Августин блаженный: философия и учение
Содержание:
- Теория времени Августина Блаженного
- Взгляды Августина Блаженного
- О соотношении веры и разума
- «Исповедь»
- Душа человека: воля и постижение
- Влияние на христианство
- Учение о человеке Августина БлаженногоБ
- Философия
- Святые мощи, место хранения и поклонения
- Сейчас читают
- Эволюция духовной жизни
- Труды Августина Блаженного
- Произведения
- Этапы творчества Августина
- Цитаты Аврелия Августина
- Время и вечность
- Биография Августина Блаженного
- Биография Аврелия Августина
Теория времени Августина Блаженного
Размышления Августина о времени и вечности являются существенным вкладом в развитии философских взглядов на эту проблему. Ей посвящена одиннадцатая книга «Исповеди». Начиная свои рассуждения о времени, Августин пишет о сложности проблемы: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
По Августину, время существует во взаимосвязи с сотворенным миром. Время есть мера движения и изменений, присущих всем сотворенным конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, оно появляется как следствие Божественного творения и одновременно с последним.
Объясняя такие основные категории времени, как настоящее прошлое, будущее, Августин пришел к идее: прошедшее и будущее не имеют реального самостоятельного существования, действительно существует только настоящее. Именно в настоящем устанавливается порядок между вещами, выражающийся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Так, Августин создает философские предпосылки для утверждения исторического взгляда на мир и познание.
Августин пишет: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь (то есть не в предметной действительности)». Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа (человека).
На идее взаимозависимости сотворенного мира и времени основана августиновская защита традиционных христианских представлений о творении мира. Вопрос о том, что делал Бог перед тем как сотворил мир, лишается смысла: ведь он применяет к Богу понятие, которое имеет силу только по отношению к сотворенному. Это понимание противоположности абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.
Взгляды Августина Блаженного
Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.
Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.
Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.
Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.
В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.
Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.
Это интересно: 4742,Учреждения империи первых веков
О соотношении веры и разума
В миросозерцании Августина, иррационально-волевые показатели превосходят показатели рациональные, поддающиеся логике, и это находит выражение в преобладании веры над разумом. Философ превозносил веру в Господа, как основание и начало человеческих знаний. Но грешные Адам с Евой ослабили божественный авторитет. После этого, человеку необходимо верить и постоянно искать внутри себя опору в откровении Богу. Вера стоит перед пониманием. Ранее, наполнение веры искали в Библии. Августин утверждал неоспоримый церковный авторитет, где церковь – высшая инстанция истины. Это утверждение епископа Гиппона нашло отражение в ситуации, которая сложилась после укрепления позиции церкви, как организации централизованной и институциональной.
Мыслитель не просто утверждал, что вера господствует над разумом – он пытался дать этому философское объяснение. Если исходить из того, что основой знаний человека являются собственный и приобретенный опыт, то Августин больший акцент делал на втором, который более значим и богат. Он назвал приобретенный опыт верой. Но философ необоснованно подытожил, сопоставив веру в полученные знания с верой в Господа и священные авторитеты.
Основной вывод августиновского мышления о вере и разуме состоит в умалении разума. Мыслитель считал, что без религиозного откровения разум нелогичен и необоснован. Все учение Августина сводится к тому, что разум лишен самостоятельности.
«Исповедь»
Краткое содержание по книгам «Исповеди» Блаженного Августина позволяет составить полноценное представление об этом важном произведении. По сути, это общее название для 13 автобиографических сочинений, которые были написаны автором в 397-398 годах
В них он рассказывает о своей жизни, пути к христианству.
Считается, что это первая автобиография в европейской литературе, на протяжении последующего тысячелетия она служила основой и литературным образцом для большинства христианских писателей. Все они прекрасно знали краткое содержание «Исповеди» Блаженного Августина.
Примечательно, что в книге охвачена только часть его жизни — около 33 лет из 40 прожитых к тому моменту. В ней содержатся важнейшие сведения о его духовном пути, развитии религиозных и философских взглядов
В анализе «Исповеди» Блаженного Августина важно подчеркнуть христианскую составляющую этого труда. Автор описывает свою предыдущую жизнь, в которой было много заблуждений и пороков
Он просит прощения у Бога, воздавая хвалу его сочинениям.
Также он критикует учения, которыми интересовался в разное время — неоплатонизм, манихейство, астрологию, последние книги содержат толкование Книги Бытия, размышления о таинстве исповеди, учения о Троице, рассуждения о сущности времени, памяти и языка. Рассказывая кратко об «Исповеди» Блаженного Августина, необходимо остановиться на этих моментах.
Душа человека: воля и постижение
Еще одним направлением философского учения Августина является – размышление о воле. Христианский философ настаивает на том, что человеческий дух и сам человек нематериальны. Даже природных существ он считал не наделенными душой. Душа присуща только человеку, она разумна. Только человек в той или иной мере похож на Бога. Идея Августина сводится к тому, что каждый человек индивидуален и духовно неповторим.
Душа бессмертна и бесконечна, существуя даже после смерти человека. Богослов рассматривает душу, как никак не связанную с телесной сущностью человека субстанцию. Душа наделяет человеческое тело способностью мыслить, запоминать, проявлять волю.
Наличие памяти позволяет сохранить все события, наполняющие человеческую жизнь, в некоем беспространственном месте. А это и есть доказательство того, что душа нематериальна, так она сохраняет все полученные эмоции, знания, впечатления при помощи органов чувств.
Душа необходима для управления телом. Человек – это душа. Но философ рассматривает саму сущность души больше в волевом аспекте, нежели в мыслительном. Основой человеческой деятельности Августин считает волю, обладающую несомненным преимуществом над разумной деятельностью. Мыслитель призывает постоянно искать высшую истину и сильную волю, его труды наполнены страстью и эмоциями.
Влияние на христианство
Боттичелли. «Св. Августин»
Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо не только в африканской, но и в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений, нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Разрабатывал учение о св. Троице, исследовал отношения человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры.
Оказал влияние на Раймунда Луллия и других православных и католических богословов, подчёркивавших важность разума как источника веры. Согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке
Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения. Более того, Августин не рассматривает первородный грех в качестве причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в мире людей и животных. Он даже предполагает, что организм Адама и Евы был создан смертным ещё до грехопадения (но если бы они не согрешили, то обрели бы духовные тела и вечную жизнь ещё до Второго пришествия Христа)Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.
В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера.
Учение Августина о предопределении стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.
Учение о человеке Августина БлаженногоБ
Августин рассматривает человека в его нравственном измерении. Его интересует вопрос – каким должен быть человек. Для этого, в свою очередь, необходимо было объяснить, что такое свобода воли, добро и зло, откуда они происходят. Человек, по Августину, сотворен Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Однако человек впадает в первородный грех, заключающийся в служении своей телесности, в стремлении постичь не истину Бога, а постичь наслаждения от телесного бытия.
Грехопадение неизбежно приводит к злу. Отсюда тезис – зло не в мире, зло в человеке, порождаемое его волей. Утрата веры невольно приводит людей к творению зла, хотя субъективно они стремятся к добру. Они уже не ведают, что творят. Бытие и жизнь человека приобретают трагический и разорванный характер. И самостоятельно, без помощи Бога люди не могут освободиться от зла, прервать трагический характер бытия.
Для человека нравственным долгом, по мнению Августина, является следование Божественным заповедям и максимальное уподоблении Христу. Вера помогает обрести человеку нравственные ориентиры. Одна из главных добродетелей, считает Августин, – это преодоление себялюбия и безграничная любовь к ближнему своему. Он писал, что через любовь каждого человека к ближнему как брату, усмиряется в сердце чувство ненависти и эгоизма, себялюбия. Другой человек должен стать нравственной целью: «Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога».
По мнению Августина, большое значение на пути нравственного совершенствования человека имеет совесть. Совесть – это тончайшее средство самоконтроля. Она позволяет соотносить помыслы, поступки личности с идеалом должного. Поскольку человеку необходимо быть постоянно внимательным к мельчайшим движениям своей души, поэтому совесть как моральный феномен приобретает кардинальное значение. Августин впервые показал – и в этом его заслуга, что жизнь души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое.
Рассматривая проблему нравственного преображения человека, Августин с неизбежностью обращается к вопросам о принципах общественного устройства и смысле истории.
Философия
Философия Августина Аврелия — это неординарная комбинация христианского религиозно-мифологического миропонимания с философским осознанием вопросов мироздания.В своих трудах Августин не раз упоминает о важности и пользе знания философии. Работы Платона и неоплатоников стали базой философской теологии Августина
Именно такой философский строй в его представлении особенно точно и полно должен донести всем правильность христианского вероучения. Августин провел очень глубокую и кропотливую работу, основной целю которой было придание христианских «очертаний» платонизму и неоплатонизму. Для этого Августином были абсолютизированы те основы учений, которые соответствовали христианству, и отброшены те, которые были недопустимы. В конечном итоге, платонизм и неоплатонизм в течение долгого времени воспринимались европейскими философами в том разрезе, который был продемонстрирован великим мыслителем, а именно в христианизированной, неполной форме
Работы Платона и неоплатоников стали базой философской теологии Августина. Именно такой философский строй в его представлении особенно точно и полно должен донести всем правильность христианского вероучения. Августин провел очень глубокую и кропотливую работу, основной целю которой было придание христианских «очертаний» платонизму и неоплатонизму. Для этого Августином были абсолютизированы те основы учений, которые соответствовали христианству, и отброшены те, которые были недопустимы. В конечном итоге, платонизм и неоплатонизм в течение долгого времени воспринимались европейскими философами в том разрезе, который был продемонстрирован великим мыслителем, а именно в христианизированной, неполной форме.
Бог является центром доктрины Августина. Базируя свою концепцию на неоплатонизме, Августин заявляет, что Бог — это нематериальный, всесильный и всевластный Абсолют, а выше него – ничего нет и быть не может. В то же время он отрицает неоплатоническую теорию, согласно которой Бог един с миром, так как он его излучает. Бог как создатель мира совершенно не зависит от природы или человека. Они же, в свою очередь, — целиком и полностью зависимы от него.
Не стало Августина Блаженного, как часто его называют современные философы, в возрасте 76 лет.
«Исповедь», написанная Августином в 43 года, является первой автобиографией в истории. Именно благодаря этому труду мы имеем представление о жизни и деяниях одного из известнейших отцов христианской церкви — блаженного Августина.
Святые мощи, место хранения и поклонения
28 августа 430 года христианский философ отошел к Господу, находясь в осажденном вандалами Гиппоне. Приверженцы епископа сумели уберечь останки святого от осквернения арианами-вандалами, перевезя мощи на остров Сардиния.
После завоевания острова сарацинами король Ломбардии Лиутпранд в 18 веке выкупил святые останки, похоронив их в храме апостола Петра в городе Павия, который располагается и поныне недалеко от Милана.
В 1842 году Папа Римский благословил перевоз останков святого Августина в Африку, перезахоронив их в Алжире.
Ныне над святыми мощами воздвигнут памятник величайшему философу христианства Аврелию Августину Блаженному.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Тургенев Лес и степь
«Лес и степь» — полная романтики и красоты картина, написанная русским классиком Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он считает, что самым зорким взглядом на очарование природы обладают охотники, к которым причисляет и себя.
-
Краткое содержание Песнь о Нибелунгах
Произведение делится на авентюры, которых всего насчитывается 39. В первой говорится о Кримхильде, принадлежащей к бургундам. Девушка живет в окружении своей семьи и трех братьев-королей
-
Краткое содержание Айтматов Белое облако Чингисхана
Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности
-
Краткое содержание Тургенев Собака
В этом рассказе автор повествует нам об одном мистическом событии, и пытается навести читателя на размышления о чем-то сверхъестественном, и чудесном в нашей жизни
-
Краткое содержание Адамович Каратели
События повести Алеся Адамовича «Каратели» разворачиваются в 1942 году, на захваченной немецкими войсками Белорусской земле.
Эволюция духовной жизни
К созданию своего учения Августин шёл всю жизнь. Его взгляды на устройство вселенной, сущность Бога и предназначение человека неоднократно изменялись. К основным этапам его духовного развития можно отнести следующие:
- Влияние материнского воспитания на мировоззрение. Религиозные взгляды Моники послужили предпосылкой для духовных поисков Августина и привели к его обращению в христианство.
- Знакомство с трудами римского мыслителя, философа, оратора и политического деятеля Цицерона. После прочтения «Гортензий» девятнадцатилетний юноша начал задаваться вопросами о добре и зле, смысле человеческой жизни. Именно сочинения Цицерона побудили Августина серьёзно заняться философией.
- Увлечение манихейством, претендовавшим на роль универсальной религии и стремящимся к разумному объяснению мирового устройства. В основе этого учения лежит идея о существовании двух противоположных начал, имя которым Свет и Мрак. Главная задача человека — стремиться к Свету и жизни. Материя (одна из составляющих Мрака) старается помешать людям и удержать их в грехе и заблуждении. После смерти души праведников будут вечно жить с Богами. Для грешников уготовлено особое место — Болос, выбраться из которого уже невозможно.
- Разочарование в манихействе. Главной причиной послужила встреча Августина с Фавстом, духовным вождём манихеев, который не смог вразумительно ответить на вопросы, волновавшие пытливого юношу. Позже Августин выскажет сожаление о десяти годах, потраченных им на это учение.
- Встреча с епископом Медиоланским. Проповеди Амвросия произвели на Августина сильнейшее впечатление. Он снова возвращается к прочтению Библии. Но теперь некоторые сцены, описанные в Ветхом Завете, не кажутся ему нелепыми и неуместными. Амвросий словно открыл глаза Августину на истинный смысл библейских событий. Он изучает послания апостола Павла, слушает рассказы о монахах и отшельниках, ведёт беседы со святыми отцами. Постепенно Августин приходит к мысли, что христианство — единственное верное учение, которое он так долго искал.
- Борьба с еретиками. Всю оставшуюся жизнь Августин посвятил христианскому служению Богу и всячески старался препятствовать распространению иных религиозных концепций и учений, в том числе манихейских, данотистских и пелагианских. (Данотисты считали, что истинная церковь — «церковь бедных», расположенная в Африке, выступали против подчинения христианских общин Риму. По мнению сторонников монаха Пелагия, потомки Адама наделены свободной волей и не осквернены первородным грехом).
Труды Августина Блаженного
Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.
Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.
Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.
- Исповедь,
- О граде Божьем,
- Против академиков (скептиков),
- О жизни блаженной,
- О порядке,
- Монологи,
- О бессмертии души,
- О количестве души
- Об учителе,
- О музыке,
- Об истинной религии,
- О пользе веры,
- О свободной воле,
- Против Фавста,
- О духе и букве.
Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).
Произведения
Самое известное идейное фундаментальное сочинение Августина — «О граде Божьем», состоящее из 22 томов. Философ описывает символическое противостояние града смертного, временного, называемого Земным, и града вечного, именуемого Божьим.
Земной Град состоит из людей, которые ищут славы, денег, власти и любят себя больше, чем Бога. К граду противоположному, Божьему, относятся те, кто стремится к духовному совершенству, чья любовь к Богу превыше любви к себе. После Страшного Суда град Божий возродится и будет существовать вечно.
Основываясь на идеях Августина, Церковь поспешила провозгласить себя Божьим градом, расположенным на земле, и стала осуществлять функции верховного арбитра во всех человеческих делах.
К другим известным трудам Августина Блаженного можно отнести следующие достижения.
- «Исповедь» — автобиографическое произведение, благодаря которому сохранились многие сведения о жизни философа. В «Исповеди» подробно описаны этапы его духовной эволюции.
- Философские произведения: «Монологи», «О порядке», «Против академиков», «Об учителе».
- Пастырский труд «Проповеди».
- Сборник произведений «Молитвы».
Всего Августин оставил более тысячи рукописей. В большинстве его произведений одинокая человеческая душа, ограниченная телом, стремиться осознать себя в этом мире. Но, даже приблизившись к заветному знанию, христианин ничего не сможет изменить в своём существовании, поскольку судьба его уже предопределена Богом.
Согласно взглядам философа, человек XXI века, как и современник Августина, живёт в ожидании Страшного Суда. А впереди его ждёт только вечность.
Этапы творчества Августина
Выделяются три основных периода деятельности мыслителя, где отразилась эволюция его взглядов — ее характеризует постепенно смещение акцентов от античной философии к проблемам эсхатологии, церковной догматики и защиты веры.
Первый
386-395 гг. н.э. Отличается сильным влиянием неоплатонизма и рационализма. Из-под пера Аврелия выходят философские диалоги, дается доказательная база теории семи свободных искусств. Пишутся работы по теории музыки, богословские труды и цикл работ по критике манихейства.
Второй
395-410 гг. н.э. Главной вехой становится рукоположение в епископы. Августин занимается библеистикой, сочиняет комментарии к текстам Писания, моральные трактаты и полемики против еретиков-донатистов. Он пишет «Исповедь» — свой знаменитый биографический труд.
Третий
410-430 гг н.э. На склоне лет отец церкви пишет обличения пелагианства и акцентируется на проблемах эсхатологии и мироздания. Увидел свет трактат «О граде Божьем» — главный историко-философский труд.
Цитаты Аврелия Августина
- Время лечит любые раны.
- Почему душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?
- Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
- Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.
- Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.
- Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
- Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека.
Время и вечность
Аврелий внес существенный вклад в развитие философских взглядов о времени. Августин признавал всю сложность размышлений о нем. Он постоянно просит Бога о просвещении. Для философа несомненной истиной было то, что время есть мера изменения и движения, которые присущи всем созданным вещам. Времени не было до сотворения мира, его появление связано с божьим творчеством. При сотворении всего материального Господом, создана и мера его изменчивости.
Проводя анализ самого определения времени, Августин старался понять главные его характеристики – прошлое, настоящее и будущее. В результате, он пришел к выводу, что ни прошлого, ни будущего не существует, есть только настоящее, в котором можно мыслить о прошедших или будущих событиях. Таким образом, прошлое находится лишь в памяти человека, а будущее находит отражение в надежде.
Мировоззрение Августина сводит прошлое и будущее к настоящему времени. Но ему присуще и стремление замедлить столь быстрое движение времени. В реальности, это не представляется возможным. В божественном мироздании все существует сейчас, без всяких «до» и «после».
Вечность статична и является неотъемлемой частью существа Бога. Августин противопоставляет вечное существование Господа и постоянную изменчивость мира материальных вещей – это одна из основ воззрений философа.
Биография Августина Блаженного
Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.
У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.
Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.
В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.
Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.
Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.
Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.
В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.
Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.
Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.
В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.
Святой Августин Филипп де Шампань
Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,
- Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
- Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
- Ассумпционисты
- Женские монашеские конгрегации августинок.
Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.
Биография Аврелия Августина
Богослов и философ Аврелий Августин родился в 354 году в семье провинциального чиновника. Мать философа — религиозная христианка Моника — оказала на него огромное влияние. Отец Августина исповедовал идолопоклонство. Родиной Аврелия является небольшой африканский город Тагаст, расположенный на территории современного Алжира. В семье было трое детей, однако образование смог получить только будущий философ. Провинциальный чиновник не обладал огромным богатством, и, чтобы дать детям возможность учиться, родители должны были занимать деньги.
Начальным знаниям грамматики и арифметики Аврелий Авгут обучился на родине. Затем получал образование в Карфагене на курсе риторики. После окончания школ риторики Августин остается преподавать данный курс в Карфагене. Несмотря на глубоко религиозную христианку Монику, сам Аврелий вел праздный образ жизни, однако наставления матери помогли ему вернуться на правильный путь.
Во время жизни в Карфагене Аврелий изучал труды Цицерона, которые и вызвали в нем желание заниматься философией. В этот период Августин пишет свою первую философскую книгу. Однако эта работа философа не дошла до наших дней. Первое чтение христианского учения не вызвало интереса у будущего философа. Августин не соглашался с примитивным языком и мышлением Священного писания, поэтому перешел на специфическое восприятие и трактование Библии. В возрасте 28 лет Аврелий уехал в Рим и стал сторонником манихейского учения. После встречи с духовным наставником манихеев, Августин отказался от данного учения и стал склоняться к скептицизму.
Свои религиозные взгляд Августин изменил после знакомства с монахом Амвросием, который смог изменить представления и интересы молодого ученого и склонить его к христианству. В 387 году Аврелий принимает крещение и переходит в христианскую веру.