Где находился древнерусский город корьдно
Содержание:
- Где находится Корьдно на карте?
- Поселения[править | править код]
- Вантит – земля вятичей?
- Археология[править | править код]
- Лесное государство
- Стремление к независимости
- Данные из курганов
- Вятичи – гроза князей
- Северяне, живущие на юге
- Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей
- Поселения
- Как жили наши предки
- Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей
- Медицинские показания для направления в санаторий «ВЯТИЧИ»
- Антропологический облик
Где находится Корьдно на карте?
Удивительно, но при всем при этом, стольный город вятичей Кордно до сих пор не найден учеными, в то время как местоположения центральных городов других славянских племен отлично известны и споров не вызывают. Дошло до того, что некоторые историки предложили считать, что в древнюю летопись закралась опечатка и в строчках «ко Корьдну» речь идет не о городе Кордно, а о походе к низовьям Дона «ко корь Дну»… Впрочем с таким переводом согласны далеко не все лингвисты, и почему «корь» вдруг каким-то непостижимым образом приобретает именно такое толкование — непонятно. И как быть с князем Ходотой? Он то уж, очевидно, персонаж исторический. А раз был такой князь, то у него должен быть и город… кроме того, известен этот город славян и арабским историкам, в летописях которых сохранился под названием Хордаб.
Впрочем, претендентов на звание наследника города Кордно немало — благо недостатка в древних безымянных городищах в наших широтах нет (а сколько еще ненайденных и неизученных?) Помещают его и в Московскую область, и в Тульскую, и в другие — единогласного же мнения пока все же нет.
Напишем об одной гипотезе, которая кажется наиболее интересной и убедительной. Раз город княжеский и центральный, то, очевидно, стоит согласиться, что его положение должно соответствовать — он точно должен находиться на реке и на пересечении торговых путей. Искать его где-то в глуши смысла нет. При этом, не стоит думать, что это обязательно какое-то забытое и покинутое место, ведь Кордно мог стать основой для какого-то крупного города с другим названием.
Вполне вероятно, что речь идет о Калуге и близлежащих деревнях
Город как раз расположен в зоне проживания вятичей и стоит на важном торговом пути неподалеку от впадения Угры в Оку, что удобно для города в плане сбора пошлин с проплывающих купцов — если поставить город выше на Оке, то его можно было бы миновать пройдя Угрой и наоборот
Известно, что Калуга по меньшей мере 3 или 4 раза «переезжала» на новое место в пределах обозначенного района, самым первым было укрепленное место на берегу Оки при впадении в нее реки Калужки. Там и сейчас остались трехметровые земляные валы, а поблизости было в свое время обнаружено археологом Иваном Четыркиным не менее 12 крупных курганов. Неподалеку от этого укрепления вверх по течению р. Калужки стоит еще одна раннеславянская крепость, а еще через два километре вверх по Калужке — деревня Городня.
Карта взаиморасположения современной Калуги, деревни Городня, реки Калужка и Оки
Деревня это не простая — это бывшая крепость Городенск, упоминаемая еще в 1158 в грамоте Юрия Долгорукого. Интересно то, что она когда-то была настолько крупной и значимой, что даже волость называлась Городенской. Получается, что две мощные крепости охраняют некую третью крепость (Городенск) со стороны Оки — чем не место для стольного города? То есть Кордно — это в другой транскрипции Гордно, Городня, Городенск, или, попросту говоря — «Город».
Впоследствии первый рубеж обороны — крепость-Калуга, пережившая пожар, следы которого археологи нашли на ее первом месте у впадения Калужки в Оку, переместилась, сохранив прежнее название. Еще через некоторое время Калуга и вовсе вышла на первый план, затмив Гордно, которое она изначально была призвана защищать. С разгромом племени вятичей, название их центрального города и вовсе постарались забыть… Так является ли современная Калуга «наследницей» древнего города Корьдно или скорее его соперницей за влияние в регионе? Спустя столько веков после описываемых событий точную картину восстановить крайне трудно. Но если мы примем за истину вышеозвученную гипотезу, то нельзя не согласиться с тем, что именно в Калугу должны были перетечь уцелевшие жители Корьдна или Городенска, до которого всего пара километров. Впрочем, и без этого основную часть населения Калуги так и так составляли вятичи, а город этот расположен в самом сердце их земли, так что если где-то сохранялся дух столицы вятичей — то именно там.
Герб Калуги
В свете вышесказанного интересно отметить некое исключительное отношение всех Рюриковичей — потомков Владимира Мономаха — к «волости Городенка» (заметьте, что название области долго еще сохранялось именно в таком виде). Всегда она была вроде как на особом контроле — князья и цари зачастую именно ее завещают во владение своим старшим сыновьям, братьям или относят в «прямое подчинение» Москве. В Калугу же по какой-то причине убегает Лжедмитрий II… А городской герб Калуги почему-то увенчан золотой короной, аналогично Петербургу. Удивительно, но даже Москва на гербе короны не имеет.
Источник — https://snegir.org/post/gorod-kordno-stolitsa-vyatichej/
Поселения[править | править код]
Жилища вятичей представляли собой землянки (4 метра на 4 метра), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
Известны городища вятичей в Глазуновском районе Орловской области (Тагинское городище), на территории Кремля в Москве, в Рязани (Старая Рязань).
Позднее вятичи начали строить срубные дома, которые одновременно являлись жильём и защитным сооружением. Срубной дом был выше полуземлянки, часто строился в два этажа. Его стены и окна украшались резьбой, что производило сильное эстетическое впечатление.
Вантит – земля вятичей?
Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.
Государство славян-вятичей – Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю – «Князю князей».
«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги…» (Ибн-Русте)
Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).
Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако…
Археология[править | править код]
Височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII вв.
С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, мощинская культура сменяется археологической культурой, которая сопоставляется учёными с роменской и борщёвской. Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян. Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а переняли некоторые обычаи у пришедших славян. Так, под влиянием представителей мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград. Характерные особенности славянской культуры верхнего Поочья VIII—X веков — это керамика, близкая по характеристикам к роменской, и лепная посуда (горшки, миски и сковороды), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской.
В верховьях Оки, до впадения в неё Угры, процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам.
Вятичи внесли значительный вклад в славянскую колонизацию Волго-Окского междуречья. Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит с IX—X веков. Об этом говорят открытия нескольких селищ с лепной керамикой в Серпуховском, Каширском и Одинцовском районах Московской области. При этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы. Указанный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы. Граница ареала вятичей и кривичей прошла по водоразделу Москвы и Клязьмы. Вятичи освоили большую часть будущей Рязанской земли, однако не стали преимущественным славянским населением на нижней Оке, в районе Мурома, где преобладали кривичи.
Лесное государство
От христианских летописей перейдём к старинным арабским текстам. В них есть интересное упоминание о могущественном царстве, что авторы именовали Вантит.
Как рассказывали путешественники и купцы, располагалось государство в верховьях Оки, а населено было смелыми и воинственными людьми – вятичами. Согласно этим данным, царство Вантит было разделено на несколько княжеств, надо всеми стоял «Царь царей», однако у каждого небольшого царства был и свой правитель.
Но, согласитесь, чтобы построить целое государство, необходимо было собрать огромные ресурсы. Земли вятичей были наполнены природными богатствами, однако покорить их было не так просто.
Вятичи научились превосходно ориентироваться и жить среди густых и порой непроходимых лесов, хотя для многих других племён это казалось непостижимым. Русские летописи хранят историю одного казуса.
Когда в XII веке московские и владимирские дружины направляются навстречу друг другу, чтобы начать сражение, каждое из войск теряется в лесах у Оки. В итоге никакой битвы так и не случилось, а земли вятичей таким интересным образом помогли избежать кровопролития.
Но если для жителей равнин и степей леса казались непреодолимой преградой, то вятичи умело пользовались их защитой. С VIII века этот народ учится использовать все преимущества лесной жизни.
Поселение вятичей
Свои жилища вятичи делали из срубов, а двухъярусные постройки, находящиеся у рек, защищали своих хозяев от наводнений и разливов. Именно реки служили главными путями посреди лесных зарослей. В жилищах вятичей очень часто двери и окна выходили на реку, чтобы в случае опасности быстро скрыться от врага.
Земли вятичей славились не только своими лесами, но и болотами, что являлись источником железной руды. Рано начав заниматься обработкой железа, вятичи стали искусными кузнецами, а свои изделия продавали соседним племенам. Благодаря таким успешным экономическим связям вскоре вятичи становятся не просто одной из общин, а настоящим народом, что креп с каждым годом.
Стремление к независимости
У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племён. Кроме того, у них существовало собственное войско.
По сути, земли радимичей сохраняли самостоятельность до конца X века, однако и в составе Руси оставались своего рода автономией. В Радзивиловской летописи отмечается, что до 885 года радимичи платили дань хазарам, однако после появления на их территориях князя Олега перешли под власть русских. При этом народ старался сохранять свою независимость.
Битва воеводы Волчий Хвост с радимичами в 984 году, описанная в Радзивилловской летописи / ru.wikipedia.org
Известно, что через несколько лет, в 907 году, радимичи уже стали участниками похода Олега на Царьград. В Радзивиловской летописи значится:
Несмотря на взаимную помощь, радимичи не хотели находиться под властью киевских князей. Они на некоторое время сумели вернуть самостоятельность. Однако столкновение с войсками Владимира Святославича оказалось роковым для племён. Радимичи были разбиты, после чего их земли присоединились к Киевской Руси. В дальнейшем эти территории стали регионами Смоленского и Черниговского княжеств.
Данные из курганов
Советский археолог Борис Рыбаков в 1932 году издал монографию, посвящённую изучению радимичских курганов. Отличительной особенностью народа стали украшения – семилучевые височные кольца. Если судить по захоронениям, в которых они были найдены, территории проживания радимичей охватывали бассейн Сожа и междуречье Днепра и Сожа.
Интересной отличительной особенностью радимичских курганов учёные считают трупосожжение на месте с подсыпкой, то есть на небольшой насыпи. В местах погребения с неполным сожжением направление тела усопшего сложно определить, куда была направлена голова покойного непонятно.
Радимичи были язычниками как и другие славяне / mogomc.by
Многие народы считали, что лицо его должно быть обращено строго на запад или восток, но у радимичей встречаются разные варианты. На мой взгляд, народ не придерживался данных традиций.
С X века под влиянием других народностей обычаи радимичей значительно изменились. Конечно. об этом мы тоже можем судить по курганам. Если прежде покойных сжигали, то теперь их просто опускали в землю, однако рядом с местом погребения разжигали костёр (вероятно, это пережиток времён обычаев трупосожжения).
В местах захоронений радимичей не слишком много вещей – многие из них сгорали или плавились на кострах. Однако явное различие прослеживается между височными кольцами раннего и позднего периода.
Виктор Васнецов «Баян», 1910 год Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Исследователь П.М.Еременко отмечал, что изначально эти украшения представляли собой сложную работу ювелиров, но в дальнейшем их рисунок становится проще, а сами кольца превращаются в примитивный вариант ожерелья – они были
Крайне популярными украшениями женщин радимичей были шейные гривны. Интересно, что у многих соседних племён они почти не встречаются в захоронениях, однако радимичи отдавали им предпочтение перед другими декоративными изделиями. Внешне они напоминают ожерелья, найденные в древних курганах Литвы и Латвии, что говорит о взаимном культурном обмене разных народов.
Конечно, о быте и культуре радимичей нам известно не слишком много, однако историки современности прикладывают все усилия, чтобы совсем скоро часть неразгаданных тайн этого народа была раскрыта. В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племён, однако стали основой для появления новых славянских народов.
Вятичи – гроза князей
Процветающий край вятичей становится приманкой для многих русских князей в период междоусобных войн. С помощью богатых земель этого народа изгнанные правители городов мечтали вернуть своё могущество.
Как мне кажется, самоуверенные князья и не подозревали, с какой силой столкнутся в лесах у берегов Оки. Летописцы рассказывают о походе Святослава, который в X веке сумел покорить своенравных вятичей. Князь во всеуслышание объявил, что отныне вятичи обязаны платить дань в государственную казну.
Те послушали Святослава, а потом спокойно разошлись по домам. Когда князь уехал, никто из вятичей и не вспомнил о его словах. Следующую попытку склонить головы непокорных предпринял Владимир. И хотя князь дважды пытался завоевать земли вятичей, мечты о власти над этим народом так и остались мечтами.
Кстати, в летописях более позднего периода даже встречаются упоминания, что вятичи – опасные люди. Я с этим согласиться не могу, просто народ этот умел дать отпор захватчикам. Сами же вятичи никогда не начинали войн, ведь очень ценил свою размеренную жизнь в гармонии с природой.
Женский облик и головные уборы у вятичей
Вот такими были вятичи. Но почему же – «были»? Последние археологические находки, указывающие на культуру этого народа, принадлежат XVII веку, а в старинных текстах о вятичах ничего не говорится уже с XIII столетия. Этот период как раз попадает на распространение христианства.
Вероятно, вятичи оказались тем славянским племенем, чьи традиции не смогли устоять перед натиском новой веры и жизненных перемен. Как предполагают историки, народ вынужден был сливаться с местными племенами, что набирали силу, а также отступал на север, в Сибирь, где также растворились среди местных этносов.
И всё-таки я верю, что наследие вятичей живо. Память о них можно встретить в археологических находках, названиях географических объектов и даже русских фамилиях.
Северяне, живущие на юге
Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия «Сибирь».
Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».
Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.
Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.
Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей
Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.
Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.
1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).
Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.
Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:
Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.
Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:
Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.
Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.
Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».
Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).
Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.
Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.
И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.
Поселения
Жилища вятичей представляли собой землянки (4 метра на 4 метра), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
Известны городища вятичей в Глазуновском районе Орловской области (Тагинское городище), на территории Кремля в Москве, в Рязани (Старая Рязань).
Позднее вятичи начали строить срубные дома, которые одновременно являлись жильём и защитным сооружением. Срубной дом был выше полуземлянки, часто строился в два этажа. Его стены и окна украшались резьбой, что производило сильное эстетическое впечатление.
Как жили наши предки
Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:
В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.
Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:
- река — источник пищи;
- торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.
Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).
Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».
Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:
- хозяйственно-бытовые предметы;
- украшения;
- оружие.
Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.
Земледелие и славяне — это, по хорошему, отдельная история, в которой нужно рассматривать все «от и до», начиная с того, как люди возделывали землю. В рамках этой статьи я не стану так далеко углубляться в данную тему, отмечу просто те культуры, которым в прошлом отдавалось предпочтение. А именно:
- пшеница;
- рожь;
- просо.
А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.
Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне – идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.
На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.
Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.
Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей
Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.
Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.
Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.
Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:
«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»
Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.
Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:
«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше»
Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.
Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.
Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».
Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).
Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.
Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.
И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.
Медицинские показания для направления в санаторий «ВЯТИЧИ»
Болезни органов дыхания
Категория возрастная: взрослые
Класс болезней: болезни органов дыхания
Группа заболеваний: хронические болезни нижних дыхательных путей; другие болезни органов дыхания.
- Простой и слизисто-гнойный хронический бронхит
- Хронический бронхит неуточненный
- Эмфизема
- Другая хроническая обструктивная легочная болезнь
- Астма
- Бронхоэктаз
- Дыхательная недостаточность, не классифицированная в других рубриках
- Другие респираторные нарушения
Фаза: хроническая
Стадия: ремиссия
Осложнение: без осложнений
Категория возрастная: взрослые
Класс болезней: болезни системы кровообращения
Группа заболеваний: болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
- Эссенциальная (первичная) гипертензия
- Гипертензивная болезнь с преимущественным поражением сердца
- Гипертензивная болезнь с преимущественным поражением почек
- Вторичная гипертензия
Фаза: хроническая
Стадия: ремиссия
Осложнение: без осложнений
Болезни опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы
Категория возрастная: взрослые
Класс болезней: болезни опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы
Группа заболеваний:
- Последствия травм верхних конечностей
- Последствия травм нижних конечностей
- Врожденные деформации бедра
- Последствия рахита
- Сколиоз
- Остеохондроз позвоночника
- Реактивные артропатии
- Полиартроз
- Коксартроз (артроз тазобедренного сустава)
- Гонартроз
- Другие артрозы
- Сколиоз
- Остеохондроз позвоночника
Фаза: хроническая
Стадия: ремиссия
Болезни органов дыхания, аллергии, часто болеющие дети
Категория возрастная: дети
Класс болезней: болезни органов дыхания, аллергии, часто болеющие дети
Группа заболеваний: хронические болезни нижних дыхательных путей; другие болезни органов дыхания: аллергические поражения органов дыхания и кожных покровов
Фаза: хроническая
Стадия: ремиссия
Осложнение: без осложнений
Антропологический облик
Антропологически вятичи, по мнению Т. И. Алексеевой, располагаются в пределах европеоидных величин и представляют собой ославяненных восточных финнов Восточно-Европейской равнины, восходящих, в свою очередь, к неолитическому населению этого региона. Они имели длинный череп, узкое, ортогнатное, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо и довольно широкий средневыступающий нос с высоким переносьем, долихокранию. Выделяются шесть локальных групп вятичей, которые обнаруживают весьма значительное сходство по большинству признаков. Наиболее типичными для вятичей, по-видимому, следует считать те черты, которые характеризуют средневековое население, жившее по верхнему и среднему течению реки Москвы и в междуречье Москвы и Клязьмы. Также вятичи, живущие по нижнему течению р. Москвы и в бассейне Пахры, являются наиболее узколицыми. А вятичи с самой западной территории их расселения (среднее течение реки Угры) отличаются сильно выраженной долихокранией, относительно широким и наиболее профилированным лицом. Последняя группа обнаруживает явное сходство со смоленскими кривичами. Вятичи по некоторым признакам входят в пределы вариаций этих признаков к этническим группам Кавказа, помещаясь, однако, среди минимальных их значений. Г. Ф. Дебец, используя данные Т. А. Трофимовой, касающиеся вятичей, в сводной работе по палеоантропологии СССР (1948) считал, что следует говорить о небольшой субуральской примеси у восточных вятичей. В целом, комплекс расоводиагностических признаков позволяет отнести вятичей к европеоидной расе.
Известный антрополог В. В. Бунак относил большинство вятичей к .