Краткое содержание «поучение владимира мономаха»
Содержание:
- «Поучение Владимира Мономаха» в кратком изложении на Сёзнайке.ру
- Начало деятельности
- Поучения Владимира Мономаха — 900 лет спустя
- Владимир Мономах становится Великим князем киевским
- Второй прототип Владимира Красна Солнышка
- Русь и Византия
- Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха
- Против Всеслава и Святославичей
- Вариант 2
- Как Владимир Мономах к власти пришел
- Мудрый и популярный
- Происхождение
- Большая внешнеполитическая победа
- Смерть Всеволода
- «Поучение детям»
- Личная жизнь
- Владимир Мономах: краткая биография князя набожного
- Кратко о внутренней политике
- Великое княжение
«Поучение Владимира Мономаха» в кратком изложении на Сёзнайке.ру
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053–1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.
Рассказ Мономаха о своей жизни
Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».
Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрет, когда будет на то Божье соизволение.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.
www.seznaika.ru
Начало деятельности
Детство и раннюю юность Владимир провел при отцовском дворе в г. Переяславле – Южном. С юных лет отец доверял ему возглавлять дружину, ходить в далекие военные походы, воевать против половцев. Ему даже удалось подавить восстание вятичей. С 1076 по 1080 Владимир участвовал в нескольких междоусобных войнах. В этот же период его отец получил Киевское княжество, а сам Владимир Мономах сел в Чернигове, не раз защищал свои земли от половецких набегов и от кочевников-торков.
Когда умер его отец, кн. Всеволод (1093), Владимир мог занять его место на киевском престоле, но сделать это добровольно предложил своему кузену Святополку, а сам остался править в Чернигове. Его власть в Ростове и Смоленске сохранилась.
Поучения Владимира Мономаха — 900 лет спустя
Памятник одному из величайших державных правителей земли Русской — благоверному князю Владимиру Мономаху — сегодня открыл в Смоленске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как известно, Патриарх Кирилл на протяжении четверти века возглавлял Смоленскую епархию, созданию которой в XII веке в значительной степени положил начало именно Владимир Мономах. Подробнее об этом великом князе, сделавшем очень многое для укрепления духовного и политического единства Руси, — в нашем материале
Ключевым событием Первосвятительского визита Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — на Смоленскую землю стало освящение на Соборном холме Смоленска памятника князю Владимиру Мономаху, русскому правителю, чье имя хорошо известно даже школьникам. Однако далеко не все знают, что Владимир Мономах, родной правнук равноапостольного Крестителя Руси, в Русской Церкви почитается как святой благоверный князь в числе Всех святых, в земле Русской просиявших, а также в соборе Киевских святых.
Князь Владимир Всеволодович Мономах, во Святом Крещении Василий, родился в 1053 году от Рождества Христова в семье русского князя Всеволода Ярославича. Был прозван Мономахом по материнскому родовому имени — по преданию, его мать была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В разные годы Владимир Мономах был князем Смоленским, Черниговским, Переяславским и, наконец, Великим князем Киевским. Скончался в Киеве в 1125 году и был погребен в стенах Софийского собора.
«Добрым страдальцем за Русскую землю» назвал Владимира Мономаха киевский летописец. Действительно, в условиях, когда Древнюю Русь уже начинали раздирать междукняжеские усобицы, именно благоверный князь Владимир созвал съезд русских князей в Любече, на котором призвал братьев прекратить распри из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев.
Открытие памятника прокомментировал Святейший Патриарх Кирилл: «Здесь воздвигнут этот замечательный монумент не случайно. Наверное, если бы князь Владимир не принес чудотворный образ Одигитрии в Смоленск, если бы не заложил первоначальный собор на том месте, на котором ныне стоит наш Смоленский кафедральный собор, то, наверное, и не было бы княжества Смоленского с такой значительной историей, с такой огромной исторической ролью, какую сыграло это княжество».
Государственные деяния Владимира Мономаха сочетались в князе с глубокой и искренней верой. Князь был не только великим правителем, но и самым настоящим мыслителем — правовым и нравственным. Так, широко известны созданный им свод законов и, конечно, «Поучение Владимира Мономаха», в котором великий князь дал указания своим потомкам жить по-христиански, в братолюбии и страхе Божием. А вместе с тем хранить единство земли Русской: «Крепко хранить веру Православную, любовь к Отечеству и сознавать удивительную духовную силу, присущую этому месту. Эту силу надо чувствовать, как чувствовали ее наши предки. А особенно эта благодать — сила благодатная — касается человеческих сердец, когда мы молимся перед чудотворным образом Одигитрии», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
И сегодняшнее обращение к памяти благоверного князя Владимира Мономаха, его поучениям и заветам имеет огромное значение — как для духовно-нравственного возрождения русского народа, так и для укрепления нашей державной мощи. А потому неслучайно один из новейших российских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения назван в честь именно этого святого правителя земли Русской.
Владимир Мономах становится Великим князем киевским
В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк. По нем великокняжеский престол должен был занять по старшинству Давид, средний сын великого князя Святослава Ярославича. Но киевляне не мыслили над собой другого князя, кроме Мономаха, о чем и сообщили ему.
Владимир медлил, не желая, по своему обычаю, нарушать установленный порядок наследования. А в Киеве тем временем поднялся бунт против княжеской администрации и евреев-ростовщиков. В Ипатьевской летописи говорится:
Недовольство порядками, заведенными при Святополке, назревало давно. Князь, как о нем сообщает летописец, был скуп и сребролюбив и не упускал возможности поприжать подданных. Ростовщики чувствовали себя при нем вполне вольготно и безбожно разоряли народ. А так как отдачей денег в рост занимались преимущественно евреи, которым их закон не возбранял делать этого «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост», то естественно, что народный гнев обрушился прежде всего на них.
И киевляне вторично послали в Переяславль за Мономахом.
Владимир поспешил в Киев, где по усмирении бунта существенно ограничил возможности ростовщиков, зафиксировав эти ограничения законодательно.
Второй прототип Владимира Красна Солнышка
Годы правления князя Владимира Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни – печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха
Русь и Византия
Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.
Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.
Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха
Период правления характеризуется сильной внешней и умной внутренней политикой.
Характерными чертами внутренней политики князя считается:
- Объединение русских земель.
- Усиление армии.
- Улучшение социального и экономического состояния страны.
- Создание сильного единого государства.
- Именно при Владимире Мономахе была создана новая система наследования престола от отца к сыну, а не к братьям, как было прежде. Это значительно уменьшило вероятность междоусобных войн и последующего разделения государства.
Внешняя политика Мономаха был жестче. Со всеми врагами государь сначала вступал в переговоры, а если это не давало результатов, то отправлялся с армией в военные походы. Стратегический ум Мономаха помогал одерживать победу над врагами. Таким способом были разгромлены половцы и изгнаны печенеги с русских земель.
Против Всеслава и Святославичей
Однако не все были с этим согласны. Против Всеволода пошли Олег и Роман – сыновья Святослава, которые опять признали половцев, а также Всеслав Полоцкий.
Сначала Владимир Мономах направил войска против Святославичей, которые шли к Чернигову. Он переманил половцев на свою сторону и разбил братьев. При этом Роман погиб, а Олег спасся бегством в Греции, а затем двинулся на Всеслава, который в это время осаждал Смоленск.
Всеслав отказался и, не приняв боя, поджег Смоленск и сбежал к себе в полоцкую землю. Конница Владимира преследовала его до его владений и опустошила их. В 1079-м Владимир опять пошел в полоцкий край и завоевал Минск.
Вариант 2
Удельный, а затем великий князь Киевский, был последним крупным деятелем Древней Руси, пытавшимся остановить сползание в политическую раздробленность. Кроме того, он прославился своим литературным произведением, дошедшим до нашего времени.
Владимир Всеволодович, родившийся в 1053 году, был сыном великого князя киевского и дочери императора Византии. От деда по материнской линии он получил прозвище «Мономах», означавшее в переводе «единоборец». К шапке Мономаха русских царей он не имеет ни малейшего отношения.
Владимир Мономах, сначала будучи князем в Смоленске и Переславле, пытался не провоцировать межкняжеские войны и даже отказался принять приглашение киевлян занять престол киевского князя, так как его двоюродный брат имел на него больше прав.
В 1097 году Мономах убедил удельных князей собраться на съезд в городе Любече с целью остановить междуусобную войну. Было принято решение, что теперь княжества наследуются от отца к сыну в пределах одной семьи.
Управляя разными княжествами, он совершал множество походов против половцев, защищая родную землю. Принятое по его инициативе на долобском съезде князей в 1103 году решение совершить совместный поход против половцев, на время объединило правителей княжеств против общего врага. Победа в этом походе дала Руси некоторое время, свободное от набегов, хотя и до и после князья использовали народы степи в войнах друг с другом.
В 1113 году в Киеве произошло восстание против ростовщиков иудейского вероисповедания, и Владимир согласился стать великим князем, чтобы навести порядок. Он облегчил положение должников и упорядочил торговое право, вследствие чего получил уважение своих подданных и память о себе, как о справедливом князе.
В своем «Поучении», адресованном детям и дополненное посланием к брату-сопернику Олегу Святославичу, он призывает хранить единство Руси и избегать посягательств на чужие княжеские права. Кроме того, Мономах убеждает своих детей поступать согласно христианским нормам, творя дела милосердия.
Умер Мономах в 1125 году, уважаемый подданными и большинством князей за справедливость и усилия по прекращению междуусобиц. Однако полностью остановить процесс дробления Древней Руси ему не удалось.
Как Владимир Мономах к власти пришел
Начало XI в. охарактеризовалось сменой внешнего врага: вместо оттесненных от границ государства печенегов большие неприятности русским землям стали причинять половцы. Будучи, как и печенеги, кочевниками, они прекрасно передвигались верхом, владели луком и стрелами, копьями и арканами. Их натиск был стремителен, мощен и сопровождался устрашающим криком. Быстро исчезая после набега, они уводили с собой огромное количество пленных и оставляли руины на месте поселений и выжженные пашни.
Первому набегу на Русь половецких отрядов оказала сопротивление объединенная дружина Ярославичей. Однако битва на реке Альте русскими воинами была проиграна. А киевский князь Изяслав Ярославич отказался продолжить войну, приведя в качестве аргументов личные причины. Такое решение князя вызвало недовольство и мятеж киевлян. Изяслав был вынужден бежать в Польшу, где собрал сильное войско и вернулся в Киев в его сопровождении. Но вскоре вновь был изгнан. Уже окончательно.
После смерти последнего сына Ярослава Мудрого киевский престол получил сын Изяслава Святополк, которому он полагался по праву старшинства. Когда же он умер, то киевляне призвали уважаемого ими Владимира Всеволодовича, к тому времени ему уже было 60 лет.
Мудрый и популярный
Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский – все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя — Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах – Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).
Происхождение
Владимир Мономах происходил из знатного рода. Его отцом был киевский князь Всеволод Ярославич, а дедом — не менее известный Ярослав Мудрый. По записям летописцев известно, что мать Владимира тоже имела знатное происхождение. Предположительно, она была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Именно от названия семейного рода по линии матери Владимир и получил прозвище Мономах.
Мальчик появился на свет в городе Переяславле Южном в 1053 году. Здесь же прошли и детские годы, судя по биографии Владимира Мономаха. По мнению современников, маленький Владимир отличался храбростью и находчивостью. По достижении 14-летнего возраста он часто ходил на охоту, которая не всегда заканчивалась триумфальной победой отряда.
Во время охоты Владимир не позволял егерям защищать свою жизнь, поэтому бывали случаи, когда юного наследника престола едва не затоптал лось, не задрал дикий кабан.
Большая внешнеполитическая победа
Внешняя политика этого Великого князя достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки — Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком – сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.
Смерть Всеволода
С 1080 по 1092 гг. его жизнь, как свидетельствует биография Владимира Мономаха, полностью проходила в походах. Это войны с торками, жившими в Переяславской области, а также с вятичами и половцами, которые грабили русские земли на юге.
В 1093-м умер Всеволод, но Владимир не стал киевским князем. Великое княжение он уступил Святополку, сыну Изяслава. Тем временем половцы опять вторглись в пределы русичей, угрожая Киеву.
Мономах отправился на помощь Святополку. В этом же году он, по настоянию Святополка и его окружения, которые были уверены в полководческом таланте Владимира, сразился с половцами у стен города Триполья.
«Поучение детям»
Перед смертью князь, проведя итоги своей деятельности, создает наставление потомкам в виде произведения под названием «Поучение детям». Оно должно было помочь сыновьям справедливо и честно управлять государством.
Основные части и наставления «Поучения детям»:
Призыв правильно осуществлять власть в стране, чтить обещания, не нарушать законы, заботиться о народе русском, помогать нуждающимся.
Наставления для военных походов и сражений. Главнокомандующий войска должен быть смелым, подавать правильный пример и заряд в бою.
Не бояться смерти, быть смелым и умереть с честью.
Не пренебрегать образованием. Стремиться к знаниям.
Призыв к любви. В семье должны быть любовь и понимание. Необходимо сохранить любовь между братьями, сестрами, женами и детьми.
На основе этого произведения можно утверждать, что Владимир Мономах был честным, милосердным, любящим и храбрым человеком.
Личная жизнь
У Владимира Мономаха было три жены и множество детей. Первой его супругой стала Гита Уэссекская — английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. О второй и третьей супругах князя практически ничего не известно.
Исследователи не могут достоверно определить и точное количество детей великого князя и их имена. Известно лишь, что Владимир Мономах активно использовал династические браки своих отпрысков для укрепления положения Руси на международной арене.
Скончался великий князь 19 мая 1125 года, оставив после себя сильное государство с развитой экономикой и культурой.
Владимир Мономах: краткая биография князя набожного
Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.
Стоит узнать
Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.
Происхождение и юность Мономаха
Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.
Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.
- В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
- В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
- В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
- В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.
В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.
Важно
В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.
Личные качества последнего древнерусского правителя
Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.
Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.
Кратко о внутренней политике
Внутренняя политика Владимира Мономаха может быть условно разделена на два этапа: период до начала его княжения в Киеве и после.
Первый период был преимущественно сосредоточен на объединении родственников-князей против внешнего врага — половцев, а также на подавлении восстаний и усмирении особенно упорствующих в междоусобицах князей.
Участие в междоусобицах и съезды князей
В 1093 году умер княживший в Киеве отец Владимира — Всеволод Ярославич. Не желая новых распрей, Мономах уступил княжение своему двоюродному брату Святополку Изяславичу.
Однако, противником Мономаха стал его двоюродный брат Олег Святославич, лишённый отцовского наследства в виде Черниговского княжества еще во времена правления Изяслава Ярославича. Несмотря на победу над Олегом в ходе междоусобицы 1094-1097 года Мономах во время Любечского съезда в 1097 году признал его притязания и отказался от черниговских территорий. Желая предотвратить дальнейшие распри князья на этом съезде провозгласили новый принцип правления «каждый да наследует землю отца» и обязались защищать друг друга от нарушителя клятвы.
Почти сразу после съезда, по обвинению в сговоре с Мономахом, людьми Святополка Изяславича и Давыда Игоревича был ослеплён князь Василёк Ростиславич. В этой войне, за западные области, князь военного участия не принимал, но выступал в качестве третьей стороны, требуя в 1098 году на съезде в Городце исполнения ранее заключенных договоренностей, а также участвовал в вынесении решения о судьбе виновного в междоусобице Давыда Игоревича на съезде в Уветичах в 1100 году.
Карта отражающая направления походов касающихся внутренней политики
После того как ситуация стабилизировалась, князь Владимир в 1103 году на съезде у Долобска убедил Святополка Изяславича провести совместных поход против половцев, который положил начало перенесению театра боевых действий на территории кочевников, что в результате вынудило их покинуть юго-восточные границы Руси.
В дальнейшем, уже после начала своего великого княжения, у Мономаха были конфликты с минским князем Глебом Всеславичем и княжившим на Волыни племянником Ярославом Святополчичем. В результате первый был заточён в Киеве, где и умер, а второй бежал в Польшу и несколько лет спустя пал под стенами Владимира-Волынского во время попытки вернуть город под свой контроль.
А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей».
Призвание на княжение во время бунта в Киеве
издание Устава Владимира Мономаха
В 1113 году умер киевский князь Святополк Изяславич. За время своего правления он нажил себе множество врагов, в том числе среди простых людей, поэтому сразу после его смерти в городе вспыхнул бунт.
Восставшие громили дворы ближайших людей князя и ростовщиков-иудеев, которые грабительскими займами в 200-300% разоряли низшие слои населения, заставляя для выплаты долгов продаваться в рабство.
Под угрозой разорения бунтовщиками монастырей Мономах согласился приехать в Киев и принять бразды правления. Усмирять бунт нужно было решая сложившуюся ситуацию, поэтому князь не только выгнал наиболее зарвавшихся иудеев-ростовщиков, но и решил провести масштабную экономическую реформу.
Под руководством князя был разработан Устав Владимира Мономаха, ставший основной экономической реформы. Он серьезно ограничивал возможности ростовщиков и вводил понятие форс-мажорных обстоятельств для купцов, которые потеряли товар купленный в долг не по своей вине. Кроме того, «Устав» содержал более четкие определения перехода в холопство (рабство) и кроме разрешённых в уставе условий, попытки закабаления свободных людей пресекались, что позволило снизить социальное напряжение в обществе.
Изгнание иудеев из Киева по приказу Владимира МономахаФранцузская гравюраОсновные положения устава
Великое княжение
Потомок Всеволода Ярославича был дальновидным и осторожным политиком. Вся биография Владимира Мономаха говорит о том, что тот не шел на неоправданный риск. Так было и в случае с киевским княжеством.
В разные годы у Владимира было несколько возможностей встать во главе Руси. Однако он дожидался более удобного момента. И тот наступил в 1113-м году.
Недальновидная финансовая политика Святополка стала причиной восстания. После смерти князя население, недовольное соляным налогом и грабительской политикой ростовщиков устроило масштабные выступления. Очень скоро злоба местных стала менее избирательной. Под удар попадали все власти предержащие. В особенности бояре.
Опасаясь за свои владения, они решили позвать на киевский престол популярного князя Владимира Мономаха, который славился блестящими победами над половцами и слыл мудрым политиком.
Подобное поведение высших кругов прямо противоречило порядку престолонаследия. Но это мало кого волновало в свете создавшегося положения.
По некоторым сведениям, восстание было хорошо спланированной и стало результатом противоборства двух «партий»: одни были за Святополка и его потомков, другие — за Владимира Мономаха.
Как бы то ни было, переяславский и ростовский князь не сразу откликнулся на призыв местного боярства. В Киев он приехал только после второго обращения, когда ситуация резко ухудшилась. Начало правления Владимира Мономаха в Киеве приходится на 1113-й год.
Владимир Мономах в Киеве
Вскоре после прибытия нового великого князя восстание затихло.
Однако Мономах хорошо понимал, чем чревата недальновидная финансовая политика. Он пошел на смелый шаг — начал законодательно улучшать положение низов населения. Чтобы сбить накал, и облегчить жизнь простых людей. Хоть это и была вынужденная мера, князь на нее решился.
Так в 1113-м году на свет появился «Устав Владимира Мономаха». Памятник древнерусского права, который вошел в состав Пространной редакции «Русской правды». Правила нового законодательного документа регламентировали экономическое положение низов Руси.
Среди ключевых изменений можно назвать:
- Ограничение ставки долга. Отныне ростовщики не могли устанавливать ее на уровне более 20% годовых. Произвол кредиторов стал невозможен. По крайней мере, открыто.
- Определение источников холопства. Холопы были одной из наиболее бесправных категорий населения. При этом не было четкого порядка перехода в этот статус. Чем пользовались многочисленные нечистые на руку дельцы, создавая целые армии полурабов.
- Регламентировалось положение других низших категорий населения: рядовичей, смердов и пр. Так, например, по новым правилам запрещалось без достаточной вины подвергать закупов телесным наказаниям.
Законы Владимира Мономаха позволили уменьшить накал среди городских низов того времени. Под влиянием Положения социальная сфера продолжала формироваться и далее.
Новеллы (законодательные новшества) оказали серьезное воздействие на процесс социальной дифференциации общества, который в 11-м веке активно продолжался.
Правление Владимира Мономаха в качестве великого князя стали последним периодом укрепления русского государства как единого целого. Он контролировал большую часть территорий. Где-то непосредственно, а в иных случаях — с помощью своих сыновей.
Великий князь В. Мономах
Владимир Всеволодович сделал многое для укрепления связей местных правителей, а также предотвращения междоусобиц, свидетелем которых он был большую часть своей жизни. Для решения этого вопроса, Мономах вел активную политику по заключению браков между потомками Рюриковичей.
Большую роль играла и личность правителя. Новый великий князь был человеком популярным и авторитетным. Он заслужил высокое доверие, как своей дальновидной политикой, так и умелыми действиями против половецкой угрозы.
В последние годы княжения Владимир Мономах пошел войной на Византию. Он поддержал самозваного потомка одного из императоров, а после смерти того — его сына.
Борьба показала силу русского государства. Однако реальных успехов добиться не удалось ни той, ни другой стороне. Война с Византией закончилась заключением мира, а также династическим браком.
Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах. Видеоурок по истории России 10 класс