Православные святцы

Нило-Столобенская пустынь

Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.

В чем святость?  Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.

До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I.

После революции у монастыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.
 

Конспект урока музыки 4 класс «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий»

Конспект урока по музыке для 4 класса

«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий».

Цель:

познакомить учащихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием.

Задачи:

дать понятие о письменности славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания»;

познакомить с жизнью святых людей Кирилла и Мефодия;

развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края;

совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, экран, фортепиано.

Музыкальный материал:

«Величайшим Кириллу и Мефодию»;

П. Пипков, «Гимн Кириллу и Мефодию».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Историческая справка.
  3. Изучение нового материала.
  4. Слушание и исполнение гимна «Величайшим Кириллу и Мефодию».
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Организационный момент.
  2. Историческая справка.

— Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.

Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.

Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту православного обряда.

Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю своей державы.

В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля», ведь отныне эта история принадлежит вам!

  1. Изучение нового материала.

— Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник.

4. Слушание и исполнение гимна.

Итог:

С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?

Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?

Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали?

Что называют гимном?

Что отличает гимн от величания?

  1. Домашнее задание:

    записать в творческую тетрадь свои впечатления.

Разновидности святынь

Святыни России это широкое понятие, включающее в себя разные реликвии. Рассмотрим такие виды святынь, как православные монастыри, чудотворные почитаемые иконы и мощи святых. 

Православный монастырь 

С давних времен монастыри являлись центрами духовности и оплотом веры. Молитва за весь мир – это особо служение монахов и монахинь, которое совершается за стенами обителей, отделенных от мирской жизни. Поэтому зачастую святыни России это именно монастыри.

Каждый монастырь имеет свое собственное внутреннее устройство, в котором главными должностными лицами являются настоятель (игумен), казначей, духовник и другие. Человек, по собственной воле и воле Божьей оставивший мир и желающий посвятить себя особому служению Богу, является новоначальным и проходит испытание. Если он показывает себя достойным монашеской жизни, то постригается в монашеский чин.

Монастыри делятся на мужские и женские. Наиболее крупные, известные и примечательные духовными подвигами монастыри зовутся лаврами.

Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа:

Иконы

Икона (от греческого “образ”) – это священное изображение лиц или событий библейской и церковной истории, которое имеет вероучительное значение. 

С давних времен икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках». Икона несет в себе глубокий символический смысл. Иконописный лик имеет определенные особенности, которые несут в себе духовную сущность.

Например, высокий лоб отражает духовную мудрость и глубокомыслие. Большие глаза означают погружение в Божественные тайны. Тонкие губы – воздержание и укрощение страстей и плоти. Удлинённые пальцы – духовное благородство и непорочность деяний. Наклон головы – неравнодушие к гласу Бога в сердце. Воздеяние рук – молитву. Чуть склоненная фигура – кротость и повиновение воле Божией. Главной задачей иконы является помощь в единении Бога и человека. 

Существует немало случаев, когда через святые иконы совершались различные чудесные события. При этом каждая икона наделена Божьей благодатью и имеет возможность стать чудотворной. Чудо — результат не свойств конкретной иконы, а силы и искренности веры молящегося перед ней. Не случайно именно иконы зачастую наиболее известные святыни России.

Мощи

Мощи – это останки святых, которые почитаются Церковью. Данное понятие следует понимать более широко нежели просто тела. Подразумеваются не только останки, но и всё то, что осталось после жизни святых и соприкасалось с ними (одежда, вещи).

Мощи святых угодников несут на себе особую благодать. Они оказывают нравственное влияние на человеческую душу, являются реальным свидетельством жизни и близости к Богу святого и побуждают верующих стремиться к подражанию благочестивым подвижникам. В Библии о праведниках написано так: «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14).

Иеромонах Иов (Гумеров):

Преподобный Амвросий:

Дивеево

  • Нижегородская область, Дивеевский район.
  • «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют . Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

  • В Дивеево на шпильках
  • Дивеево: по святым местам

Христианские святыни, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы

Риза Богородицы

Риза Богородицы – риза Пречистой Девы Марии, которая по преданию была украдена византийскими аристократами у пожилой женщины-еврейки в Назарете в 5 веке. Считается, что риза долгое время находилась во Влахернской церкови, однако после пожара в церкви в 1434, след ризы теряется.


Сегодня известно о нахождении ризы либо её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.

Пояс богородицы

Пояс Девы Марии не упоминается ни в одном из источников до IX века. В XX веке становятся известны 2 истории о поясе, согласно первому преданию, пояс хранится в городе Зила, а затем в Константинополе, а согласно второму преданию, пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе. После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения реликвии.


Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву Девы Марии, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения и веры во Христа.

Соловки

Истинно верующие и православный люд России слышали о Соловках многое, это почти мифологическое святое место известно своей собственной, внутренней культурой, прекрасной природой и чистейшим, целебным воздухом. Святая обитель находится на Соловецком архипелаге, который расположился посреди Белого моря. Эти места буквально дышат историей, поскольку архипелаг с древних времен считается одним из наиболее сакральных мест на карте России. В стародавние времена здесь было множество капищ, проводились языческие обряды. Позднее на архипелаге вырос храм и комплекс вокруг него. Позднее появился небольшой поселок и обитель начала разрастаться. Воды Белого моря целебны сами по себе, поскольку богаты йодом. Те, кто совершают паломничество к комплексу, рассчитываю на скорое излечение от болезней опорно-двигательного аппарата, мышечных тканей. Сейчас такое паломничество считается одним из самых серьезных, поскольку комплекс достаточно удален от цивилизации и путь к нему пролегает сквозь дикую природу.

Трагическая судьба Бориса и Глеба

В 1015 году князь Владимир Святославич был болен и вызвал к себе из Ростова князя Бориса. Он поручил ему поход на печенегов. Борис не обнаружил противника, поэтому пошел обратно в Киев. По пути он остановился на реке Альте, которая находится на юго-востоке современно Киевской области. Во время похода скончался князь Владимир и престол занял сводный брат Бориса – князь Святополк. Он решил избавиться от брата, считая его конкурентом на трон в Киеве. К Борису были посланы убийцы, они пронзили его копьями и ударили мечом в сердце. Следующим погиб князь Глеб. Святополк вызвал его в Киев. В пути Глеб сделал остановку около Смоленска, где его и нашли убийцы.

Изначально Бориса похоронили в Вышгороде, а Глеба под Смоленском. Спустя 4 года после усобицы между Святополком и Ярославом, в 1019 году, его тело перенесли в Вышгород.

Они являются святыми не только для русской православной церкви, но и для католической. В ее списках святых они известны как Роман Русский и Давид Польский. Дата их канонизации на Руси до сих пор спорная, между 1020 и 1115.

Рис. 3. Борис и Глеб святые.

Государыни — Божьи Угодницы

К благоверным святым также была причислена княгиня Анна, жена Ярослава Мудрого, благодаря которой между Скандинавскими странами и Россией наблюдался относительный мир. При жизни она построила женский монастырь в честь Святой Ирины, так как при крещении получила именно это имя. Благоверная Анна чтила Господа и свято верила в него. Незадолго до своей кончины она приняла постриг и скончалась. День памяти — 4 октября по Юлианскому стилю, но в современном православном календаре эта дата, к сожалению, не упоминается.

Первая русская святая княгиня Ольга, в крещении Елена, приняла христианство, оказав влияние на его дальнейшее распространение по Руси. Благодаря своей деятельности, способствующей укреплению веры в государстве, ее причислили к лику святых.

Верхотурье – величайший собор Российской империи

На реке Туре расположено удивительное место. Где сконцентрировано множество святых мест – Верхотурье. Здесь вы сможете окунуться в полную тишину, которая изредка нарушается колокольным звоном. Говорят, после паломничество в эти края сам Григорий Распутин стал «старцем».

Как добраться

Добраться до святого места легче всего на автомобиле из Екатеринбурга. В этом случае вы должны следовать по Серовскому тракту, до указателя «Верхотурье», и еще проехать 30 км. Общее время в пути займет около 4 часов.

С обоих вокзалов Екатеринбурга отходят автобусы до самого места. Время в пути составит 5 часов.

Кроме этого из Екатеринбурга несколько раз в день ходят электрички до станции Верхотурье.

В чем святость

Многочисленные купола, переливающиеся при лучах солнца, шпили колоколен, прорезывающие синеву неба, вызывают трепет у любого посетителя. Первым делом, следует посетить самый маленький Кремль, расположенный на территории России. Именно Троицкий собор стал главным образом при возведении храмов Сибири.

Третьим по величине храмом в России является Свято-Николаевский монастырь в его стенах хранятся мощи святого Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков.

Кроме этого во время поездки вы сможете посетить здешний музей, и несколько других построек.

Православные святые и лики святости

Ликами святости называются различные категории, на которые в Православии разделяют святых при их канонизации. Принадлежность святых к разным ликам не означает, что одни из них «святее», авторитетнее других. Святость, то есть близость Богу, у всех одна. Митрополит Иларион (Алфеев) в лекции «Лики святости» указывает, что отнесением к определённому лику отмечается время жизни и сан святого, суть его духовного подвига. Зная особенности жизни святых и изучая их опыт спасения, христиане воодушевляются для подражания Божьим угодникам и молитвенного общения с ними. Также различным ликам святых пишутся особые праздничные службы.

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики –  мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Страдания во имя Господа

Первые святые русской церкви среди угодников Божьих — это великомученики, которые пострадали за веру Христову, скончавшись в тяжких и долгих муках. Среди русских святых первыми причислены к данном лику были братья Борис и Глеб. Именно поэтому они называются первомучениками — страстотерпцами. Кроме того, русские святые Борис и Глеб были первыми канонизированы в истории Руси. Братья погибли в междоусобной войне за престол, начавшейся после смерти князя Владимира. Ярополк, прозванный Окаянным, сначала убил Бориса, когда тот спал в шатре, находясь в одном из походов, а затем и Глеба.

Ипатьевский монастырь

Находится в городе Костроме на берегу одноименной реки, основан в 14 веке, не раз был в центре важных исторических событий страны.

Расцвету обители помогло семейство Годуновых, выделявшее немалые суммы на ее обустройство, дарившего рукописные книги в дорогих окладах, богатые церковные одеяния и утварь. Здесь похоронены родители царя Бориса Годунова.

Ипатьевский монастырь сыграл важную роль в прекращении Смутного времени, грозившем распадом и даже уничтожением государства. В начале 17 века послы из Москвы вручили здесь грамоту на царствование первому царю из династии Романовых – 16-летнему Михаилу, который вместе с матерью нашел за мощными стенами обители убежище от небезопасных столичных интриг.

В монастыре столетиями собиралась богатая библиотека из рукописных книг, созданных ипатьевскими монахами (евангелия, жития святых), и книг, подаренных и привезенных из разных мест. В 19 веке Николай Карамзин отыскал здесь бесценную рукопись 15 века, получившею название по месту находки «Ипатьевской летописью», — где шло повествование об истории Руси 12-13 веков.

Обитель, ставшую колыбелью рода Романовых, посещали все правящие представители этого рода. Неоднократно сюда приезжал последний император Николай Второй, последнее его посещение – в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие дома Романовых.

Больше информации об Ипатьевском монастыре — в видео:

Главный храм монастыря – Троицкий собор — был построен в середине 17 века. Необыкновенные фрески, которые можно увидеть в храме, выполнены знаменитыми костромскими иконописцами того времени во главе с Гурием Никитиным.

Монастырь хранит немало святынь, среди них: чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, камень из комнаты Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в которой расстреляли царскую семью.

Ипатьевский монастырь в наши дни – действующий, живущий по строгим правилам. Но он открыт для посещения паломников и туристов. Об истории обители можно узнать в уникальном музее, расположенном на ее территории.

Древнее место силы – Псково-Печерский монастырь

Одним из старинных монастырей России является Псково-Печерский. Он был основан в 1473 году и по сей день является местом, куда приходят за помощью многочисленные паломники со всей России.

Как добраться

Обитель находится в 50 км от города Псков. Поэтому удобнее всего добраться до автовокзала Пскова, а затем сесть на 207 автобус и на нем доехать до Печоры.

В чем святость

Монастырь является древнейшим на территории России. В 1473 году здесь была освещена церковь Успения, с этого события и началась история святой обители. Паломничество сюда дадут возможность посетить различные памятники, носящие в себе христианское значение. Главной особенностью является то, что, несмотря на всю свою долгую жизнь, монастырь ни разу не был закрыт.

Трагическая судьба Бориса и Глеба

В 1015 году князь Владимир Святославич был болен и вызвал к себе из Ростова князя Бориса. Он поручил ему поход на печенегов. Борис не обнаружил противника, поэтому пошел обратно в Киев. По пути он остановился на реке Альте, которая находится на юго-востоке современно Киевской области. Во время похода скончался князь Владимир и престол занял сводный брат Бориса – князь Святополк. Он решил избавиться от брата, считая его конкурентом на трон в Киеве. К Борису были посланы убийцы, они пронзили его копьями и ударили мечом в сердце. Следующим погиб князь Глеб. Святополк вызвал его в Киев. В пути Глеб сделал остановку около Смоленска, где его и нашли убийцы.

Изначально Бориса похоронили в Вышгороде, а Глеба под Смоленском. Спустя 4 года после усобицы между Святополком и Ярославом, в 1019 году, его тело перенесли в Вышгород.

Они являются святыми не только для русской православной церкви, но и для католической. В ее списках святых они известны как Роман Русский и Давид Польский. Дата их канонизации на Руси до сих пор спорная, между 1020 и 1115.

Рис. 3. Борис и Глеб святые.

Соловки

Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая. Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск. Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра

Кратко о святом Николае

Подробное житие Мирликийского Чудотворца составил свт. Димитрий Ростовский. Святой родился предположительно в 270 г. в городе Патары (современная Турция). Его родители были благочестивыми людьми, имели знатное происхождение и благосостояние. Но достаток и высокое положение не повредили им – они были милостивыми к нуждающимся, верующими, молящимися. Не один год они молились о даровании сына, обещая посвятить родившееся дитя Господу. Милостивый Господь внял молитвам и даровал семье ребенка.


Святителя Николая особенно почитает русский православный народ

Сына крестили Николаем. Он был непохож на остальных детей: имея прекрасные успехи в учебе, он не тратил времени на пустые беседы, избегал всего греховного, подолгу читал Писание и молился. Со временем его посвятили в чтецы, а позже он стал пресвитером.

Святитель участвовал во Вселенском соборе, обличал Ария и лично ударил нечестивца по щеке, защищая православие. За время своей земной жизни он много послужил людям и церкви.

Чудотворный источник, село Алешня

В Дубровском районе Брянской области есть село Алешня. А в нем – святой источник. Рассказывают, что когда-то на этом месте странники-паломники останавливались на ночлег под большим раскидистым деревом. Но вот однажды в него ударила молния, и оно в одночасье рассыпалось. Однако там, где оно росло, забил родник, обладающий целительной силой.

Считается, что особенно его воды помогают тем, у кого проблемы с опорно-двигательной системой и исцеляют раны, полученные во время путешествий. Называют этот источник Громовым колодезем. Некоторое время назад его освятили, то есть он получил благословение церкви.

Исчезнувший праздник

До определенного времени в нашем государстве не возникало идеи утверждения особого праздника, посвященного русским святым. Хватало того, что в Православной Церкви уже существовал день всех святых. Считалось, что в число угодников Божиих, прославляемых в этот день, входят и наши угодники Христовы. Более того, до середины XV века Русская Церковь была лишь одной из митрополий Константинопольской Церкви. Этот факт, конечно, затруднял прославление того или иного святого нашей земли, и тем более — создание целого праздника, посвященного им. Еще одним тормозящим фактором стало татаро-монгольское иго, продолжавшееся на Руси около двух с половиной столетий.

Ситуация изменилась в середине XVI века. На Московских Соборах 1547 и 1549 годов, известных под названием Макарьевских, был прославлен целый сонм русских святых. На этих Соборах были прославлены десятки человек, угодивших Богу благочестивой жизнью, а некоторые и мученической смертью. В том числе: преподобный Александр Свирский, святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, благоверный великий князь Александр Невский, святые Петр и Феврония, мученик Авраамий Болгарский, и многие другие, почитаемые нами по сей день. Но кроме поименного прославления святых нашей Отчизны, итогом Собора стало установление дня общей памяти «новых чудотворцев Русских». А сформулировано это было так: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения».

Совершалось празднование 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти святого князя Владимира, крестившего Русь. Службу к Дню русских святых написал инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.

Однако, к сожалению, уже к концу XVI века праздник всех русских святых стал забываться. Лишь в некоторых уголках России еще некоторое время его продолжали отмечать, пока этот день окончательно не был предан забвению.

День всех святых, в земле Русской просиявших, вновь был возрожден уже в XX веке, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Времена-то какие! Тогда еще не знали, что совсем скоро число русских угодников Божиих пополнят более тысячи канонизированных и огромное число неизвестных святых, которых убьют и замучают в лагерях за веру Христову и исповедание Православия.

Большая заслуга в восстановлении и почитании праздника в начале XX века принадлежала профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову). Впоследствии отец Афанасий стал епископом Ковровским, ныне причислен к лику святых, память 28 октября по н.ст. Именно они, хоть и довольно спешно, составили службу этого дня на основании прежде написанного иноком Григорием. Впрочем, от той службы авторы заимствовали совсем немного.

Вскоре после революции празднование не только дня всех русских святых было прекращено, но и вообще церковные службы находились под запретом. Профессор Тураев скончался, а епископ Афанасий был арестован. Во время заключения он приходит к выводу о необходимости редактирования праздничной службы в честь всех святых, просиявших на нашей земле. Однако торжественно совершаться служба начала только с 1946 года, во время некоторого ослабления властью гонений на Церковь.

Стоит отметить, что даже в советские годы, несмотря на суровые условия, Церковь осуществила ряд канонизаций. Были причислены к лику святых: Николай Японский, Иннокентий, митрополит Московский, Иоанн Русский, Герман Аляскинский. Также канонизации продолжились в 1980-е и 1990-е годы.

В 1992 году на Архиерейском Соборе установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. Дата — 25 января или ближайшее воскресенье после этого — была выбрана неслучайно. В этот день в 1918 году новой богоборческой властью был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Он стал первой жертвой в захлестнувших страну кровавых гонениях на Церковь. 19 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы поименно более тысячи людей — миряне, монахи и священнослужители, а также не явленные, ведомые только Богу люди, пострадавшие и погибшие за веру и исповедание Христа в это страшное для страны время.

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли. Князь Владимир был их отцом, он также известная личность не только в истории, но в православии.

Именно при нем произошло Крещение Руси, то есть одно из знаменательных событий для русской церкви. Известная всеми княгиня Ольга первая русская святая, была его бабушкой.

Святые русской земли князья Борис и Глеб. Фото: 4.404content.com

Незадолго до того, как произошло Крещение Руси, князья Борис и Глеб были воспитаны в христианском благочестии и чистоте. Святой князь Борис получил очень хорошее образование, любил читать Священное писание.

Именно под влиянием святых, Борис имел горячее желание подражать каждому из угодников Божиих. Святой же Глеб не разделял взгляды своего брата. Но оба брата отличались милосердием и сердечной добротой. Они хотели подражать во всем своему отцу, равноапостольному князю Владимиру.

Когда Владимир скончался, на Русь напали печенеги.

Главным был избран святой Борис. Однажды Борис узнал, что его смерти хочет князь Святополк, и тот не стал сопротивляться. Борис помолился, и стал ждать своей участи. Так погиб святой Борис. Борис и Глеб были первыми русскими святыми.

Далее Святополк двинулся на Глеба. Глеб воспринял смерть брата так, как подобало православному христианину. Таким образом, и Глеб был убит собственным поваром, которого подговорили это сделать. Оба святых были канонизированы Русской православной церковью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector