Значение слова «юродивый»

Юродство — обличение безумного мира

Нет для человека ничего ценнее, чем здравый рассудок. Пушкин опасался сумасшествия: “Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума”. Мы цепляемся за свой рассудок, во всем на него полагаемся, но что же служит мерилом нашей разумности? Увы, им становится людское мнение, отнюдь не Божьи заповеди. Еще в 4 веке святитель Афанасий Великий писал: “Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю”. 


Успех

Чтобы обличить грехи этого безумного и кичливого мира, появляются юродивые. Они своей жизнью показывают, насколько велика пропасть между тем, к чему стремятся люди, и тем, что угодно Богу. В тропаре Ксении Блаженной поется “безумием мнимым безумие мира обличила еси”. Юродивые появляются в тот момент, когда Бог особенно хочет сказать нам: люди, опомнитесь. Ваша жизнь — дым, вы — трава, которую бросают в печь и она сгорает. Смиритесь, одумайтесь, перед вами Вечность, а вы летите в пропасть. Об этом буквально кричат юродивые.  

Юродство как род подвижничества более характерен для Православного Востока. На Руси особенно много появилось юродивых в средние века.С одной стороны — это время, когда Церковь имела большое влияние на политику государства и жизнь народа, с другой — время необычайной жестокости, душевной косности, лицемерия и злобы.

Юродивые обличали правителей, и те, боясь Божьего гнева, прислушивались к словам мнимых безумцев: “немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков”.

Святая Русь дала миру более всего юродивых Христа ради — 36 человек, и это только прославленных в лике святых. 

Экстремальная аскетика

Когда впервые появляется этот тип аскетического подвига, сказать сложно. «Появление юродства было связано с расцветом духовной жизни, — считает игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”, клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва). — Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10). Уже раннехристианские общины ставят себя в определенный конфликт с миром и, как поздние юродивые, обличают мир в его грехах. — Андрей Виноградов видит преемственность подвига первых апостольских учеников и поздних подвижников. — В то же время феномен юродства в прямом смысле мог появиться только уже в христианском обществе. Юродивый обличает общество в неследовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов.

«Юродивый» (имя существительное)

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • IIНачальная форма: юродивый — единственное число, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:

    • А. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • одушевлённое
      • мужской род
      • 2-е склонение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • единственное число
      • именительный падеж
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

подлежащее
обращение
именная часть сказуемого
определение-приложение

Склонение имени существительного по падежам

Именительный падежкто? что? юродивый, юродивая юродивые
Родительный падежкого? чего? юродивого, юродивой юродивых
Дательный падежкому? чему? юродивому, юродивой юродивым
Винительный падежкого? что? юродивого, юродивую юродивых
Творительный падежкем? чем? юродивым, юродивою, юродивой юродивыми
Предложный падежо ком? о чём? юродивом, юродивой юродивых

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Относительными называются прилагательные, которые обозначают:

  • из чего сделан предмет: деревянный стул (стул из дерева), стеклянная ваза (ваза из стекла), малиновое варенье (варенье из малины), бетонная стена (стена из бетона);
  • для кого или чего предназначен предмет: детский магазин (магазин для детей), садоводческий фестиваль (фестиваль для садоводов), вязальные спицы (спицы для вязания);
  • отношение предмета ко времени: осеннее похолодание (похолодание осенью), вечернее чаепитие (чаепитие вечером);
  • отношение предмета к месту: горный хребет (хребет гор), лесной цветок (цветок леса);
  • отношение предмета к области деятельности: футбольный журнал (журнал про футбол).

Относительные прилагательные не имеют антонимов и синонимов, степеней сравнения и кратких форм.

Отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «какое?», «какую?», «каких?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чей?», «чьё?», «чью?», «чьих?», «чьи?»

К одушевлённым существительным относятся названия живых существ:

людей, животных, насекомых и т. д.

Такие существительные отвечают на вопрос «кто?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного.

К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

Такие существительные пишутся со строчной буквы.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.

Отвечает на вопросы «кто? что?»

Значение

Таким образом, можно сформулировать смысл объекта исследования. Он включает в себя два значения:

  1. Насмехаться над кем-то.
  2. Озорничать, повесничать, развратничать.

Последнее значение на данный момент устарело.

Слово уже почти не помнят. Но это не самое интересно. Важнее другое: определение принадлежит просторечию. А последнего обстоятельства могут не знать даже вполне образованные люди и употреблять глагол в неподходящей ситуации. Другими словами, будьте бдительны, ибо слова коварны. Так что ответ на вопрос, ёрничать – это что значит, довольно прост, если только воспользоваться услугами словаря.

Что значит ерничать?

Как правило, большое количество прочитанных книг гарантирует богатый словарный запас и дает возможность свободно читать даже написанные в очень специфическом стиле произведения. Но даже те, кто не вылезает из-за библиотечных полок, зачастую пропускают некоторые понятия «мимо ушей». Вроде слово и знакомое, а вот конкретно объяснить его смысл не получится.

Чтобы разобраться детальнее, достаточно взять с полки словарь и посмотреть на примере того же «ерничать»:

  1. В ранних изданиях, как ни странно, в качестве ближайшего и наиболее понятного синонима приводилось слово «развратничать».
  2. Позже смысл немного смягчился, и определение начало объясняться чуть сложнее – «вести себя как повеса».
  3. На некоторое время «ерничать» приобрело относительно невинный оттенок за счет синонима «озорничать», кому может быть какой-то вред от чужого озорства?
  4. Проследив по более свежим изданиям толковых словарей, мы можем увидеть, что смысл постепенно начал смещаться в сторону современности. Теперь оно подразумевало колкости в чей-либо адрес.
  5. Глумление и цинизм добавились в перечень значений относительно недавно.

На самом деле, несложно заметить, что кардинальным образом смысл никогда не менялся.

Слово «ерничать» всегда подразумевало под собой вызывающее и непотребное

, как для высшего общества,поведение .

А в этом ролике известный комик Павел Воля будет ерничать перед ведущим Александром Гордоном:

Христа ради юродивые

Каждый город имеет своих блаженных, своих праведников. Они часто ходят по улицам неузнанными, эти пророки, эти проповедники покаяния: “ихже не бе достоин мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных” Евр:11:38-38.

Сколько их, почти неизвестных миру, покоится на кладбищах. 

Иоанн Жуковский

В Одессе на Втором христианском кладбище есть могилка блаженного Иоанна Петровича Жуковского, почившего в 1960 году. Люди посещают могилку старца, помнят его, молятся о его упокоении, чтобы и он помянул их в Царствии Небесном. Иоанн Петрович закончил семинарию, служил в епархии секретарем. После посещения известного одесского священника отца Ионы Атаманского стал юродствовать.

Люди вспоминают, что зашел Иван Петрович к батюшке нарядный, с белой бабочкой, а вышел босой, с торбой через плечо. Так, босым, бездомным и якобы безумным скитальцем прожил Иван Петрович жизнь, молясь Христу. Иван Петрович обладал даром исцеления, и сейчас приходящие к нему с верой исцеляются.

Иван Яковлевич Корейша

В Москве есть свой юродивый Христа ради, не канонизированный Церковью, — Корейша Иван Яковлевич. За обличение вельможи-сластолюбца был отправлен в психлечебницу, в которой прожил 50 лет. Все это время к нему приходили люди за советом и помощью.

Главврач установил плату за посещение старца — 20 копеек, и таким образом Иван Яковлевич буквально содержал больницу.

Споры о сущности этого человека велись в самых образованных, литературных кругах того времени. Господа спорящие забыли одну простую истину — “Дух дышит, где хочет”,  память о подвижнике не умирает, почитание старца в народе не прекращается и доныне. 

Блаженная монахиня Алипия

Без прославления в лике святых почитают святой блаженную монахиню Алипию, юродивую Христа ради, жившую в городе Киеве. По завету старицы, к ней на могилку приходят люди, рассказывают ей о своих нуждах, как живой, и она помогает. 

Матушка умерла в 1988 году. Многие помнят, как нетерпимо она обличала тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), выгоняла его из храма. Говорила о Филарете “пышен, славен, да не наш”. Матушка жила в лесу, неподалеку от разрушенной Голосеевской пустыни. К ней ходило много мирян, чтобы получить духовный совет, помощь в делах, исцеление. Матушка всех кормила, но встречала каждого по разному: кого-то с любовью, а кого и с бранью. Впрочем, в основном, с любовью. 


Блаженная монахиня Алипия

И сейчас в дни памяти юродивой Христа ради Алипии в Голосеевском мужском монастыре собирается множество народа — так привлекает людей Божия благодать, которая невероятно щедро здесь изливается на каждого приходящего. Келейница Матушки вспоминает о том, что блаженная никогда не спала лежа, у нее и места для сна не было, вся кровать была заставлена какими-то узелочками. За каждого, кто к ней приходил, блаженная молилась. На шее у нее висело множество ключей — по числу духовных чад. На спине матушка носила икону апостола Петра — в знак благодарности апостолу за чудесное спасение.

Архимандрит Никон (Сморкалов)    

Церковь часто называют лечебницей, и юродивые в этой больнице работают  хирургами. Да, они причиняют боль, часто неимоверно сильную, но за этой болью следует исцеление. Человек, столкнувшийся с юродивым, испытывает потрясение. 

Прихожане Одесского патриаршего мужского Свято-Успенского монастыря помнят архимандрита Никона (Сморкалова), почившего в мае 2015 года. Отец Никон юродствовал, разговаривал нарочито грубо, мог крикнуть или замахнуться. Те, кто знал батюшку ближе, не смущались его поведением.

Отец Никон говорил прямо, без обиняков называя грех точными словами. Могу из личного опыта сказать, что разговор с отцом Никоном выворачивал душу наизнанку, и это не фигура речи. От спокойного взгляда старца приходит понимание, что весь ты на виду, что не скрыться тебе нигде. И понятно становится, какой ты перед Богом предстоишь — воистину немощный, грешный прах с искалеченной душой.

Юродивые показывают нам, насколько просто мы должны жить. Они отказываются от семейного очага, домашнего уюта, чтобы мы ценили это, как дар Божий, не роптали, а смиренно несли свой крест и молились Богу. Только разговор с Творцом может изменить человеческую душу, больше никто и ничто.

Расцвет русского юродства

На Руси юродивые появляются едва ли не с момента Крещения. Однако история сохранила в лучшем случае их имена, а чаще — так и вовсе только обрывочные упоминания в хрониках.

Настоящий расцвет русского юродства пришелся на XIV–XVI века — и на то были причины. Это время самого яркого и аутентичного проявления традиционного религиозного сознания — и вместе с тем период сложных и противоречивых политических процессов.

XIV век — пик борьбы с татаро-монгольским игом и начало объединения русских земель вокруг Москвы. И если последнее еще не породило в народном сознании хоть сколько-нибудь стойкий образ, который можно было бы отыграть через юродство, то противостояние с Ордой требовало идеологической поддержки, в том числе на официальном уровне. Поэтому очень кстати пришлось и перенесение кафедры митрополита в Москву, и деятельность Сергия Радонежского. Но с бытовой религиозностью эти процессы связаны слабо, а потому в юродстве никак не отражаются.

В XV веке фактически появляется новое государство — Московская Русь, которая больше не подчиняется татарским ханам; со сцены уходит целый ряд независимых политических игроков. И народная реакция становится более выраженной.

Юродство ради Христа

Церковь трактует блаженность Христа ради как подвиг духовности и аскетизма.

Подвижники отказываются от:

  • мирского существования;
  • благ;
  • общепринятых норм поведения.

Став по доброй воле изгоями, смиренно сносят телесные лишения, терпят презрение, поругание. В любое время года их ноги босы, а неприкрытая нагота бросает вызов общепринятым устоям.

О подвиге юродства

Чего же добивались страдальцы осознанными, но казавшимися со стороны «неадекватными» действиями?

Вот их цели:

  • скрыть под образом лишенного рассудка истинную святость;
  • смирить собственную гордыню и тщеславие;
  • преподнести народу тайный смысл своих поступков, который заключается в обличении зла и глупости общества;
  • подчеркнуть противостояние истины во Христе и принятых норм поведения;
  • служить Богу проповедью, заключенной не в речь, а в силу духа.

Часто юродствовать начинали те, кто чувствовал собственный дар предвидения. Они испытывали потребность в смирении, чтобы окружающие не распознали в них Божьей искры. Народ слушал их словесную абракадабру, из которой улавливал прогноз или предостережение, и считал, что Бог общается с ним через безумного посредника.

Толкование фразы

Юродство ради Христа — это добровольный отказ от мирской жизни и маска безумия, смиряющая гордыню. Реалии внутреннего мира по-настоящему божьих людей находились в полной дисгармонии с внешним обликом. Безумство лишь подтверждало их уникальный интеллект. Страдания аскетов из-за нравственного падения ближних трудно переоценить.

Юродивые Христа ради — самые яркие личности, причисляемые к лику святых.

Но церковь относилась к канонизации юродствующих очень щепетильно. Причина тому — нашествие в XV-XVII веках псевдоюродивых, поступками которых управляли корысть и тщеславие.

Только семеро были признаны православием.

Юродивые в России

Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.

В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в году пишет:

«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».

Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей

Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых

Примечания[ | ]

  1. урод // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 168. ; юродивый // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 534.
  2. Юродивый // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. Юродство // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  4. Энциклопедия «Религия»: «Юродивые». (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  5. Житийная литература // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2008. — Т. XIX. — С. 283-345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  6. Юродивые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Gorainoff I. Les Fols en Christ… Р. 15-16; Saward J. Dieu a la folie. P. 15.
  8. Изначально Бог указал готовить хлеб на человеческом кале (Иез. 4:12), но после прошения Иезекиля заменил его на коровий помёт.
  9. 12 Жан Клод Ларше, Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с.
  10. 12 Жан-Клод Ларше. Библейские источники юродства
  11. Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» Книга II
  12. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Антонии. 25 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 427).
  13. Юродство // Религиозная энциклопедия на портале Богослов.ru
  14. Назаров В. Н. Юродство как феномен мировой культуры
  15. “Foolishness-for-Christ», Православие и мир, англ. яз.
  16. Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
  17. https://www.globalistika.ru/vestnik/vestnik_59.pdf Архивная копия от 16 ноября 2013 на Wayback Machine с. 109

Синонимы

В эту группу не войдут определения, которые уже здесь упоминались. Только новое и свежее, до того неизвестное. Итак, перечень следует далее:

  • глумиться;
  • издеваться;
  • дурачиться;
  • потешаться;
  • куражиться;
  • ехидничать;
  • иронизировать.

У глагола «ерничать» (что это значит, мы уже разобрали) довольно много замен. И да, надо сказать, что ирония редко предполагает злую насмешку над кем-то. В таком случае на место иронии становится сарказм. Но если образовать глагол от существительного «сарказм», то действие будет не слишком благозвучным, поэтому последняя в списке — ирония. А теперь поговорим о пользе и вреде сарказма для жизни

Что значит юродивый

Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».

Значение понятия

Справедливости ради нужно отметить, что в современном русском языке у слова несколько значений:

Контекст, тема разговора помогут понять, какое из значений вложено в словарную единицу.

Церковное толкование

В кругу верующих значение слова «юродивый» перманентно. В православии весьма почитается жизненный подвиг добровольной блаженности. Он считается самым сложным. В Новом Завете апостол Павел доводит до нас следующую мысль:

Какой же безграничной решимостью должна обладать личность, готовая откликнуться на этот призыв и посвятить жизнь вечному смирению. Последовав за Христом, подвижники оставляли в миру все, что имели, обрекали себя на посмешище и издевательства.

Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.

Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.

Происхождение слова

Созвучие корней юрод- и урод- определяет основное значение слова. Хотя при образовании в древнеславянском языке использовался корень род- , к нему добавлялась приставка ю- , имевшая значение отрицания. Поэтому смысл получался таким: не вписывающийся в род, в породу.

Перекочевав из старославянского, слово не потеряло начального звука , а также одного из своих значений — противостоящий обществу.

Это интересно: Востряковское кладбище

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector