Господь бог саваоф. акафист богу сафаофу
Содержание:
- Икона господа Саваоф
- Имена Господа в трудах святого Дионисия
- Икона Спасителя — как молиться Господу
- Имя «Бог Саваоф» в молитвах и богослужении
- Запрет на изображение
- Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы
- Значение слова саваоф
- Историческая справка
- Взбранной Воеводе Победительная икона Пресвятой Богородицы на холсте.
- Есть ли имя у Бога?
- Хвалебные гимны, пришедшие на Русь из Византии
- В культуре
- Примечания
- Господь бесконечный и вездесущий
- История появления акафиста Господу Саваофу
- Икона Спасителя «Господь Саваоф»
Икона господа Саваоф
Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
В истории христианской религии Господь Саваоф наделен одним из титулов Бога. Начиная с 787 года, VII Вселенским Собором на Руси любые изображения Саваофа были запрещены. Несмотря на этот запрет, православные христиане всецело его игнорировали, поэтому, и в древних храмах, и в храмах современной эпохи очень часто можно видеть изображение Саваофа – икону Бога-Отца в виде седовласого старца. У этой старинной иконы было и другое название – Отечество. Это изображение появилось в христианской иконографии очень давно. На древней иконе Бог-Отец рисовался в виде благообразного старца и был похож на древнегреческого царя богов Зевса. Обычно, Его лик размещался на треугольнике, символизирующем Троицу.
90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…
Известные списки иконы Саваофа
Сегодня коллекционеры многих стран считают старинную икону Саваофа – Бога-Отца самым древним и загадочным образцом православной иконографии. До наших дней дошло несколько древних списков этой уникальной иконы. Одна из них Богоматерь Знамение и Отечество. Это православная икона — двухрядица, на которой изображен восседающий на Небесном престоле Бог-Отец в виде старца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми в двуперстном благословении руками. На коленях у Него восседает Христос Эммануил. В круге изображен голубь – символ Святого Духа.
В низу иконы расположен образ Богоматери Знамение. Древняя икона Отечество представляет собой религиозный сюжет Троицы Новозаветной, но без образа Божьей Матери. Еще одно изображение господа Саваофа на иконе
Отечество с избранными святыми напоминает предыдущие иконы, но по сторонам у Бога-Отца изображены фигуры столпников, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит юный апостол Фома. Сохранившиеся до наших дней, эти святыни несут православным христианам частицу прошлого и помогают заново познать библейские истории и тайны.
С тегами: легенды молитва религия христианство
Предыдущий
Следующий
Имена Господа в трудах святого Дионисия
Развивая своё учение, в качестве Божественных имён богослов использовал ряд терминов, употребляемых в обычной речи для обозначения сугубо положительных понятий. Например, Бог Саваоф именуется у него как Благость. Такое имя он даёт Господу ввиду той неизреченной благости, которую Он щедро источает всему сотворённому Им миру.
Лучезарное сияние, которым Бог наполняет землю, даёт основание святому Дионисию назвать Его Светом, а очарование, придаваемое Им Своим творениям, – Красотой. Объединяя эти понятия единым словом, он даёт Богу имя Любовь. В трудах Дионисия мы встречаем и такие имена Господа, как Добро, Единство, Жизнь, Премудрость и многие другие, обоснование которых следует из самого учения о Едином и Присносущном Боге.
Икона Спасителя — как молиться Господу
Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай
Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва
Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:
• Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах; • Молитесь в опасности; • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей; • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться; • Молясь об исцелении в болезни; • Обращаясь к Нему во внезапной опасности; • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль; • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.
Читать молитву Иисусу Христу можно на русском языке онлайн по тексту ниже:
Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.
Имя «Бог Саваоф» в молитвах и богослужении
Этот Божественный титул упоминается в православных песнопениях, в том числе богослужебных. Например, ангельское славословие из видения пророка Исайи содержится в литургическом песнопении «Милость мира». Оно принадлежит к числу нетварных молитв. Это обращение не придумано человеком, а даровано ему от Самого Бога.
Пением «Милости мира» сопровождается важнейшая часть Божественной литургии – Евхаристический канон. Именно в эти мгновения происходит таинственное превращение освящённых хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы.
Имя Саваоф употребляется в чине оглашения, которым предваряется Таинство Крещения. Чин включает отречение крещаемого от сатаны и чтение священником нескольких молитвословий. Они содержат просьбу к Богу принять крещаемого в Лоно Церкви и защитить от злых сил. Также священнослужителем произносятся три особых запретительных текста. Они призваны отогнать дьявола от желающего креститься и утвердить последнего в вере. Обращением к Господу Саваофу начинается третье запрещение.
Запрет на изображение
После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.
На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.
Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы
Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:
- Богом-Отцом;
- Богом-Сыном (Иисус Христос);
- Богом-Святым Духом, изображающемся в виде голубя.
Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.
Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.
Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:
- наличие единой воли;
- единая направленная сила;
- совершение единого направленного действия.
Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.
Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:
- ум соответствует образу Отца;
- мысль – образу Сына;
- душа – образу Святого Духа.
Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли. Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин. Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.
Значение слова саваоф
Примеры употребления слова саваоф в литературе.
Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — египтяне, и дело рук Моих — ассирияне, и наследие Мое — Израиль. Но подул ветер, началась буря, и, чтобы не быть унесенными ветром, схватились они друг за друга, и родились у них боги — Праджапати, Брахма, Вишну, Шива, Индра, Агни, Кубера, Варуна, Яма, Индра, Сурья, Сома, Ваю, Вишвакарман, Шеша, Лакшми, Париджаата, Сурабхи, Гаруда, Нандин, Дурги, Нага, Маричи, Кашьяпу, Ангирас, Пуластьи, Дакша, Дити, Дану, Адити, Вивасват, Ману, Будха, Ила, Бхарата, Индра, Кришна, Майя, Парвати, Кали, Хара, Саваоф, Иево, Элохим, Эль, Илу, Эльон, Мелек, Авель, Каин, Сим, Хам, Иафет, Авраам, Элам, Ассур, Вельзевул, Арам, Левиафан, Алий-ану-Балу, Диа-Балу, Шехина, Баалш, Вилон, Ракиа, Маком, Асмодей, Лилит, Аграт, Бат-Махлат, Наама, Шаврири, Руах-Цереда, Бен-ТеМальйон, Кетеб Мерири, Эн-Соф, Зевс, Афродита, Аполлон, Лета, Афина, Эрот, Гефест, Аид, Рея, Кронос, Дионис, Венера, Деметра, Посейдон, Тифон, Кербер, Химера, Геба, Пан, Муза, Юпитер, Марс, Веста, Квирин, Янус, Вирбий, Диана, Фавн, Минерва, Нептун, Гений, Люцифер, Водан, Тиу, Тор, Фригг, Нуаду, Луг, Огма, Фрейн, Фрейра, Ньерд, Нертус, Б
Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: , то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою.
Важный, медлительный, как сам бог Саваофу почтальон въехал на заставский двор с туго набитой сумкой через плечо, окинул взором веселое общество, выжидая наступления должной тишины и внимания.
Дерфлиха, откуда из-под тени сине-белой полосатой маркизы вдруг выпрыгнул маленький Седезаум, держа в пухлых ручках бутылку молока и пакетик с булочками, маленький, тщеславный и смиренный, маленький, благочестивый и изворотливый, и точно так же с молоком и булочками, но уже попавшими в круглое брюшко, маленький, тщеславный и смиренный, маленький, благочестивый и изворотливый, он поскачет в зал заседаний бундестага, потворщик, певец господа, а бог его необязательно живет в надзвездной вышине, как бог Саваоф, Седезаум всегда умел гармонично сочетать перед своей совестью и перед миром правила земного и небесного служения богу.
Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, Полны небеса и земля славы Твоей.
С одной стороны, по Ветхому Завету выходит, что Бог — это иудеянский Адонай, которого священные книги однажды именовали Иеговой, еще несколько раз — Саваофом, Вседержителем, а чаще — просто Господом с добавлением разнообразных хвалебных эпитетов.
Было трудно и тяжело дышать: странные слова навевали жуткую грусть, сладкий запах ладана кружил голову, в окна лился холодный белый свет, и бледно таял вверху, в светлом куполе, грозный Бог Саваоф.
Посему будет называться Иерусалим городом истины, а гора Иеговы Саваофа — горою святости.
Эту победную Серафимскую песнь, которую слышали в святых виденьях своих пророки, подхватывает весь лик певцов, унося мысли молящихся к незримым небесам и заставляя их вместе с серафимами повторять: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, и облетая вместе с серафимами престол Божественной славы.
Яхве, он же Иегова, он же Саваоф в виде почтенного старца лет восьмидесяти в восточной одежде с расписным поясом, с окладисто падающей белой бородой, сидит к нам лицом в каких-нибудь трех-четырех шагах от нас слева за ковриком, на котором Авраам услужливо разложил блюда с лепешками.
Величавые и небесные, они подымались все выше и выше — туда, где в синем небе купола белокудрый Саваоф сидел в облаке золотых звезд и правил миром.
Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах?
Историческая справка
Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).
Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова
Под войсками Творца подразумевают:
- защитников израильских земель;
- небесных служителей Бога;
- сонмы святых, окружающих Его;
- звезды и другие подобные объекты космоса.
Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.
Это интересно: Икона святой мученицы Елизаветы — разбираем досконально
Взбранной Воеводе Победительная икона Пресвятой Богородицы на холсте.
Иконы Богородицы Взбранной Воеводе Победительная приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. Многие воины носят с собой икону Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед образом Взбранной Воеводе Победительная, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.
В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он – один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси. В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь – святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молются о даровании им последнего русского царя. ( Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.
По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.
Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.
Подобный случай был и в Киеве.
Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа .
Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) . (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 – 17)
В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную . Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Хвалебные гимны, пришедшие на Русь из Византии
В первые же годы, последовавшие за крещением Руси, на землях, освящённых светом истинной веры, начался активный процесс перевода с греческого языка на русский различных богослужебных текстов, пришедших к нам из Византии. Значительное место среди них занимали акафисты, принадлежащие к жанру православной гимнографии и представляющие собой хвалебные песни, написанные в честь Господа Бога, Его Пречистой Матери, а также ангелов и святых.
Структурной особенностью акафистов является наличие короткого вступления, именуемого кукулией, и следующих за ним 12 больших строф, называемых икосами и завершающимися неизменным рефреном, начинающимся со слов «Радуйся…», и такого же количества малых строф – кондаков, в завершение каждого из которых стоит «Аллилуйя!»
В культуре
- «Очарованный странник» (1873) — повесть Н.С. Лескова;
- «Бог Саваоф» (1896) — картина В.М. Васнецова;
- «Саваоф» (1908) — стихотворение И.А. Бунина;
- «Саваоф» (1909) — стихотворение К. Д. Бальмонта;
- «Пришествие» (1917) — стихотворение С.А. Есенина;
- «Нощь и поле» (1917) — стихотворение С.А. Есенина;
- «Толпы, толпы, как неуемные…» (1918) — стихотворение А.Б. Мариенгофа;
- «Русь Бесприютная» (1924) — стихотворение С.А. Есенина;
- «Случай Чарльза Декстера Варда» (1927) — повесть Г.Ф. Лавкрафта;
- «Искусство» (1930) — стихотворение Н.А. Заболоцкого;
- «Небесное воинство» (1937) — кантата Бенджамена Бриттена;
- «Мой брат» (1986) — композиция Игоря Талькова;
- «Саваоф» (2014) — композиция рок-группы «Пастырь».
- «Moon over Sabaoth» (2020) — композиция метал-группы «Draconian».
Примечания
Примечания
- В оригинале Ветхого Завета использовано слово каддош , что не имело никакого отношения к нравственности и означало «непохожесть», полную чуждость (К. Армстронг «История Бога», стр. 54).
Сноски
- ивр. שמות טו:ג; рус. Господь муж брани, Иегова имя Ему. (Исх. 15:3).
- Комментарий раввина Шломо Ицхаки (Раши).
- Комментарий раввина Шимшона-Рафаэля Гирша.
- Армстронг, История Бога, 2021, с. 54.
- Саваоф в Библейской энциклопедии
- Покровский Н. «Сийский иконописный подлинник», вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 106, 107
- Кондаков Н. П. «Русская икона», т. III. Текст, ч. 1, Прага, 1931, стр. 106, 107; т. IV. Текст, ч. 2, Прага, 1933, стр. 278, 279
- Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам), «Введение в комментарий «Сулам». Десять сфирот»
Господь бесконечный и вездесущий
Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.
Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.
Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.
Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.
История появления акафиста Господу Саваофу
Прежде чем разобраться, как и когда читается подобная молитвенная песнь, стоит узнать историю происхождения имени Господа. Словосочетание Бог Саваоф часто встречается на страницах Старого Завета в Библии и является одним из имен Создателя, которое использовал еврейский народ. По традиции Русской Православной церкви, это имя переводится, как «Господь воинств архангельских», а одно из множества имен Господа подчеркивает его силу и безмерное могущество.
Из-за того, что слово Саваоф является производным от слова «воинственный», некоторые христиане ошибочно считают, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи Священного Писания утверждают, что это не так, поскольку это имя Создателя практически не встречается на страницах Старого Завета, где идет описание военных сражений израильского народа, а появляется уже в тот период, когда евреи вели относительно мирную жизнь и не противостояли захватчикам.
Поэтому словосочетание Господь Бог Саваоф используется в значении всемогущего Творца, сотворившего небо и землю. Согласно Священному Писанию, не только все, населяющее землю, является воинством Бога живого, но и Небесные светила, которые находятся в полном повиновении у Создателя. В Старом Завете встречается еще одно имя Бога Израилева — Иегова, что в переводе означает «Он жив».
Некоторые верующие интересуются, можно ли читать акафист Господу Саваофу, если это имя упоминается исключительно в Старом Завете, а в Новом отсутствует
Здесь стоит обратить внимание на нераздельность трех ипостасей Бога. Начиная XVI века, на иконах, изображающих Святую Троицу, Бог Саваоф соответствует личности Бога-Отца
В Новом Завете Слово первой ипостаси Господа облеклось в тело и пришло в мир как Бог-Сын, Иисус Христос, которому суждено было пострадать за грехи человечества и принять мученическую смерть на кресте Голгофы.
После воскресения Спасителя и при создании на земле своей церкви Бог-Отец послал на землю Дух Святой, который и сегодня действует в душах людей. Все эти три ипостаси являются проявлениями одного Господа, поэтому, когда христианин обращается к Богу Саваофу, это также подразумевает молитву, обращенную к Богу-Сыну и Святому Духу.
Святой Дионисий, известный богослов прошлого, именовал Бога Саваофа как Благость, это он связывал с тем, что Господь дает неизреченную благость всему миру не по делам людей. Кроме этого, богослов давал Создателю еще несколько имен, связанных с его качествами, таких как Свет, Красота, Единство, Добро, Жизнь.
После того, как князь Владимир крестил Русь, из Византии к нам пришли молитвенные песни, именуемые акафистами. В них воспевался Господь, Богородица, святые и ангелы. Даже историки православной религии затрудняются с точностью определить время, когда был написан акафист, который читают во славу Господа Саваофа. Однако с тех пор, как он появился на Руси, он занял почетное место в отечественной религиозной гимнографии.
Сегодня его читают как в составе праздничных богослужений, так и во время обычных воскресных молебнов. Весь текст акафиста Господу Саваофу проникнут благоговением и почитанием Творца. От обычной молитвенной песни он отличается тем, что последние слова икосов «Радуйся…» заменены на «Господи Боже», как более подходящие и соответствующие общему содержанию текста.
Если внимательно изучить текст акафиста, можно заметить, что в нем изложена вся история, от Сотворения мира до смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте. Это приведено в лаконичном виде, а поскольку акафист написан в высокохудожественной форме, это делает его одним из самых значимых в христианской гимнографии.
Икона Спасителя «Господь Саваоф»
Господь Саваоф – одно из имен Божиих в Священном Писании. Имя в еврейском языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге пророка Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ – Господь Вседержитель; как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων – Господь сил (обычно в Псалтири).
Еврейский синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс.32:6), как 2 существительных, одно из которых является приложением, передающим функции (Cazelles. 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во множественном числе, обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κύριος παντοκράτωρ) (Eissfeldt. 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиционный перевод опирается в том числе на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1Цар.17:45), небесные существа (напр., 3Цар.22:19-23; Пс.102:19-22, 148:1-5; Дан.8:10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс.81:1, 88:8), или звезды и другие светила (ср.: Втор.4:19; 4Цар.23:4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт.2:1).
Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище в Силоме (1Цар.1:3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1Цар.4:4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу (Seow. 1992).
В еврейском тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» встречается 284 раза (4Цар.19:31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам Ветхого Завета. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис.1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис – 62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого моря только однажды в 1QSb 4. 25).
Эти данные позволяют искать связь имени Господь Саваоф с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у пророка Исаии (Ис.6:3; ср.: Ис.6:5). Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (Ис.8:18; ср.: Зах.8:3), а Иерусалим – Его городом (Ис.47:9), «сидящим на херувимах» (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; 1Пар.13:6; Ис.37:16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3Цар.6:23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1Пар.28:2; ср.: Пс.98:5, 131:7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (напр., Пс.23:10; Иер.46:18, 48:15, 51:57). Помимо всемогущества и царской власти имя Господь Саваоф связывается с творением мира (Ам.4:13; Иер.10:16) и эсхатологической войной (Ис.13:4, 31:4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис.24:23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис.25:6). Все народы будут приходить к Господу Саваофу на праздник Кущей (Зах.14:16-17) и приносить дары (Ис.18:7).
Имя Господь Саваоф употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак.5:4 и Рим.9:29) и в литургических текстах.