Божьей Матери просветлел после события, вновь стал новым. На иконе не удалось обнаружить даже малейшего следа копоти.
Перед пожаром находилась кружка, используемая для пожертвований. Однако кружка разбилась. Деньги рассыпались. Только к чудотворному образу каким-то чудесным способом присоединились 12 медных монеток.
Люди с многих уголков России узнали о чуде, после чего устремились в далекий Петербург к образу с грошиками. Как оказалось, образ на самом деле оказался чудесным.
Событие привело к появлению важного религиозного праздника, посвященного образу. Праздничная дата приходится на 5-ое августа
Икона с грошиками – это ценный источник чудес, когда люди все-таки получали чудотворные исцеления. Например, в 1890 году верующие отметили, как прихожанин Николай, страдающий эпилепсией, чудесным образом выздоровел. Как-то ночью больному приснились Богородица, Николая Чудотворца и услышал совет о том, что должна состояться поездка в старинную часовню, где произошел пожар. Высшие силы показали, что должно состояться исцеление. Николай поехал в часовню, не сообщая о своих планах близким людям. После этого больной приложился к таинственному образу, получив чудесное выздоровление.
Удивительное выздоровление было отмечено и у Веры, которой было 26 лет. Горловая чахотка привела к полной потери голоса. Врачи признали свое бессилие, отметив, что голос уже не сможет вернуться. Вера не смогла оставить все так, как было, поэтому она решилась на усердные молитвы и получение Божией помощи. Однажды девушке приснилось, что она должна пойти в известную часовню. Верующая отправилась в небольшую часовню и отслужила молебен. После возвращения домой девушка отметила чудесное восстановление голоса. Это также поспособствовало появлению особенного статуса иконы.
Исторические сведения гласят о дальнейшем развитии храма в Питере:
- на месте сгоревшей небольшой часовни построили большой храм;
- после революционных событий храм взорвали, но прихожане сумели сохранить икону;
- в Великую Отечественную Войну икону хранили в Свято-Троицком храме, благодаря чему многие люди сумели найти утешение и воодушевление после пережитых трагических обстоятельств;
- в Питере после военных событий удалось возродить Скорбященскую часовню, которая теперь относится к Свято-Троицкому Зеленецкому монастырю;
- икона с грошиками хранится в своей часовне.
Такие испытания и важные исторические события поспособствовали тому, чтобы русский народ сроднился с чудотворным образом.
В чем помогает икона Всех скорбящих Радость и ее значение
Известно, что молебен перед божественным образом помогает людям следующим образом:
- Дарует нуждающимся людям необходимые блага;
- Приносит утешение в скорби, а также в трудноразрешимых жизненных ситуациях;
- Излечивает физические и телесные болезни;
- Она оберегает торговцев в поездках;
- Молятся лику и о помощи в делах;
- Помогает также в трудностях на работе и в семейной жизни.
Значение иконы Всех скорбящих Радость
Обретение образа являет православному народу особенную милость, а бесчисленные исцеления от святыни говорят о большом сочувствии Небесной целительницы к людским печалям, которые в большей степени человек ввергает себя сам, будь то вольно или невольно.
Немаловажной деталью во всей истории исцеления является вопрос, который был задан Евфимии Папиной Святым ликом, почему не обращалась к Защитнице от наших невзгод. Ведь не зря говорят: «Стучите – и вам отворится»
Принцип этот действует всегда и везде, а молиться Богородицы — это равносильно стуку в двери Божьего Царства, которое подвластно только усилию души в непрерывной просьбе.
Икона «Всех скорбящих радость»: история происхождения, чудеса
Это одна из наиболее известных икон в православии, которая имеет интересную историю происхождения, а также – список чудес, который уже успел стать притчею во языцех.
Как появилась икона «Всех скорбящих радость»
«Всех скорбящих радость» – одна из строк псалма, посвященного Богородице. Скорее всего, именно она в 1683 вдохновила придворного иконописца Ивана Безмина на создание первой иконы, впоследствии ставшей чудотворной.
Безмин изобразил Божью Матерь в мандорле (нимб овальной формы, который окружает не только голову, а и все тело) в окружении больных и скорбящих, что пришли к ней за утешением, а также – ангелов, которые совершают чудеса от имени наиболее почитаемой женщины христиан.
Есть два одинаково распространенных варианта изображения Божьей Матери:
- с младенцем на руках;
- без него.
В 1685 году икона появилась в одном из московских храмов на Большой Ордынке, который впоследствии стал называться в ее честь. А все из-за первого чуда, которое совершила «Всех скорбящих радость».
Первой чудодейственную силу иконы ощутила на себе сестра тогдашнего Московского Патриарха Евфимия. Женщина она была уже немолодая, страдала от тяжкого недуга.
И вот в 1688 году снится ей сон: обращается к ней Богоматерь и велит доставить из храма ее образ и отслужить молебен. Евфимия пересказала сон родным, те доставили икону к постели немощной больной, в храме отслужили молебен и женщина, годами прикованная к постели, исцелилась.
Поскольку была Евфимия в близком родстве с известным церковником, о чуде, совершенном Богородицей, быстро стало известно по всей стране.
Днем чудотворной иконы стали считать 24 октября (по новому стилю – 6 ноября), ведь именно тогда сестра Патриарха исцелилась.
Чудо, совершенное для Евфимии, – далеко не единственное. Образ не раз доказывала свою силу в исцелении и утешении скорбящих. Например, считается, что именно эта икона спасла Россию от эпидемии оспы, бушевавшей во время правления Екатерины II. А уж истории людей, которым помогла Богоматерь «Всех скорбящих радость», просто не пересчитать.
Появление чудотворной святыни
Рисунок 2. Преображенская церковь
Доподлинно неизвестно, кто является автором данного иконописного изображения Богоматери. Первое упоминание о нём в литературе относится к концу XVII века. Записи в церковных книгах повествуют об исцелениях, происходивших после молитвы перед чудотворным образом в Преображенской Церкви города Москвы.
К тому времени уже никто не мог точно сказать, как святыня попала в тот храм. Некоторые учёные, занимающиеся историей Православной церкви, предполагают, что образ появился в церкви на Ордынке после того, как в 1685-м на месте старого деревянного храма был воздвигнут новый, каменный. Вероятнее всего, в это время сюда и попал старинный образ, который до этого либо находился в иконостасе предыдущей церкви, стоявшей здесь, либо был достоянием какого-то другого прихода.
Икона из Воронежа
Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.
Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.
Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.
Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.
Иконография
«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.
Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце —Откр.12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб.
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.
Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
Этот образ имеет отличие от иконы «Всех скорбящих Радосте», с которой делали список. В отличие от первообраза Матерь Божия изображена без Богомладенца. Но смысл тот же – Пресвятая Богородица помогает просящим Ее о помощи, нищим, больным, голодным, раздетым, странникам. Голова Ее повернута направо, руки подняты к верху. На голове – белый омофор. В одном варианте правой рукой Она держит скипетр, как символ власти, а левой подает хлеб ангелу, который отдает его нищим.
Вокруг Пречистой находятся ангелы, которые одевают раздетых, кормят голодных, уговаривают молиться Пресвятой Богородице, утешают больных. Стоит Она на облаке (в другом варианте – на возвышении). За Ее плечами – снопы хлеба, в другом варианте – горы. Наверху – надписи, слова из тропаря иконе: «нагим одеяние, больным исцеление, обидимым Заступница, алчущим Кормительница».
В самом верху иконы изображен благословляющий с небес
Господь Вседержитель. Вокруг лика Богоматери расположены одиннадцать монет
(двенадцатая упала с иконы).
Случаи исцеления от иконы
Самым первым исцелился от чудотворного образа отрок Николай Грачев. У него были приступы эпилепсии, и он тяжело страдал. Однажды ночью он услышал во сне голов святителя Николая Чудотворца: «Поезжай в часовню, где стоит икона с монетами, и от нее исцелишься». Так и произошло. Отрок поехал в часовню, приложился к иконе и выздоровел.
Потом получила исцеление жена Писаря по имени Вера. У нее
пропал голос вследствие чахотки горла. Ночью она услышала голос, велевший ей
ехать в часовню. Утром Вера поехала, приложилась к чудотворной иконе и
выздоровела навсегда.
Есть и другие многочисленные случаи исцеления по молитвам к
Пречистой возле этой иконы.
Дни празднования иконы
Праздник иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками отмечается только раз в году:
5 августа по новому стилю.
Фильм про церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)
Оригинал или копия?
Со временем церковь на Ордынке, с которой началось прославление чудотворного образа, стала почитаться как храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в народе получила название Скорбищенской. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, её постигла та же судьба, что и многие другие храмы страны: церковь была закрыта, приход ликвидирован, а само здание использовалось долгие годы в хозяйственных целях.
В последующие годы церковь была возвращена верующим и сегодня вновь является одним из очагов духовной жизни Москвы. Это радует, но вопрос вызывает подлинность её главной иконы. Есть основание полагать, что хранившийся в ней оригинал был похищен в период многолетней антирелигиозной кампании, а на его месте сегодня — хоть и весьма ценная, но всё же копия, изготовленная в XVII веке и находившаяся в собрании Патриарха Алексия I.
Чудо с грошиками
В 1888 году в северной столице нашей Родины произошло настоящее чудо. Часовня в окрестностях Санкт-Петербурга полностью сгорела от удара молнии, но икона осталась невредимой. Более того, к ней прилепились грошики (медные деньги), которые находились рядом в кружке с пожертвованиями. Кружка лопнула от высокой температуры пламени, а икона обновилась и стала светлее.
Эта новость мгновенно распространилась по городу и к чудотворному Лику потянулись верующие. Иконописцы стали изображать грошики, а в церкви установили еще один день почитания чудотворного Лика — 5 августа. Это почитание приурочено к чудесному обновлению и преображению образа Всех скорбящих радость.
На месте часовенки выстроили храм, который уничтожили во времена революционного движения. Но икона спаслась, она хранилась тайно у одного верующего человека. Во время блокады Ленинграда икона скорбящей божьей матери была размещена в Троицком храме и утешала людей, переносящих нечеловеческие муки голода и скорбей.
После перестройки восстановили взорванную Скорбященскую часовню, а образ вернулся в церковь с интересным названием «Кулич и пасха» в городе Санкт-Петербурге.
Как правильно обратиться к Божией Матери
Молиться перед святым образом следует, избавившись предварительно от обид на окружающих, а также попросив прощения за собственные неблаговидные поступки. Многие священники рекомендуют мирянам сначала пройти ритуал исповеди, который обладает первостепенным значением для очищения души от накопившегося негатива.
Существует большое количество молитв, предназначенных для чтения перед образом «Всех скорбящих радость». Православные христиане могут читать их перед иконой, находящейся в храме, или копией Божественного лика, приобретенной для домашнего иконостаса.
В то же время к Деве Марии можно обращаться собственными словами, искренне рассказывая Ей о возникших трудностях. Молиться следует в спокойном состоянии духа, не отвлекаясь и не думая о повседневных вещах. Беседовать с Царицей Небесной можно с наступлением ежегодного праздника иконы или в любой из дней: Пречистая Дева Мария всегда радуется молитве, идущей из сердца истинного христианина, и готова ответить на чистую просьбу.
Начало всеобщего почитания образа
Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» – праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.
Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.
Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима – Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.
Какой образ чудотворнее: петербургский или московский?
Икона
прославилась в Москве в 1688 году, благодаря чудесному исцелению Евфимии
Петровны Папиной — сестры патриарха Иоакима — от долго не заживавшей раны в
боку. Евфимии явилась Пресвятая Богородица и обещала исцелить ее. После молебна
перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость» из храма Преображения
Господня на Ордынке, позднее ставшего известным как Скорбященская церковь,
женщина исцелилась.
Существует
два образа, от которых могло произойти чудо: московский и петербургский. Дело в
том, что в 1711 году сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна, переезжая с
двором в Санкт-Петербург, забрала из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость».
По одной версии, она взяла оригинал, а вместо него оставила список. По другой,
царевна забрала список, который также находился в храме. Вторая икона осталась
в Москве. Оба образа одинаково почитались верующими и прославились чудесами.
Преображенский храм на Ордынке. Был перестроен в конце XVIII века и после пожара Москвы в 1812 г.
Московский
список хранился в храме Преображения на Ордынке, где в 1713 году для него был
устроен придел. В 1930-е годы храм закрывали до 1948-го. Считается, что икона,
которая сейчас находится в храме, — тот самый прославленный чудотворный образ.
Но есть версия, что это его точная копия второй половины XVIII века, переданная
в храм патриархом Алексием I.
Петербургский
список Наталья Алексеевна поместила в домовом храме Воскресения Христова при
своем дворце на Шпалерной улице за Литейным двором. Позже храм стал относиться
к богадельне, был перестроен и переименован в церковь иконы Божией Матери «Всех
скорбящих Радость». После закрытия храма в 1932 году судьба образа неизвестна.
Чтимая икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Спасо-Преображенском соборе
Санкт-Петербурга, не является подлинным образом Натальи Алексеевны: она не
соответствует сохранившимся фотографиям, описаниям и литографиям.
Существует
чудотворный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками»,
прославившийся в Петербурге в 1888 году (память 5 августа).
Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость: молитва
Тексты молитвы перед иконой Всех скорбящих Радость:
Тропарь, глас 2-й:
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Молитва:
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Обретая в Богородице опору и утешение, христиане нескончаемым потоком приходят к образу и сегодня. В чем же помогает икона? Значение иконы Всех скорбящих Радость — в любой скорби есть духовная отрада. Ведь иногда скорби нужны нам для очищения души. Не каждый придет к Богу, когда у него все благополучно. Человек так устроен, что в стесненных обстоятельствах у него оформляется воля и другие ценные качества души. Людям же, которых страдания только ломают, которые озлобляются от несправедливости этого мира, Господь, может быть, тоже призывает на великодушие, как знать.
https://youtube.com/watch?v=_L4zp4IYHZA
Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!
Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.
Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.
Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Петербургская икона Богородицы
Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.
Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.
Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.
История происхождения
Первые упоминания об иконе датированы 1688 годом. Тогда в Преображенской церкви Москвы, на Ордынке, она впервые прославилась, как чудодейственная. Кто является автором-иконописцем и когда была создан образ, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что она попала в храм в 1685 году после реставрации на пожертвования Акинфовой Евдокии. Но, эти сведения документально не подтверждены.
К 1688 году икона уже была чрезвычайно ветхой, и понадобилось ее укреплять. Для этой цели были использованы деревянные кипарисовые подпорки.
Событие, прославившее икону, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Предание гласит, что, будучи тяжело больной, она услышала голос Богородицы во время молитвы. Матерь Божья поведала ей о целительном образе в Преображенской церкви, на левой, стороне, где обычно стоят женщины в храме. Голос велел Евфимии призвать к себе священника, который должен отслужить молебен с водосвятием над этой иконой. И тогда, она совершит исцеление.
Изумленная женщина выполнила все в точности так, как велел голос Богоматери. Пригласила в дом священнослужителя, который принес икону «Всех скорбящих Радость» и провел над ней молебен. После него больная исцелилась. Случилось это 24 октября 1688 года. Данное событие занесено в летопись Преображенского храма на Ордынке. Оно положило начало чудодейственной силе иконы. О нем сразу стало известно во всем московском православном мире из «Сказания об иконе». Оно было написано очень скоро после свершения чуда.
Помимо сказания, священнослужители составили службу и молитвы к иконе. Позднее, в 1863 году
П. С. Казанский – профессор Московской Духовной академии составил особый акафист.
Преображенская церковь сразу приобрела другое название – народное. Ее стали именовать Скорбященской, в посвящение о чудотворной иконе.
Вскоре после чудесного исцеления Е. Папиной, когда икону признали чудотворной, мастера Оружейной Палаты получили благословение на создание списков.
О судьбе одного из них сохранились противоречивые сведения. Существует версия, что сестра Петра I, Наталья Алексеевна, во время переезда в Санкт-Петербург увезла икону «Всех скорбящих Радость». (Дату это события относят, примерно к1710-1711 гг).
Доподлинно неизвестно был ли это подлинник или копия. Одни утверждают, что оригинал остался в Преображенской церкви Москвы, а список последовал за царевной. Другие, придерживаются мнения, что она забрала с собой копию, оставив первоначальную икону на прежнем месте.
Несмотря на разногласия в этом вопросе, и Московская и Петербургская иконы считаются чудотворными в равной степени.
Та, что прибыла в Петербург, была установлена в придворной церкви Воскресения Христова. Она находилась на улице Шпалерной, за Литейным двором. Икона была облачена в богатый серебряный оклад с драгоценными камнями из личной сокровищницы царевны. Также, на нем находились частицы мощей святых и реликвий.
В 1713 году при церкви открыли богадельню под опекой Натальи Алексеевны. А после ее кончины в 1716 году она была приписана к домовому храму венценосного семейства.
В наши дни в Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится список, который называют образом Натальи. Специалисты установили, что подобное утверждение ошибочно. Была найдена литография, изображающая икону царевны. Она не совпадает со списком этого храма. Вероятно, данная копия в дорогом окладе – это один из наиболее чтимых образов, которые хранились в Скорбященской церкви вместе с иконой, привезенной царевной из Москвы.
Екатерина II. Документально зафиксирован факт, который произошел в 1768 году во время эпидемии оспы. Императрица долго молилась пред иконой «Всех скорбящих Радость», прежде чем, решилась на прививку себе и сыну Павлу Петровичу от опасной болезни. Через некоторое время по ее велению образ облекли в новый оклад.
В 1818 году после реконструкции церкви, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса.
В 1858 году был создан список на кипарисовой доске. Он был оформлен в новый оклад. Его изготовили по эскизам профессора Императорской Академии художеств, историка и художника Федора Григорьевича Солнцева. Согласно замыслу автора оправу создали из золота. Его потребовалось 6 кг и 700 г. Для украшения использовали много драгоценных камней – бриллиантов, сапфиров, рубинов, гранатов, изумрудов, топазов, жемчугов. Также, на оклад наложили священные мощи, освященные митрополитом Григорием (Постниковым).
В разные времена одновременно с главной иконой находились три копии. К сожалению, но одна из них не дошла до наших дней. Подробнее о них и о других известных списках.