Перенос митрополичьей кафедры из владимира в москву (дата)

Борьба за митрополита

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира сопровождался ожесточенной борьбой между Москвой и Тверью. Князья этих земель наперебой стремились угодить татарскому хану, стараясь склонить всесильных монголов на свою сторону. Между тем монах одного из тверских монастырей написал в Константинополь жалобу на митрополита Петра. Были высказаны факты симонии (раздачи церковных должностей) и пренебрежения церковными обязанностями.

Для владыки всея Руси возникла реальная угроза низложения. Но такое мероприятие не было бы возможным без одобрения многочисленного русского духовенства, а в дела церковные татарские ханы и их посредники предпочитали не вмешиваться. Для них важнее были подати и дани, регулярно приносимые русскими князьями. А духовную сторону жизни ханы предпочитали не обсуждать и на политику церкви влияния не оказывали.

Восхождение Петра на престол митрополита не обошлось без влияния московских князей. Обретя духовную власть над православными, Петр не забыл оказанных услуг и всецело поддерживал московских правителей. Он подолгу жил в Москве, там же и умер, и был похоронен. Многочисленные подношения и ходатайства московских князей сделали свое дело – покойный митрополит Петр был канонизирован под именем первого московского и всея Руси чудотворца. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира на Клязьме в Москву стал уже наполовину решенным вопросом.

Литература

  • Макарий, митр. История Русской Церкви.
  • Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник, 1857.
  • Голубинский, История Русской Церкви.
  • Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
  • Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
  • Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
  • Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
  • Розанов, История московского епархиального управления.
  • Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
  • Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.

Архиереи

  • Свт. Михаил I (988 — 992)
  • Леон (?)
  • Феофилакт (988 — до 1018)
  • Иоанн I (до 1018 — ок. 1030)
  • Феопемпт (1035 — 1040-е)
  • Кирилл I (упом. 1050)
  • Свт. Иларион Русин (1051 — до 1055)
  • Ефрем (ок. 1055 — ок. 1065)
  • Георгий (ок. 1065 — ок. 1076)
  • Свт. Иоанн II (1076/1077 — 1089)
  • Иоанн III (1090 — 1091)
  • Николай (упом. 1097 — 1101)
  • Никифор I (1104 — 1121)
  • Никита (1122 — 1126)
  • Михаил II (I) (1130 — 1145/1146)
  • Онуфрий Черниговский (1145 — 1147) в/у

Климент Смолятич (1147 — 1159)
Свт. Константин I (1155 — 1159)
Феодор (1160 — 1161/1162)
Иоанн IV (1163 — 1166)
Константин II (упом. 1167 — 1169)
Михаил III (II) (1170 — ?)
Никифор II (упом. 1183 — 1198)

,

Матфей (ранее 1210 — 1220)
Кирилл II (1224 — 1233)
Иосиф (1236 — 1240)

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

  • Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 — 1281)
  • Свт. Максим (1283 — 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
  • Свт. Петр (июнь 1308 — 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
  • ? Свт. Прохор (декабрь 1326 — 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве

Свт. Феогност (1328 — 11 марта 1353) в Москве
Свт. Алексий (Бяконт) (1354 — 12 февраля 1378) в Москве
Свт. Киприан (Цамблак) (1375 — 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве

Михаил IV (Митяй) (1378 — 1379) наречён

Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
Свт. Дионисий (1384 — 15 октября 1385) заточён в Литве
Свт. Фотий (2 сентября 1408 — 1431) в Киеве, с 1410 в Москве

Григорий (Цамблак) (15 ноября 1415 — ок. 1420) в Вильне
Герасим (1 сентября 1432-нач. 1433 — 26 июля 1435) в Смоленске
Исидор Униат (1436 — 1439) в Москве

Свт. Иона (1442/1443 — 15 декабря 1448) наречён

Свт. Иона (15 декабря 1448 — 31 марта 1461) в Москве

далее именуются Московскими и всея России (Руссии) (см.)

Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)

  • Григорий Болгарин (ок. 1470 — нач. 1474)
  • Мисаил (Соколинский-Бабич) (1474 — 1480)
  • Спиридон Сатана (15 сентября 1475 — ? (+ нач. 1500-х)) принят не был, провел жизнь в заточении
  • Симеон (упом. 1481 — 1488)
  • Иона (Глезна) (упом. 1492)
  • Сщмч. Макарий I (1495 — 1497)
  • Иосиф (Болгаринович) (30 мая 1498 — 1 мая 1500) в/у

Иосиф (Болгаринович) (1 мая 1500 — 1503)
Иона II (1503 — 1507)

Иосиф (Солтан) (1507 — март 1509) в/у

Иосиф (Солтан) (март 1509 — 1521)
Иосиф (Русин) (1523 — 1534)

Макарий (Москвитянин) (1 марта 1534 — 9 апреля 1535) в/у

Макарий (Москвитянин) (9 апреля 1535 — 1555)
Сильвестр (Белькевич) (упом. 1556 — 1567)
Иона (Протасович-Островский) (1568 — 1576)
Илия (Куча) (23 сентября 1577 — 1579)
Онисифор (Девочка) (1579 — 1589)
Михаил (Рогоза) (1589 — 1596)

1596 — 1620 — отпала в унию

Иов (Борецкий) (1620 — 1631)
Исаия (Копинский-Борисович) (20 июля 1631 — 1633/5 октября 1640)
Свт. Петр (Могила) (28 апреля 1633 — 31 декабря 1646)
Сильвестр (Коссов) (1647 — 1657)

Лазарь (Баранович) (1657) местоблюститель, еп. Черниговский

Дионисий (Балабан-Тукальский) (1658 — 1663)

Лазарь (Баранович), 2-й раз (1659 — 1661) местоблюститель, еп. Черниговский

Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663 — 1676)
Антоний (Винницкий) (9 ноября (24 ноября) 1663 — 26 ноября 1679)

  • Лазарь (Баранович), 3-й раз (1679 — 1685) местоблюститель, архиеп. Черниговский
  • Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (1679 — 1685) наместник местоблюстителя

Гроб святителя Петра в Успенском соборе и канонизация митрополита

Освящение Успенского собора произошло в августе 1327 года после смерти Петра, который покинул этот мир восьмью месяцами ранее. В храме для него соорудили каменный гроб, сделанный по просьбе митрополита еще при жизни святителя.

Русские люди глубоко почитали Петра, при котором Московское княжество возвысилось. В 1339 году святитель Феогност канонизировал своего предшественника. Русские князья приходили к гробу святого, чтобы поцеловать крест и присягнуть на верность московским князьям. Именем Петра утверждались государственные договоры. В то время у новгородцев было право избрания своего владыки. Когда же Новгород присоединился к Московскому княжеству, то его архиепископы утверждались на служение возле гроба святого Петра. Здесь же происходило избрание московских первосвятителей.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты русские»
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты юго-западной Руси»

  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как «Россия,» «Руссия,» «Русь.»

  Бурега, В. В., «Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было,» 6 августа 2008, , Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

  Алатарцева, Ирина, сост., «Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»,» портал Русское воскресение,

  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной

Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см

Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. — Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко —

  По другим данным — с 1200.

Этот день в истории Владимира: 3 января

3 января 1327 года (21 декабря 1326 года по старому стилю) – скончался митрополит Петр, перенесший митрополичью резиденцию из Владимира в Москву. Поэтому сегодня церковь отмечает день памяти святителя Петра, митрополита Московского.

Вообще-то, Петр получил от константинопольского патриарха сан митрополита Киевского и всея Руси. Но к тому моменту его предшественник киевский митрополит Максим уже перенес свою резиденцию из беспокойного Киева в стольный град Владимир.

Новый митрополит Петр, около года побыв в Киеве, тоже отправился жить во Владимир в 1309 году. То есть стал фактически митрополитом Владимирским и всея Руси. Здесь он вскоре прославился умением налаживать контакты с Ордой. Как раз в то время монголо-татары во главе с ханом Узбеком из язычества перешли в ислам. И митрополит Петр в 1313 году из Владимира съездил в Орду, был там с почтением принят и успешно подтвердил неприкосновенность и льготы православного духовенства.

Тем временем борьба за ханский ярлык на великое княжение Владимирское разгорелась между Тверью и Москвой. Петр поддержал московского князя Ивана Калиту. И «по его просьбе» в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

Московские князья с тех пор получили мощный идеологический ресурс для своих властных амбиций, а Владимир лишился такого важного столичного признака, как резиденция митрополита. Митрополит Петр успел еще убедить князя Ивана Калиту построить в Москве Успенский собор (как во Владимире!), и вскоре умер

Уже через 13 лет он был канонизирован как святитель Петр, митрополит Московский

Митрополит Петр успел еще убедить князя Ивана Калиту построить в Москве Успенский собор (как во Владимире!), и вскоре умер. Уже через 13 лет он был канонизирован как святитель Петр, митрополит Московский.

3 января 1915 года композитор Сергей Танеев дописал партитуру своей «лебединой песни», последнего своего крупного произведения – кантаты «По прочтении псалма» (cоч. 36).

Над кантатой на стихи Алексея Хомякова, которая стала художественной интерпретацией 49-го Псалма Давида, Сергей Танеев работал с 1912 по 1914 год. Произведение он посвятил своей матери, Варваре Павловне, от которой в детстве слышал стихи Хомякова.

В марте 1915 года состоялась премьера кантаты – дважды в Москве и дважды в Петербурге, с небывалым успехом. А в июне того же года Танеев скончался.

18 апреля 2013 года кантату Сергея Танеева «По прочтении псалма» на сцене Большого зала Московской консерватории представили Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, солисты и Московский камерный хор под руководством Владимира Минина.

Кантата регулярно издается на дисках в разном исполнении, на ее основе защищают диссертации

«По прочтении псалма» музыковеды называют последним великим произведением русской музыкальной классики, завещанием выдающегося композитора-философа.

Знаменитый музыкальный критик Борис Асафьев написал о кантате великого Танеева: «…За каждым изгибом музыкальной мысли – творческая воля и одухотворенное чувство композитора». А от себя к этим восторгам ценителей всякий раз хочется добавить – композитора, родившегося во Владимире.

Последствия переноса

Данное событие было знаковым для Московского князя. Оно многократно усиливало позиции светской власти, уравнивая ее с духовной. Фиогност был целиком на стороне Ивана Калиты, помогая последнему в деле присоединения соседних земель к Московскому княжеству. Например, Фиогност широко пользовался привилегией римских пап накладывать и снимать проклятия не только на отдельных людей, но даже на города и земли. Так он наложил проклятие на жителей Пскова и его окрестностей за то, что те отказались выдать тверского князя хану Улугбеку, тем самым провоцируя хозяина Золотой Орды на новые набеги и разрушения. Анафема дала ощутимый результат – князь тверской Александр Михайлович покинул Псков и выехал в Литовское княжество. После этого проклятие было снято.

Где находились кафедра и резиденция митрополита в разные периоды?

1. Кафедра и резиденция митрополита меняли свое местонахождение с течением времени. Вкратце историю этих перемещений можно описать так:

До конца XIII в.

Киев

выполняет сразу 2 роли – и кафедры, и резиденции.

КонецXIIIв. Митрополит Максим в 1299 г. переносит кафедру (!)

да и по сути резиденцию воВладимир из-за ослабления роли Киева как общерусской столицы (общие тенденции раздробленности, монгольские разорения). С этого момента митрополиты носят титулВладимирских .

Преемник Максима, митрополит Пётр очень любил бывать в Москве из-за весьма тёплых отношений с тогдашним князем Юрием Даниловичем (годы правления 1303-1325 гг.), старшим братом Ивана Калиты.

1320-е гг.

В 1326 г. митрополит Пётр скончался и был похоронен в Москве

. Вскоре он был причислен к лику святых, что заметно подняло авторитет княжества.

К тому же, Иван Калита (1325-1340 гг.) подавив Тверское восстание 1327 г. сумел добиться от хана Золотой Орды Узбека ярлыка на великое княжение и права сбора дани со всей территории Руси.

Благодаря этому новый митрополит, Феогност, в 1328 г. переносит резиденцию (!)

митрополитов вМоскву . При этомкафедра остаётся во Владимире .

XVв. И лишь в XV в. кафедра также переносится в Москву и митрополиты, а затем и патриархи начинают именоваться Московскими.

2

Важно знать, в чём заключается разница между кафедрой и резиденцией митрополита

Кафедра

– это место, дающее сану митрополита название, «приставку», «титул» (т.е. не просто митрополит и всё, а н., митрополит Киевский). Там же митрополит постоянно проводит церковные обряды, службы (литургии). В связи с этим, например, можно встретить словосочетание —кафедральный собор – т.е. тот конкретный храм, где ведут службы те или иные высшие иерархи церкви (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи).

Резиденция

– это место постоянного проживания в данном случае, митрополита, которое может и не совпадать с тем населённым пунктом, где находится кафедра.

3

Важно понимать, чем отличаются друг от друга титулы митрополита и патриарха

Митрополит

– глава Русской церкви с конца X в. и до 1589 г.

  • До 1448 г. назначался Константинопольским патриархатом (Византией).
  • В 1448-1589 гг. избирался самостоятельно высшим русским духовенством.
  • После 1589 г. – высший сан (должность) в церковной иерархии после патриарха.
  • Из числа митрополитов в 1589-1700 гг., 1917-25 гг. и 1943 г. – по наст. время избирались и избираются патриархи.

Патриарх

– глава полностьюнезависимой (автокефальной) церкви, самостоятельной в своих внутренних и внешних делах.

В восточнохристианской церкви существует несколько патриархатов помимо Московского – Вселенский, Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский и т.д.

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Начало объединения Русских земель

Митрополит Петр возвращается в Киевские пределы. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.

Первоначально митрополит Петр избирает местом своего постоянного пребывания город Владимир. Не сразу князья приняли митрополита Петра, но его кротость, монашеский уклад жизни и всепоглощающая любовь к своей пастве в итоге переменили их отношение.

Русь в то время была терзаема не только набегами захватчиков, но и междоусобными распрями князей. Наиболее властным и сильным был князь Михаил Тверской, ставший наследником великокняжеского престола.

Московское же княжество было слабым и неприглядным. Однако митрополит Петр, впервые посетив Москву в 1315 году, проникся любовью к москвичам и князю Ивану Калите. Эта первая встреча предопределила на будущее, какой город изберёт митрополит Петр.

Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву

Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России

Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли.

Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно объединить Русскую землю.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.

Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи.

Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа.

Деяния митрополита Максима

Именно митрополиту Максиму принадлежит создание действующей сегодня системы православных постов. Он стал основателем Рождественского, Успенского и Петрова постов, а также разъяснил, как правильно соблюдать постные дни по средам и пятницам.

Митрополит активно пропагандировал венчанные браки, о которых во времена татаро-монгольских нашествий русские люди начали забывать.

При Максиме шла борьба за Владимир между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским. Митрополитом была поддержана кандидатура князя из Твери, который в итоге и получил Владимир.

Максима не стало в конце 1305 года. Местом его упокоения был выбран Успенский собор во Владимире. Надгробная стена оформлена Максимовой иконой Богородицы, написанной в тот год, когда у митрополита случилось пророческое видение.

Впоследствии Русская православная церковь канонизировала Максима. Дни его памяти отмечают 23 июня и 6 декабря.

Переехав во Владимир, митрополит завершил процесс, начатый в 12-м столетии Андреем Боголюбским. Государственным и православным центром Руси стал северо-восток.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Явление Богородицы Максиму во сне и святой дар от Девы Марии

Согласно житию митрополита Максима, во Владимире ему приснился вещий сон о Богородице, похвалившей главу РПЦ за переезд в Ее град. Божья Матерь выразила особое покровительство митрополиту, одарив его омофором (платом, изображающимся на иконописных образах Девы Марии). Когда Максим проснулся, то увидел, что его руки держат тот самый омофор от Богородицы.

По велению владимирского князя Андрея Александровича омофор стали хранить в специально изготовленном для него золотом ковчеге. Святыню перенесли в Успенский собор, где она находилась до 1411 года, пока Талыч со своим отрядом не разграбил церковь. Существует предание, что соборному ключарю Патрикею удалось спрятать святыню в тайник, о котором монголо-татары не знали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector