Пантеизм

Спорные вопросы

Использование религиозных терминов

Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.

Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.

Поскольку пантеизм рассматривается как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например, в теизме верят в Бога-личность трансцендентного по отношению к миру. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.

Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Критика и отрицание пантеизма

Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.

Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.

Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.

В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).

Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.


Православная церковь отрицает теорию пантеизма

Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.

Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.

литература

  • Буркхард Гладигоу : Пантеизм и мистицизм природы. В: Рюдигер Бубнер и др. (Ред.): Разделение природы и духа. Финк, Мюнхен 1990, ISBN 3-7705-2644-9 , стр. 119-143.
  • Генрих Шольц : О древнейшей концептуальной истории деизма и пантеизма. В: Прусский ежегодник. 142 (1910), стр. 318-325.
  • Бернхард Майер , Кристоф Джамме, Эрвин Х.Ю. Куапп:  Атеизм . В: Реальная богословская энциклопедия (TRE). Том 25, de Gruyter, Берлин / Нью-Йорк 1995, ISBN 3-11-014712-2 , стр. 624-641.
  • Жан-Клод Вольф : Пантеизм после Просвещения: Религия между ересью и поэзией. Альбер, Фрайбург-им-Брайсгау / Мюнхен 2013, ISBN 978-3-495-48584-2 .

черты

— Пантеизм воспринимает вселенную как единое целое: вселенная — это Бог. Бог не существует как абстракция, но проявляется во вселенной через силы, субстанцию ​​и законы природы и объединенный космос.

— Это отличается от панентеизма, еще одной связанной доктрины, которая утверждает, что Бог имманентен и охватывает всю вселенную, но превосходит ее. Пантеизм утверждает, что Бог и вселенная — это одно и то же.

— Пантеизм отвергает традиционные представления о Боге. Одним из них является его трансцендентность; то есть, что Бог — это сущность, которая превосходит вселенную и находится над ней. Напротив, пантеисты утверждают, что «Бог есть все, и что все есть Бог», с помощью которого они отвергают идею о том, что это выходит за пределы мира..

— Другое важное различие между западными теистическими религиями и пантеизмом — это концепция личности, которая описана Богом. Для пантеистов у Бога нет воли относительно вселенной или мира, поэтому он не может на это воздействовать

Бог пантеизма не является личным, не имеет никаких убеждений, предпочтений или желаний; вот почему он не действует.

— Согласно мыслителям этого богословского течения, Бог — это не личностная божественность, которая пронизывает все существование и понимает божественное единство мира.

— Как религиозная позиция, пантеизм утверждает, что природа пропитана ценностью и достойна почтения, уважения и изумления. В другом смысле, как философская позиция, пантеизм — это выражение веры во всеобъемлющее единство, которое формулируется различными способами..

Природа и смысл

Пантеизм, как и пантеизм, можно изучать путем трехстороннего сравнения с классическим теизмом в свете восьми различных точек зрения: от трансцендентности или имманентности, от монизма, дуализма или плюрализма и от времени или вечности.

Его также можно исследовать из разумного или нечувствительного мира, через мир как реальный или фантазийный, через Бога как абсолютного или относительного, из свободы или детерминизма и из сакраментализма или секуляризма.

Некоторые философы рассматривают пантеизм как форму атеизма, потому что он отрицает существование Бога в том виде, в каком его понимали западные религии. То есть отрицает существование трансцендентного и личного Бога.

Для традиционных теистов также неясно, на что ссылаются пантеисты, когда говорят о Боге. Даже представители пантеизма были названы еретиками консервативными католиками..

Что касается атеизма, Шопенгауэр указывает, что идея Бога не может быть сведена к идее традиционных теистов (трансцендентного и личного Бога), потому что другие религиозные традиции нетеистической природы имеют много других концепций божественности как элемента, способного пропитывать все существование.

Так обстоит дело с концепцией китайского философа Лао Цзы Тао или Шанкары Брахмана, а также концепции Плотина в Едином («первый принцип») и Гегеля Гейста..

Шопенгауэр предупреждает, что называть «атеистами» тех, кто думает так только потому, что они отвергают концепцию личного и трансцендентного Бога, упрощенно. Кроме того, атеизм тоже не религия.

Дуализм

Слово «дуализм» происходит от латинского dualis (двойственный). Все дуалистические учения сходятся в одном – они предполагают существование двух равных начал в основании мира – добра и зла. В деталях могут быть разночтения – дух и материя, бог добра и бог зла, познающий субъект и познаваемый объект и т. д.

По одной из античных гипотез о происхождении вселенной мир появился как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю. Согласно этой гипотезе материя существовала параллельно с божественным началом. Наиболее детально эта гипотеза изложена в трактатах древнегреческих философов Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).

К теме

Термин возник в эпоху Просвещения и восходит к британскому философу Джону Толанду , который создал его в 1709 году как выражение своих религиозных убеждений. Он постулировал : «Нет божественного существа, отличного от материи и этой мировой структуры, и самой природы, т.е. ЧАС. Пусть совокупность вещей будет единственным и высшим Богом ». В 1720 году он написал свою работу« Пантеистикон » , в которой объединил идеи орфических с идеями гилозоизма .

Во второй половине 18 века « спинозизм » и «пантеизм» часто использовались как синонимы, потому что Барух де Спиноза представлял собой уравнение между Богом и природой (« Deus sive Natura », «Бог или (также) природа»). В споре о пантеизме, который начался с Фридриха Генриха Якоби в 1785 году с его тезисом о согласии пантеизма и атеизма, в качестве его оппонентов были задействованы известные деятели просвещения, такие как Моисей Мендельсон , Иоганн Готфрид Гердер и Иммануил Кант .

Мыслители- монотеисты, которые верили в личного Бога, использовали приписываемый им пантеист в полемике против авторов, которые недостаточно подчеркивали разницу, которую они представляли между Богом и миром или природой. Они называли «пантеистами» всех писателей и ученых, испытавших пренебрежительное влияние Спинозы, таких как Иоганн Вольфганг фон Гете и многочисленных представителей романтизма и бидермейера . Фактически, несмотря на обесценивание связи с пантеизмом, произведения названных лиц ясно показывают их настоящее пантеистическое мировоззрение.

Жан Гиттон (1901–1999) писал, что любой атеизм — это форма пантеизма, поскольку понятие Бога каким-то образом помещено в мир. Согласно Гео Виденгрену , политеизм произошел от пантеизма .

В философии

Древнегреческая философия

Религиозные верования неоплатонизма можно рассматривать как панентеистические. Плотин учил, что существует невыразимый трансцендентный Бог (« Единый », для Эн , τὸ Ἕν), эманациями которого были последующие реальности. Из «Единого» исходит Божественный Разум ( Nous , οῦς) и Космическая Душа ( Psyche , Ψυχή). В неоплатонизме сам мир есть Бог (согласно Платону « Тимей 37»). Эта концепция божественности связана с концепцией Логоса (Λόγος), которая возникла много веков назад при Гераклите (ок. 535–475 до н. Э.). Логос пронизывает космос , в результате чего все мысли и все происходят, или как Гераклит сказал: «Тот , кто слышит меня нет , но Логос говорить: Все один.» Неоплатоники, такие как Ямблих, попытались согласовать эту точку зрения, добавив еще одну ипостась над исходной монадой силы или Дунамисом (Δύναμις). Эта новая всепроникающая монада охватывала все творение и его изначальные несотворенные эманации.

Современная философия

Позже Барух Спиноза утверждал, что «Все, что есть, находится в Боге, и без Бога ничего не может быть или зачато». «Индивидуальные вещи являются не чем иным, как модификациями атрибутов Бога или способами, с помощью которых атрибуты Бога выражаются фиксированным и определенным образом». Хотя Спинозу называли «пророком» и «принцем» пантеизма , в письме Генриху Ольденбургу Спиноза заявляет, что «что касается мнения некоторых людей, что я отождествляю бога с природой (взятой как разновидность массы или телесной материи). ), они совершенно ошибаются ». Для Спинозы наша вселенная (космос) — это режим с двумя атрибутами: Мысль и Расширение . У Бога бесконечно много других атрибутов, которых нет в нашем мире.

Согласно немецкому философу Карлу Ясперсу , когда Спиноза писал «Deus sive Natura» (Бог или природа), Спиноза не имел в виду сказать, что Бог и Природа являются взаимозаменяемыми терминами, а скорее, что трансцендентность Бога подтверждается его бесконечным множеством атрибутов, и что два атрибуты, известные людям, а именно Мысль и Расширение, означают имманентность Бога . Более того, Марсьяль Геру предложил термин панентеизм , а не пантеизм, чтобы описать взгляд Спинозы на отношения между Богом и миром. Мир — не Бог, но он в сильном смысле «в» Боге. Тем не менее, американский философ и самопровозглашенный панентеист Чарльз Хартшорн называл философию Спинозы « классическим пантеизмом » и отличал философию Спинозы от панентеизма.

В 1828 году немецкий философ Карл Кристиан Фридрих Краузе (1781–1832), стремясь примирить монотеизм и пантеизм , ввел термин панентеизм (от древнегреческого выражения πᾶν ἐν θεῷ, pān en theṓ , буквально «все в боге»). Эта концепция Бога повлияла на таких трансценденталистов Новой Англии , как Ральф Уолдо Эмерсон . Этот термин был популяризирован Чарльзом Хартшорном в его развитии теологии процессов, а также был тесно связан с Новой мыслью . Формализация этого термина на Западе в XIX веке не была новостью; на нем тысячелетиями писались философские трактаты в контексте индуизма .

Среди философов, принявших панентеизм, были Томас Хилл Грин (1839–1882), Джеймс Уорд (1843–1925), Эндрю Сет Прингл-Паттисон (1856–1931) и Сэмюэл Александр (1859–1938). Начиная с 1940-х годов Хартсхорн исследовал многочисленные концепции Бога. Он пересмотрел и отверг пантеизм, деизм и пандеизм в пользу панентеизма, обнаружив, что такая «доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания». Хартсхорн сформулировал Бога как существо, которое может стать «более совершенным»: Он имеет абсолютное совершенство в категориях, для которых возможно абсолютное совершенство, и относительное совершенство (т. Е. Выше всех других) в категориях, для которых совершенство не может быть точно определено.

Гностицизм

Идеи восточного дуализма о порочности всего материально в первые века христианской веры были восприняты гностиками. Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.

Некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II в., учил о различии между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.

Сущность и основные положения

Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.

У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.

Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.

Эту мысль поддерживали:

  • Гераклит;
  • Спиноза;
  • стоики.

Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.

Сущность пантеизма

Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного философа Парменида Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.

Суть и идеи пантеизма

В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.


Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и Вселенную

Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:

  • первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
  • второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.

Течения и представители пантеизма

Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.

Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.

  • Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
  • Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
  • В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
  • Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
  • В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).

В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.

Религиозно-философские течения, признающие пантеизм

На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:

  • толстовство;
  • суфизм;
  • язычество;
  • нью-эйдж;
  • масонство;
  • хлысты;
  • эпикуреизм;
  • натурфилософия;
  • немецкая классическая философия;
  • стоицизм;
  • агностицизм.

Мыслители, близкие к философии пантеизма

Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.


Первое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно

К апологетам пантеизма относились:

  • Джордано Бруно;
  • Давид Динанский;
  • Кампанелла Томмазо;
  • Николай Кузанский;
  • Парменид;
  • Иоанн Скот Эриугена;
  • Сковорода Григорий Саввич;
  • Спиноза, Бенедикт;
  • Джон Толанд;
  • Толстой Лев Николаевич;
  • Фихте Иммануил Герман;
  • Филон Александрийский;
  • Фейербах Людвиг Андреас;
  • Фалес.

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Первыми греческими учеными, которые проявили интерес к этой теме, были:

  • Гераклит;
  • Анаксимен;
  • Фалес;
  • Анаксимандр;
  • адепты стоицизма.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector