Августин блаженный
Содержание:
- Биография Аврелия Августина
- Понятие о науке и мудрости
- Характер имени Августин
- От рождения до встречи с Богом
- Биография
- Взгляды Августина Блаженного
- Биография
- Религия в жизни богослова
- Литература
- Биография Августина Блаженного
- Переводы
- Примечания
- Влияние на христианство
- Божественное предопределение
- Время и вечность
Биография Аврелия Августина
Аврелий Августин появился на свет 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст (Римская империя).
Он рос и воспитывался в семье чиновника Патриция, который являлся мелким землевладельцем. Любопытно, что отец Августина придерживался язычества, тогда как мать, Моника, была набожной христианкой.
Мама делала все возможное, чтобы привить сыну христианство, а также дать ему хорошее образование. Она была очень добродетельной женщиной, стремящейся к праведной жизни.
Возможно именно благодаря этому ее муж Патриций, незадолго до смерти, принял христианство и крестился. Помимо Аврелия, в этой семье родилось еще двое детей.
Детство и юность
Будучи подростком Аврелий Августин увлекался латинской литературой. Окончив местную школу он отправился в Мадавру, чтобы продолжить обучение.
В этот период биографии Августин прочел знаменитую «Энеиду» за авторством Вергилия.
В скором времени благодаря Романину – другу семьи, ему удалось уехать в Карфаген, где он в течение 3-х лет обучался искусству риторики.
Святой Августин и Святая Моника
В 17-летнем возрасте Аврелий Августин начал ухаживать за молодой девушкой. Вскоре они стали сожительствовать вместе, однако официально их брак зарегистрирован не был.
Это объяснялось тем, что девушка принадлежала к более низкому сословию, поэтому не могла рассчитывать стать женой Августина. Тем не менее, пара прожила вместе около 13 лет. В этом союзе у них родился мальчик Адеодат.
Понятие о науке и мудрости
Августин объяснил различие науки и мудрости с теологической точки зрения. Если говорить кратко, то знание, которое перерастает в науку – это разумное исследование мира, которое дает возможность пользоваться материальными вещами. А мудрость – это изучение духовного мира, промысла божьего. Человек должен подчинить науку мудрости. Провозглашая этот принцип, философ показал этот этап становления средиземноморского мышления, как варваризацию умственного развития и расширение морального сознания. Эта философия Августина Блаженного показала очень характерные черты погибающей античной культуры – она превращалась в культуру феодального общества средневековья.
Знание, следуя философии Августина Аврелия, не есть зло, оно нужно для развития материального мира. Но знание не должно превращаться в цель жизни человека, он должен стремиться к божественному познанию.
Исходя из этих умозаключений, христианский философ накидал программу, в которой научное знание подчиняется интересам христианского учения, осуществить основы которого стало главное характерной чертой духовного развития западноевропейского феодального общества. Так как вся сущность мудрости представлена в Библейском писании и церковных основах.
Характер имени Августин
Характер имени Августин таков, что сулит много хороших качеств. Среди них и целеустремленность, и трудолюбие, и честность и многое другое. Но вместе с огромным списком хороших качеств, могут сулиться и плохие. Например, сюда можно отнести неспособность принимать чужие мнения, неготовность уступать, бескомпромиссность, присущая взрослым Августинам, и принципиальность.
Характер этого имени, а вместе с ним и самого Августина, таков, что сулит много проблем в плане общения с людьми. Особенно это касается однополого общения. Если женщинам наоборот нравятся такие импульсивные, черствые и временами слишком жесткие мужчины, но мужчинам такой собеседник и товарищ точно не будет нравиться. Именно поэтому-то у Августинов в большинстве случаев и наблюдаются проблемы с количеством настоящих друзей, товарищей.
Зато в целом характер этого имени сулит Августинам хорошую судьбу и большое будущее в плане карьеры и профессионального продвижения. Это в своем большинстве люди, всегда достигающие больших высот и успеха в карьере. А ведь это уже многого стоит…
От рождения до встречи с Богом
Христианский философ о своем жизненном пути написал сочинение «Исповедь», откуда узнаем, что Аврелий родился в Тагасте, городе Северной Африки в середине четвертого века новой эры, 13 ноября 354 года. В африканском городе уже на то время были христиане, к которым принадлежала и Моника, мать будущего церковного политика, но на жизнь мальчика в самом начале жизненного пути оказывало влияние отца, ярого язычника.
Моника (позже названа святой), несмотря на положение женщины в семье в то время, сумела оказать сильное влияние на родных. Патриций, отец Аврелия, перед смертью принял Иисуса Христа своим Спасителем и ушел в Небеса спасенным.
Семья жила со средним достатком, но родители не жалели никаких средств для обеспечения сына хорошим образованием. Вначале юноша учился в Тагасте, затем переехал для продолжения образования в Мадауру на 3 года, после этого в 366 году отправился в Карфаген.
Икона святого Августина
Во время учебы Аврелий встретил женщину, которая родила сына Адиодата.
Молодой человек, погрязший в светских утешениях, не находит удовольствия в жизни, ищет ответы на что-то высшее. Живя в Карфагене, юноша окунается в книги Цицерона, пытается читать святое Писание, но не может понять написанного, и примыкает к движению манихеев, оставаясь верным секте целых десять лет, затем находит утешение в работах Плотина.
В возрасте 29 лет в 1383 году молодой философ, обладающий ораторским даром, переезжает в Рим, а через год его встречает Милан, как учителя красноречия.
Это интересно: Жизнь Алексия Мечёва Московского — расписываем все нюансы
Биография
Рассвет жизненного пути Аврелия Августина, полного удивительных имманентных преображений, выразившихся в движении творческого вектора философа от анализа к догматике, сложно назвать образцовым с точки зрения христианской морали.
Рождённый в 354 г в африканской провинции, он воспитывался и образовывался преимущественно матерью, умной и благочестивой христианкой. 17-летним юношей будущий философ вёл распутный образ жизни, что не мешало его успешному обучению риторике в Карфагене.
Значительный отрезок жизни Августин посветил роли аудитора и преподавателя риторики в среде сторонников популярного на то время религиозного учения — манихейства. После принятия в 386 г христианства видный философ и богослов отправляется из Милана в родной город Тагаст, на время прибывания в котором приходится пик его литературной деятельности в условиях аскезы монастырской жизни.
Оказавшись с 396 г. на посту Епископа гиппонского, он до самой смерти занимается идейным руководством борьбы церкви с ересью и донатистами и активной деятельностью на пользу укрепления и единения церкви.
Смерть Августина Блаженного пришлась на 430 г в разгар осады Гиппона под руководством вандала Гейзериха.
Взгляды Августина Блаженного
Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.
Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.
Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.
Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.
В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.
Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.
Это интересно: 4742,Учреждения империи первых веков
Биография
Блаженный Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте, в Нумидии (современный Тунис). Этот североафриканский город был когда то завоеван Карфагеном и являлся своего рода римской колонией. Августин говорил и писал на латинском языке.
Его семья была обычным по тем временам союзом римского патриция-язычника и простой благочестивой женщины. Мать Августина Моника была христианкой, впоследствии канонизирована.
Из автобиографической «Исповеди» блаженного, известно, что своей кроткой жизнью ей удалось привести в христианство и своего мужа, он крестился незадолго до смерти. Считается, что по молитве матери и Блаженный Августин пришел к вере во Христа. Вслед за сыном св. Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского. Она пыталась приобщить ребёнка к Церкви, но на тот момент влияние отца было сильнее, в детстве св. Августин крещен не был. Он принял крещение уже во взрослом возрасте, полностью пройдя процедуру катехизации.
В юности св. Августин Аврелий вел достаточно разгульный образ жизни, однако, с принятием и узнаванием христианства, он его полностью переменил. В каком-то смысле св. Августин выбрал для себя путь кающегося грешника, спустя столетия его повторит ещё один знаменитый католический святой — Франциск Ассизский.
Первое знакомство Блаженного Августина со Священным Писанием не произвело на него особого впечатления. В четвертом веке древний еврейский текст, переведенный на «койне», простонародный греческий диалект, возникший ещё в армиях Александра Македонского, показался вульгарным молодому римскому интеллектуалу.
Св. Августин считал, что Господь Ветхого Завета, жестоко карающий богоизбранный народ и милующий Христос Евангелия — разные Боги. Многочисленные библейские «гебраизмы» произвели гнетущее впечатление на утонченного, ищущего рационального объяснения Библии, Августина. Это убеждение, наряду с жаждой истины и привело его к манихейству, где он «потерял в шелухе» почти девять лет.
Последователи перса Мани интерпретировали Священное Писание в духе зороастризма, по сути они были сложносочиненной еретической сектой, впитавшей в себя восточные языческие культы, гностицизм и, возможно, арианство. Манихеи проповедовали дуалистическое учение, согласно которому, все божественное и светлое в мире, суть эманации от Бога-Отца, а сотворенный им Христос-Сияние сошел на землю и воплотился в Еву, чтобы преподать человечеству пути спасения. Св. Августин быстро перерос манихейство, а его следующим увлечение стала греческая философия.
В Карфагене он преподавал риторику, достигнув в этом определенных высот, там же продолжил изучать философию. Прочитав философские трактаты Плотина, Августин стал причислять себя к неоплатоникам, которых часто называют «христианами до христианства». Именно тогда он получил в свое распоряжение стройную логическую систему греческих мудрецов, – Платона и Сократа.
Неоплатонизм – синтез научных, религиозных, философских, а значит и рационалистических систем, учит о непознаваемости трансцендентного Бога (Единого) и возможности изучения его снисходящих в мир эманаций. Эта система имеет иерархию, понятную и христианству. Постепенно познавая божественные проявления в материальном мире, разум человека возносит его к запредельному Единому. Всего один шаг отделял Августина от понимания, а значит и принятия Евангельской вести.
В 393 году Августин жил в римском городе Медиолане (современный Милан), где выступал со своими знаменитыми лекциями один из четырех великих учителей Церкви, св. Амвросий Медиоланский. Слушая его, Августин все больше проникался красотой христианского вероучения, он нашел свою истину во Христе. Спустя некоторое время, Августин Блаженный принял Таинство Крещения.
После того, как отошла ко Господу его мать, св. Моника, Августин вернулся на родину в Тагаст. Полученное наследство он отдал на нужны Церкви и уехал в город Гиппон, где принял священнический сан, а в 395 был рукоположен во епископы.
Уже тогда св. Августин Аврелий был известным апологетом, а прошлое ритора и хорошее знание философии, привели его к занятиям теологией. Он оставил после себя колоссальное литературное наследие, которое включает в себя труды по апологетике, догматико-полемические трактаты, работы по нравственному богословию, гимнографию и проповеди.
Религия в жизни богослова
Если рассматривать кратко биографию Августина Блаженного, философия, которой он придерживался, формировалась в течение всей его жизни. Его мать была крещеной христианкой, а отец принял крещение на смертном одре, когда будущий богослов был подростком. Никто из них не был особо набожным. Согласно его биографии, Августин Блаженный до крещения был зачислен в качестве кандидата в христианскую церковь еще ребенком (в то время, до появления обязательного крещения младенцев, этот ритуал обычно откладывался до часа смерти и использовался, чтобы смыть все грехи своей жизни). Его классическое образование было дополнено чтением Христианских Писаний, затем он присоединился к манихейцам, наслаждаясь их полемикой, в которой он принимал активное участие. Он защищал себя от них и использовал их для политического влияния даже после того, как он утверждал, что отмежевался от их убеждений. Он бросил их, когда оказался в Милане.
Когда Августин принял крещение от рук Амвросия в 387 году, присоединив тем самым религию своей матери к культурным обычаям своего отца, он сумел сделать это своим собственным христианством. Читая платоновские тексты и правильно понимая некоторые из их доктрин, Августин решил для себя, что христианство возможно только в том случае, если он пойдет дальше, чем говорил любой священник. Он решил придерживаться безбрачия, хотя был мирянином. Будучи христианским епископом Гиппона, он решил рассказать историю своей жизни как драму падения и восстания, греха и обращения, опустошения и благодати.
Литература
Общие работы
- Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V B., . М., 1892
- Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894.
- Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. Сергиев Посад, 1916
- Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 2005.
- Герье В. Н. Блаженный Августин. М., 2003.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль. 1979. С. 181—340
- . СПб., 2002.
- История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
- Ляшенко В. П. Философия. М., 2007.
- Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.
- Марру А. И. Св. Августин и августинизм. М., 1998.
- Marrou H. I. S. Augustin et l’augustinisme. P., 1955 (рус. пер.: Mappy А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999)
- Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. М., 2001.
- Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003.
- Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. M?nch.— В., 1915
- Cayr? F. Initiation a la philosophie de S. Augustin. P., 1947
- Gilson ?. Introduction ? l’?tude de Saint Augustin. P., 1949
- Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. M?nch., 1967
- Flasch K. Augustin: Einf?hrung in sein Denken. Stuttg., 1980
- Клот, «Der heil. Kirchenlehrer Augustin» (2 т., Аахен, 1840);
- Биндеман, «Der heilige Augustin» (Берл., 1844);
- Пужула, «Vie de St. Augustin» (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
- Дорнор, «Augustin, sein theologisches System und seine religionsphilos. Anschauung» (Berlin, 1873).
Онто-теология и гносеология
- Ritier J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus, Fr./M., 1937
- Chevalier I. S. Augustin et la pens?e grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940
- Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. K?ln, 1948
- Cayr? F. La contemplation Augustinienne. P., 1954
- Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965
- Armstong A. H. Augustine and the Christian Platonism. Villanova, 1967
- Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. M?nch., 1980
- Bubacz B. St. Augustine’s theory of knowledge. N. Y.—Toronto, 1981
Антропология, психология, этика
- Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. Киев, 1870. 247 стр.
- Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin, B2. Aufl., Freiburg, 1929
- Nygren G. Das Pr?destinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956
- K?rner F. Das Sein und der Mensch. Die existentielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freiburg-?-M?nch., 1959
- Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959
- Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962
- Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965
- Maxsein A. Philosophia Cordis. Das Wesen der Personalit?t bei Augustinus. Salzburg, 1966
- Schmaus M. Die psychologische Trinit?tslehre des hl. Augustinus, 2 Aufl. M?nster, 1927
- O’Connell R. J. St. Augustine’s early Theory of Man. A. D. 386—391. Cambr. (Mass.), 1968
- Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1968
- B?hm S. La temporalit? dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984
Эсхатология и социология
- Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.—L., 1963
- Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Cambr., 1970
- Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985
Эстетика
- Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984
- Svoboda К. L’Esth?tique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933
Традиция
- Nygren A. Augustin und Luther. В., 1958
- Smits L. Saint Augustin dans l’oeuvre de Jean Calvin, т. 1—2. Assen, 1957—58
- Bern Ch. ?rasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’?rasme. Gen., 1969
- Sellier P. Pascal et Saint Augustin. P., 1970
Библиография
- Andresen С. Bibliographia Augustiniana, 2 Aufl. Darmstadt, 1973
- Miethe Т. L. Augustinian Bibliography, 1970—1980. Westport-L., 1982.
Биография Августина Блаженного
Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.
У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.
Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.
В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.
Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.
Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.
Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.
В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.
Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.
Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.
В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.
Святой Августин Филипп де Шампань
Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,
- Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
- Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
- Ассумпционисты
- Женские монашеские конгрегации августинок.
Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.
Переводы
Русские переводы
Собрания сочинений:
-
Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. М., 1786.
- Ч. 1. О граде божием. Кн. 1-5. 509 стр.
- Ч. 2. О граде божием. Кн. 6-12. 375 стр.
- Ч. 3. О граде божием. Кн. 13-18. 496 стр.
- Ч. 4. О граде божием. Кн. 19-22. Святые и душеспасительные размышления. Книга единобеседований души с богом. Ручная книжка. Карманная псалтирь.
-
Августин. Творения. / Пер. Киевской духовной академии (1879-1908, в 11 ч.).
- переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. СПб, Алетейя — Киев, Уцимм-пресс. 1998. В 4 т.
- Т. 1. Об истинной религии. 752 стр. (включает сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь»)
- Т. 2. Теологические трактаты. 768 стр. (включает сочинения: «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», «О согласии евангелистов», «О книге Бытия»)
- Т. 3. О граде Божием. Кн. 1-13. 600 стр.
- Т. 4. О граде Божием. Кн. 14-22. 592 стр.
- переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. СПб, Алетейя — Киев, Уцимм-пресс. 1998. В 4 т.
Старые переводы:
- «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») Августина переведена Карионом Истоминым с белорусского в 1687 году и поднесена царевне Софье.
- Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой. СПб.: 1786. 140 стр.
- О духе и письме. / Пер. Н. Загоровского. М., 1787. 115 стр.
- Исповедания в 13 кн. / Пер. иеромон. Агапита. М., 1787. 571 стр.
- Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835. 355 стр.
- О том, как оглашать людей необразованных. СПб, 1844.
- неоднократно издавалась «карманная псалтирь» Августина.
- Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). М., 1914. 442 стр.
Новые переводы:
- Об обучении оглашаемых. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. 1976. № 15.
- О благодати и свободном произволении. / Пер. О. Е. Нестеровой. // Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
- Августин. Исповедь. / Пер. М. Е. Сергеенко, вступ. ст. А. А. Столярова. (Серия «Памятники религиозно-философской мысли. Западная патристика»). М.: Ренессанс. 1991. 496 стр.
- Толкование на псалом 125. / Пер. С. А. Степанцова. // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 52-75.
- О природе блага против манихеев. Против ниспровергателей Закона и Пророков. Против послания манихея по имени Фундамент. / Пер. О. Е. Нестеровой. Об учителе. / Пер. В. В. Бибихина. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. М., 1998. С. 147—208.
- Письмо CCLVIII (к Марциану). // Богословский сборник. 1999. № 4.
- Блаженный Августин. Против академиков. / Пер. и комм. О. В. Головой. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1999. 192 стр.
- Письмо XVIII к Целестину. М., 2000.
- О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию. / Пер. И. Мамсурова. М.: Путь. 2000.
- Рассуждение в 4-й день празднеств. / Пер. С. А. Степанцова. // Богословский сборник. 2000. № 5.
- О свободе воли. / Пер. М. Ермаковой, А. Шарниной. О христианском учении. / Пер. С. Неретиной. // Антология средневековой мысли. В 2 т. Т.1. СПб.: РХГИ. 2001. С. 19-112.
- Августин. Слово о разорении города Рима. / Пер. С. А. Степанцова. // ВДИ. 2001. № 2.
- Августин. О Троице. / Пер. А. А. Тащиана. (Серия «Патристика. Тексты и исследования»). Краснодар, Глагол. 2004. 416 стр.
- Августин. Проповеди. // ВДИ. 2007. № 3.
- Св. Августин, епископ Гиппонский. Проповедь 81. / Пер. С. А. Степанцова. // ВДИ. 2009. № 1. С. 260—267.
Другие переводы
- В серии «Loeb classical library» изданы «Исповедь» (т. 1-2, № 26-27), «Избранные письма» (т. 3, № 239), «О граде Божием» (т. 4-10, № 411—417).
- В серии «Collection Bud?» издана «Исповедь» в 2 томах.
Примечания
- Serm. XLIII 3,4
-
Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья А. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с. — (Памятники религиозно-философской мысли). — 50000 экз. — ISBN 5-7664-0472-7
«Исповедь» Августина неоднократно издавалась в русских переводах, но указанное издание содержит очень обстоятельный, информативный комментарий (с. 401—484) М. Е. Сергеенко, с обилием цитат из других произведений мыслителя, позволяющий читателю составить более полное, чем чтение «Исповеди», представление о философских взглядах Августина. Например, «Исповедь» Августина в 4-томнике его сочинений (СПб., 1998) столь ценным комментарием не сопровождается. - De lib. arb. III 13,36
- De Trin. X 11,18 cp. IX 4,4; X 3,5; De lib. arb. III 3,6 сл.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. С. 150—151.
Влияние на христианство
Боттичелли. «Св. Августин»
Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо не только в африканской, но и в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений, нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Разрабатывал учение о св. Троице, исследовал отношения человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры.
Оказал влияние на Раймунда Луллия и других православных и католических богословов, подчёркивавших важность разума как источника веры. Согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке
Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения. Более того, Августин не рассматривает первородный грех в качестве причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в мире людей и животных. Он даже предполагает, что организм Адама и Евы был создан смертным ещё до грехопадения (но если бы они не согрешили, то обрели бы духовные тела и вечную жизнь ещё до Второго пришествия Христа)Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.
В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера.
Учение Августина о предопределении стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.
Божественное предопределение
«Рождество со св. Августином и Гальгано» (П. ди Джованни д’Амброджо, 1430-е) Августин (слева) изображался обычно с книгой — намек на его литературную деятельность «во славу Божью»
По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.
У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.
Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.
Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»
Время и вечность
Аврелий внес существенный вклад в развитие философских взглядов о времени. Августин признавал всю сложность размышлений о нем. Он постоянно просит Бога о просвещении. Для философа несомненной истиной было то, что время есть мера изменения и движения, которые присущи всем созданным вещам. Времени не было до сотворения мира, его появление связано с божьим творчеством. При сотворении всего материального Господом, создана и мера его изменчивости.
Проводя анализ самого определения времени, Августин старался понять главные его характеристики – прошлое, настоящее и будущее. В результате, он пришел к выводу, что ни прошлого, ни будущего не существует, есть только настоящее, в котором можно мыслить о прошедших или будущих событиях. Таким образом, прошлое находится лишь в памяти человека, а будущее находит отражение в надежде.
Мировоззрение Августина сводит прошлое и будущее к настоящему времени. Но ему присуще и стремление замедлить столь быстрое движение времени. В реальности, это не представляется возможным. В божественном мироздании все существует сейчас, без всяких «до» и «после».
Вечность статична и является неотъемлемой частью существа Бога. Августин противопоставляет вечное существование Господа и постоянную изменчивость мира материальных вещей – это одна из основ воззрений философа.