Поучение владимира мономаха

Поучение Владимира Мономаха краткое содержание

Повесть «Поучение Владимира Мономаха» Мономаха по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как « «Поучение детям». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Главные герои Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям. Краткое содержание В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать. Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Заключение Сказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Поучение Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Краткое содержание и анализ

Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

  • Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
  • Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
  • Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
  • Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
  • Не лениться и остерегаться лжи

По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек

Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое»

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

Это интересно: Петр Могила — изучаем основательно

Содержание и источники

«Поучение…» начинается обращением князя к потомкам: «не лениться, а трудиться», также располагать «страхом Божием в сердце своем» и «милостыню подавать нескудную». Согласно этим принципам, Владимир Всеволодович отказался нарушать соглашения Любечского съезда 1097 г., когда другие князья предложили ему начать войну против двоюродных племянников, правивших Волынью. Обоснования решения происходят посредством цитирования псалмов 36 и 55 Псалтири.

Далее, Мономах приводит выдержки из «Жития святителя Василия Великого» VIII — IX вв. Князь говорит о скромности и послушании старшим. Примечательно, что существует только один перевод этой агиографии — в одном из списков второй половины XIV в. Однако житие явно было известно на Руси как часть Четьи минеи в XI — XII вв.

Следующие рассуждения Владимира Мономаха перекликаются со словами из поучения самого Василия Великого. Оно содержалось в сборниках «Пролог» и «Триодь Постная». Последующие строки — симбиоз этих трудов, а также Псалтири. Князь обращается к думам о величии Бога и Его творений. Предположительно, Владимир Всеволодович использовал в данном фрагменте трактат Иоанна, экзарха Болгарского, «Шестоднев».

Завершает «Поучение…» текст от самого Владимира Мономаха. Это своеобразное зерцало князя — собрание морали и практических советов для правителя. Он говорит, что надлежит:

  • совершать молитву;
  • оборонять слабых;
  • чтить человеческую жизнь;
  • блюсти клятвы;
  • покровительствовать церковникам;
  • отказаться от гордыни, лжи, блуда и пьянства.

Согласно Владимиру Всеволодовичу, князь как дома, так и в походах, обязан следить за всем самостоятельно, а не полагаться на слуг. Должен контролировать войско, уважать послов и заморских купцов, постоянно учиться (особенно языкам).

Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

Сюжет

Поучение Владимира Мономаха адресовано не только к собственным детям, но и ко всем тем, кому данное письмо попадет в руки. Он обращался с просьбой к потомкам почитать Бога и творить добро. Жизнь проходит слишком быстро и человеку порой не хватает времени, чтобы перед смертью раскаяться во всех своих прегрешениях, а это очень страшно.

Идея записать заветные мысли пришла в голову князя неслучайно. Его натолкнула на это встреча с послами своих братьев. Они призвали Владимира пойти с ними против Ростиславичей, чтобы завладеть их землями, но в ответ услышали отказ. Чтобы хоть немного успокоиться, он открывает наугад Псалтырь. При его чтении он приходит к мысли оставить послание для будущих поколений.

Князь просит детей не лениться. Не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается. Всегда подавать милостыню не скупясь. Все добрые дела будут зачтены Богом. Не забывать ежедневно молиться, даже если в это время занят делами насущными. Не пренебрегать учениями. Стараться осваивать новые знания. Не стоит ошибочно полагать, что милость Божью можно заслужить лишь затворничеством или монашеством. Главное делать добрые дела по зову сердца, а не по принуждению.

Заступаться за слабых и убогих еще одно богоугодное дело. Усмирять свой гнев, жажду мести. Не давать гордыне взять верх над собой. Человек должен быть чист душой и непорочен. На близких людей не нужно таить обиду. Их необходимо прощать, любить, не судить строго за их порой неблаговидные поступки.

Старших по возрасту надо почитать и слушать, подчиняться им. Следить за речью. Не допускать при разговоре сквернословия и брани. Не гневаться. Уметь контролировать свои чувства и эмоции. Не забывать восхвалять Господа, почитать заповеди его. Совершать поклоны не только в церкви, но и дома. Не стоит в разговоре, что-то доказывая собеседнику креститься и клясться именем Господа без нужды. В этом нет необходимости. Проснувшись утром помолись и только потом приступай к исполнению дел.

Биография Владимира Маяковского

В поучении Владимир не забыл упомянуть о делах своих, трудах и походах, в которых он принимал участие с тринадцатилетнего возраста. Первый поход с отцом на пару был к Ростову. Там он правил некоторое время. В его жизни было еще много походов и сражений. Князь большой любитель охоты. Диких коней ловил руками. В одиночку ходил на вепря, медведя, лося. Содержание охотничьего хозяйства не перекладывал полностью на плечи слуг, помогал, чем мог. Владимир советовал не отказываться от новых знаний. В жизни все может пригодиться.

В заключение князь надеется, что дети не осудят его. Он ни в коем случае не хотел хвалиться перед ними своей удалью и смелостью. Владимир благодарен Богу за все. За то, что хранил и оберегал от всех бед. Не забыл он и про Олега, говоря о том, что нужно любить братьев своих и заклиная его не усердствовать добывая насилием то, что можно и так получить в знак искренней заботы и родства. Только мира он желает для земли Русской. Прочитав поучение до конца, надо спешить делать добрые дела, славя бога и дела его великие.

Время чтения 3 минуты, 42 секунды мин.В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин. Добавить в избранное

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Анализ

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

О произведении «Поучение детям»

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.

Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия

Первая часть: духовные поучения

В начале автор выступает как высокодуховный человек. Князь хоть и был светской личностью, но начинает свое произведение как монах-книжник: «Я, худой (то есть недостойный), …нареченный в крещении Василием…». Обращается князь Владимир к детям с духовными наставлениями.

В данном случае нужно воспринимать не как кровных детей, хотя их тоже Владимир Мономах подразумевал, но и всех тех, кому люба грамота сия, кто не отвергает эти наставления и нуждается в них, всех тех, кто хочет духовно взрослеть. Собственно, для них и было написано это поучение.


Поучение Владимира Мономаха

Он дает ряд наставлений, подкрепляя их искусно переплетенными цитатами из Библии, в частности, обнаруживает отличное знание текстов Псалтири, других мест Святого Писания. Приведем кратко некоторые из них:

  • спасение души не в монашестве, голодании или затворничестве, но в покаянии, слезах и милостыне;
  • ночные поклоны и молитвы помогают избавиться от грехов, совершенных за день;
  • не забывать убогих, слабых людей, по силе своей заботиться о них, кормить, защищать от сильных мира сего, хотящих их погубить;
  • ни на что доброе не лениться, особенно к церкви;
  • не давать солнцу застать себя в постели, вставать затемно и идти на молитву;
  • не предаваться без меры ни питью, ни еде, ни спанью;
  • души иметь чистые, непорочные, тела — худые;
  • не предавать никого смерти, даже если человек и достоин этого. Не губить никакую христианскую душу, ибо один Господь может решать, жить или умереть;
  • чтить священнослужителей, любить и заботиться, чтобы Бог по молитвах их посылал свою милость;
  • остерегаться лжи, пьянства, блуда, ибо от всего этого гибнет душа и тело;
  • почтить гостя пищей и питьем кем-бы он ни был, больного проведать, покойника в последний путь проводить;
  • жен любить, но не давать им властвовать над собой;
  • встречного человека обязательно приветствовать, доброе слово ему молвить;
  • в полдень самим Богом велено спать;
  • прочее.

Поучение довольно распространенный жанр в древнерусской литературе. Его целью является дать современникам духовно-нравственные ориентиры, направить на путь служения Богу и людям.

Владимир Мономах: краткая биография князя набожного

Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.

Стоит узнать

Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.

Происхождение и юность Мономаха

Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.

Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.

  • В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
  • В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
  • В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
  • В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.

В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.

Важно

В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.

Личные качества последнего древнерусского правителя

Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.

Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.

Форма изложения

К сожалению, в оригинале вы прочитать данный текст без подготовки не сможете – русский язык XII века сильно отличается от современного как в написании, так и в произношении. Слышали ли вы про такие буквы, как «ять», «нус большой» и «нус малый»? Знаете ли вы, какие звуки обозначали символы, выглядящие как мягкий и твердый знак? Итак, прочитать текст в его исходном виде будет проблематично.

Таким образом, при анализе произведения «Поучение Владимира Мономаха» вам следует руководствоваться переводами. Они обычно сопровождаются большим числом примечаний, которые упростят вашу работу. Комментарии, написанные профессиональными историками, позволят не обращаться по каждому вопросу к энциклопедиям и другим источникам.

Несмотря на разницу в написании, грамматическая структура русского языка во многом сохранилась. Это позволит вам увидеть стилистические особенности и литературные приемы, использованные автором.

Заповеди Мономаха своим детям

Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.

Жанр, структура, стилистика древней книги Руси

Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.

Структура труда Мономаха имеет три фазы:

  1. Завещание детям.
  2. Частичная автобиография.
  3. Письмо к князю Олегу Святославличу.

Стиль автора Поучения соответствует традиции наставлений, идеализирующих древнерусского христианина. А живая речь, переплетающая личное и общечеловеческое, признана гениальным откровением . Называя себя «худым», Величайший правитель Руси демонстрирует смирение перед памятью предков. Толкование многих фраз «Поучения» дают Куприн, Погодин и др

Например, смысл выражения «седя на санех…» объяснен, как благодарность Всевышнему за прожитую жизнь, понимание важности передачи опыта

Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:

  1. В качестве экспозиции описан инцидент с заговором братьев.
  2. Основу завязки составили ссылки на Псалмы.
  3. Кульминационно звучали истории личного спасения.
  4. Главная интрига — и она же финишная часть — заключалась в советах быть мужественными, не убегать от судьбы, довериться Богу.
  5. По стилистике труд Мономаха представляет единое композиционное целое.
  6. Изобилуя народной речью, он удивляет яркими метафорами и эпитетами.

История и содержание первой части послания

Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія». Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.

Псалтырь подсказывал:

  • уповать на Всевышнего;
  • быть кроткими;
  • стремиться к праведности.

Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.

Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха

Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.

Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:

  • ложь;
  • пьянство;
  • разврат.

Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.

Письмо Мономаха к Олегу Святославличу

Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав. Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие. В те времена письма князей назывались грамотами. Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу». С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.

Родовое дерево Мономаха

Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.

Генеалогия Мономаха представляет его как:

  • внука Ярослава Мудрого;
  • сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
  • потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.

Детство и юношество

Мономах переводится как «единоборец».

Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:

  • с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
  • юношей победил богатыря из Кафы;
  • в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.

Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.

Великое княжение

В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.

В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:

  • половцы;
  • торки;
  • братья-рюриковичи.

Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью. Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.

Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:

  • договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
  • съезд в Любиче в 1097;
  • изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.

Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи

В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха

Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя

В главе Русской земли соединялось два начала:

  • светское;
  • духовное.

Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II. Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector