Теософия и западная философия — theosophy and western philosophy

Теософский эволюционизм

Современная теософия, «адаптировав новые научные идеи, — писал профессор Николас Гудрик-Кларк, — предложила концепцию духовной эволюции человечества, проходящей через бесчисленные миры и эпохи». По мнению профессора Дональда Лопеза, теософская система духовной эволюции была более «глубокой и продвинутой» по сравнению с той, что предложил Дарвин. Теософы приняли его теорию эволюции, отвергнув утверждение о том, что жизнь возникла из материи, а не из духа. Согласно Блаватской, между чисто физическим развитием человека и эволюцией его духовной природы «лежит пропасть, через которую нелегко перешагнуть человеку, вполне владеющему своими умственными способностями. Физическая эволюция в представлении современной науки может быть предметом открытой полемики; духовное и моральное развитие, помещённое в тот же разряд, есть безумное отражение грубого материализма». Дарвиновская эволюция и материалистическая наука предполагают, что развитие материи в органической форме приводит к появлению психики и мышления как продуктов двух элементов: вещества и энергии. Оккультизм же утверждает, что такой процесс может привести лишь к созданию физических форм. Вместо того, чтобы рассматривать интеллект и сознание в качестве свойств развившихся организмов, теософия говорит о «духовной эволюции» как о сопутствующей биологической эволюции и связанной с ней. Эволюция в её «высшем аспекте» не может быть объяснена, если свести её факторы к слепым материальным силам, возникающим под влиянием «механических воздействий» окружающей среды.

По утверждению Блаватской, «научный» эволюционизм отражает только ту часть эволюции, которая имеет место в нашем нынешнем физическом мире. Дарвинизм не учитывает то, что происходит до и после этого. По её словам, Дарвин «начинает свою эволюцию видов с нижайшей точки и прослеживает её кверху. Его единственная ошибка заключается в том, что он применяет свою систему не с того конца». Пройдя через период необходимого разделения, дух возвращается к себе, обогащённый за время своего путешествия. Следовательно, биологическая эволюция не является «случайным» событием, которое «могло произойти» из-за какого-то «редкого» сочетания химических веществ и затем продолжилось, движимое необходимостью выживания и подходящими мутациями. По словам Блаватской, «вовсе не дух пребывает в материи, а наоборот, материя временно цепляется за дух». Таким образом, дух (или сознание) является первичным, а материя — временным средством, используемым в его «работе». Согласно теософии, эволюция — это основное явление Вселенной, не совпадающее с материалистическим видением, которое представляет собой, по мнению Блаватской, «отвратительную непрестанную процессию искр космической материи, никем не созданной, плывущей ниоткуда и несущейся в никуда». Она предложила каббалистическую схему эволюции: «Камень становится растением; растение — животным; животное — человеком; человек — духом; и дух — богом». В этой схеме «каждый продвинувшийся в физической эволюции вид лишь даёт больше возможностей направляющему его разуму действовать в улучшенной нервной системе».

По утверждению Олкотта, теософия «открывает тому, кто её изучает, что эволюция — реальный факт, но она никогда не была такой частичной и неполной, какой её представляет теория Дарвина». Профессор Таймни писал, что процесс биологической эволюции на физическом плане «достаточно детально» изучен наукой. Однако биология исследует только внешние формы, структура которых определяется физическими атомами и молекулами, а также физическими и химическими силами, действующими между ними. Науке не известно, что главная цель эволюции форм — получить более эффективные средства для развития разума и «разворачивания» сознания. Это невежество вполне естественно, потому что ортодоксальные учёные отказываются рассматривать всё, что «невидимо» и не может быть исследовано чисто физическими средствами. Оккультизм же позволяет получить «недостающие знания» и делает концепцию эволюции форм не только полнее, но и «объясняет причину всего процесса», без которой он кажется совершенно бессмысленным.

Философы о теософии

Одна точка зрения

Французский философ Рене Генон писал, что «теории Теософского общества настолько странно схожи с теориями Бергсона, что можно задаться вопросом, не происходят ли они обе из общего источника». Он заявил, что центральное место в теософической доктрине занимает «идея эволюции». Затем он написал, что, согласно теософскому учению, существуют

Что касается «так называемых сверхсекретных тибетских текстов», использованных Блаватской при написании ее книг «Тайная доктрина» и «Голос безмолвия» , Генон заявила, что у нее есть «перевод отрывков из Канджура и Танджура », опубликованный в 1836 году. от Александра Чома де КОРОС .

Другая точка зрения

Украинский философ Юлия Шабанова писала, что в современных интерпретациях теософического учения можно встретить понятие «философия теософии». В соответствии с этой логикой теософия должна содержать, помимо философии, другие аспекты и проявления. Специфика теософии — «целостность теоретического и практического , метафизического и экзистенциального , трансцендентности и имманентности , универсального и частного , эпистемологии и онтологии ». Теософский объект познания, как и философский, является «универсальным, существенным, окончательным». Но, по мнению Шабановой, философия, стремясь к существенному, хотя и допускает в своем пространстве иррациональность , мистицизм или интуиционизм, рационально объясняет особенности картины мира.

По мнению Шабановой, термин «теософия» часто применяется к теософическим учениям, которые можно считать «корпусом теософии». Она писала, что необходимо различать, во-первых, трансцендентальную основу теософии как ее «универсальное ядро», во-вторых, теософию как «состояние сознания» и, в-третьих, теософию как систематически сформулированное учение. Если «Божественная мудрость» является абсолютной Истиной, то « Теософское учение » отражает грани этой Истины, представленные через «просветленное сознание» и заключенные в определенные знания и представления. Таким образом, теософское учение — это не Истина, а лишь ее «описание». Быть опытным в теософическом знании еще не означает достичь «теософического состояния сознания», потому что накопления знания недостаточно для достижения «мудрости». Она утверждала, что теософское учение обретает смысл через самореализацию человека, которая является «способом пробуждения Божественной мудрости». Шабанова отметила «синтетический характер» теософского учения, обусловленный синкретической природой «трансцендентального ядра» теософии. По этой причине теософию нельзя выразить в форме «окончательной доктрины», и ее различные интерпретации приводят к противоречиям как внутри Теософского общества, так и во внешних оценках.

Определение теософии Блаватской цитируется в книге Шабановой:

Шабанова писала, что, согласно Блаватской, «теософия в своем воплощении есть само духовное знание — сама суть философского и теистического исследования». И подлинные теософы должны верить в нематериальную, всемогущую, вездесущую и невидимую Причину, которая «есть Все и Ничто ; вездесущая, но единственная; Сущность, заполняющая, связывающая, ограничивающая, содержащая все; содержащаяся во всем».

В 1879 году основоположник современной теософии впервые представил утверждение о «единой Высшей Сущности, Непознаваемой и Непознаваемой », которая была «центральной идеей Эклектической Теософии». Это утверждение было позже развито Блаватской в ​​произведении к «Тайной доктрине» , где говорится, что существует «Вездесущий, вечный, безграничный и непреложный принцип, о котором невозможно спекулировать, поскольку он превосходит силу человеческого понимания и может только быть затмеваемым любым человеческим выражением или подобием «.

Теософия и физика

В 1923 году астроном и теософ Дж. Сатклифф опубликовал книгу «Исследования по оккультной химии и физике», представляющую собой «критический анализ» теории относительности. Автор преследовал цель: уравнять значение «западной» и «восточной» науки, описав их как две дополняющие друг друга «школы». В этой публикации теория относительности рассматривается как наивысшее достижение западной науки, тогда как результаты теософского «исследования» атомов и эфирных структур, известного как оккультная химия, представлены в качестве достижения «восточной» школы. Стремясь показать, что итоги оккультных исследований можно сопоставить с теорией относительности, Сатклифф предлагает «совершенно новую теорию гравитации», основанную на физике эфира. Из его рассуждений видно, что он основательно изучил теософскую литературу, одновременно имея подготовку по физике конца 19-го и начала 20-го в.в. Сатклифф пытается интерпретировать теорию Эйнштейна в «традиции британского антирелятивизма», свободно оперируя понятием эфира. Концепция Сатклиффа основана на «сжатии и расширении» сопутствующего эфира физических тел, таким образом, по его утверждению, «гравитация представляет собой один из эффектов расширяющейся сферы эфира, а электрические явления есть функция его сжимающейся сферы».

Профессор Таймни писал, что теория относительности, по-видимому, дала «новое направление нашей цивилизации» и создала проблемы, которые «являются вызовом» для нашего нынешнего мировоззрения и способов мышления. В «научных кругах» считается, если для доказательства чего-либо используется математика, то вопрос «решён окончательно», и это можно больше не обсуждать. Однако большинство таких выводов не всегда основано на проверенных предположениях, а это не исключает возможность ошибки в «окончательном результате»

Часто не принимается во внимание тот факт, что математический вывод может быть правильным, если учтены «все факторы» по данному вопросу, а если этого нет, то результат может быть неправильным или же только частично правильным. Это следует иметь в виду при рассмотрении природы пространства и времени, а также метода Эйнштейна, использованного при решении данной проблемы

Он основывал свою теорию «только на фактах физического мира», а если есть другие, более тонкие миры, кроме физического, — а они, в соответствии с оккультизмом, существуют — то она не имеет никакой ценности в отношении этих миров. Поскольку теория основана только на таких фактах, она может быть верной, в лучшем случае, лишь «для чисто физических явлений». Трудно представить, что она может раскрыть природу пространства и времени «в целом», потому что оценивается «человеческим разумом», функционирующим в границах «физического мозга». Сам факт, что понятие пространственно-временного континуума, данное в ней, слишком сложно для человеческого ума, указывает на её ограничения. Фактически, её автор пытался интерпретировать «изъяны теней некоторых реалий, отбрасываемых на экран в теневом спектакле Сознания».

Таймни писал, что тот, кто «тщательно» изучал природу пространства и времени, мог убедиться в том, что ум человека также является очень важным фактором в этой проблеме, поэтому, для понимания пространства и времени, необходимо учитывать и этот фактор. А поскольку ум человека — это не только то, что проявляется через его физический мозг, но он имеет «много степеней утончённости и способов выражения», вся природа человека действительно вовлечена в проблему пространства и времени. И поэтому только тот, кто «нырнул в своё сознание и разгадал его наиболее глубокие тайны, достигнув источника, из которого пространство и время происходят», действительно способен сказать, какова истинная природа этих основных реалий Вселенной. «Кто наиболее правильно выразит, — писал Таймни, — своё мнение о природе апельсина: тот, кто просто поцарапал его кожуру, или тот, кто очистил апельсин и съел его?»

По мнению исследователей эзотеризма Эмили Селлон и Рене Вебер, Блаватская, «предвосхищая» выводы теории относительности, теории поля и квантовой механики, предложила новую модель Вселенной, в которой «шарообразные» атомы и «пушпульные» силы уступили место пространству, времени, движению и энергии, составляющим современную картину мироздания. Она утверждала, что «на учении об иллюзорной природе материи и бесконечной делимости атома как раз и зиждется вся наука оккультизма». В 1930 году известный физик Джеймс Джинс высказал предположение:

Во второй половине книги Джинса «Таинственная Вселенная» физика и космология уступают место спиритуализму и мистицизму:

Определение теософии

Блаватская пишет, что, «согласно лексикографам, термин теософия составлен из двух греческих слов: теос — „бог“ и софос — „мудрый“».Уэбстер определяет её как «предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последовательное достижение сверхчеловеческого знания: с помощью определённых физических процессов — как того добивались через теургические действа некоторые древние платоники, или путём химических процессов — немецкие философы огня». Автор считает это толкование неудачным, называя его «довольно легкомысленным объяснением». Она пишет, что Воган предлагает «более удачное и более философское» определение:

Чтобы дать полное определение теософии, Блаватская предлагает рассмотреть её во всех аспектах. Она пишет: «Внутренний мир не скрыт от нас непроницаемой тьмой. С помощью высшей интуиции, приобретаемой благодаря Theosophia — или божественному знанию, которое переносит ум из мира форм на уровень духа вне формы, во все века и во всех странах людям иногда удавалось ощущать вещи внутреннего, или невидимого мира». Все упоминаемые далее автором теософы-предшественники, среди которых: индийские аскеты (йогины, практикующие медитацию, или самадхи), неоплатоники, розенкрейцеры, или философы огня, и другие мистики были вовлечены в «поиски божественного „Я“ человека», которые сопутствовали описанной ею теургии. Согласно Ямвлиху, теургия была, как она указывает в своей статье, «искусством применения божественной энергии человека для подчинения слепых сил природы».
Эти поиски нередко принимались за «общение с личностным Богом», что не соответствовало действительности, но они занимали всех мистиков во все времена. Автор приводит слова члена Королевского общества Уоллеса, спиритуалиста, который, как она пишет, «смело и откровенно» заявил:

Профессор Дж. Сантуччи писал, что, согласно Блаватской, теософия, или божественная мудрость, — это «наивысшая истина о Боге, вселенной и человеке». Истина эта в своей чистой форме является изначальной — в том смысле, что она существовала на заре человеческой истории; эзотерической, поскольку её изучение позволено лишь тем немногим, кто способен постичь подобное знание; и универсальной, так как великие умы всех частей света провозглашали одну и ту же мудрость. Однако, несмотря на свой эзотерический характер, по меньшей мере частично эта истина была «известна в любой стране, претендующей на наличие цивилизации».

Статьи по теме свернуть ↑

Вера. Религия. Мощный инсайт после медитации 


Наталья Сергеевна Репина

По вере вашей — дано вам будет!!!Что самое главное для человека — это вера в себя. Она же и является показателем любви к себе. После каких событий произошёл этот инсайт?Первое событие: один раз в медитации я попросила показать, как исцелял Христос. И вот, значит, показывают мне. Сижу я, как Христос… Читать дальше

4

Дети индиго. Дети-кристаллы  


Наталья Сергеевна Репина

По поводу детей назрел пост написать. Своих будущих детей я «увидела» в медитации 4 года назад. Они же мне и «показали» будущего папу, а позже и помогли организовать нашу с ним встречу. Потом на несколько лет выпали из поля видимости, и вдруг один проявил себя, неожиданно. Пришли некие люди и принесли… Читать дальше

5

Химия любви 


Наталья Сергеевна Репина

Какие процессы запускает в организме ваша мысль! Вы не спонтанно влюбляетесь. Вы выбираете себе жертву под свои заморочки, а потом запускаете процесс, это всё происходит на бессознательном уровне. Переводите бессознательное в сознательное, тогда вы сможете осознанно влюбиться раз и навсегда!По мнению… Читать дальше

2

Уровни развития сознания личности и общества (К.Г. Юнг) 


Наталья Сергеевна Репина

На сегодняшний день существует несколько классификаций уровней сознания, через которые теоретически и практически может пройти за жизнь индивид. Так, К. Юнг выделял три больших этапа в становлении сознания индивида.

  1. Предперсональный уровень сознания. В онтогенезе — это ребёнок до 3 лет (т.е. до первого… Читать дальше

3

Цели и идеалы

  1. Сформировать ядро ​​Всеобщего Братства Человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
  2. Поощрять изучение сравнительного религиоведения, философии и науки.
  3. Чтобы исследовать необъяснимые законы природы и силы, скрытые в человеке.

Монашеский / Немонашеский

Теософское общество открыто для всех, кто поддерживает три его цели, независимо от убеждений, социальных обычаев или статуса брака. Безбрачие не поощряется и не обескураживается, каждый участник волен выбирать свой собственный образ жизни.

Полковник Олькотт в Адьяре, 1903 год.

Общее философское мировоззрение

  • Всеобщее Братство
  • Вера в теорию кармы
  • Вера в реинкарнацию
  • Существует Сознание ( Логос ), Универсальное и Индивидуальное.
  • Бессмертие человека

Духовная дисциплина

Рекомендуется практика братства независимо от расы, вероисповедания, пола, цвета кожи или любых других различий. Нет ничего обязательного. Члены могут заниматься какой-либо духовной практикой или вообще не заниматься ею.

Администрация

Организация имеет в высшей степени автономную структуру, в которой домики и секции полностью автономны. Президент вмешивается в дела Национальной секции только тогда, когда между ними возникает спор. В противном случае Президент не вмешивается в дела секций или лож. Президент назначается членами Генерального совета, а затем избирается членами со всего мира. Президент находится в должности сроком на семь лет. Вице-президент действует от имени президента по мере необходимости и помогает ему или ей различными способами. Секретарь ведет корреспонденцию по всему миру, ведет записи, включая статистику членства в Обществе, его ложах и секциях по всему миру, и отвечает за составление годового отчета. Он / она также является секретарем Генерального совета и Исполнительного комитета Общества. Этот комитет, который собирается несколько раз в год, выполняет решения Генерального совета и принимает финансовые и административные решения, касающиеся штаб-квартиры Общества. Казначей отвечает за финансы Общества и составляет годовой финансовый отчет.

На местном уровне члены организованы в ложи. Когда в стране есть как минимум семь лож, их можно объединить в национальную секцию. Ложи и секции имеют демократическую организацию, в которой избираются председатель, секретарь, казначей и другие должностные лица. Аналогичным образом, должностные лица национальных секций избираются непосредственно членами секции на деловой встрече.

Теософская химия

Параллельно с «психофизиологическими» изысканиями теософы занимались оккультной химией, основанной на «значительно модифицированной» атомной теории. Ледбитер начал «оккультное исследование» химических элементов ещё в 1895 году, и вскоре к нему присоединилась Безант. Они утверждали, что, используя ясновидение, могут описать внутриатомную структуру любого элемента. Атомы, по их словам, содержат в себе определённое количество «более мелких» частиц. Эти и другие результаты они опубликовали в 1908 году в книге «Оккультная химия: наблюдение химических элементов при помощи ясновидения». Хаммер предположил, что, хотя Ледбитер был «главным исследователем», его интерес к этой работе был связан, вероятно, с увлечением Безант химией.

Эмблема Теософского Общества

Эмблема Теософского Общества — это сложное изображение, состоящее из нескольких символов. Все они имеют глубокое духовное значение. В них заложена философская идея и мудрость о человеке и Вселенной.

Анкх

В самом центре расположен знак, который называется «анкх» (crux ansata). Его изображение выглядит как круг на кресте тау.

Это древний египетский сакральный знак. Существует гипотеза о том, что Анкх был главным знаком жителей Атлантиды и других древних исчезнувших цивилизаций. Его изображение часто встречается на гробницах фараонов и стенах храмов.

Анкх — это магический знак, имеет форму ключа. Крест — это жизнь, круг — это вечность.

Значение Анкха:

  • Способность вдохнуть в человека божественную силу;
  • Открывает врата потустороннего мира;
  • Воскресение духа из заключения в материи;
  • Дарование бессмертия;
  • Способность видеть тонкие миры;
  • Торжество духа над материей;
  • Торжество добра над злом.

Пересеченные треугольники — знак Вишну

Это два пересеченных треугольника, которые называются знак Вишну.  Другие их названия из Каббалы: печать Соломона, звезда Давида.

Это охранительный знак, который до сих пор встречается на воротах домов в каждой индийской деревне.

Переплетенные треугольники говорят нам о Двуединой жизни, состоящей из Духа и Материи. Так же они указывают на неразрывность Двух начал при сотворении мира: Женское и Мужское, доброе — злое и т.д.

Треугольники имеют разные цвета. Три окончания — это Троица, которые символизируют:

Белый треугольник:

  1. Знание;
  2. Того, кто познает;
  3. То, что познается.

Черный треугольник обозначает три силы:

  1. Творящая;
  2. Сохраняющая;
  3. Разрушающая.

Переплетенные треугольники образуют Шестиконечную Звезду, которая указывает на Двойственность Разума:

  1. Разум, пробужденный в Материи;
  2. Разум, живущий в мире Духа.

Змея

Комбинацию из треугольников окружает Змея. Она символизирует Вселенную с ее временем и пространством.

Змея — символ мудрости. Поедание своего хвоста имеет значение бесконечности Вселенной, ее круг и цикличность процессов. Этот символ можно часто встретить в восточных учениях, объясняющих карму и реинкарнацию души.

Свастика

Знак свастики представляет собой форму огненного креста. Он вращается по часовой стрелке, выдавая языки пламени.

Это обозначает огромные силы природы, неподдающиеся объяснению человеку.

Свастика на эмблеме символизирует процесс эволюции.

Ом (Аум)

Венчают эмблему три буквы Тримурти на санскрите, обозначающем священное слово. Это символ Бога, его имя. По-другому — «слово силы».

Это слово из медитации, которое создает сильнейшую энергетическую вибрацию. Это мантра для вхождения в транс.

Смертен ли человек

Развитие любого человека не может происходить вне круга, состоящего из рождения и смерти.  Он  проходит через следующие миры:

  • физический;
  • астральный (его также иногда именуют переходным);
  • ментальный (его второе название ― небесный).

С момента рождения и до самой смерти человек движется между ними. Большую часть жизни он проводит между физическим и астральным мирами. В небесный он попадает очень редко и в основном в те минуты, когда погружен в сон. Но человечество нашло и другие способы проникать туда, например, впадая в трансовое состояние. Кроме того, именно там мы оказываемся, умерев.

Более всего человек знаком со своим физическим телом. Материи, которые строят его: эфирная, газообразная, плотная и жидкая. Благодаря им мы состоим их тканей и клеток, располагаем органами, позволяющими нам чувствовать и воспринимать окружающий мир. А эфирная материя, за счет ее вихревых центров, позволяет нам изливать наши жизненные силы. Когда человек умирает, в небесный мир попадает именно эта эфирная часть, которая подвержена отделению от физического тела. Но даже после смерти эта часть обычно долго находится рядом с плотным телом, к которому она была привязана.

Физическое тело выполняет посредническую функцию, позволяя нам взаимодействовать с миром плотных физических материй. Однако ему доступны и высшие вибрации, оно даже может посылать ответы на них. Чем более развитой становится плотная оболочка, тем более тонкие материи становятся для нее характерными.

Некоторые люди обладают также развитым астральным телом. Чтобы понять, есть ли оно у вас, нужно сконцентрироваться на своих ощущениях и понять, чувствуете ли вы наслаждения и страдания, предчувствуете ли приятные и неприятные опыты, склонны ли к страстям. По сути, это тело также является проводником, позволяющим нам чувствовать. Если желаниям и страстям свойственна низменность, то астральное тело будет состоять только из грубых материй и обладать медленными вибрациями. По мере эволюции материя истончается, становится все более светлой, прозрачной и склонной к чистым вибрациям.

Чем выше уровень культуры человека, тем более развито его астральное тело. При этом оно находится в постоянном взаимодействии с телом ментальным. Когда человек спит, его астральное тело отделяется от плотного. Это позволяет нам учиться, получать новые знания и опыт во время сновидений. Кроме того, таким образом можно осуществлять контакты с близкими, которые уже покинули свои физические тела и перешли к небесному миру.

Из самого тонкого материала соткано ментальное тело. Оно крайне чутко реагирует на вибрации. Любые изменения, которые могут происходить на уровне сознания, находят отклик в теле, находящемся на ментальном уровне. Сначала эти перемены становятся известными астральному телу, а затем и клеткам головного мозга, находящимся и функционирующим в нашей плоти.

Чем более развит человек, тем менее грубая субстанция формирует его ментальное тело. У разных людей это тело имеет разный внешний вид. Если человек низко развит в духовном плане, то его ментальное тело принимает вид облака с размытыми очертаниями. Тело человека с высокой степенью культуры имеет очертания резкие и пребывает в бесконечном движении, реагируя на особенности импульсов и вибраций, поступающих из мира вокруг.

Чтобы добиться усовершенствования своего тела в его ментальном проявлении, человек должен стремиться к постоянному сохранению ясного мышления (в первую очередь отказавшись от всего, что его может затуманить: кофеиносодержащих напитков, алкоголя, наркотиков, курения), накоплению и приобретению новых знаний о мире и о самом себе, молитвам, медитациям. Именно это ведет к эволюционированию и позволяет нам обогатить свой внутренний мир и почувствовать себя эмоционально более чистыми, просветленными и счастливыми.

Ориенталисты и теософы

В 1888 году президент Теософского общества Генри Олкотт встретился в Оксфорде с Максом Мюллером, «отцом европейского религиоведения», как назвал его Лопез. Олкотт позднее записал в своём дневнике, что профессор Мюллер в разговоре с ним высоко оценил работу теософов по переводу и переизданию священных книг Востока. «Но в отношении нашей другой деятельности, — писал Олкотт, — связанной с исследованием древних представлений о существовании сиддхов и сиддхи в человеке, он высказался абсолютно скептически». По мнению Мюллера, ни в Ведах, ни в Упанишадах нет никакого эзотерического подтекста, о котором объявили теософы, и они только жертвуют своей репутацией, «потворствуя вере индусов в такие глупости». В ответ на попытку Олкотта аргументировать свою точку зрения ссылкой на Гупта-Видью и Патанджали профессор предложил сменить тему. Олкотт хорошо запомнил не только эту беседу, но и две мраморные статуэтки медитирующего Будды, размещённые на полу, справа и слева от камина. Он отметил этот факт, записав в дневнике в скобках: «Пусть буддисты примут это к сведению».

Профессор Лопез написал, что это была «знаменательная» встреча, потому что и буддист Олкотт, и буддолог Мюллер, хотя и были оба непосредственно связаны с буддизмом, всё же «занимали разные позиции и жили в разных мирах». Мир Олкотта, американского эмигранта, убеждённого теософа, никогда «формально не обучавшегося классическим языкам буддизма», но хорошо знавшего как «буддийский мир», так и многих «авторитетных монахов», столкнулся с миром Мюллера, немецкого эмигранта, выдающегося санскритолога, читавшего оригинальные буддийские тексты на санскрите и пали, но так и «не сумевшего распознать» их сокровенного смысла и «никогда не выезжавшего» за пределы Европы. Олкотту пришлось встретиться в Азии с буддийским суеверием, из-за чего он вступал в споры с некоторыми из ведущих монахов Шри-Ланки. Но он глубоко чтил буддийские нравы. После своих путешествий по Шри-Ланке и другим странам Азии он знал, что для буддистов было абсолютно «неприемлемо и оскорбительно» размещение чего-либо, «связанного с дхармой», на полу . Тем более, никто из буддистов «никогда не поместил бы статую Будды на пол».

Олкотт всё же поинтересовался происхождением этих статуэток и задал вопрос об их размещении. Мюллер ответил, что статуи Будды, стоящие на полу около его камина, вывезены из «большого храма Рангуна» (предположительно Шведагона). Профессор настолько проникся «британским имперством», как отметил Лопез, что его нисколько не смущало пользоваться военными трофеями, захваченными в буддийском храме. Ещё более интересно ответил Мюллер на вопрос, почему он поставил статуи Будды на пол: «Потому что у греков очаг был самым священным местом». По мнению Лопеза, «ответ звучит не очень искренне, но его смысл очень важен». Для Мюллера изображение Будды, захваченное в Азии и вывезенное в Англию, перестало быть азиатским, и поэтому его владелец якобы не был обязан следовать азиатским обычаям. Для него Будда сделался частью европейской культуры, «как греческий бог», значит, и оказывать ему почести следовало по обычаям западной цивилизации.

Через пять лет после встречи с Олкоттом профессор Мюллер опубликовал статью «Эзотерический буддизм», в которой ещё раз, но уже в другой форме попытался доказать, что никакого эзотеризма в буддизме нет и никогда не было. Всё своё негодование профессор направил против Блаватской, полагая, что буддийский эзотеризм — это исключительно её изобретение. «Я люблю Будду и восхищаюсь буддийской моралью, — писал Мюллер. Именно поэтому, — поясняет он, — невозможно молчать, видя, как его благородный образ используется религиозными шарлатанами, превратившими буддизм в эзотерическую чепуху». Теософы часто расходились во взглядах с европейскими учёными-ориенталистами и высмеивали их ограниченность. В 1882 году в письме Синнетту махатма Кут Хуми предложил: «Поскольку эти джентльмены-востоковеды полагают, что они облагодетельствовали мир своими так называемыми переводами и комментариями к нашим священным книгам — пусть теософы продемонстрируют великое невежество этих „мировых“ пандитов, предоставив общественности правильные доктрины и объяснения того, что они рассматривают как абсурдные фантастические теории».

Распространение теософии в мире

В конце 19 века на свет появилась теософия. Развитие движение получило после смерти Блаватской. В мире было создано несколько теософских обществ:

  • Самое мощное, международное, находящееся в Адьяре (Индия). Его основала сама Елена Петровна, проведшая свои последние годы в Адьяре.
  • Со штаб-квартирой в Пасадене (США). Оно произошло от секции, которую в 19 веке возглавлял Уильям Джадж. Он отделил свое общество от международного после смерти Блаватской.
  • Национальные, ранее подчинявшиеся адьярскому, но потом связи с ним утратившие. Они существуют более чем в трех десятках стран.
  • Альтернативные теософские общества «Объединенная ложа теософов», «Теософ интернешнл», а также антропософтские и рериховские общества.

Теософия в России начала свой путь развития с Петербургского общества, созданного в 1908 году, но в 1918-м большевики его запретили.

Действующее же ныне Теософское общество России было организовано в 1991 году.

В настоящее время в России действуют 17 подобных организаций, расположенных в следующих регионах:

  1. Московская область, индекс 143500.
  2. Новомосковск Тульской области.
  3. Петербург.
  4. Пятигорск.
  5. Нижний Новгород.
  6. Сызрань.
  7. Тольятти.
  8. Самарская область, г. Отрадный.
  9. Пермь.
  10. Кемерово.
  11. Красноярск.
  12. Омск.
  13. Юрга.
  14. Новосибирск.
  15. Братск.
  16. Хабаровск.
  17. Якутск.

Встречи членов общества проходят 1-2 раза в неделю. К примеру, в Московском они спланированы по четвергам, а иногда и по понедельникам. Адепты вникают в учение Блаватской путем изучения курса «Теософия, живая этика». Лекции, проводимые в его рамках, бесплатны и доступны всем желающим.

Поясним, почему в названии лекций появился новый термин. Нередко отечественные теософские общества проводят совместные встречи с рериховскими (их в России больше). Учение Рерихов, созвучное и родственное созданному Блаватской, так же как и теософия, многое почерпнуло из буддизма. При этом оно называется агни-йогой, или живой этикой.

Заключение

В мире есть много как сторонников, так и противников теософии. Пик ее популярности пришелся на конец 19 века. Медиум Блаватская сделала себе мировое имя и выполнила миссию Махатм, создав международное сообщество, сверхпопулярное в конце 19 – начале 20 века. Его членами были Томас Эдисон, Льюис Кэрролл, Джек Лондон, Джеймс Джойс, Генри Миллер, Поль Гоген. Общались с сообществом и знакомились с его теорией Альберт Эйнштейн и Сэр Артур Конан Дойл.

Заслуживает уважения подвижничество Блаватской и супругов Рерихов. Теософия, живая этика сегодня доступны и популяризированы. Более широкому их распространению препятствует, с одной стороны, отрицающая его позиция христианства, а с другой, его дискредитируют различные псевдоучения теософии.

Не зря на сайте российского теософского сообщества имеется страничка «Господа! Остерегайтесь шарлатанов!». На ней кратко изложены признаки псевдотеософских сообществ:

  • платность;
  • декларирование исключительности;
  • эго их руководителей;
  • требование личной преданности;
  • демонизация других сообществ;
  • обещания физического бессмертия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector